Главная / Технология / Обобщение опыта работы "Развитие познавательной активности через проектную деятельность"

Обобщение опыта работы "Развитие познавательной активности через проектную деятельность"

Раздел I. Введение

«Недостаточно только получать знания, надо найти им применение.

Недостаточно только желать, нужно ещё и делать» Б.Шоу


Основным предназначением образовательной области «Технология» является формирование трудовой и технологической культуры школьников, их профессионального самоопределения в условиях рынка труда, предоставляя им, возможность применить на практике знания основ наук.

Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении потребовали новых методов обучения. Ведущее место среди таких методов принадлежит методу проектов. В современном обществе проектирование все шире применяется в разных сферах и видах человеческой деятельности, таких как: архитектура, строительство, машиностроение, технологические процессы и др. Популярным становится проектирование экологическое, социальное, инженерное и т.п. Эти и гуманитарные проекты (в журналистике, в шоу-бизнесе, образовании) позволяют говорить о том, что проектирование имеет широкие возможности применения, универсальный подход, закономерности. Этот метод как нельзя лучше способствует развитию познавательной активности, социализации школьников, позволяет ему успешно функционировать в обществе, усваивать индивидом образцы поведения, психологические установки, социальные нормы и ценности, знания и навыки. Возросший интерес к методу проектов объясняется тем, что он позволяет реализовывать основные направления модернизации общего образования.

В наше время – время инноваций, перед учителем технологии встаёт проблема формирование умений самонастраиваться и самоорганизовываться на поиск того инновационного знания, которое отвечает познавательным личностным потребностям человека. Решение этой проблем определило тему моего опыта « Развитие познавательной активности через проектную деятельность» и стали целями моей профессиональной деятельности.

Моя профессиональная деятельность согласуется с целями Программы развития «Многопрофильная школа» МОУ Цнинской средней общеобразовательной школы №1.

Цель школы:

Формирование широко образованной личности учащихся как интеллектуального потенциала общества на основе усвоения им духовной и материальной культуры человечества: углубленное изучение конкретной области знаний с помощью профильного обучения.

Основными целями и задачами реализации Программы развития МОУ Цнинской средней общеобразовательной школы № 1 являются:

Задачи программы развития:

  • Развитие индивидуальных способностей каждой личности

  • Развитие устойчивой мотивации к учению и самообразованию

  • Развитие коммуникативных и рефлексивных навыков

Задачи обучения:

  • Усвоение основ наук всеми учащимися в соответствии с базовым компонентом на уровне государственных стандартов и выше

  • Формирование общеучебных умений и навыков на уровне, позволяющем продолжать образование после завершения обучения в школе

  • Формирование умений и навыков самообразования и научно-исследовательского труда

Задачи воспитания:

  • Воспитание высоконравственной культурной, экологически грамотной, духовно богатой личности, глубоко уважающей историю, культуру, обычаи и традиции своего народа

  • Формирование готовности и умений вести здоровый образ жизни

Я определила следующие цели моей работы с учащимися на основе задач программы развития:

  • развивать интерес к предмету, используя эффективные средства и методы обучения и воспитания для повышения уровня мотивации учащихся к процессу обучения;

  • воспитывать нравственные качества ребенка через выполнение проектной деятельности на своих уроках;

  • формировать образовательную, информационно- коммуникативную, рефлексивную, исследовательскую компетентности;

  • развивать познавательную активность каждого ребенка, используя субъектно-позиционный подход на основе рациональной организации учебного процесса, апробации новых педагогических технологий, ИКТ;

  • вырабатывать механизм адаптации к социально-жизненным условиям в современном обществе, реализуя принцип связи обучения с жизнью

  • способствовать сохранению традиций народных промыслов, исследуя их историю

  • устранять неблагоприятные тенденции нравственного развития учащихся, прежде всего в рамках классного коллектива

  • ориентировать учащихся на профессии, с основами которых они познакомились на уроках технологии

Для достижения этих целей применимо проектное обучение. Этапы существования, которые проходит проектно-исследовательская деятельность школьников, объединяются тесным взаимодействием ребенка и учителя, без которого невозможно полноценное результативное обучение в группе. Поэтому проектная деятельность неотъемлема от процесса социализации, в ходе которой дети учатся искать решение поставленной задачи совместно, что способствует становлению коммуникабельности.

Под проектным обучением понимается весь комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационных средств, позволяющих, прежде всего, сформировать проектную деятельность учащихся, то есть научить школьника проектированию.

О. Рыбина называет проектом специально организованный учителем и выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта. Что лежит в основе такой деятельности? Через целесообразную деятельность ученик будет заинтересован в результатах приобретаемых знаний. Обучение проходит как игровая, трудовая, исследовательская деятельность, в которой развивается вкус ребенка к самообучению и самосовершенствованию. Организуя проектную деятельность, учитель только сопровождает и направляет самостоятельный поиск учащихся.

Условиями успешности проектной деятельности, влияющими на дальнейшую социализацию ребенка, являются:

  • проблематизация учебного материала;

  • познавательная активность ребенка;

  • связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом и.т.д.;

  • помощь ребенку реализовать свои природные задатки и формировать определенные индивидуальные качества.

Используя в своей работе знания основ, на которых базируется проектно-исследовательская деятельность школьников, способности школьников максимально раскрываются. Подобная методика влечет к активизации деятельности школьников, стимулируя уравновешенность эмоций и повышая уверенность в себе. Так как физическое здоровье школьников взаимосвязано с психическим состоянием, то можно назвать подобную организацию педагогического процесса наиболее полезной.

Основная задача проектной деятельности – научить детей ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания, то есть научить учиться. Это особенно важно для социализации подростков, так как в современной жизни обилие разнообразной информации в различных областях делает невозможным в рамках школьной программы изучение всех предметов в полном, углубленном объеме.

Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения интересна и учителю и ученикам. Постепенное освоение школьником всех этапов проекта способствует развитию умения организовывать любую исследовательскую или творческую работу. На первом этапе ученик самостоятельно выбирает тему, цели, форму работы. На втором этапе учится анализировать проблему, планировать исследование, распределять роли в команде. Далее совершенствует умение находить и отбирать информацию в зависимости от поставленных целей. При выполнении иногда происходит корректировка плана. Далее – выбор формы презентации проекта. Исследовательская работа завершается рефлексией и оцениванием.

Авторы проектов сами становятся консультантами для младших школьников. Можно отметить преимущества работы с проектами: снижение тревожности, повышение мотивации, развитие научной пытливости и творческого потенциала, положительная динамика социализации школьников. В процессе реализации проектов развивается способность ученика к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведения их до исполнения, а также рефлексивному анализу собственной деятельности.

Обязательным условием успешности является доброжелательная, творческая обстановка на уроке.

Проектная деятельность позволяет школьнику обрести собственный социальный опыт, самому строить свою личность и жизнь.






























Раздел II. Научные основы решаемой проблемы

Проектная учебная деятельность выстраивается с учётом субъектно-позиционного подхода направленного на усиление роли ученика в управлении собственной учебно-познавательной деятельности, а уровень субъектности обеспечивается позицией ученика и учителя. При развитии познавательной активности используется совокупность наглядных исследовательских, поисковых, проблемных методов, методов самостоятельной работы, что соответствует основополагающим положениям педагогики и психологии.

