Главная / Другое / Обобщение опыта работы по теме "Развитие инициативы и творческих способностей учащихся на уроках русского языка и во внеурочное время»

Обобщение опыта работы по теме "Развитие инициативы и творческих способностей учащихся на уроках русского языка и во внеурочное время»


















Обобщённый педагогический опыт

учителя начальных классов

муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Мартынюк Ольги Владимировны














Тема « Развитие инициативы и творческих способностей учащихся на уроках русского языка и во внеурочное время»

















Общие сведения об учителе


Мартынюк

Ольга Владимировна



Образование: высшее, Житомирский государственный педагогический институт имени И. Франко, 1990 г.


Специальность по диплому:

педагогика и методика начального обучения



Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№1» п.г.т. Уренгой Пуровского района ЯНАО



Должность: учитель начальных классов


Педагогический стаж: 32 лет


Стаж работы в занимаемой должности: 32 лет



Высшая квалификационная категория














































СОДЕРЖАНИЕ


1. Сведения об авторе.


2. Условия возникновения, становление опыта.


3. Обоснование актуальности и перспективности опыта.


4. Теоретическая база опыта.


5. Новизна опыта.


6. Ведущая педагогическая идея .


7. Технология опыта.


8. Результативность опыта

9.Адресносная направленность


10. Проблемы для перспективного решения


Приложение





























Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.

Ш.А. Амонашвили



Условия возникновения, становление опыта.

Каждое поколение приносит в судьбу человечества что-то свое, что-то качественно новое, то чего раньше не было. Чтобы мир развивался, чтобы совершались открытия мирового значения, вкус к открытиям подрастающее поколение должно почувствовать в школе. Школа должна выпускать из своих стен людей, способных по-новому взглянуть на хорошо известное, людей которым присущи нешаблонность, неординарность мышления.

Решить эти задачи возможно, если обучение в школе будет развивающим, личностно-ориентированным.

Личностно-ориентированное обучение – это в первую очередь - развитие природных способностей, а также развитие нравственных и эстетических чувств, развитие потребности в деятельности, при условии сохранения здоровья ребенка.

Большое внимание в своей работе уделяю развитию когнитивных способностей учащихся (внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления), поскольку младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития этих способностей. Главной проблемой при этом является организация такого развития на содержательном материале русского языка.

Развитие творческих способностей школьника не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач. Задача – это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли. Однако анализ учебной литературы по различным школьным предметам, наблюдения за работой учителей и учащихся зачастую показывают, что в широкой практике школьного обучения в большинстве случаев используются репродуктивные задачи, ориентирующие ученика на однозначные ответы, неактивизирующие его мыслительную деятельность. По данным некоторых исследователей, лишь 10% задач вызывают сенсорные продуктивные процессы, например, творческого видения, самостоятельного наблюдения, обращения внимания, быстроты схватывания. Среди них и те задачи, которые стимулируют познавательную активность школьников, содержат элементы неизвестности, противоречия, направлены на выяснение причин и взаимосвязей явлений, то есть задачи творческого уровня.



Обоснование актуальности и перспективности опыта

Развитие способностей ребенка в той или иной сфере возможно только при наличии существенных природных данных к этому, т.е. наиболее часто в практике обучения считается, что развивать способности нужно только у тех детей, у которых они уже есть. Я полагаю, что работа над развитием способностей ребенка необходима в отношении каждого ребенка, независимо от его природной одаренности. Просто результаты этой работы будут выражаться в разной степени развития этих способностей: для одних детей это будет значительное продвижение в уровне развития, для других – коррекция природной недостаточности в их развитии.

Теоретическая база опыта.

Опыт на основе теоретических положений В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, психологических исследований Р. Немова, А.К. Марковой, на основе современных образовательных технологий: технологии сотрудничества, на основе метода развития воображения, творческих способностей как необходимого условия формирования творческой личности и технического восприятия окружающего мира В.М. Шеймана и В.Ф. Шаталова, гуманно-личностной технологи Ш.А. Амонашвили, с использованием элементов технологий разноуровневого обучения.


Новизна опыта.

