Главная / Начальные классы / Обобщение опыта работы на тему "Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях организации исследовательской деятельности

Обобщение опыта работы на тему "Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях организации исследовательской деятельности

Обобщение опыта на тему: «Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников в условиях организации

исследовательской деятельности»

Введение

Давно выяснено, что каждый ребенок от природы любознателен и полон желания учиться и именно на начальной ступени обучения он стремиться к творчеству, познанию и активной деятельности. В данном аспекте, исследовательская деятельность является одним из важнейших способов получения ребенком представления об окружающем мире.

Не так давно все российские школы осуществили переход на новый Федеральный государственный стандарт начального общего образования, в котором одно из центральных мест, несомненно, занимает проблема развития исследовательских навыков у учащихся. В данных условиях возрастает интерес к личности, имеющей основы и навыки исследовательского характера, способной самореализоваться, создать что-то новое или преобразовать.

Значимость творческой исследовательской деятельности в школе подчеркивали В.И.Андреев, И.А.Зимняя, А.М.Матюшкин; психологические основы организации учебно-исследовательской деятельности описаны А.Н.Поддьяковым, А.И.Савенковым; теоретические, методические, дидактические аспекты исследовательской деятельности учащихся представлены в трудах Л.А.Казанцевой, Т.А.Камышниковой, Г.В.Макотровой, А.В.Леонтовича; вопросы развития исследовательских умений рассматривались А.Г.Иодко, О.И.Миторош, В.П.Ушачевым.

Цель работы - описать педагогический опыт по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях организации исследовательской деятельности.

Объект исследования - образовательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования - педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников как средства формирования познавательных универсальных учебных действий.

Задачи работы:

1.Раскрыть сущность понятия познавательные универсальные учебные действия.

2. Дать характеристику исследовательской деятельности.

3. Описать педагогический опыт по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях организации исследовательской деятельности.

Практическая значимость работы - материал данной работы будет полезен для учителей начальной школы.











Содержание работы

Введение…………………………………………………………………. 2


Глава 1. Теоретические аспекты формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников…………….3


1.1 Сущность понятия познавательные универсальные учебные

действия……………………………………………………………………3


1.2 Характеристика исследовательской деятельности………………….9


Глава 2. Описание педагогического опыта по формированию

познавательных универсальных учебных действий младших школь-

ников в условиях организации исследовательской деятельности……15


Заключение……………………………………………………………….25


Список литературы………………………………………………………26


Приложение ……………………………………………………………...27

























Глава1. Теоретические аспекты формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников.


1.1 Сущность понятия познавательные универсальные учебные действия.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как "научить учиться". Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности "универсальных учебных действий", обеспечивающих компетенцию "научить учиться", а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся [6, с. 36].

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться [5, с. 14].

Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании современного молодого поколения. Остановимся на некоторых из них:

- Происходит постепенное вымывание видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает ведущего места, что приводит к трудностям развития произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивая формирование психологической готовности к школьному обучению.

-Тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Как следствие этого процесса – потеря интереса к учению.

- Резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной.

- Современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения [5, с. 67].

В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.

Большинству из учителей предстоит перестраивать мышление, исходя из новых задач, которые ставит современное образование. Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности [2, с. 29].

Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, т. е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место.

Например, уже на первых уроках обучения грамоте перед ребенком ставятся учебные задачи, и сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно он объясняет последовательность учебных операций (действий), которые осуществляет для их решения. Так, проводя звуковой анализ, первоклассники ориентируются на модель слова, дают его качественную характеристику. Для этого они должны знать все действия, необходимые для решения этой учебной задачи: определить количество звуков в слове, установить их последовательность, проанализировать "качество" каждого звука (гласный, согласный, мягкий, твердый согласный), обозначить каждый звук соответствующей цветовой моделью. В начале обучения все эти действия выступают как предметные, но пройдет немного времени, и ученик будет использовать алгоритм действия, работая с любым учебным содержанием. Теперь главным результатом обучения становится то, что школьник, научившись строить план выполнения учебной задачи, уже не сможет работать по-другому [1, с. 68].

В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД [5, с. 97].

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.

Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операционных характеристик. Таким образом, достижение "умения учиться" предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

- учебные мотивы,

- учебную цель,

- учебную задачу,

- учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка) [2, с. 116].

В основных требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом, выделяются универсальные учебные действия (УУД), на формирование которых обращается особое внимание.

Учебные действия – составная часть учебной деятельности. УУД – это действия разнообразного назначения, необходимые в ее организации и осуществлении учебной деятельности. Если ученик освоил УУД, можно говорить, что он овладел учебной деятельностью.

В ходе учебной деятельности происходит усвоение предметных и познавательных действий. Учебная деятельность (как и любая другая) состоит из отдельных компонентов – действий, операций, мотивов, задач. Психологи выделяют сущностные характеристики учебной деятельности, отличающие ее от других видов деятельности:

1)она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;

2)в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;

3)общие способы действий предваряют решение задач;

4)учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте;

5)изменение психических свойств и поведения учащихся происходит в зависимости от результатов собственных действий [3, с. 6].

Термин универсальные учебные действия является психологическим. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Познавательные учебные действия связаны с формированием умений, направленных на развитие интеллектуального уровня учащихся на определение ступени образовательного процесса. Это умения:

- правильно и осмысленно читать тексты различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтаксиса, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-выявлять сущность особенности объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

- использовать в своей деятельности базовые предметные и метапредметные понятия, отражающие суще6ственные связи и отношения между объектами и процессами;

- использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- находить способы решения проблем творческого и поискового характера [3, с. 7].

