Главная / География / Обобщение опыта работы учителя географии

Обобщение опыта работы учителя географии

Обобщение опыта работы по теме:

Формирование устойчивого интереса к предмету как путь личностного роста ученика.


Проблема активности учащихся на уроках географии, их интереса к предмету уже давно стала актуальной, т.к. качество знаний школьников с каждым годом ухудшается. Опыт работы показывает, что некоторые методы обучения устарели, и результат их уже не может удовлетворить требованиям современного, постоянно развивающего общества. Поэтому у учителя возникает необходимость найти такой подход, который обеспечил бы эффективное использование учебного времени и плодотворную работу на уроке. Одним из таких подходов является постановка проблемной ситуации на уроке. Например, эмоциональная окраска самого материала и формы его подачи (в стихотворной форме, описание объекта очевидцем и т.д.). Для примера приведу отрывок урока в 8 классе по теме «Наша родина – Россия».

Урок начинаю со словами Ф.Тютчева, 28 декабря 186…

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

Учитель:

- Как вы понимаете слова Ф.Тютчева про нашу Родину? (выслушаю высказывания детей)

Учитель:

- Сегодня мы начинаем новый курс – курс географии России, географии нашей Родины. Понятие «родина» для каждого человека свое, а сейчас, попробуйте написать пять слов и словосочетаний, которые на ваш взгляд, характеризуют сегодняшнюю Россию. Итак, что такое Россия? (на работу отвожу не более пяти минут, а следующий этап урока посвящаю обзору ответов учащихся). Какая тема сегодняшнего урока? Какую цель урока поставим?

Учитель:

- Иностранцы нашей природы не понимают: «Что за страна? Бесконечная, плоская как ладонь, равнина бес красок, без очертаний, вечные болота, изредка перемежающиеся ржаными полями… на горизонте – низкорослые жалкие рощи… По этой стране без пейзажей текут реки огромные, но лишенные колорита. Они катят свои свинцовые воды в песчаных берегах, поросшим мшистым перелеском. От рек веет тоской, как от неба, которое отражается в их тусклой клади. Зима и смерть, чудится вам, бессменно парят над этой страной. Северное солнце и климат придают могильный оттенок всему окружающему. Спустя несколько недель ужас закрадывается в сердце путешественника. Уж не похоронен ли он зажив, мерещится ему, и он хочет разорвать окутавший его саван, бежать без оглядки из этого сплошного кладбища, которому не видно ни конца, ни края.» (Астольф де Кюстин, 1839г., посетил Россию по приглашению императора Николая I).

Тут же для сравнения привожу еще один отрывок И.А. Ильина «О России», «Российский архив», 1996г.:

- «Как говорить нам о России? Она – как живая тайна, ею можно жить, о ней можно вздыхать, ей можно молиться и не постигая беречь ее в себе, и благодарить творца за это счастье, и молчать… Россия одарила нас бескрайними просторами, ширью уходящих равнин, вольно пронизываемых взором да ветром, зовущих в легкий, далекий путь. И просторы раскрыли наши души и дали им ширину, вольность и легкость, каких нет у других народов.

Россия поставила нас лицом к лицу с природой, суровой и захватывающей, с глубокой зимой и раскаленным летом, с безнадежностью осенью и бурною, страстною весною. Она дала нам почувствовать разлив вод, безудерж ледоходов, бездонность омутов, зной засухи, бурелом ветра, хаос метелей и смертные игры мороза…

О, эти цветущие луга и бескрайние степи! О, эти облачные цепи и гряды, и молнии, и сверкания! О, эти темные рощи, эти дремучие боры, эти океаны лесов эти тихие озера, эти властные реки, эти безмолвные заводи! Эти моря – то солнечные, то ледяные! Эти далекие, обетованные, царственные горы! Эти северные сияния! Эти осенние хороводы и побеги звезд! От вас прозрели наши вещие художники. От вас наше видение, наша мечтательность, наша песня…».

