Главная / Начальные классы / Обобщение по теме: «Местоимение" 4 класс

Обобщение по теме: «Местоимение" 4 класс

Тема урока: « Обобщение по теме: «Местоимение».


Цели урока: обобщать знания детей по теме: «Местоимение»;

совершенствовать навыки правильного употребления местоимения в речи;

развивать память, орфографическую зоркость, мышление, речь.


Задачи урока: учить детей работать коллективно и в группах, воспитывать

взаимовыручку, активность, формировать положительную

мотивацию к обучению.


Форма проведения: урок-практикум.


Ход урока


I.Организация класса

Начинаем урок русского языка!

Кому-то тема покажется трудной, кому-то легка.

Но сможем устранить мы все недоразумения,

Досконально изучив личные местоимения.

Постараемся всё повторить.

-Сегодня мы заканчиваем работу над темой «Местоимение», обобщим наши знания по этой теме.


II.Актуализация знаний детей.

1.Минутка чистописания. Орфографическая разминка.

1. гра…. 2. в труб… 3. надпи…ь 4.солда…

5. п…ехал 6. в…згливый 7.су…. а 8. св…тильник

9. мали…..ик 10. на площад… 11. б…рёза


-Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание.

-Какое слово получилось? (местоимение)

2. Выборочный диктант.

Читаются предложения, дети выписывают местоимения в строчку, через запятую.

а) Она весну встречает,

Серёжки надевает.

б ) А потом ты покатился

И назад не воротился.

в ) Как пустился я по улице бежать…

г ) Стул чинил сегодня мастер,

Клеил его и красил.

д) Мы с приятелем вдвоём

Замечательно живём.

е ) Открылись у лисят глаза, мать стала выгонять их из норы.

ё) И у меня бабушка и дедушка на кораблях плавали с матросами.

- Сколько слов вы выписали? (7).


3. Беседа по вопросам:

- Как называются эти слова?

- Почему эти слова называются местоимениями?

- Почему так называется эта часть речи? Что вы знаете о местоимении?

Я заменить могу любые части речи,

Взвалив обязанности их себе на плечи.

Когда приходится слова другие замещать,

На их значение всегда мне надо указать.


III.Словарная работа.

1. Выполни задания, запиши словарные слова, подчеркни непроверяемую безударную гласную, вспомни и запиши ассоциацию.

А) Отгадай загадку.

Всегда во рту,

А не проглотишь.


Б) Расшифруй изограф.

hello_html_m4a885a83.png


В) Зачеркни все нерусские буквы и прочитай слово.

WRNЗSZVNNAJLUНDFЯNRFЦLJR


Г) Расшифруй слово.

hello_html_1ce7b00a.gif


hello_html_m2b5d8b52.gif

hello_html_57a55d20.gif

hello_html_md727a8b.gif

hello_html_m432d9eae.gif

hello_html_m83c77f6.gif

hello_html_2413bb8.gif

hello_html_1c42b31.gifhello_html_1c42b31.gif

hello_html_m71631b26.gif

hello_html_5cfe59c6.gif

hello_html_12057251.gif

hello_html_620867ff.gif

hello_html_m28c65b35.gif

А

Т

Н

Ч

О

Л

С

Ф

И

Г

Е

В

З


hello_html_620867ff.gif


hello_html_1ce7b00a.gif

hello_html_5cfe59c6.gif

hello_html_m432d9eae.gif

hello_html_57a55d20.gif


Д) Двигаясь по стрелочке составь слово.

hello_html_m78af70ca.gif

А

Г

Р

О

Н

О

М

hello_html_m4f32e1db.gif










2. Подчеркните местоимения, которые спрятались в словарных словах.

Агроном, вагон, воробей, заяц, язык.

(Оно, он, ей, я, я.)

- Какое местоимение составлено из двух предлогов? (Она).

Какое местоимение одинаково читается справа налево и слева направо? (Оно).


IV.Обобщение изученного материала о личных местоимениях.

А что за часть речи такая местоимение?

Само название нам помогает

Оно само себя и объясняет.

Я и мы, ты и вы, он, она, оно, они

Все слова отличные, важные и личные

Это без сомнения все местоимения!

-Назовите местоимения 1-лица, 2, 3.

-Назовите местоимения ед. числа, мн.ч.

-У каких местоимений можно определить род? (Он, она, оно).


1.Заполните таблицу.

Лицо

Число



Единственное

Множественное

1 лицо

я

мы

2 лицо

ты

вы

3 лицо

он, она, оно

они


Физкультминутка.

Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.

Цветы.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он, и я, и ты -

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

и не будет доброты,

Если только я и ты -

Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)


2. Замените повторяющиеся слова местоимениями, чтобы избежать речевых ошибок. Сделайте вывод о функции местоимений в тексте.


