Главная / Русский язык и литература / Обобщение по теме "Глагольные формы: причастия и деепричастия"

Обобщение по теме "Глагольные формы: причастия и деепричастия"


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 57 города Ульяновска.







Урок по теме «Употребление причастий и деепричастий в речи»»

6 класс.









































__________– корабли мысли,

странствующие по волнам времени,

бережно неся драгоценный груз

от поколения к поколению.

Френсис Бэкон.


Учитель: Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с высказывания Ф. Бэкона. Посмотрите внимательно на записанное предложение, выскажите ваши предположения, о чём сегодня будет наше занятие?

Дети: о причастных и деепричастных оборотах, о знаках препинания при них, об употреблении оборотов.

Учитель: почему вы так решили?

Дети: в предложении есть причастный оборот и деепричастный оборот.

Учитель: вы всё правильно сказали. Запишите тему урока: «Употребление причастий и деепричастий в речи».

Учитель: прежде чем мы будем формулировать цели урока, я прошу вас снова обратиться к высказыванию Бэкона. Восстановите пропущенное слово. Что философ мог назвать «кораблями мысли»?

Дети: книги, ведь они раздвигают границы времени, связывают поколения, учат добру.

Учитель: сформулируйте цели урока.

Дети: закрепить умения ставить знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах, узнать об особенностях употребления причастий и деепричастий; поговорить о книгах.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА.


Стеллаж – немец. язык

Стеллажный

Стеллаж – ряд полок в несколько ярусов.


Задание: придумайте предложение со словарным словом, включив в него причастный или деепричастный оборот.

Дети:

Книга, лежащая на стеллаже, упала.

Вытирая пыль со стеллажа, девочка упала.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.


Учитель: сегодня на уроке мы будем говорить об употреблении причастий и деепричастий в речи. Хотя причастия и деепричастия – это разные формы глагола, некоторые ученые даже утверждают, что это разные части речи. Как вы полагаете, почему мы их объединили в рамках одного урока? Я предлагаю ответить на этот вопрос, работая в группах по четыре человека. Ваша задача: понять, что общего между причастием и деепричастием, выбрав один из путей работы. Первый путь – без подсказки, сложный, но согласитесь, самый интересный и путь с подсказкой, который не позволяет вам совершить ошибку.

Что общего между причастиями и деепричастиями?

Что общего между причастиями и деепричастиями?

/ без подсказки /

/ с подсказкой /



1. Как раскрывается в причастиях и деепричастиях общее значение действия?

2. От слов какой части речи всегда образуются причастия и деепричастия?

3. Могут ли они иметь при себе зависимые слова?

4. В каких стилях речи употребляются чаще всего?


Учитель: что мы повторили, выполняя это задание?

Дети: вспомнили, что такое причастие и деепричастие, узнали, что их объединяет.

Учитель: у причастий и деепричастий есть удивительная способность – иметь при себе зависимые слова и образовывать с ними единое целое – оборот. Помните ли вы о правилах постановки знаков препинания при оборотах? Следующий вид работы позволит вам еще раз вспомнить эту тему.


ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ.


Человек, не читающий книг, удивительно скучен. (Е. Вильмонт)

[ - , ~ , = ] .

Читай, книгочей, не жалея очей. (Пословица)

[ = , обр. , - - ] .

Люди, переставая читать, перестают мыслить. (Д. Дидро)

[ - , - - , = ] .

Читая авторов, хорошо пишущих , привыкаешь хорошо говорить. (Вольтер)

[ - - , ~ , = ]


Учитель: что мы вспомнили, выполняя задание?

Дети: постановку знаков препинания при оборотах, закрепили умения чертить схемы.

Учитель: что объединяет все эти высказывания?

Дети: это размышления о роли книг в нашей жизни.

Учитель: какое утверждение вам больше всего запомнилось и почему? Что означает книга для вас?

Дети: помощник, учитель.

Учитель: послушайте стихотворение А. Жиляева и ответьте, каково отношение автора к книгам?


ОСЛОЖНЕННОЕ СПИСЫВАНИЕ.


В м…ей кв…ртире собра(н, нн)ы миры.

Они ст…ят на ст…(л, лл)ажах и полках.

Они ст…ят застывши до п…ры

Но быть открытыми ж…лания полны.


Я каждый мир любовно обв…жу

М…чтающим в него пр…никнуть взглядом.

И каждый раз в…дыхая ух…жу

Заворожё(н, нн)ый милым книжным рядом.

(Арсений Александрович Жиляеев)


Сформулируйте задание.

Дети: списать, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Задание: подготовьте выразительное чтение стихотворения. Предложите возможные заглавия.

Авторский вариант: «Домашняя библиотека». Как поэт образно называет книги? Согласны ли вы с этим утверждением? Каково отношение автора к книгам?

Задание: графически выделите причастный и деепричастный обороты.


ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ. (на доске)

Определите, сколько в стихотворении причастий и деепричастий.

Дети: четыре причастия: собраны, открытыми, мечтающим, завороженный.

Два деепричастия: застывши, вздыхая.

