Главная / Русский язык и литература / ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ «Сущность методической работы в повышении эффективности уроков русского языка, повышение грамотности учащихся с учетом личностных особенностей детей»

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ «Сущность методической работы в повышении эффективности уроков русского языка, повышение грамотности учащихся с учетом личностных особенностей детей»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

ИМ. Н.Л. МЕЩЕРЯКОВА



ОБОБЩЕНИЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ

УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ГУСАРОВОЙ ОКСАНЫ МИХАЙЛОВНЫ

ПО ТЕМЕ:

«Сущность методической работы в повышении эффективности уроков русского языка, повышение грамотности учащихся с учетом личностных особенностей детей»



















Оглавление.

  1. Обобщение опыта.

  2. Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние 3 года.

  1. Позитивные результаты внеурочной деятельности по преподаваемым предметам.

  2. Использование современных образовательных технологий, методов, приемов и типов уроков в процессе обучения по предмету.

  3. Приложение.







































  1. Обобщение опыта.

Концепция модернизации Российского образования определила развитие системы образования. Целью образования становится овладение учеником различных компетентностей. Орфографическая грамотность – языковая компетентность, способная помочь в реализации жизненных задач. Одной из задач обучения русскому языку становится формирование прочных навыков орфографии, то есть грамотного письма как условия формирования коммуникативной компетентности. Данная проблема и выдвинутые задачи не оставляет равнодушным ни одного педагога-словесника. Что надо сделать, чтобы научить писать грамотно? Сколько приходится перепробовать различных приемов и методов преподавания русского языка, чтобы найти пути достижения цели! Ведущим подходом становится индивидуализация образования, ориентация на личность отдельного ученика, учет его личностных особенностей. Обозначив перед собой данную проблему и задачи, я изучила соответствующую литературу:

1. Бабанский Ю.Б. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. -- М., 1979.

2. Дорофеев Г.В. и др. Дифференциация в обучении биологии.// Биология в школе. -- М, 1989.-№4.

3. Дьяченко О.М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребёнка. // Вопросы психологии. -- 1997.,№4

4. Калягин Ю.М. и др. Профильная дифференциация обучения биологии. // Биология в школе. -- 1990. -- № 4.

5. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. -- М., «Академия», 2002.

6. Клевченя М.С Психологические проблемы дифференцированного обучения // Актуальные проблемы дифференцированного обучения. -- Мн., «Народная асвета», 1992.

7.Павлова М.А. Интенсивный курс повышения грамотности с помощью НЛП. – М., 2000.

8.Гриндер Д., Бэндлер Р. Из лягушек – в принцы. – Екатеринбург, 1998.

9.М. Гриндер. Исправление школьного конвейера.

10.Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся / Под ред. Л.П. Крысина. – М.: Просвещение, 1995. – 383с.

11.РУССКИЙ ЯЗЫК. 5–7 классы (карточки). (Компакт-диск). – Волгоград: Учитель, 2007.

12.НЛП. Стратегия гения. Скачкарь Д.А. (Компакт-диск). – М, 2006.

13.НЛП. Стратегия успеха. (Компакт-диск). – М., БУКА, 2007.

После прочтения и изучения дополнительной литературы я начала вырабатывать пути решения проблемы непосредственно касающейся моих учащихся и знакомится с опытом педагогов района: Ткачевой Г.А., Посашковой Т.А., Нестеровой Е.М., Назиной С.О., Полковой Н.М.. Это помогло мне в течение трех-четырех лет преподавания русского языка апробировала методы и приемы повышения эффективности уроков русского языка, которые способствовали повышению грамотности учащихся учетом личностных особенностей.

Повышение орфографической грамотности учащихся в ходе обучения на уроках русского языка достигла путями:

  1. Создание эффективных условий для проведения уроков.

  2. Дифференцировать домашние задания в соответствии с психологическими особенностями учащихся.

  3. Изменении стиля преподавания самим педагогом.

