Главная / История / Обобщение педагогического опыта учителя истории

Обобщение педагогического опыта учителя истории

Обобщение педагогического опыта работы

учителя истории МОУ СОШ ст. Павлодольской, Моздокского р-на, РСО-Алания

Черкашиной Людмилы Александровны

Тема опыта:

«Активизация познавательной деятельности учащихся

через систему использования ИКТ на уроках истории»

Краткое описание темы:

Развитие научно-технической базы современной школы, изменение интересов современных школьников, увлекающихся компьютерными технологиями, вынуждают учителя искать все новые и новые средства воздействия на познавательную активность учащихся, способствовать ее повышению. И поскольку, как уже было сказано, современную молодежь увлекают больше компьютер, нежели книга, то почему бы не использовать компьютерные технологии для достижения поставленной цели.

Национальные проекты государства в области образования способствовали обеспечению школ всем необходимым оборудованием, способствующим совершенствованию образовательного процесса.

Соответственно и я для себя поставила задачу внедрения ИКТ на уроках истории.

Ведущая педагогическая идея:

Главное – каждый урок должен быть ярким, запоминающимся, должен нести реальную пользу ученику.

Хороший урок – урок – беседа, исследование, взаимодействие учителя и ученика.

Условия - принцип наглядности (ученик должен хорошо представлять изучаемую эпоху или событие, явление истории)

- принцип научности (электронный материал должен быть действительно необходимым для изучения того или иного материала, не должен носить развлекательный характер)

· - принцип доступности (учебный материал должен быть адаптирован в соответствии с возрастной группой учащихся)

Главной целью своей педагогической деятельности я считаю формирование творчески мыслящей личности, способной к саморазвитию и

самовыражению. Поэтому в своей работе я пытаюсь формировать и развивать творческие способности учащихся, развивать логическое мышление и умение адаптироваться в жизни, умение самостоятельно находить решение поставленных задач.

Свою роль в процессе образования вижу в том, чтобы быть не просто источником информации, а капитаном, указывающим цель, задающим верный курс в организации самостоятельной работы учащихся. Развитие информационной компетентности является одним из приоритетных направлений деятельности современного педагога, и в своей работе я делаю все возможное для создания условий ее развития у своих учеников.

В соответствии с поставленной целью, своими задачами считаю:

- активизацию познавательной активности учащихся, через систему нетрадиционных уроков, с использованием ИКТ

- развитие умений рассуждать и мыслить

- развитие творческих способностей учащихся, через систему индивидуальных и коллективных творческих заданий

- развитие умений работы с текстами (учебника, исторических источников)

- развитие навыков работы с картами и иллюстративным материалом.

В процессе своей работы я реализую метод дифференцированного обучения, личностно ориентированного подхода к учащимся.

Применяю в своей практике коллективную, групповую и индивидуальную форму обучения.

Творческие способности учащихся развиваются при непосредственном участии в трудовой деятельности.

В своей работе стараюсь широко использовать проблемный метод обучения.

Иногда стараюсь так сформулировать тему урока, чтобы она заставляла ребят задуматься, сделать свой собственный вывод по изучаемой на уроке проблеме.

Например, при изучении деятельности народовольцев, я так сформулировала тему урока:

«Народники – герои или убийцы?»; « Степан Разин – народный герой, или разбойник?»

Изучение новой темы стараюсь строить в виде проблемной беседы, используя вопросы типа «Как вы думаете?..», «Как вы считаете…?»,

«Что бы вы сделали на месте того или иного исторического лица?»

Стараюсь объяснять новый материал на примерах из жизни. Например, изучая реакцию крестьянства на аграрную реформу П.А.Столыпина, предлагаю ребятам представить свой класс как конкретную крестьянскую общину, из которой хочет выделиться, к примеру, один из учеников.

Спрашиваю их мнение о том, как они будут относиться к такому ученику.

Предлагаю самим проанализировать или построить какую-нибудь схему, таблицу и т. п.

Не тороплюсь сама давать правильный ответ, призываю самим найти правильное решение проблемы.

В младшем среднем звене довольно часто предлагаю написать сочинение от лица какого-нибудь исторического лица или участника того или иного исторического события.

Исторические диктанты, составление и разгадывание исторических кроссвордов, тестовые и контрольные работы позволяют проверить уровень развития каждого ученика.

