Главная / История / Обобщение педагогического опыта "Самостоятельная работа учащихся на уроках истории и обществознания".

Обобщение педагогического опыта "Самостоятельная работа учащихся на уроках истории и обществознания".









Аттестационная работа

(обобщение педагогического опыта)

по теме:



«САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

учащихся на уроках

истории и обществознания».









Выполнила:

учитель истории и обществознания

Быкова Ирина Михайловна







Содержание:



Введение. стр. 3-5

Глава I. Возможности развития самостоятельной работы на уроках истории и обществознания. стр. 6-10



§1. Понятие самостоятельной работы. стр. 6-8

§2. Познавательные возможности учащихся. стр. 9-10





Глава II. Описание опыта работы в создании условий для развития самостоятельной работы на уроках истории и обществознания. стр.11-17



§1. Развитие самостоятельной работы в 5-6 классах. стр. 11-14

§2. Развитие самостоятельной работы в 7-9 классах. стр. 15

§3. Развитие самостоятельной работы в 10-11 классах. стр. 16-17



Заключение. стр. 18-19



Литература. стр. 20









Введение.

«Скажи мне, и я забуду

Покажи мне, и я запомню, Дай мне действовать, и я научусь»

(Древнекитайская мудрость).

В период кардинальных общественных перемен особой задачей школы становится воспитание личности способной самостоятельно мыслить, умеющую привлекать все нужные ресурсы к решению текущих проблем. Особые возможности для этого. На мой взгляд, представляют такие школьные предметы, как история и обществознание.

Целью своей педагогической деятельности ставлю всестороннее развитие личности каждого ученика. Стараюсь давать прочные и глубокие знания по предметам, содействовать творческому развитию учеников, как на уроке, так и вне урока. Развиваю у детей любознательность, самостоятельность и личную инициативу в добывании знаний.

В традиционной методике самостоятельная работа на уроках предметов гуманитарного цикла занимает в среднем от 5 до 7 минут. Направлена такая работа, как правило, на дублирование мысли учителя или автора учебника, т.е., характер самостоятельной работы – это работа по образцу, это отсутствие продуктивной деятельности ученика. В основном это работа с учебником: ответы на вопросы, комментарии к тексту, рисункам, фотографиям или работа с картой. В течение преподавания истории и обществознания в школе я пытаюсь изменить это представление о самостоятельной работе на уроке и доказать, что без такого вида работы не может быть ни знаний, ни знающих и мыслящих учеников.

Формирование познавательной самостоятельности и активности особенно на уроках истории и обществознания сегодня приобретает особую актуальность в связи с непрерывным увеличением объёма научной информации и процессом быстрого «старения» знаний. Остро встаёт сегодня необходимость формирования умения и навыков самообразования учащихся, развития их способностей самостоятельного приобретения знаний, быстрого реагирования на все новые «вызовы» жизни.

Самостоятельная работа на моих уроках истории и обществознания представляет собой особый вид учебной деятельности – она осуществляется под моим руководством, но без моего непосредственного вмешательства; потому что именно такая работа наиболее отвечает потребностям сегодняшним учащимся сделать что-то самим. Самостоятельная работа в моём понимании – это, прежде всего, умение, необходимая мотивация и сильная воля. Это наличие творческих начал, присущих каждому ребёнку, это радость открытий.

Цель работы:

Целью данной работы является обобщение собственного опыта применения самостоятельной работы на уроках истории и обществознания.

Задачи :

- определение содержания методики применения самостоятельной работы;

- повышение интереса у школьников к истории и обществознанию;

- активизация деятельности учащихся на предметах гуманитарного цикла;

- повышение эффективности уроков истории и обществознания;

- описание опыта применения самостоятельной работы на уроках;

- определение перспектив дальнейшей работы.

Чтобы достичь этих целей я ежеурочно решаю следующие задачи:

1. Создаю условия для творческого изучения учебного материала и прочного усвоения знаний.

2. Нацеливаю учащихся на владение понятиями, фактами, известными научными теориями, историческими закономерностями и правилами.

3. Формирую устойчивые как учебные, так и фундаментальные знания, умения и навыки. Так как эффективен не тот, кто просто знает, а тот, у кого сформированы навыки приобретения, организации и применения знаний.