  4. Использование разнообразных принципов, приемов, упражнений в ходе обучения орфографической грамотности.

1.Грамотное письмо закладывается не правилами-формулировками, а правилами-формулами. Написание слов и знаки препинания надо вычислять. При подготовке к урокам рекомендую использовать формулы-таблицы Бройде М.Г., каждая из которых представляет собой лаконичную логическую схему условий правописания внутри отдельной проблемы. Особенно в старших классах использование данных таблиц помогает сделать урок интенсивным и результативным. Одним из путей повышения грамотности является алгоритмизация правил, сведения ряда правил к общему алгоритму, составление таблиц обобщающего характера. Использую опыт педагога-новатора В.Ф. Шаталова и его последователя Ю.С. Меженко по составлению опорных конспектов. Ознакомившись со статьями Ю.А. Поташкиной “Обобщение школьных правил различения на письме О и Е после шипящих и Ц”, К.И. Прохоренко “Таблицы по орфографическим темам 5 класса”, А.Г. Жиленко “Использование алгоритмов при изучении орфографии”, С.И. Львовой “Схема на уроке русского языка”, я пришла к выводу, что данная работа перспективна. При формулировке правила по схеме работают два вида памяти – зрительная и слуховая, кроме того, развивается умение логически мыслить. Такую работу начинаю с 5 класса. Учащиеся ведут словари-справочники. Он состоит из двух частей: словарь трудных слов и справочник. В первую часть записываются слова с непроверяемыми написаниями. Вторая часть включает в себя опорные конспекты, схемы, таблицы по различным разделам программы. Работу над новой орфограммой строю по такому плану:

1) внимательное чтение на уроке нового правила;

2) коллективное усвоение правила;

3) составление схемы нового правила;

4) подбор примеров для отработки правила, индивидуальные карточки-задания.

Таким образом, систематическая продуманная работа над грамотностью учащихся в рамках опережающего обучения, безусловно, дает положительные результаты как на этапе обучения, так и в дальнейшей жизни.

2.Из опыта работы делаю вывод, что залогом успешного усвоения правил, исключений и примеров является ассоциативная форма обучения. Для возникновения прочных ассоциаций необходимо использовать яркие краткие образы, имеющие жёсткую внутреннюю логику. Этому критерию в полной мере удовлетворяют афоризмы. Отыскиваю мудрые мысли, группирую по темам. В качестве учебного дидактического материала рекомендую пособие Н.Л.Векшина “Русский язык в афоризмах”.

3.Разнообразить работу на уроке помогают приложения к сборнику упражнений по русскому языку Т.В.Шкляровой: самостоятельные работы “Вставь букву”, “Найди ошибку”. Эти пособия для 5-9 классов позволяют значительно увеличить темп урока, не давая сильным ученикам “скучать”. В результате работы отрабатываются орфограммы, расширяется кругозор, развивается орфографическая зоркость.

4.Важное место на уроке должны занимать словарные работы. Я провожу это так. В начале урока даю ученикам группу словарных слов (15 слов). На следующий урок – проверка слов под диктовку. После выученных пяти групп слов даю контрольный словарный диктант (выборочный). Количество слов в 8 классе 40 слов. “Орфографические пятиминутки” и “минутки чистописания”. Словарно-орфографическая работа “По следам ошибок”.

5.Для достижения цели (повышение грамотности, орфографической зоркости) постоянно провожу предупредительные диктанты. Методика проста и известна всем: сначала ученики устно повторяют основные правила орфографии и пунктуации, на которые даётся диктант. Перед записью текст разбирается устно (под руководством учителя) с орфографической точки зрения и пунктуационной (в зависимости от цели урока). Такой разбор может охватить все трудные написания, встречающиеся в данном тексте, или некоторые из них . Диктанты различных видов, сопровождаемые орфографическим разбором - орфографический, объяснительный, предупредительный, выборочный, распределительный, творческий, обучающе-проверочный диктант “Проверяю себя”, зрительный, разные виды словарных диктантов, словарные и орфографические диктанты с непроверяемыми написаниями, где дается задание на конструирование предложений и словосочетаний с ними. Контрольное списывание; буквенные и цифровые диктанты.