Учитель:

- Но как же так? Почему иностранцы и наши путешественники при описании природы России противоречат друг другу? ( далее ведется эвристическая беседа и дискуссия между учащимися).

Цель этого урока еще в том, чтобы воспитывать в них любовь к своей Родине, гордиться великой Россией и показать великое прошлое и будущее России, и это будущее целиком ляжет на плечи нынешнего поколения.

При постановке проблемной ситуации упор делается на опыт и имеющиеся знания и умения учащихся для того, чтобы проблема стала для него не только учебной, но реально значимой, т.к. решение учебных проблем не вызывает затруднений – ведь они давно решены специалистами, и ответ можно найти в учебнике (задача – научить работать с учебным материалом). Например, при изучении темы «реки Западной Сибири», можно провести практическую работу, ставя следующую проблему: «Можно ли построить на реке Обь ГЭС?».

Немаловажную роль играет творческий подход к постановке проблемы, а также развитие творческого мыщления учащихся, т.е. умение найти выход в нестандартных условиях. Например, при изучении темы «Части Мирового океана» в 6 классе учащимся предлагаю рассказ путешестьвенника, в котором они должны найти определения частей Мирового океана. Это оказалось гораздо интереснее для них, нежели простое заучивание и запоминание терминов.

При подборе различных заданий необходимо учитывать возрастные и психологические особенности учащихся.

Для более эффективной работы, формирования у учащихся устойчивого интереса к предмету, улучшения качества уроков и знаний вместе с проблемным подходом возможно использование других методов обучения и различные формы организации уроков. Одна из таких форм – учебная игра, которую можно рассматривать как одну из моделей познавательной деятельности. Условия игры, например, ролевой, часто требует от учащегося самостоятельного анализа учебного материала и вычленения из него необходимых фактов и понятий, а также логических рассуждений, выводов и оценки ситуаций. Например, при изучении темы «Природа Русской равнины», можно провести конференцию с «геологами, климатологами, почвоведами, гидрологами и т.д.». подготовка и проведение ролевых игр создают условия для проявления школьниками сильных сторон их личности с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Совместное участие в игре позволяет развить в детях способность к коммуникации. Наиболее приемлемым вариантом учебной игры в моей работе – это проведение уроков-путешествий ( «Путешествие в подземелье» при изучении тем: «Внутреннее строение Земли»; «Кругосветное путешествие» при изучении темы «Мировой океан», путешествие вокруг материка. При закреплении и проверки знаний темы, провожу игры КВН, Счастливый случай, кто хочет стать отличником, географическое лото, викторины, урок-соревнование и т.д.

Игровая деятельность способствует более успешному усвоению учащимися нового материала, повышению учебной мотивации, росту личности ребенка, объективности самооценки, формированию навыков поведения в коллективе.

В методике географии накоплен значительный опыт применения технологий обучения. Хочу кратко познакомить теми технологиями обучения, которые используется мною в своей работе. Это – формирование приемов учебной работы /составление учащимися правил, образцов, алгоритмов, планов описаний и характеристик географических объектов ит.д./.

В процессе обучения географии применяю в 6-7 классах технологию опорных конспектов, которая учит выделять главное и основное, приучает отыскивать и устанавливать логические связи, помогает ученикам усваивать тему. Опорные конспекты – это один из видов краткой записи, в которой заключаются обобщения изучаемого материала и самое главное, которое должны знать и запомнить учащиеся.Разработанные мною опорные сигналы в опорных конспектах вводятся постепенно, их не нужно заучивать, т.к. они просты, понятны и воспроизводят определенное смысловое содержание. Овладев приемами составления опорных конспектов, школьники могут самостоятельно выполнять практические работы по описанию ФГП материка, природных зон и т.д. обучение по технологии опорных конспектов требует широкого применения ИКТ.