Выполнение данных задач позволит мне сформировать собственную систему организации самостоятельной работы на уроках, повысить качество преподавания истории и обществознания, а также внеклассной работы по предмету.

Основные направления моей работы:

- обеспечение внимательного и чуткого отношения к творческой активности школьников;

- выбор оптимального стиля деятельности во время самостоятельной работы учащихся применительно их уровню знаний и темпу работы;

- повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся;

- создание социально-эмоциональных, психологических, интеллектуальных условий, способствующих творческому развитию учащихся.

Выполнение данных задач позволит мне сформировать собственную систему организации самостоятельной работы на уроках, повысить качество преподавания истории, обществознания, а также внеклассной работы по предмету.

Что может и должен делать ученик самостоятельно? Прежде всего он должен уметь получать знания, причём из различных источников, а также самостоятельность ученика выражается в потребности и умении самостоятельно мыслить, способности ориентироваться в новой ситуации, видеть вопрос, задачу и найти подход к решению. Она характеризуется известной критичностью ума, способностью высказывать свою точку зрения.

Самостоятельная работа учащихся является неотъемлемым элементом процесса обучения, одним из путей повышения эффективности урока, активизации учащихся на уроке, развития мыслительной деятельности учащихся.

Самостоятельная работа способствует прочному усвоению знаний, формированию умений и навыков учебного и умственного труда, развитию познавательных способностей, подготовке к самостоятельному труду, к дальнейшему самообразованию. Воспитание самостоятельности у учащихся происходит постепенно в течение всего периода обучения, удельный вес самостоятельной работы возрастает от младших классов к старшим. Эффективность самостоятельной работы зависит от её организации, от умелого продумывания сочетаний самостоятельной работы с другими методами.

Глава I. Возможности развития самостоятельной работы на уроках истории и обществознания.



  1. Понятие самостоятельной работы.



«Понятие познавательной самостоятельности стоит в одном ряду с понятиями познавательной деятельности, познавательной активности и познавательной инициативы. Познавательная самостоятельность, приближающая процесс к индивидуальному самообразованию. Чтобы понять их взаимоотношения, обратимся к толковому словарю русского языка.

«Активность- активная, энергичная деятельность. Инициатива – предприимчивость, способность к самостоятельным действиям. Самостоятельность – способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность».

Отсюда видно, что инициатива – часть самостоятельности, а активность – её возможное следствие. При этом познавательная инициатива является проявлением высокой мотивации познания и вне познавательной самостоятельности неизбежно угасает. Познавательная активность возможна и без познавательной самостоятельности, вследствие стимулирования деятельности (как положительного, так и отрицательного). Однако предоставление ученику познавательной самостоятельности приводит к познавательной активности автоматически. Более того, в этом случае деятельность осуществляется на основе мотивации достижений, а потому всегда сопровождается положительным эмоциональным фоном».

«Самостоятельная работа – один из основных видов деятельности учащихся, осуществляемый на всех видах учебной работы и в часы самостоятельной подготовки вне школьных занятий».

Л.Н.Толстой, говоря о человеческой мудрости, предупреждал, что она не может переливаться из того человека, который полон ею, в того, в ком её нет.

«…Для воспитания чужой мудрости, - отмечал он, - нужна прежде всего самостоятельная работа».

Сегодня перед учителем стоит чрезвычайно важная и сложная задача: он должен не только вооружить школьников историческими знаниями, но и строить свои уроки так, чтобы они побуждали учеников мыслить, рассуждать. Большое значение в данной ситуации имеет самостоятельная работа учащихся.

Очевидно, что в этой работе должна быть строгая система. В организационном плане она предполагает следующее:

- включать каждого ученика в процесс самостоятельной деятельности (с учётом его индивидуальных особенностей, уровня подготовленности).

- осуществлять переход от простых заданий к более сложным.

- постоянно обеспечивать контроль и руководство со стороны учителя.

- включать в сферу самостоятельной познавательной деятельности учащихся всё разнообразие содержащихся в предмете знаний.

Самостоятельная работа учащихся осуществляется на лекциях, групповых занятиях, в часы самостоятельной подготовки.