Тётка ложилась на матрасик. Грусть подкрадывалась к Тётке и овладевала Тёткою.
Вдруг близко от Тётки страшный крик.
Гусь сидел на полу. Глаза у Гуся были закрыты. Хозяин сел перед Гусем, минуту глядел на Гуся, затем вернулся в спальню.
Хозяин взял блюдечко, налил в блюдечко воды. Тётка и Гусь жались к хозяину.

Проверь. Тётка ложилась на матрасик. Грусть подкрадывалась к ней и овладевала ею.
Вдруг близко от Тётки страшный крик.
Гусь сидел на полу. Глаза у него были закрыты. Хозяин сел перед Гусем, минуту глядел на него, затем вернулся в спальню.
Он взял блюдечко, налил в него воды. Тётка и Гусь жались к хозяину.


3.Прочитайте предложения, которые у вас на карточках.

Лес пахнет дубом и смолой.

За лето высох он от солнца.

- Сколько предложений?

- Найдите основу каждого предложения.

Чем выражено подлежащее? Поставьте вопросы.

- О каком сходстве с именем существительным вы можете сказать?

(Существительные и местоимения отвечают на одни и те же вопросы).

-Выполни морфологический разбор местоимения.


4. Физминутка.

Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).


5.Практическая работа.

- Как склоняются местоимения?

Просклонять местоимения я, ты, вы, он, она, оно, они ( карточка с заданием у каждого ученика и на слайде). Задание выполняется письменно.

Падежи

вопросы

я

ты

мы

вы

он

он

оно

они

И.п.

кто?









Р.п.

кого?









Д .п.

кому?









В.п.

кого?









Т.п.

кем?









П.п.

о ком?










Проверка выполнения задания:

-Как пишутся местоимения с предлогами? (Местоимения с предлогами пишутся отдельно).


Падежи

вопросы

я

ты

мы

вы

он

она

оно

они

И. п.

кто?

я

ты

мы

вы

он

она

оно

они

Р.п.

кого?

меня

тебя

нас

вас

его

её

его

их

Д. п.

кому?

мне

тебе

нам

вам

ему

ей

ему

им

В.п.

кого?

меня

тебя

нас

вас

его

её

его

их

Т.п.

кем?

мной

тобой

нами

вами

им

ею

им

ими

П.п.

о ком?

обо мне

о тебе

о нас

о вас

о нём

о ней

о нём

о них



V.Работа в дифференцированных парах.


А сейчас вы будете в роли учителей. Работать будете в парах. Прочитайте рассказ, запишите его без ошибок.


1 вариант.

Коля и Петя делали уроки. С ими был пёс тузик и кот Васька. Они решали задачу. Они играли на ковре. Все были заняты своими делами.


2 вариант.

Коля и Петя приехали в деревню. Перед ими было озеро. Оно красивое. В ём водятся карпы. Они приехали рыбачить. Ч ними были удочки и наживка. Они поймали много их.


3 вариант.

Коля и Петя рисовали. К им пришла девочка. Иё зовут Надя. У ей не было красок. Ани дали ей краски. Ани стали рисовать большую картину вместе. Картина у их вышла хорошая.

(Проверка исполнения работы в парах).


VI.Работа по дифференцированным группам ( для каждой группы заранее приготовлены карточки с заданиями).


1 группа.

Вписать в предложения подходящие по смыслу местоимения.

Интересная загадка.

Однажды …. шёл по лугу. Ко ….. пристала ласточка. …. кружилась около …… Ласточка задевала …… за плечо, кричала жалобно, словно ….. отнял у …. птенца, и …..просила отдать ….. обратно. ….. не понимал, что …. нужно. Я рассказал об этом деду, а ….посмеялся надо …..и всё объяснил.

Человек идёт по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет….. в траве, а …..летает около человека и ловит…. на лету.


2 группа.

Медвежонок отправился бродить по полянке. Вдруг …. остановился. Перед….. сидела большая лягушка. ……только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к ….. лапу. Лягушка сделала в сторону скачок. Мишка принял это за игру. …..тоже сделал скачок. Так …..добрались до лужи.


3 группа

Исправить ошибки в словосочетаниях:

Дать ему, дружить с им, знать её, спросить у его, зайти за ей, покормить их, сделать из его, выросли у её, брать с её, следить за ей, подкрался к им, пестрели под ими, вместе с им.


VII.Работа по развитию речи.

Задание «Редактор»

Прочитать текст, найти местоимения 1 лица. Заменить в тексте местоимения 1 лица единственного числа на местоимения 1 лица множественного числа.


Я учусь в четвёртом классе. У меня учительница Надежда Анатольевна. Она внимательна и справедлива ко мне, всегда приветлива. Поэтому я стараюсь радовать её своими ответами и не получать замечаний.

Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему.