Теоретическое обоснование опыта

Основоположником педагогического метода проектов является Джон Дьюи (1859- 1952), американский психолог и педагог.

В трудах Дьюи изучается пафос связи школы с жизнью, с личным опытом ребенка, коллективным опытом человеческого общества.

«Метод проектов» возник еще в начале 20 века в США. Истоки его возникновения связаны с идеями гуманистического направления в философии и образовании, с разработками американского философа и педагога Дж. Дьюи и его ученика В.Х. Килпатрика. Основная идея, закладываемая в метод авторами, - обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. (Дж. Дьюи "Демократия и образование" 1916).

У нас в стране со второй половины 30-х и до второй половины 80-х гг. отношение к Дьюи было резко отрицательным, во-первых, потому что школа у нас с 30-х гг. отошла от модели образования предшествующего десятилетия, а, во-вторых, из-за критических выступлений Дьюи против Сталина и сталинизма.

Ныне отрицательное отношение к Дьюи и его педагогике преодолено. В своей основе предполагал обучение, сообразное личному интересу учащегося в том или ином предметном знании. «Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести».

Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов еще в начале 20 века. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Личный интерес обучающегося в данной деятельности являлся необходимым условием успешной работы. Проблема должна быть из реальной жизни и должна быть знакомой и значимой для ребёнка. Для её решения необходимы как ранее полученные знания, так и знания, которые предстоит приобрести. Учитель-консультант руководит проектной работой, направляя поиск учеников в нужное русло и подсказывая источники информации Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу.

В 20годах XX века метод проектов привлёк внимание советских педагогов. Сторонники метода проектов в Советской России Шульгин В.Н., Крупенина М.В., Игнатьев Б.В. провозгласили его единственным средством преобразования школы учёбы в школу жизни, с помощью которого приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудом учащихся. Содержание учебных проектов должны были осуществлять общественно-полезные дела детей и подростков, (например, проект « Поможем нашему заводу-шефу выполнить промфинплан»). Между тем, однобокое увлечение проектами в ущерб общему развитию личности привело к тому, что уровень общеобразовательной подготовки резко снизился. Данный факт послужил основанием для Постановления ЦК ВКП (б) «О начальной и средней школе». В 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в практике.

Однако в советское время «в рамках внеурочной общественно полезной деятельности проводились порой мероприятия, по существу представляющие собой реализацию проектов» (Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. – с. 206).

Проблема проектной деятельности исследовалась в многочисленных работах отечественных ученых - В.И.Андреева, Ю.К. Бабанского, ВЛ.Беспалько, В.И. Загвязинского, , Е, Коллпнса, АЛ., Леонтьева, Р.СЛемова, АЛ. Огурцова, И.П. Подласого, JLC. Рубинштейна, А.Т. Спиркина, , Л.И. Лебедевой, Л.В. Фридман, А.В. Хуторского, СТ. Щатского, Г.И. Щукиной. Разработкой и анализом основ проектной деятельности, изучением особенностей ее организации занимались Е.М. Борисова, М.Е. Брейгина, И.Н. Бухтиярова, Б.В. Гузеев, . Ерофеева, В.В. Копылова, О.Е Ломакина, В.М, Монахов, Т. Новикова, Е.С, Полат, Н.Ю. Пахомова, Н.В. Тарасова, И.Д, Чечель, Т.И.Шамовой.

Теоретические позиции проектного обучения по Т.И. Шамовой и др., позволяющие выявить существенные отличия от традиционного обучения, роль и место в учебном процессе, можно определить следующим образом:

  • строится образовательный процесс не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

  • комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных функций ученика, освоению им необходимых типов деятельности;

  • глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях;

  • гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся.

Автор, кроме того, формулирует правила успешности проектной деятельности, которые использую и я в своей работе:

  • В команде нет лидеров. Все члены команды равны. Команды не соревнуются.

  • Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.

  • Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

  • Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров».

  • Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Причем это касается различных его этапов: от формулирования замысла, идеи, детального плана проекта до реализации, осуществления проектной деятельности и рефлексии, как полученных результатов, так и собственной деятельности.

К списку правил работы внутри группы при системном использовании проектного метода хотелось бы добавить важность ротации - перемещения членов команды по разным позициям в процессе получения результатов по проектам. Например, освоение позиции докладчика во время презентации проекта, главного оформителя проектной документации, аналитика собранных материалов, составителя портфолио-папки документов, сопровождающих проект и др. Это обусловлено тем, что дети часто не знают до конца собственных возможностей, не верят в свои потенциальные резервы: быть успешными в разнообразных видах деятельности, сопутствующих проекту. Что, безусловно, способствует социализации личности.

В статье Т.Д. Новиковой «Проектные технологии на уроках и внеурочной деятельности» описывается интересный опыт телекоммуникационных проектов, спецификой которых является то, что в них используется межотраслевая и межрегиональная информация. Это могут быть, по мнению автора статьи, наблюдения за природным, физическим, социальным явлением, его анализ, требующих сбора различных данных в разных регионах для решения поставленной проблемы; сравнительное изучение эффективности использования альтернативных способов решения проблемы и т.п. Информационные и коммуникационные технологии выступают в данном случае основным инструментом работы и моих учеников, а приобретение опыта их использования в нетипичной ситуации - смыслом проекта. В данных проектах велика роль исследовательской составляющей.

Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается прежде всего необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Не случайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать.

В настоящее время метод проектов все чаще и чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий - проектов.

Согласно данному подходу, сама программа школы может быть определена как ряд приобретаемых в ходе обучения элементов разного опыта, связанных между собой таким образом, что сведения, полученные из одного опыта, служат развитию и обогащению новым опытом. Таким свойством обладает деятельность, которая связана с окружающей ребенка реальностью и основывается на актуальных детских интересах.

Свой опыт я реализовала, опираясь на работы близких мне по духу педагогов-новаторов, моих современников.

В частности, мне импонирует организация проектной деятельности учащихся Воронковой в рамках экспериментального курса «Дом - семь «Я». В ходе этой деятельности ученик создает творческий продукт, обладающий субъективной новизной. По данной методике ребята учатся пользоваться «звездочкой обдумывания», в центре которой - объект исследования, а на периферии - факторы, определяющие его потребительские, полезные свойства: используемые материалы, оборудование, технологическая и экономическая целесообразность. Учащиеся готовят дизайн-папку, сопровождающую изделие, и содержащую необходимые идеи, мысли, зарисовки, эскизы, диаграммы, схемы, записи решений, анализ принятых решений и прочие материалы.

Технологии организации собственно исследовательских проектов посвящена работа И.Д. Чечель, в которой автор, определяя проект как буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, рассматривает его функции, типы, виды, формы включенности в учебный процесс, период времени, педагогически целесообразного для развертывания проектной технологии.

В ходе проектирования (по И.Д. Чечель) самым сложным для учителя является выполнение роли независимого консультанта, удерживающегося от подсказки даже в случае, если ученики «идут не туда». Для ученика же трудностями могут быть:

а) постановка ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач;

б) поиск пути их решения;

в) осуществление оптимального выбора при наличии альтернатив; г) аргументация выбора;

д) сравнение полученного результата с требуемым;

е) корректировка (при необходимости) результата;

ж) объективная оценка самой деятельности и другие позиции.