На лекциях самостоятельная работа учащихся проявляется:

- при осмыслении лекционного материала;

- в ходе диалога с учителем и одноклассниками;

- во время кратких ответов на вопросы, персонально поставленные учителем.

На групповых занятиях самостоятельная работа учащихся проявляется:

- в ходе выступления с рефератами, докладами, фиксированными сообщениями;

- при участии в дискуссиях;

- при тестировании;

- при ведении записи новой информации и т.д.

В часы выполнения домашних заданий самостоятельная работа учащихся проявляется:

- при чтении и доработке конспекта лекции;

- при чтении учебника и ведении записей прочитанного;

- при выполнении письменных работ, практических заданий.

Можно выделить три уровня познавательной самостоятельности школьников в учебной деятельности: воспроизводящая деятельность, преобразующая деятельность, творческая деятельность. Наиболее сложный, но наиболее привлекательный, творческий уровень познавательной деятельности. Он характеризуется самостоятельным исследовательским поиском новых знаний и способов деятельности. Организация творчества возможна только на основе предыдущего опыта преобразующей деятельности. Классическую точку зрения на учение и обучение школьника сформулировал К.Д.Ушинский. Учение, по его утверждению, «есть труд и должен оставаться трудом, но трудом полной мысли, чтобы самый процесс учения зависел от серьёзной мысли, а не от каких-нибудь не идущих к делу прикрас». «Серьёзную мысль» тут следует рассматривать как познавательную активность, естественными побудителями которой должны быть познавательные потребности и интересы. «Учение, лишённое всякого интереса, - писал он, - и взятое только силою принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдёт, а учение, основанное только на интересе, не даёт возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не всё в учении интересно и придёт многое, что надобно будет взять силою воли».

Самостоятельная деятельность – это наиболее высокий уровень самостоятельной деятельности, характеризующийся способностью к независимым действиям по собственной инициативе, высокой степенью активности. Инициатива – проявление высокой мотивации познания и вне познавательной самостоятельности угасает.

  1. Познавательные возможности учащихся.

В современных типах школ учителя по возможности стараются учитывать индивидуальные познавательные возможности учащихся. «Индивидуализация – это самостоятельная работа каждого ученика в соответствии с его особенностями и реальными учебными возможностями. Относительно к этим особенностям и возможностям выбирают методы, темпы обучения, объём помощи. В условиях массовой школы реальны лишь элементы индивидуализации, когда, например, учитель использует задания одинакового для всех учащихся содержания, но с разным уровнем сложности».

В основе познавательных возможностей и обучаемости лежит уровень развития познавательных процессов: воспитания, воображения, памяти, мышления, внимания, речи. Они достаточно индивидуальны и взаимосвязаны между собой. В обучении также играет большую роль эмоционально-волевая характеристика личности, её характер, темперамент: холерики и сангвиники, например, по-разному ведут себя на уроках, у них разная степень утомляемости, восприятие, эмоции. Это всё влияет на общую обучаемость школьника.

В процессе учебной деятельности и ученики находятся в различных познавательных состояниях: испытывают творческий подъём или апатию, они довольствуются ситуативным одноразовым интересом и быстро теряют его в течение одного урока, другие, напротив, - испытывают устойчивый интерес, одни уверены в себе, другие застенчивы. Все эти индивидуальные различия необходимо знать учителю.

Обучаемость связана с мотивацией обучения истории. Мотивы – это такое субъективное отношение школьников к учению, в основе которого лежит сознательно поставленная цель. Все мотивы условно можно разделить на социальные и познавательные. Первые связаны с осознанием ценности истории, стремлением добиться положительной оценки и получить определённую профессию, ориентацией на способы взаимодействия с людьми. Особую роль во второй группе играют процессуальные мотивы, т.е. интерес к процессу учения. Психологи считают, что положительную мотивацию в учении вызывают: положительный настрой, адекватная самооценка ученика, уверенность в своих возможностях, активная позиция в деятельности.

