Главная / Другое / Обобщение педагогического опыта "Формирование экологических знаний на уроках"

Обобщение педагогического опыта "Формирование экологических знаний на уроках"

Бюджетное образовательное учреждение Вытегорского муниципального района «Алмозерская основная общеобразовательная школа»









Формирование экологических знаний

на уроках географии и биологии и

во внеурочное время





Из опыта работы учителя географии и биологии

Пацевич Татьяны Константиновны

высшей квалификационной категории









2014 год

ВВЕДЕНИЕ

    

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек – это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня эколого-нравственной культуры, экологического и нравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое образование и воспитание человека всех возрастов и профессий.

Научная основа охраны природы включает в себя разнообразные области естественнонаучных и гуманитарных знаний, среди них основное место занимает экология, которая, в свою очередь, тесно связана с другими биологическими и географическими науками. Экология из чисто биологической науки в 60-е годы трансформировалась в общую проблему.

На протяжении многих десятилетий наше сознание формировалось под влиянием таких лозунгов как "Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек...", "Не ждать милости от природы..." и т.д. Именно поэтому мы привыкли больше пользоваться дарами природы, чем думать о ее восстановлении, бережном отношении к ней.

Формирование экологического сознания – важнейшая задача школы в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире. Это происходит оттого, что школа всегда очень мало уделяла внимания экологическому образованию и воспитанию учащихся. Это привело к тому, что люди стали относится к природе только как к источнику сырья, жизни и т.д. В результате появились озоновые дыры, парниковый эффект, нефтяные пленки на поверхности воды. В конце концов, это приведет к тому, о чем очень хорошо написал в своем стихотворении В.Федоров:

Меня охватывает дрожь,              Земли не вечна благодать.

Когда смотрю в провал заклятый,     Когда последнего потомка

О, человечество,                    Ты пустишь по миру с котомкой,

куда ты,                            Ей будет нечего подать.

Куда ты, милое, идешь.

Одной из основных причин незрелости экологического сознания людей нужно считать недостаточно эффективную систему экологического воспитания и образования населения. Далеко не каждый человек имеет возможность приобщиться к пониманию экологических проблем на уровне большой науки, представление об этих проблемах складывается подчас весьма случайным образом: под воздействием обыденных впечатлений или из сообщений   средств массовой информации.

Теперь уже всякий умеющий видеть реальное положение видит: опасность угрожает природе со стороны бесконечно возросшей мощи человека.

Необходимость дать людям целостную систему экологических знаний как в области общих вопросов социально-экологической   теории, так и в аспектах, соответствующих профилю определенной профессиональной деятельности.

 Особая сложность заключается в том, что процесс формирования экологического сознания должен охватить все возрастные группы учеников, а ведь им свойственны далеко не одинаковые возможности восприятия знаний. Вот почему необходим самый широкий спектр методических и дидактических приемов.

  Актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность определили мой выбор темы педагогического опыта: «Формирование экологических знаний в процессе изучения географии и биологии по средством эколого – краеведческой работы во внеурочное время».

Цель:

  • теоретически обосновать и экспериментально показать формы, методы и средства повышения эффективности формирования экологического сознания учащихся 6-9 классов в процессе изучения географии и биологии.

  • формирование экологических знаний учащихся на уроках и во внеурочное время.

    

ГЛАВА 1: АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ.

    

     Экологическое сознание – это понимание необходимости охраны природы, осознание последствий нерадивого отношения к ней.   Кроме того, экологическое сознание – это понимание и осознание того, что каждый человек несет ответственность за  сохранение как отдельных видов животных и растений, так и в целом жизни на Земле.

   1.1. Роль и место экологии в современном обществе.


В центре внимания современного человечества стоят проблемы взаимодействия человека  с окружающей природной средой, экологической устойчивости планеты.

     Экология – наука,  исследующая   функционирование   систем   и структур надорганизменного уровня (экосистем,  или биогеоценозов) в их   взаимодействии   друг с другом и со средой обитания.  Отсюда вытекают и задачи экологии – выявить возможные взаимосвязи   различных технологий,   и в первую очередь биохимических, агрохимических, энергетических, разрушающих или вредно   воздействующих на природную сферу, для создания общей экологической безопасности окружающей среды,   в том числе и химической,   биохимической, радиационной.

     Говоря об экологии,   мы подразумеваем как локальные, местные проблемы, с которыми сталкиваемся дома,  в городе,  на заводе,  в поле, районе, государстве, так и глобальные.

     Экология как наука включает в себя весь комплекс взаимодействия факторов – как природных и технологических,  так и  социальных, моральных, нравственных.  Более того, социальные факторы в настоящее время становятся определяющими, ведущими, представляют собой сознательную деятельность людей, активно отстаивающих свои цели, интересы, часто далеки от интересов общества и человечества в целом, идущие иногда в разрез с этими интересами.