Развитие УУД – очень важная и нужная задача. Это не только формирование различных психологических процессов, которые необходимы человеку, но и развитие способностей решать любые жизненные задачи, используя имеющиеся знания и умения, что способствует воспитанию компетентного человека [3, с. 12].

Данные виды УУД формируются также в процессе изучения различных учебных дисциплин. Все это помогает ребенку включать в процесс запоминания все виды памяти, материализует орфографические понятия, позволяет развивать наблюдательность, формирует умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера [2, с. 11].

Функции универсальных учебных действий включают:

обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.


1.2 Характеристика исследовательской деятельности.

     В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению проблем. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в Вузе и на протяжении всей жизни.

В Концепции модернизации современного Российского образования отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и общеобразовательных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности и социально-значимых качеств. В Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта начального общего образования формулируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения и саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.

        Одной из ведущих задач учебно-воспитательной работы в современной  школе является привитие первичных научно-исследовательских навыков младших школьников. Отметим, что наиболее эффективными в связи с этим становятся методы и технологии, основанные на проектной и исследовательской деятельности. Кроме того, проектно-исследовательская деятельность  является одним из направлений личностно-ориентированного обучения. Она позволяет создать условия, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал.

    Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он любопытен, ему всё надо знать, всё интересно, всё хочется изучить, потрогать. Ведь это и есть врождённые исследовательские качества! Дети от природы любознательны и полны желания учиться, и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. С возрастом приходит избирательность, направленность исследований, исследуется  только то, что вызывает настоящий интерес. Затем ребёнок идёт в детский сад, школу и ему приходится жить по правилам, изучать очень много заданного, запланированного разными программами и стандартами, и на то, что раньше вызывало исследовательский интерес, нет ни времени, ни сил! Постепенно эти качества угасают и когда в школах начинаются олимпиады, конкурсы, конференции, ребёнок слушает об участии в исследовательской деятельности, как о чём-то до этого ему неизвестном!  Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектно-исследовательской  деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов.

Активное использование в организации образовательного процесса исследовательской деятельности младших школьников «…дает возможность развития у учащихся важнейшего инструмента оперативного освоения действительности- возможности осваивать не только суммы готовых знаний. А методы освоения новых знаний в условиях стремительного увеличения совокупных знаний человечества». Этот процесс поступательного преобразования личности учащего возможно начинать с первых дней пребывания в школе. С этой целью необходимо поставить младшего школьника в такие условия, при которых он самостоятельно заново откроет для себя известное в науке, но при этом «его мыслительная деятельность осуществляется так же, как и деятельность ученого». Вот почему в начальной школе действенным средством сохранения интереса к исследовательской деятельности становится творческое проектирование.

    Исследовательское обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов требует систематической работы со справочной литературой. Учащиеся видят реальное применение своих знаний. У них появляется чувство ответственности перед товарищами за часть своей работы. Они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов несколько, а это большие возможности проявления творческих способностей ребят. Готовясь к защите своего проекта, ребята выстраивают свое выступление так, чтобы оно было аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи. Интересно, что в проекты вовлекаются и родители, что тоже немаловажно.

      В начальной школе в целях обеспечения психологического благополучия и здоровья детей, развития познавательных способностей, творческого воображения, мышления, коммуникативных навыков целесообразнее всего использовать следующие типы исследований:

исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, витражи и др.);

творческие (оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели и т.д.)

   Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Если в младшем возрасте начальной школы (1-2-е классы) таковыми являются вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль учителя); активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с учителем); формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты), то в более старшем возрасте начальной школы (3-4-е классы) – это формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Использование исследовательского метода в начальной школе имеет свою специфику. Прежде всего, нельзя забывать о том, что исследование должно быть посильным для ребенка.

  Во-вторых, темы исследования необходимо четко продумывать. Предметный материал необходимо выстраивать в соответствующей логической последовательности, учебно-познавательную деятельность младших школьников проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности.

   В-третьих, младший школьный возраст - это время обучения детей основам проектирования. Поэтому все этапы подготовки и планирования учащиеся осуществляют совместно с учителем. На основе предложенного материала учитель с детьми формулирует тему, цели, гипотезу проекта, основные направления деятельности, формы и методы исследования (эксперимента), представление отчета, определяется состав групп, распределяются обязанности между её членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Отчет о проделанной работе представляется на уроке в виде презентации.

     В-четвертых, целесообразно работать над исследованиями в микрогруппах (не более 3 человек) с учетом потенциальных возможностей или индивидуально с детьми, которые мыслят нестандартно, могут выдвинуть собственную гипотезу решения вопроса.

   Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения учебно-методических, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических задач.

Исследовательская деятельность содержит:

анализ проблемы;

постановку цели;

выбор средств ее достижения;

поиск и обработку информации, ее анализ и синтез;

оценку полученных результатов и выводов.

Целью исследовательской деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Принципы организации исследовательской деятельности:

дифференцированный и личностно ориентированный подход;

создание ситуации успеха;

сотворчество учителя и ученика.

Исследовательский метод изменяет и содержание деятельности учителя. Он выступает в роли научного консультанта:

создает условия для внутренней мотивации учащихся через определение обязательного и дополнительного уровней знаний;

знакомит с основополагающими принципами научного исследования;

определяет проблемное поле исследования;

помогает корректировать и конкретизировать тему;

совместно с учениками определяет объект и предмет исследования, его цели и задачи;

знакомит с методами исследования;

помогает определить круг изучаемых источников;

знакомит с основами работы в библиотеке и принципами работы с литературой;

совместно с учеником систематизирует материал для научно-исследовательской работы;

помогает решить спорные вопросы при написании текста;

совместно с учеником проводит анализ его проектно-исследовательской деятельности;

помогает определить направления дальнейших исследований.