Подготовка учащихся к участию в конкурсах различного уровня требует наиболее индивидуального подхода к каждому ученику. Такой подход позволяет ученику проявить свои возможности и показать свой взгляд на создавшуюся ситуацию при решении конкретной задачи. Использование в практике работы информационно – коммуникационных технологий позволяют применять и современные средства обучения.



Ведущая педагогическая идея


- сотрудничество учителя и ученика на основе взаимного уважения и доверия;

- обучение без принуждения;

- освоил теорию проверь на практике.


Технология опыта.

Одним из средств, помогающих работать над общим развитием ребенка, считаю овладение новыми педагогическими технологиями. Так мною была освоена игровая технология, технология внутриуровневой дифференциации, здоровьесберегающая технология – методика В.Ф.Базарного, проблемное обучение, ИКТ.

У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Перед собой я поставила следующие задачи:

1) используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, настойчиво стимулировать процессы перестройки, переключения, поисковой активности;
2) учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить;
3) самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения


Результативность.

Результатом данной работы стало повышение мотивации учения (подтверждается данными психологов), положительные личностные изменения: дети стали более активными, открытыми, более свободными в общении, они открыли в себе новые возможности, что привело к повышению интеллектуальной инициативы. Дети жаждут новых уроков, новых тем, новых открытий и в себе, и в окружающем их мире. Им стало присуще стремление к самостоятельному поиску решений, стремление найти несколько вариантов решений предлагаемых заданий.

Успеваемость по русскому языку


2008 – 2009 учебный год

2 класс

2009 – 2010 учебный год

3 класс

2010 – 2011 учебный год

4 класс

Общая успеваемость

100%

100%

100%

Качественная успеваемость

76%

60 %

63%


Результативность участия в олимпиадах.


Олимпиады (интеллектуальный марафон)

Год

Класс

Место

Районные






2010/11

4

1 место командное (зональный тур);

Скородзиевская Д. – 1 место

Бызова А. – 2 место

Слипуха В. – 3 место


VIII Международная олимпиада по основам наук (русский язык)

2011/12

1

Дипломант второй степени – Проценко А.

Дипломанты третьей степени – Гаук Д.

Гасанов И.

Шостак Г.


Результативность участия в творческих конкурсах разного уровня.

Уровень

Название конкурсного мероприятия

Год

Класс

Результат

Районный

Фестиваль – конкурс детского творчества «Золотой ключик» в номинации «Художественное чтение»



2008/09

2

Давлетова Л. - Лауреат 1степени


3 районный Детский фестиваль «Планета чтения»

Литературная викторина «В мире сказок»

2009/10

3

Василюк А. – 1 место

Замятина А. – 2 место

Ворожбитова О. – 3 место


Окружной






III окружной дистанционный конкурс творческих работ «Гостеприимный Ямал»



2009/10

3







Василюк А. –

2 место








Всероссийский

Заочный Всероссийский конкурс «Познание и творчество». Номинация «Я знаю русский язык»


Международный игровой конкурс «Золотое руно»


2008/09

2









2

Давлетова Л. –

3 место

Хайретдинова А. - лауреат






2 место в регионе:

Хайретдинова А.

Нюкало Ю.


Международный игровой конкурс «Золотое руно»


Всероссийский конкурс «Русский медвежонок – 2009»

2009/10











3


1 место в районе: Ворожбитова О.

Скородзиевская Д


Прасолова Ю. – 1 место

Скородзиевская Д. – 2 место


Всероссийский дистанционный конкурс «Юный интеллектуал» (предметная область: математика, русский язык)



Всероссийская

дистанционная викторина «Предметный мир сказок Х.К. Андерсена»


Всероссийская дистанционная викторина «Эти удивительные части речи»




2010/11

4











4







4


1 место:

Василюк А.

Хайретдинова А.

Ворожбитова О.

2 место:

Прасолова Ю.

3 место:

Картиева Э. Кемеров И.


1 место:

Хайретдинова А.

Давлетова Л. Василюк А.

3 место:

Кемеров И.


1 место:

Скородзиевская Д.

Давлетова Л.

2 место:

Картиева Э.

Прасолова Ю.

