Главная / Иностранные языки / Обобщение опыта работы по теме "Проектная методика на уроках английского языка и во внеурочной деятельности"

Обобщение опыта работы по теме "Проектная методика на уроках английского языка и во внеурочной деятельности"

Метод проектов как средство развития творческого потенциала учащихся при изучении иностранного языка.

(Обобщение опыта работы)

Агафонова Н.Н., учитель английского языка МОУ лицея №5

Модернизация российского образования с неизбежностью влечёт за собой необходимость поиска новых подходов к преподаванию иностранного языка. Обращение к нетрадиционным формам обучения предполагает влияние педагога на деятельность каждого ученика и вовлечение его в активную учебно-практическую деятельность. Одной из наиболее органичных и эффективных форм преподавания английского языка является метод проектов. В проектной работе учащиеся включаются в организуемую педагогом поисковую учебно-познавательную деятельность. Педагог опирается при этом на уже имеющиеся возможности, способности детей к творческому мышлению.

На мой взгляд, метод проектов как никакой другой, обеспечивает личностно-ориентированное воспитание и обучение, способствует развитию творческого потенциала учащихся. Проектная методика даёт учителю возможность включить учащихся в реальное общение, наиболее насыщенное иноязычными контактами, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд, и увидеть реальные, а не только полученные в ходе игры результаты своего труда.

Я широко применяю этот метод в своей работе. Ученики всегда охотно откликаются на предложение дополнительно поработать над темой, таким образом, закрепляя и расширяя свои познания, проявляя творческую инициативу и развивая свои творческие способности.  Существуют следующие типы проектов:

Исследовательские.Данный тип требует хорошо продуманную систему проекта, четко сформулированные перед началом выполнения проекта цели, заинтересованность каждого участника проекта, социальную значимость, продуманные методы экспериментальных и опытных работ, методы обработки результатов.Подобные проекты были выполнены с учениками 10 классов. Первый был посвящён исследованию кровного родства двух династий: Виндзоров и Романовых. Учащимися было изучено, переведено на английский язык очень много материалов из литературы, исторических документов, воспоминаний. Это было действительно глубокое исследование темы, на которое ушло много времени, почти целый год работы. Не обошлись и без интернет-ресурсов. Работа получилась многогранная и очень интересная. Она была представлена на областном семинаре, посвящённому методу проектов, с ней познакомились учащиеся старших классов лицея во время проведения недели английского языка. И, наконец, проект был представлен на районной конференции исследовательских, творческих и проектных работ учащихся, где занял 1 место в номинации «Иностранные языки».

Творческие. Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и развивается, подчиняясь принятой самими учащимися схеме. Однако прежде чем начать разработку такого проекта, следует заранее договориться о желаемых, планируемых результатах. Это могут быть сочинения, стенгазеты, видеофильмы и т.д. Подобные проекты были выполнены моими учениками на темы: «Уинстон Черчилль. Политик и человек искусства», «Фёдор Денисович Константинов. Иллюстрации к произведениям английских и американских писателей и поэтов», «Марк Твен в России, о России, для России» и «Что значит быть королевой. К 60-летию правления королевы Великобритании Елизаветы II». В ходе работы над первым проектом учащиеся ставили своей целью узнать как можно больше о творчестве премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля в качестве художника и проследить за его карьерой не только как выдающегося политического деятеля, но и как живописца. Было выявлено много интересных фактов о том, что побудило политика взять в руки кисти и краски, какие моменты жизни способствовали развитию его творческих способностей. Второй проект был посвящён 100-летию со дня рождения нашего земляка Ф.Д. Константинова, который внёс большой вклад в развитие литературы и искусства не только в России но и зарубежных стран. Наряду с творчеством выдающегося художника, ученики знакомились с произведениями Вильяма Шекспира, Марка Твена, Байрона. Работа способствовала развитию личности учеников, духовно обогащала их. Работая над этим проектом попутно натолкнулись на материал о пребывании в России американского писателя Марка Твена, что послужило стимулом к работе над следующим проектом. Так один за другим появлялись творческие работы учеников. Старания были вознаграждены. Все эти проекты занимали первые места на районных конференциях творческих работ.

Ролево-игровые. Втаких проектах также структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Каждый участник выбирает для себя определенную роль, обусловленную характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи, герои, имитирующие социальные и деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты подобных проектов могут быть обговорены заранее, а могут вырисовываться ближе к концу работы. Проекты «Чайковский в Клину» и «Битлз» являются именно ролево-игровыми. Во время презентации ученики исполняли роли иностранных туристов, гидов, участников группы «Битлз».