VIII. Занимательный материал.

Найди лишнее:

Я, они, на, ты (предлог)

Но, оно, она, они (союз)

Я, Яна, ты, вы (существительное, имя)

Он, она, они, оно (мн.ч.)

Мы, я, вы, они (ед.ч.)

Он, она, они, мы (1-е лицо)


Шарады.

Первый слог - личное местоимение,

Второй - детская болезнь.

А целое - тот предмет, который

Выбрасывают, когда он нужен

И поднимают, когда он не нужен.

Что это?

(Я - корь).


Хитрые вопросы.

1.Какое местоимение составлено из двух предлогов? (О-на).

2.Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила: "Эти тарелки и чашки чистые?" Дочка ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы-мы-ты).

3.Какое местоимение нужно добавить и к какому местоимению, чтобы получились очень крупные овощи? (Ты-к-вы).

4.Какие три местоимения самые чистые? (Вы-мы-ты).

5. Какие два местоимения мешают автотранспорту? (Я-мы)

6.Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым

скромным? ( Я – всегда говорит о себе, но в алфавите последнее).


7. Какое местоимение превращается в союз, если его прочесть справ

налево? ( Он – но).

8. Какое личное местоимение следует добавить к другому личному

местоимению, чтобы получить много крупных плодов? (Ты к вы).


IX. Итог урока.

Рефлексия урока.

Какую тему мы повторяли на уроке?

Какие задания были особенно интересными?

Что было трудным на уроке?

Оценки.


Все в жизни изменяется, все течет

К концу подошел и наш урок.

Сегодня с вами много мы трудились,

И кое-чего, думаю, добились.

Вы проявили все старание,

Большое вам спасибо за внимание!


Обобщение по теме: «Местоимение" 4 класс
  • Начальные классы
Описание:

Разрабатывая данный урок учитывались возрастные особенности детей младших классов, реальные возможности учеников 4  класса: высокая работоспособность, активность на уроках, интересы большинства детей направлены на учебную деятельность, большинство детей эмоционально живо реагируют на любые жизненные ситуации, стремятся к успеху.

   

Для психолого-педагогической поддержки урок начинаю  с      

 мобилизирующего этапа, что  способствует  созданию психологического  настроя учащихся на положительный результат урока.

     Для развития познавательной сферы уч-ся была произведена

работа по развитию психологических процессов:

          Речи:

ØСловарная работа

ØАктуализация знаний. Выборочный диктант.

ØФизкультминутка.

ØРефлексия (умение давать оценку своей работе, товарищей).

          Памяти:

ØРазвитие мелкой моторики рук.

ØРабота в тетради (запись числа, положение тетради при письме, посадка).

ØСловарная работа(развитие ассоциативной памяти)

ØФизкультминутка.

ØРефлексия (воспроизведение этапов урока, цели).

       Мышления:

ØСловарная работа (найти спрятавшиеся местоимения0

ØФизкультминутка.

ØОбобщение  материала (обобщение, логичность, самостоятельность).

ØЗакрепление изученного (занимательные задания, шарада)

ØПодведение итогов урока (обобщение, выделение главного, систематизация знаний).

ØРефлексия.

 

    В течение всего урока побуждала к активному усвоению знаний, развивала познавательный интерес, работала над удовлетворением любознательности учащихся.

      По развитию мотивационно- потребностной сферы  уч-ся учила навыкам рефлексии и на каждом этапе урока и в конце урока, учила ставить цель и планировать свою деятельность.

     Старалась на всех этапах урока создавать ситуацию успеха и формировала у уч-ся ответственность за свою деятельность.

        По коммуникативному развитию уч-ся использовала приёмы формирования умений работать в рамках диалога, слушать собеседника, договариваться с ним, убеждать его. Старалась, чтобы уч-ся в течение всего урока общались друг с другом, прививала культуру поведения в разговоре и постоянно стимулировала уч-ся к активному выражению собственного мнения, умения доказывать его. На уроке было реализовано право уч-ся на ошибку и право на творчество. Постоянно работаю в зоне ближайшего развития ребёнка.

 Считаю, что психолого-педагогическая поддержка на уроке была реализована.

    

 На уроке старалась придерживаться демократического стиля общения, поддерживать доброжелательную обстановку.

На уроке использовала следующие методы мотивации усвоения знаний:

- эмоциональные:

-поощрение;

-создание наглядно-образных представлений;

- стимулирование и оценивание.

- познавательные:

- пробуждение познавательного интереса;

-выполнение творческих заданий.

- социальные:

- создание ситуации взаимопомощи.

 

 Методы организации восприятия и применения знаний:

- словесные – рассказ, беседа

- наглядные  – графические

-  практические  – упражнения на применение знаний.

 Методы контроля и оценки знаний:

- экспертный контроль – устный;

Методы обучения учащихся.

практические: работа по карточкам.

Автор Кобылко Наталья Васильевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2770
Номер материала 17032
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