Главная / Обществознание / Обобщение опыта работы по теме "Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания через интерактивные формы работы"

Обобщение опыта работы по теме "Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания через интерактивные формы работы"

Управление образования администрации округа Муром


МБОУ «ЯКИМАНСКО-СЛОБОДСКАЯ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»







ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА



Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания через интерактивные формы работы



учителя истории и обществознания высшей квалификационной категории

Сорокина Евгения Александровича




















Округ Муром 2013год



  1. Условия возникновения и становления опыта.

Данный опыт посвящен одной из проблем современного образования: как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке. В этом помогает компетентностный подход, применяемый для обучения школьников.

Педагогический опыт «Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания через интерактивные формы работы» реализуется мною в условиях муниципального общеобразовательного учреждения «Якиманско - Слободская средняя общеобразовательная школа», в которой я работаю с 1997 года.

Образовательное учреждение, в котором я работаю, является общеобразовательной школой сельского типа. Основными проблемами, которые влияют на работу школы, являются: уменьшение контингента детей, низкое качество знаний, недостаточная конкурентоспособность выпускников школы. Контингент учащихся в школе очень разнообразный: от ребят из общежитий с печным отоплением до детей из элитных коттеджей, и сегодня, когда родители стали социальными заказчиками в образовательном процессе, запросы таких семей тоже разные. Большинство родителей сходится во мнении, что т главное – это научить детей приспосабливаться к современным условиям жизни, быть мобильными, активными и востребованными. В старшей школе ориентиром для большинства родителей является подготовка детей к поступлению в ВУЗы. Таким образом, главной целью работы стало: научить учиться, которая особенно удачно реализуется в компетентностном подходе в преподавании, когда учебная деятельность призвана научить обучаемого самостоятельно работать, самому выстраивать систему своих знаний, исходя из собственных запросов, возможностей, устремлений, а также обеспечить освоение и воспроизводство им социального опыта. Этому способствует внедрение в практику обучения различных образовательных технологий. При их внедрении, во-первых, у учащихся повышается интерес к самому процессу приобретения знаний. Во-вторых, они начинают осознавать себя активными субъектами учебной деятельности, эффективность которой во многом зависит от них. В конечном счете, все это приводит к формированию основных ключевых компетентностей. Все это происходит на высокой нравственной основе, в здоровой конкуренции со своими товарищами. Ребенок должен почувствовать, что он свободный человек, который может сам себя развивать.

С 2008 года я работаю над темой «Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы», в ходе которой изучаю материалы, нарабатываю свои методические ресурсы, делюсь опытом с коллегами (приложение № 1). Большую помощь в ответе на вопрос: как этого достичь? - мне оказала курсовая подготовка. За последние 3 года я прошел обучение:

  • тематические курсы "Преподавание истории и обществознания в контексте Стандартов второго поколения (ФГОС)",

  • тематические курсы "Проектирование дистанционных курсов учащихся",

  • проблемные курсы "Подготовка к ЕГЭ",

  • участвовал в общероссийском проекте "Школа цифрового века", организованном издательством «1 сентября»,

  • обучение по программе "Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по отечественной истории и обществознанию", академия АйТи

  • дистанционное обучение по программе «Организация интерактивного взаимодействия на уроках социально-гуманитарного цикла средствами ЭОР», организованное Национальным фондом подготовки кадров

  • дистанционное обучение по теме «Основные приемы разработки компетентностно - ориентированных заданий», организованное Национальным фондом подготовки кадров

Все это потребовало от меня пересмотра традиционных форм и методов обучения, модернизации подходов к формированию ресурсной базы преподавания предмета, внедрения в процесс обучения инновационных технологий.






















  1. Актуальность и перспективность опыта.

Актуальность продиктована глобальными изменениями в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества, требующих корректировки содержательных методологических аспектов образования, пересмотра целевых образовательных установок и педагогических средств, предусмотренных Стандартами второго поколения.

Методологическим основанием стандартов второго поколения выступают системно-деятельностный и компетентностный подходы, где главенствующее положение занимает результат образования. Результативность обучения в современных условиях во многом связана с осознанием необходимости замены малоэффективного вербального способа передачи знаний на основе объяснительно – демонстрационного подхода системнодеятельностным подходом, базирующемся на личностно – ориентированных, интерактивных развивающих технологиях обучения.

Актуальность опыта вытекает и из потребностей совершенствования системы обучения, стимулируемое социальным заказом: современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения. Для этого необходимо, чтобы учитель не «развивал» школьников, а помогал им развиваться самим.

В федеральных программах по истории и обществознанию представлены требования к знаниям, умениям, навыкам выпускников, которыми они должны овладеть в процессе обучения. Проблемой является средний уровень знаний обучающихся по истории и обществознанию, а обучающихся необходимо успешно подготовить к государственной итоговой аттестации в новых формах. Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод, на основе которого строится сегодня обучение в школе, недостаточен для решения поставленных задач.

Результативность обучения в современных условиях во многом связана с осознанием необходимости замены малоэффективного вербального способа передачи знаний на основе объяснительно – демонстрационного подхода системнодеятельностным подходом, базирующемся на личностно – ориентированных, интерактивных развивающих технологиях обучения.