Метод проектов всегда предполагает, во-первых, решение какой-то проблемы, и, во-вторых, направлен на получение результата. Метод проектов – это таким образом организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата.

Учебным результатом проектов выступает опыт приобретения проектировочной деятельности, способность создавать и защищать собственный продукт, а не достигнутая в ходе реализации учебного проекта практическая польза в каком-либо вопросе.

Одна из целей проектной деятельности - способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным через проживание «ситуации успеха» (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации, через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.

Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности. Как известно из практики, в любой сфере жизнедеятельности социально важным является умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и понять другую, и, в случае несогласия, уметь конструктивно (т.е. с желанием использовать позитив, а не разрушить) критиковать альтернативный подход для того, чтобы в итоге найти решение синтезирующее, удерживающее позитивы каждого предложения.

Развивать исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы).

Указанные цели достигаются через особую организацию образовательного пространства, влияющую на разные аспекты и стороны личности, создавая условия для появления у нее мотива к самоизменению, личностному росту, способности к реализации собственной «Я-концепции» («Я могу» - «Я хочу» - «Я нравлюсь» и т.д.), для освоения интеллектуальных средств познания и исследования мира (процессов, явлений, событий, свойств, законов и закономерностей, отношений и др.).

В процессе проектной деятельности я создаю особое пространство взаимоотношений, обеспечивающее деятельность и учителя, и ученика в новой образовательной парадигме. В этом образовательном пространстве нет скуки, принуждения и лени, пассивности и страха ожидания «палки» - двойки, «неуда» на контрольной работе или на экзамене и желания увернуться от них. Здесь ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие или разработанный и защищенный проект. Ученик открывает мир для себя и - себя в этом мире. Педагог, таким образом, ведет учащегося по пути субъективного открытия, управляет проектной деятельностью учащегося, в которую составными элементами входят и проблемно-исследовательская, и деятельностная, и рефлексивная, и коммуникативная, и самоопределенческая, имитационного моделирования и другие.

Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.

Теоретической основой опыта стала задача активности и самодеятельности школьника, его способности к самостоятельному познанию нового и решению жизненных проблем.

Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:

  • Формируют активную, самостоятельную позицию учащихся в обучении

  • Развивают общеучебные умения и навыки

  • Формируют компетенции

  • Приоритетно направляют на развитие познавательного интереса

  • Реализуют принцип связи обучения с жизнью

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной практике, принадлежит сегодня методу проектов. Образованный человек в современном обществе – это не только человек, вооружённый знаниями, но и умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности, умеющий применить эти знания в любой ситуации. Социализация происходит во взаимодействии человека с социальными условиями.

Выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным и контактным в различных социальных группах. Школа создаёт условия для формирования такой личности через проектное обучение на уроках технологии, через организацию внеклассной работы.

Работа с проектами занимает особое место в системе школьного образования, позволяя учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что школьники сами делают свой выбор и проявляют инициативу. С этой точки зрения хороший проект должен:

  • иметь практическую ценность;

  • предполагать проведение учащимися самостоятельных исследований;

  • быть в одинаковой мере непредсказуемым как в процессе работы над ним, так и при ее завершении;

  • быть гибким в направлении работы и скорости ее выполнения; предполагать возможность решения актуальных проблем;

  • давать ученику возможность учиться в соответствии с его способностями;

  • содействовать проявлению способностей школьника при решении задач более широкого спектра;

  • способствовать налаживанию взаимодействия между обучающимися.

При подготовке к урокам моей настольной книгой стала книга замечательного педагога современности М.М.Поташника «Требования к современному уроку», на лекциях которого мне довелось побывать. М.М. Поташник ратует за безусловное обеспечение практической направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применение учащимися полученных знаний, умений и навыков, не допуская формального усвоения теоретических сведений. Осуществление перехода от человека знающего - к человеку знающему, понимающему и деятельному.






















Раздел III. Новизна

Создание организационно-педагогических условий для системного использования ИКТ-технологий (проектная методика, расширяющая креативные возможности), формирование гибкой системы творческой самореализации ребёнка.

Ведущая педагогическая идея опыта

Познавательная активность - одна из ключевых качеств личности. Источник активности – различные потребности (обучение, деятельность, игра, общение, отдых, потребность в самореализации). Готовность, к какой либо деятельности непременное условие её продуктивности, развития.

Метод проектов самостоятельно реализует собственные возможности в деятельности, в активном применении знаний, навыков по созданию реальных материальных продуктов.

Технология опыта

Метод проектов возник вначале прошлого столетия в США. Дж.. Дьюи его ученик В.Х. Килпатрик предложили строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика. Всё новое - это хорошо забытое старое. Очевидное подтверждение тому - интерес к проектной деятельности и востребованность в ней в современной школе. Не случайно в Базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования – способность проектировать. На своих уроках задачи развития познавательной активности через проектную деятельность реализую следующим образом: (Приложение№5 Видеоматериалы, презентация опыта).

1 Создание мотивации. Чтобы ребенок чем-то занялся, он должен сначала удивиться. Положительная мотивация познавательно-трудовой деятельности приводит ученика к определению проблемы и осознанию ее актуальности. Важная задача учителя способствовать развитию познавательной активности и социализации каждого ученика. Для этого необходимо пробуждать не только любопытство к изучаемому материалу, но и добиваться, чтобы любознательность переросла в познавательный интерес, стремление к раскрытию сущности изучаемых явлений, причинно-следственных связей и закономерностей. Созданию положительной мотивации способствуют выставки работ учеников, учителя, посещение выставок народных умельцев.

2 Применение субъектно-позиционного подхода. Этот подход выявляет показатели познавательной активности у учащихся и позволяет проследить динамику их развития. Очень важен первый контакт педагога с учениками. В этот момент закладывается основа их будущей совместной деятельности, задается характер взаимоотношений, определяется уровень познавательной активности группы. В ней я условно выделяю четыре уровня:

низкий- на нём стоят ученики, которые обычно с трудом включаются в учебную деятельность, проект выполняют строго под контролем учителя (изготовить поясное изделие по шаблону);

ситуативно-эмоциональный - те, кого привлекает новизна занятий, однако при затруднениях они легко теряют интерес к занятиям. Наводящие вопросы помогают уменьшить психологическую инерцию и упорядочить поиск вариантов. Ставят вопросы следующего характера: Каким будет материал изделия? Где будет застежка? Сколько будет карманов на брюках? Проект выполняют, используя предыдущий опыт проектирования;

исполнительно-активный - учащиеся, обладающие стабильным интересом к учению, они являются главной опорой учителя на уроке. Являются стабильно равноправными с учителем субъектом познавательной деятельности (Проектная деятельность может усложняться за счет абстрагирования, моделируя полотнища и отдельные детали поясного изделия);

активно-творческий - одаренные ученики, нередко выступающие в роли соучителя, помогающие одноклассникам, особенно при изучении сложного учебного материала. Проектная деятельность носит инновационный характер, выполнение заданий альтернативного типа (изготовление брюк по своим эскизам, следуя тенденциям современной моды).