Применение технологии коммуникативно-диалоговой деятельности на уроках географии требует от меня творческого подхода к организации учебного процесса, умения вести беседы, дискуссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между школьниками. Поэтому, готовясь к уроку, заранее готовлю вопросы, проблемы, создающие учебные споры, дискуссии: «Карта – правильное или кривое зеркало?», «Ветер - враг или друг человека?», «Надо ли осушать болота Западной Сибири?», « Выгодно ли в Республике Башкортостан построить целлюлозно-бумажный комбинат?» и т.д.

Как еще можно построить урок географии, чтобы он был интересным и увлекательным, а знания, на уроке прочными? Один из способов – использование на уроке Интернет ресурсов и дополнительной литературы. Всякая работа с книгой, журнальной статьей способствует развитию творческого воображения, устной речи учащихся, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок. Использование дополнительной литературы на уроке дает большую возможность решения географической задачи и проблемной ситуации, например: в 6 классе при изучении темы «Гидросфера» и рассмотрении значения водяного пара в атмосфере, можно обратиться к произведению А.Сент – Экзюпери «Планета людей».

- «Французский летчик оказался в пустыне…», и далее читаю отрывок из его дневника: «В пустыне, где воздух лишен водяного пара, земля быстро отдает свое тепло. Становится очень холодно. Встаю, расхаживаю взад и вперед… меня трясет, зуб на зуб не попадает…» и т.д.

Задаю вопрос: почему по ночам в пустыне холодно? /дети приходят к мысли, что водяной пар – своеобразное «одеяло» планеты/.ценность подобного рода источников – в видении мира глазами очевидца. Учитель же обучая, воспитывает, также дает учителю возможность разнообразить форму урока и методы преподавания.

И в заключении хочу сказать, что эффективность работы подтверждается результатами обучения (успеваемость во всех классах 100%, качество знаний от 50 до 70%), а также положительными отзывами учащихся и родителей об уроках географии.


Обобщение опыта работы учителя географии
  • География
Описание:

 

 Обобщение опыта работы по теме:

Формирование устойчивого интереса к предмету как путь личностного роста ученика.

 

Проблема активности учащихся на уроках географии, их интереса к предмету уже давно стала актуальной, т.к. качество знаний школьников с каждым годом ухудшается. Опыт работы показывает, что некоторые методы обучения устарели, и результат их уже не может удовлетворить требованиям современного, постоянно развивающего общества. Поэтому у учителя возникает необходимость найти такой подход, который обеспечил бы эффективное использование учебного времени и плодотворную работу на уроке.         Одним из таких подходов является постановка проблемной ситуации на уроке. Например, эмоциональная окраска самого материала и формы его подачи (в стихотворной форме, описание объекта очевидцем и т.д.). Для примера приведу отрывок урока в 8 классе по теме «Наша родина – Россия».

Урок начинаю со словами Ф.Тютчева, 28 декабря 186…

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

Учитель:

   - Как вы понимаете слова Ф.Тютчева про нашу Родину? (выслушаю высказывания детей)

Учитель:

     - Сегодня мы начинаем новый курс – курс географии России, географии нашей Родины. Понятие «родина» для каждого человека свое, а сейчас, попробуйте написать пять слов и словосочетаний, которые на ваш взгляд, характеризуют сегодняшнюю Россию. Итак, что такое Россия? (на работу отвожу не более пяти минут, а следующий этап урока посвящаю обзору ответов учащихся). Какая тема сегодняшнего урока? Какую цель урока поставим?