Преподавая предметы «История» и «Обществознание» в школе, мне пришлось столкнуться с рядом педагогических проблем:

  1. Проблема рассогласованности между ведущими программными документами, определяющими вектор развития современной школы (Концепция модернизации российского образования; Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования; примерные учебные программы) и учебно-методическим комплексом по предметам «История» и «Обществознание».

С моей точки зрения, на практике эти документы имеют декларативный характер, так как отсутствует преемственность, логическая связь между федеральными концептуальными документами и УМК. В учебниках, по-прежнему, материал излагается с позиций не деятельностного, а знаниевого подхода. Такая ситуация вынуждает меня, как учителя, искать и применять инновационные приемы и методы, технологии и проекты, которые позволят сократить существующий дисбаланс.

  1. Некоторое смещение образовательных приоритетов у современных старшеклассников. Расширение информационного поля за счет возможностей сети Интернет привело к тому, что ученики не желают мыслить и действовать без опоры на продукты чужого труда. Причем, в силу неопытности, они, зачастую, не могут отличить качественный образовательный материал от непригодного. Обучающиеся, в лучшем случае, перерабатывают продукты цифровой компиляции. В худшем, на репродуктивном уровне, внешне преобразовывают полученные через Интернет материалы, не осмысливая и не оценивая содержание полученной информации. Такая ситуация, если ее не корректировать, приведет к тому, что ученик рано или поздно вообще перестанет самостоятельно учиться, и будет применять единственный навык – находить в сети реферат по заданной теме.

  2. При проведении контроля ученики без затруднений выполняют задания, требующие знаний. Трудности вызывают задания, направленные на проверку умений и навыков эти знания применять. Кроме того, педагогические наблюдения за учащимися на уроке, показывают, что они испытывают затруднения в процессе создания и предъявления результатов своего труда: стесняются публично выступать, не умеют самостоятельно создать образовательный продукт - проект, презентацию. У учеников не развиты навыки работы в группе Они не привыкли оценивать свои успехи и не умеют конструктивно оценивать деятельность других.

Поэтому специфические условия влекут за собой необходимость организовать образовательный процесс таким образом, чтобы выпускник школы был компетентен не столько в области знания основ предмета, сколько был вооружен комплексом умений и навыков, которые помогут ему в его дальнейшей жизни. Проще говоря, за учебное время, определенное учебным планом на изучение предмета «История» и «Обществознание», мне необходимо решить триединую задачу – дать ученику знания, вооружить его умениями и научить действовать в разнообразных жизненных ситуациях.


Представленный опыт работы способствует выполнению задач, которые стоят перед школой на современном этапе.



  1. Ведущая идея.

Ведущая педагогическая идея моего опыта представлена как гипотеза: формированию ключевых компетенций учащихся в образовательном процессе способствуют специальные условия.

Я рассматриваю в качестве таких условий интерактивные формы работы, которые позволяет каждому учащемуся решать задачи:

  • образовательной мотивации - повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

  • коммуникативной компетенции -

  • информационной компетенции - развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;

  • социальной компетентности - формирования ответственности за знание.


Свою главную образовательную задачу вижу в том, чтобы не взрослый образовывал ребенка, а ребенок образовывал себя посредством взрослого, чтобы он ощущал себя нужным и уместным, а это бывает тогда, когда учащийся имеет возможность продуктивно и ответственно действовать; он мотивирован, если действие его «задевает», т.е. ему интересно и он ощущает свой прирост.

Опираясь на вышеизложенное, я определил следующие цель и задачи своей педагогической деятельности:

Стратегической целью является использование интерактивных форм работы для развития компетенций обучающихся в процессе изучения предметов «История» и «Обществознание», а именно для:

- умения получать и критически осмысливать информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;

- приобретения опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области гражданской и общественной деятельности, межличностных отношениях; отношениях с людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере;

- соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом, и содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе;

- приобретения опыта совместной работы в коллективе, ориентированной на достижение заявленного и ожидаемого результата;

- умения делать ответственный выбор на основе анализа ситуации;

-.приобретения навыков осуществления рефлексивной, контрольно – оценочной деятельности, адекватной самооценки;

-.закрепления умения анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности;

- наличия навыков общения и совместной деятельности, готовности к сотрудничеству с другими людьми, умения разрешать конфликты, осуществлять стрессовый контроль;

- развития навыков принятия самостоятельных, обоснованных и взвешенных решений в сложных профессиональных, межличностных, социальных ситуациях;

- развития способности к сотрудничеству в коллективной деятельности, умения эффективно работать в составе групп, способности организовать работу группы, управлять собой и другими; способности адаптации к различным темпераментам и характерам, способности установления горизонтальных и вертикальных контактов;

- самостоятельной постановки задач и способности их решения, выявления проблем принятия рациональных решений в критической ситуации.

Задачи заключались в стремлении:

1. Вовлечь максимальное число обучающихся в активные формы обучения: на уроке, во внеурочной и внеклассной деятельности - социальную практику, создание и реализацию значимых социальных инициатив и школьных проектов.

