Главная / Начальные классы / Обобщение педагогического опыта по теме: «Активизация познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»

Обобщение педагогического опыта по теме: «Активизация познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»


Управление Образования Ардонского района Республики Северная Осетия-Алания


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Ардона Ардонского района РСО-Алания







Обобщение педагогического опыта

«Активизация познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»




учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Калаева Светлана Сосланбековна












2014


СОДЕРЖАНИЕ


1. Информация об опыте. Сведения об авторе…………………. стр. 3

2 . Актуальность и перспективность педагогического опыта.. стр. 3-4

3. Концептуальность…………………………………………….. стр. 4

4. Наличие теоретической базы опыта…………………………стр. 4-5

5. Ведущая педагогическая идея………………………………..стр. 6-7

6. Оптимальность и эффективность средств…………………… стр. 7

7. Диапазон обобщения опыта …………………………………… стр 8

8. Описание сути опыта ………………………………………. стр. 8-14

9. Результативность опыта и эффективность опыта……….. стр. 14-18

10. Заключение. Распространение педагогического опыта…стр. 18-20

11. Возможность тиражирования……………………………….. стр. 20

12. Список использованной литературы………………………... стр. 21

13. Приложения……………………………………………… стр. 22 - 85
























  1. Информация об опыте.


Тема опыта «Активизация познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»


Сведения об авторе опыта.

В 1994 году завершила обучение в ВПУ №1, по квалификации: «Учитель начальных классов», «Учитель осетинского языка и литературы неполной средней школы». Моя педагогическая деятельность началась в МБОУ СОШ №3 г. Ардона Ардонского района. В настоящее время имею первую квалификационную категорию, присвоенную в 2005 году (подтверждала в 2010 г.). С 2008 года работаю по УМК ОС «Школа 2100».


  1. Актуальность и перспективность опыта.


Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность».

Наше время — время перемен. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей, востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Образование должно побуждать к творчеству.

Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС), а также она созвучна с проблемой нашей школы.

На практике необходимо научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить и применять их в учебной деятельности.


3. Концептуальность.


Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи требует новый подход к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы.
    Так как процесс познания у младших школьников в основном неустойчив, эпизодичен, поэтому необходимо развивать познавательный интерес и активность младшего школьника в различных видах его деятельности. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию.


4. Наличие теоретической базы опыта.


Теоретическую основу моего опыта составляют:

1. Идея активизации обучения имеет большую историю.

Философские взгляды лежат в основе побуждения интеллектуальной активности. Постановка проблемных вопросов были характерны для
дискуссий Сократа и Пифагора.
2.
Один из первых сторонников активного учения был знаменитый чешский
ученый Я.А.Коменский. Его «Великая дидактика» содержит указания на
необходимость «воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к
учению», она направлена против словесно-догматического обучения, которое
учит детей «мыслить чужим умом».
3. И. Г. Песталоцци в начале 19 века развивал идею активизации обучения с помощью наглядности, путем наблюдения, обобщения и самостоятельных выводов.

4. А Ж. Ж.Руссо вел борьбу за развитие умственных способностей ребенка и внедрение в обучение исследовательского подхода.
«Сделайте вашего ребенка, писал он, внимательным к явлениям природы.
Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а что сам понял».

5. «Ученикам следует – писал К.Д.Ушинский - передавать «не только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно без учителя приобретать новые познания».

На это опирались прогрессивные русские методисты, боровшиеся против догматических и схоластических методов обучения, которые переждали формализм в знаниях учащихся и не развивали умственные способности.
6. Идеи Г.И. Щукиной: идея развития познавательного интереса - ценный мотив учения, идея активизации познавательной деятельности учащихся - необходимое условие для воспитания их познавательного отношения к миру.

7. Концепция УМК ОС «Школа 2100» авторского коллектива учёных, которая в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС;

8.Планируемые результаты начального общего образования Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой, которые представляют собой систему обобщённых личностно – ориентированных целей образования;

9. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Р.Н. Бунеева, Д.Д. Данилова, З.И. Курцевой, О.В. Чиндиловой, Г.Д. Шапошниковой).

5. Ведущая педагогическая идея


Ведущая педагогическая идея учебно – воспитательного процесса заключается в совершенствовании учебной деятельности школьников в процессе внеклассной работы для развития познавательного интереса, логического мышления, формирования творческой активности учащихся.