Учитель:

    - Иностранцы нашей природы не понимают: «Что за страна? Бесконечная, плоская как ладонь, равнина бес красок, без очертаний, вечные болота, изредка перемежающиеся ржаными полями… на горизонте – низкорослые жалкие рощи… По этой стране без пейзажей текут реки огромные, но лишенные колорита. Они катят свои свинцовые воды в песчаных берегах, поросшим мшистым перелеском. От рек веет тоской, как от неба, которое отражается в их тусклой клади. Зима и смерть, чудится вам, бессменно парят над этой страной. Северное солнце и климат придают могильный оттенок всему окружающему. Спустя несколько недель ужас закрадывается в сердце путешественника. Уж не похоронен ли он зажив, мерещится ему, и он хочет разорвать окутавший его саван, бежать без оглядки из этого сплошного кладбища, которому не видно ни конца, ни края.» (Астольф де Кюстин, 1839г., посетил Россию по приглашению императора Николая I).

     Тут же для сравнения привожу еще один отрывок И.А. Ильина «О России», «Российский архив», 1996г.:

     - «Как говорить нам о России? Она – как живая тайна, ею можно жить, о ней можно вздыхать, ей можно молиться и не постигая беречь ее в себе, и благодарить творца за это счастье, и молчать… Россия одарила нас бескрайними просторами, ширью уходящих равнин, вольно пронизываемых взором да ветром, зовущих в легкий, далекий путь. И просторы раскрыли наши души и дали им ширину, вольность и легкость, каких нет у других народов.

     Россия поставила нас лицом к лицу с природой, суровой и захватывающей, с глубокой зимой и раскаленным летом, с безнадежностью осенью и бурною, страстною весною. Она дала нам почувствовать разлив вод, безудерж ледоходов, бездонность омутов, зной засухи, бурелом ветра, хаос метелей и смертные игры мороза…

    О, эти цветущие луга и бескрайние степи! О, эти облачные цепи и гряды, и молнии, и сверкания! О, эти темные рощи, эти дремучие боры, эти океаны лесов эти тихие озера, эти властные реки, эти безмолвные заводи! Эти моря – то солнечные, то ледяные! Эти далекие, обетованные, царственные горы! Эти северные сияния! Эти осенние хороводы и побеги звезд! От вас прозрели наши вещие художники. От вас наше видение, наша мечтательность, наша песня…».

Учитель:

    - Но как же так? Почему иностранцы и наши путешественники при описании природы России противоречат друг другу? ( далее ведется эвристическая беседа и дискуссия между учащимися).

     Цель этого урока еще в том, чтобы воспитывать в них любовь к своей Родине, гордиться великой Россией  и показать великое прошлое и будущее России, и это будущее целиком ляжет на плечи нынешнего поколения.

  При постановке проблемной ситуации упор делается на опыт и имеющиеся знания и умения учащихся для того, чтобы проблема стала для него не только учебной, но реально значимой, т.к. решение учебных проблем не вызывает затруднений – ведь они давно решены специалистами, и ответ можно найти в учебнике (задача – научить работать с учебным материалом). Например, при изучении темы «реки Западной Сибири», можно провести практическую работу, ставя следующую проблему: «Можно ли построить на реке Обь ГЭС?».

    Немаловажную роль играет творческий подход к постановке проблемы, а также развитие творческого мыщления учащихся, т.е. умение найти выход в нестандартных условиях. Например, при изучении темы «Части Мирового океана» в 6 классе учащимся предлагаю рассказ путешестьвенника, в котором они должны найти определения частей Мирового океана. Это оказалось гораздо интереснее для них, нежели простое заучивание и запоминание терминов.

    При подборе различных заданий необходимо учитывать возрастные и психологические особенности учащихся.