     Мы вынуждены  сегодня признать,  что тревожная экологическая ситуация сложилась во многих регионах нашей страны  в результате некомпетентного хозяйствования, недостатка знаний  и действий в слепую, потребительского отношения к природным богатствам.  

Решение экологических проблем в огромной степени зависит от постановки   экологического   образования  и воспитания подрастающих   поколений.   Вступающие  в трудовую жизнь люди должны иметь четкое представление о том,  что природные   ресурсы не   бесконечны   и   технология   производства любой продукции должна удовлетворять такому, с экологической точки зрения, требованию, как минимальной   потребление  материалов   и энергии. Они должны хорошо знать законы природы, пронимать взаимосвязь природных явлений,   уметь предвидеть и оценивать последствия вмешательства в естественное течение различных  процессов.   У   них  должно быть выработано "экологическое мировоззрение", т.е. сознание приоритетного решения экологических проблем при осуществлении   любых проектов, разработок современных технологий, создание машин и механизмов, при всяком хозяйственном начинании. А также  твердое убеждение в том,   что без уверенности в безвредности для окружающей среды того или иного мероприятия оно не должно реализовываться.

     Только по-настоящему образованное интеллигентное   общество будет способно вступить в эпоху ноосферы или в период своей истории, когда оно сможет реализовать режим эволюции природы и общества. Это  утверждение столь очевидно, что оно тоже может быть включено в исходную систему постулатов.

     Следовательно, наряду с новой модернизацией человечеству предстоит создать новую культуру во взаимоотношениях между людьми, так и с природой, субъектом которой является человек. В ее основе должно лежать всеобъемлющее воспитание и образование, которое естественно назвать экологическим.


1.2.Основы формирования экологической культуры


Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к природе. Действительно — это составная часть такого воспитания, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью в неволе содержат диких животных или без должного ухода — морских свинок и хомячков, которые страдают на глазах у детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто в воспитательных целях во время летних прогулок детям предлагают собирать цветы или ловить бабочек, стрекоз и других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой ребятишек. Не имея морителей, которые и нельзя давать маленьким детям, ребёнку ничего не остаётся, как оторвать крылья, затем ноги и, наконец, голову своей жертве или живьём наколоть её на иголку. Таким образом, подобные воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причём довольно жестоко. В формировании мировоззрения личности важную роль играет окружение ребенка, социальная и культурная среда, а также его особенный взгляд на все с самого раннего возраста.

В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае он сможет реально оценивать последствия свой практической деятельности при взаимодействии с природой.

Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности. Экологическое поведение личности в быту, в процессе производственной деятельности, на отдыхе и др., которое должно быть экологически оправданным и целесообразным. Оно должно включать соблюдение следующих принципов.

Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяет три фактора:

1. непосредственное познание природы;

2. школьное экологическое воспитание;

3. средства массовой информации.

Школьное экологическое воспитание обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний.

Важное место в системе экологического образования имеет начальная школа, которая является начальной ступенью в формировании ответственного отношения учащихся к окружающей среде и здоровью человека. Как знакомить детей с правилами поведения в природе? Определенные экологические запреты абсолютно необходимы. Но «обрушивать» эти запреты «сверху» нельзя. Нужна целенаправленная, кропотливая работа, ориентированная на то, чтобы правила поведения в природе были прочувствованы, понятны.

ГЛАВА 2: МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ

    

     2.1.Формирование бережного отношения школьников к природе.

     Этапы школьного   обучения,   возрастные возможности учащихся, реальные условия социального и природного  окружения   -   все  это обусловливает характер   формирующихся отношений школьников к природе, их деятельность по сокращению и уменьшению окружающей   среды.

     Рассмотрим возрастные особенности отношения к природе детей, подростков и юношей в период школьной жизни. Младшие подростки (9-11 лет) необходимость заботы о зеленых насаждениях мотивируют тем, что растения "всех радуют", "они нам нравятся", "украшают поселок",  "делают нашу жизнь красивой" и т.д.

В их   высказываниях   редко звучит чисто рационалистический подход ("из деревьев делают карандаши и линейки").  В этом возрасте дети часто осуждают свои действия во время игр,  наносящие вред природе: "ломали ветки,   когда играли". Дети мечтают о хороших делах на пользу природе,  проявляют готовность " вырастить что-то своими руками", больше собрать макулатуры, "чтоб не губить лес", предполагают, чтобы каждый человек посадил 5-6 деревьев,  и "тогда наша Земля будет прекрасной".

     Старшие подростки   (12-15 лет) глубже осознают государственную и общественную значимость экологически проблем. Они осуждают всякое зло, жестокость, жадность по отношению к природе, Бережное отношение к природе они тесно связывают с борьбой за мир, за предотвращение войны как самого большого зла для людей и природы.

     У школьников этого возраста,   особенно у девочек, ярко выражено нравственно-эмоциональное  отношение   к природе:   "природа – самое прекрасное", "это самое необходимое, нужное человеку", "от природы зависит   настроение  человека", "прелесть природы нельзя губить".

