Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
№4»
Тема урока: Особенности внешнего строения
ракообразных на примере речного рака.
Подготовила: Мальцева Оксана Львовна,
учитель
биологии
г. Исилькуль
2014г
Тема урока: Особенности внешнего строения
ракообразных на примере речного рака.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Форма проведения урока: проблемный урок.
Время проведения: декабрь – январь
Участники: 7-ые классы
Цель: знать особенности внешнего строения
ракообразных на примере речного рака.
Задачи урока:
Образовательная: сформировать знания о
внешнем строении речного рака и процессах его жизнедеятельности.
Развивающая: - развивать умения
устанавливать причинно – следственные связи, сравнивать, выделять существенные
признаки объекта;
-
развивать умение правильно высказывать мысли, опираясь на изученный материал;
-
развивать умение анализировать, делать выводы и аргументированно отвечать на
поставленные вопросы.
Воспитательная: - способствовать развитию
коммуникативных способностей при работе в парах;
-
способствовать формированию познавательного интереса к изучаемой теме и
предмету в целом;
-
воспитывать аккуратность
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Познавательные УУД:
-
умение структурировать знания;
-
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и
письменной формах;
-
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости
от цели;
-
проводить наблюдение и делать соответствующие выводы;
-
обобщать полученную информацию.
Регулятивные УУД:
-
выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению;
-
выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью.
Коммуникативные УУД:
-
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
-
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации.
Основные понятия: наружный скелет, отделы
тела: головогрудь и брюшко, хитин.
Межпредметные связи: экология
Ресурсы: коллекция членистоногих; таблица с изображением
членистоногих разных классов; рисунки в учебнике и других книгах; влажные
препараты речного рака, дополнительная литература, видеофрагмент.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.
Этапы урока
|
Содержание учебного материала. Деятельность
учителя.
|
Деятельность учащихся.
|
Формирование УУД.
|
1.
Организационный момент
|
Приветствие учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока.
Предлагается учащимся занять свои места, проверить готовность рабочего места.
|
Приветствуют учителя.
|
Коммуникативные УУД: планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками.
|
2.
Определение потребностей и мотивов. (Мотивация к учебной деятельности)
|
На столах у учащихся лежит текст. Учащихся просят прочитать его и
ответить на поставленные в нем вопросы.
Из 20 тысяч видов ракообразных, наверное, самым известным на большей
части России является речной рак. Но действительно ли мы хорошо знаем героя
поговорок и басен? Кто может описать, как передвигается рак по дну, как он
плавает? Где при этом у рака находится хвост?
Постановка проблемного вопроса.
С биологической точки зрения у членистоногих, в том числе у рака,
хвоста нет. Так что же подгибает рак во время плавания? Почему это не хвост?
Так как же мы обозначим тему сегодняшнего урока?
Учитель корректирует и проговаривает тему урока «Особенности внешнего
строения ракообразных, на примере речного рака».
Так что же вы хотите узнать сегодня на уроке.
|
Учащиеся начинают рассказывать, что при передвижении по дну, рак
пятится назад, поджав под себя хвост.
Высказывают предположения. Затрудняются ответить.
Учащиеся предлагают разные варианты темы урока.
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
Формулируют цели урока: узнать особенности
внешнего строения ракообразных на примере речного рака.
|
Коммуникативные УУД: постановка вопросов;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и
диалогической формами речи.
Познавательные УУД: постановка и
формулирование проблемы; формулирование познавательной цели.
Регулятивные УУД: целеполагание (постановка
учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и
того, что еще не известно).
|
3.
Принятие учебных целей и условий их
достижения.
|
Как доказать принадлежность той или иной части тела к определенной
группе органов?
Учитель проговаривает определение.
Хвост – это отдел туловища, в котором не продолжается кишечник.
Так что же подгибает рак во время плавания?
Сформулируйте гипотезу.
Как же мы можем узнать это?
|
Учащиеся высказывают предположения.
Учащиеся записывают определение в тетрадь.
Выдвигают гипотезу. Если это не хвост, то
это продолжение туловища, и с помощью него он передвигается по дну.
Выдвигают план действия.
1.
Выявить особенности внешнего строения рака.
2.
Приспособленность речного рака к условиям
внешней среды.
|
Коммуникативные УУД: умение с достаточной
полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
Познавательные УУД: выдвижение гипотезы и ее
обоснование, построение логической цепи рассуждений; структурирование знаний;
поиск и выделение информации; осознанное и произвольное построение речевого
высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: планирование (составление
плана и последовательности действий); целеполагание (постановка учебной
задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще
неизвестно)
|
4.
Проверка принятой гипотезы, сбор данных,
их анализ, формирование выводов.
|
Для того, чтобы выявить особенности внешнего строения рака, мы с вами
проведем лабораторную работу в парах по инструкции (приложение №1).
Soldmaral.ucoz.ru/load/laboratornye//7_klass/25
Отчет по лабораторной работе, обсуждение результатов.
Учитель возвращается к гипотезе, которую учащиеся выдвинули вначале
урока: подтвердилась она или нет? Давайте теперь ответим на поставленный
вопрос: С помощью чего рак передвигается по дну?
Учитель демонстрирует учащимся видеофрагмент «Движение рака»
(приложение №2)
Mirbiologii.ru/videoroliki.
html
|
Выполняют лабораторную работу, делают вывод.
Участвуют в обсуждении.
Учащиеся корректируют выдвинутую гипотезу. Речной рак
передвигается по дну, подгибая свое брюшко.
Учащиеся просматривают видеофрагмент и убеждаются в правильности
своих выводов.
|
Коммуникативные УУД: определение цели,
функций участников, способов взаимодействия; сотрудничество в поиске и сборе
информации; учет мнения партнера; контроль, коррекция и оценка действий
партнера; аргументирование своей точки зрения; постановка вопросов; умение
высказывать свои мысли; ведение диалогической и монологической речи.