3 Создание образовательной среды. При постановке целей и задач деятельности предлагаю несколько вариантов: ученики изучают и анализируют большое количество подобных изделий или выдаётся какой-либо материал и ученицы выдвигают идеи по его использованию или конкретно формулирую задачу. (Раздел « Рукоделие» Вышивка бисером, крестом или лентами) Проектные задания, предложенные на выбор ученицам, должны обязательно предусматривать использование школьниками хорошо знакомых им знаний в сочетании с новыми, теми, что предстоит приобрести. Знакомое создает чувство уверенности в своих силах, а неизвестное ведет вперед к новым знаниям.

4 Определение деятельностно-практического компонента, чему должны научиться учащиеся в результате работы. Это компонент развития познавательной активности. Проводя исследовательскую работу, обучающиеся делают акцент на такие критерии как материалы, эстетичность, востребованность на рынке. У учащихся формируются самостоятельность, творческая деятельность и коммуникативность. Формируются способности генерировать идеи и выдвигать гипотезы, степень субъектности в реализации собственных возможностей, речевой интеллект. Работая в малых группах, учащиеся приобретают   важные умения по культуре человеческих отношений.

5 Изготовление продукта. Технологический этап. Отрабатываются умения и навыки, полученные на уроках технологии, вносятся коррективы в ранее принятые решения, учатся работать с технологической документацией. Цель – качественное и правильное выполнение трудовых операций. Предмет деятельности – создаваемый материальный продукт, знания, умения и навыки. Средства – инструменты и оборудование,  с которыми работают ученицы. Результат – приобретение знаний,  умений и навыков. Ключевые моменты работы учениц контролируются по методу убывающих подсказок, оставляя право выбора при принятии решения. В ходе получения продукта проекта часто возрождаются народные традиции декоративно-прикладного творчества.

6 Применение компьютеров помогает формировать потребности и способности, учащихся к самостоятельной исследовательской работе.

Школьники обучаются современным интеллектуальным информационным технологиям сбора, хранения, анализа и оперативной выдачи информации, одной из форм выражения итогов проектной деятельности является мультимедийная презентация. Работа с компьютером осуществляется на уроках, во внеурочное время в школе, домашних условиях. (Приложение №6 презентации учителя).

7 Защита проекта. Организовывается в виде презентаций, выставок, буклетов. (Приложение № 4 презентации учеников). Данный этап не только развивает художественно-эстетические способности проектирования и технологических умений, умение защищать свой проект во время процедуры публичной защиты, но и предполагает анализ сделанного, сравнение того, что было задумано и что получилось. Это богатейшее поле для развития познавательной активности. Ключевой вопрос защиты: «Удовлетворяет ли изделие потребности, описанной в краткой формулировке задачи?» Предлагаются возможные варианты улучшения изделия. Рефлексия последний шаг проектной деятельности.

8 Оценка проекта. Я придерживаюсь принципа управления успехом, т. е. в процессе контроля знаний и умений, прежде всего, оцениваю степень продвижения ученика. Ведь оценивается не ребенок, а его деятельность. Оценка должна стимулировать учащегося, укреплять его веру в свои силы. Он должен понимать ее справедливость, поэтому необходим соответствующий комментарий. Технология опыта предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов. Все эти методы дают свои результаты для развития познавательной активности. Работа над проектами проводиться поэтапно (погружение в проект, организация деятельности, непосредственно работа над проектом, защита проекта). Постоянный контроль на каждом этапе работы способствует развитию способности к саморегулированию и самоорганизации. Контроль осуществляю с помощью тестов, кроссвордов, кругограмм. Использую тесты в режиме онлайн.

Цель: Создание условий для развития познавательной активности, формирование умений и навыков проектирования, способствующих развитию обучающихся и их творческой самореализации.

Задачи:

  • Формировать у подростков учебно-познавательные компетенции, потребность в осознании роли знаний в жизни и учении

  • Развивать художественно-эстетический вкус, способности проектирования и технологических умений

  • Формировать у учащихся умения научно обосновывать свою деятельность, применять знания, полученные на других предметах

  • Формировать потребности и способности, учащихся к самостоятельной исследовательской работе

  • Воспитывать ответственность, умение преодолевать познавательные и психологические барьеры

  • Выработать отношение к ребенку как к активному субъекту знаний, практических умений и способностей.

Организация учебно-воспитательного процесса. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом образования школьников, предоставляя им возможность на практике применить знания основ наук. Развитие познавательных навыков учащихся как основу метода проектов в нашем ОУ изучается в рамках одного из трёх направлений: « Технология. Обслуживающий труд», «Технология. Технический труд», «Технология. Растения», на элективных курсах. Компонент развития познавательной активности в проектной деятельности соответствует образовательным стандартам и программным требованиям. Воспитание данного технологического компонента происходит как на уроках, так во внеурочное время.

Метод проектов позволяет реализовать основные направления модернизации общего образования. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, желание помочь другим. Школьники не только успешно усваивают учебный материал, но и интеллектуально и нравственно развиваются, проявляют доброжелательность по отношению друг к другу.

Умения, накапливаемые школьниками, формируют осмысленное исполнение жизненно важных умственных и практических действий. Школьники интересуются, продуктами проекта, понимают реальность в усовершенствовании предметного мира, улучшении потребительских качеств вещей. На всех этапах выполнения проекта педагог выступает как фасилитатор, то есть помощник.

Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, что и как делать.

Ученик принимает решения, выстраивает систему взаимоотношений с людьми, оценивает деятельность. Анализ объективных и субъективных причин неудач, понимание ошибок усиливают мотивацию для дальнейшей работы, для развития познавательной активности. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку окружающего мира и себя в микро - и макросоциуме.

Содержание образования. Основные принципы развития познавательной активности в проектной деятельности: личная заинтересованность и социальная значимость продукта проекта. Давайте посмотрим, как этот компонент прослеживается в школьной программе по технологии. (Приложение № 2 Тематическое планирование).


5 класс

Кулинария. Изготовление бутербродов к завтраку: постановка задачи, исследование (анализ литературы, анализ пищевой ценности продуктов), приготовление блюда, самооценка. Кулинарный конкурс.

Рукоделие. Традиции, обряды, семейные праздники: опрос населения о влиянии оберегов, родителей о семейных праздниках, Тамбовские орнаменты в вышивках. Экскурсия в школьный музей. (Приложение №3 Конспекты уроков).

Отделка изделия вышивкой: использование символов птицы («лебедь белая», «утушка») и коня. Пословицы и поговорки, связанные с этими образами.

Проектирование и изготовление рабочей одежды (фартука). Конструирование и моделирование. Краткие сведения из истории одежды. Снятие мерок: основа русского народного костюма - фартук или завеса, силуэт, пропорции, цветовые решения, применение в практической жизни, требования к снятию мерок.

Моделирование одежды: создание новой одежды, отличительные особенности разных фасонов фартуков.

Раскрой фартука: требования к составу и свойствам тканей, соблюдение правил техники безопасности, последовательность раскроя.

Технология изготовления: этапы обработки деталей кроя: пояса, бретелей, карманов. Соблюдение правил техники безопасности

Творческий проект, этапы творческого проекта: содержание и оформление проекта. Выставка изделий, защита проекта: постановка проблемы, исследования рынка, исследования мнения людей, оценка продукта проекта.