6.Повышению грамотности способствует правильное проведение работы над ошибками после написания диктантов. Эту работу я выполняю следующим образом.

1).Раздача тетрадей

2).Вступительное слово учителя о сложности диктанта, орфограммах.

3).Итоги диктанта, оценки.

4).Оформление работы над ошибками: запись слова с ошибкой-орфограммой, 2-3 слова на эту же орфограмму.

С пятого класса ученики ведут тетради-помощницы, куда записывают правила орфографии и пунктуации, трудные случаи написания. Владение справочными материалами позволяет быстро найти правило, орфограмму, изученную ранее.

И еще один важный принцип работы – прогнозирование и предупреждение ошибок. Для предупреждения ошибок в контрольных диктантах в различных упражнениях дети работают со словами, которые встретятся в диктанте. Отдельные предложения из диктанта выписываются и разбираются по членам предложения.

7.Очень хорошо помогает повысить орфографическую зоркость работа с текстом на доске. В записанном на доске тексте буквы не пропущены, но ученики находят в словах орфограммы, устно объясняют их у доски. Эта работа занимает не более 12 минут и важна тем, что развивает устную речь учащихся.

Наиболее эффективной является на мой взгляд методика аналитической работы над текстом. Целью которой является многоаспектный анализ текста с учетом особенностей и возможностей учащихся, развитие творчества, с учетом личностных особенностей ребенка. Для реализации данных целей необходимо выполнять рад задач:

Работа над текстом на основе лексики

Совершенствовать навыки речеведческого анализа

Развитие индивидуальных речевых способностей каждого учащегося

Направлять творческие способности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

В процессе обучения аналитической работы над текстом формируется правильная речь, которая становится и средой обучения, и фактором развития самой личности. Работа над текстом предусматривает постоянное использование различных словарей, дополнительной литературы. Таким образом, происходит слияние обучения языку и речи в единое целое. В результате данной деятельности выстроилась определенная система по темам и разделам учебного предмета, что позволило повысить активность учащихся на уроках, сформировать умения и навыки для создания презентаций творческих работ учащихся и участия в конкурсах различного уровня. Результатами проведенной работы можно считать повышение качества обученности учащихся, а также положительные результаты при итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов. Необходимо заметить, что при аналитической работе над текстом происходит превращение предметно-пространственной текстовой среды в воспитывающую и развивающую, что непосредственно влияет на личностные особенности детей.

8. В своей практической деятельности большое внимание уделяю игровым, занимательным формам работы для повышения интереса к русскому языку как к учебному предмету.

* Игровая форма организации урока используется при объяснении нового материала, при обобщении и повторении, во внеклассной работе.

* Для повышения навыков грамотного письма использую также и такие грамматические игры, как “Цепочка слов”, “Игра в молчанку”, “Кто больше?” и др., игры-соревнования (“Кто лучше знает правила?”, “Парный выход”, “Кто красивее напишет слова?”), лингвистические и орфографические игры (“Определи пару” - эта игра помогает развивать у учащихся аналитические способности, формировать орфографическую зоркость, умение находить сходные орфографические явления, повышает сознательность в применении правила).

9.При проверке сформированности навыка морфологического разбора использую такие занимательные формы работы, как разгадывание кроссвордов (в этом мне помогает “Сборник кроссвордов по русскому языку” И.В.Шустиной), “Ручеек” (вид работы в парах сменного состава). При закреплении некоторых тем в качестве занимательного материала использую рифмованные строки, грамматическое лото, грамматические игры – “Смотри в корень!”, “Пестрый котел” (из опыта работы учителей Е,Л,Шиловой, С,В,Галян, А,А,Шамарина). Интерес к предмету вырабатываю проведением нестандартных уроков (“Урок-игра”, “Урок-соревнование”, “Урок-КВН”, “Фонетический КВН” и другие). Для учащихся такой урок – это возможность развивать свои личные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, это другой стиль общения, положительные эмоции.