Индивидуальные возможности важно своевременно выявлять и применять в практической деятельности. В ходе обучения истории развиваются все те же познавательные процессы, что и при изучении других школьных дисциплин. Исключение составляет воображение, развитию которого в большей степени способствуют уроки истории и литературы. Среди мотивов в обучении истории выделяется такой, как понимание социальной значимости изучения истории. Следует иметь в виду, что он может проявляться только в старшем школьном возрасте с учётом обучаемости.

Обучаемость – это восприимчивость к обучению. Обучаемость подразделяется на общую – способность усвоения материала, и специальную – способность усвоения отдельных видов материала, а также наук, искусств и т.д. Обучаемость зависит от многих интеллектуальных свойств человека, в частности, самостоятельности мышления, смысловой памяти, умения осмыслить однородные явления, достигать желаемых результатов в минимально короткие сроки. Обучаемость связана с уровнем развития исторического мышления учащихся, их воображения, чувств и эмоций, памяти и речи, познавательного интереса. Уровень развития самой обучаемости определяется возможностями самостоятельного познания ученика.

Познание будет зависеть от сложности и трудности материала. Под сложностью дидакты понимают объективную характеристику материала – количество звеньев в логической схеме, количество аспектов исторического развития в рассказе. Трудность же усвоения всегда субъективна и зависит от обучаемости – соответствия содержания материала запасу знаний и умений учащихся, их личных качеств. Трудность усвоения будет разной для учеников: 1. склонных к логической мыслительной деятельности; 2. умеющих рассуждать; 3. любящих формализацию.



Познавательные возможности учащихся практически неисчерпаемы и многие из них поддаются целенаправленному воздействию и развитию через качественные, сущностные изменения процесса обучения и его содержания.

Глава II. Описание опыта работы в создании условий для развития самостоятельной работы на уроках истории и обществознания.



1.Развитие самостоятельной работы в 5 – 6 классах.

Инициатива – проявление высокой мотивации познания и вне познавательной самостоятельности угасает. В 5 – 6-х классах мотивация познания особенно связана с интересом. Интерес – эмоционально-окрашенное проявление познавательных потребностей личности. Прежде чем начать работать в 5 классе я беседую с учителем начальных классов. Это помогает определить их интересы и познавательные возможности. Такая информация особенно важна при подготовке к первым урокам, когда учащиеся оценивают учителя и знакомятся с предметом. Считаю, что на первых 3-4-х уроках нужно использовать традиционные методы, приёмы и средства подачи исторического материала, т.к. детей нужно ещё познакомить со своими требованиями. Особое внимание нужно сосредоточить на: 1. содержании исторического материала (более тщательно его отбирать). Помогает учебник Вигасина А.А. «История древнего мира» издательства «Просвещение», который интересен учащимся 5-х классов, а материал посильный для всех. 2. внешнем виде учителя. 3. межличностных отношениях учителя и учеников.

Начиная с 5 класса, учу работать с текстом учебника. Перед чтением пункта, изучаемого параграфа, задаю вопрос, на который учащиеся отвечают после прочтения текста. Учимся составлять план (простой и сложный). Выполняем словарную работу. Дети с помощью учителя записывают значение отдельных слов в тетрадь, запоминают их значение, составляют с ними предложения. Запоминанию материала, его закреплению и повторению, развитию зрительной памяти и воображения учащихся способствует игровая деятельность. Следует обратить особое внимание и на использование художественной литературы. Поиск отрывков из произведений художественной литературы по данной теме, помогает углубить и расширить знания учащихся. Формировать самостоятельность мышления у учащихся можно при помощи логических заданий.

В начале урока в 5-6-х классах я стараюсь использовать ситуацию или историческое событие, которое удивило бы учеников. Например: в начале урока в 5 классе «Искусство Древнего Египта» я рассказываю: «В1922 году английский археолог Хоугарт Картер открыл гробницу фараона Тутанхамона, но вскоре после раскопок все, кто участвовал в них, скончались. Почему? Неужели сам фараон мстит за то, что его гробницу потревожили?» Особо интересно ребятам сравнивать жизнь в древнем мире и сегодняшнюю. Так как интерес угасает вне познавательной самостоятельности, то прежде всего необходимо вооружить ребят общеучебными и историческими умениями, навыками, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно добывать знания.

