Главная / Другое / Обогащение речевой практики обучающихся 10-11 класса в условиях работы киноклуба

Обогащение речевой практики обучающихся 10-11 класса в условиях работы киноклуба

Обогащение речевой практики обучающихся 10-11 класса

в условиях работы киноклуба.

Кондратьева Елена Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МОБУ СОШ № 25/11 г.Таганрога

В современном обществе умение говорить, чётко формулировать свои мысли, ясно и аргументированно отстаивать свою точку зрения является одним из важнейших. Не случайно в федеральном государственном образовательном стандарте большое внимание уделяется формированию у школьников интеллектуально-речевого универсального учебного действия. Владение всеми видами речевой деятельности , активное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения (совместно выполнять задания, участвовать в спорах, обсуждать актуальные проблемы и т.п.) позволит современному выпускнику успешно самореализоваться и самосовершенствоваться. Именно поэтому в процессе изучения русского языка (как на уроках, так и во внеклассной работе) важное место отводится совершенствованию речевого опыта обучающихся.

Одной из форм внеурочной деятельности, направленной на обогащение речевой практики обучающихся 10-11 класса, является киноклуб, так как это и диалоги, и дискуссии, и монологические высказывания. Школьный киноклуб - явление известное, однако не столь распространённое, так как данная форма достаточно трудоёмка. В МОБУ СОШ № 25/11 киноклуб «Не переключать ? » действует год. Любители кино собираются не только ради просмотра, но и для того, чтобы получить возможность высказаться и быть услышанным. В киноклубе есть главное правило: каждый имеет право на собственное мнение, и оно достойно уважительного отношения. Задача ведущего обобщать высказанные идеи, ненавязчиво высказывать свою точку зрения ,знакомить с высказываниями выдающихся людей.

В основу киноклуба положена идея телепередачи А.Гордона «Закрытый показ». Начинается встреча с вступительного слова ведущего, задача которого нацелить на актуальность темы, поднимаемой на заседании, а также познакомить с творческим коллективом, работавшим над созданием картины. Далее в работу включаются две творческие группы, предварительно познакомившиеся с видеоматериалом. Ребята кратко рекомендуют участникам встречи смотреть фильм или не смотреть, аргументируя свою позицию. Далее идёт просмотр картины (желательно брать небольшие по формату киноработы) и приступают к обсуждению. Задача ведущего выстроить правильно цепь вопросов, чтобы разговор оказался содержательным и фильм был проанализирован с разных сторон : содержания, проблематики, режиссёрского решения, актёрских работ, музыкального сопровождения. Обсуждение каждого вопроса завершается микровыводом.

Однако при проведении киновстреч недостаточно задавать вопросы и получать на них ответы, так как это может воспитать дилетантов, суждения которых поверхностны и ограничены масштабом собственных познаний. Для того, чтобы состоялся живой и в то же время познаватель-ный разговор, в заседаниях нашего киноклуба активное участие принимают психологи и культурологи (плодотворным является и сотрудничество с историком). Таким образом, школьный киноклуб - это серьёзная работа, которая решает не только воспитательные , но и образовательные задачи.

Знакомясь с художественными, документальными, мультипликацион-ными фильмами, ребята учатся извлекать информацию, анализировать и интерпретировать её, а также использовать полученные знания на практике, например, в качестве аргументации собственного мнения в сочинении-рассуждении ЕГЭ. Рассматривая тексты публицистического стиля речи, выпускнику порой приходится трудно в поисках не только литературных аргументов, но и аргументов, опирающихся на жизненный опыт. В решении данной проблемы могут помочь занятия киноклуба, ведь выбор фильмов, как правило, обосновывается их социальной значимостью, злободневностью и актуальностью.

Название фильма

Авторы

Проблемы

Американский короткометражный фильм «Цирк бабочек» .

Режиссёр- Джошуа Вайгеля

Проблема поиска смысла жизни.

Проблема истинных и ложных ценностей.

Проблема милосердия и сострадания.

Проблема отношение к инвалидам.

Проблема красивого и безобразного

Проблема влияния экономического кризиса на нравственное состояние общества.

Проблема веры.

Российский короткометражный фильм «По контуру лица» . Режиссёр-Павел Смирнов.

Проблема одиночества.

Проблема истинных и ложных ценностей.

Проблема любви.

Проблема предательства.

Проблема нравственного выбора.

Проблема человек и государство.