10.Одним из важнейших навыков, которым должны овладеть 5-классники, является умение обосновывать правильное написание слов и постановку знаков препинания. Для этого нужно научить видеть опознавательные признаки орфограммы и условия выбора написания. От игр со словами постепенно перехожу к графическому обозначению орфограмм. Помогают формировать этот навык различные виды работ-упражнения типа списывания, обычно осложненного грамматико-орфографическими заданиями (осложненное списывание текста без пропуска букв и осложненное списывание текста, в котором пропущены орфограммы).

11.Письмо по памяти; письмо с проговариванием (здесь работают и механическая память, и непроизвольное запоминание, это обеспечивает большой объем написанного и предупреждение ошибок); комментированное письмо; различные виды работ с взаимопроверкой и самопроверкой.

Каждый ребенок есть однажды случающееся чудо.

(Э.Ильенков).

Индивидуальная форма обучения представляет собой динамическую систему, которая охватывает все звенья учебного процесса. Индивидуализация является необходимым фактором формирования индивидуальности, поэтому на уроках применяю различные учебные задания для самостоятельной работы, рабочие тетради на печатной основе, карточки.

Наряду с индивидуальной работой широко применяется дифференциация обучения, когда учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств. На уроках применяются карточки и тестовые задания разного уровня сложности; проблемные вопросы, задания с опережением, рассчитанные на сильных учеников и возможность ознакомиться с материалом заранее.

Групповая форма работы позволяет отрабатывать и закреплять материал в группах, где учитель направляет работу в нужное русло. Результаты совместной работы учащихся весьма ощутимы на качестве грамотности и на положительных качествах личности.

Методы обучения, используемые мною на уроках помогают в доступной, логичной форме излагать материал, делают урок более ярким , насыщенным, познавательным, тем самым, благотворно влияют на отношение и заинтересованность ребят к русскому языку как учебному предмету, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, что повышает качество грамотности :

-словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой, занимательные истории, лингвистические рассказы и сказки),

-наглядные методы (методы иллюстраций и демонстраций, опорные схемы, таблицы, презентации,

-практические методы (упражнения, практические работы).



В заключении можно сделать выводы о том, что повышении эффективности уроков русского языка и повышение грамотности учащихся достигается с помощью:

  • Алгоритмизации правил

  • Ассоциативных форм работы

  • Самостоятельных работ

  • Словарных диктантов

  • Предупредительных диктантов

  • Работы над ошибками

  • Работы с текстом

  • Игровых форм

  • Занимательных форм

  • Видения опознавательных признаков

  • Письмо по памяти; письмо с проговариванием











































2.Учебные достижения учащихся за последние 3 года.

Диагностическая карта по предметам.




Учебные предметы

2006-2007 учебный год

2007-2008 учебный год

2008-2009 учебный год

Уровень обученности

Русский язык

100%

100%

100%

Качество обучения

Русский язык

40%

54%

75%

Уровень обученности

Литература

100%

100%

100%

Качество обучения

Литература

43%

70%

88%





«





Процент учащихся, повысивший и подтвердивших итоговую отметку в ходе годовой и итоговой аттестации

за последние 3 года


2006-2007 учебный год

2007-2008 учебный год

2008-2009 учебный год

Процент учащихся, повысивший итоговую отметку

5%

11%

15%





Процент учащихся подтвердивших, повысивших годовую отметку в ходе годовой и итоговой аттестации.

повысили-11%

подтвердили- 89%


повысили-5%

подтвердили- 95%




повысили-10%

подтвердили- 90%






Поступление учащихся в ВУЗы на бюджетные места






2006-2007 учебный год

2007-2008 учебный год

2008-2009 учебный год

Процент учащихся

33%

39%

49%

Медалисты

1золотая медаль

1 серебряная медаль


1 золотая медаль

2 серебряные медали
























Результаты внеурочной деятельности

по русскому языку и литературе.