    Для более эффективной работы, формирования у учащихся устойчивого интереса к предмету, улучшения качества уроков и знаний вместе с проблемным подходом возможно использование других методов обучения и различные формы организации уроков. Одна из таких форм – учебная игра, которую можно рассматривать как одну из моделей познавательной деятельности. Условия игры, например, ролевой, часто требует от учащегося самостоятельного анализа учебного материала и вычленения из него необходимых фактов и понятий, а также логических рассуждений, выводов и оценки ситуаций. Например, при изучении темы «Природа Русской равнины», можно провести конференцию с «геологами, климатологами, почвоведами, гидрологами и т.д.». подготовка и проведение ролевых игр создают условия для проявления школьниками сильных сторон их личности с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Совместное участие в игре позволяет развить в детях способность к коммуникации. Наиболее приемлемым вариантом учебной игры в моей работе – это проведение уроков-путешествий ( «Путешествие в подземелье» при изучении тем: «Внутреннее строение Земли»; «Кругосветное путешествие» при изучении темы «Мировой океан»,  путешествие вокруг материка. При закреплении и проверки знаний темы, провожу игры КВН,  Счастливый случай, кто хочет стать отличником, географическое лото, викторины, урок-соревнование и т.д.

 Игровая деятельность способствует более успешному усвоению учащимися нового материала, повышению учебной мотивации, росту  личности ребенка, объективности самооценки, формированию навыков поведения в коллективе.

   В методике географии накоплен значительный опыт применения технологий обучения. Хочу кратко познакомить теми технологиями обучения, которые используется мною в своей работе. Это – формирование приемов учебной работы /составление учащимися правил, образцов, алгоритмов, планов описаний и характеристик географических объектов ит.д./.

    В процессе обучения географии применяю в 6-7 классах технологию опорных конспектов, которая учит выделять главное и основное, приучает отыскивать и устанавливать логические связи, помогает ученикам усваивать тему. Опорные конспекты – это один из видов краткой записи, в которой заключаются  обобщения изучаемого материала и самое главное, которое должны знать и запомнить учащиеся.Разработанные мною опорные сигналы в опорных конспектах вводятся постепенно, их не нужно заучивать, т.к. они просты, понятны и воспроизводят определенное смысловое содержание. Овладев приемами составления опорных конспектов, школьники могут самостоятельно выполнять практические работы по описанию ФГП материка, природных зон и т.д. обучение по технологии опорных конспектов требует широкого применения ИКТ.

  Применение технологии коммуникативно-диалоговой деятельности на уроках географии требует от меня творческого подхода к организации учебного процесса, умения вести беседы, дискуссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между школьниками. Поэтому, готовясь к уроку, заранее готовлю вопросы, проблемы, создающие учебные споры, дискуссии: «Карта – правильное или кривое зеркало?», «Ветер - враг или друг человека?», «Надо ли осушать болота Западной Сибири?», « Выгодно ли в Республике Башкортостан построить целлюлозно-бумажный комбинат?» и т.д.

   Как еще можно построить урок географии, чтобы он был интересным и увлекательным, а знания, на уроке прочными? Один из способов – использование на уроке Интернет ресурсов и дополнительной литературы. Всякая работа с книгой, журнальной статьей способствует развитию творческого воображения, устной речи учащихся, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок. Использование дополнительной литературы  на уроке дает большую возможность решения географической задачи и проблемной ситуации, например: в 6 классе при изучении темы «Гидросфера»  и рассмотрении значения водяного пара в атмосфере, можно обратиться к произведению А.Сент – Экзюпери «Планета людей».

   - «Французский летчик оказался в пустыне…»,  и далее читаю отрывок из его дневника: «В пустыне, где воздух лишен водяного пара, земля быстро отдает свое тепло. Становится очень холодно. Встаю, расхаживаю взад и вперед… меня трясет, зуб на зуб не попадает…» и т.д.

Задаю вопрос: почему по ночам в пустыне холодно? /дети приходят к мысли, что водяной пар – своеобразное «одеяло» планеты/.ценность подобного рода источников – в видении мира глазами очевидца. Учитель же обучая, воспитывает, также дает учителю возможность разнообразить форму урока и методы преподавания.

  И в заключении хочу сказать, что эффективность работы подтверждается результатами обучения (успеваемость во всех классах 100%, качество знаний от 50 до 70%), а также положительными отзывами учащихся и родителей об уроках географии.

 

Автор Иванова Марина Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 1568
Номер материала 32366
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