Общеучебные умения в 5-6 классах:

- составление плана;

- выделение главного из текста;

- составление описательного рассказа по рисунку;

- составление рассказа по теме;

- составление таблиц;

- нахождение изменений на карте;

- анализ фактов;

- определение признаков явлений;

- сравнение событий по определённой памятке.

Уже на первых уроках курса «История древнего мира» важно привить ребятам знания о причинах, следствиях исторических явлений, сформировать понятия «цели» и «задачи»,научить работе с картой.

Например, на доске рисуется квадрат, крепится магнит. Учитель: «Допустим перед нами страна, а магнит – это город. Определите, в какой его части он находится?» В результате учащиеся очень легко описывают местоположение магнита-города (в центре, на севере, северо-востоке и т.д.). Затем предлагаю ребятам поработать с исторической картой и определить местоположение стоянок первобытных людей. Ученики с лёгкостью его описывают. Можно предложить ребятам определить местоположение определённого ученика в классе. Например, у доски, неподалёку от средней парты и т.д. Важно научить уже в 5 классе свои выводы доказывать фактами, составлять сложный план и др.

Основные исторические умения:

- работа с картой, документами, хронологией;

- составление характеристик исторической личности по памятке;

- составление сравнительной характеристики географического положения стран древнего мира;

- репродуктивное воспроизведение исторического события.

Примеры развития:

  1. Причины, повод.

  2. Участники.

  3. Цели.

  4. Соотношение сил.

  5. Ход

  6. Итог.

  7. Причины исхода (победы, поражения).

  8. Значение войны.

В дальнейшем эта памятка может усложняться или упрощаться в зависимости от объёма материала и его значения для урока или темы. Эта простая памятка помогает самостоятельно составить рассказ, подготовить доклад о любой войне, восстании и т.д., сравнивать или сопоставлять исторические явления.

Я учитываю особенности и реальные возможности каждого ученика. Самостоятельная работа должна строиться с учётом индивидуально-психологических факторов.

Например: домашнее задание к уроку в 6 классе по теме «Жизнь и обычаи феодалов».

девочки

мальчики

  1. Подготовить доклад о женской одежде в средние века (используя доп. материал).

Подготовить доклад о вооружении рыцаря (используя гл. материал).

  1. Сделать макет замка. 2. Нарисовать замок или сцену из жизни феодала. 3. Подготовить рассказ ( по плану).

Ещё одним условием для развития самостоятельной деятельности является формирование умения критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Например:

1.Методика самооценки.

2.Оценка устного ответа одноклассника.

3. Рефлексия.

Учитель: « Что нового вы узнали? Как оцениваете свою работу?»

Очень легко можно объяснить понятия «цели» и «задачи», если устраниться от исторического материала и раскрепостить сознание учащихся.

Учитель: «Я хочу сесть на стул – это моя цель. Что мне нужно сделать? Ученики перечисляют действия, которые являются моими задачами ( пройти несколько шагов, отодвинуть стул, сесть). На этом примере учащиеся понимают, что задачи решаются различными средствами. Затем я предлагаю задание из истории. Например: «Какие цели и задачи были у фараонов в их военных походах?» Для развития самостоятельной деятельности подходят творческие задания.

Например:

1. Напишите рассказ от имени путешественника, который побывал в Афинах.

2.Нарисуйте одного из богов греческой мифологии, расскажите о нём, используя дополнительный материал.

3. Представьте, что у вас есть возможность взять интервью у исторической личности.

У ученика обязательно должен быть выбор. Часто ребята предлагают свой вариант.

2.Развитие самостоятельной работы в 7 – 9 классах.

В 7-9 классе продолжаю развивать умения и навыки, расширяющие диапазон самостоятельности учащихся: анализ и обобщение исторических явлений, определение его значения; самостоятельное изучение параграфа или исторического документа, ориентируясь на вопросы; составление развёрнутого плана на основании текста, формулировать определения исторических понятий; давать сравнительную характеристику исторических процессов; излагать вопросы темы, раздела. Основными мотивами обучения истории в этом возрасте являются позиционно-оценочные мотивы сотрудничества и общения. Ученики стремятся занять определённую позицию в классе, самоутвердиться. На данном этапе я использую групповые методы обучения. Главные условия работы в группах: наличие проблемы, которую группы решают; комбинированная оценка = индивидуальная (домашняя) работа + работа в группе. Я не навязываю ребятам состав группы, но сообщаю чёткие требования к работе. К, сожалению, не во всех классах предоставляется возможность работы в группах из-за их малочисленности. Высокой мотивацией для учащихся в данном возрасте является возможность высказать свою точку зрения. Особенно хорошо подходит эта работа для уроков обществознания, где ребята используют свой жизненный опыт. Например: Урок обществознания в 8 классе «Человек, природа, общество».