1. Участие учащихся в школьных предметных олимпиадах, конкурсах, турнирах, конференциях.




2006-2007 учебный год

2007-2008 учебный год

2008-2009 учебный год

Школьные предметные олимпиады

Русский язык 15уч. (1,2место)


Русский язык –18 уч. (1, 2, 3 места)

Рус. яз.- 20 уч. (1,2,3 место)


Литература –

12 уч. (1,2 место)


Литература – 14 уч. (1,2 место)

Литература –16 уч.(1, 2 место)

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

4 уч. (1,2 место)

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

6 уч.-1 место

Предметные недели в школе


«Русский язык» - 60 уч.

«В мире литературы» – 60 уч.

Литературно-музыкальная композиция « В поисках прекрасного»-34уч.





Филологическая викторина для старших классов- 27уч.

«Красота родного языка» - 64 уч.

«В мире литературы» – 44 уч.

«Мир вокруг нас» -64 уч.

Литературно-музыкальная композиция «И смерть не властна над стихами!»-38уч.

Филологическая викторина для старших классов-39уч.







Фестиваль знаний в школе

5-9 классы97уч.


«Красота родного языка» - 42 уч.

«В мире литературы» –42 уч.

Литературно-музыкальная композиция «Земного счастья верх- Любовь!»-54уч.





Филологическая викторина для старших классов-43уч.

Праздник науки в школе 5-9 классы –

92 уч.

Школьная научно-практическая конференция

«И руки тянутся к перу, перо – к бумаге» (5-11 кл.) -22 уч.

Презентация школьного сборника научных и творческих работ учащихся среднего и старшего звена

«И вновь слагаются стихи» 5-11 кл. (79 уч.)

Интеллектуальная игра в школе«Умники и умницы»5-11 кл. (99 уч.)


Школьные конкурсы


Конкурс рисунков «Мир глазами детей»5-9 кл. (90 уч.)

Конкурс лингвистических газет-37 уч.

Конкурс сочинений «Письмо солдату»-36уч.

Конкурс сочинений «Выбор профессии»»-28 уч.



Конкурс чтецов «Стихи русских поэтов о родном крае» (46 уч.)



Конкурсе «Лучшая цветочная клумба»-

90 уч.

Школьная выставка лучших конкурсных рисунков

5-9 кл. (27уч.)


Конкурс рисунков «Мир глазами детей»5-11 кл. (90 уч.)

Конкурс лингвистических газет-43уч.

Конкурс сочинений «Письмо солдату»-40 уч.

Конкурс сочинений «Выбор профессии»»-32 уч.



Литературная гостиная «Поэты серебряного века» -5-11 классы

(63 уч.);

Конкурс юных поэтов«Школьная жизнь»-5-11 кл. (16 уч.);



Презентация выставки картин учащихся средней школы №1 и воспитанников ЦДТ

«Картинная галерея»

1- 7 кл.( 26 уч.),

Воспитанники ЦДТ ( 7 чел.) выпускники (2 чел.), педагоги (7 чел.)


Конкурс сочинений «Письмо президенту»-47уч.

Конкурс лингвистических газет-51 уч.



Конкурс сочинений «Письмо солдату»-40 уч.

Конкурс сочинений «Выбор профессии»»-32 уч.





Презентация школьного сборника авторских стихотворений «Из-под пера летят слова…»-50 уч.



Презентация школьного сборника авторских сказок «Сказки добрых сердец»- 28 уч.




















2. Участие учащихся в районных предметных олимпиадах, конкурсах, турнирах, конференциях


2006-2007 учебный год

2007-2008 учебный год

2008-2009 учебный год

2009-2010 учебный год

Районная олимпиа да по русскому языку

9класс-2уч

10 класс-2 уч.(3 место)

10 класс-2 уч.(2 место)

11класс-2 уч.


9класс-2уч.(2 место)

11 класс-2 уч.