            Анализ сущности и особенностей организации исследовательской деятельности позволяет сделать вывод, что при правильной организации создаются условия для интеллектуального, творческого, личностного развития учащихся. Она направлена на создание у детей качественно новых ценностей на основе самостоятельного приобретения новых знаний, умений и навыков, значимых для них на данном этапе развития. Каковы же значимые ценности младшего школьника, занимающегося такого типа деятельностью? Чувствовать себя активным субъектом этой деятельности, способным к самостоятельному поиску важной в социальном и личностном смысле информации.
















































Глава 2. Описание педагогического опыта по формированию

познавательных универсальных учебных действий младших школьников в условиях организации исследовательской деятельности.

Проблемно-исследовательский метод позволяет организовать учебный процесс как творческий процесс приобретения знаний, обеспечивающий развитие у учащихся необходимых для самообучения мыслительных и исследовательских умений. Тем не менее, не смотря на очевидную значимость исследовательских методов и ясность логики построения урока исследования, они очень слабо распространёны в педагогической практике. Одно из важнейших причин этого является сложность его конструирования. Фактически конструирование урока-исследования представляет собой пример возникновения проблемной ситуации у учителя и поиска им её эффективного решения. Именно в таком контексте рассмотрим стратегию конструирования урока исследования учителем. [2,17]

Для того чтобы организовать и провести урок-исследование, учителю необходимо прежде всего знание методики проведения учебного исследования, каждый этап которого соотносится с различными звеньями продуктивного мыслительного акта. Последовательность этапов характеризует сущность методики обучения, в основе которой лежит проблемно-исследовательский метод. Рассмотрим особенности каждого из выделенных этапов:

На первом этапе создаётся проблемная ситуация. От него во многом зависит, состоится исследование или нет. Если вопрос не возник и проблема не сформулирована, то не может быть и подлинного исследования, предполагающего творческий поиск решения проблемы на уроке. Искусство педагога в том, чтобы спланировать и создать такие условия, которые обеспечат возникновение вопроса или проблемы.

После того как проблема сформулирована переходим ко второму этапуэтапу исследования. На этом этапе исследование направляется вопросом, который регулирует поиск осуществляемый ребёнком. Н.Б. Шумакова [3,11] рекомендует проведение этого этапа в малых группах с использованием для каждой группы разного материала для изучения, на основе которого учащиеся осуществляют свой поиск.

Наличие нескольких групп, изучивших разный материал для поиска решения, вызывает необходимость следующего этапа – обмена информацией. На этом этапе необходимо обеспечить условия для свободного обмена мнениями и представления найденных данных каждой группой учащихся. Продуктивность этого процесса будет зависеть от анализа и синтеза новой информации в связи с имеющейся проблемой.

Данные процессы составляют сущность следующего этапа – организация информации. Этап классификации – предполагает нахождение признака сходства, выделение сходной группы факторов. Он необходим для того, чтобы учащиеся могли связать информацию и сделать своё открытие.

Следующий этап – связывания информации. Открытие связующего принципа, нахождение общей идеи, которая относится ко всем изученным фактам.

После нахождения общей идеи следует этап – подведение итогов, рефлексия. Смысл этого этапа – достижение понимание решения, которое и является важнейшим результатом мыслительной деятельности. На этом этапе происходит возвращение к проблеме и оценивается, в какой мере она решена. Так же этот этап может послужить источником для возникновения новых вопросов, разрешение которых вызывает необходимость проведения следующего исследования.

Таким образом, технология проблемного исследования способствует изменению не только личностных смыслов и ценностно-смысловых оснований деятельности учащихся, но и выступает средством активизации формирования познавательных универсальных учебных действий. Такая организация учебного процесса обеспечит развитие у учащихся мыслительные и исследовательские умения, необходимые для самостоятельного учения. Одним из эффективных способов является систематическое применение проблемно исследовательского метода на уроке исследования, в преподавании различных школьных предметов. Основной особенностью урока – исследования, является сложность его   конструирования. Сюда входит подбор материала, прогнозирование результатов, организация работы детей, подготовка представления работы. Но наиболее сложным этапом для такого урока является порождение проблемы. Так как только от правильно созданной проблемы может быть подлинное исследование. Используя данную технологию в своей педагогической практике, разработала классификацию постановки проблемных вопросов, которые могут быть использованы на любом уроке.

На уроке может быть использована конкретная постановка проблемного вопроса касающегося данной темы изучения на уроке. Проблемные вопросы в данном случае являются толчком для исследовательской деятельности на уроке, они направляют на нахождение истины, осмысления изучаемого материала, требующее нахождение обоснования, обобщения, логики построения, конкретизации.

Или же постановка проблемной задачи. Этот вид проблемы может использоваться на уроках математики, окружающего мира. В основном это задачи с избыточными или недостающими данными. Такие проблемные задачи формируют у учащихся умения анализировать, сравнивать, сопоставлять.

Очень часто на уроках окружающего мира используется постановка проблемных теоретических и практических заданий. Эти задания характеризуются такими вопросами как: пронаблюдай, определи, отметь, рассмотри, сравни, подумай, прокомментируй, предложи, исследуй, докажи, и т.д.

Возможно моделирование проблемного диалога на уроках литературного чтения, окружающего мира, русского языка. В проблемном диалоге у учащихся вырабатываются умения слушать и слышать собеседника, высказывать собственную точку зрения, отстаивать нравственную позицию.