Учитель: какова роль причастных и деепричастных оборотов в тексте?

Дети: они уточняют характер действия.

Учитель: причастия и деепричастия, действительно, делают нашу речь более яркой и выразительной. Но нужно быть внимательным, чтобы не допустить ошибок в употреблении оборотов.


ГРАММАТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ.


Задание: выберите верное продолжение предложений.

1.Читая интересную книгу,

А) у меня поднялось настроение.

Б) я совсем позабыл о времени.

2. Переводя текст,

А) возьми словарь.

Б) мне понадобится словарь.

3. На краю стола лежала книга,

А) освещающая солнцем.

Б) освещаемая солнцем.

4. Размышляя о смысле жизни,

А) любимые герои Л.Н.Толстого идут непростыми путями.

Б) сердца читателей раскрыты для любимых героев Л.Н.Толстого.

Код ответов.

1- Б

2-А

3-Б

4-А

Учитель: как можно избежать ошибок при употреблении причастных и деепричастных оборотов?

Дети: больше читать, учиться правильной речи у мастеров слова.

Учитель: употребление причастных и деепричастных оборотов – это признак литературной речи. Но можно ли без них обойтись, будет ли наше высказывание выразительным? Давайте найдем ответ на этот вопрос.


РАБОТА С ДЕФОРМИРОВАННЫМ ТЕКСТОМ.


Часы _________________________- лучшие часы. Они возвышают человека __________________. Поэтому постоянное общение с книгой даёт человеку возможность глубже понять мир, уверенней действовать в нём _______________________.

_______________ мы делаемся богаче ещё на одну жизнь – на жизнь писателя _______________________.


Учитель: прочитайте текст. Понятен ли вам его смысл?

Дети: не всегда, но можно догадаться, о чём он. Хотя в целом высказывание невыразительное.

Учитель: сформулируйте задание.

Дети: восстановить пропущенные причастные и деепричастные обороты.

Учитель: задание очень сложное, если возникнут трудности, вы можете воспользоваться подсказкой, на которой написан авторский вариант. Правда, конструкции даны не в том порядке, в котором пропущены в тексте. Будьте внимательны.

Подсказка.

её создавшего

принимая правильные решения

проведённые над книгой

читая книгу

обогащая его сердце и разум

Восстановленный текст.

Часы, проведённые над книгой, - лучшие часы. Они возвышают человека, обогащая его сердце и разум. Поэтому постоянное общение с книгой даёт человеку возможность глубже понять мир, уверенней действовать в нём , принимая правильные решения.

Читая книгу, мы делаемся богаче ещё на одну жизнь – на жизнь писателя, её создавшего.


Учитель: прочитайте текст. Сравните с авторским вариантом. Кто работал самостоятельно, без подсказки? Зачитайте ваши тексты. О чём заставили они вас задуматься?

Подведём итоги урока.

Закончите высказывания:

Я узнал_________

Мне было интересно________

Я хотел бы поспорить____________

Мне пригодится _____________

Я не согласен__________________

Домашнее задание: предлагается на выбор

1. задание по учебнику.

2. сочинение по теме «В моей квартире собраны миры….».

.








Обобщение по теме "Глагольные формы: причастия и деепричастия"
  • Русский язык и литература
Описание:

         Ученики в ходе урока повторяют и закрепляют полученные ранее знания и умения по теме « .Причастия и деепричастия»

 

   Использованные формы работы позволяют воздействовать на сознание учащихся и повысить интерес к предмету.

 В начале урока совместно с учениками используется метод коллективного целеполагания, что позволяет вывести ученика из привычного для него роли объекта и сделать его активным участником коммуникативного акта. Чтобы активизировать познавательный интерес, занятие начинается с эпиграфа, в котором содержатся изучаемые синтаксические конструкции. Кроме того, учащимся предлагается подумать о смысле афоризма Ф.Бэкона, который давал высокую оценку роли книг в жизни человека. Эпиграф определяет вектор урока, всё последующее содержание будет определяться тематикой «Роль книг в жизни человека». Неотъемлемый элемент урока- словарная работа, проводится по методике Е.И.Никитиной.

Систематизация знаний предполагает парную работу, носящую частично поисковый характер.  Далее представлена система упражнений, направленная на формирование навыков нахождения причастных и деепричастных оборотов, на умения правильно употреблять обороты в речи.  

   Система упражнений продумывалась таким образом, чтобы в неразрывном единстве реализовалась триединая цель урока: воспитательная, развивающая, обучающая.

   Структура урока соответствует схеме построения урока комплексного применения знаний, умений и навыков (мотивация, актуализация знаний, закрепление изученного через систему упражнений, носящих творческий и частично поисковый характер, раскрывающих личностный потенциал учащихся; итоги, рефлексия).

   В ходе урока используются  как познавательные, так и игровые методы обучения.

 

   На уроке сочетается несколько методов обучения.    Наблюдается  преобладание частично- поискового характера познавательной деятельности в сочетании с творческим. 

Автор Леонтьева Анжелика Евгеньевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 408
Номер материала 23027
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