     В этом возрасте усиливаются патриотические мотивы: "Родина – это прежде всего родная природа", "мой вклад в охрану природы будет помощью Родине". Забота о природе родного края у старших подростков проявляется в конкретных делах.   Они нередко выступают   с инициативой вычистить речку или пруд, озеленить двора.

     Вместе с тем именно в этом возрасте чаще   всего   встречаются "разрушительные действия".   Подростки еще слабо представляют себе последствия воздействия человека на природу, нередко не   предвидят, к чему может привести поступок,   совершенный из любопытства или озорства. Поистине противоречивый возраст! Это создает определенные трудности в развитии и укреплении экологической культуры подростков. В то же время их активность и стремления  к деятельности служат основой для овладения научными знаниями, формирования практических умений и навыков природоохранительного характера.

     Большинство школьников раннего юношеского  возраста   (16-17 лет), как правило, придают большое значение общественно полезным делам по улучшению окружающей среды,  принимают   в   них  участие, высказывают твердое убеждение в том, что охрана природы – задача каждого гражданина.   Молодежь видит вред не только от прямого ущерба, который может нанести человек природе,  но и от равнодушного к ней отношения.

     Важно, что в сознании юношей научный и рациональный подход к природе сливается с нравственно-этическим.  Старшим   школьникам подчеркивают необходимость "не только брать у природы, но и отдавать ей,   не губя и не разрушая ее". Некоторые из них мечтают "не через сто   лет,   а именно сейчас превратить нашу Землю в цветущий сад".

    

2.2.Условия формирования экологических знаний.

    

Психолого-педагогические основы экологического образования и воспитания школьников разрабатываются с учетом: возрастных особенностей учащихся, выражающихся во взаимосвязи мышления, памяти, внимания и успеваемости; направления их сознания на соблюдение нравственных и гражданских норм общества и оптимизации окружающей среды; системности и проблемности в обучении началам экологии.

     В учебных предметах содержится значительный объем естественнонаучных и гуманитарных знаний, систематизация которых и развитие на межпредметной основе с учетом психологических особенностей мышления, памяти и внимания старшеклассников  позволяют сформировать общий подход к рассмотрению картины мира и  воспитать осознанное стремление к активной общественно-полезной деятельности.

     Каким образом модно и необходимо  систематизировать   этот учебный материал, как придать обобщенный и конкретный  характер знаниям о картине мира?

     Первое условие - это учет возрастных особенностей взаимосвязи памяти, внимания и успеваемости школьников в целях формирования у них прочных, глубоких и системных знаний по основам   наук.

Второе условие заключается в формировании системности знаний учащихся применительно к старшеклассникам. Важное условие реализации экологических знаний в процессе обучения - формирование теоретического мышления. Выполнение этой задачи на уровне требований для выпускников средней школы выражается в усвоении ими основ научной теории.  

     Формирование знаний   о  знаниях   - еще одна сторона усвоения теоретического материала,   особенно в условиях   актуальных  задач оптимизации учебно-воспитательного процесса, которые стоят перед школой. Выработка научного мировоззрения включает в себя процесс формирования научной картины мира и систему взглядов на познание.

     Третье условие - деятельность и общение в природной среде.

Определение оптимальных условий формирования умений и навыков   на базе экологических знаний.

     Таким образом, при осуществлении экологического  подхода к изучению естественнонаучных дисциплин учащиеся усваивают, что природа и общество взаимосвязаны как во времени, так и в пространстве. Для данных взаимосвязей характерна определенная закономерность. На уроках биологии и географии школьники узнают, что явления, объекты и процессы действительности объективно связаны.

  БОУ ВМР «Алмозерская ООШ» - сельская школа и немаловажным звеном в системе ее работы является   экологическое   образование. Сельские школьники имеют более тесные контакты с природой, т.к. связаны с ней в повседневной жизни, они чаще бывают на речке, в лесу.  Учащиеся уже исподволь вовлечены в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды. Им просто необходимо быть экологически грамотными людьми.

В школе приоритетным направлением воспитательной деятельности является экологическое.  

Целью экологического образования в БОУ ВМР «Алмозерская ООШ» является формирование у учащихся ответственности за состояние окружающей среды, т.е. воспитание доброты, человечности, ответственного отношения к природе, к людям, живущим рядом, к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Таким образом,   перед школой стоит   необходимость воспитания новой личности, ориентированной на разумное взаимодействие с природой.

   Задачи:

        формировать экологическое сознание учащихся;

        формировать ценностные экологические ориентации учащихся;

        формировать систему интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды и здоровья населения;

        воспитывать потребности поведения и деятельности, направленные на соблюдение   экологически разумного образа жизни и улучшение состояния окружающей среды;

        воспитывать у детей потребность постоянного общения с природой;

        развивать эмоционально-чувственную сферу детей по эстетическому восприятию и   оценке ими природной среды;

        развивать у детей потребность в постоянном саморазвитии, в частности и   экологической культуры;


2.3 Формирование экологических знаний на уроках  географии.