6 класс

Кулинария. Элементы этикета: правила хорошего тона, кодекс приветливости.

Элементы материаловедения. Натуральные волокна животного происхождения: исследование народных сказок, герои которых плетут, шьют, вяжут; экологичность природных волокон животного происхождения

Конструирование и моделирование поясных швейных изделий.

Эксплуатационные требования к лёгкому женскому платью: история юбки в русском народном костюме, современные юбки , одежда школьницы ; соответствие между группами требований и их свойствами.

Конструирование юбок: расчёт количества ткани на юбку.

Моделирование юбок: основные приёмы моделирования, соответствие ткани и назначению изделия, мастерская «Модный приговор».

Технология обработки поясных изделий. Назначение и конструкция стачных, накладных, настрочных швов: составление схем швов, разрешение ситуаций между применением швов и рисунком ткани.

Этапы, правила оформления проекта « Юбка». Разработка банка идей, экономическое обоснование, самооценка.(приложение№6 Презентация учителя)

Подготовка юбки к примерке ,проведение примерки, исправление дефектов:

Проведение примерки, способы исправления дефектов, анализ возможных дефектов. Проект «юбка», завершающая стадия проекта «Юбка».

Оформление проекта, коррекция. Защита выполненного проекта: обоснование, исследование, соответствие фасона юбки и блузки, анализ, самооценка.

Рукоделие. Лоскутная пластика: потребности и проблемы, исследование цветовой гаммы. Составление плана изготовления.

7 класс

Кулинария. Изделия из пресного теста: эскизы художественного оформления праздничных тортов, пирогов, пряников. Место выпечки на русском столе, столе нашей семьи.

Эстетика и экология жилища. Технология ведения дома.

Роль комнатных растений: влияние на микроклимат квартиры, дизайн и комнатные растения.

Гигиена и косметика. Правила нанесения и снятия масок. (Приложение№3 Конспекты уроков)

Рукоделие. Вязание крючком: краткие сведения из истории старинного рукоделия, зарисовка старинных и современных узоров и орнаментов, предметы быта, исполненные в технике вязания крючком. (Приложение№9 Дидактический материал)

Предпроектная деятельность. Лаборатория исследования качества изделия: «Контрольная закупка».(Приложение №3,5,6 конспект урока, презентация).

Проектирование и изготовление плечевого изделия на основе чертежа ночной сорочки. Виды плечевых изделий. Снятие мерок: история костюма. Костюм крестьян и бояр. Величина прибавок в зависимости от силуэта.

Моделирование изделия: моделирование низа изделия и выреза горловины.

Обработка деталей кроя: универсальность подкройной обтачки для обработки срезов горловины и проймы.

Работа над творческим проектом: организационный, технологический, заключительный этапы проектной деятельности.

Защита проекта. Конкурс «Весёлая мастерица»: анализ модели её возможные аналоги, экономичность, критерии качества, самооценка, оценка.

8 класс

Кулинария. Сервировка стола: правила пользования столовыми приборами правила поведения за столом, как дарить и принимать подарки.

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. Рукоделие.

Вязание на спицах: история возникновения вязания, отличия петель, чтение схем.

Вышивание: профессия вышивальщицы, классификация вышивок, мережки в предметах быта и одежде, исследование традиций счетной вышивки, экскурсия в краеведческий музей. (Приложение №4,6 презентация).

Конструирование и моделирование поясного изделия.

Юбки и брюки в народном костюме. Чертёж поясного изделия: направления современной моды, зрительные иллюзии в одежде.

Конструктивные особенности деталей: виды художественного оформления одежды. Снятие выкроек из журналов мод, электронного учебника.

Обработка низа, влажно- тепловая обработка, контроль качества: исследование качества изготовленной вещи, её соответствие планируемой, актуальность.

Технология ведения дома. Ремонт помещений, эскиз жилой комнаты: профессии, связанные с ремонтными работами, основные принципы дизайна.

Бюджет семьи. Права потребителей: расчёт потребительской корзины, штрих-коды товаров, предприятия лёгкой промышленности нашего города.

Творческие проектные работы.

Сервировка праздничного стола.

Вышитое панно в технике « вышивка крестом».

Изготовление салфетки с использованием «мережки».

Изготовление молодёжной сумки, связанной спицами.

Вязание спицами берета и шарфика.

10 класс

Технологии проектирования и создания материальных объектов или услуг:

Информационное обеспечение процесса проектирования

Определение потребительских качеств объекта

Проектная документация

Психология творческой деятельности

Алгоритмические методы поиска решений

Анализ результатов

Проектные работы: изготовление поздравительной открытки, буклета, разработка схемы для вышивки крестом, изготовление вышивки. (Приложение №4,6)

11класс

Научная организация труда: понятие о морали и этике

Технология проектирования и создание материальных объектов и услуг:

Презентации результатов проектной деятельности.

Соответствующий подбор содержания образования соответствует целям и задачам развития познавательной активности в проектной деятельности. (Приложение №8 тексты выступлений).

Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы

Рассмотрим несколько направлений развития познавательной активности в проектной деятельности на уроках технологии.

1 Методы обучения, применяемые мной для активизации познавательной деятельности:

наглядные (выставки изделий, экскурсии в картинную галерею, краеведческий музей),

проблемно-поисковые (исследование параметров проектируемого изделия, история промысла),

познавательные игры (викторины по технологиям проектируемого изделия), учебные дискуссии (обсуждение и выбор рациональных технологий и методов выполнения продуктов), самостоятельная работа (выполнение изделия по технологическим картам, схемам из журналов).

2 Упражнения для подготовки к выполнению проектов

Цель: развивать умение работать в группах, обобщать информацию, создать мотивацию для проектной деятельности, тренировать ассоциативное мышление.

Началу проектной деятельности предшествуют упражнения, с помощью которых отрабатываются отдельные умения и навыки проектирования: исследовательские умения, умения составлять план ответа, проводить аналогии, умения находить ассоциации и пользоваться ими, конструировать и моделировать. (Приложение №9 дидактический материал).

  • Упражнение на поиск аналогий или ассоциаций.

  • Упражнение: краткая формулировка: « Что и для кого проектировать

  • Упражнение Перечень критериев (звездочка обдумывания)

  • Упражнение Анализ существующих изделий

  • Упражнение Диаграмма « Паучок»

Результаты:

Учащиеся приобретают опыт планирования

Ускоряется понимание сути проектной деятельности

Вырабатывается необходимость создания креативных идей

3 Моделирование ситуаций на организационно-подготовительном этапе проекта.

Цель: Формировать познавательные компетенции, определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, умение выявлять потребности в усовершенствовании предметного мира, в улучшении потребительских качеств вещей, умение разрешать проблему

Необходимо наличие проблемы, которую надо разрешить, т.е. продукт, который необходимо изготовить. На данном этапе формируется мотив к выполнению задачи. Для создания мотивации необходимо использовать реальную для ученика актуальность и привлекательность учебных заданий.

Для того чтобы заинтересовать учащихся проектной деятельностью эффективным бывает проведение выставок, на которых можно познакомиться с опытом предшествующих проектировщиков и работами учителя.