Постановка проблемы

Человек – венец природы или звено в цепи

Первоначальные мнения: за и против.

Ребята высказывают своё мнение, приводят примеры.

Более глубокое изучение проблемы.

На данном этапе работают с раздаточным материалом, изучают мнение учёных, философов, писателей.

Окончательное мнение.

Часто к концу урока ребята меняют свою позицию.

Результат.

Схема, таблица с мнениями по этому поводу.

Изучая проблему, я не навязываю ребятам свою точку зрения, а оцениваю яркость выступления и выполнение требований к работе.

В 8-9 классах ребята выбирают темы рефератов. Как правило, тема реферата возникает из проблем и вопросов, поднимающихся во время обсуждения на уроках. В 11 классе ребята выбирают экзамен по обществознанию и истории. Это свидетельствует об интересе к данным предметам.

3.Развитие самостоятельной работы в 10-11 классах.



В старшем школьном возрасте с учётом обучаемости среди мотивов в обучении истории и обществознания выделяется такой как понимание социальной значимости этих предметов. В старших классах я имею в виду:

Необходимость опоры на уже имеющиеся знания учеников, полученные в основной школе, не только по истории, но и по иным гуманитарным наукам.

. Усиление аналитической стороны изучения предмета. Преобладания вопроса «почему», над « что, где и когда» значительно.

. Необходимость показать различные подходы к изучению истории (формационный, цивилизационный, теорию модернизации) и уметь ими пользоваться как инструментами исследования.

. Изучаем прежде всего не последовательный ряд событий, что является предметом изучения узких специалистов, а неординарных поворотных событий. При этом сначала ставится вопрос, что именно происходит, затем каким образом происходит (происходило). Сначала – общий взгляд на процесс и поворотные моменты, и только затем, в зависимости от степени необходимости, - детализация. Я стараюсь не расширять объём информации, даваемой на уроке, а учить старшеклассников самостоятельно её добывать. Создаю различные модели урока в старших классах:

- анализ документа;

- постановка вопросов, выдвижение проблем учащимися на основе документа;

- поиск ответов на выдвинутые вопросы;

- чтение текста учебника на заданную тему, рассмотрение предложенных учителем точек зрения различных учёных по данному вопросу;

- ученики соединяют различные элементы, делают выводы, оценивают;

- подведение итогов работы.



В настоящее время существует множество технологий, значительно влияющих на результативность образовательного процесса.

Моё внимание привлекает модульная технология, обеспечивающая высокий уровень индивидуализации обучения и формирования учебных умений и навыков учащихся. Принципиальное отличие модульного обучения от других педагогических технологий заключается в том, что учащиеся на уроке работают самостоятельно и в паре, руководствуясь технологической картой, состоящей из учебных элементов (УЭ). Творческие задания и задачи учебных элементов модуля направлены на активное чтение изучаемого текста учебника, дополнительной литературы. Учащиеся из пассивных исполнителей и наблюдателей превращаются в активных участников творческого процесса самообразования. Учитель по ходу урока, наблюдая и направляя деятельность учащихся, управляет процессом обучения.

Каждому учащемуся выдаётся технологическая карта с перечнем заданий. Самостоятельной работе учащихся предшествует краткий инструктаж, занимающий не более одной минуты, так как необходимая информация содержится в раздаточном материале.



Самостоятельная работа учащихся – одна из важнейших функций учителя. Ведь знания можно предложить, показать, где и как взять, но овладеть ими каждый ученик должен самостоятельно.