    

Воздействие "антропогенного пресса" на природу Земли привело к значительному ее изменению. Поэтому перед человечеством возникли проблемы ее охраны и рационального использования, в решении которых важное место занимают географические науки.

     Система географических   наук  смотрит на природную среду, с одной стороны, через призму отраслевого и комплексного познания ее компонентов и происходящих в ней процессов,  с другой - социально-экономических аспектов ее использования.

     Имеет большие возможности в формировании экологического сознания школьников и подготовка их к трудовой деятельности.   Особенно важны для решения этой проблемы знания по теме "Биосфера". Облегчает формирование   экологического сознания школьников использование на уроках конкретного экологического материала и решение экологических  заданий - задач. Приведу примеры некоторых из них.

     Задача 1. Масса Земли составляет 6 1027тонн, тогда как биомасса сухого вещества Земли - около 2,5 1012. Во сколько раз биомасса Земли меньше ее общей массы?

     Ответ: в 2.4 1015 раза.

     Задача 2. Биомасса единовременно живущих организмов на Земле составляет 2.423 1012 тонн (сухое вещество). Из них на долю сухопутных организмов приходится 2.42 1012,   а на долю водных - всего 0.003 1012 тонн. Определите, во сколько раз биомасса водных организмов меньше сухопутных?

     Ответ: более чем в 800 раз.

     Аналогичные материалы и задачи могут быть подобраны по группам:   "Основные   экосистемы   зональных и азональных ландшафтов" и "Изменение биокомпонентов и ландшафтов в результате хозяйственной деятельности человека". Использование данных материалов на уроках географии способствует более осмысленному подходу учащихся к современным экологическим проблемам что, в конечном счете, позволяет сформировать экологически  грамотного   гражданина   нашей страны.

     В формировании экологического сознания у учащихся   огромная роль принадлежит урокам, которые проводятся в нетрадиционной форме.

Такие уроки всегда интересны, познавательны и дети сами охотно принимают участие в их подготовке. Тема: Автомобиль: благо цивилизации или ее бич?.. Урок проводился в курсе географии 9 класс.

     На уроке « Источники загрязнения воды. Охрана вод» в 6 классе формируются знания об основных источниках загрязнения вод, воспитывается чувство любви к природе, побуждается желание охранять ее.

 Особое внимание на уроках я уделяю практическим работам.

Практические работы - неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружать жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление физических карт, статистических материалов и т.д. Практические работы способствуют воспитанию у школьников трудолюбия, развитию самостоятельности. Например: Во время выполнения практических работ ученики дают ответы на такие вопросы как, как повлияла хозяйственная деятельность человека на природные комплексы своей местности? (6 класс). Ответы получаются разные, но в итоге я подвожу ребят к правильному выводу.

Активизировать экологическую деятельность обучающихся, я считаю, позволяет использование игровых моментов на уроках. Использование на уроках кроссвордов достаточно эффективно. Причем работу с кроссвордами организовываю по-разному:

  1. Предлагается ученикам сетка кроссворда и даётся задание заполнить ее названиями.

  2. Сетки кроссвордов уже заполнены словами - терминами, а ученики должны сформулировать вопросы к ним, таким образом, можно проверить знание терминологии.

  3. Составление кроссворда на заданную тему в качестве домашнего задания. При выполнении этой работы обучающиеся учатся формулировать лаконичные вопросы. Лучшие работы используются на уроках при проверке знаний.

Одной из форм экологического воспитания является экскурсия.

В своей работе я тщательно готовлюсь к экскурсии и составляю подробный план подготовки.

1. Стараюсь, чтобы название темы звучало эмоционально или проблемно, что позволяет сразу заинтересовать учеников.

2. Определяю цель, задачи экскурсии и составляю предварительный план экскурсии.

3. Выбираю место проведения экскурсии, заранее побываю там, разрабатываю маршрут. Предусматриваю места для информации, наблюдений.

4. Уточняю содержание воспитательного и познавательного материала, стихи, загадки.

5. Продумываю методику проведения экскурсионного занятия.

Целью урока «проблемы озера Байкал»- выяснить, почему Байкал называют чудом природы, каковы экологические проблемы озера и в чем их причины.

Урок «Экологические проблемы в биосфере» направлен на знакомство с понятием «экологический кризис», какие были экологические кризисы в истории человечества, сопоставить причины.


2.4 Формирование экологического сознания на уроках биологии.

    

     Биология наука  о жизни.   Ее изучение способствует осознанию школьниками того, что сохранение биосферы - непременно условие не только существования,   но и развития человечества.   Биологическое образование должно   формировать у подрастающего поколения понимание жизни,   как величайшей ценности.   В связи с  этим   актуальное значение приобретает экологическое образование в целом,  основная задача которого - формирование экологического сознания,   воспитание нравственности у учащихся, определяющей его отношение к природе, частью которой он сам является.