Проблема развития познавательной активности волновала великих педагогов и психологов в различные времена. Так, например, Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Руссо Ж-Ж определяли познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию. Вклад в её изучение внесли: П. Я.Гальперин, Г. А. Цукерман, Л. А. Венгер, Д. Б. Эльконин, В. В.Давыдов и др.

Современные отечественные педагоги и психологи Занков Л. В., Лозовая В. И., Тельнова Ж. Н., Щукина Г. И. и многие другие также большое внимание уделяют изучению особенностей познавательной деятельности и способов ее активизации у младших школьников.

Длительность работы над опытом. По данной проблеме я работаю с 2010 года.

Степень новизны обобщения опыта. Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, что позволяют повысить эффективность усвоения предметных знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности.

Цель: решение проблемы по активизации познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность.

Причиной этого явилось наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности.

Мною были намечены следующие задачи:

1)Формировать положительную мотивацию учения

2)Обеспечить интеллектуальное развитие ребенка

3)Развивать личностный потенциал учащихся

4)Формировать умение самостоятельно добывать знания.

5)Создать условия для реализации творческого потенциала учеников.


6. Оптимальность и эффективность средств.


Технологии, используемые мною в работе:

- технология проблемного обучения;

- игровая технология;

- ИКТ;

- здоровье-сберегающие технологии.

Методы:

- объяснительно-иллюстративный;

- репродуктивный;

- исследовательский;

- проблемное изложение;

- поисковый

- метод проекта.

Формы работы:

- общеклассная;

- групповая;

- парная;

- индивидуальная.

Средства деятельности:

- словари и энциклопедии;

- технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся;

- раздаточный и дидактический материал;

- печатные пособия;

- мультимедийные презентации.

7. Диапазон обобщения опыта

Применение форм, методов и приёмов обучения строится в системе урочно-внеклассной работы.

8. Описание сути опыта


Повысить у учащихся интерес к самостоятельному «творчеству» позволяют нетрадиционные (нестандартные) уроки: урок-сказка, урок- КВН, урок-путешествие, урок-экскурсия, уроки-проекты и интегрированные уроки. На таких уроках воплощаются творческие замыслы учителя и творчество учащихся, что дает возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных. Это видно из уроков, подготовленных и проведенных мною. 

Проблемные ситуации. Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения заданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Главной целью начальной ступени образования является создание максимальных условий для формирования у младших школьников умений самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются: проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос. Я не мыслю педагогический урок без проблемной ситуации по ФГОС. Ведь дети сами находят ответ на поставленный вопрос. Если ответ найден правильно, значит - урок удался. Приложение 1. (урок в технологии деятельностного метода)

Интеграция учебных занятий. На результативность процесса обучения оказывают межпредметные связи: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.

Дифференцированное обучение.

Работая по образовательной модели «Школа 2100», я решаю проблему всестороннего развития личности путем применения технологии уровневой дифференциации- основа личностно-ориентированного подхода, которая предполагает, что любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика, его склонности, интересы, ценности. Использование данной технологии вызывает интерес к изучению предметов, развивает способности учащихся, формирует необходимые навыки и умения, активизирует речемыслительную деятельность.

Дифференцированный подход осуществляю и при определении домашнего задания для учащихся.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра, в ходе которой ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. В игре формируется активность и нравственные качества личности, развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля.       Важнейшей предпосылкой в процессе активной познавательной деятельности является интерес, с помощью которого учащиеся приобретают прочные знания, умения, навыки. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоций и рациональности в обучении. Ещё К.Д. Ушинский подчёркивал: « Как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным». С этой целью я использую в своей практике различные дидактические игры, которые не только увлекают, заставляют задуматься, но и развивают самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, приучают считаться с интересами товарищей.    

   В дидактических играх ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, формирующим его движение, внимание, умение сосредоточиться, т.е. развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

    Игра и учёба - это две разные деятельности, между которыми имеются значительные, качественные различия. По словам Н.К. Крупской « переход от игры к серьёзным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы».

     Моя задача - сделать переход детей от игровой деятельности к учебе плавным и адекватным, и в этом мне помогают дидактические игры.

   Структурные составляющие дидактической игры:

1) дидактическая задача;

 2) игровая задача;

3) игровые действия;

4) правила игры;

5) результат (подведение итогов).

       При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.    

     Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе. Отсюда и стремление быть первым, быстрым, ловким, находчивым.

    Большинство дидактических игр заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: « Кто верней?», « Кто быстрей?» « Отвечай сразу».

Мне помогают в выборе дидактических игр такие книги:

  1. Т. И. Тарабарина « И учеба, и игра: математика», Ярославль «Академия развития», 1997 г.,

  2. Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе/ Сост. Н. А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2003г.

  3. Сухин И. Г. Занимательные материалы: Начальная школа – М.: Вако, 2004г.

Использование наглядного и дидактического материала содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к соблюдаемым знаниям. В ходе опытов ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых им рассказывает учитель. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребёнка.

Использование информационно - коммуникационных технологий

Современное информационное общество предъявляет новые требования к педагогическим работникам в вопросах применения информационно-коммуникационных технологий в процессе самостоятельного извлечения и предоставления знаний.

На уроках я использую следующие программы: Microsoft Word, Microsoft Excel и Microsoft PowerPoint. Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они используются для создания наглядности (презентаций), контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов для учащихся и самими учащимися.

Текстовый редактор Word используется мной для создания простых дидактических материалов, которые предлагаются учащимся для самостоятельной работы на уроке в классе. Такой материал готовится в виде текста с пояснениями, иллюстрациями, гиперссылками и контрольными вопросами. Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например небольшое сообщение на заданную тему.

На сегодняшний день существуют десятки разнообразных программ учебного назначения, размещенных на ПК, CD или в Интернете. Из этих программ мной используются: «Окружающий мир», «Математика», «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Технология» по ФГОС.

Школа подключена к сети Интернет, что позволяет использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска источников, текстов, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, разработок. К окончанию начальной школы дети свободно владеют интернетом.

При подготовке к урокам и на уроках используются возможности Интернета, который можно рассматривать как часть информационно-коммуникационной предметной среды, содержащей богатейший информационный потенциал.

Я имею свой персональный сайт по адресу:

http://az999.ucoz.ru/


Моё электронное портфолио:

http://nsportal.ru/kalaeva-svetlana-soslanbekovna


В процессе обучения также широко ИКТ применяю и во внеурочной деятельности. К родительскому собранию готовлю презентации, видеоролики, слайд-шоу о жизни класса, в которых отражаю успехи и достижения каждого ребенка, пусть даже и незначительные. Осваиваю ресурсы сайта «Дневник. ру.» для налаживания обратной связи с родителями. Некоторые мои материалы можно найти на сайте нашей школы, на сайтах: proskolu. ru, nsportal.ru, методический портал «Методсовет», ИнфоУрок .

В моей работе всё более широкое применение находит метод проектов. Создание иллюстративных с помощью рисунков сочинений на бумаге традиционно для начальной школы. Использование возможностей ИКТ значительно расширяет возможности данной модели учебной деятельности.

Важно научить ученика самостоятельному поиску, добыванию знаний из разных источников. Особенно ярко это наблюдается на уроках окружающего мира. К урокам по теме курса ребята часто готовят сообщения, подбирают картинки, расспрашивают родителей, наблюдают. На уроке каждый старается поделиться знаниями, которые он добыл: « Я вот что ещё узнал, а я хочу добавить…». Сообщения сначала помогают готовить родители, потом (после знакомства с компьютером, возможностями интернета, печатными источниками из библиотеки) дети научатся готовить их сами.

В процессе работы я пришла к выводу, что использование метода проекта наиболее целесообразно применять в 3-4 классах. В таком возрасте учащиеся более осознанно подходят к выбору темы проекта, учитывают его практическую значимость, актуальность. Они уже умеют работать в группах, умеют самостоятельно конструировать свои знания, могут ориентироваться в информационном пространстве, у них развито критическое и творческое мышление.

Таким образом, увеличилось количество желающих принять участие в проектной деятельности. В течение 2010-2011 учебного года (3 класс) приняли участие в проектах 100% учащихся. Презентации работ первых групп дали сильный толчок для остальных учащихся: работа в группах, самостоятельный поиск информации, красочное и разнообразное оформление газет, презентаций, публичное выступление очень понравилось всем учащимся. Из общего числа учащихся выделилась группа детей, принявшая участие в наибольшем количестве проектов, которая активно стала участвовать и во внеурочных мероприятиях.