Практико-ориентированные. Такой тип отличает четко обозначенная с самого начала цель деятельности участников проекта, которая, в свою очередь, должна быть ориентирована на социальные интересы самих участников. Результатом работы могут быть газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона и т.д. Проект подобного рода требует хорошо продуманную структуру, возможно, даже сценарий всей деятельности его участников, определяющий функции каждого, участие каждого в обработке и оформлении иноязычной информации. Во время работы над такими проектами особенно важна хорошая организация обсуждения, корректировки, презентации полученных результатов и возможных способов иностранных применения их на практике. Одним из последних был именно такой проект под названием «Святая Земля Зарайская». Его выполняли учащиеся 10-11 классов под нашим совместным руководством с Жариковой Валентиной Фёдоровной. Практическая значимость проекта заключалась в том, что его можно будет представлять зарубежным гостям нашего города для знакомства с православным Зарайском и его окрестностями. Для этого проекта ученики сделали фотовыставку, сняли видео фильм и даже написали музыку собственного сочинения. Проект был представлен на зональном семинаре классных руководителей и вызвал огромный интерес.

Монопроекты. Данные проекты лучше проводить по наиболее сложным темам, связанным со страноведческой, социальной тематикой. Они требуют четкой структуризации, лучше с поурочным планированием, с четким обозначением конечных целей и задач, а также знаний, умений, приобретаемых учениками в ходе разработки проекта. Заранее обозначается и форма. Такого рода проекты были представлены учениками 9 классов по теме «Экологические проблемы» на завершающем изучение данной темы уроке.

Межпредметные проекты. Такого рода проекты выполняются во внеурочное время. Они могут объединять как несколько предметов, так и решать достаточно сложные проблемы, например, проблемы сохранения окружающей среды, исследования творчества писателей, работающих в одном жанре и т.д. Такие проекты требуют четкой координации работы всех учителей-предметников, хорошо проработанные формы промежуточного контроля и итоговой презентации. Вместе с учителем физики Тищенко Людмилой Викторовной мы с учениками подготовили проект «Исаак Ньютон». В роли Ньютона, его современников выступали старшеклассники. Была воссоздана эпоха того времени благодаря целому спектаклю, который и явился презентацией этого проекта.

Работа над проектом – это, в первую очередь, самостоятельная работа ученика по решению какой-либо проблемы, требующая умения поставить проблему, наметить способы её решения, спланировать работу, подобрать необходимый материал и т.д. Таким образом, в процессе этой деятельности ученик развивает свои интеллектуальные умения, такие черты характера, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, приобретает определённые учебные навыки, а обученность через овладение знаниями, умениями, навыками обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию в обществе, что немаловажно в сегодняшнем постоянно меняющемся мире.

Рассмотрим подробно каждый этап работы над проектом.

Первый этап –поисковый:предложение темы исследования. Выбор проблемы / проблем проекта. На данном этапе учитель должен решить первую задачу: создать условия для становления субъектности личности. Следующей задачей является необходимость включения учащихся в работу над самим проектом. Первый этап призван заинтересовать каждого ученика в выполнении проекта. Он также важен и для самого учителя, так как на этом этапе происходит и его собственная презентация в глазах учеников, способность эффективно поддерживать их при разработке проекта, избегать осложнений, решать возникающие проблемы.Выбор тематики проектов зависит от конкретной ситуации. Тематика проектов может касаться какого-либо теоретического вопроса, с целью углубить знания учеников по нему. Чаще же темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для жизни школьника в социуме, требующему привлечения его собственного жизненного опыта и включения в различные среды.

Тема проекта может быть предложена и самими учащимися. В старшем школьном возрасте ученики вполне могут самостоятельно сформулировать проблемы и исследовательские познавательные задачи, что и должно активно поощряться учителем и незаметно для учащихся направляться им. Это позволит учителю выявить степень самостоятельности мышления школьников, их умение увидеть проблему; он может определить степень осведомленности учеников в конкретной предметной области, выявить их индивидуальные интересы.

Второй этап – аналитический: Согласование общей линии разработки проекта. Формирование групп. Составление подробного плана работы над проектом. Обсуждение путей сбора информации и осуществление поисковой работы. Обсуждение первых Используя метод проектов при обучении и воспитании учащихся на уроках английского языка, педагог создаёт условия для самостоятельной работы учащихся, активизирует их творческую активность. Работа над проектом – это самостоятельно планируемая деятельность учащихся. Она выражается в том, что ученики запрашивают дополнительную информацию у учителя или добывают её из различных источников, консультируются друг с другом и, при необходимости, с учителем, высказывают своё отношение к выполняемым заданиям, принимают на себя ответственность за ход и результаты процесса овладения иностранным языком, таким образом, в центр процесса обучения ставится сам школьник, его реальные потребности.

Третий этап – практический: оформление работы над проектом. Презентация проекта. Обсуждение презентации и полученных результатов. На этом этапе происходит сбор всего материала, обсуждение итоговой презентации, подготовка к заключительному занятию проводятся учащимися самостоятельно, но учитель, не вмешиваясь, отслеживает работу, беседуя с членами группы, знакомясь с анкетами и дневниками каждого или группы в целом.