     На уроке биологии в 7 классе по теме "Виды корней, типы корневых систем", говоря о значении корня, я предлогаю вниманию класса несколько строк их стихотворения В.Жака:

             Мы в букет собрали маки жаркие,

             Много незабудок голубых.

             А потом цветов нам стало жалко.

             Снова в землю посадили их.

             Только ничего не получается:

             От любого ветерка качаются!

             Почему осыпались и вянут?

             Без корней расти они не станут.

     Эти строки использую для выполнения сразу двух задач урока: выяснить основные значения корня как органа, осуществляющего минеральное питание растений, а также продолжить формирование у детей экологического мышления, бережного отношения к природе.

     Нарастание экологического кризиса придает особую   актуальность формированию у учащихся знаний по экологии человека, которые являются научной основой сохранения здоровья людей и охраны окружающей среды. В настоящее время, когда человек испытывает множественные влияния умеренных и экстремальных факторов среды, строение организма, его   жизнедеятельность   и гигиену необходимо изучать в неразрывной связи с экологическими сведениями. Знания по экологии человека   в курсе биологии 9 класса включают в себе широкий круг понятий, которые можно сгруппировать в 5 блоков:

     I - понятия о среде и экологических факторах;

     II - понятия экологии организма  человека ;

     III - популяционно-экологические понятия;

     IV - биогеоценозные понятия;

     V -  социально-экологические понятия.

     Такое распределение   понятий содействует ориентации учащихся на усвоение экологических знаний в соответствии с основными направлениями науки экологии, что способствует лучшему пониманию характера экологических явлений на разных уровнях организации природы и общества, а также позволяет показать школьникам направления развития экологических знаний.

     Решать эти задачи можно по-разному. Например, я провожу в 9 классе серию обобщающих уроков, в ходе которых полученные знания будут уточняться, систематизироваться и обобщаться. Таких уроков в школьном курсе немного. Обычно они проходят в конце изучения  отдельных учебных тем. Рассмотрим один пример. Тема: "Здоровье человека и окружающая среда". Задачи урока:   познакомить учащихся с задачами, стоящими перед экологией человека, с современными экологическими проблемами, связанными с ухудшением здоровья людей; выявить зависимость между состоянием окружающей среды и уровнем здоровья человека;  установить   связь  между   понятиями "охрана окружающей среды" и "охрана здоровья".

         Усвоение экологических знаний учащимися происходит более активно, если учитель  использует разнообразные методы изложения и закрепления материала, в том числе и задачи экологического содержания.

     В процессе их решения школьники учатся понимать   взаимосвязи живых организмов и окружающей среды,  объяснять явления природы с позиции целостности   биологических   систем, устанавливать связи между их компонентами, также  объяснить результаты длительности человека в природе.

     Любая учебная   задача - это задание,  состоящее из условия и вопроса.

В поисках ответа могут понадобиться  дополнительные сведения о данном живом организме, сообществе,  явлении, среде обитания. Такие задачи   способствуют развитию экологических понятий, активизируют учебно-познавательную деятельность, создают условия для формирования логического мышления у школьников.

     Приведу примеры некоторых задач, используемых на уроках:

     Задачи, развивающие понятия о среде и ее факторах (рассматривается влияние среды и ее факторов на живые организмы).

     Задача 1.Почему бабочки березовой пяденицы, имевшие в большинстве  своем  белые   крылья, в прошлом веке в Англии приобрели темную окраску? Объясните, почему это произошло?

     Ответ: это   результат  промышленного  меланизма,   вызвавшего загрязнение среды в связи с широким использованием каменного   угля. Продукт его неполного   сгорания – сажа - оседала на стволах березы где обитают пяденицы (влияние абиотического экологического фактора).

В   результате   в процессе естественного отбора выживали преимущественно особи с темными крыльями.

     Задачи, развивающие понятия об экологии отдельных организмов (рассматриваются видовые и групповые   экологические   особенности, приспособительные реакции организмов).

     Задача 2.   Стеклянный сом - это рыба, предпочитающая жить на небольших глубинах при достаточно ярком солнечном освещении. Объясните, почему этих рыб не пугает   большое   количество  

хищников, обитающих здесь же?

     Ответ: для стеклянного сома яркий солнечный свет   становится средством защиты, благодаря прозрачности его тела.

     Задачи, развивающие     популяционно-экологические     понятия (рассматривают динамику колебания численности видов, а также взаимоотношения между популяциями разных видов).

     Задача 3. С целью выяснения способа регуляции роста численности популяции, проделали следующий опыт.   В два   одинаковых  по объему аквариума поместили разное количество головастиков. В первом аквариуме, где головастиков насчитывалось в два раза больше, они росли медленнее. Из первого сосуда немного воды перелили во второй, не меняя в нем количество головастиков. В результате их рост и развитие, ранее интенсивные,   явно замедлились.   Сделайте вывод по этому опыту.