2. Способствовать дальнейшей успешной социализации выпускника

Реализация данной технологии в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их самостоятельно, осознавал при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимал и принимал систему ее норм, активно участвовал в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.




  1. Теоретическая база опыта.

В последнее время в педагогической литературе все чаще и настойчивее обсуждается такая категория как компетентность и обосновывается использование, применение, реализация компетентностного подхода в образовании. Компетентностной подход – это подход к исследованию, проектированию и организации образовательного процесса, ключевой категорией которого выступает понятие «компетенция».

Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

В трехуровневой иерархии, предложенной А.В.Хуторским1, ключевые компетенции стоят на первом месте. Далее общепредметные компетенции (относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей) и предметные (частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов).

Ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования.

А.В.Хуторской, основываясь на главных целях образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе, выделяет следующие группы ключевых компетенций:

1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности; от них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурные компетенции. Названные компетенции связаны с познанием и опытом деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственными основами жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологическими основами семейных, социальных, общечеловеческих явлений и традиций; ролью науки и религии в жизни человека. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющийся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы деятельности логической, методологической и общеучебной. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

4. Информационные компетенции. Эти компетенции предполагают навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире; владение современными средствами информации и информационными технологиями; поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передачу.

5. Коммуникативные компетенции. Данные компетенции включают знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями.

6. Социально-трудовые компетенции. Это компетенции, связанные с выполнением роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента и т.д.; с правами и обязанностями в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.

7. Компетенции личностного самосовершенствования. Эти компетенции направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки; развитие необходимых современному человеку личностных качеств, формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

В целом, большинство авторов сходятся во мнении, что компетентностью нельзя "владеть" - это не сумма чего-то, что можно освоить как, например, сумму знаний, умений и навыков. Но компетентность может формироваться (в процессе освоения того или иного вида деятельности) и может проявляться - в том, насколько успешной будет у человека эта освоенная им деятельность. Возникает вопрос - как помочь ребенку стать потенциально компетентным в любом виде деятельности, с которым его может столкнуть жизнь. Вот тут-то и может идти речь о так называемых ключевых компетенциях как об особых способностях, которые и позволяют человеку максимально эффективно становиться компетентным в тех или иных областях деятельности. А формировать эти компетенции помогают интеактивное обучение.

В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось в 20-х гг. ХХ в. (проектный, лабораторно-бригадный метод, производственные, трудовые экскурсии, практики). Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах Сухомлинского (60-егг.), а также “педагогики – сотрудничества” (70-80-егг) – Шаталова, Амонашвили, Лысенковой и других. В последние десятилетия ХХ в. американские коллеги проводили многочисленные эксперименты и научные исследования в области интерактивных методов, разработали детальные руководства для учителей. Все эти методы и наработки способствуют активному использованию интерактивных средств в массовой школе. По определению педагогического энциклопедического словаря под редакцией Б. М. Бим-Бада, интерактивное обучение – это обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. Учащийся становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог не дает готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску.

В ходе работы над данной темой я изучил методологию П.Я. Гальперина, проблемно-поисковые технологии Л.С. Выготского, М.Н. Скаткина. В психолого-педагогическом и дидактическом плане я ориентируюсь в большей степени на деятельностный подход Б.Д. Эльконина и В.В. Давыдова2. Моим педагогическим взглядам полностью соответствует тот факт, что определяющим и в теории Выготского, и в практике развивающего обучения являются организация проблемно-поисковых форм деятельности. Чтобы происходило развитие, надо приобщить детей к ориентировке, поиску. Глубоко прав Б.Д. Эльконин утверждая, что «деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в образовательном процессе. Без действенной формы включения ребенка в образовательный процесс все разговоры о партнерстве учителя и ученика в обучении остаются пустыми словами». А создают условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе взаимодействия, интерактивные методы.

Изучив работы отдельных авторов и их концепции, посетив курсы и проблемные семинары, познакомившись с опытом педагогов, применив отдельные положения на практике при преподавании истории, обществознания, права, я реально оценил раскрывающиеся возможности системно – деятельностного, компетентностного подхода. Формирование компетентностей требует создания определенных учебных ситуаций, которые могут быть реализованы в специальных учебных средах, позволяющих преподавателю моделировать и осуществлять эффективный контроль за деятельностью обучаемого в модельной среде.


  1. Новизна опыта

Современная образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Для учителя - это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся - переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Главная проблема учителя - поиск средств и методов развития образовательных компетенций учащихся как условие, обеспечивающее качественное усвоение программы.

Я отдаю себе отчет в том, что действия учителя становятся достигнутыми и понятными ученикам, когда он руководствуется своим, а не чужим, хотя и добровольно принятым опытом, когда твои педагогические знания, убеждения, техника становятся целостно завершенным средством самореализации внутреннего мира педагога. Наука помогает мне «примерить» на себя использованное другими, соотнести со своими возможностями, привнести в этот опыт свое личное понимание и новое видение.