Познавательные УУД: структурирование знаний;
построение рассуждений; анализ объектов с целью выделения признаков; умение
делать выводы.
Регулятивные УУД: оценка результатов своей
работы.
|
5.
Итоговый самоконтроль и самооценка. (диагностика уровня освоения учащимися нового знания)
|
Задание №1. Допишите предложения.
Тип Членистоногие включает в себя свыше ____ видов. Это животные с
______ симметрией. Тело их (в большинстве случаев) состоит из ______,
________ и ______. Оно покрыто _______кутикулой. Первые членистоногие
возникли в _______ и произошли от древних свободноживущих ________.
Задание №2. Работа в группах. (приложение № 3).
Задание №3. Решение биологических задач.
·
Любое членистоногое животное линяет. Речной
рак, например, на первом году жизни линяет 6-10 раз, на втором – 5 раз, на
третьем – 3-4 раза. Взрослый самец линяет обычно 2 раза в году, а самка – 1
раз. Дафнии линяют 8 раз в течение 17 суток. С чем связано большое число
линек у молодых раков?
·
Членистоногие – мелкие животные. Самые крупные
из них – некоторые из морских раков – имеют тело примерно такое же, как
туловище у кошки или зайца, остальное – длинные ноги. Почему среди
членистоногих не было, и нет таких крупных животных, как слон или, хотя бы,
как собака?
|
Учащиеся выполняют упражнение с возможностью самопроверки.
Работа в группах.
Решение биологических задач.
|
Коммуникативные УУД: умение высказывать свои
мысли; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные УУД: структурирование знаний;
построение рассуждений; анализ объектов с целью выделения признаков; умение
делать выводы.
Регулятивные УУД: умение самостоятельно
контролировать свое время; контроль в форме сличения результата с эталоном;
оценка и выделение учащимися того, что усвоено и что еще нужно усвоить,
осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
|
6.
Подведение итогов и домашнее задание.
|
Подведение итогов, выставление оценок в дневники.
Изучить текст учебника; выполнить задание
рубрики «Какие утверждения верны?». Подготовить сообщения о
ракообразных.
|
Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.
|
Познавательные УУД: рефлексия способов и
условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ №1.
Лабораторная работа № 1. ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ РЕЧНОГО
РАКА
Класс Ракообразные относится к типу
членистоногих. Членистоногие – двусторонне - симметричные животные с
сегментированным телом, имеющим снаружи плотный покров из хитина и членистые
конечности. У ракообразных хитиновый покров пропитан известковыми солями и
представляет собой прочный панцирь, который служит наружным скелетом. С
внутренней стороны к хитиновому покрову прикрепляются
мышцы. Большинство представителей ракообразных обитают в воде и имеют жабры.
Цель:
ознакомиться
с внешним строением рака, найти отделы тела и органы, которые в них находятся,
определить их функции.
Оборудование: раздаточный материал –
речной рак расчлененный.
ХОД РАБОТЫ
1.
Найдите отделы тела. Запишите их названия. ______________________________
2.
Какие органы расположены на головогруди? _________________________________
Какое
строение имеют глаза и каково значение подвижности глаз в жизни речного рака?
______________________________________________________________________
3. Какое
строение имеет брюшко и какие органы на нем расположены?
____________________________________________________________
4. Какое
строение имеют конечности и какие функции они выполняют? Заполните таблицу.
Названия конечностей
|
Выполняемая функция
|
|
|
|
|
|
|
5. Почему
речной рак относится к десятиногим
ракам?________________________________________
6. Какую
роль играет хитиновый покров в жизни речного рака?
________________________________
Что такое
линька и почему во время линьки рак стремится скрыться в укромном
месте?____________
7.
Сделайте подписи к рисунку.
Выводы:
1. Почему
речного рака относят к типу членистоногих?
______________________________________
2.
Какие особенности строения речного рака позволяют ему жить в воде, отыскивать и
захватывать добычу, защищаться от врагов?
__________________________________________________________
3.
Вставьте пропущенные слова.
У
десятиногих раков глаза находятся на особых __________. Речные раки имеют
_______ ходильных ног. Самки откладывают ___________. Молодых рачат самки
вынашивают на __________.
Проблемные
задачи
1. Какое
значение в жизни речного рака имеет его способность восстанавливать утраченные
части тела? Как называется эта способность? ___________________
2. В чем
проявляется сходство речного рака и кольчатых червей? О чем оно
свидетельствует? _________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ
№3.
Задание 1 группе. Сравните между собой
представителей десятиногих раков. Установите, какие признаки сходства имеются в
их строении. Какие различия можно отметить в строении изображенных животных?
Речной рак
|
Краб-потамон
|
Лангуст
|
Задание 2 группе. Сравните с десятиногими
раками изображенных на рисунке пресноводных и наземных рачков. Установите,
какие общие признаки можно выделить в строении ракообразных.
Циклоп
|
Мокрица
|
Водяной ослик
|
Дафния
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология
7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений; под ред. Проф.
В.М. Константинова.- М.: Вентана – Граф, 2009.-304 с.: ил.
2.
Биология. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.Б.
Захарова, Н.И. Сонина/ авт. – сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2008.
– 447с.
3.
Биология. 7 класс: поурочные планы «Изучение курса
зоологии»/ авт. – сост. Н.Ф. Бодрова. – Воронеж: ВГПУ, 2000. – 189 с.
4.
Источники сети Интернет:
Soldmaral.ucoz.ru/load/laboratornye//7_klass/25
Mirbiologii.ru/videoroliki. html
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.