4 место –Московская областная олимпиада


9класс-4уч.

(3 место, благодарность)

10 класс-благодарность

Районная олимпиа да по литерату ре

9класс-2уч

10 класс-2 уч (благодарность).

10 класс-2 уч(3 место).

11класс-2 уч.

9класс-2уч.

11 класс-2 уч

9класс-4уч.

(2место, благодарность)

Районный конкурс рисунков «День матери»

Конкурс рисунков «День матери» -2 уч.(2 место)


Конкурс рисунков «День матери» -2 уч. (2,3 место)

Конкурс рисунков «День матери»-

3 уч

.


Районный конкурс чтецов

Районный конкурс чтецов-2 уч(3 место).

Районный конкурс чтецов-2уч(2 место).

Районный конкурс чтецов, посвященный творчеству А.С.Пушкина

3 уч.(2,3 место).


Районный конкурс авторских стихотворений, посвященный теме «Молодежь –будущее России»-авторские стих.

Районный конкурс «Письмо Солдату»

Районный конкурс «Письмо Солдату»

-4 уч (3 место)

Районный конкурс «Письмо Солдату»

-5 уч (3 место)

Районный конкурс «Письмо Солдату»-6уч.(2,3 место)



Районный конкурс сочинений «Все работы хороши»

Районный конкурс сочинений «Все работы хороши» -4 уч.(2место)

Районный конкус сочинений «Все работы хороши» -5 уч.(2,3 место

Районный конкурс сочинений «Все работы хороши!» 7 уч.(2 место)





Районные конкурсы


Фотоконкурс «Мир похож на цветной луг» -5 уч. (2,3 место)

Конкурс поделок «Святыни Подмосковья»- 1 уч. (2 место), по области-3 место.

Районный конкус рисунков «Азбука в картинках » -5 уч.(2,3 место).

Районный конкус сочинений «Мое отношение к программе президента В. В. Путина» -2 уч.(2 место)

Районный литературный конкурс театрализ. коллективов,посвященных творчеству А.С.Пушкина-2 место


Районная конференция научных, исследовательских работ


Районная конференция научных, исследовательских работ. «Святыня Зарайска» - 3 чел.-(1 место)

























Районная конференция научных, исследовательских работ по теме «На путях духовно-нравственного воспитания». Работа по теме «Семья как малая церковь»-1уч. (1 место). Работа по теме « Моя родословная»-2уч

Районная конференция исследовательских работ по теме:

«Молодежь- будущее России» в рамках Седьмых Московских областных Рождественских образовательных чтений. Работы по темам:

«Православная культура и мир ценностей современного школьника»,

«Мир Божий и молодежь»-2 уч.


Районная конференция научных, исследовательских работ «Святые защитники Отечества»

Районная конференция научных, исследовательских работ «Святые защитники Отечества» - 1 чел. (2 место)




Районная Рождественская конферен-ция «Святыни Зарайско

го района».







Районная Рождественская конференция «Святыни Зарайского района» . Работа по теме «По святым местам Зарайского края-Ильинская церковь» (1 место)




Районный конкурс исследовательских и творческих работ по теме «Мое родословное древо»-2уч.(2 место)

Районная конференция исследовательских работ по теме «Семья в истории России» в рамках VI Московских областных Рождественских образовательных чтений. Работа по теме «Семья как малая церковь»-1уч,.(1место)


Районный конкурс творческих работ «Моя родословная»-2 уч. (благодарность).















3.Участие учащихся во всероссийских предметных олимпиадах, фестивалях конкурсах, турнирах, конференциях.

2006-2007 учебный год

2007-2008 учебный год

2008-2009 учебный год

2009-2010 учебный год

Всероссийский конкурс «Русский медвежонок»

30 уч. (4 место по району)

Всероссийский конкурс «Русский медвежонок»

42уч. (2 место по району)


Всероссийский конкурс «Русский медвежонок» 53уч. (2 место по району)

Всероссийский конкурс «Русский медвежонок»-56уч.