В 2011-2012 учебном году (4 класс) изменилась социальная роль этих детей в проектной деятельности: из просто участника они перешли в статус лидера группы. Лидеры сами контролируют работу членов своей группы, помогают в поиске необходимой информации, в оформлении найденной информации. Это большая помощь для учителя.

В 2011 -2012 учебном году (4 класс) под моим руководством был создан и реализован:

Проект «Помоги птицам!» Приложения 2

Итоговым моментом в работе над данным проектом явилась письменная самооценка участниками проекта процесса и результата собственной деятельности, которая осуществлялась с помощью листов самооценивания.

Содержание предметов обогащаю на уроках использованием дополнительного материала. Своих воспитанников обучаю работе со словарями, энциклопедиями, справочниками и другой дополнительной литературой. ( Э. Д. Вартаньян. Из жизни слов. М., «Детская литература» 1973г.; Детская энциклопедия в 3 томах. Что такое? Кто такой? М., «Педагогика»1975г.; Мир растений, М., Москва,2012 г., Детская энциклопедия, М., «Росмен» 2012 г.; Новая детская энциклопедия, М., «Махаон»,2011г.; Энциклопедия для детей «Праздники, традиции, обычаи» М., «Махаон», 2007г.. )

В первом классе все учащиеся завели портфолио. Оно позволяют судить об успехах каждого ученика и стимулируют его познавательную активность.


9. Результативность опыта и эффективность опыта.


За последние годы, по моим наблюдениям, удалось достичь появления у большинства учащихся положительной мотивации к изучению предметов школьного цикла, повышению мотивации успешной деятельности, формированию личной ответственности за результат своей деятельности.

Главным считаю не заставлять, а заинтересовывать, приглашать ребенка к учебному сотрудничеству. Все мои дети по результатам анкетирования посещают школу с охотой.

Показатели качества знаний учащихся подтверждает результативность используемых технологий, методов и приемов обучения. По завершении первой ступени обучения мои ребята получили следующие результаты: начальную школу закончили на «5» четыре человека, на «5» и «4» - 8 человек, что составляет при 100% уровне обученности, 52% качество знаний. Средний балл по итогам освоения учебных предметов составил 4,3.

В 2012 году был проведен мониторинг в 4 классе по математике, русскому языку и начальному литературному чтению со следующими результатами:

% успеваемости

% качества знаний

Средний балл

100%

77%

4,1


Проводимая работа позволяет мне получать результаты качественной подготовки учащихся, развивать их творческие и познавательные способности, которые подтверждаются результатами участия детей в предметных олимпиадах и различных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Человек и природа», «КИТ». На протяжении всех 4-х лет обучения мои учащиеся становились победителями школьных и городских олимпиад, конкурсов, соревнований. Эти показатели свидетельствуют о сформированности метапредметных и предметных УУД.

100 % учащихся занимаются в кружках школы.

Дополнительная внеурочная работа по предметам помогает мне подготовить учащихся к конкурсам.

В 2012-2014 году мои ученики принимали участие во Всероссийской олимпиаде младших школьников по русскому языку и математике на школьном этапе, Дзугкоева Зарема, Баскаева Мадина, Балтионова Белла, Мадзаев Александр, Габараева Милана заняли призовые места.


А также учащиеся принимали активное участие во Всероссийских и Международных олимпиадах и конкурсах:


Год

Мероприятие

Уровень

Ф.И.

учащегося

Резуль

тат

2013

Всероссийский дистанционный конкурс по математике «В поисках золотого пера»

Всероссийский

Калаев Давид

3 место

2013

Всероссийский дистанционный конкурс по математике «В поисках золотого пера»

Всероссийский

Наниев Сослан

3 место

2013

Всероссийский дистанционный конкурс по математике «В поисках золотого пера»

Всероссийский

Мадзаев Александр

участие

2013

Всероссийский дистанционный конкурс по математике

«Здравствуй, школа!»


Всероссийский

Дзугкоева Зарема

1 место

2013

Всероссийский дистанционный конкурс по математике

«Здравствуй, школа!»