Новизна опыта состоит в том, что опираясь на существующие программы, разработанные ранее методики, мной была создана система работы по развитию ключевых компетентностей у учащихся через организацию урочной и внеурочной деятельности. Я разработал мониторинг отслеживания сформированности компетенций.

Уровень новизны собственной педагогической деятельности творческий. Мною разработаны: комплекс компетентностных заданий (приложение№4,5,6), проблемно-творческих задач (приложение №12) по истории и обществознанию, варианты дидактических игр (приложение №9), разработки компетентностных уроков и проектов (приложение №7,8,10,11).


  1. Технология опыта.

Свою педагогическую мастерскую по формированию ключевых компетентностей у обучающихся я могу представить следующей схемой:

  1. Во-первых, это изменение позиции учителя в организации образовательного процесса, изменение характера взаимоотношений между учителем и учеником. Я отвожу себе роль: тьютора, наставника, координатора, партнера. Моя задача на уроке – сопровождение детей в их самостоятельном поиске знанийю

  2. Во-вторых, это создание развивающей среды, обеспечивающей условия для формирования ключевых компетентностей. Это:

  • Создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели;

  • Деятельностный характер обучения, т.е. включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование;

  • Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;

  • Организация продуктивной групповой работы;

  • Обязательное включение в содержание урока заданий развивающего характера;

  • Усиление практической направленности школьного образования.

Создание такой среды позволяет мне существенно повысить мотивацию детей. А ведь именно мотивация (т.е. готовность к деятельности) является основным компонентом компетентностей. Наряду с традиционными способами повышения мотивации я отдаю предпочтение таким приемам, которые повышают внутреннюю мотивацию ребенка. Я использую 6 правил:

  1. Стараться не навязывать учебных целей "сверху". Совместная работа с ребенком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.

  2. Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребенка.

  3. Предоставлять ребенку право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом его свободы.

  4. Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.

  5. Как можно реже использовать на уроке ситуации соревнования. Лучше приучать ребенка к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений. Ситуацию соревнования можно переключить на игровые виды деятельности.

  6. Также необходимо помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая всегда вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребенка к учебной деятельности.

В технологическом смысле познавательная активность обеспечивается за счет внедрения интерактивных педагогических технологий (приложение №2), постоянного использования межпредметных связей, повышающих научный уровень образования; использования информационно - коммуникационных технологий, организации процесса личностного осмысления исторического опыта.

Из современных образовательных технологий, применяемых в учебно -воспитательном процессе в компетентностном подходе, в своей педагогической деятельности я использую:

· проектный метод

· исследовательский метод

· проблемное обучение

· технологию личностно – ориентированного обучения

· информационно - коммуникативные технологии.

Основой формирования ключевых компетенций является урок. В соответствии с дидактической задачей, с методическими рекомендациями, организую различные типы уроков.

Типы уроков, формирующих компетентности учащихся

Тип урока

Деятельность учителя

Применяемые методические приемы

1.

Вводные уроки

Отрабатываю алгоритмы ранее освоенных действий

Проблемное объяснение, эвристическая беседа

2.

Уроки предъявления и изучения нового материала

Организую первичную обработку полученных знаний: составление тезисного плана, мини конспекта, таблицы, схемы, логической цепочки

Проблемный рассказ учителя, мультимедийная презентация

3.

Уроки применения знаний

Вырабатываю умения применять полученные ранее знания в приобретении опыта творческой деятельности. Работаю над повышением оперативности знаний

Моделирование ситуаций, решение проблемных задач

4.

Уроки обобщающего повторения и систематизации знаний

Организую повторение базового содержания темы на уровне применения знаний, оперативных действий

Составление таблиц и схем, сопоставление явлений, анализ источников, работа с текстом (в том числе педагогически неадаптированным)

5.

Урок проверки знаний и умений

Осуществляю контроль умения применять знания к решению практических образовательных задач

Повторительно-обобщающая беседа, выполнение тестовых заданий, контрольная работа, решение задач, заслушивание сообщений учащихся, рецензирование ответа, защита мини проектов

Практикую различные формы уроков, а именно:

Формы уроков, формирующих компетентности учащихся

Форма урока

Деятельность учителя

Применяемые методические приемы, технологии

Формируемые компетенции

1.

Школьная лекция

Отрабатываю навыки системного изложения полученной информации

Объяснение, рассуждение, рассказ, проверка опережающего домашнего задания

Общеучебные

2.

Проблемная лекция

Отрабатываю умение старшеклассников формулировать проблемы и находить различные пути их возможного решения

Технология проблемного обучения Выдвижение гипотезы, обозначение проблемы и нахождение путей ее решения, организованный диалог, интеллектуальный штурм, моделирование ситуаций

Коммуникативные, общеучебные

3.

Практическое занятие

Работаю над закреплением опыта решения практических и познавательных задач, анализа ситуаций социальной практики

Технология проблемного обучения Эвристическая беседа; работа с печатными изданиями, Интернет; решение задач, выдвижение гипотез

Общеучебные, информационные, коммуникативные

4.

