Гимназия
Новокаховского горсовета
Тема:«Обобщение
знаний по теме «Первоначальные химические понятия»
7
класс
учитель
химии Гайдучик Н.А.
Цель:
определить уровень достижений учащихся по теме; обобщить знания учеников по
изученному материалу, выявить пробелы в усвоении материала; развивать мышление,
внимание, память, интерес к современной науке: воспитывать
дисциплинированность, вежливость, трудолюбие.
Оборудование ПС
химических элементов, дидактический материал, Презентация с ключами ответов на
вопросы конкурсов POWER POINT .
Презентация «Правила ТБ».
ПС
«Виртуальная химическая лаборатория»
Тип
урока:
контроль и коррекция знаний.
форма
проведения урока: урок-игра.
Ход
урока.
1. Организационный
момент.
2. Мотивация
учебной деятельности.
Эпиграф:
«Дорога к знанию?
Ну что же, её легко понять. Ответить можно сразу: вы ошибаетесь и ошибаетесь ,
и ошибаетесь опять, но меньше, меньше, меньше с каждым разом».
На доске плакат: ХИМИЯ _ ЭТО НАУКА , УМЕЮЩАЯ
ТВОРИТЬ ЧУДЕСА.
Учитель:
В этом определении
химии, которое лишь по случайности не вошло в учебник, нужно твердо усвоить,
что:
Химия
– это наука. И как всякая наука требует к себе самого серьёзного , самого
ответственного отношения.
Химия
– это наука о веществах и превращениях настолько необыкновенных, что для
непосвящённых они кажутся чудом.
Секрет
этой магии – знание химического ремесла. Сегодня – посвящение в подмастерья
химики и мы, мастера, предлагаем проверить профессиональную пригодность каждого
из вас проверенным веками способом – путём экзамена.
Принятыми
в подмастерья химии считаются те, которые
-обладают чувством
юмора
-умеют взглянуть на
вещества, тела и мир в целом с новой, неожиданной стороны
-знают свойства
веществ и их превращения
-умеют
осуществлять эти превращения не только в своей голове, но ещё хотя бы в
пробирке.
Урок будет проходить в виде игры. А
оценка в конце
урока
будет тем выше, чем больше баллов вы наберёте. Максимум можно получить 40
баллов. схема пересчёта баллов в оценку находится у каждого на парте в
специальном бланке для ответов..
баллы
|
оценка
|
баллы
|
оценка
|
баллы
|
оценка
|
1-2
|
1
|
11-13
|
5
|
28-29
|
9
|
3-4
|
2
|
14-19
|
6
|
30-33
|
10
|
5-6
|
3
|
20-23
|
7
|
34-38
|
11
|
7-10
|
4
|
24-27
|
8
|
39-40
|
12
|
Перед
началом игры мы должны убедиться, что хорошо знаем правила ТБ. Использование
презентации POWER POINT «Правила
ТБ»
3. Контроль и
проверка знаний.
1. Игра
«Цветик- семицветик» ( 2 балла)
Вписать в каждый лепесток название тел и
веществ.
Гвоздь,
цинк, ваза, молоток, железо, кухонная соль, ложка, магний, золото, вода,
льдина, яблоко, карандаш, стекло.
Ключ.
Тела:
Гвоздь, ваза, молоток, ложка, льдина, яблоко, карандаш.
Вещества:
цинк, железо, кухонная соль, магний, золото, вода, стекло.
За
выполнение задания можно получить
2
бала – 5-7 правильных ответов, 1 бал – за 2-4 ответа, 0 балов за 1 ответ.
2.Игра «Крестики –
нолики» ( 2 балла)
найдите правильный путь в таблицах.
1 вариант – однородные смеси
2 вариант – неоднородные смеси.
раствор сахара в
воде
|
сплав золота с
медью
|
воздух
|
молоко
|
раствор соли в
воде
|
спирт с водой
|
растительное
масло с водой
|
туман
|
мыльная пене
|
Ключ
верхний ряд – однородные смеси
нижний – неоднородные
3. Конкурс
«Раздели меня»( 4 балла)
установить соответствие между смесью и
методом её разделения
смесь
|
метод разделения
|
|
|
А. Деревянные и
железные опилки
Б. Мел с водой
В. Спирт с водой
Г. Сахар с водой
|
1. Выпаривание
2. Дистиляция
3. Отстаивание
4. действие
магнита
5. Фильтрование
|
А
|
|
Б
|
|
В
|
|
Г
|
|
Ключ
4. Конкурс
«Схемы- кармашки» ( 6 баллов)
1. Заряд
иона, образованного присоединением 2 электронов
а)+2,
б) +4, в) -2, г) -4
2.