Заключение



Для того чтобы развивать самостоятельную деятельность необходимо:

- учитывать индивидуальные познавательные возможности учащихся;

- формировать умения и навыки самостоятельной деятельности;

- развивать интерес к предмету;

- вызывать положительную мотивацию в ученике и учитывать цели каждого ученика.

В своей работе я стараюсь учитывать индивидуальные познавательные возможности учащихся. Относительно к этим особенностям и возможностям выбираю методы, темпы обучения, объём помощи.

Инициатива – проявление высокой мотивации познания, поэтому необходимо учитывать цели каждого ученика. Психологи считают, что положительную мотивацию в обучении вызывают:

- положительные эмоции;

- общий устойчивый положительный настрой;

- адекватная самооценка ученика;

- уверенность в своих возможностях;

- активная позиция в деятельности.

Особенно в основной школе главным мотивом в изучении истории является интерес к предмету. Поэтому учитель должен развивать интерес через содержание урока, организацию учебного процесса, межличностные отношения с учениками.

Таким образом, в традиционной школе возможно создание условий для развития самостоятельной деятельности.

Ожидаемые результаты:

Как и любому учителю, мне в повседневном труде хочется добиться того, чтобы звонок с урока не прекратил дальнейшей работы мысли каждого из моих учеников. Хочу, чтобы каждый ребёнок ждал новой встречи с моими уроками, чтобы жаждал новых знаний и был счастлив оттого, что может их получить. А от своей методики самостоятельной работы я ожидаю следующего:

  1. Снижения страха перед неудачей, перед возможным критическим замечанием.

  2. Появления у школьников уверенности в себе, в своих возможностях.

  3. Формирования привычки к свободному самовыражению и самостоятельному мышлению

  4. Развития способности постоянного поиска знаний и умение их использовать и применять на практике.

  5. Развития такой формы самосознания, которая приводит к переходу от интуитивного представления к осмыслению своей деятельности при выполнении учебных задач, а также к поиску их творческого решения.

  6. Развития творческого воображения у школьников и нетривиального развития мысли.

  7. Повышения активности, инициативности учащихся в решении задач творческого характера.

  8. Достижения высокого уровня развития личности ученика.

Опыт моей работы позволяет сделать следующие выводы:

Систематическое проведение самостоятельных работ позволяет улучшить качество знаний;

самостоятельная работа решает поставленные развивающие задачи;

самостоятельная деятельность вызывает проявление познавательной активности у учащихся;

повышает уровень обученности;

развивает и улучшает речь учащихся.

Будущее своей работы вижу в расширении базы самостоятельных работ.









Литература



  1. Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. М.:НИИ школьных технологий,2004г.

  2. Захарова Е.Н. Методические рекомендации к изучению истории в 10классе.М.:ВЛАДОС, 2001г.

  3. Короткова М.В. ,Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах , таблицах, описаниях: практическое пособие для учителей.- М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 1999г.

  4. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2001г.

  5. Кузьмина И.А. Самостоятельная работа школьников по изучению общественных дисциплин (история и современность). Методика.

  6. Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя.М.: Педагогический поиск, 2001г.

  7. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории.- М.:

Владос, 2001г.

8. Ёсипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках.- М.2007г.

9. Орлов В.Н. Активность и самостоятельность учащихся.- М. 2006г.

10. Тарасова Н.В. проектная работа по истории. ж. «История и обществознание в школе». № 3 2004г.













Обобщение педагогического опыта "Самостоятельная работа учащихся на уроках истории и обществознания".
  • История
Описание:

Самостоятельная работа учащихся является неотъемлемым элементом процесса обучения, одним из путей повышения эффективности урока, активизации учащихся на уроке, развития мыслительной деятельности учащихся.

 

Самостоятельная работа способствует прочному усвоению знаний, формированию умений и навыков учебного и умственного труда, развитию познавательных способностей, подготовке к самостоятельному труду, к дальнейшему самообразованию. Воспитание самостоятельности у учащихся происходит постепенно в течение всего периода обучения, удельный вес самостоятельной работы возрастает от младших классов к старшим. Эффективность самостоятельной работы зависит от её организации, от умелого продумывания сочетаний самостоятельной работы с другими методами. 

Автор Быкова Ирина Михайловна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1266
Номер материала 16628
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