Лабораторное занятие

Организую совместную познавательную деятельность с использованием различных источников информации

Технология развивающего

обучения Работа с печатными информационными источниками

Информационные, общеучебные

5.

Семинар

Закрепляю навыки старшеклассников самостоятельно работать с неадаптированными источниками, интерпретировать полученную информацию, формулировать аргументированные выводы, применять приемы самостоятельной познавательной деятельности

Технология

коллективного обучения


Коммуникативные, общеучебные, информационные

6.

Уроки - презентации образовательных продуктов, созданных индивидуально или в группе (дайджестов, мини проектов, мини исследований, виртуальных путешествий и пр.);

Закрепляю навыки учащихся самостоятельной работы с информацией, публичного выступления.

Технология личностно – ориентированного обучения, метод проектов

Коммуникативные, информационные, общеучебные

7.

Интернет – уроки

Закрепляю навыки старшеклассников самостоятельно работать с неадаптированными источниками, интерпретировать полученную информацию

Информационно-коммуникативные технологии


Информационные

8.

Деловые игры

Организую совместную познавательную деятельность с использованием различных источников информации

Технология коллективного обучения, моделирование ситуаций

Коммуникативные, социальные

9.

Дискуссии

Закрепляю навыки учащихся публичного выступления, умения формулировать аргументированные выводы.

Организованный диалог, интеллектуальный штурм, технология коллективного обучения


Коммуникативные, общеучебные

В целях усиления практикоориентированной составляющей образовательного процесса выбираю наиболее соответствующие ей формы организации обучения, которые обеспечивают приоритет самостоятельной познавательной деятельности учащихся, требуют привлечения и осмысления личного социального опыта, побуждают высказывать собственное мнение, давать личностную оценку, создают условия для свободного творческого самовыражения.

Самостоятельная работа учащихся на уроках является распространенным приемом активизации мыслительной деятельности. Постановка перед учащимися мыслительных задач, цель которых состоит в самостоятельном получении ответа на поставленный вопрос, максимально активизирует их мышление, побуждает сравнивать факты, формулировать правила, определения.

Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • работу с источниками с использованием современных средств коммуникации, включая ресурсы Интернет;

  • критическое осмысление актуальной информации, поступающих из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

  • анализ современных общественных явлений и событий;

  • освоение типичных социальных ролей через участие обучающихся в деловых играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и алгоритма действий в конкретных ситуациях;

  • аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

  • написание творческих работ – эссе;

  • создание и реализация школьных социальных проектов.

Названные технологические приемы применяю на уроках в решении задач формирования у учащихся навыков логического и проблемного мышления, развития чувства раскованности, умения работать в индивидуальном и групповом темпах, адекватного восприятия педагогически неадаптированных источников (в первую очередь материалов СМИ).

Активно вовлекаю обучающихся в научно - исследовательскую деятельность, конкурсное и олимпиадное движения. Ежегодно организую и провожу школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по предметам «История», «Обществознание», «Право». Серьезное место отвожу формированию умения учащихся создавать и публично представлять творческие продукты – ученические проекты. Работу над проектом организую в несколько этапов (приложение №3).

Создание проектов ориентируют на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую. Помимо развития социальной и коммуникативной компетенций, при организации проектной деятельности делаю акцент на закрепление навыков владения основными исследовательскими методами, среди которых: анализ литературы, поиск источников информации, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения. Чувство вовлеченности в постановку проблемы и определение общих путей реализации цели работают на формирование у учащихся ключевых компетенций, на умение предъявлять себя, понимать других, работать в команде.

Уроки истории и обществознания имеют большой воспитательный потенциал, позволяющий формировать ценностно – смысловые компетентности. Образовательный процесс организуется таким образом, что учащийся постоянно ставится в ситуацию решения вопроса о том, как отнестись к данному историческому событию. При этом учащийся проводит фактический анализ и ценностно-оценочный анализ, определяя значение данного события для развития общества, личности и т.д. Таким образом, учителем ставится цель выработать умение использовать при оценках систему общечеловеческих, социально значимых и личных ценностей, соотносить их, чтобы выработать ответственность за принятое решение

При организации учебной деятельности с целью создания положительной мотивации обычно используются ценностно-проблемные ситуации, в которых ученик должен осуществить выбор: с помощью каких ценностей дать оценку тому или иному историческому событию (этап актуализации личных ценностей). Например, приступая к изучению эпохи Петра 1, можно обсудить с учащимися вопросы: как вы отнесетесь к человеку, если его деятельность имеет положительный результат, но осуществляется жестокими методами и средствами? А если этот результат ощутим в масштабах всей страны, создает условия для прогресса во многих областях? Учащиеся вероятнее всего ответят по-разному на каждый из этих вопросов. При этом можно наблюдать, как происходит процесс актуализации личных ценностей.

Обязательным этапом при ценностно-деятельностном подходе является этап коллективной познавательной деятельности, в ходе которого отрабатывается умение самостоятельно формулировать свою позицию, аргументировано защищать и обосновывать ее. При этом ученики должны иметь право на субъективность и пристрастность, на обоснование своих решений нравственных проблем истории. Причем мнение ученика не всегда совпадает с мнением учителя, происходит так называемый «конфликт ценностей». Учитель, не навязывая своего мнения, корректирует этот процесс на основе деятельности самосознания ученика.