Коллективно генерируются идеи, несколько из которых может оказаться неудачными. Критика запрещена, идеи анализируются. Учитель направляет исследовательскую деятельность. Для уменьшения психологической инерции и упорядочивания поиска вариантов ставятся наводящие вопросы.

Например: дано задание - спроектировать головной убор берет.

1. Для кого предназначен, берет (для ребенка, девушки, бабушки)?

2. Какие акссесуары будут дополнять, берет (сумка, перчатки, шарфик)?

3. Каким будет материал (хлопчатобумажные нитки, шерстяные или ткань)

4 . Для какого времени года он предназначен (весна, зима, лето)?

5 . Какая отделка будет у берета (вышивка, стразы, бисер)?

Выбор оптимального пути решения проблемы, продуманные шаги по реализации - это путь, где творчество опирается на знания основ наук.

Результаты:

Возникает устойчивая положительная мотивация к выполнению заданий

Развивается стремление к получению информации из разных информационных источников

Формируются варианты оптимального пути получения продукта проекта

4 Интегрированный проект

Цель: Формировать потребность в осознании роли знаний в жизни и учении, уметь применять полученные знания по информатике, истории, литературе, изобразительному искусству, использовать современные технологии при исследовании материала для изготовления продукта

Учитель выступает руководителем и организатором проектной деятельности, распределяет и координирует работу учеников, ориентирует на достижение конечного результата и может при необходимости вмешиваться в их работу.

При защите проекта используется программа Power point.

Например, при изучении счетных швов в8-ом классе перед ученицами была поставлена проблема о вышивке орнамента и оберегах. Ученицы провели исследование: опросили соседей, прочитали русские народные сказки, сделали выводы, создали мультимедийную презентацию.

При подготовке такого проекта использовались проблемно-поисковые методы: побуждение учащихся к выдвижению гипотез, предварительных выводов и обобщений. Эти методы успешно решают задачу развития познавательного интереса.

Результаты:

Формируются умения научно обосновать свою деятельность, способность к интеграции знаний

Создается полнота исследований и экспериментов

Стимулируется творческая деятельность, сложность и оригинальность разработки

5 Минипроекты

Цель: развивать исследовательские качества учеников, умение их работать в жёстких временных рамках, что предполагает большую самостоятельность и активность, научить их постепенно осваивать и закреплять элементы проектной деятельности.

Имеющийся опыт проектного обучения школьников на уроках технологии показывает, что, если учащиеся выполняют по одному проекту в учебный год как итоговую работу, потенциальные возможности метода проектов реализуются в малой степени. Целесообразнее планировать небольшие по объему проекты, сфокусированные на отдельных компонентах. В этом случае учащиеся постепенно осваивают этапы проектирования, время от запуска проекта и выполнения готового изделия не растянуто, что способствует мотивации школьников, не угасает их интерес к работе над проектом, виден результат, пополняется банк проектов. Приложение №2 презентации)
Примеры мини-проектов:

  • Кулинария – «Бутерброды для завтрака» (5кл.), «Создание кулинарной энциклопедии» (5-8 кл.)

  • Рукоделие – «Кухонный набор» (6кл.) в технике лоскутной пластики, «Сувенир для младшей сестры»(7кл.) вязание крючком

  • Технология ведения дома - « Откуда пришли комнатные растения?»(7кл), «Хозяйственная деятельность в Ветхом завете»(8кл.)

Конечным результатом которых могут быть: кулинарный конкурс, выставки работ, презентации. Эти мини-проекты могут быть групповыми и индивидуальными.

Результаты:

время от запуска проекта и выполнения готового изделия не растянуто, что способствует мотивации школьников, не угасает интерес к работе, виден результат

пополняется банк данных

развиваются способности работать в группах

6 Информационно- коммуникативные технологии.

Применение информационных технологий на уроках технологии позволяет учащимся приобрести определенные навыки работы с компьютером.

Очень органично вписываются информационные технологии в структуру урока проектной деятельности. Компьютерные программные средства могут

быть использованы на различных этапах проектной деятельности для поиска информации, моделирования и проектирования объекта, презентации проекта. Использование компьютерной техники значительно облегчает работу, делает её эффективней.

Определение темы проекта требует анализа больших объёмов информации. Быстрее и проще получить необходимые сведения с помощью компьютерных программных средств, к которым относится система поиска Интернета, электронные информационно-справочные системы, электронные учебные пособия.

Компьютер выступает как средство изучения предмета технологии.

Проектор расширяет границы использования компьютера.

В проектной деятельности компьютер – незаменимый помощник. Одной из форм выражения итогов проектной деятельности является мультимедийная презентация. Мультимедийные презентации оцениваются по определенным критериям. Могут выполняться в качестве домашних заданий. В своей работе я использую презентации обучающихся, презентации, подготовленные мной, презентации моих коллег, взятые из Интернета.

Также создаются буклеты, которые впоследствии могут быть использованы в качестве раздаточного материала на уроках

7 Социалогические опросы – помогают обучающимся знакомиться с народными традициями, промыслами, истоками творчества своего народа, своей семьи, социума. Опросы помогают осознать важность того дела, которым они занимаются, воспитывают гордость за свои традиции и корни. (Приложение№6 презентации)

8 Практическиеработы – преобладающий вид деятельности, учитывается принцип природосообразности, субъектно-позиционный подход, применение правил безопасного труда. Во время работы над проектом возможны не только консультации и помощь учителя, но и помощь родителей.

9 Алгоритм учебной деятельности школьников при выполнении метода проектов:

  • исследование потребности и краткая формулировка задачи

  • исследование и анализ возможности изготовления изделия с оценкой требуемых знаний, умений, навыков

  • составление перечня критериев, которым должно удовлетворять изделие

  • выработка идей

  • оценка идей, изучение производства или народного промысла

  • план изготовления изделия

  • экономическая оценка

  • испытание в процессе использования

  • изготовление изделия, самостоятельная оценка, пути усовершенствования

10 Поэтапные действия учителя:

  • создание мотивации;

  • создание образовательной среды;

  • определение чему должны научиться обучающиеся в результате работы; использование простых примеров для объяснения сложных явлений;

  • представление возможных способов презентации ситуаций для осмысления проблемы исследования;

  • организация работы (в группах и индивидуально); владение способами обсуждения (выдвижение гипотез, аргументирование, выводов); консультации по методу убывающих подсказок;

  • критерии объективной оценки.

11 Формы контроля: взаимоконтроль – при проведении тестов; самоконтроль – при выполнении практических работ, работы с технологическими картами, контроль учителя на всех этапах проектной деятельности. Контроль осуществляю с помощью тестов, кроссвордов, кругограмм. Использую тесты в режиме он лайн

12 Длительность работы над опытом

В течение 5-х лет с 2006года.

13 Диапазон опыта. Единая система урок.
































Раздел IV. Результативность опыта

Моя работа строится в соответствии с Государственными общеобразовательными стандартами; 100% обучающихся усвоили требования Государственного стандарта. Качество знаний имеет положительную динамику и составляет 93,3%, средний балл – 4,5.