какие частицы имеют позитивный заряд
а)
протоны, б) электроны, в) нейтроны, г)атомы
3.
какие частицы имеют негативный заряд
а)
протоны, б) электроны, в) нейтроны, г)атомы
4.
Заряд иона, образованного при потере трёх электронов
а)+3,
б)+6, в)-6, г)-3
5.
Частица вещества, состоящая из позитивно заряженного ядра и негативно
заряженных электронов, которые движутся вокруг него.
а)
ион, б) атом, в) химический элемент, г) электрон
6.
Самые распространенные элементы во Вселенной
а)
Оксиген и Силиций, б) Нитроген и Оксиген, в) Гидроген и Алюминий, г) Гидроген и
Гелий.
Ключ
|
а
|
б
|
в
|
г
|
1
|
|
|
+
|
|
2
|
+
|
|
|
|
3
|
|
+
|
|
|
4
|
+
|
|
|
|
5
|
|
+
|
|
|
6
|
|
|
|
+
|
Каждый правильный ответ – 1 балл
5. Конкурс
«Парад химических элементов»(12 баллов)
название
|
символ
|
Аr
|
период
|
группа
|
заряд ядра
|
поряд номер
|
литий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
27
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+16
|
|
за каждый элемент по 4 балла ( все 7 правильных ответов)
3-4 правильных ответа – 3 балла
1-2
правильных
ответов – 1 балл
Ключ
название
|
символ
|
Аr
|
период
|
группа
|
заряд ядра
|
поряд номер
|
Литий
|
Li
|
7
|
2
|
1
|
+3
|
№3
|
Алюминий
|
Al
|
27
|
3
|
3
|
+13
|
№13
|
Сульфур
|
S
|
32
|
3
|
6
|
+16
|
№16
|
6. Конкурс. Химическое лото. (3 балла)
Выписать
координаты простых веществ.
8
правильных ответов – 3 балла
3-7
– 2 балла
1-2
– 0 баллов
|
А
|
Б
|
В
|
Г
|
1
|
H2
|
H2O
|
MgCl2
|
CaO
|
2
|
CO2
|
Fe
|
HNO3
|
H2
|
3
|
Zn
|
H2SO4
|
N2
|
N2O5
|
4
|
O2
|
NaOH
|
BaCl2
|
KOH
|
5
|
CaO
|
Fe2O3
|
S
|
C
|
6
|
MgSO4
|
K3PO4
|
K2ZnO2
|
AgCl
|
Ключ
1А, 2Б, 2Г, 3А, 3В, 4А, 5В, 5Г
7.Конкурс.
Разделить вещества на простые и сложные, простые на металлы и неметаллы. (3
балла)
Использование
ПС «Виртуальная лаборатория». 8 класс. лабораторный опыт № 8.3. Рассмотрение
образцов простых и сложных веществ.
Простые вещества
|
Сложные вещества
|
Металлы
|
Неметаллы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ключ
Простые вещества
|
Сложные вещества
|
Металлы
|
Неметаллы
|
Cu
|
Br2
|
NaCl
|
Fe
|
O2
|
NaHCO3
|
Zn
|
I2
|
H2O
|
Au
|
S
|
C12H22O11
|
Ag
|
P
|
C3H8O3
|
Hg
|
H2
|
CO2
|
Mg
|
|
|
Каждый правильный столбик – 1 балл
8.
Конкурс. Назвать признак химической реакции. Расставить коэффициенты в схемах
уравнений.( 6 баллов)
Использование
ПС «Виртуальная лаборатория». 8 класс. лабораторный опыт № 8.2. Характерные
признаки химических реакций.