В контрольно-измерительные материалы всегда включаются задания на оценку, на высказьшание своего отношения. При выполнении таких работ оценивается только аргументация, а также ее соответствие высказываемой оценке, и можно видеть, насколько устойчивы ценности учащихся.

Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формировании у них умений исследовательской деятельности, т.е. речь идет об учебно-познавательной компетенции.

В помощь учащимся помимо множества учебников по всем курсам истории, рабочих тетрадей, атласов, предлагается обилие научной литературы в библиотеках и на прилавках книжных магазинов, кроме того, созданы обучающие компьютерные программы по предмету, ресурсы глобальной сети Интернет. Это создает возможности организовать полноценное и разнообразное обучение не только в рамках обязательной программы, но и углубленно, в зависимости от желания и возможностей учащихся старших классов.

Учебное познание - это приобретение уже выработанного человечеством знания, т.е. оно выступает «вторичным» по отношению к научному познанию. В учебной исследовательской деятельности старшеклассники знакомятся со специальными методами исторического исследования: синхронным, хронологическим, методом исторических параллелей, методом исторического моделирования, структурно-системным методом, методом актуализации.

Одной из форм исследовательской деятельности является написание рефератов. Учащиеся, выбравшие такой вид, нуждаются в консультациях учителя, знакомстве с памяткой «Как писать реферат» (структура работы, ее оформление).

Каждый ученик выбирает модель защиты: «классическую», «индивидуальную» или творческую (оформление стенда с иллюстративным материалом и комментарии). Критериями устной защиты реферата является умение четко, по существу отвечать на вопросы по теме исследования, делать корректные и взвешенные умозаключения.

Конечно реферирование - один из сложных и трудоемких видов познавательной деятельности. Написание и защита реферата происходит на уроках итогового повторения по крупной теме, всего курса. Следующей ступенькой приобщения учащихся к научно-исследовательской деятельности может быть подготовка к докладу на научно-учебной конференции школы. Округа и области.


  1. Результативность.

Если компетентность - это способность мобилизовывать полученные знания и умения, то как можно измерить эту «способность», да еще в «конкретной ситуации»? Или как измерять входящие в состав компетентности жизненный опыт, интересы, ценности? Диагностировать компетентность ученика можно и с помощью проверочных и контрольных работ и тестов, подбирая соответствующие задания, но не все виды компетенций могут быть правильно оценены только по результатам таких работ. Например, трудно определить коммуникативную компетентность ученика по результатам индивидуальной работы, учитывая, что данный вид компетенции включает в себя навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Здесь следует учитывать полезность проводимой работы для ученика. Поэтому, внедряя компетентностный подход в преподавание, учитель должен оценивать компетентность ученика в целом и по результатам самостоятельных, контрольных, домашних работ, по работе на уроках, по инициативности ученика, стремлению его к знаниям.

Работая над проблемой "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы" мною были достигнуты следующие результаты.

1.Позитивное изменение личностных характеристик учащихся

Положительная динамика в развитии креативности личности отслеживается и по следующим показателям:

  1. Мотивированность учащихся на познавательную деятельность.

  2. Готовность учащихся к саморазвитию и самообразованию.

  3. Удовлетворенность учащихся результатами своей деятельности.

В целях определения результативности педагогической деятельности были использованы следующие диагностические методики:

  1. Анкета «Ведущий мотив твоей учебной деятельности при изучении обществоведческих дисциплин» (автор – Д. Левитес) для учащихся 8-11 классов;

  2. Методика «Мое отношение к учению» (автор – Л. Балабкина) для учащихся 10-11 классов;

Анализ анкеты, проведенной в 9-11 классах (65 человек), показал, что ведущими мотивами учебной деятельности по обществоведческим дисциплинам школьники считают:

  • интерес к предмету, желание узнать больше –16 человек (23%),

  • практическая направленность предмета – 53 человека (82,5%),

  • желание расширить свой кругозор, повысить общекультурный уровень – 32 человека (49,5%)

Социологическое исследование, проведенное в 10-11 классах по методике Л. Балабкиной «Мое отношение к учению», показало, что из 38 опрошенных старшеклассников 67,8% считают, что знают предмет в пределах программы и больше, 96,4% удовлетворены умением учителя донести материал до учащихся, 85,7% не видят необходимости в изменении хода урока. Это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности старшеклассников уроками обществоведческого цикла.

При работе на уроках учащиеся не боятся высказывать личное мнение, более уверенны в своих знаниях и способностях, умеют размышлять, решая проблему. Они способны анализировать и находить выходы из различных ситуаций. Дети самостоятельно мыслят, выдвигают гипотезы, аргументировано их доказывают, оценивают свои и чужие предположения. Эти дети способны сделать самооценку, проводя рефлексию.

2.Сформированность ключевых компетенций (на основе диагностик в виде специально разработанных заданий, тестовых проверок, КИМов ЕГЭ и ГИА и пр.)