Либо может быть использовано подведение учащихся к противоречию, вызывающее несогласие или затруднение. Сталкивание с противоречием формирует творческую способность, способность учащихся к самостоятельному осознанию, открытию проблемы.

А так же очень интересная постановка проблемы учителем может подвести к сталкиванию противоречий между теоретическим знанием и практической деятельностью. Учащимся предлагается выполнить практическое задание, для выполнения которого у ребят недостаточно знаний. Сталкивание с такой проблемой мотивирует на получение новых знаний, необходимых для продолжения выполнения практического задания.

Таким образом, технология проблемного исследовательского обучения способствует формированию таких качеств знаний, как прочность, осознанность, глубина. Повышает учебную мотивацию младших школьников. Дети активно включаются в самостоятельную деятельность по осознанию проблемы и поиску её решения. Совершив, открытие у ребёнка появляется возможность почувствовать свою значимость в учебном процессе.

ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация. Для её создания на уроке можно предложить учащимся заполнить таблицу, составить схему или макет.  Прежде чем дать новую информацию, предложить учащимся проблемный вопрос: «Как вы думаете?»,  «Как вы решите это задание?».  Иногда можно поставить вопрос до изучения темы, послушать предположения детей (выдвинуть гипотезы) и сравнить свои предположения с итогом работы. Про-блемная ситуация создаётся на основе имеющихся у детей знаний. Например, на уроке русского языка знакомство с новой частью слова – суффиксом. Детям предложено выполнить разбор по составу  нескольких слов, среди которых только в одном есть суффикс. Поинтересоваться,  кто справился с заданием, у кого возникли затруднения и почему.  
Самостоятельный поиск информации легко осуществлять на уроках литературного чтения. В учебнике (Литературное чтение. Л.Ф.Климанова. Школа России) незнакомые слова выделены. Значение некоторых слов можно найти в словаре учебника (работа со словарём), значение других нужно узнать из дополнительных источников информации. Подготовка проектов, так же предполагает самостоятельную работу с информацией и привлечение родителей к образовательному процессу. 
Использование ИКТ, электронных образовательных ресурсов, интернет- ресурсов особенно актуально в современном мире. Большинство учебников (Школа России) имеют приложения на электронных носителях, которые помогают организовать как фронтальную, так и индивидуальную работу. Для поиска информации, учащиеся могут использовать Интернет как на уроке, так и дома, использование  онлайн-тестов (на площадке Дневник.ру) помогает в оценке знаний учащихся. Опора на социальный опыт учащихся, связь с действительностью – одно из требований ФГОС. Она прослеживается почти на всех  уроках окружающего мира («Дорожные знаки», «Домашние животные» и др.), на уроках математики особенно при решении задач с величинами «Цена», «Количество», «Стоимость», «Меры длины». На уроках чтения – работа с пословицами, обогащение словарного запаса


 В эпоху информатизации общества особое значение приобретают умения собирать информацию, обрабатывать её для личного пользования, умение выдвигать гипотезы и проводить исследования. В настоящее время одним из основных путей развития творческих способностей и одаренности учеников считается организация исследовательской деятельности учащихся.  В новых образовательных стандартах большое внимание уделяется именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться.  При организации научно-исследовательской деятельности меняется функция педагога: он перестаёт быть основным источником информации для учеников, становится координатором их собственной познавательной деятельности. Перед педагогом стоит задача организовать обучение так, чтобы ребенок сам захотел приобретать знания и навыки. Необходимо учить видеть проблему и самостоятельно искать пути её решения. Учёные отмечают, что научная ценность исследовательской работы школьников относительно невелика.  Однако она важна для самих учащихся, как более высокая ступень в самообразовании.
     Организация исследовательской деятельности с младшими школьниками возможна как на уроках, так и во внеурочное время. Конечно,  в рамках урока невозможно провести полноценное исследование, но вполне реально отрабатывать отдельные этапы исследовательской работы. Например, вопрос «Как вы думаете…?» учит детей выдвигать гипотезы по различным вопросам , на разных уроках. Работа со словарями,  хрестоматиями, Интернетом – это сбор информации по теме. Опыты на уроках окружающего мира и технологии это экспресс-исследование, в ходе которого учащиеся приобретают новые знания практическим путём.  Одной из форм приобщения младших школьников к элементарной исследовательской деятельности являются экскурсии в природу,  которые могут быть проведены как на уроках, так и во внеурочное время.  Основным методом познания при проведении экскурсии является метод наблюдения.  Особое место в учебниках второго поколения занимает проектная деятельность.  Уже с 1 класса учащиеся выполняют проекты по разным дисциплинам. Например,  «Математика вокруг нас» - создание мини-книги с пословицами и поговорками,  в которых есть числа, или «Моя семья» - альбом с рисунками и фотографиями о своей семье. 
      В соответствии с ФГОС НОО в начальной школе введён курс «Я - исследователь», который направлен на работу по формированию навыков исследовательской деятельности.  Учащиеся узнают, какие бывают исследования, как выбрать тему исследования, что такое гипотеза  и как её выдвигать.
     Со своими учащимися заниматься исследовательской деятельностью во внеурочное время я начала с 2008  года. К исследовательской работе привлекаю не всех учащихся, а тех, кто сам проявил интерес или в ком, с моей педагогической точки зрения,  есть потенциал.  Наша первая работа называлась «Развивающие возможности детских журналов». Изначально предполагалось другое название работы, основанной на изучении детских журналов,  но в процессе исследования тема  поменялась. И это нормально. В методической литературе по организации исследовательской  работы, говорится, что тема исследования  вполне может измениться в процессе работы над ним.  Работу над исследованием, после определения темы, мы начинаем со сбора информации.   Сравнили содержание различных  детских журналов и занесли данные в таблицу. Подготовили материал для собственного журнала «Теремок», который  при помощи родителей в единственном экземпляре был напечатан в районной типографии. С этой работой мы участвовали в заочном туре межрегионального фестиваля исследовательских работ младших школьников «Открытие мира».      