Всероссийский конкурс рисунков «Пока в России длится Пушкин»

Конкурс рисунков«Пока в России длится Пушкин»-1уч(3 место).

Всероссийский детский литературный конкурс «Придумай сказку» Посвящается 130-летию со дня рождения писателя- сказочника П.П.Бажова.

Авторские сказки-6уч.



Всероссийский конкурс « Лучший урок письма» в номинации – сочинения «Письмо ветерану», «Хочу рассказать о своем родном крае» -

2 уч.сочинения

Всероссийский конкурс« Лучший урок письма» в номинации– сочинения «Письмо президенту», «Письмо ветерану», «Хочу рассказать о своем родном крае» -3 уч.сочинения.

Всероссийский конкурс « Лучший урок письма» в номинации – сочинения «Письмо ветерану», «Хочу рассказать о своем родном крае» -

2 уч.сочинения


2006-2007 учебный год

2007-2008 учебный год

2008-2009 учебный год

2009-2010 учебный год


Всероссийский поэтический конкурс им. Н. Рубцова. Номинация «Не одни» / Авторское стихотворение «Ода славянам»-1уч.


Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».

Литературное творчество. Сборник авторских стихотворений «И вновь слагаются стихи» -1 уч.


Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».

*Литературное творчество. Сборник авторских стихотворений-1уч.

*Исследовательская работа «Моя родословная:моя семья-обитель моя»-1уч.

* «Мое родное подмосковье»-реферат на основе краеведческого материала-1уч.
















  1. Использование современных образовательных технологий, методов, приемов и типов уроков в процессе обучения по предмету.

  1. Инновационные образовательные технологии, используемые педагогом: перечень, % использования:

Технологии личностно-ориентированного обучения(100%)

Здоровьесберегающие технологии (100%)

Развивающее обучение (60% )

Игровая технология (60%)

Проблемное обучение (80%)

Проектные технологии (30%)

Информационные технологии (70%)

Дифференцированное обучение (100%)

Интегрированная технология (45%)





  1. Информационные технологии, используемые педагогом:

перечень,% использования

--Применение аудио-, видео-, кино- (80%)

--Применение мультимедийного оборудования в

учебном процессе (75%)

--Создание презентаций (70%).



3. Методы обучения, используемые педагогом:

-словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой),

-наглядные методы (методы иллюстраций и демонстраций),

-практические методы (упражнения, практические работы).





4.Сущность и статус собственной методической системы

(цели, задачи, направления и ожидаемые результаты):

Сущность методической работы в повышении эффективности уроков русского языка, повышении грамотности учащихся с учётом личностных особенностей детей:



1)_Методика аналитической работы над текстом.

Цель:

многоаспектный анализ текста с учётом особенностей и возможностей учащихся.

Развитие творчества, с учетом личностных особенностей ребенка.

Задачи:

- работа над текстом на основе лексики;

- совершенствовать навыки речеведческого анализа;

- развитие индивидуальных речевых способностей каждого учащегося;

- направлять творческие способности учащихся с учётом их индивидуальных особенностей.



Направления:

- восприятие речи как среды обучения, как фактора развития самой личности;

- постоянное использование различных словарей при анализе текста;

- слияние обучения языку и речи в единое целое;

- мониторинг личных достижений учащихся по каждому разделу предмета.

Ожидаемые результаты:

- повышение качества обученности учащихся;

- презентация творческих работ учащихся и участие в конкурсах различного уровня;

- превращение предметно- пространственной текстовой среды в воспитывающую и развивающую.



2) Сотрудничество с родителями как фактор, повышающий уровень воспитательной и образовательной работы с учащимися.

Цель.

Повышение эффективности роли семьи в учебно - воспитательном процессе.

Задачи:

- повышение уровня воспитанности учащихся;

- просвещение родителей;

- сотрудничество с родителями по вовлечению семей учащихся в школьную жизнь.