3 место:

Замятина А.


Всероссийская дистанционная викторина «В гостях у Буквозная»


2011 -2012

1





1. Маслова А. –

1 место

2. Гасанов И. –

2 место

3. Шпичак А. –

2 место

Адресная направленность.


Можно рекомендовать использование опыта для учителей начальных классов и воспитателей группы продлённого дня.


Проблемы для перспективного решения

1.Интересным и перспективным может быть внедрение в практику работы «нестандартных» уроков, преследующих цель развития пространственного мышления, создания положительной мотивации, положительной эмоциональной опоры для обучения в старших классах.

Мой опыт работы показывает, что если материал вызывает у ребенка интерес, то он занимается изучением этого предмета с желанием, а, следовательно, во многих случаях и более успешно.

2. На современном этапе большего внимания заслуживает работа по развитию алгоритмических способностей, внедрение в практику системы работы с алгоритмизованными учебными средствами.

3. Перспективной формой работы с отдельными учащимися, проявляющими яркую одаренность, может стать создание индивидуального образовательного маршрута ученика.


Список литературы.

1. Ананьев Б.Г. Формирование одаренности.// Склонности и способности. - Л., изд-во ЛГУ, 2000.

2. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 2001.

3. Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. - М., 1989.

4. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. - М.: Педагогика, 1984.

5. Ковалев А.Г, Мясищев В.Н. Психологические особенности человека. Т. II Способности. - Изд-во Ленингр. ун-та, 1980

6. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьников: Избр. психол. тр. - М.: Педагогика, 1989.



ПРИЛОЖЕНИЕ.


Для эффективного интеллектуального и личностного развития детей необходимо включать на уроках развивающие игры и упражнения, направленные на развитие того или иного процесса.

Приведу некоторые виды работ, направленные на интеллектуальное развитие учащихся.

Тема урока "Слова, обозначающие действия предметов" (1 класс, русский язык). Написать слова каждой строки в последовательности, отражающей порядок событий; ответ обоснуйте.

Найди общее и отличное в словах всех строк:

убежал, испугался, увидел;

читает, открывает, закрывает;

цветёт, созревает, растёт.

Цель: развитие внимания, сообразительности, аналитико-синтетических способностей, речи, умения логически мыслить.

На минутке чистописания задание: "Определить порядок написания букв в данном ряду: Рра, Рре, Ррё, Рр…" (заглавная и строчная р чередуются с гласными буквами по порядку их расположения в алфавите).

Таким образом, ребята не только совершенствуют свой графический навык, но и развивают мышление, внимание, сообразительность, наблюдательность, речевые и аналитико-синтетические способности.


Для развития у детей мыслительных операций анализа и синтеза можно предложить следующие задания:

  1. Составить слово из последних слогов данных слов:

ПОЛОСА, ПИСЬМО, ВЕРТОЛЁТ (САМОЛЁТ)

  1. Составить слова, исключив по одной букве из данных слов. (Может быть несколько вариантов)

Гhello_html_647fc87c.gifhello_html_m50838454.gifhello_html_m50838454.gifhello_html_m50838454.gifРОМ


hello_html_647fc87c.gifhello_html_m50838454.gifhello_html_m50838454.gifhello_html_m50838454.gifhello_html_m50838454.gifКОРКА


hello_html_647fc87c.gifhello_html_m50838454.gifhello_html_m50838454.gifhello_html_m50838454.gifhello_html_m50838454.gifГОРКА


hello_html_647fc87c.gifhello_html_m50838454.gifhello_html_m50838454.gifhello_html_m50838454.gifКРОТ


Научить ребёнка узнавать предметы по заданным признакам помогут загадки.

Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся. Создаваемый на уроках благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием эффективной адаптации младшего школьника к условиям новой для него среды и успешного протекания всей последующей учебной деятельности.


Развивающий курс «Умники и умницы», который провожу в режиме ГПД.

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся, на основе системы развивающих занятий.


Основные задачи курса:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

  2. развитие психических познавательных процессов: памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

  3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

  4. формирование навыков творческого мышления и развития умения решать нестандартные задачи;

  5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

  6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

  7. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.