В 2012-13 уч. году с учащимися 2 класса мы выполнили работу «Лук – здоровью друг». К выбору темы нас подтолкнула практическая работа по технологии, где предлагалось вырастить лук в домашних условиях.) Часть работы мы выполняли в классе совместно, часть дети выполняли дома.  Теоретический материал учащиеся искали в школьной и детской библиотеках, а также в интернете.  С этой работой мы выступали на школьной конференции юных исследователей и заняли 1  место. 
       Как правило, у детей не вызывает затруднений  этап сбора информации. Другое дело, что не всегда эта информация является ценной для данной работы. Проведение опытов и экспериментов вызывает наибольший интерес и эмоциональный подъём при изучении темы. Самым сложным этапом в работе над исследованием является обработка полученных данных и представление их в виде готового продукта. Эта работа  в начальной школе, как правило, ложится на плечи учителя. Самостоятельно обработать информацию, представить её в виде структурированного текста, создавать презентацию, сопровождающую теоритический материал, учащимся младших классов не под силу.  Выходя на защиту своей исследовательской работы, учащиеся знакомятся с её полным содержанием,  совместно мы просматриваем презентацию, разбираем возникающие  вопросы. 
       В текущем учебном году мы выполняем работу под названием «Есть ли мыло в мыльных пузырях?», работа вызвала большой интерес у учащихся. Пускать мыльные пузыри – одно из любимых детских развлечений. Мы не только пускали пузыри, но и измеряли их, ловили, сами изготавливали раствор. Результат своего труда мы представим на научно-практической конференции, ставшей для нашей школы ежегодной.

Приведём пример урока с использованием элементов исследования.

Урок по «Окружающему миру»

Тема: «Наша дружная семья»

Цель урока:

дать понятие «семья».

Задачи урока:

ввести понятие «культура общения»;

развивать интерес к следовательской деятельности;

развивать коммуникативные умения;

обсудить с детьми правила культуры общения в семье;

воспитывать уважение к мнению других;

воспитывать чувства любви и гордости за свою семью.

Оборудование: учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас», 2 класс, карточки

План урока

1. Оргмомент

2. Постановка проблемы: «Что я знаю о своей семье»?

3. Составление плана-исследования

а) количество человек в семье

б) имена членов семьи

в) чем занимаются (работают, учатся)

г) как проводят свободное время

д) традиции семьи

е) мои обязанности по дому

4. Работа в группах

5. Обобщающая беседа

6. Итог урока

7. Д/з

Ход урока

I. Оргмомент

II. 1. Целеполагание

- Прочитайте тему нашего урока и подумайте, что вы уже знаете о семье?

(Учитель коротко записывает на доске результаты «мозгового штурма»)

2. Постановка проблемы

- Что хотели бы узнать?

(Учитель записывает все вопросы детей)

(1. Сколько человек в семье? 2. Что любят делать? 3. Что такое семья? 4. Какие традиции есть в семье? 5. Почему дружная семья? 6. Что такое культура общения в семье? и т.д.)

Вот на эти вопросы нам и придется найти сегодня ответ.

3. Работа с учебником с 46

- Рассмотри рисунок и расскажи о семье наших героев: Сережи и Нади.

III. Работа в группах (Повторение правил коллективной работы)

1-ая группа работает над определением «Что такое семья»? Выбирает из предложенных наиболее точное. Обосновывает свой ответ.

2-ая группа отвечает на вопрос «Что такое традиция»? Обсуждают традиции семьи.

3-ая группа отвечает на вопрос «Что такое культура общения»? Составляет правила общения в семье.

IV. Фронтальная работа

Каждая группа готовит сообщение по данным вопросам и обосновывает свою точку зрения.

V. Итог урока

- Давайте вернемся к началу занятия. На какие вопросы мы сможем ответить? Какие вопросы остались без ответа.

Целеполагание. Найти ответы на вопросы. Как? Подумать, спросить у взрослых, понаблюдать.

VI. Д/з. Составить рассказ о своей семье (сколько человек, как зовут, чем занимаются, как проводят свободное время, традиции, моя обязанности на дому).

4. Использование на уроках проблемных и поисковых методов, на которых также происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах

исследования, работа со словарями и другими источниками информации.

На уроке литературного чтения при изучении сказок В.Даля «Девочка Снегурочка» и В.Одоевского «Мороз Иванович» можно провести сравнительный анализ соответствующих им народных сказок « Девочка Снегурочка» и «Морозко». В процессе сравнения дети увидели отличие народной сказки от литературной, а также их сходство.

5. На занятиях могут предлагаться задания, направленные на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, составление последовательности действий; сравнение предметов и множеств предметов; могут изучаться логические понятия «истина», «ложь», «дерево»; могут предлагаться для решения простые задачи по комбинаторике, логические задачи. Желательно проводить работу по выявлению причинно-следственных связей, обучению приемам наблюдения и описания.

6. Осуществление подготовки самостоятельного долговременного исследования по интересующим учащихся темам. Исследование проводится под руководством учителя и с помощью родителей.

Например. 3 класс. Тема «Моя родословная». В начале года проводится родительское собрание на тему «Родительский дом – начало начал». В течение двух месяцев учащиеся вместе с родителями собирали информацию о своих предках и совместно готовили презентацию о своей семье, которая состояла из генеалогического древа семьи. Каждая семья работала над проектом родового герба. Во время исследования дети познакомились с историей возникновения своей фамилии и имени. Интересны были рассказы детей об их предках, о праздниках и традициях в семьях, о семейных реликвиях. Каждый из учащихся готовил послание для своих потомков.