До 2008-2009года ученики имели возможность сдавать и сдавали экзамен по технологии за курс средней школы. В ходе итоговой аттестации 51,6% выпускников подтвердили свои оценки по технологии, 48,6% повысили их. Один из вопросов билетов - защита проектов. Это ещё и выставка творческих работ моих учениц. Чаще всего дети выбирали вышивку, столь любимую и мною.

Каждый урок для меня - это совместный труд мой и ребенка, который приносит радость от общего успеха в совместном учении. Учение должно быть интересным, каждая работа должна быть продвижением вперед. Я широко использую методы, активизирующие самостоятельную познавательную деятельность учащихся:

  • наглядные (выставки изделий, экскурсии в картинную галерею, краеведческий музей),

  • проблемно-поисковые (исследование параметров проектируемого изделия, история промысла),

  • познавательные игры (викторины по технологиям проектируемого изделия), учебные дискуссии (обсуждение и выбор рациональных технологий и методов выполнения продуктов)

  • самостоятельную работу (выполнение изделия по технологическим картам, схемам из журналов).

За время моей педагогической работы сделала вывод о том, что личное включение ребенка в процесс обучения, приводит к развитию познавательной деятельности, которая становится желаемой, привлекательной, приносит удовлетворение. Я считаю, что успешным ученик становится лишь тогда, когда он умеет самостоятельно добывать знания, умеет анализировать и обобщать, делать выводы, а так же грамотно презентовать свою работу. Поэтому в основе своей работы наряду с другими современными педагогическими технологиями, я использую проектный метод обучения, суть которого составляет методика создания, анализа и презентации своей деятельности. На уроках обучающиеся имеют возможность выбора вида деятельности.

Началу проектной деятельности предшествуют упражнения, с помощью которых я отрабатываю отдельные умения и навыки проектирования: исследовательские умения, умения составлять план ответа, проводить аналогии, умения находить ассоциации и пользоваться ими, конструировать и моделировать. На уроке используются: упражнение на поиск аналогий или ассоциаций, упражнение: краткая формулировка: «Что и для кого проектировать?», перечень критериев (звездочка обдумывания), анализ существующих изделий, диаграмма « Паучок».

Проектная деятельность позволяет мне организовать совместную работу педагога и учащихся. Обучающиеся в процессе проектной деятельности приобретают образовательную, информационно-коммуникативную, рефлексивную, исследовательскую компетентности.

Работая над развитием познавательной активности, планирую свою работу, учитывая применение других новейших педагогических технологий:

- технологии развивающего обучения.

Условием для расширения видения проблем является применение принципа природосообразного соответствия данного возраста (учёт природосообразных способностей, потребностей и возможностей личности).

Школьникам даются знания не только содержания предмета технологии, а непосредственно способы и даже методики умения преодолевать психологические и познавательные барьеры.

Проявление развития подростка обнаруживается через рост самостоятельности в принятии и реализации решений; через рост ответственности за себя, затем – за другого, затем – за многих.

- информационно-коммуникационные технологии.

Очень органично вписываются информационные технологии в структуру урока проектной деятельности. Компьютерные программные средства используются на различных этапах проектной деятельности для поиска информации, моделирования и проектирования объекта, презентации проекта.

Я в своей работе получаю необходимую информацию с помощью компьютерных программных средств: поиска Интернета, электронных информационно-справочных систем, электронных учебных пособий. Мне и моим ученикам при подготовке к занятиям и защите проектов помогают следующие компьютерные программы:

– работа в Word: тексты документально-методических комплексов, тесты, контрольные работы, дидактический раздаточный материал и т.д.;

– работа в Power Point: мультимедийные презентации учителя и учеников – сопровождение лекций, организация самостоятельной работы;

– работа в Excel: интерактивные тесты, диаграммы, таблицы;

– использование Internet и медиа-ресурсов: дополнительный материал (тексты, карты, иллюстрации, музыка и т.д.);

– работа в Publisher: подготовка справочных и обобщающих материалов. Учебный процесс, с использованием ИКТ повышает учебную мотивацию, степень усвоения материала, развивает познавательную активность.

- технологии уровневой дифференциации. Создаю положительную мотивацию через доступность и посильность обязательных требований к проектным заданиям. Реализация технологии дифференцированного обучения позволило мне применять субъектно-позиционный подход, где я выделяю условно 4 уровня (активно-творческий, творчески-исполнительский, ситуативно-эмоциональный, низкий) познавательной активности обучающихся, отслеживаю динамику их роста.

В рамках определения качества образования использую системную диагностику в формах анкет, тестов, опросов. Для отслеживания уровней познавательной активности я провожу мониторинг среди учениц 8-ого класса, где для сравнения использую следующие компоненты: мотивационный, когнитивный, деятельностно-практический, психологический. Соотношение уровней познавательной активности позволяет отслеживать процесс развития учениц. Результаты мониторинга дают положительную динамику.7 % обучающихся перешли из низкого уровня познавательной активности в творчески- исполнительский. Постоянный учёт в уровне интеллектуального потенциала, темпа учебной работы – обязательное условие личностно-ориентированного подхода в обучении.

Для исследования развития познавательной сферы подростка вместе с психологом в кабинете интерактивного обучения проводим тестирование. Каждый ребёнок пользуется компьютером, что отвечает образовательным потребностям обучающихся и способствует развитию личностно-ориентированного обучения. При диагностике во внимание берём способность не только решать интеллектуальные задачи, но и динамические характеристики протекания мыслительных процессов: беглость и гибкость. Знания и умения, как единицы образовательного результата, необходимы, но недостаточны для того, чтобы быть успешным в современном информационном обществе. Для человека чрезвычайно важна не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность действовать на основе полученных знаний, способность к деятельности, способность управлять обстоятельствами своей жизни (принимать разумные решения, добиваться цели), самостоятельно существовать.

На основе диагностики создаются условия для реализации индивидуальных потребностей обучающихся, формирования у обучающихся универсальных учебных действий.

Без тесного сотрудничества с учащимися невозможно добиться хороших результатов, поэтому взаимодействие с классом во время уроков и внеурочное время организую в форме «учитель–ученик» и «ученик–ученик». Так я использую разные приёмы: работа в парах, в группах постоянного и сменного состава. Групповая работа учит детей переживать за товарища, сочувствовать его трудностям. Организовав работу групп, я не остаюсь безучастной, наблюдаю за группами, оказываю необходимую помощь, выступаю как фасилитатор, то есть помощник, поощряю успехи учащихся. Группы выполняют вместе задачи исследования, а изделия выполняет каждый ученик индивидуально. Это такие проекты как: изготовление фартука, плечевого или поясного изделия. Школьники интересуются продуктами проекта, понимают реальность в усовершенствовании предметного мира, улучшении потребительских качеств вещей.

Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Я не навязываю, что и как делать. Ученик принимает решения, выстраивает систему взаимоотношений с людьми, оценивает деятельность. Анализ объективных и субъективных причин неудач, понимание ошибок усиливают мотивацию для дальнейшей работы. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку окружающего мира и себя в микро- и макросоциуме. Это является действенными стимулом развития познавательной активности учащихся, представляет жизненный контекст получаемых знаний, делает процесс познания самостоятельной ценностью. Работа учащихся, связанная с выявлением жизненно-практического значения знаний, является важным аспектом практической направленности обучения. Высший уровень активности подводит ученика к познавательной самостоятельности.