№
|
Признак
|
Химическое
уравнение
|
1
|
|
Na2CO3
+ HCl = NaCl + H2O + CO2
|
2
|
|
Сu + O2 = CuO
|
3
|
|
Сa(OH)2
+ CO2 = CaCO3
|
Ключ.
№
|
Признак
|
Химическое
уравнение
|
1
|
выделение
газа
|
Na2CO3
+ 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2
|
2
|
изменение
цвета
|
2Сu + O2 = 2CuO
|
3
|
выпадение
осадка
|
Сa(OH)2
+ CO2 = CaCO3
|
1
правильная строка – 2 балла
4.Итог урока
Мы
пытались приоткрыть символическую дверь в интересную страну ХИМИЮ. там очень
интересно, много неизвестного, которое привлекает нас. А сейчас мы выясним,
готовы ли вы к испытаниям, которые вас ожидают в этой стране. Подсчитаем баллы
и выставим оценки.
Бланк
Ответов.
|
Конкурс
|
балл
|
1
|
«Цветик
семицветик» (2 балла)
|
|
2
|
Игра
«Крестики – нолики» ( 2 балла)
|
|
3
|
Конкурс
«Раздели меня» (4 балла)
|
|
4
|
Конкурс
«Схемы- кармашки» ( 6 баллов)
|
|
5
|
Конкурс
«Парад химических элементов»(12 баллов)
|
|
6
|
Конкурс.
Химическое лото. (3 балла)
|
|
7
|
Конкурс
. Разделить вещества. (3 балла)
|
|
8
|
Конкурс.
Назвать признаки хим реакций, расставить коэффициенты. ( 6 баллов)
|
|
баллы
|
оценка
|
баллы
|
оценка
|
баллы
|
оценка
|
1-2
|
1
|
11-13
|
5
|
28-29
|
9
|
3-4
|
2
|
14-19
|
6
|
30-33
|
10
|
5-6
|
3
|
20-23
|
7
|
34-38
|
11
|
7-10
|
4
|
24-27
|
8
|
39-40
|
12
|
5 .Домашнее задание.
1 .Составить химическую сказку, загадки,
кроссворды.
6.Дополнительный материал.
ЗАГАДКИ. 1. Загорелся всем на
диво
Фосфор
в колбочке красиво.
Получился надо знать
Там
оксид…..
2.
Прославлен всеми письменами
Металл,
испытанный огнём.
Манил к
себе людей веками,
Алхимик жил
мечтой о нём.
Но как
кумир он свержен нами
Уж блеск
его не так манит
Ведь хорошо
мы знаем сами
Не всё так
ценно, что блестит.
3. Лёгкий,
белый, серебристый
Довольно
прочен и тягуч
В
природе не бывает чистый,
Хотя
запас его могуч
Он
в боксите, нефелине,
В
глинах, также в шпатах есть
В
нашей жизни, в обиходе
Изделий
из него не счесть.
4.
Среди металлов самый главный
Важнейший
древний элемент
В
тяжёлой индустрии главный
Знаком
с ним школьник и студент.
Родился
в огненной стихии,
Расплав
его течёт рекой.
Важнее
нет в металлургии,
Он
нужен всей стране родной
Дополнение
Карта
для прохождения конкурса для каждого ученика
Обобщение знаний
по теме «Первоначальные химические понятия»
ФИ
____________________________________________
Класс___________________
Вариант____________
1. Игра
«Цветик- семицветик» ( 2 балла)
Гвоздь,
цинк, ваза, молоток, железо, кухонная\ соль, ложка, магний, золото, вода,
льдина, яблоко, карандаш, стекло.
2
бала – 5-7 правильных ответов, 1 бал – за 2-4 ответа, 0 балов за 1 ответ.
1.Балл_________
2. Игра
«Крестики – нолики» ( 2 балла)
найдите правильный путь в таблицах.
1 вариант – однородные смеси
2 вариант – неоднородные смеси.