Наблюдаемые результаты: учащиеся имеют достаточно широкое представление об исследовательской работе ученых, о ее назначении, имеют представление о планировании работы, проводят вместе с взрослыми (с группой) учебные исследования, осуществляют поиск информации в литературе по интересующей теме, имеют и желание, и возможность поделиться с одноклассниками результатами своей исследовательской работы.

В 3-ем классе можно продолжить теоретические и практические занятия по

исследовательской деятельности (1 раз в неделю в рамках внеурочной деятельности).

1. На занятиях желательно знакомить учащихся с теорией исследования, структурой, методами исследования (история исследований, предназначение исследований, место в жизни человека, человечества в целом, требования к выбору темы исследования, планирование исследования, задачи исследования. На занятиях используются игровые методы, путешествия, сказочный материал.

2. Проводятся коллективные исследования на заданную тему (пример подобного исследования приведен раньше). У третьеклассников активность выше, больше интересных, неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности.

3. В третьем классе учащиеся уже могут самостоятельно осуществлять долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений (осуществляют поиск информации, учатся выделять главное, формулировать определения, ставить простейшие опыты, наблюдать, составлять доклады). Учащиеся проводят опросы, анкетирование.

Проведение опросов, как правило, характерно для теоретических исследований. Опрос учащихся проводится по предварительно составленным вопросам с целью увидеть уровень знаний, которым обладают другие по теме, либо пополнить свои знания у компетентных в данном вопросе.

4. Ход исследований обсуждается на занятиях по исследовательской деятельности, учителем оказывается консультативная помощь.

В 4 классе на уроках исследовательской деятельности обобщаются полученные знания.

Внимание уделяется умениям работать с источниками информации, с самой

информацией, обрабатывать тексты, представлять результаты совей работы в виде текста, графика, модели.

Существенным дополнением могут являться уроки компьютерной грамоты, на которых учащиеся учатся оформлять результаты своей исследовательской деятельности при помощи ресурсов программ Microsoft World (создание таблиц, списков), Microsoft Excel (построение графиков на основе данных опросов, анкетирования), поиск информации в сети Интернет.

Очень важным этапом является этап представления результатов исследования. Он позволяет решить несколько задач: развитие научной речи; развитие умений работать с текстом; анализ продукта собственной деятельности; возможность продемонстрировать свои достижения; пополнение знаний других учащихся новыми сведениями; умения оценки и самооценки результатов исследования.

Можно проводить следующие формы занятий, позволяющих представить результаты исследования:

-конференции, на которых учащиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;

- презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения участников;

- выступления, как правило, для определенного круга – своих одноклассников, учащихся параллельных классов, заинтересованных данной темой – представление доклада с целью сообщения нового знания. Исследователь выступает как бы в роли педагога, что имеет дополнительное мотивирующее значение.

- выставка достижений проводится в основном для родителей и может быть посвящена определенной теме, дисциплине.

Некоторые рекомендации для проведения самостоятельной исследовательской практики школьников в 4 классе.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА ШКОЛЬНИКОВ

Основные этапы исследовательской работы:

1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).

2. Определить сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).

3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования)

4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).

5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).

6. Определить последовательность проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).

8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).

9. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).

10. Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

Правила выбора темы

Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.

Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Помогая учащемуся выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в которой сами чувствуете себя одаренным.

Педагог тоже должен чувствовать себя исследователем.

Составление плана работы над исследованием

1. Подумать самому о том, что я знаю----------------------------------

2. Прочитать-------------------------------------------------------------------

3. Посмотреть телепередачи (в Интернете, фильм…)---------------

4. Спросить у взрослых------------------------------------------------------

5. Понаблюдать------------------------------------------------------------------

6. Провести эксперимент------------------------------------------------------

7. Сделать математические расчеты--------------------------------------

8. Подвести итог (сделать выводы и умозаключения)---------------

9. Подготовиться к защите---------------------------------------------------

Подготовка к защите исследовательской работы

Шаг 1. Дать определения основным понятиям.

Шаг 2. Расклассифицировать основные предметы, процессы, явления и события.

Шаг 3. Выявить и обозначить все замеченные парадоксы.

Шаг 4. Ранжировать основные идеи.

Шаг 5. Предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы)

Шаг 6. Выработать суждения и сделать умозаключения.

Шаг 7. Сделать выводы.

Шаг 8. Указать возможные пути дальнейшего изучения.

Шаг 9. Подготовить текст доклада.

Шаг 10. Приготовить макеты, схемы, чертежи и др.

Шаг 11. Подготовиться к ответам на вопросы.

Можно указать следующие темы, выбираемые учащимися для проведения

исследования: «Моя семья», «История моего города», «Мой домашний любимец», «Свойства …(бумаги, ткани и т.п.)»; «История … (слова, цифр, растений, открытий)»; «Игры на уроках математики», «Как люди научились измерять расстояние», «История чисел», «История возникновения приборов измерения времени», «Архимед», «Мера длины», «Что мы знаем о календаре», «Опорно-двигательная система человека», «Вулканы», «Кактусы», «Животные Волгоградской области», «Растения Волгоградской области», «Церковь», «Динозавры», «Разные кошки – разные характеры», «Семь чудес света», «Великие ученые», «Как вырастить цветок», «Водоемы Волгоградской области», и т.п.












































Заключение

В данной работе решался ряд задач. Решая первую задачу в нашей работе, мы раскрыли сущность понятия познавательные универсальные действия, которые включают в себя: общеучебные, логические умения, а также постановку и решение проблемы. Познавательные учебные действия связаны с формированием умений, направленных на развитие интеллектуального уровня учащихся на определенной ступени образовательного процесса. Развитие УУД – очень важная и нужная задача. Это не только формирование различных психологических процессов, которые необходимы человеку, но и развитие способностей решать любые жизненные задачи, используя имеющиеся знания и умения, что способствует воспитанию компетентного человека.