Программа направлена на развитие познавательных способностей учащихся, учит школьников самостоятельно мыслить и творчески работать, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок на занятиях снижает тревожность, боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как средству развития личности.

Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды, что интересно данному возрасту. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.

В соответствии с особенностями и целями применения разного рода задач можно использовать базовую модель урока, направленного на РТС в системе занятий по различным учебным предметам. Его структура включает в себя четыре этапа.

Первый этап. Разминка. На этом этапе преобладают репродуктивные задачи, хотя доля репродукции успешно снижается за счёт ограничения времени на ответ, применения “обманных” заданий, чередования вопросов из разных областей знаний, что помогает развитию у детей способности быстро переключать внимание с одной деятельности на другую.

Цель применения познавательных задач во время разминки: способствовать подготовке памяти, актуализация полученных ранее знаний к выполнению творческих заданий, создание благоприятного эмоционального фона.

Второй этап. Развитие психических механизмов как основы РТС (памяти, внимания, воображения, наблюдательности). Развитое мышление, по выражению П.П. Блонского, проявляет себя в рациональных способах запоминания и припоминания. На этом этапе следует заниматься работой по формированию и усовершенствованию на основе специально разработанных репродуктивных и логически-поисковых задач, ввода рациональных приёмов (в том числе и алгоритмов), ориентированных на организацию управляемой (а не путём проб и ошибок) деятельности учащихся.

Третий этап. Решение частично-поисковых задач разного уровня. Иногда говорят, что умение творить – удел немногих и творческая личность является даром богов. Может быть, в этом есть доля истины, так как известно, что Пушкины и Моцарты рождаются достаточно редко. Но мы говорим не о воспитании гениев, а о формировании личности, умеющей мыслить самостоятельно, нестандартно. Когда одного из французских математиков спросили, почему он такой гениальный, ответ был следующим: “Потому что я знаю три тысячи алгоритмов!” По мнению П.Я. Гальперина, инсайт, присущий открытиям, – это свёрнутый алгоритм и интеллектуальное творчество проявляется в умении человека в нужный момент “достать” из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения. Задачи данного этапа и выражают именно такой подход к проблеме развития творческих способностей.

Четвёртый этап. Решение творческих задач, которые можно разделить на два типа. Первый – это собственно творческие задания, которые связаны с той или иной учебной дисциплиной. Они требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний. Второй – это задачи повышенной трудности интегративного характера. Они отличаются тем, что одно и то же задание ориентировано на применение знаний из различных школьных дисциплин одновременно, то есть на интеграцию знаний и способов деятельности в целом.

Итак, в течение, 35 минут необходимо ответить на 10–15 вопросов разминки, затем сделать по 2–3 задания на развитие памяти, внимания, речи и, наконец, выполнить по 2–3 частично-поисковых, логических, творческих задач.

Занятие «Мир фантазии», 2 класс.

«Домик для Карлсона».

Предлагаю построить на крыше для героя новый домик. Для этого отвечаем на такие вопросы:

  • Из какого материала он построен и почему?

  • На крыше какого дома он построен и почему?

  • Из чего сделаны пол, стены, потолок, окна и почему?

  • Куда выходят окна и почему?

  • В какой цвет выкрашен домик и почему?

Игра-проблема: «Обоснуй версию».

  • Человек выше из дома, сел на землю, вынул из кармана ключи, приложил их ко лбу;

  • Сегодня утром твоя кошка сидела на автобусной остановке;

  • Вчера в школу ты нес большую длинную палку; и др.

В любом человеке могут расцвести сотни

неожиданных талантов и способностей,

если ему просто предоставить

для этого возможность.

Д.Лессинг



Обобщение опыта работы по теме "Развитие инициативы и творческих способностей учащихся на уроках русского языка и во внеурочное время»
  • Другое
Описание:

 

Обобщённый педагогический опыт

 учителя начальных классов

 муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №1»

                                   Мартынюк   Ольги   Владимировны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема « Развитие инициативы и творческих способностей учащихся на уроках  русского языка и во внеурочное время»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общие сведения  об учителе

 

 

Мартынюк

Ольга   Владимировна

 

 

Образование: высшее,  Житомирский                 государственный   педагогический институт имени И. Франко, 1990 г.