Успеваемость в моих классах составляет 100%, качество знаний по истории - более 60%, по обществознанию – более 75%. Ежегодно увеличивается число учеников, выбирающих ЕГЭ по обществоведческим дисциплинам в 2013 году историю выбрало 21%, обществознание- 74% выпускников. За последние четыре года по результатам государственной итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена по истории и обществознанию все ученики набрали необходимый минимум баллов, шестеро из них - более 80 баллов.

Средний балл по истории составил:

Год

Средний балл

2010

66,6

2011

60,8

2012

67,7

2013

80,8

2014



Средний балл по обществознанию составил:

Год

Средний балл

2010

60,3

2011

62,7

2012

53,5

2013

67,5



Показатели ЕГЭ - выше показателей по округу, области и России. При анализе выполнения заданий различного уровня, я отметил, что ребята хорошо справляются с заданиями части В и заданиями части С, направленными на применение знаний в нестандартной ситуации.

С каждым годом растет число выпускников школы, продолжающих гуманитарное образование в высших учебных заведениях, в среднем до 25% выпускников продолжают образование по истории, обществознанию, праву.

В 2010 году учащиеся 8-х классов приняли участие в тестировании по отечественной истории в рамках плановой выездной (инспекционной) проверки качества образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях о. Мурома. Его результаты: успеваемость – 100%, качество знаний – 95%. В 2012 году в рамках аккредитации образовательного учреждения учащиеся 9,11 классов выполняли срезовые работы по истории, по результатам которых отмечается качественная подготовка по выпускников по истории, уровень усвоения основных знаний и умений больше 50%. В 2012 году учащиеся 10 классов выполняли комплексную контрольную работу по истории, задания которой были направлены на проверку предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся. Все учащиеся справились с работой, Средний балл выполнения работы учащихся выше окружного показателя, качество знаний 66,6%.

3.Занятость учащихся в исследовательской работе, творческих конкурсах, олимпиадах, в т. ч. дистанционных.

Участие обучающихся в научно – практических конференциях.

п/п

Наименование мероприятия

Год

Название работы

Результативность


Всероссийская конференция «Патриотическое воспитание»

2010

Патриотизм: вчера, сегодня, завтра

лауреаты


Областной конкурс среди учащихся старших классов образовательных учреждений Владимирской области на лучший реферат по вопросам избирательного права и процесса

2010

Предвыборная агитация как способ повышения электоральной активности граждан.

лауреаты

Окружной конкурс исследовательских краеведческих работ

2011

Экономическое развитие Якиманской Слободы в ХХ веке

призеры


Окружная научно – практическая конференция школьников «Шаг в будущее»

2012

Международный терроризм: от истоков до глобализма

призеры


Окружной и областной конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»

2012

Неизвестные страницы жизни и деятельности земляка Бочкарева А.В.

победители


Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»

2013

Неизвестные страницы жизни и деятельности земляка Бочкарева А.В.

лауреаты


II сетевой межрегиональный конкурс «Люблю тебя, мой край родной!»

2013

Их именами названы улицы

победитель

Мои учащиеся ежегодно являются участниками окружных олимпиад, конкурсов, игр по истории, краеведению, праву, показывая хорошие знания по предмету:

  • 2011 год – 3 место по истории (10 класс), 4 место по обществознанию (8 класс); 2012 год – 1 место по обществознанию (8 класс), 3 место по праву (9 класс), 5 место по обществознанию (9 класс); 2013 год- 1 место по истории (7 класс), 4 место по обществознанию (11 класс), 1 место по праву (9класс), 1 место по праву (9 класс), 1 место по праву (10 класс), 1 место по праву (11 класс) на муниципальном этапе Всероссийский олимпиады школьников, 2014 год- 2 место по праву на региональном этапе Всероссийский олимпиады школьников.

  • Победители и призеры олимпиад по истории и обществознанию МИВлГУ, 2011 год.

  • Призеры окружной научно – практической конференции школьников «Шаг в будущее», 2012 год.

  • Призеры и победители межрегиональных сетевых викторин, 2010-2013 года.

  • Победитель окружного и областного конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество» 2012 год, лауреат Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество», 2013 год.

  • Победитель II сетевого межрегионального конкурса «Люблю тебя, мой край родной!», 2013 год.

  • Призер Межрегиональной олимпиады по праву (МПСИ), 2013 год.

  • Призер VIII Международной дистанционной олимпиады по обществознанию. ЦДО «Снейл», 2013 год.

  • Победители всероссийской игры «Золотое Руно», 2011, 2012, 2013, 2014 года.

4.Творческая активность учащихся.

Учащиеся активно принимают участие в творческой жизни школы, многие из них организуют самостоятельные творческие проекты, составляют сценарии классных и школьных вечеров и их проводят, выступают в качестве конферансье, участников. В нашей школе ребята активно участвуют в органах самоуправления - Совете школы, Советах КТД, учащимися создано ДОО «Союз старшеклассников», стало традицией избирать президента школы и министерства. В школе издается газета «Вести Слободы», которая возникла в результате социального проекта, разработанного моими учащимися.