Решая вторую задачу, мы дали характеристику исследовательской технологии. Анализ сущности и особенностей организации исследовательской деятельности позволяет сделать вывод, что при правильной организации создаются условия для интеллектуального, творческого, личностного развития учащихся. Она направлена на создание у детей качественно новых ценностей на основе самостоятельного приобретения новых знаний, умений и навыков, значимых для них на данном этапе развития.

Решая третью задачу, мы описали опыт по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников средствами исследовательской технологии обучения и пришли к выводу, что в настоящее время одним из основных путей развития творческих способностей и одаренности учеников считается организация исследовательской деятельности учащихся.  В новых образовательных стандартах большое внимание уделяется именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться.  При организации научно-исследовательской деятельности меняется функция педагога: он перестаёт быть основным источником информации для учеников, становится координатором их собственной познавательной деятельности. Перед педагогом стоит задача организовать обучение так, чтобы ребенок сам захотел приобретать знания и навыки. Необходимо учить видеть проблему и самостоятельно искать пути её решения.









Список литературы

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008

  2. Румянцева Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников. -pedsovet.org

  3. А. И. Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Издательский дом Федоров, 2006

  4. А. И. Савенков. Путь в неизведанное: как развивать свои исследовательские способности. – М. , Генезис, 2005

  5. Т. Н. Кравей и др. Младшие школьники проводят исследование. - Журнал «Начальное образование», №6, 2005

  6. А. В. Аркадьева. Исследовательская деятельность младших школьников. – Журнал «Начальная школа + до и после», №2, 2005

  7. А. И. Савенков. Самостоятельная исследовательская практика как фактор развития.

  8. Познавательных потребностей младших школьников. – Журнал «Начальная школа», № 4,2005

  9. А. В. Леонтович. Рекомендации по написанию исследовательских работ. – Журнал «Завуч», №1, 2001

  10. А. В. Леонтович. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности. – Журнал «Завуч», №1, 2001.

  11. А. В. Леонтович. Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания. – Журнал «Завуч», №1, 2001

  12. Мельникова Е.И. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пос. для учителя. – М., 2002.

  13. Фридман Л.Ф., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.:«Совершенство»,1998.

  14. Шумакова Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников – М.: Просвещение, 2011. – С.154.















ПРИЛОЖЕНИЕ

Для формирования у ребенка основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения можно использовать самые разные методики. В качестве примера приведу ряд методик. Они позволят понять общую картину и показать, где можно найти аналогичные методики, а так же разработать свои собственные.

Кратко остановлюсь на некоторых из них.

Методики развития исследовательских умений и навыков школьников.

1. Развитие умений видеть проблемы (Формирование познавательных УУД)

Проблема – это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются действия, в первую очередь – это действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Поиск проблем – дело непростое. Найти проблему часто труднее и поучительнее, чем решить ее. Выполняя эту часть исследовательской работы с ребенком, следует проявить гибкость и не стоит непременно требовать ясного осознания и формулирования проблемы, четкого обозначения цели.

Вполне достаточно ее общей, приблизительной характеристики.

Умение видеть проблемы – интегральное свойство, характеризующее мышление человека.

Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности.

Вот некоторые задания, которые помогут в решении этой сложной педагогической задачи.

Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Ведь если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. Выполним несложное упражнение.

Задания для развития умения видеть проблемы

Задание «Посмотри на мир чужими глазами»

Читаем детям неоконченный рассказ:

1) «Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»

Продолжите рассказ, представьте себя гуляющего во дворе с друзьями; водителем грузовика, едущего по дороге; летчиком отправляющимся в полет; мэром города; вороной, сидящей на дереве; зайчиком в лесу.

2) «В четвертом классе просто «эпидемия» - все играют в космических пришельцев…»

Продолжите рассказ, оценив эту ситуацию с позиции учителя, школьного врача, школьного психолога, одноклассника этих ребят, одного из космических пришельцев, компьютера, на котором набраны тексты писем пришельцам.

3) «В фойе школы кто-то разлил воду. Миша бежал и…»

Продолжите рассказ, оценив эту ситуацию с позиции учителя, школьного врача, школьного психолога, Мишкиного друга, Мишиной сестры, Мишиной бабушки.

4) «Возле подъезда нашего дома рабочие вырыли большую траншею. Они уже второй день чинят лежащие там трубы…»

Продолжите рассказ, оценив эту ситуацию с позиции жителей этого дома, ребят, играющих на площадке, мэра города, автомобиля, едущего к дому, рабочих.

Задание «Составь рассказ от имени другого персонажа»

«Представьте, что вы на какое-то время стали столом в классной комнате, камушком на дороге, животным (домашним или диким), человеком определенной профессии. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни».

Эту работу можно сделать письменной, предложив детям написать сочинение, но хороший эффект дают и устные рассказы. При выполнении этого задания надо поощрять самые интересные, самые изобретательные, оригинальные детские ответы.

Задание «Составь рассказ, используя данную концовку»

«…Нам так и не удалось выехать на дачу».

«…Сидевший в соседнем вольере орангутанг не обратил на это никакого внимания».

«…Прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски».

Подумайте и расскажите о том, что было вначале и почему все закончилось именно так. Оценивается логичность и оригинальность изложения.