     Ответ. Особи переуплотненной популяции головастиков в первом аквариуме выделили в воду особые   вещества,   замедляющие  рост   и развитие особей внутри популяции.

     Задачи, развивающие биогеоценотические понятия (рассматривают взаимоотношения сообществ живых организмов,  влияние на   сообщества экологических факторов).

     Задача 4. Летучие   мыши не реагируют на свет, однако часто

залетают в освещенные помещения, на открытые веранды, где находятся люди и горит свет.  Объясните причину такого поведения животных.

     Ответ: свет лампы привлекает ночных бабочек и других насекомых, которыми питаются летучие мыши.

  К задачам, предлагаемым здесь, даны краткие лаконичные ответы, однако решение приходит в результате творческого поиска, логического рассуждения, предложения разных вариантов ответа. Этот процесс и есть самый ценный момент в обучении. В результате такой работы я наблюдаю  постепенный   рост  познавательной   активности учащихся, развитие у них творческой самостоятельности, что в целом улучшает качество экологических знаний.

На уроке «экологическая экспертиза продуктов питания» ученики знакомятся с понятиями: экологическая безопасность, консерванты, пищевые добавки и др. Ребята учатся проводить первичную экологическую экспертизу продуктов.

При выполнении лабораторных работ я ставлю следующие экологические цели перед учениками:

овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Например: При выполнении работы «Экологические группы птиц» одной из задач является – воспитание бережного отношения к живым объектам.  

Умение учащегося составлять синквейны по той или иной теме свидетельствует о высокой степени владения учащимся учебного материала этой темы, в частности, является показателем того, что учащийся:

  • знает содержание учебного материала темы;

  • умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса, структуры или вещества;

  • умеет применять полученные знания для решения новой для него задачи.

Ребята на уроках работают в группах. Наиболее удачный синквейн пишется на доске.

Например:

Свиной цепень
Лентовидный, гермафродитный
Присасывается, развивается, размножается

Вооружен и очень опасен!

Цистицеркоз!

Ядро

Большое, двумембранное

Регулирует, контролирует, передает

Клетке без ядра – и не туда, и не сюда!

Голова

Синквейн позволяет мне решить сразу несколько задач. С одной стороны, этот прием изменяет атмосферу в классе, делая ее более творческой. Этот прием не только способствует улучшению эмоционального состояния ребят, но и позволяет учителю проверить, как ученики запомнили важнейшие понятия темы. Например, после изучения темы «Почвы» в курсе географии один из школьников написал такой синквейн:

Почва
Глинистая или песчаная
Чернеет, краснеет, вымывается
В ней главное – перегной
Кормилица

Кроме того, синквейн, написанный учеником, позволяет мне выяснить, как ребята чувствуют себя на уроке, нравится ли им изучаемая тема.


ГЛАВА 3: Экологическое обучение и воспитание через внеклассную работу.

Внеучебная воспитательная работа обладает значительным потенциалом для формирования экологической культуры школьников.

Повысить эффективность этой работы можно, соблюдая определенные педагогические условия, к числу которых относятся:

  1. ясное и четкое осознание целей образования и воспитание учащихся в области окружающей среды

  2. организация работы в реальной системе учебной и внеучебной деятельности детей, определение компонентов этой системы и установление взаимосвязей между ними.

  3. определение компонентов структуры процесса экологического воспитания, к которым можно отнести:

  1. цели, задачи, принципы;

  2. содержание;

  3. методы, формы и средства работы;

  4. условия проведения работ;

  5. методику выявления результатов (определение уровня экологической воспитанности школьников и его динамики).


  1. оптимальное сочетание традиционных форм и методов, теоретических и практических занятий

  2. разработка примерных программ экологического воспитания

  3. использование возможности семьи в формировании у детей любви и бережного отношения к природе, привлечение родителей к организации этой работы

  4. усиление практической направленности деятельности школьников, реализации в действии девиза «Мыслить глобально, действовать локально»

  5. формирование у учащихся активной гражданской позиции, воспитание у них стремления к участию в деятельности местных и международных экологических организаций, осознания школьниками положения: «Я - гражданин Мира».


Формы внеклассной работы:


1.Познавательные мероприятия: «Острые экологические проблемы в мире», «Экология и АЭС», конкурс проектов «Город будущего», «Транспорт будущего», «Особо охраняемые природные территории Вологодской области». Дискуссии: «Нужны ли заповедники?», «Есть ли в природе вредные животные?», «Круглый стол» по обсуждению экологических проблем. Экскурсии по экологической тропе.

Внеклассное мероприятие «Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты - сама жизнь» проводилось с целью формирования навыков бережного отношения к воде.

2.Массовые формы работы:

Учащиеся школы ежегодно принимают участие в акциях «Чистый поселок», «Неделя защиты окружающей среды», «День птиц», озеленение школы и поселка, неделя экологии.