Всероссийский

Наниев Сослан

2 место

2013

III Всероссийское дистанционное интеллект- путешествие «Вундеркинд»

Всероссийский

Калагов Давид

1 место

2013

III Всероссийское дистанционное интеллект- путешествие «Вундеркинд»

Всероссийский

Мадзаев Александр

1 место

2013-2014

XI Международная дистанционная олимпиада по математике «Эрудит»

Международ

ный

Дзугкоева Зарема

2 место

2013

Всероссийская дистанционная олимпиада по математике «Математический круговорот»

Всероссийский

Наниев Сослан

1 место

2013

Всероссийская дистанционная олимпиада по математике «Математический круговорот»

Всероссийский

Габараева Милана

1 место

2014

Всероссийская дистанционная викторина «Знатоки птиц»

Всероссийский

Дарчиев Руслан

1 место

2014

Всероссийская дистанционная викторина «Знатоки птиц»

Всероссийский

Джанаев Георгий

1 место


Целенаправленная работа по исследовательской и проектной деятельности на протяжении пяти лет дали возможность осуществить проекты по здоровьесбережению, экологическому и патриотическому воспитанию.





Результаты проектной деятельности



Название проекта


Кол-во уч-ся


Год

Где отмечена


Социально-значимый проект «Помоги птицам!» с элементами исследовательской деятельности

Весь класс

2012

Проект для одарённых детей «Алые паруса»

1.

Социально-значимый проект «Школьный двор»

Весь класс

2013

Проект для одарённых детей «Алые паруса»

2.

Социально- значимый проект элементами исследовательской деятельности «Моё имя»

Весь класс

2013

Школьный конкурс проектов

3.

Творческий проект «Книжка-малышка»

Весь класс

2014

Школьный конкурс проектов

4.

«Школа добрых дел»

Джанаев Георгий

1

2014

Проект для одарённых детей «Алые паруса»

5.

«Моя семья»

Шебаршев Владимир

1

2014

Проект для одарённых детей «Алые паруса»

6.

ПДД «Добрая дорога»

Габараева Милана

1

2014

Проект для одарённых детей «Алые паруса»

7.

«Наше здоровье»

Баскаева Мадина

1

2014

Проект для одарённых детей «Алые паруса»

8.

«Мой город»

Кадзаева Алана


1

2014

Проект для одарённых детей «Алые паруса»


10. Заключение. Распространение педагогического опыта


Одним из девизов, которым я руководствуюсь в своей работе, является слоган: «Учитель перестаёт быть учителем, когда перестаёт учиться». Поэтому я стараюсь принимать участие в работе городских творческих семинаров. Мне интересен опыт моих коллег, их передовые идеи я использую в своей педагогической деятельности. Также охотно я делюсь своим опытом, выступая на:

на педагогическом совете школы:

1. Доклад «Формы воспитательной работы здорового образа жизни школьников» 2010г.

2. Доклад «Особенности личностно- ориентированного урока» 2011 г.

3. Доклад «Первые результаты внедрения ФГОС в 1 классе» 2012г.

на заседаниях РМО в ИРЦОС:

1. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе», 2011 г.

2. «Дифференцированный подход в работе с младшими школьниками»2012 г.

3. «Проектная деятельность, как средство формирования УУД, фактор повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС НОО» 2012 г.

4. «Регулятивные УУД в начальной школе» 2012 г.

5. «Организация творческой деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности» 2012 г.

ШМО учителей начальных классов:

1. «Работа над совершенствованием техники чтения», 2011г.

2. «Суть изменения современного урока с введение ФГОС», 2012г.

3. «Проектная деятельность в начальной школе», 2013г.

4. «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Мониторинг процесса формирования УУД».

Участвую в работе различных интернет- сообществ, имею публикации. На своём личном сайте педагога я размещаю методические разработки, презентации к урокам, информацию для детей и родителей. За последние пять лет я много раз проходила курсы повышения квалификации, в том числе дистанционные. На сайте «InfoUrok.ru» мной размещено более 20 ресурсов, также я делюсь своим опытом на педагогических сайтах ПроШколу, nsortal.ru и т.д..

Принимаю участие в профессиональных конкурсах.


  • Диплом победителя, 1 место V Международного конкурса цифровых образовательных ресурсов «IT-эффект», 2014 г.

  • Диплом победителя, 2 место IV Всероссийского конкурса авторов ЦОР для школы «Лучший IT- учитель России», 2014г.

  • Победитель районного конкурса, 1 место "Использование ЭОР в школе" в номинации "ЭОР разработанный педагогом", 2012 г.


Я сделала вывод: успешный самостоятельный творческий поиск может являться показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности. Буду только рада, если мой опыт будет полезен для педагогической работы учителям начальной школы.  


