Из опыта работы
учительницы математики и информатики
Хусаиновой Гульнары Римовны.
Образование высшее,
СГПИ, физмат, 1988 год.
Специальность по
диплому-учительница математики и физики.
Стаж работы 25 лет.
Категория первая,
2010
Курсы повышения
квалификации по программе « Математика» СГПА имени Зайнаб Биишевой, 2010
год. Методика преподавания информатики 2011 год. на базе БИРО
Тема самообразования
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»
26-летний стаж работы учителем математики позволяет сделать
некоторые обобщения. С первого
урока говорю ребятам: «Полюбите математику так, как люблю ее я». Ведь М
АТЕМАТИКА– наука «замечательная», в ней можно замечать , наблюдать, сравнивать,
находить закономерности. В математике почти ничего не надо зазубривать –
следует понять и научиться применять, и тогда все запомнится само собой.
Мне неоднократно доводилось наблюдать на
уроках математики отсутствие интереса у ряда учеников к предмету. Я попыталась
выяснить причину такого безразличного отношения к приобретению нового и узнала,
что причин несколько. Во - первых, это непонимания того, о чём говорит
учитель, возникшее из-за того, что где-то раньше произошел разрыв понимания. Во-вторых,
учитель не привёл достаточных доводов для введения нового, и учащиеся не видят
необходимости получения этого, как им кажется, ненужного знания. В-третьих,
ученик увлечён чем-то другим и его не интересует предмет, мешающий его
увлечению. В-четвёртых, есть учащиеся которые не желают заниматься
ничем, что требует малейшего умственного напряжения. Ко всем этим категориям
учащихся нужны различные меры для восстановления нормального отношения к
процессу обучения. Возник вопрос- «Как развить у детей стремление к
знаниям?». Появился ответ- им должно быть интересно, учащиеся должны
сами захотеть получить эти знания, т.е. необходимо повысить и активизировать их
познавательную активность.
В процессе приобретения учащимися
знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность,
умение учителя активно руководить ею. Познавательная активность-это
инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также
проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении.
Познавательной активности школьник не будет проявлять, если
он не получит удовлетворения от получаемых результатов, не знает или не видит
путей применения знаний на практике. И в этом ему поможет, в первую очередь,
сама математика.
Раскрывая детям внутреннюю красоту математики, показывая силу
её эмоционального воздействия, учитель помогает им учиться радостно, с
интересом, побуждает их к творческому отношению к предмету. В данной работе я
предлагаю несколько приёмов развития познавательной активности учащихся,
которые используются мною на уроках в разной степени в зависимости от возраста
ребят, материала, особенностей класса. это:
использование проблемного обучения, самостоятельность в получении знаний;
наглядность,
доступность, открытость обучения; оригинальность решений задач различными
способами; связь науки и практики; самостоятельные и проверочные работы с
использованием аналогий и тестирования; творческие, поисковые задания
учащихся; использование на уроках элементов игры, историзма, занимательности;
различные формы работы с книгой;
изложение материала блоками, использование лекционно-семинарской системы;
наблюдение за речью учащихся и учителя; внеклассная работа по предмету.
использование ИКТ на уроках.
Сложилась
определенная система работы с сильными учащимися.Индивидуальная работа
(как правило, внеклассная) включает в себя изучение дополнительной литературы и
написание рефератов, решение задач по специальному сборнику, индивидуальные
консультации, олимпиады, Сильные ученики решают контрольные работы повышенной
сложности, участвуют в конкурсах, викторинах, КВН, изучают дополнительный
материал, решают задачи , тесты различных конкурсов; Например, призовые места во
всероссийских олимпиадах ИРШО г . Калининграда. и
т.д. В кабинете имеется
раздаточный материал, ноутбук для использования на уроках и учебно-
методическая
литература.
Основными
методами моей работы со слабыми учащимися являются методы щадящей
педагогики: устный счет на каждом уроке; работа у доски в парах;
решение по образцу; заполнение пропусков в тексте; выделение опорных
-слов в определениях и правилах; решение задач с известным
ответом; решение задач по алгоритму;контрольные работы, составленные из
решавшихся задач; контрольные работы по заранее (накануне) данным
текстам; уроки -игры.
За последние
годы результаты срезов знаний и контрольных работ показывают, что в среднем в
моих классах успеваемость-100%, качестао знаний – 78,9% Я считаю, что такая
работа дает результаты:многие мои выпускники успешно обучаются в ВУЗах и
колледжах, а те кто окончили школу давно- сегодня стали хорошими
специалистами.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.