 

Специальность по диплому: 

 педагогика и методика начального обучения

 

 

Место работы:    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№1» п.г.т. Уренгой  Пуровского района ЯНАО

 

 

Должность: учитель начальных классов

 

Педагогический стаж:    32 лет

          

 

Стаж работы в занимаемой должности:    32 лет

 

 

 Высшая квалификационная категория

 

 

 

                                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.  Сведения об авторе.                                                                                                                      

 

 2. Условия  возникновения, становление опыта.                                                               

 

3. Обоснование актуальности и перспективности опыта.                                              

 

 4. Теоретическая база опыта.                                                                                                                                          

 

 5. Новизна опыта.                                                                                        

 

 6. Ведущая педагогическая идея .

 

7. Технология опыта. 

 

8. Результативность опыта     

                                                                                  

9.Адресносная направленность                                                                                   

 

 10. Проблемы для перспективного решения

 

                                                                     

  Приложение                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                          

 

Если хочешь воспитать в детях      смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной  работе, самостоятельность как личностную    черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы  искорки  их  мыслей  образовывали  царство мыслей, дай возможность им  почувствовать себя в нём властелинами.

                                                                                                      Ш.А. Амонашвили

 

 

Условия  возникновения, становление опыта.                                                              

Каждое поколение приносит в судьбу человечества что-то свое, что-то качественно новое, то чего раньше не было. Чтобы мир развивался, чтобы совершались открытия мирового значения, вкус к открытиям подрастающее поколение должно почувствовать в школе. Школа должна выпускать из своих стен людей, способных по-новому взглянуть на хорошо известное, людей которым присущи нешаблонность, неординарность мышления.

Решить эти задачи возможно, если обучение в школе будет развивающим, личностно-ориентированным.

  Личностно-ориентированное обучение – это в первую очередь - развитие природных способностей, а также развитие нравственных и эстетических чувств, развитие потребности в деятельности,  при условии сохранения здоровья ребенка.

Большое внимание в своей работе уделяю развитию когнитивных способностей учащихся (внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления), поскольку младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития этих способностей. Главной проблемой при этом является организация такого развития на содержательном материале  русского языка.

Развитие творческих способностей школьника не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач. Задача – это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли. Однако анализ учебной литературы по различным школьным предметам, наблюдения за работой учителей и учащихся зачастую показывают, что в широкой практике школьного обучения в большинстве случаев используются репродуктивные задачи, ориентирующие ученика на однозначные ответы, неактивизирующие его мыслительную деятельность. По данным некоторых исследователей, лишь 10% задач вызывают сенсорные продуктивные процессы, например, творческого видения, самостоятельного наблюдения, обращения внимания, быстроты схватывания. Среди них и те задачи, которые стимулируют познавательную активность школьников, содержат элементы неизвестности, противоречия, направлены на выяснение причин и взаимосвязей явлений, то есть задачи творческого уровня.

 

Обоснование актуальности и перспективности опыта

Развитие способностей ребенка в той или иной сфере возможно только при наличии существенных природных данных к этому, т.е. наиболее часто в практике обучения считается, что развивать способности нужно только у тех детей, у которых они уже есть. Я полагаю, что работа над развитием способностей ребенка необходима в отношении каждого ребенка, независимо от его природной одаренности. Просто результаты этой работы будут выражаться в разной степени развития этих способностей: для одних детей это будет значительное продвижение в уровне развития, для других – коррекция природной недостаточности в их развитии.

Теоретическая база опыта.

       Опыт  на основе теоретических положений  В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, психологических исследований  Р. Немова,  А.К. Марковой, на основе современных образовательных  технологий: технологии сотрудничества, на основе метода развития воображения, творческих способностей как необходимого условия формирования творческой личности и технического восприятия окружающего мира В.М. Шеймана и В.Ф. Шаталова, гуманно-личностной технологи  Ш.А. Амонашвили, с использованием элементов технологий разноуровневого обучения.

 

Новизна опыта.