Английский короткометражный фильм «Одна сотая секунды». Режиссёр- Сьюзэн Джейкобсон

Проблема нравственного выбора.

Проблема цели и средства.

Проблема совести.

Советский художественный фильм «Отец солдата» . Режиссёр- Резо Чхеидзе

Проблема человек и война.

Проблема межнациональных отношений. Дружбы народов.

Проблема гуманизма.

Проблема нравственного выбора.

Проблема отношение человека к природе.

Проблема патриотизма.

Историческая кинодрама «Андрей Рублёв». Режиссёр-Андрей Тарковский.

Проблема трагедии междуусобных войн.

Проблема влияния войны на жизнь человека.

Проблема поиска истины, смысла жизни.

Проблема художника и государства.

Проблема творчества.

Проблема русского национального характера.

Проблема мира.

 Советский мультипликационный фильм «Ёжик в тумане». Режиссёр-Юрий Норштейн.

Проблема фантазий и страхов задумчивого и мечтательного ребенка.

Проблема постижения мира.

Проблема дружбы.

Проблема помощи.

Влияние американских мультиков на детское подсознание.

Проблема воздействия массовой культуры на формирование человека.

Проблема роли телевидения в современном

обществе.

Проблема воспитания

Предлагаю вашему вниманию сценарий заседания школьного киноклуба «Не переключать?», на котором шло обсуждение «Ёжика в тумане» Юрия Норштейна. Вы, наверное, удивлены, почему для старшеклассников предлагается мультипликационный фильм. Выбор, честно говоря, был случайным. На первой киновстрече мы познакомились с документальной работой «Влияние американских мультиков на детское подсознание». Впечатлённые увиденным, ребята решили рассмотреть какой-нибудь мультфильм , снятый во времена Советского Союза, и попытаться разобраться, какую роль он играет в формировании личности ребёнка. Самым загадочным, наивным, таинственным, добрым, чистым, непосредственным является «Ёжик в тумане» Юрия Норштейна. В чём его магическая сила? Почему его назвали «лучшим мультфильмом всех времён»? Каков его символический подтекст? Какие важные проблемы поднимает этот странный «Ёжик в тумане» и чему учит нас, взрослых? На эти и другие вопросы мы и попытались получить ответы на заседании киноклуба «Не переключать?».

Сценарий заседания киноклуба «Не переключать ?»

Обсуждение мультипликационного фильма «Ёжик в тумане».

Ведущий киноклуба (далее ведущий). Добрый день. Мы рады видеть вас на заседании школьного киноклуба «Не переключать?», который рассчитан на широкую и, конечно же, глубокую, пытливую аудиторию. Сегодня для обсуждения будет предложен мультипликационный фильм Юрия Норштейна «Ёжик в тумане», вышедший в Советском Союзе в 1975 году. Эта работа была удостоена наград:

I премии на IX Всесоюзном кинофестивале во Фрунзе, 1976 год.;

«Гран-при» и Большой золотой медали на X МКФ для детей и юношества, Тегеран, 1977г.;

Премии Лондонского фестиваля (фильм признан «выдающимся фильмом года»), 1977г.;

«Серебряного бумеранга» на МКФ в Сиднее (Австралия),1978г.;

Приза за лучший короткометражный фильм для детей в Хихоне (Испания),1977г.;

Третьего приза «Бронзовый Хьюго» на МКФ в Чикаго(США),1978г.;

I премии на МКФ в Эшпиньо (Португалия),1978г.;

Государственной премии СССР, 1979г..

В Токио на международном опросе кинокритиков и режиссёров признан «лучшим фильмом всех времён и народов».

Позвольте представить вам создателей этой работы :

Режиссёр-Ю.Норштейн

Сценарист-С.Козлов

Художник-постановщик-Ф.Ябрусова

Аниматор-Ю.Норштейн

Оператор-А Жуковский

Композитор-М.Меерович

Звукооператор-Б.Фильчиков

Редактор-Н.Абрамова

Монтажёр-Н.Трещёва

Роли озвучивали:

А.Баталов, М.Виноградова (Ёжик), В.Невинный (Медвежонок)

Ведущий обращается к группе ребят, которые уже просмотрели мультфильм , и просит коротко посоветовать участникам встречи переключать или не переключать телевизионный канал, как только появится на экране название «Ёжик в тумане».

(На этом этапе возможно представить высказывания о фильме из интернета).

Выступление учащихся (звучат точки зрения «за» и «против»).