раствор сахара в
воде
|
сплав золота с
медью
|
воздух
|
молоко
|
раствор соли в
воде
|
спирт с водой
|
растительное
масло с водой
|
туман
|
мыльная пене
|
2.Балл
_________
3. Конкурс
«Раздели меня»( 4 балла)
установить соответствие между смесью и
методом её разделения
1 правильный ответ – 1 балл
смесь
|
метод разделения
|
|
|
А. Деревянные и
железные опилки
Б. Мел с водой
В. Спирт с водой
Г. Сахар с водой
|
1. Выпаривание
2. Дистиляция
3. Отстаивание
4. действие
магнита
5. Фильтрование
|
А
|
|
Б
|
|
В
|
|
Г
|
|
3.Балл _____________
4. Конкурс
«Схемы- кармашки» ( 6 баллов)
2. заряд
иона, образованного присоединением 2 электронов
а)+2,
б) +4, в) -2, г) -4
2.
какие частицы имеют позитивный заряд
а)
протоны, б) электроны, в) нейтроны, г)атомы
3.
какие частицы имеют негативный заряд
а)
протоны, б) электроны, в) нейтроны, г)атомы
4.
Заряд иона, образованного при потере трёх электронов
а)+3,
б)+6, в)-6, г)-3
5.
Частица вещества, состоящая из позитивно заряженного ядра и негативно
заряженных электронов, которые движутся вокруг него.
а)
ион, б) атом, в) химический элемент, г) электрон
6.
Самые распространенные элементы во Вселенной
а)
Оксиген и Силиций, б) Нитроген и Оксиген, в) Гидроген и Алюминий, г) Гидроген и
Гелий.
1
правильная строка – 1 балл
4.Балл__________________
5. Конкурс
«Парад химических элементов»(12 бал)
название
|
символ
|
Аr
|
период
|
группа
|
заряд ядра
|
поряд номер
|
Литий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
27
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+16
|
|
за каждый элемент по 4 балла ( 7 правильных ответов)
3-4
правильн ответа – 3 балла;1-2 правильн ответов – 1 балл
5.Балл
______________
6. Конкурс. Химическое лото. (3 балла)
Выписать
координаты простых веществ.
8
правильных ответов – 3 балла
3-7
– 2 балла 1-2 – 0 баллов
|
А
|
Б
|
В
|
Г
|
1
|
H2
|
H2O
|
MgCl2
|
CaO
|
2
|
CO2
|
Fe
|
HNO3
|
H2
|
3
|
Zn
|
H2SO4
|
N2
|
N2O5
|
4
|
O2
|
NaOH
|
BaCl2
|
KOH
|
5
|
CaO
|
Fe2O3
|
S
|
C
|
6
|
MgSO4
|
K3PO4
|
K2ZnO2
|
AgCl
|
Ответ
______________________________________
6.Балл
____________
7.Конкурс. Разделить вещества. (3 балла)
Каждый правильный столбик – 1 балл
Простые вещества
|
Сложные вещества
|
Металлы
|
Неметаллы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7.
Балл _______________
8.
Конкурс. Назвать признак химической реакции. Расставить коэффициенты в схемах
уравнений.( 6 баллов)
№
|
Признак
|
Химическое
уравнение
|
1
|
|
Na2CO3
+ HCl = NaCl + H2O + CO2
|
2
|
|
Сu + O2 = CuO
|
3
|
|
Сa(OH)2
+ CO2 = CaCO3
|
1
правильная строка – 2 балла
8.Балл
_________________
Бланк
Ответов.
|
Конкурс
|
балл
|
1
|
«Цветик
семицветик» (2 балла)
|
|
2
|
Игра
«Крестики – нолики» ( 3 балла)
|
|
3
|
Конкурс
«Раздели меня» (4 балла)
|
|
4
|
Конкурс
«Схемы- кармашки» ( 6 баллов)
|
|
5
|
Конкурс
«Я на выдумки мастак»( 2 балла)
|
|
6
|
Конкурс
«Парад химических элементов»(12 баллов)
|
|
7
|
Конкурс
«Парад химических элементов»(12 баллов)
|
|
8
|
Конкурс.
Химическое лото. (3 балла)
|
|
|
Общий
балл
|
|
баллы
|
оценка
|
баллы
|
оценка
|
баллы
|
оценка
|
1-2
|
1
|
11-13
|
5
|
28-29
|
9
|
3-4
|
2
|
14-19
|
6
|
30-33
|
10
|
5-6
|
3
|
20-23
|
7
|
34-38
|
11
|
7-10
|
4
|
24-27
|
8
|
39-40
|
12
|
Оценка_________________________________
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.