Подготовка учащихся к участию в конкурсах  различного уровня требует наиболее индивидуального подхода к каждому ученику. Такой подход позволяет ученику проявить свои возможности и показать свой взгляд на создавшуюся ситуацию при решении конкретной задачи.  Использование в практике работы  информационно – коммуникационных  технологий  позволяют применять и современные средства обучения.

 

 

Ведущая педагогическая идея

 

- сотрудничество учителя и ученика на основе взаимного уважения и доверия;

 - обучение без принуждения;

- освоил теорию проверь на практике.

 

Технология опыта.

Одним из средств, помогающих работать над общим развитием ребенка, считаю овладение новыми педагогическими технологиями. Так мною была освоена игровая технология, технология внутриуровневой дифференциации,  здоровьесберегающая технология – методика В.Ф.Базарного, проблемное обучение, ИКТ.

           У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Перед собой я поставила следующие задачи:

1) используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, настойчиво стимулировать процессы перестройки, переключения, поисковой активности;
2) учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить;
3) самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения

 

Результативность.

    Результатом данной работы стало повышение мотивации учения (подтверждается данными психологов), положительные личностные изменения: дети стали более активными, открытыми, более свободными в общении, они открыли в себе новые возможности, что привело к повышению интеллектуальной инициативы. Дети жаждут новых уроков, новых тем, новых открытий и в себе, и в окружающем их мире. Им стало присуще стремление к самостоятельному поиску решений, стремление найти несколько вариантов решений предлагаемых заданий.

Успеваемость по русскому языку

 

2008 – 2009 учебный год

2 класс

2009 – 2010 учебный год

3 класс

2010 – 2011 учебный год

4 класс

Общая успеваемость

100%

100%

100%

Качественная успеваемость

76%

60 %

63%

 

Результативность участия в олимпиадах.

 

Олимпиады (интеллектуальный марафон)

Год

Класс

Место

Районные

 

 

 

 

 

2010/11

4

1 место командное (зональный тур);

Скородзиевская Д. – 1 место

Бызова А. – 2 место

Слипуха В. – 3 место

 

VIII Международная олимпиада по основам наук (русский язык)

2011/12

1

Дипломант второй степени – Проценко А.

Дипломанты третьей степени – Гаук Д.

Гасанов И.

Шостак Г.  

 

Результативность участия в творческих конкурсах разного уровня.

Уровень

Название конкурсного мероприятия

Год

Класс

Результат

Районный

Фестиваль – конкурс детского творчества «Золотой ключик»  в номинации «Художественное чтение»

 

 

2008/09

2

Давлетова Л. - Лауреат 1степени

 

3 районный Детский фестиваль «Планета чтения»

Литературная викторина «В мире сказок»

2009/10

3

Василюк А. – 1 место

Замятина А. – 2 место

Ворожбитова О. – 3 место

 

Окружной

 

 

 

 

 

III окружной дистанционный конкурс  творческих работ «Гостеприимный Ямал»

 

 

2009/10

3

 

 

 

 

 

 

Василюк А. –

2 место

 

 

 

 

 

 

 

Всероссийский

Заочный  Всероссийский конкурс «Познание и творчество».  Номинация «Я знаю русский язык»

 

Международный  игровой  конкурс «Золотое руно»

 

2008/09

2

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Давлетова Л. –

3 место

Хайретдинова А. - лауреат

 

 

 

 

 

2 место в  регионе:

Хайретдинова А.

Нюкало Ю.

 

Международный  игровой  конкурс «Золотое руно»

 

Всероссийский конкурс «Русский медвежонок – 2009»

2009/10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

1 место в районе: Ворожбитова О.

Скородзиевская Д

 

Прасолова Ю. – 1 место

Скородзиевская Д. – 2 место

 

Всероссийский дистанционный  конкурс «Юный интеллектуал» (предметная область: математика, русский язык)

 

 

Всероссийская

дистанционная  викторина «Предметный мир сказок Х.К. Андерсена»

 

Всероссийская дистанционная викторина  «Эти удивительные части речи»

 

 

 

2010/11

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

4

 

1 место:

 Василюк А.

 Хайретдинова А.