На этапе разработки проекта, когда идёт обсуждение, больше включены в работу такие речевые умения, как говорение и аудирование, а когда учащиеся подбираю материал и делают записи – чтение и письмо. Во время презентации может быть выбрана форма доклада, коллажа, газеты для представления полученных результатов и их комментирование; в любом случае, в качестве основных умений, которые должны продемонстрировать школьники, будут выступать устная речь и письмо.Лучше всего обсуждать проект, завершая изучение какой-либо темы или параграфа, так как в ходе этого обсуждения учащиеся будут использовать уже знакомый грамматический и лексический материал.

Четвёртый этап – презентация. Она завершает, подытоживает работу над проектом и важна как для учащихся, так и для учителя, которые должны планировать ход и форму проведения презентации уже с самого начала работы над проектом. Выбранный способ презентации или опирается на уже сформированные умения проводить публичные выступления и демонстрации, или в процессе работы над проектом эти умения формируются и развиваются. На презентации может происходить демонстрация или альбома, или альманаха или устного доклада. Результат может быть предъявлен в виде концерта, спектакля, видеосюжета (фильма), слайд-шоу, web-сайта и прочего. Вид и форма продукта определяются при постановке цели и задач проекта.

Формы проведения презентации подбираются с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их личным выбором и предпочтениями. В процессе презентации важно поддержать положительную тональность в оценке результатов, какими бы мизерными они ни казались, инициировать конструктивную и доброжелательную дискуссию па оценке предъявленного. Презентация проекта важна и для самосознания каждого участника группы. Выступление перед одноклассниками, приглашенными гостями даёт возможности каждому ученику публично проявить себя. Выступая с докладом, школьники учатся правильно держаться перед слушателями, преодолевать застенчивость, скованность, а также, давая пояснения, включать необходимую аудио-видеотехнику. Быть может, важнее даже просто увидеть свою фамилию в списке исполнения проекта. Не менее важна в этой ситуации и оценка окружающих, похвала, одобрение или же критические замечания.

Пятый этап – контрольный. На этом этапе происходит отчёт, оценка результатов проекта и общего хода над ним, а так же планирование тем будущих проектов. Учитель на данном этапе слушает отчеты участников проекта, задаёт вопросы, а так же записывает наиболее типичные ошибки участников дискуссии для их дальнейшего обсуждения.

Таким образом, рассмотрев основные этапы работы над проектом и особенности каждого из них, мы можем сказать, что при поиске необходимой информации, при работе с необходимым языковым материалом, при совместной работе в группах, обсуждении собранной информации учащиеся используют все четыре вида иноязычной речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо.

 В заключении хочу сказать что метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем, роль которого меняется от контролера до равноправного партнера и консультанта. Собирая и анализируя информацию, учащиеся делают устные и письменные сообщения, советуются друг с другом, спорят, чтобы прийти к одному мнению.

Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям 21 века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека индустриального общества.

Немаловажное значение имеет и тот факт, что дети работают в малых группах. В группе всегда есть учащиеся с различным уровнем языковой подготовленности. При традиционной форме проведения занятий менее подготовленные ученики отмалчиваются. В работе над проектом каждый ученик вносит свою лепту в его реализацию в зависимости от знаний и личностных интересов. Каждый в равной мере несет ответственность за выполнение проекта и должен представить результаты своей работы.

Проектная деятельность воспитывает и развивает самостоятельность учащихся в проявлении себя, ведь в процессе групповой совместной деятельности они, прежде всего, учатся высказывать своё мнение, слышать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, учатся поиску согласия, выработка общего мнения о том, что и как надо делать.

Список литературы

1.  Барменкова О.И. О работе над проектом.//Иностранные языки в школе.-1997.-№3 2.  Зимняя И.А., Сахаров Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку.//Иностранные языки в школе.-1999.-№5 3.  Мартынова Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского языка.//Иностранные языки в школе.-1999.-№4 4.  Полат Е.С. Метод проектов на уроках английского языка.// Иностранные языки в школе.-2000.-№2,3







Обобщение опыта работы по теме "Проектная методика на уроках английского языка и во внеурочной деятельности"
  • Иностранные языки
Описание:

На мой взгляд, метод проектов как никакой другой, обеспечивает личностно-ориентированное воспитание и обучение, способствует развитию творческого потенциала учащихся. Проектная методика даёт учителю возможность включить учащихся в реальное общение, наиболее насыщенное иноязычными контактами, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд, и увидеть реальные, а не только полученные в ходе игры результаты своего труда. Я широко применяю этот метод в своей работе. Ученики всегда охотно откликаются на предложение дополнительно поработать над темой, таким образом, закрепляя и расширяя свои познания, проявляя творческую инициативу и развивая свои творческие способности.                                                                                                                                    

Автор Агафонова Наталья Николаевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Иностранные языки
Подраздел
Просмотров 922
Номер материала 50076
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