3.Игровые формы работы:

Экологические игры типа КВН, «Люблю тебя мой край родной», экологическая викторина «Для вас, эрудиты», «Знатоки природы», «Редкие и исчезающие животные», «Предприятия – загрязнители».

Игры: «Лесная аптека», «Робинзон». Деловые и ролевые игры .


4.Просветительные мероприятия:

Конкурсы рисунков, плакатов, выпуск фотостендов, бюллетеней, листовок, конкурсов чтецов и певцов.

5.Практические мероприятия.

Природоохранная деятельность:

- защита и улучшение природной среды: борьба с мусором, озеленение классов, клумб, участие в экологических акциях, работа на пришкольном участке.

Экологическое воспитание учащихся проводится и через работу на пришкольном учебно-опытном участке.

В нашей школе пришкольный учебно-опытный участок является важным условием в формировании основ рационального природопользования, бережного отношения к окружающей среде. Участок является примером культуры земледелия, местом отдыха для малышей, исследовательской лабораториейи трудовой школой для старших. Здесь, с 1-го класса, учащиеся получают первые навыки грамотного возделывания земли, учатся заботиться о её плодородии, ухаживать за растениями (полив, рыхление, прополка, борьба с вредителями – механический сбор гусениц капустной белянки).

Особенностью данной работы является то, что четко определяются:

Позиция учителя:

  • не является пассивным исполнителем некоторой программы, а представляет собой творческую личность, которую отличают: эрудиция, любовь к ребенку, психологическая грамотность, раскованность, экологическое мышление.

Позиция ученика:

  • ориентация на личностное восприятие всего окружающего: не сторонний наблюдатель, а заинтересованный исследователь;

  • личная ответственность за последствия своей деятельности и для других людей и для природы;

  • глобальное восприятие: это нужно всем, значит, и мне;

  • ориентация на консенсус: признание за другими права иметь свою точку зрения.

Задачей планировки пришкольного учебно-опытного участка является рациональное распределение территории между всеми структурными звеньями. Поэтому наиболее целесообразными участками и отделами являются:

- отдел плодово-ягодных культур;

- отдел овощных культур;

- цветочно-декоративный отдел:

- многолетники и двулетники;

- многолетники, не зимующие в открытом грунте;

- однолетники;

- альпийская горка;

- участок систематики;

- участок генетики и селекции;

- участок пряных и листовых культур;

- отдел начальных классов;

6.Пропаганда и разъяснение идей охраны природы:

Беседы с товарищами, родителями, изготовление плакатов, рисунков, выпуск стенгазет, составление карты экологической тропы, оформление стендов (« Наш край», «Особо охраняемые территории Вологодской области»).

7.Исследовательская работа: Экологический проект

Цель любого экологического проекта – формирование экологической культуры учащихся. Использование эколого - краеведческого материала на уроках открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже небольшого открытия, создания творческих и исследовательских работ. Это пробуждает у школьников глубокий интерес к родному краю. Так собран богатейший материал для написания краеведческих проектов: «Семь чудес Вытегорского района», «Комнатные растения нашей школы». В настоящее время ведется работа по проекту «Влияние комнатных растений на здоровье человека».

8.Кружки и факультативы.

Школьный факультативный курс « География Вологодской области» направлен на развитие и совершенствование системы непрерывного и всестороннего экологического просвещения. Он обогащает учащихся жизненно необходимыми знаниями о принципах различного воздействия человека, общества и окружающей их среды, воспитывает у школьников чувства ответственности за судьбу своего края. Кружок «Юный эколог» .

Результативность экологического образования в школе, я считаю - это не только участие во всех мероприятиях, но и социально-экологические действия школьников. Основное направление практической деятельности - благоустройство поселка, его озеленение, благоустройство школьного двора.


  Результативность опыта:

Использование экологического и эколого - краеведческого материала, решение экологических задач на уроках и на внеклассных мероприятиях позволили мне раскрыть пути рационального природопользования и охраны окружающей среды. Это дало первые положительные результаты:

- растет уровень экологической воспитанности детей;

- учащиеся не только научились пользоваться краеведческой литературой, но и проявляют инициативу в сборе материала по природе своего края, увеличилось число детей, занимающихся исследованиями;


- приобретенные в ходе краеведческой работы умения и навыки помогают учащимся добиваться хороших результатов, как на обычных уроках, так и в различных олимпиадах и конкурсах.


В своем классе в конце прошлого учебного года я провела анкету, которая должна была выяснить отношение учащихся к природе и экологическим проблемам.            

1.Чем для Вас является природа?

Ответы школьников в (%)


а. самым главным, то без чего не один человек не мог бы обойтись

54.5


б. источником полезных ископаемых и общественного прогресса

16.1


в. областью интересов

16.7


г. не думал об этом

18


д. другое

2.9


2.Обсуждаете ли Вы экологические проблемы в семье?