Ворожбитова О.

2 место:

Прасолова Ю.

3 место:

 Картиева Э. Кемеров И.

 

1 место:

Хайретдинова А.

 Давлетова Л.  Василюк А.

3 место:

 Кемеров И.

 

1 место:

Скородзиевская Д.

 Давлетова Л.

2 место:

Картиева Э.

 Прасолова Ю.

3 место:

Замятина А.

 

Всероссийская дистанционная викторина «В гостях у Буквозная»

 

2011 -2012

1

 

 

 

 

1. Маслова А. –

        1 место                     

2. Гасанов И. –

       2 место                      

3. Шпичак А. –

       2 место                                                 

Адресная направленность.

 

     Можно рекомендовать использование опыта  для учителей  начальных классов и воспитателей группы продлённого дня.

 

   

 Проблемы для перспективного решения

   1.Интересным и перспективным может быть внедрение в практику работы «нестандартных» уроков, преследующих цель развития пространственного мышления, создания положительной мотивации, положительной эмоциональной опоры для обучения  в старших классах.

  Мой  опыт работы показывает, что если материал вызывает у ребенка интерес, то он занимается изучением этого предмета с желанием, а, следовательно, во многих случаях и более успешно.

2. На современном этапе большего внимания заслуживает работа по развитию алгоритмических способностей, внедрение в практику системы работы с алгоритмизованными учебными средствами.

3. Перспективной формой работы с отдельными учащимися, проявляющими яркую одаренность, может стать создание индивидуального образовательного маршрута ученика.

 

Список литературы.

1. Ананьев Б.Г. Формирование одаренности.// Склонности и способности. - Л., изд-во ЛГУ, 2000.

2. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 2001.

3. Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. - М., 1989.

4. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. - М.: Педагогика, 1984.

5. Ковалев А.Г, Мясищев В.Н. Психологические особенности человека. Т. II Способности. - Изд-во Ленингр. ун-та, 1980

6. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьников: Избр. психол. тр. - М.: Педагогика, 1989.


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.

 

              Для эффективного интеллектуального и личностного развития детей необходимо включать на уроках развивающие игры и упражнения, направленные на развитие того или иного процесса.

     Приведу некоторые виды работ, направленные на интеллектуальное развитие учащихся.

Тема урока "Слова, обозначающие действия предметов" (1 класс, русский язык). Написать слова каждой строки в последовательности, отражающей порядок событий; ответ обоснуйте.

Найди общее и отличное в словах всех строк:

убежал, испугался, увидел;

читает, открывает, закрывает;

цветёт, созревает, растёт.

Цель: развитие внимания, сообразительности, аналитико-синтетических способностей, речи, умения логически мыслить.

На минутке чистописания задание: "Определить порядок написания букв в данном ряду: Рра, Рре, Ррё, Рр…" (заглавная и строчная р чередуются с гласными буквами по порядку их расположения в алфавите).

     Таким образом, ребята не только совершенствуют свой графический навык, но и развивают мышление, внимание, сообразительность, наблюдательность, речевые и аналитико-синтетические способности.

 

Для развития у детей мыслительных операций анализа и синтеза можно предложить следующие задания:

  1. Составить слово из последних слогов данных слов:

ПОЛОСА, ПИСЬМО, ВЕРТОЛЁТ (САМОЛЁТ)

  1. Составить слова, исключив по одной букве из данных слов. (Может быть несколько вариантов)

ГРОМ                 

 

      КОРКА                                                                       

 

      ГОРКА                                                                          

 

      КРОТ                                                                     

 

Научить ребёнка узнавать предметы по заданным признакам помогут загадки.

     Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся. Создаваемый на уроках благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием эффективной адаптации младшего школьника к условиям новой для него среды и успешного протекания всей последующей учебной деятельности.

 

 Развивающий курс  «Умники и умницы», который провожу в режиме ГПД.

Цель данного курса:  развитие познавательных способностей учащихся, на основе системы развивающих занятий.