Проектная деятельность в 10-11классах кроме развития специальных умений формирует ценностно-смысловые, учебно-познавательные, культуроведческие компетенции. Активно-творческие ученики выполняют познавательные задания различной сложности, в основе которых лежит сравнение, самостоятельно выдвигают гипотезы. Исследуют различные технологии современных производств, востребованность профессий на рынке труда, формируют свои информационно-коммуникативные компетенции через Единое окно доступа к образовательным ресурсам www.school.edu.ru, которым пользуюсь и я при подготовке к урокам.

Меня, как и всех современных педагогов, интересует повышение моей профессиональной компетенции. Я изучаю стратегию развития модернизации образования, разрабатываю программно-методическое обеспечение образования. С этой целью я изучаю методическую литературу: журналы «Народное образование», «Школа и производство», «Вестник образования», «Воспитание школьников». Регулярно знакомлюсь с новинками федерального портала «Российское образование» www.edu.ru., являюсь подписчиком еженедельной рассылки портала «Педсовет», принимала участие в форуме Всероссийского педагогического совета 2009г, посещаю © Центра дистанционного образования «Эйдос», 1998—2009 E-mail: info@eidos.ru, являюсь членом сообщества «Технология и искусство». Вхожу в состав творческой группы учителей технологии района, провожу мастер-классы. Охотно делюсь своим опытом работы со своими коллегами:

  • Открытый урок на районном семинаре зам. директоров по УВР «Праздники и традиции» октябрь 2008

  • Открытый урок на районном семинаре учителей технологии «Вышивание лентами как вид декоративно-прикладного творчества» ноябрь 2011

  • Являюсь участницей областной научно-практической конференции «Создание системы работы с одарёнными детьми». Тезисы моей работы опубликованы в брошюре декабрь 2009

  • Исследование по теме «Бисероплетение» в проектной деятельности на уроках технологии выступление на МО учителей района апрель 2009

  • Открытые уроки в школе, для учителей района

  • Участие в муниципальном конкурсе «Учитель года-2008» (2-ое место)

  • Выступления на внутришкольных педсоветах, совещаниях.

  • Участие в областных выставках народного творчества:«Мы не забудем той войны», к 70-летию Тамбовской области, «Благодатный край Тамбовский», «Тамбову 370 лет». Мои работы и работы моих учениц отмечены дипломами и благодарностью за творческую и организационную работу в проведении областных выставок.

В сети Интернет:

  • Урок «Подарки для близких». Конспект, презентация

  • Элективный курс « Имидж девушки»

  • Обобщение опыта работы - школьный сайт

  • Урок «Праздники и традиции» (Фестиваль открытых идей)

  • Урок «Вышивание лентами как вид декоративно-прикладного искусства» Конспект, материалы к уроку

  • Презентация

Было бы несправедливо не указать на трудности, с которыми я сталкиваюсь в своей работе. Проблемное поле моей деятельности включает следующие аспекты:

-отсутствие преемственности между 8 и 10 классами, что вызывает некоторое падение интереса к предмету, создаёт трудности в формировании технологической культуры десятиклассников;

-трудность выделения ядра программы, которое стало бы интересным, актуальным для всех участников образовательного процесса 10го смешанного (мальчики и девочки) класса, что затрудняет возможность проявлять себя, свою индивидуальность на моём предмете. В смешанном классе я преподаю впервые.

Намечены пути преодоления этих проблем:

  1. Использование данных Интернета, дополнительной литературы

  2. Компенсация отсутствия преподавания технологии в 9х классах за счёт внеурочной работы

  3. Продолжение создания дидактического материала для 10 класса

  4. Создание детерминированных домашних заданий, с указанием сайтов, где обучающиеся могут использовать нужную им информацию

Чтобы изменить ситуацию к лучшему необходимо направлять работу на приобретение у обучающихся социального опыта, на осуществление перехода от конструкции «Образование на всю жизнь» к конструкции «Образование через всю жизнь».
















Раздел V

Список литературы

  1. Гилязова О.Г. Сущность социализации и ее механизм// Проблемы социального самоопределения учащейся молодежи в условиях современного общества: Материалы международной научно-практической конференции. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2003. – 1

  2. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения// Директор школы, 1995 - №4.

  3. Использование проектной деятельности на уроках технологии. 9 класс./ Сост. Бобровская А.Н., Долинина Г.Ф.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 112с.

  4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М.: Аркти, 2003.2 с. Романовская М. Б. Метод проектов в образовательном процессе. Методическое пособие. М/: Центр» Педагогический поиск», 2006.-160сМ.М.

  5. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2008.-272с.

  6. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.-4-изд., испр. И доп.- М.: АРКТИ, 2007.- 80с.

  7. Соколова В.А. Программа по трудовому обучению девочек. 5-9 классы/В.А Соколова.- М.: Дрофа, 2007-77(3)с.

  8. Ставрова О.Б. Использование компьютеров в школьных проектах. Ставрова О.Б.- М.: «Интеллект-Центр». 2005-96с. 

  9. Мелёхина С.И. Развитие познавательной активности школьников проектной деятельности. // Школа и производство, №7 - 2005.

  10. Щербакова С. Г., Выткалова Л.А., Кобченко Н.В.,Хуртова Т.В. Организация проектной деятельности в школе: система О-64 работы авт./.-сост. С.Г.Щербакова и др.- Волгоград: Учитель, 2009.-189с.

  11. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. СОСТ. С.Г. Щербакова.- Волгоград: ИТД ин.рес.«Корифей».-96с.

  12. Электронный учебник «Технология»

  13. http://www.it-.ru/Board.aspx?cat_no=4262&Tmpl=Thread&BoardId=4265&ThreadId=7918

  14. http://www.neya.ru/referat/pedagogika/9977/9978.html http://www.socspb.ru/edu/spetialist/publication/doc20712



Раздел VI

Приложения

Приложение №1 – Авторская программа элективного курса «Имидж девушки».

Приложение №2 –Фрагмент рабочей программы.

Приложение №3 – Конспекты уроков.

Приложение №4 –Презентации учеников.

Приложение №5 – Видеоматериалы, компьютерные презентации опыта.

Приложение №6 - Компьютерное обеспечение занятий. Презентации учителя.

Приложение №7 – Мастер-класс « Самое дорогое-жизнь».

Приложение №8 – Тексты выступлений, докладов.

Приложение №9 – Дидактический материал.hello_html_m4d466bb7.png

22


Обобщение опыта работы "Развитие познавательной активности через проектную деятельность"
  • Технология
Описание:

Материал представляет многолетний опыт работы учителя технологии, любящий свой предмет и своих учеников, это моё педагогическое кредо. Для достижения  целей обучения применимо проектное обучение. Этапы существования, которые проходит проектно-исследовательская деятельность школьников, объединяются тесным взаимодействием ребенка и учителя, без которого невозможно полноценное результативное обучение в группе. Поэтому проектная деятельность неотъемлема от процесса социализации, в ходе которой дети учатся искать решение поставленной задачи совместно, что способствует становлению коммуникабельности, развитию познавательной активности.

Автор Романова Елена Владимировна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 1304
Номер материала 40222
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