а. часто

59.5


б. иногда

24.2


в. никогда

2.5


г. другое

13.8


3.Принимаете ли Вы личное участие в охране окружающей среды?



а. нет

46.9


б. хочу, но не знаю как

41.3


в. да (если да, то как)

11.8


г. другое



4.Как Вы относитесь к регулярному проведению экологических субботников и рейдов?



а. они необходимы и дадут хорошие результаты

76.2


б. это бессмысленно, так как они не дадут положительных результатов

23.1


в. другое

7.1


Как показал анализ результатов, наблюдается прирост по всем компонентам показателя уровня экологической воспитанности учащихся.

Современный личностно – ориентированный подход к обучению заставляет меня не только требовать от школьников усвоения определенной суммы знаний, но и умения применить их в творческих ситуациях.

Увлеченность, с которой ребята изучают экологические темы, способствует расширению и углублению знаний учащихся и определяет их первые успехи.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1.Экологическое воспитание школьников – приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование экологической культуры.
2. Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, проводимая в нашей школе, способствует значительному повышению экологической культуры школьников.

В результате у учащихся формируется положительная мотивация к предметам, проявление интереса к проблемам экологии, повышается успеваемость, способность к решению творческих заданий; установление деловых отношений, озабоченность проблемами экологии своего сельского поселения и поиски их решения.

Считаю, что успешные результаты во многом зависят от того, в какой степени сам учитель эколог и краевед, и как он сумеет заинтересовать своих учеников.

Я знаю и люблю свой край, систематически его изучаю. Могу сказать, что и лично мне экологическая работа приносит большую пользу. Занимаясь ей с детьми, сама обогащаюсь знаниями, знакомлюсь ближе с природой.



В перспективе я вижу дальнейшее продолжение учащимися научно – исследовательской деятельности, формирование экологической культуры, создание диагностических и обучающих средств.



























ЛИТЕРАТУРА

    


1. Биологический энциклопедический словарь /Под ред. Гилярова В.Н. М.: Советская энциклопедия, 1986. - 378 с.

2.Букин. А.П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 1991-135с.

3. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта работы. Пособие для учителя /Составитель Мельчаков Л.Ф. - М.: Просвещение, 1981. - 215 с.

4. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. - М.: Высшая школа, 1999. - 308с.

5. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Высшая школа, 1999. - 167с.

6. Дерябо С.Д., Ясвин В.П. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996. - С36-38.

7. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. - М.: Просвещение, 1984.

8. Измайлов И.В., Михлин В.Е., Шубкина Л.С. Биологические экскурсии. - М.: Просвещение, 1983. - 163с.

9. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. - М.: Педагогика, 1989. - 347с.

10.Крискунов Е.А., Пасечник В.В., Сидоркин А.П. Экология.- М.:Дрофа, 1995.

11. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения. - М.: Просвещение, 1990. - 256с.

12. Популярный экологический словарь. Под. ред. A.M. Гилярова.- М.: Устойчивый мир, 1999.-186 с.

13.Радченко Н.М. Заповедные территории Вологодчины.- Вологда. ВИРО, 2008.

14. Старостин В.И. Природа в системе эстетического воспитания. - М.: Просвещение, 1990. - 56с.

15.Суворова В.М. Опыт экологической работы со школьниками.- Волгоград. Учитель,2009.

16. Экологическое образование и воспитание. Метод. рекомендации. - Улан - Удэ, 1990. - 29с.

17.Экология Вологодской области. Учебное пособие для общеобразовательной школы. Под ред. Болотовой Н.Л. - Вологда, 2008.- 168 с.

18. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Кн. для учителя /Н.И. Кнященко, Н.Л. Лейзеров, М.С. Каган и др. - М.: Просвещение, 1983. - 303с.

19. Эхо.  Экология,   хозяйство,   окружающая  среда.   Вып.   1 /сост.А.И.Козырев, А.М.Костин.- М.: Прогресс, 1990.- 360 с.

20. Яблоков А.В. и Остроумов С.А. Уровни охраны живой природы.-М.: Наука.- 1985.- 175 с. ("Человек и окружающая среда").







31


Обобщение педагогического опыта "Формирование экологических знаний на уроках"
  • Другое
Описание:

Использование экологического и эколого - краеведческого материала, решение экологических задач на уроках и на внеклассных мероприятиях позволили мне раскрыть пути рационального природопользования и охраны окружающей среды. Это дало первые положительные результаты:

      

       - растет уровень экологической воспитанности детей;

      

       - учащиеся не только научились пользоваться краеведческой литературой, но и проявляют инициативу в сборе материала по природе своего края, увеличилось число детей, занимающихся исследованиями;

 

      - приобретенные в ходе краеведческой работы умения и навыки помогают учащимся добиваться хороших результатов, как на обычных уроках, так и в различных олимпиадах и конкурсах.

Автор Пацевич Татьяна Константиновна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 1426
Номер материала 3448
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