Часто использую работу по составлению таблиц. Предлагаю ученикам самим заполнить элементы таблицы по аналогии с тем, что мы сделали вместе. Это способствует формированию информационной компетентности учащихся: учит выделять главное в тексте, систематизировать

полученную информацию, формулировать главную мысль своими словами, четко и понятно.

Стараюсь использовать в своей работе и метод проектов, так как считаю, что подобный вид деятельности способствует наиболее полному раскрытию и развитию творческого потенциала

личности ребенка. Овладевая методом проектов, учащиеся учатся планировать свою работу, устанавливать точные календарные сроки выполнения своей работы.

Учащиеся готовят доклады, рефераты, пишут сочинения – эссе,

В старших классах изготавливают мультимедийные пособия – презентации. Представляют свои проекты на внеклассных мероприятиях для младших классов.

В своей работе стараюсь использовать различные формы нестандартных уроков: Урок-суд, урок – исследование, урок-экскурсия, урок - соревнование, все это не только способствует повышению познавательной активности учащихся, но и развивает творческие способности личности учащихся.

Актуальность опыта.

В настоящее время осознана важность и необходимость развития познавательной активности учащихся на уроках истории. В современных условиях, когда объем необходимых человеку знаний все больше и больше возрастает, уже недостаточно только усвоения знаний учащимися на уроках, важно научить самостоятельно пополнять знания.

Традиционные формы уроков формируют у детей потребительский характер деятельности. Ученики перегружены однотипной работой.

Многие не умеют работать с учебником, историческим источником, картой. Не умеют сравнивать, устанавливать причинно-следственныесвязи, обобщать материал.

Все это заставляет искать новые средства активизации познавательной деятельности учащихся. На мой взгляд, решить эту проблему

может использование ИКТ на уроках истории.

Это подтверждается концепцией развития школы и федеральной концепцией информатизации образования.

Теоретическая база опыта.

Разрабатывая тему, я использовала работу Платоновой Т.И. «Применение электронных презентаций на школьном уроке»

В качестве теоретической базы по вопросу актуализации познавательной деятельности использовала работу Бабанского Ю.К.

«Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод. основы)» и работу Бондаревского В.Б. «Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию».

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Я работаю в школе 31 год. Целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для развития личности ученика, её активного умственного роста, нравственного совершенствования.

Для достижения данной цели необходимо:

- активизировать познавательную деятельность ученика (через систему использования ИКТ на уроках и во внеурочное время, использование различных методов и форм организации учебной деятельности.)

- привить любовь к предмету через систему эффективных уроков

- приобщить к историческому, культурному и духовному богатству родного отечества.

Делаю все возможное для создания на уроках благоприятного эмоционального фона.

Это вселяет ученику уверенность в себя, что его мнение важно, к нему прислушиваются, его уважают.

Поощряю любую инициативу, желание высказаться.

Большое значение в своей работе уделяю развитию информационной компетентности, так как работа историка – исследование различных

источников информации: карт, исторических текстов, археологических находок, произведений искусства.

Последние три года я работаю над темой использования ИКТ на уроках истории, так как считаю, что это еще один способ повысить познавательную активность современных учащихся, в жизни которых компьютер играет чуть ли не ведущую роль.

Самым простым, на мой взгляд, является введение в образовательный процесс электронных презентаций.

Учитель истории часто сталкивается с проблемой нехватки наглядного материала для уроков: карты, схемы, таблицы, просто картины по истории, позволяющие стимулировать воображение ребенка, перенести его в изучаемую эпоху.

Весь этот материал в большинстве своем довольно ветхий и обновляется нерегулярно.

Необходимая наглядность сегодня может быть перенесена на слайды презентации.

За два года работы над темой я изучила необходимую литературу по подготовке презентаций и разработала несколько уроков с их использованием, при этом учла основные принципы создания презентаций для уроков.

Часто на уроках я использую такой вид работы учащихся как заполнение таблицы. Схему таблицы можно перенести на слайд презентации.

Мы работаем с учебником, выискиваем необходимую информацию, затем записываем ее в таблицу.

Обычно учитель заполняет таблицу на доске. Но, как правило, на доске недостаточно места для таблицы целиком и мы что-то стираем.

И учащийся не может видеть результат работы в целом.

Работая с презентацией, учитель экономит время, которое затрачивается на запись информации на доске – она появляется сразу на слайде.