11. Возможность тиражирования.


Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе.

Размещён на сайте:

  1. Личный сайт: http://az999.ucoz.ru/

  2. «InfoUrok.ru»

Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приёмы работы с учащимися


Приложения:

1. Урок по математике в технологии деятельностного метода во 2 классе «Деление круглых чисел»

2. Проект «Помоги птицам!»

3. Диагностические мероприятия по определению уровня познавательной активности младших школьников

Список использованной литературы


  1. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 2009. - 5с.

  2. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 2009. - 34с.

  3. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 2008. – 109с.

  4. Литранович Ж.Т., Землянова В.Д. Развитее познавательной активности и творческих способностей учащихся в контексте современных образовательных технологий//Педагогический альманах, 2002,№ 1.- 101с.

  5. Иванова Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. //Начальная школа.-2004г.-№ 2. - 96—101с.










Приложение 1


Урок по русскому языку УМК ОС «Школа 2100»

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 г. Ардона РСО- Алания

Калаева Светлана Сосланбековна

Урок проведен в технологии деятельностного метода

Тип урока: ОНЗ (открытие новых знаний)

Тема: Составление предложений по схемам.

Цель: развитие умений читать и составлять схемы предложений и конструировать предложения по схемам; развитие умения составлять из слов предложения.

Воспитывать любовь к Родине, родной природе, осетинской музыке.

Оборудование:

  1. Компьютер.

  2. Региональный компонент. Фонограмма песни “Походная песня ” Р. Илурова, Ж. Габуева

  3. Учебник русского языка (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) 2 класс

Ход урока


1.Самоопределение к учебной деятельности.

«Где есть желание, найдётся путь!»

Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока (создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность).

- Почему сегодня у нас такой девиз? (Мы будем открывать новое знание.)

- Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания, а значит, мы с вами будем находиться в учебной деятельности.

- Вы готовы к работе? Тогда в путь!

- Пожелайте друг - другу удачи!

(Звучит фонограмма песни “Походная песня ” Р. Илурова, Ж. Габуева)

I. Актуализация знаний.

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

– Откройте тетрадь.

Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

Какую запись должны сделать дальше?

Напишите слова «Классная работа».

1. Списывание с доски. Творческое задание: добавить подходящие по смыслу слова.

После дождя засветило … (солнце).

На небе появилась … (радуга).

Какая хорошая … (погода)!

Вопросы и задания:

– Что у вас получилось при записи? (Предложения, текст.)

– Какие признаки предложений вы можете назвать? (Слова связаны по смыслу, первое слово написано с большой буквы, в конце поставлена точка или восклицательный знак.)

2. Словарная работа.

– Подчеркните словарное слово в последнем предложении.

Работа со словом погода в «Орфографической тетради» на с. 29.

3. Проверка домашнего задания.

– Сколько предложений из упр. 14 вы выписали? (3.)

– Как называются такие предложения? (Это пословицы.)

– Что их объединяет? (Это пословицы о труде.)

П. – Выписал ли кто-то самостоятельно пословицу с таким же или похожим значением?

Дети читают найденные самостоятельно дома пословицы.

П. – Какие ещё пословицы вы нашли?

– Среди невыписанных слов найдите словарное слово. (Работа.)

– Запишите его и подчеркните опасное место.

II.Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

На доске изображены схемы:

hello_html_3e3ff1a4.gif

hello_html_m71574f0d.gifhello_html_m1424010.gifhello_html_m5d0ace13.gifhello_html_m3e9cba18.gifhello_html_m75c1c9ec.gif .


– Что изображено на доске? (Схема слова и схема предложения.)

– Как вы их различили? (В схеме слова нет большой буквы, нет знака в конце предложения; в схеме предложения несколько слов, первое – с большой буквы, в конце предложения – точка.)

– К какому из записанных на доске и в тетрадях предложений подходит эта схема? (1 и 2.) Почему? (В них четыре слова.)

– Попробуйте самостоятельно составить предложение по такой же схеме. (Из дома выскочила собака. На улице идёт дождь.)

– Чем же отличается схема от конкретного предложения? (Схема одна, а предложений к ней можно составить много.)

– Сформулируйте тему урока. («Схема слова и предложения. Составление предложений по схемам».)

– Какие действия будем выполнять, какие умения развивать? (Составлять схемы слов, предложений; составлять предложения по схемам.)

