Главная / Другое / Обобщение педагогического опыта по теме: «Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся при изучении истории и обществознания посредством проектной деятельности»

Обобщение педагогического опыта по теме: «Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся при изучении истории и обществознания посредством проектной деятельности»

Обобщение педагогического опыта по теме: «Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся при изучении истории и обществознания посредством проектной деятельности».

Выполнила: Баженова И.В., преподаватель истории и обществознания ГБПОУ «УМТ»

  1. Аннотация

Тема педагогического опыта Баженовой И.В.., преподавателя истории и обществознания, - «Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся при изучении истории и обществознания посредством проектной деятельности».

Цель данной работы – обобщить накопленный в педагогической практике преподавателя опыт по использованию проектной технологии в учебно-воспитательном процессе, проанализировать влияние внедрения проектной технологии на активизацию познавательной и творческой деятельности обучающихся, повышение качества образования. В своей работе автор опирается на опыт ведущих педагогов, психологов и методистов по данной проблеме.

Работа состоит из введения, в котором дается обоснование актуальности выбранной темы, дана характеристика ключевых понятий.

Основная часть – представлены условия возникновения опыта, анализ противоречий, разрешаемых опытом, описание собственного педагогического опыта в области применения проектной технологии в учебно-воспитательном процессе, эффективность использования опыта на уроках и во внеурочной деятельности.

Заключение, в котором раскрыты проблемы, которые данный опыт ставит перед педагогом. Данный материал может быть использован в практике преподавателей не только общеобразовательных дисциплин, но и других предметов.




«Единственный путь,

ведущий к знаниям –

это деятельность»

Б.Шоу.


Общепризнанно, что современного человека должны отличать ответственность, инициативность, продуктивность, способность к множественным выборам, новый тип функциональной грамотности. Современное общество предъявляет новые требования к качеству знаний, профессионализму молодых людей и ставят перед образовательным учреждением задачу подготовки выпускников, способных:

  • гибко адаптироваться в постоянно меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

  • самостоятельно, критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной жизни проблемы и искать пути рационального их решения, четко осознавать, где и каким образом приобретенные ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; творчески мыслить,

  • грамотно работать с информацией, уметь находить необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, аргументированные выводы;

  • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях;

  • самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, культурного уровня, интеллекта.

Большие возможности для решения данных задач открывает проектная деятельность обучающихся. Метод проектов рассматривается как образовательная технология, нацеленная на приобретение обучающимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой.

Проект – это специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, где ребята учатся самостоятельно принимать решения и быть ответственными за свой выбор, создание творческого продукта.

В чем потенциал проектной деятельности?

Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности создания у обучающихся образа цельного знания, повышения мотивации в получении дополнительных знаний, изучения важнейших методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации).

Работа над проектом способствует воспитанию у обучающихся значимых общечеловеческих ценностей: социальное партнерство, диалог, толерантность, чувства ответственности, самодисциплины, самоорганизации, желания делать свою работу качественно.

Участие в проектировании развивает исследовательские и творческие способности: умения самостоятельно систематизировать свои знания, коммуникативные навыки; способность свободно ориентироваться в информационном пространстве (отбирать информацию из разных источников); умение работать с различными типами текстов; умение планировать свою работу и время; навыки анализа; умение представлять результаты своей работы; способность к целеполаганию. Обучающийся при этом становится активным участником образовательного процесса.


  1. Нормативное описание опыта

2.1.Условия возникновения опыта

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования основными целями являются: подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Сегодня остро встает вопрос о подготовке новых кадров, которые смогут поднять страну на новую ступень ее развития.

Контингент обучающихся нашего техникума неодинаков, есть хорошисты, которые проявляют инициативность в обучении, однако, основная доля обучающихся - троечники, которым интересны специальные дисциплины, выбранная профессия, но общеобразовательные предметы вызывают безразличие, обучающиеся остаются пассивными.

И как же быть с этими «скучающими» обучающимися? Ведь сегодня образовательные стандарты ориентируют преподавателя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Возник вопрос «Как достичь этого, какие выбрать формы и методы работы?». Началом работы по теме опыта стало проведение анализа работоспособности обучающихся, их творческих способностей, мотиваций к обучению, влияющих на формирование общих компетенций (наблюдения, опросы).

Становление опыта происходило в группах обучающихся по профессиям «Повар, кондитер», «Автомеханик», «Бухгалтер», где апробировались различные виды и формы проведения занятий. При наблюдении за обучающимися, стало ясно, что лучшие результаты в обучении давало выполнение проектов. Проектно - исследовательская деятельность обучающихся, в основе которой лежит развитие познавательных и творческих навыков, умений самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и структурировать свои знания, умение видеть, формулировать и решить проблему, более всего способствует формированию общих компетенций.


    1. Позиция педагога, его ценностные ориентации и принципы деятельности

Развитие индивидуальных образовательных способностей обучающихся, расширение кругозора, практическая направленность обучения, стимулирование творческой инициативы, познавательной активности обучающихся. Отбор и внедрение в образовательный процесс эффективных методов, приемов и технологий, обеспечивающих повышение образовательного уровня обучающихся.


    1. Анализ противоречия, разрешаемого опытом

Одной из целей обучения общеобразовательного цикла является формирование общих компетенций у обучающихся. Они в в свою очередь, включают в себя умение учиться, адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям и условиям производства, способность искать пути нестандартного разрешения ситуаций и проблем.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что изменения, наблюдаемые в профессиональном образовании, диктуют новые условия преподавания учебных дисциплин, основанных на творческой инициативе, самостоятельности обучающихся, конкурентоспособности, мобильности будущих рабочих. Очень часто, получая базовый набор знаний по дисциплине, привыкая к выполнению стандартных заданий, обучающиеся практически не имеют возможности действовать творчески и самостоятельно.

Поэтому автор ведет поиск средств и методов обучения, которые позволяют достичь хороших результатов при подготовке выпускников .

Анализ научной литературы, опыт работы автора в системе профессионального образования позволили определить противоречия:

1. Между потребностью в нестандартном преподавании дисциплины, в целях активизации познавательной деятельности обучающихся и «традиционной» формой преподавания.

2. Между социально-экономической потребностью в профессионально грамотных, компетентных рабочих кадрах, и компетентностно-психологическими затруднениями обучающихся.

2.4. Идея опыта.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в формировании положительной мотивации обучающихся, направленной на рост познавательных интересов и потребности в овладении общими компетенциями. В целях организации благоприятного мотивационного климата, а также, в создании условий, способствующих стимулированию творческой инициативы, познавательной активности обучающихся становится актуальной необходимость использования идеи проектного обучения.


    1. Реализация идеи

Что же такое метод проектов?

Метод проектов – это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности. Учебный проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем преподавателя.

Метод проектов — не новость в мировой педагогике. В России метод проектов был известен еще в 1905 году. Теория и практика организации проектной деятельности представлены в работах Е.С. Полат, К.Н. Поливановой, А.Н. Худина, С.Н. Белова, Т.В. Куклина, В.М. Назаренко. По - мнению ученых, цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:

  • самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников;

  • пользуются приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

  • развивают исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации, наблюдения, проведение экспериментов, анализ, построение гипотез, обобщение);

  • развивают системное мышление.

Отличительные признаки проектной деятельности: метод проектов нацелен на всестороннее исследование проблемы и разработку конкретного варианта (модели) образовательного продукта; работа над проектом предполагает получение, прежде всего, практического результата; проект, являясь результатом коллективных усилий исполнителей, на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ полноты, глубины, информационного обеспечения, творческого вклада каждого.

Кратко и содержательно определил структуру проекта И.С. Сергеев: Проект - это «пять «П»: - проблема (постановка проблемы, компоненты которой требуют решения);-проектирование (планирование деятельности);-поиск информации (сбор, систематизация, структурирование информации); -продукт (изготовление, оформление продукта); -презентация (выбор формы, подготовка и презентация, а также самооценка и самоанализ).

Проект имеет следующую обобщенную структуру:

  1. Подготовка:

  • анализ ситуации, относительно которой появляется необходимость создать новый продукт (формулирование идеи)

  • конкретизация проблемы (цель проектирования, формулирование темы)

  1. Планирование:

  • определение источников информации, распределение обязанностей в группе, сроки исполнения и т.п.

  1. Выполнение проекта:

  • выдвижение гипотез разрешения проблемы; перевод проблемы в задачу

  • планирование этапов проекта

  • обсуждение возможных средств решения задач (способы решения, методы исследования)

  • реализация проекта (сбор информации, решение промежуточных задач)

  1. Подготовка итогового продукта:

  • обсуждение способов оформления конечных результатов

  • систематизация и анализ полученных результатов

  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация

  1. Представление проекта

  2. Оценка проекта, рефлексия.

Проекты могут быть типологизированы, причем оснований для типологии может быть много. По характеру контактов: внутриучилищный, локальный, региональный, национальный и международный. По количеству участников: индивидуальный, групповой, парный, коллективный. По времени, которое может потребоваться для реализации проекта: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный. По содержанию: предметный, межпредметный, междисциплинарный, интегративный. По характеру приоритетной деятельности: исследовательский, творческий, информационный, практико-ориентированный, экспериментальный, поисковый, коммуникационный.

Введение проектной деятельности в образовательный процесс меняет систему оценивания. Например, в творческой работе можно выделить три части, которые требуют отдельного оценивания: содержание работы, выступление (защита проекта), динамика проектно-исследовательских умений обучающихся в ходе выполнения работы. Итоговый продукт можно оценивать по оригинальности, качеству и т.д. Наилучший результат (в плане повышения мотивации проектной деятельности) дает совместная с обучающимися разработка критериев оценивания проектной работы. Диагностика результативности проектной деятельности обучающихся отслеживается через: анализ выполненных проектов по заданным критериям; интерес обучающихся к самостоятельной исследовательской деятельности; анкетирование обучающихся; портфолио достижений; участие в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах.

Остановлюсь на некоторых, реализованных в своей педагогической практике, примерах проектных работ.

Проект «Биография моего предка». Тип проекта: исследовательский, индивидуальный, средней продолжительности (3 недели). Цели проекта: установление связи между историей семьи и историей Отечества; включение обучающегося в систему ценностных отношений своих предков; исследование вклада одного из предков в историю поселка, региона, страны. Практический результат проекта: создание иллюстрированной биографии предка в форме альбома, буклета, презентации, документального фильма.

Проект «Мое генеалогическое древо». Тип проекта: исследовательский, индивидуальный, средней продолжительности (4 недели). Цели проекта: формирование представлений о себе, своих родителях как о наследниках предшествующих поколений, имеющих тесную духовную и кровную связь; знакомство с новыми фактами из истории семьи; выявление типичных особенностей семей различных поколений (количество детей, род занятий и т.п.). Практический результат проекта: составление собственного генеалогического древа. Презентация может проходить в форме «научной конференции», где обучающиеся делают доклады, обмениваются мнениями.

Проект «Выставка семейных реликвий». Тип проекта: исследовательский, групповой, средней продолжительности (3 недели). Цель проекта: формирование ценностного отношения к истории, к историческим источникам с использованием близкого и доступного материала. Практический результат проекта: альбом «Выставка семейных реликвий» (выполняется группами обучающихся), наглядные материалы.

Проект «Пасхальный стол». Тип проекта: информационный, групповой, средней продолжительности (3 недели). Цель проекта: познакомиться с православными традициями на примере дня Воскресения Христова. Задачи проекта: приобщение обучающихся к истокам русской культуры; создание среды, способствующей творчеству; развитие коммуникативных компетенций. Практический результат проекта: составление презентации. Защита презентации проходила в рамках предметной недели «Социально-экономического цикла» (профессия Повар, кондитер), группами обучающихся также были представлены мастер-классы на тему: «Украшение пасхального стола», «Различные способы окрашивания и украшения яиц для пасхального стола».

Примеры проектных работ, подготовленных обучающимися, для промежуточной аттестации по предмету:

Проект «Ах, эти русские». Тип проекта: творческий, индивидуальный, средней продолжительности (4 недели). Вопрос проекта: узнать какие особенности русского характера и поведения удивляют иностранцев в русских людях. Задачи проекта: выяснить особенности менталитета русского человека; выяснить каков уровень бытовой культуры русского человека; узнать каково отношение русского народа к власти; узнать, что русские люди вкладывают в понятие «счастье». Практический результат проекта: защита презентации, буклет.

Проект «Компьютерная зависимость». Тип проекта: информационный, индивидуальный, средней продолжительности (3 недели). Задачи проекта: дать определение понятия «компьютерная зависимость»; выявить причины возникновения и симптомы компьютерной зависимости; подобрать рекомендации родителям подростков по уменьшению у ребенка компьютерной зависимости. Практический результат проекта: буклет для родителей.

Проект «Стадный инстинкт». Тип проекта: информационный, индивидуальный, средней продолжительности (3 недели). Задачи проекта: дать определение понятия «стадный инстинкт»; определить факторы, влияющие на вероятность подчинения человека «стадному инстинкту»; выяснить механизм формирования толпы; выявить виды толпы и определить свойства толпы; выяснить влияние «стадного инстинкта» на подростка. Практический результат проекта: презентация «Правила поведения человека в толпе».

На уроках истории и обществознания предоставляется большая возможность обучающимся проявить себя, выполняя различные проектные работы, например: - на уроках обществознания: «Молодая семья», «Детская преступность – где выход?», «Женщины в политике», «Защита трудовых прав несовершеннолетних»; на уроках истории: «XX век: год за годом», «История политических репрессий в СССР» и т.п.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся в течение определенного отрезка времени. Результаты выполнения проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема – то конкретное ее решение, если практическая – то конкретный результат, готовый к внедрению. Но только продуманная, логически выстроенная система занятий, организующая исследовательскую деятельность обучающихся, даст ожидаемые результаты. Обучающийся, вооружённый научными методами познания, сумеет обнаружить проблему и не только понять и изучить её, но и самостоятельно предложить нестандартное, креативное, оригинальное решение.

    1. Эффективность использования данного опыта

Результативность применения проектной технологии определялась путём проведения анкетирования, наблюдения за динамикой учебных достижений обучающихся (с 2008 по 2012 гг.). Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся свидетельствует о том, что проектная технология позволяет добиваться более устойчивых результатов обучения. Уровень обученности и качество знаний обучающихся за последний год (2012-2013) составил соответственно 97 % и 60%, что выше, чем в предыдущие годы (2008-2009: успеваемость-95%, качество-51%).

Проведенное анкетирование среди наших обучающихся показало, что:

- 70 % опрошенных назвали проектную деятельность интересной и эффективной;

- 100 % опрошенных указали, что проектная деятельность помогла пройти промежуточную аттестацию;

- 90 % опрошенных отметили формирование и совершенствование коммуникативных навыков в процессе проектной деятельности;

- для 80 % опрошенных проектная деятельность способствовала повышению качества образования.

- по итогам выполнения проекта 80 % обучающихся стали выше оценивать свои возможности и способности.

Мнения учеников, принимавших участие в проектной деятельности:

Проектная работа:

«..развивает чувство ответственности перед коллективом, чувства состязательности и результативности…»;

«..учит работать сообща, прислушиваться к мнению других…»;

«..возможность выбрать интересную для тебя тему и быть в ней свободным…»;

«..мы научились рассматривать тему с разных сторон и презентовать результаты своего труда...»;

«..спасибо! Это интересно…».

Использование проектной технологии в процессе работы помогло решить ряд ключевых задач:

1. Изменился характер взаимоотношений преподавателя и обучающегося. Они стали партнерами в работе при достижении поставленной цели.

2. Произошло стимулирование творческой инициативы, познавательной активности обучающихся. (Проектная технология позволяет обучающимся создавать интересные и познавательные проекты для внеклассной работы по дисциплине и классных часов. С проектами обучающиеся участвуют в различных научно-практических конференциях. В 2013 г.: сертификаты участников региональной научно-практической конференции по военно-патриотическому воспитанию «Кавказский нерв»; Плотникова К. –сертификат участника межрегионального историко-просветительского конкурса исследовательских и творческих работ «Служение Отечеству: события и имена»).

3. Реализация проектной идеи помогла преподавателю реализовывать дифференцированный подход в образовании.

Проектирование позволяет изменить позицию обучающегося, сделать его субъектом образовательного процесса. Зачем нужны учебные проекты? Чтобы во взрослой жизни выпускник оказался более компетентным, адаптированным, конкурентоспособным.

Также можно сделать вывод о том, что метод проектов помогает решать некоторые актуальные задачи современного образования: сделать преподавание более проблемно-ориентированным; шире использовать рефлексивный подход в обучении (анализ, синтез идей); стимулировать у обучающихся умение формулировать собственные суждения.

Итак, работа по созданию проектов задает область и направление творческого поиска преподавателя, интересные приемы и ходы для проведения учебного процесса. Способность проектировать существенно расширяет субъективные возможности обучающихся. Такая способность, будучи освоенной, изменяет взгляд учащегося на себя, на собственные возможности.


    1. Проблемы, которые данный опыт ставит перед педагогом

Однако, приступая к внедрению метода проектов, необходимо учесть и проблемные моменты, которые могут возникнуть на этом пути:

  1. Недостаточный уровень сформированности у обучающихся навыков исследовательской деятельности (данную проблему частично помогут решить различные курсы, например, «Технология проектной деятельности», который знакомит с азами проектной и исследовательской деятельности).

  2. Низкая мотивация обучающихся к участию в проекте (большая загруженность обучающихся, отсутствие времени).

  3. Наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности обучающихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать преподаватель, какие – сами обучающиеся, и какие разрешимы в их сотрудничестве. Готового ответа на эти вопросы нет. Очевидно, что степень самостоятельности обучающихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей, от предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе.

  4. Главная опасность при выполнении исследовательского проекта – его превращение в реферат. Конечно, реферативная часть обычно присутствует в любом исследовании, и умение писать рефераты необходимо. Но недостаточно только изучить какие-либо работы и грамотно изложить их содержание. Обучающийся должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать реферируемые источники.

  5. Необходимо объективно оценивать результаты проектной деятельности, так как есть обучающиеся, которые еще не нашли себя в этом виде деятельности, не преодолели различные психологические барьеры, не приобрели опыт достижения удовлетворения творческой деятельностью.

  6. Нельзя допускать подмены проекта «псевдопроектами», т.е. деятельностью по «перекачке интернетовской статьи и проставлении собственной фамилии над материалом, в котором ты мало что понимаешь». Такая деятельность неэффективна и познавательной не является.

  7. Практика внедрения метода проектов показывает, что необходима серьезная мотивация преподавателя (преподаватель должен: создать мотивацию; определить, чему должны научиться обучающиеся в результате работы; уметь использовать простые примеры для объяснения сложных явлений; организовывать работу; владеть способами организации обсуждения методов исследования, аргументирования; консультировать; иметь критерии объективной оценки).

Несмотря на определенные трудности, в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая предполагает овладение общими компетенциями при условии личностно-деятельностного подхода в процессе обучения, значительно повышает внутреннюю мотивацию обучающихся, уровень самостоятельности, а также общее интеллектуальное развитие обучающихся.

  1. Рекомендации по использованию педагогического опыта в деятельности других педагогов.

Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности повышения мотивации в получении дополнительных знаний; в изучении методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации); рефлексии и интерпретации результатов. Работа над проектом способствует воспитанию у обучающихся значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины; способности к систематической работе и самоорганизации. Проектная деятельность развивает исследовательские и творческие способности личности. Все вышеизложенное дает возможность широкого использования проектной деятельности обучающихся в массовой образовательной практике.

























Литература:

    1. Из опыта методической работы: Дайджест журнала «Методист»/ Сост. Е.М. Пахомова; Науч. Ред. Э.М. Никитин. – М.: АПКиПРО, 2004

    2. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61

    3. Полат Е.С. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям // Методология учебного проекта: Материалы методического семинара. М., 2001. - с.123.

    4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003

    5. Пахомова Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя. - http://schools.keldysh.ru/labmro

    6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: Аркти, 2004, с.4


Обобщение педагогического опыта по теме: «Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся при изучении истории и обществознания посредством проектной деятельности»
  • Другое
Описание:

 Цель данной работы – обобщить накопленный в педагогической практике преподавателя опыт по использованию проектной технологии в учебно-воспитательном процессе, проанализировать влияние внедрения проектной технологии на активизацию познавательной и творческой деятельности обучающихся, повышение  качества образования. В своей работе автор опирается на опыт ведущих педагогов, психологов и методистов по данной проблеме.

 Работа состоит из введения, в котором дается обоснование актуальности выбранной темы, дана  характеристика  ключевых понятий.

 Основная часть – представлены условия возникновения опыта, анализ противоречий, разрешаемых опытом, описание собственного педагогического опыта в области применения проектной технологии в учебно-воспитательном процессе, эффективность  использования опыта на уроках и во внеурочной деятельности.

 Заключение, в котором раскрыты проблемы, которые данный опыт ставит перед педагогом. Данный материал может быть использован в практике преподавателей  не только общеобразовательных дисциплин, но и других предметов.

Автор Баженова Ирина Викторовна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 1057
Номер материала 2559
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