 

Основные задачи курса:

1)      развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации,  умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

2)      развитие психических познавательных процессов: памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

3)      развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано  доказывать свою точку зрения;

4)      формирование навыков творческого мышления и развития умения решать нестандартные задачи;

5)      развитие познавательной активности  и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

6)      формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

7)      формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин  и в практической деятельности.

 

        Программа направлена на развитие познавательных способностей учащихся, учит школьников самостоятельно мыслить и творчески работать, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.  Во время занятий происходит становление  у детей развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок на занятиях снижает тревожность, боязнь ошибочных ответов.  В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как средству развития личности.

               Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр.  На занятиях применяются занимательные и доступные  для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды, что интересно данному возрасту.   Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.

           В соответствии с особенностями и целями применения разного рода задач можно использовать базовую модель урока, направленного на РТС в системе занятий по различным учебным предметам. Его структура включает в себя четыре этапа.

  Первый этап. Разминка. На этом этапе преобладают репродуктивные задачи, хотя доля репродукции успешно снижается за счёт ограничения времени на ответ, применения “обманных” заданий, чередования вопросов из разных областей знаний, что помогает развитию у детей способности быстро переключать внимание с одной деятельности на другую.

Цель применения познавательных задач во время разминки: способствовать подготовке памяти, актуализация полученных ранее знаний к выполнению творческих заданий, создание благоприятного эмоционального фона.

     Второй этап. Развитие психических механизмов как основы РТС (памяти, внимания, воображения, наблюдательности). Развитое мышление, по выражению П.П. Блонского, проявляет себя в рациональных способах запоминания и припоминания. На этом этапе следует заниматься работой по формированию и усовершенствованию на основе специально разработанных репродуктивных и логически-поисковых задач, ввода рациональных приёмов (в том числе и алгоритмов), ориентированных на организацию управляемой (а не путём проб и ошибок) деятельности учащихся.

  Третий этап. Решение частично-поисковых задач разного уровня. Иногда говорят, что умение творить – удел немногих и творческая личность является даром богов. Может быть, в этом есть доля истины, так как известно, что Пушкины и Моцарты рождаются достаточно редко. Но мы говорим не о воспитании гениев, а о формировании личности, умеющей мыслить самостоятельно, нестандартно. Когда одного из французских математиков спросили, почему он такой гениальный, ответ был следующим: “Потому что я знаю три тысячи алгоритмов!” По мнению П.Я. Гальперина, инсайт, присущий открытиям, – это свёрнутый алгоритм и интеллектуальное творчество проявляется в умении человека в нужный момент “достать” из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения. Задачи данного этапа и выражают именно такой подход к проблеме развития творческих способностей.

 Четвёртый этап. Решение творческих задач, которые можно разделить на два типа. Первый – это собственно творческие задания, которые связаны с той или иной учебной дисциплиной. Они требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний. Второй – это задачи повышенной трудности интегративного характера. Они отличаются тем, что одно и то же задание ориентировано на применение знаний из различных школьных дисциплин одновременно, то есть на интеграцию знаний и способов деятельности в целом.

      Итак, в течение, 35 минут необходимо ответить на 10–15 вопросов разминки, затем сделать по 2–3 задания на развитие памяти, внимания, речи и, наконец, выполнить по 2–3 частично-поисковых, логических, творческих задач.

Занятие «Мир фантазии», 2 класс.

«Домик для Карлсона».

Предлагаю построить на крыше для героя  новый домик. Для этого отвечаем на такие вопросы:

-          Из какого материала он построен и почему?

-          На крыше какого дома он построен и почему?

-          Из чего сделаны пол, стены, потолок, окна и почему?

-          Куда выходят окна и почему?

-          В какой цвет выкрашен домик и почему?

Игра-проблема: «Обоснуй версию».

-          Человек выше из дома, сел на землю, вынул из кармана ключи, приложил их ко лбу;

-          Сегодня утром твоя кошка сидела на автобусной остановке;

-          Вчера в школу ты нес большую длинную палку; и др.

 

   В любом человеке могут расцвести сотни

неожиданных талантов и способностей,

если ему просто предоставить

 для этого возможность.

                                                                                       Д.Лессинг

 

 

Автор Мартынюк Ольга Владимировна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 1034
Номер материала 2806
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