Составим план урока.

План (примерный).

  1. Повторить схемы слов, предложений.

  2. Учиться составлять предложения по схемам.

  3. Учиться правильно записывать предложение.


Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

ΙΙI. Развитие умений – применение нового знания.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре.


  1. Работа по учебнику.

Упр. 16 (развиваются умения отличать схемы слов и схемы предложений)

- Составьте на основе схем предложения с опорой на рисунки.

Упр. 17(развиваются умения читать схемы предложений и определять количество слов в них)

- Самостоятельно составьте по схемам предложения.

Вопросы после выполнения задания.

Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

– Сослан, что нужно было сделать?

– Удалось ли тебе составить предложение?

– Ты составил интересные предложения?

– Составил всё сам или с помощью товарища?

– Молодец! Ты не только правильно составил предложение, но и объективно оценил свою работу.

Упр. 18 (развиваются речевые и коммуникативные умения)

- Соотнесите рисунки, изобразительную информацию со словами и предложениями, аргументируйте свою позицию, составьте предложения из слов.

Текст на доске:

Зайчик прыгал по полянке. Он увидел пенёк и принял его за волка. Трусливый зайка испугался и бросился наутёк.

Физкультминутка.

-Давайте поиграем в осетинскую игру «Чепена».

2. Слуховой диктант.

Учитель читает слова и предложения, а ученики на слух составляют к ним схемы.

Весна... Скоро начнутся каникулы. Мы поедем на родину Коста Хетагурова? Экскурсия была замечательная!

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему учились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогало справиться?

Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

ΙV. Итог урока. Рефлексия.

– Прочитайте пункты плана урока.

Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам преодолеть все трудности и сделать на уроке открытие.

- Чему научились?

- Довольны ли вы своей работой?

- Опираясь на таблицу, закончи предложения.

Сегодня я узнал, … как читать и составлять схемы предложений и конструировать предложения по схемам.

Теперь я умею … составлять предложение из слов.

V. Домашнее задание.

Подготовиться к словарному диктанту по упр. 19.

Упр. 18 – записать 1–2 предложения из выбранных к рисунку слов (можно использовать те предложения, которые составили в классе) и составить к ним схемы.
















Приложение 2

Паспорт социально-значимого проекта

"Помоги птицам!".

Дидактические цели проекта:

1.  Привлечь внимание учащихся школы и родителей к проблеме нехватки птичьих домиков для скворцов

2.  Формирование социального опыта учащихся, осознание ими элементарного взаимодействия в системе "человек-природа-общество", воспитание нравственного и экологически обоснованного отношения к  среде обитания и правил поведения в ней.

3. Воспитание у детей чувство ответственности за судьбу птиц, вызвать желание заботиться о них, делать для них гнездовья, защищать от хищников и хулиганов.

4. Повышение мотивации учащихся в получении дополнительных знаний, освоение практических навыков.

5.  Учить работать в сотрудничестве со взрослыми.

Методические задачи:

1. Расширить представления учащихся о птицах; умение оценить их значимость в природе и жизни человека.

2.  Научить учащихся правильно изготавливать скворечники.

3.  Вовлечь учащихся школы и их родителей в трудовую деятельность по изготовлению скворечников.

4.  Развивать критическое и творческое мышление учащихся, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

5. Вести пропаганду среди учащихся и родителей о пользе птиц.

Предмет (предметы): окружающий мир, русский язык,  внеклассное чтение, изо, технология.

Класс: 3 класс

Основополагающий вопрос: Как люди встречают своих пернатых друзей -   птиц? Как помочь птицам?

Этапы работы:

1. Интересные факты из жизни птиц.

2. Скворцы - певчие птицы;

3. Скворцы - защитники садов и огородов;

4. Изготовление скворечников.

5. Внеклассное мероприятие ко дню птиц «Наши пернатые друзья» для учащихся начальной школы.

Вопросы для самостоятельных исследований учащихся:

  • Почему мы реже слышим пение птиц в городе?

  • Сколько скворечников в школьном дворе?

  • Как заинтересовать всех учащихся школы и родителей и вызвать желание делать скворечники для птиц?

  • Наши конкретные дела.

  • Только ли из досок можно сделать скворечник?

Результаты представления исследований:

  • Презентация

  • Информационный бюллетень

  • Скворечники

  • Внеклассное мероприятие «Наши пернатые друзья!»