Ведущий. Итак, фильм 1975 года, снятый Юрием Норштейном по мотивам сказки Сергея Козлова,-«Ёжик в тумане».

Просмотр мультипликационного фильма

Ведущий. Мы закончили просмотр мультипликационного фильма, и я приглашаю вас к обсуждению. История о Ёжике известна всем, но кого-то она завораживает, а у кого-то вызывает недоумение: «странный он этот ёжик». Действительно, отсутствие динамичного и особо увлекательного сюжета, скудная цветовая гамма, фактическое отсутствие диалогов, чудаковатое поведение героев - всё это даёт основание говорить, что это немассовое искусство.

На форуме «КиноПоиска» я встретила такое высказывание: «В детстве мне этот фильм казался бредом. Прошло время, я вырос, вкусы изменились, и решил я пересмотреть сей шедевр... и каким же было удивление, когда понял, что для меня эта короткометражка так и осталась абсолютным бредом. Но вот же незадача: многие считают гениальным этот мультик и лучшим среди анимационных произведений. Может, мне кто-нибудь сможет объяснить, в чем вся соль?» (Ведущий обращается к аудитории) Так про что мультик? В чём вся соль?

Высказывания участников

Ведущий. «Ёжик в тумане» всегда отличался от детских мультипликационных фильмов, которые должны были радовать глаз красочностью картинки и носить развлекательный характер. Когда смотришь работу Ю. Норштейна, то складывается впечатление, что «Ёжик» создавался не только для детей. Более того, кажется, что он совсем не для детей. Так зачем смотреть его детям, если нет перед глазами ни одной радужной картинки?

Высказывания участников.

Ведущий. «Ёжик в тумане» - это не только мультипликация, но и философия, и психология. Не случайно существует несколько уровней интерпретации содержания мультфильма, один из них – психологический. Я предоставляю слово нашему гостю - школьному психологу.

Выступление психолога

(Психолог в своём комментарии обращает внимание на отражение в содержании мультипликационного фильма детских страхов (всё (Улитка, Сова, Летучая Мышь) представляется чрезмерно большим; окружающие молчаливые предметы (вода, дерево, туман, лист) – живыми; ощущение «жути» от темноты (туман) и т.п.). При этом специалист останавливается и на том, как в «Ёжике» указан путь к их преодолению (в конце пути ожидает Ёжика счастье : тепло, уют, Медвежонок и можжевеловые веточки). Тёмное и неизвестное оказывается не таким страшным («Некто» выносит героя из воды, а огромная Собака помогает найти баночку малинового варенья). Также психолог может остановиться на других темах: дружбы, одиночества и т.п.. Главное, чтобы выступление было ёмким, не превышающим 3-5 минут)

Ведущий. «Ёжик в тумане» вызывает огромную эмоциональную реакцию зрителей в первую очередь своими образами, которые имеют не столько конкретное, сколько символическое значение. Почему возвращаешься к просмотру этого мультипликационного фильма? Чем он затрагивает душу? Однозначные ответы на эти вопросы вряд ли найдутся. Возможно, сила магнетизма «Ёжика» в его метафоричности и аллегоричности. Так какой же подтекст можно считать во время просмотра?

Выступления участников

Ведущий. Я хочу предоставить слово нашему постоянному участнику - преподавателю МХК, которая поможет нам разобраться с содержащимся в фильме смыслом.

Выступление культуролога

( В своем выступлении культуролог говорит о творчестве автора сценария С. Козлова, отмечает близость его сказок с мистической философией «Синей птицы», рассматривает мотивы путешествия, сна, объясняет символическое значение каждого образа, опираясь на мифологию. Также специалист обращает внимание на иллюстративный ряд мультфильма (например, на историю появления живописного образа Ёжика), символическое значение цветовой гаммы, о трёхмерном пространстве мультфильма.)

Ведущий. На форумах можно найти и такое высказывание: «Прикольный мультик, можно смотреть детям любых возрастов. Мультик получился даже очень трогательным и персонажи выглядят неплохо, даже, может быть, реально, особенно ёжик. За озвучку (в нашей стране) можно поблагодарить наших отечественных актёров, единственное, что не очень понравилось, так это где-то местами музыкальное сопровождение, очень как-то нудно и громко звучит, не думаю, что детям понравилось бы при просмотре мультфильма (как сам помню)…» (Текст цитируется без изменений). А какое впечатление произвела музыка на вас? Предлагаю закрыть глаза и ещё раз прослушать музыкальное сопровождение мультфильма.

