Главная / Русский язык и литература / Обобщение по теме « Устное народное творчество». (5 класс)

Обобщение по теме « Устное народное творчество». (5 класс)

#WORK###################################################W#O#R#K#########M#i#n#g#L#i#U###S#i#m#S#u#n#####D#o#t#u#m######�#:�`#���#�1�#�#g##�`#########�v;9####�E#9
Обобщение по теме « Устное народное творчество». (5 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема: Обобщение по теме « Устное народное творчество».

Цели: 1. Обобщить и систематизировать материал, изученный в данном разделе; в игровой форме показать учащимся увлекательный мир фольклора;

2.Развивать навыки различения жанров фольклора;

3. Воспитывать у ребят чувство здорового соревновательства; интереса к  фольклору.

 

 

Тип: урок – путешествие

  • Оборудование: запись на доске; выставка рисунков, таблички со словами;

                          « волшебный» сундучок

 

 

                                                                     Ход урока

 

 

1.Орг. момент

2.Повторение

a)      Слово учителя:

 

Не наяву и не во сне,

Без страха и без робости

Мы снова бродим по стране,

Которой нет  на глобусе.

На карту не нанесена,

Но знаем ты и я,

Что есть она, что есть страна

Литературия.

(  за все ответы детям  вручаются жетоны, по количеству которых в

 конце урока  ставится оценка).

            - Как иначе называется устное народное творчество?

- Какие жанры фольклора вам известны?

- Что называется пословицей?

- Дай определение жанру загадки?

- Какие циклы обрядов вы знаете?

- Какие группы сказок вы можете выделить?

 

3. « Потешный посад»

                а) Мы с вами попали в самую веселую, потешную, интересную часть   

                 Литературии - сказки и потешный  фольклор.

                  Многие из нас без труда припомнят, как просили папу, маму,

 

 

бабушку или дедушку рассказать сказку тогда, когда им было совсем не до нас – очень  заняты. Но, видя, что мы не отстаем, они на  ходу, с хитрецой, растягивая слова, начинали:

        - В некотором царстве,

        - В некотором государстве

         Жил – был царь, у царя был сад,

          В саду был пруд, в пруду был рак…

          Кто слушал - тот  дурак.

          Эта докучная сказка с грубо оскорбляющей  издёвкой. Но таких сказок у нас мало-   грубость не характерна русскому народному творчеству. Среди таких сказок есть сказки – коротышки, которые содержат вопрос- ответ.

 

(Ученик)

Хочешь сказку про лису?

Она в лесу.

- Чем же тогда они нас привлекают?

( ответы учеников)

Среди документов сказок встречаются и очень поэтичные:

(Ученик) - Плавал и плавал у плотины карась…..

                  Сказка моя уже началась.

                  Плавал и плавал карась у плотины..

                  Сказка рассказана до половины.

                  Поймал бы я вам за хвост карася….,

                  Да жаль, что сказка рассказана вся.

                 

б) А вот к потешному  фольклору принято относить молчанки, скороговорки, небылицы.

- Какие молчанки вы знаете?

Например:- Сорок амбаров сухих тараканов,

                        Сорок кадушек мокрых лягушек,

                        Кошку  драну, мышь погану-

                        Кто промолвит, тот все съест.

 

Играть в молчанки ребята любят. И особенно любят различного рода небылицы.

Например: Ехала деревня мимо мужика,

                       Вдруг из под собаки лают ворота.

                       Выхватил телегу он из под кнута

                       и давай дубасить ею ворота.

                       Крыши испугались, сели на ворон,

                 Лошадь погоняет мужика кнутом.

 

 

2.Следующий пункт нашего пути-

« Загадочный лес»

- Ребята, вам необходимо вспомнить загадки на тему « Лес»

( Ученики загадывают загадки)

Например: Стоял на крепкой ножке,

                       Теперь лежит в лукошке

(гриб)

 

 

3.Мы отправляемся дальше.

   Река Пословичная.

 

а) Чтобы преодолеть это препятствие назовите как можно больше пословиц на тему « Вода».

( Ученики называют)

Например: Вода и землю точит и камень долбит.

 

 

б) Другая тема « Голова»

Например: Голова – полная палата ума»

 

в) Игра « Закончи пословицу с цифрой 7».

- Почему  цифра 7? ( Магическое число)

У семи нянек…….(дитя без глаза).

Семь бед….                 ( один ответ).

Семеро одного …. ( не ждут).

4.Дорога приводит нас в город  Шалтай - Болтай.

Этот город населяют герои разных произведений

 

а) По словам героя или характеристике назвать персонаж

 

Ваша мама пришла,

Молочка принесла.   (« Волк и семеро козлят»)

Не садись на пенек, не ешь пирожок,

Неси  бабушке, неси дедушке.  ( «Маша и медведь»)

Я  из славного  из города  из Мурома,

Из того села да с Карачарова. ( «Илья Муромец»)

Не  тужи Иван – царевич!

Ложись - ка лучше спать- почивать: утро вечера мудренее!  (« Царевна-лягушка)

 

б) Игра « Волшебный ларец»

- Верни волшебный предмет в сказку

Ученики достают предметы сказки

( Предметы: игла, яблоко, ключ, зеркальце, клубок ниток).

 

в) Учитель обращается к выставке рисунков учеников « Портретная галерея».

 

 

- Герои каких произведений изображены?

- Чьи рисунки вам больше всего понравились? ( За  3 рисунка- жетоны)

 

5. Шли мы  шли и встретили на своём пути Масленицу.

 

а) – А что такое Масленица?

Расскажите нам об этом празднике?

 

б) Инсценировка « Масленица»

Группа учеников показывает сценку, внося чучело, поются песни:

Масленица годовая,

Гостья наша дорогая!

Она пешей к нам не ходит,

Все на конях приезжает.

У  ней кони вороные,

Слуги молодые.

 

 

Ой, Масленица - кривошейка,

Сосречаем тебя хорошенько!

Сыром, маслом, калачом

И печеным яйцом!

А мы Масленицу повстречали,

Сыром гору набивали,

Маслом гору поливали,

На широк двор зазывали

Да блинами заедали.

( Все присутствующие угощаются блинами)

 

4. Итог урока:

А)Заключительное слово учителя

Сегодня мы прошли с вами по маленькой части большой и интересной страны Литературии. Мы прощаемся с фольклором, но помните, что впереди  Вас ждет еще много интересного.

Б)Ученики оцениваются по жетонам, полученным на уроке.

 

5. Домашнее задание:

Написать сказку любого жанра.

 

 

 

Автор Штарк Марина Павловна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1190
Номер материала 25114
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