Главная / Начальные классы / Обобщение педагогического опыта "Системно - деятельностный подход как усвоение формирования предметных, межпредметных и личностных действий детей"

Обобщение педагогического опыта "Системно - деятельностный подход как усвоение формирования предметных, межпредметных и личностных действий детей"





Обобщение педагогического опыта:



«Системно-деятельностный подход

как усвоение формирования предметных,

межпредметных и личностных действий детей»





Выполнила:

учитель начальных классов

Межова С.А.







Сыктывкар, 2014 г.



Введение

Образование – есть система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающих вхождение индивида в это общество (социализацию), и в то же время – взаимодействия людей с предметным миром (то есть процессов деятельности человека в мире). Вообще «в функциональном отношении человек и среда выступают всегда вместе, как единое целое».

Значит, развитие личности человека – это развитие системы «человек – мир». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром он строит сам себя. Активно действуя в мире, он таким путём самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой.

Значит процесс учения – это деятельность ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «системно – деятельностный» подход в образовании!

Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» его сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учёными, делающими своё собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению на основе рефлексивной самоорганизации.


  1. Теоретическая часть

Конструктивно выполнить задачи образования 21 века помогает деятельностный метод обучения. Данная дидактическая модель позволяет осуществлять:

- формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определённой системы относительно принятых в ней норм (самоопределение) и адекватное оценивание своей деятельности и ее результатов (рефлексия);

- формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;

- формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Системно – деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Лентьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенического возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определённый тип мышления – эмпирический.


Система дидактических принципов

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:


1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.


2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.


3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).


4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяется зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).


5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развития диалоговых форм общения.


6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.


7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.


Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принцип наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности и др.). Разработанная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровнего обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребёнком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума.

Сформированные выше дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий организации непрерывного процесса обучения деятельностной парадигме образования.

Остановлюсь на структуре урока и особенностях некоторых его этапов.


  1. Практическая часть (из опыта работы)


Структура урока в технологии системно – деятельностного подхода


1.Организационный момент.

Постановка цели: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

  • 1 – 2 минуты;

  • У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

  • Включение детей в деятельностью

  • Выделение содержательной области.


Приемы работы:


- учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);

- учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;

- девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);

- самопроверка домашнего задания по образцу.


Настрой детей на работу, проговаривая с ним план урока («потренируемся в решении примеров», «ознакомимся с новым вычислительным приемом», «напишем самостоятельную работу», «повторим решение составных задач» и т.п.)


2.Актуализация знаний.


Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.


  1. 4 – 5 минут.

  2. Возникновение проблемной ситуации.

- актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);

- создание проблемной ситуации.

- выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идет эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

Затем создается проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.


3.Постановка учебной задачи.


Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Что мы еще не знаем?»; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.


- 4 – 5 минут.


Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.


4.«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)


Цель: решение УЗ (устных задач) и построение проекта ее решения.


- 7 – 8 минут;


- Способы: диалог, групповая или парная работа:


- Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к откртию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.


- организация самостоятельной исследовательской деятельности;


- выведение алгоритма.

Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами.


В завершении подводится итог обсуждения и дается общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется прием перевода математических правил на язык образов.


5.Первичное закрепление.


Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.


- 4 – 5 минут;


- Способы: фронтальная работа, работа в парах;


- Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.


- выполнение заданий с проговариванием в громкой речи. В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.


6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.


Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.


- 4 – 5 минут.


- Небольшой объем самостоятельной работы ( не более 2 – 3 типовых заданий);


- Выполняется письменно;


- Методы: самоконтроль, самооценка.


При проведении самостоятельной работы каждый должен проверить себя – все ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ситуацию успеха.


7.Включение нового знания в систему знаний и повторение.


- 7 – 8 минут;


- Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;


- Затем выполняют упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.


При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы – сказочные персонажи, соревнования. Это создает положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.


8.Рефлексия деятельности (итог урока).


Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.


- 2 – 3 минуты.


- Вопросы:


- Какую задачу ставили?

- Удалось ли решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?


В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.

Обобщение педагогического опыта "Системно - деятельностный подход как усвоение формирования предметных, межпредметных и личностных действий детей"
  • Начальные классы
Описание:

Введение

Образование – есть система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающих вхождение индивида в это общество (социализацию), и в то же время – взаимодействия людей с предметным миром (то есть процессов деятельности человека  в мире). Вообще «в функциональном отношении человек и среда выступают всегда вместе, как единое целое».

Значит, развитие личности человека – это развитие системы «человек – мир». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром он строит сам себя. Активно действуя в мире, он таким путём самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой.

Значит процесс учения – это деятельность ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «системно – деятельностный» подход в образовании!

Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» его сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учёными, делающими своё собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению на основе рефлексивной самоорганизации.

 

 

Автор Межова Светлана Андреевна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 892
Номер материала 13188
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