Таким образом, при анализе результатов применения интерактивных приемов и методов организации учебной деятельности я пришел к следующим выводам:

- возросла социальная и познавательная активность детей: уровень субъективного контроля ученика, интеллектуальная инициатива;

- расширились компетентности школьника как ученика: его самостоятельность, информационная грамотность, уверенность в себе, проявляющиеся в способности принять решение, а также ориентация на задачу и конечный результат, ответственность, социальная независимость;

- появилась открытость мышления, способность к коллективной деятельности, ответственность за принимаемые решения;

- изменилось отношение к учебному труду. Ребята начали выбирать способы реализации своих способностей и возможностей, активно вовлекаться во внеурочную деятельность;

- повысилось качество знаний по истории и обществознанию во всех классах;

- сохраняется устойчивая мотивация учащихся к учению на уроках и во внеурочной деятельности.

В связи с модернизацией российского образования, введением ФГОС второго поколения перед учителями ставятся цели, ориентирующие его на компетентностный подход к организации учебно-воспитательного процесса и предполагающие смену требований к образовательным технологиям, критериям оценки результатов обучения и воспитания. Поэтому, в перспективе своей педагогической деятельности я вижу необходимость продолжения работы по использованию технологий формирующих ключевые компетентности в образовании, которые на первое место выдвигает не информированность ученика, а умения решать проблемы, возникающие в различных ситуациях: в познании и объяснении явлений действительности; при освоении современной техники и технологии; во взаимоотношениях людей, при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда и т.д.

Сегодня, успешным человеком можно назвать того, кто способен превращать полученные знания в инструмент, умеет их направлять в нужное для себя русло.

Мы, учителя, должны помогать нашим выпускникам становиться «дирижерами» собственной жизни. Для этого необходимо понимать, что:

  • главное не предмет, которому мы учим, а личность, которую формируем;

  • на воспитание активности не надо жалеть ни времени, ни усилий: сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества;

  • необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения;

  • знает не тот, кто пересказывает теорию, а тот, кто её использует на практике;

  • в процессе обучения обязательно учитываются индивидуальные особенности каждого ученика.


Принципиальным отличием ФГОС нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, формирование личности учащихся, способных к саморазвитию и самосовершенствованию. Думаю, что я уже сегодня готов к их реализации в средней и старшей школе, и я успешно справлюсь с поставленными задачами.


  1. Адресная направленность.

Данный опыт может быть востребован учителями обществоведческих дисциплин.

  1. Литература

  1. Бархаев Б.П. Педагогические технологии воспитания и развития//Школьные технологии -2011.- №1.- С. 68-80.

  2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология.- М.: Народное Образование, 2010- 87с.

  3. Лопатин А.Р. Создание ситуаций успеха - основа гуманизации образова­тельного процесса// Народное Образование-2009.- №8, с 143-146.

  4. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА».

  5. Норенко И.Г. Методические семинары.- Волгоград, Учитель, 2011.

  6. Селевко, Г. К. Технологии развивающего обучения. - Москва: НИИ школьных технологий, 2005. – 185с.

  7. Селевко Г.К. Технология саморазвития личности.//Завуч -2006.-№7 №7.

  8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога.- М.,Владос,2011. – 384с.

  9. Свиридова А.Н., Колпакова Н.В.Социальная компетентность учащихся и ее диагностика.- Барнаул, АКИПКРО,2012.-200с.

  10. Сиротюк А.Л. Обучение целостного ребенка// Народное Образование- 2006. - №1, с. 132- 136.

  11. Старостенко Г.П., Пастухова Н.А. Современные открытые уроки естествознания и истории. Книга. -Ростов – на –Дону,Феникс, 2010.

  12. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал Эйдос. - 2002. - 23 апреля. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm

  13. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. -М., Педагогика, 2004.- С.27.

  14. Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания.- М., Русское слово, 2008.-с.208.

  15. Шоган В.В.Уроки истории нового поколения. Методика преподавания истории в школе. - Ростов на Дону, Феникс, 2011.

  16. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. -М., 1996.

  17. Интернет ресурсы: history.standart.edu.ru







1 Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал Эйдос. - 2002. - 23 апреля. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm


2 Селевко, Г. К. Технологии развивающего обучения - Москва: НИИ школьных технологий, 2005. – 185с.

26



Обобщение опыта работы по теме "Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания через интерактивные формы работы"
  • Обществознание
Описание:

Данный опыт посвящен одной из проблем современного образования:  как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке. В этом помогает компетентностный подход, применяемый для обучения школьников.

Новизна опыта состоит в том, что опираясь на существующие программы, разработанные ранее методики, мной была создана система работы по развитию ключевых компетентностей у учащихся через организацию урочной и внеурочной деятельности. Я разработал мониторинг отслеживания сформированности компетенций.

Автор Сорокин Евгений Александрович
Дата добавления 30.11.2014
Раздел Обществознание
Подраздел Другое
Просмотров 4093
Номер материала 6007
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