Этапы и сроки проведения проекта:

  1. "Трибуна мнений" (формулирование тем исследований учеников).

  2. Распределение тем для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем.

  3. Выбор творческого названия проекта (совместно с учащимися).

  4. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально.

  5. Обсуждение со школьниками возможных источников информации.

  6. Самостоятельная работа по выполнению заданий.

  7. Подготовка школьниками сообщений

Вопросы для исследований и задания для учащихся: 

  • сбор информации о птицах (то, чего нет в наших учебниках). Интересные заметки, рисунки, фотографии.

  • Выставка рисунков «Мир без птиц!», «Птицы – наши друзья!».

  • Работа над чертежами скворечника. Разрабатывают готовый чертеж и конструируют его.

Этапы работы и виды исследовательской деятельности учащихся:

Сбор данных

Представление проекта

  • Проведение практического занятия по изготовлению скворечников

  • (вместе с учителем технологии, родителями). Создание буклета

  • Создание презентации.Публичная защита проекта. Презентация.

  • Внеклассное мероприятие «Наши пернатые друзья!»

Приложение 3

Методика «Оценка уровня познавательной активности»


Показатели

1

Умеет получить вывод из информации, а затем «развернуть» его в текст, с движением от главной мысли до конкретного завершения

2

Умеет моделировать ход суждения, твердо удерживая внутренний план действия.

3

Умеет выделить сущность в процессах, явлениях на основе анализа, установления закономерностей.

4

Обобщает «с места», не имея при этом никакой дополнительной информации.

5

Приводит знания в движение, открывая новые знания изучаемого явления, формируя новые обобщения, делая новые выводы.

6

Испытывает непрерывную потребность в получении новых знаний

7

Рассматривает один и тот же факт, явление с разных точек зрения, проявляя глубокий интерес к научным открытиям.

8

Содержательно высказывает свою мысль, идею.

9

Легко генерирует идеи.

10

Имеет большой словарный запас слов. Обладает культурой речи.

11

В ходе работы пытается получить пробные выводы и варианты решения.

12

Система знания представлена отдельной ассоциативной информацией, но не базируется на выводах, заключении.

13

Может охватить большой объем информации владеет умениями систематизации и классификации материала, а также изложения в форме тезисов и конспективной форме.

14

Владеет умениями систематизации и классификации материала, а также изложения в форме тезисов и конспективной форме.

15

Предпринимает в ходе закрепления попытку в открытии нового знания, но она заканчивается в основном неудачей.

16

Овладение материалом происходит в том же объеме и порядке, в каком излагается в учебнике без всяких изменений. В случае изменения ученик не испытывает трудности.

17

Видит пути совершенствования.

18

Может проявить собственное отношение к фактам.

19

Не испытывает трудности в широком переносе знаний из одной темы в другую.

Оценку познавательной активности дает учитель по пятибальной шкале, путем вывода среднего балла по всем показателям и заносит в таблицу.

Имя, Ф.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Ср.






















Обработка результатов:

Высокий уровень – 4,0 – 5 баллов

Средний уровень – 3,0 – 3,9 балла

Низкий уровень – 2,5 – 2,9 балла

Интерпретация результатов:

Высокий уровень – творческий.

Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.

Средний уровень – интерпретирующая активность.

Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

Низкий уровень – воспроизводящая активность.

Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»




Обобщение педагогического опыта по теме: «Активизация познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»
  • Начальные классы
Описание:

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Информация об опыте. Сведения об авторе………………….  стр. 3                                       

2 . Актуальность и перспективность педагогического опыта.. стр. 3-4

3. Концептуальность……………………………………………..  стр.  4

4. Наличие теоретической базы опыта…………………………стр. 4-5

5. Ведущая педагогическая идея………………………………..стр. 6-7

6. Оптимальность и эффективность средств……………………  стр. 7

7. Диапазон обобщения опыта …………………………………… стр 8

8. Описание сути опыта ………………………………………. стр. 8-14

9. Результативность опыта и эффективность опыта……….. стр. 14-18

10. Заключение. Распространение педагогического опыта…стр. 18-20

11. Возможность тиражирования……………………………….. стр. 20

12. Список использованной литературы………………………... стр. 21

13. Приложения……………………………………………… стр. 22 - 85

Автор Светлана Сосланбековна Калаева
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 2488
Номер материала 9044
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