Заполнение таблицы проходит последовательно, в соответствии с замыслом учителя. Мы можем проверить свой результат работы с требованием,

с тем, что должно быть записано в тетрадь. И в конце урока ученик видит результат работы и может его сравнить с тем, что он записал.

В 11 классе я проводила урок по теме «Опыт индустриального развития стран Западной Европы, США и Японии». В ходе изучения нового материала мы с учащимися составляли схему «Роль государства в экономике».

Составление шло последовательно, что-то я объясняла сама, что-то учащиеся должны были найти в учебнике, обобщить и вписать в схему.

Вы можете видеть, что схема получилась довольно большая, на доске просто не хватило бы места для ее размещения. Для экономии места времени я визуализировала схему в слайде презентации, сделала ее интерактивной, то есть отдельные элементы схемы появлялись последовательно, согласно логике урока. В конце урока учащиеся могли увидеть результат нашей работы на уроке целиком.

Весь урок, по моему мнению, не должен быть «завязан» на презентации. Слайды презентации можно использовать во время объяснения, закрепления или создавать проблемную ситуацию на уроке.

Актуализацию обычно я провожу в виде беседы с учащимися (ввиду большого объема материала приходится экономить время) Вопросы такой беседы я визуализирую в слайдах, каждый вопрос отдельно.

На каждый вопрос дается ответ, чтобы после ответа все смогли убедиться в его правильности.

Если ранее давалась какая-нибудь схема, то можно дать ее с тем, чтобы ученик ее объяснил.

При объяснении нового материала наиболее обширны возможности презентации и ее оформления. Последовательность показа и логика построения зависят от содержания изучаемого материала, особенностей восприятия учащимися класса, индивидуальности учителя.

Я выделила некоторые общие правила:

Во-первых, слайды желательно не перезагружать текстом, за исключением тех случаев, когда презентация сопровождает доклад ученика.

В остальных случаях я размещаю короткие тезисы, даты, имена, термины, которые учащиеся должны записать в тетрадь.

Во-вторых, отбираемые иллюстрации я стараюсь делать реалистичными. Они могут быть взяты из учебника, где как мы знаем, они очень маленькие и трудно подробно их рассмотреть, ученики, как правило, пропускают их, считая незначительными. Мы можем увеличить их, проанализировать, разобрать и так далее.

Опираясь на личностно-ориентированные технологии на деятельностной основе, я создаю такие условия, которые помогают ребенку стать личностью, которая бы могла ориентироваться в потоках информации, оценивать происходящее с позиции общепринятых нравственных норм, вырабатывать собственную позицию, помогают стать активным, ответственным человеком, который сможет самореализоваться в меняющемся мире.

Осуществляя шаги этой технологии, я пришла к таким результатам:

Создана комфортная психологическая атмосфера на уроке, ситуация успеха, что приносит не только пользу, но и радость общения и мне, и ученикам. Уровень сформированного умения ставить вопросы, формировать задачи, проблемы и решать их повысился за этот период примерно на 20%.

Целенаправленная работа на уроках истории и обществознания позволила достичь позитивных результатов:

Дата

Название конкурса

Уровень

Достижения

Декабрь 2013

«20 лет Конституции РФ»

Яковлева А. ученица 11б кл.

республиканский

Лауреат конкурса

Январь 2014

Научно-исследовательский проект»Юный архивист»

Новиков К. ученик 11б кл.

республиканский

II место

Март 2014

«700лет со дня рождения преподобного Сергия Радонежского»

Бушмакина А. уч. 4кл.

всероссийский


2014

«За нравственный подвиг учителя»

республиканский

3 место



Обобщение педагогического опыта учителя истории
  • История
Описание:

Развитие научно-технической базы современной школы, изменение интересов современных школьников, увлекающихся компьютерными технологиями,  вынуждают учителя искать все новые и новые средства воздействия на познавательную активность учащихся, способствовать ее повышению. И поскольку, как уже было сказано, современную молодежь увлекают больше компьютер, нежели книга, то почему бы не использовать компьютерные технологии для  достижения поставленной цели.          

Национальные проекты государства в области образования способствовали обеспечению школ всем необходимым оборудованием, способствующим  совершенствованию образовательного процесса.          

Автор Черкашина Людмила Александровна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1229
Номер материала 48339
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