Направления:

-психолого- педагогическое просвещение родителей;

- формирование у родителей понимания необходимости тесного сотрудничества с учителем и детьми;

- вовлечение родителей во все урочные и внеурочные мероприятия;

- использование положительного потенциала семьи.



Ожидаемые результаты:

- сохранение и приумножение семейных традиций;

-сплочение коллектива «Учитель + ученик + родитель»;

- активизация родителей в учебно– воспитательном процессе класса с целью формирования личности ребёнка, повышения качества обучения;

- снижение количества детей с низким уровнем развития и воспитанности.



5.Типы уроков, используемые педагогом:

-урок-лекция,

-урок-путешествие,

-зачет,

-творческая мастерская,

- читательская конференция,

-урок-семинар.











Приложение.

hello_html_54839951.gif




2006 – 2007 уч.г.

2007 – 2008 уч.г.

2008 – 2009 уч.г.



Тема МО школы




Дифференцированный подход в обучении.

«Передовые инновационные технологии как средство активизации и интенсификации деятельности учащихся».

«Передовые инновационные технологии как средство активизации и интенсификации деятельности учащихся».



Тема учителя




Организация сотрудничества младших школьников с учителем и родителями.

Организация сотрудничества младших школьников с учителем и родителями.

Организация сотрудничества младших школьников с учителем и родителями.



Способы реализации



Родительские собрания, урочные и внеурочные мероприятия


Участие в марафоне классных руководителей. Обобщение опыта в школе, районе, области.

Круглый стол «Сотрудничество с родителями как фактор, повышающий уровень воспитательной и образовательной работы с учащимися»





hello_html_4670f952.gif







Виды

Содержание

Основные личные педагогические ценности

«Бесполезно бороться с чертополохом на клумбе; вместо этого следует заботливо и терпеливо взращивать розы, и тогда чертополоху не останется места»

Восточная мудрость.



Любовь, мудрость и творчество.


Педагогические цели и задачи на учебный год

Обучении и воспитании основанное на личностно - дифференцируемом подходе к учащимся при совместном сотрудничестве с родителями.


Практические цели и задачи на учебный год

Повысить уровень образованности и воспитанности учащихся.

Используемые методы

- практический;

- наглядный;

- словесный;

- работа с книгой;

- видео-метод;

- проблемное изложение;

- частично-поисковый;

- исследовательский;

- творческая деятельность;

- проверка ЗУНов;

- самостоятельная работа и работа под руководством учителя


Используемые педагогические технологии

- Технология опережающего обучения

- Технологии личностно- ориентированного обучения

- Здоровьесберегающие технологии

- Развивающее обучение

- Развивающее чтение

- Игровая технология

- Проблемное обучение

- Проектные технологии

- Информационные технологии

- Дифференцированное обучение

- Интегрированная технология





hello_html_2e6b5817.gif


Ожидаемые результаты педагогической деятельности

Повышение уровня образованности и воспитанности учащихся.







ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ «Сущность методической работы в повышении эффективности уроков русского языка, повышение грамотности учащихся с учетом личностных особенностей детей»
  • Русский язык и литература
Описание:
add-material.html;0.2473149072542885

В процессе обучения аналитической работы над текстом формируется правильная речь, которая становится и средой обучения, и фактором развития самой личности. Работа над текстом предусматривает постоянное использование различных словарей, дополнительной литературы. Таким образом, происходит слияние обучения языку и речи в единое целое. В результате данной деятельности выстроилась определенная система по темам и разделам учебного предмета, что позволило повысить активность учащихся на уроках, сформировать умения и навыки для создания презентаций творческих работ учащихся и участия в конкурсах различного уровня. Результатами проведенной работы можно считать повышение  качества обученности учащихся, а также положительные результаты при итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов. Необходимо заметить, что при аналитической работе над текстом происходит превращение предметно-пространственной текстовой среды в воспитывающую и развивающую, что непосредственно влияет на личностные особенности детей.

Автор Гусарова Оксана Михайловна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 1160
Номер материала 1699
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы