Главная / Иностранные языки / Обобщение педагогического опыта по теме

Обобщение педагогического опыта по теме

Обобщение опыта работы учителя французского языка высшей квалификационной категории Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия» г.Гая Бычковой Любови Ивановны по теме:

«Система работы по формированию навыков смыслового чтения на уроках иностранного языка».

Обязательным компонентом метапредметных результатов освоения основной образовательной программы является овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

Актуальность нашей темы продиктована острой необходимостью научить школьников работать с текстом, как умением читать, рефлексировать, понимать внутреннюю форму текста.

Одним из слабых звеньев у российских школьников является неспособность рефлексировать текст. Анализ результатов выполнения заданий ЕГЭ в разделе «Чтение» высокого уровня сложности (на проверку полного понимания содержания прочитанного текста).

показал, что у учащихся данные умения в должной степени не сформированы.

Поэтому, работа с текстом требует в настоящее время качественных, глубоких изменений. Смысловое чтение - это «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» (Из Примерной ООП НОО)

Основные умения смыслового чтения:

- умение осмысливать цели чтения;

- умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;

- умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;

- умение определять основную и второстепенную информацию;

- умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;

- умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации

В зависимости от целевой установки, в зависимости от того какую задачу мы хотим решить, различают просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое чтение. Смысловая сторона заключается в понимании содержания и смысле читаемого, мы подразумеваем коммуникативный смысл текста.

Основным положением, которым следует руководствоваться, является современное понимание текста как речевой единицы, и соответственно объектом языковой подготовки становится целостный текст и его коммуникативная система. Говоря о тексте как о системообразующей единице целостного обучения иностранному языку, мы опираемся на определение текста, данное Т.М. Дридзе: «Текст как целостная коммуникативная единица - это некоторая система коммуникативных элементов, функционально (т.е. для данной конкретной цели) объединенных в единую замкнутую иерархическую семантико - смысловую структуру общей концепцией или замыслом (коммуникативной интенцией).

Коммуникативный смысл текста - это отношение его содержания к достигаемой цели коммуникации. Понимание коммуникативного смысла заключается в соединении и степени совпадения смысла, вкладываемого в текст как автором, так и читателем. Коммуникативный

смысл текста может считаться понятым, если учащиеся способны воспользоваться прочитанным текстом в новых коммуникативных условиях.

На первом этапе работы по данной теме мы опирались на признанный подход при работе с любым текстом, выделяя три основных этапа работы (дотекстовый, текстовый, послетекстовый) с текстом. На втором этапе работы над смысловым чтением мы осуществили отбор методов и приемов.

На предтекстовом этапе происходит пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстом; актуализация личного опыта учащихся путем привлечения знаний из других образовательных областей школьных предметов; прогнозирование содержания текста с опорой на знания учащихся, их жизненный опыт, на заголовок и рисунки и т.д. Дотекстовые упражнения направлены на прогнозирование информации (по заголовку или по началу текста высказать предположение о возможном содержании). При работе с текстом используем следующий прием:

Карта «пошагового смыслового организатора»

J` attendais que

Я ожидал, что…

Je sais que..

Я знаю, что…

J` attend que

Я ожидаю, что…

Текстовый этап включает в себя задания, которые учащиеся выполняют непосредственно во время чтения. На этом этапе развиваются коммуникативные умения чтения, он самый продолжительный во времени и может включать несколько заданий, позволяющих провести проверку прочитанного. Личностное восприятие текста осуществляется учащимися индивидуально, без помощи учителя и других учеников, самостоятельно. Используем следующие виды упражнений на использование полученной информации в речи:

Упражнения по работе с денотатной картой текста

  • на понимание лексико- тематической основы текста.( изучить карту и дополнить ее ключевыми словами из текста (прочитать текст и завершить составление его денотатной карты);

  • на установление смысловой связи между единичными фактами текста

  • ( прочитать текст и заполнить карту. ( заполнен только 1 блок), ( прочитать текст и изучить его карту, сказать, какие сведения из текста не получили в ней отражения);

  • Наиболее плодотворным считаем метод денотативного анализа текста. Данный метод позволяет активизировать процессы осмысления, запоминания и усвоения текстовой информации.

Используем план составления денотатной карты текста. (приложение 1).

Широко используем прием смыслового организатора, в котором пропущено смысловое звено. С учащимися заранее обсуждают отдельные текстовые детали, существенные идеи, но ядерный смысл во время предварительной работы остается не раскрытым. Его учащиеся определяют сами в процессе чтения. «Смысловой организатор» представляет собой таблицу, все ячейки которой заполняются до начала чтения текста в ходе предварительного обсуждения его содержания. Незаполненной остается центральная ячейка, в которую после прочтения текста учащиеся вписывают основной смысл. Например, при работе с басней Эзопа «Лиса и виноград» таблица выглядит следующим образом .

Смысловой организатор при работе с басней «Лиса и виноград»

Il fait chaud

Le renard affame

Le renard court le long de la

route

La grappe

du raisin

?

La grappe est tres haut

Il est difficile а toucher le

raisin

Le renard ne peut pas toucher le raisin

Le renard s en va

Заполнив последнюю ячейку, учащиеся проникают в смысл басни: «Если виноград недосягаем, назови его кислым». В результате восприятия текста его смысловые элементы подразделяются на главный смысл, центральные и второстепенные элементы. Понимание смысла текста тем глубже, чем выше уровень критического мышления у школьников. Для формирования познавательных операций понимания смысла существуют приемы типа «установка на смысловое содержание», «смысловой организатор», «мысленное вращение». Прием « мысленного вращения». Задание: Прочитайте тексты и ответьте на вопрос: передают ли они одно и то же содержание или разное? Можно предложить учащимся установить ядерный смысл басни «Стрекоза и муравей», выполнив задание (подсказку):

- вспомни смысл пословиц:

Rira bien qui rira le dernier (хорошо смеется тот, кто смеется последним)

Qui rit vendredi, dimanche pleurera.

Цель послетекстового этапа – интеграция чтения с продуктивными коммуникативными умениями, а именно говорением и письмом, т.е. учащиеся применяют полученные в ходе чтения знания в различных речевых ситуациях. В качестве заданий можно организовать дискуссию, ролевую игру, презентацию, написать письмо, сочинение и т. д.

Эффективной считаем работу с модельным текстом.

Благодаря ритмичности и повторяемости структур модельный текст обладает большим суггестивным воздействием, легко воспринимается, усваивается и запоминается, вызывая чувство сопричастности и желание вступить в речевой контакт. В наших условиях при обучении второму иностранному языку в гимназии с восьмого класса, использование таких текстов в старших классах нашло свое место. Учащимся представляется скелет модельного текста, нужно восполнить пробелы. (приложение2).

Прием «Шесть шляп мышления» используются при подведении итогов работы с текстом. Каждому ученику предлагается выбрать одну из шляп по цвету. Цвет шляпы указывает на основные моменты, которые необходимо осмыслить и обобщить.

На послетекстовом этапе можно предложить следующие задания:

Прочтите текст и выразите свое согласие (несогласие) с приведенными ниже утверждениями из текста; распределите данные вопросы в последовательности, которая соответствует содержанию текста,кратко ответьте на них; ответьте на вопросы к тексту; составьте план прочитанного; скажите, какую цель, на ваш взгляд, ставил перед собой автор текста; скажите, совпадает ли точка зрения автора по обсуждаемому в тексте вопросу с вашей и т.д.

В практике обучения чтению в школе уделяется приоритетное внимание, но современные учебники оставляют желать лучшего. В них нет полноценного комплекса упражнений на чтение.Поэтому, разрабатывая систему заданий в разных видах речевой деятельности для понимания коммуникативного смысла текста, мы опирались на основополагающий принцип обучения иностранным языкам - взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности. На третьем этапе работы над смысловым чтением мы проанализировали его эффективность.

Анализ результатов контроля детального понимания содержания текста учащихся 11 «Б» класса (изучающих французский как второй иностранный язык) за три года.

hello_html_m437dd541.gif









Используя приемы составления денотатной карты текста, смыслового организатора, мысленного вращения и разработанные рекомендации для работы с текстами, считаем, что данная система является эффективной. Работая по этой системе, учащиеся показывают более высокие результаты. Данный опыт представлялся на зональных педагогических чтениях в г.Гае 14.03.2014года, на городском конкурсе методических вестников в 2014году. Возможно использование данного опыта учителями иностранного языка при условии владения технологией смыслового чтения.

Приложение 1.

план составления денотатной карты текста.

1. Прочитайте текст с целью полного извлечения информации.

2. Найдите объекты (денотаты), о которых идёт речь в тексте.

3. Определите основную тему текста и выделите основную тему текста и выделите вершину денотатной карты (слово, фраза, предложение).

4. Постройте денотатную карту, соединяя вершину с выделенными объектами (денотатами), используя слова (глаголы, союзы, наречия), раскрывающие предметные взаимосвязи между денотатами.

5. Проверьте логическую взаимосвязь между денотатами.

6. Заключите глаголы в овалы, а всю остальную информацию – в прямоугольники.

Приложение 2.

Je suis un garcon

Je s….. blond

Je s….. ……

Parfois…..., parfois…..

Je suis une fille

Je s…. …….

Je s… ……

Parfois……., parfois….!


Бычкова Любовь Ивановна, г.Гай

Обобщение педагогического опыта по теме
  • Иностранные языки
Описание:

    Обязательным компонентом метапредметных результатов освоения основной       образовательной программы является овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

   Актуальность нашей темы продиктована острой необходимостью научить  школьников работать с текстом, как умением читать, рефлексировать, понимать внутреннюю форму текста.

 Одним из слабых звеньев у российских школьников является неспособность рефлексировать текст. Анализ результатов выполнения заданий ЕГЭ в разделе «Чтение»  высокого уровня сложности (на проверку полного понимания содержания прочитанного текста).

показал, что у  учащихся данные умения в должной степени не сформированы.

 

Поэтому, работа с текстом требует в настоящее время качественных, глубоких изменений.  Смысловое чтение - это «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» (Из Примерной ООП НОО)

Автор Бычкова Любовь Ивановна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Иностранные языки
Подраздел
Просмотров 1115
Номер материала 27031
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