Участники слушают музыку.

Обсуждение эмоций и зрительных образов, возникших во время прослушивания.

Ведущий. Я бы хотела познакомить вас ещё с одним впечатлением, впечатлением двухлетнего ребёнка. «Мы открыли этот мультфильм, когда ребенку было два. Дитя глядело его и вдруг разрыдалось. Думали – случайность. Но при следующем просмотре сын снова залился слезами. На том же самом месте – когда ежик потерял свой узелок с малиновым вареньем и метался по туману в поисках пропажи. Не найдя ничего страшного в визуальном ряду, мы поняли – дело в музыке...» (Е. Богданова)

Михаил Меерович - композитор, который написал музыку более чем к 120 мультфильмам. Михаил Александрович говорил, что «музыка, независимо от того, подходит ли она к фильму или нет, носит прикладной характер, и поэтому в кино чаще всего нужно идти по поверхности, аккомпанируя тому, что видит зритель». Так просто и при этом такой поразительный результат. Без чарующих звуков «Ёжик в тумане» будет лишён полноты.

В этой части возможно остановиться на личности и судьбе композитора М.Мееровича, а также на истории взаимоотношений музыканта и режиссёра «Ёжика в тумане».

Ведущий. Конечно же, мультипликация тесно связана с живописью. Не кажется ли вам, что в мультфильме достаточно скудная анимация, приглушённые и скучные краски? Какое настроение создаёт у вас мультипликационная картинка, какие эмоции вы испытываете?

Обсуждение участниками.

Ведущий. Как вы обратили внимание, готовясь к сегодняшней встрече, я решила посмотреть , а что говорят в интернет сообществах о данном мультике. Честно говоря, предполагала, что найду пару-тройку комментариев к нему. Но, к моему приятному удивлению, обнаружила серьёзный интерес к этому простому, скромному, тихому, слегка медлительному и чудаковатому фильму. (Ведущий обращается к участникам встречи) Так в чём же секрет феномена этого мульфильма?

Высказывания всех участников встречи.

Ведущий (обращается к группе, которая не рекомендовала «Ёжика в тумане» к просмотру) Изменилось ли ваше мнение о мультипликационном фильме «Ёжик в тумане»?

Выступление.

Ведущий. Х. Мияздаки так отзывался о «Ёжике»: «Мне очень нравится Ваша работа «Ёжик в тумане». Я думаю, что это поэзия анимации. Мы живём в капитализме, и я очень завидую господину Норштейну, что ему удаётся в своих произведениях передавать то, что он думает». На мой взгляд, феномен « Ёжика в тумане» заключается в том, что это не коммерческие проекты, а «штучный товар». Именно такие культурные феномены открывают в человеке «способность мыслить и чувствовать так, как он никогда не мыслил и не чувствовал до момента встречи с ним».

Вы можете восхищаться «Ёжиком в тумане», можете его не принимать, но то, что встреча с этим трогательным произведением искусства делает человека богаче, чище, милосерднее, - факт неоспоримый. Если любимым мультфильмом ребёнка станет «Ёжик в тумане», то из него вырастет тонко чувствующий человек.

Я благодарна вам за интересную встречу. Конечно же, мы не подводим окончательный итог всему сказанному, а ставим многоточие в разговоре о фильме «всех времён и народов». На этом заседание киноклуба «Не переключать?» разрешите считать закрытым.

Участники встречи в конце работы оставляют отзывы о заседании.



Литература:

При подготовке к киноклубу использованы материалы интернет сайтов:

http://www.town812.ru/tuman.html

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-25412/

http://nevzdrasmion.livejournal.com/12439.html

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-25412/

http://www.25-k.com/page.php?id=807

http://ru.wikipedia.org/

http://vegall.livejournal.com/67993.html



12


Обогащение речевой практики обучающихся 10-11 класса в условиях работы киноклуба
  • Другое
Описание:

Одной из форм внеурочной деятельности, направленной на обогащение речевой практики обучающихся 10-11 класса, является киноклуб, так как это и диалоги, и дискуссии, и монологические высказывания. Школьный киноклуб - явление известное, однако не столь распространённое, так как данная форма достаточно трудоёмка. 
Любители кино собираются не только ради просмотра, но и для того, чтобы получить возможность высказаться и быть услышанным. В киноклубе есть главное правило: каждый имеет право на собственное мнение, и оно достойно уважительного отношения. 

Автор Кондратьева Елена Анатольевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 309
Номер материала 52207
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