Задание «Сколько значений у предмета»

Предлагается какой-нибудь хорошо знакомый детям предмет (карандаш, кирпич, мел, коробка…) Найдите как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

Задание «Назовите как можно больше признаков предмета»

Задача детей – назвать как можно больше возможных признаков этого предмета. (Например: стол – красивый, большой, новый, высокий, пластмассовый, детский, письменный, обеденный, удобный…)

Задание «Тема одна – сюжетов много»

Придумайте и нарисуйте как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. (Например, тема ―Осень, ―Город, ―Лес… можно нарисовать лес осенью, улетающих птиц, работы на полях, школьников, идущих в школу и т. д.)

2. Развитие умений выдвигать гипотезы(Формирование познавательных (логических) УУД)

Гипотеза – это основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы. Гипотеза – это предвидение событий. Изначально гипотеза не истинна и не ложна – она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией, если ее опровергнуть, она также прекращает свое существование, превращаясь из гипотезы в ложное предположение.

Первое, что составляет появиться на свет гипотезу, это – проблема. Способы проверки гипотез обычно делятся на две большие группы: теоретические и эмпирические. Первые предполагают опору на логику и анализ других теорий (имеющихся знаний), в рамках которых данная гипотеза выдвинута. Эмпирические способы проверки гипотез предполагают наблюдения и эксперименты. Построение гипотез – основа

исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют открывать и затем в ходе теоретического анализа, мысленных или реальных экспериментов оценивать их вероятность. Таким образом, гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.

Делая предположения, обычно используются слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное.

Задания на развитие умения вырабатывать гипотезы

Задание «Давайте вместе подумаем»

Как птицы узнают дорогу на юг?

Гипотезы:

1. Может быть, птицы определяют дорогу по солнцу и звездам.

2. Наверное, птицы сверху видят растения (деревья, траву и т. д.), они указывают им направление полета.

3. Предположим, что птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу.

4. Допустим, что птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним.

5. А может быть, у них есть внутренний компас, почти такой, как в самолете или на корабле.

6. А если птицы точно находят дорогу на юг потому, что они ловят специальные сигналы из космоса. (Провокационная идея)

Почему весной появляются почки на деревьях?

Почему летом снег в горах не тает?

Почему самолет оставляет след в небе?

Упражнение на обстоятельства.

При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов:

Письменный стол

Нефтяное месторождение

Игрушечный кораблик

Апельсин

Мобильный телефон

Проект постройки дома

Чайник

Букет ромашек

Охотничья собака.

Упражнение, предполагающее обратное действие

При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?

Задания типа «Найди возможную причину события»

Звонят колокола.

Трава во дворе пожелтела.

Пожарный вертолет весь день кружил над лесом.

Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу.

Друзья поссорились.

Задание «Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?»

Такое интересное задание для тренировки умений по выработке гипотез и

провокационных идей используется в ряде школ для одаренных детей за рубежом.

Надо придумать как можно больше гипотез и провокационных идей, объясняющих, что бы случилось в результате.

3. Развитие умений задавать вопросы (Формирование коммуникативных УУД)

В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет одну из ключевых ролей.

Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы, по сравнению с вопросом проблема имеет более сложную структуру, образно говоря, она имеет больше пустот, которые нужно заполнить. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду.

Какими могут быть вопросы

Вопросы можно поделить на две группы.

Уточняющие ( прямые или «ли»-вопросы): верно ли, что…; надо ли создавать…; должен ли…; Уточняющие вопрос могут быть простыми и сложными. Сложными называют вопросы, состоящие фактически из нескольких вопросов. Простые вопросы можно поделить на две группы: условные и безусловные. Например: Правда и, что у тебя дома живет попугай? – простой безусловный вопрос. Верно ли, что если котенок отказывается от еды и не играет, то он болен? – простой условный вопрос.

Встречаются и сложные вопросы, которые можно разбить на несколько простых.

Например: Будешь ли ты играть в компьютерные игры с ребятами или тебе больше нравится играть одному?

Восполняющие (или неопределенные, непрямые, «к»-вопросы) Они включают в свой состав слова: где, когда, кто, что, почему, какие и другие. Эти вопросы также могут быть простыми и сложными. Например: Кто, когда, и где может построить этот дом? – сложный вопрос. Его без труда можно разделить на три самостоятельных вопроса.

Задания для развития умения задавать вопросы

Задание «Найди загадочное слово»

Дети задают друг другу разнее вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем». Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например: в вопросе об апельсине звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?».

Возможен и более сложный вариант. Один из участников загадывает слово, но сообщает всем только первую букву (звук). Участники задают ему вопросы. Например: «Это то, что находится в доме?»; «Этот предмет оранжевого цвета?»; «Используется ли этот предмет в перевозке грузов?»; «Это не животное?». Ребенок, загадавший слово, отвечает «да», «нет».

Игра «Угадай, о чем спросили»

Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него.

Например: на карточке написано «Вы любите спорт?» Ребенок отвечает «Я люблю спорт».

Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос. Прежде чем выполнять задание, надо договориться с отвечающими детьми о том, чтобы они не повторяли вопрос при ответе.

- Почему совы охотятся ночью?

- Почему пригородные поезда называются «электричками»?

- Как называют птиц, способных повторять человеческую речь?

- Могут ли люди жить без компьютеров?

- Почему весной разливаются реки?

4. Развитие умений давать определения понятиям (Формирование познавательных УУД)

Понятие – одна из форм логического мышления. Понятием называют форму мысли, отражающую предметы в их существенных и общих признаках.

Понятие – это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления

действительности, а также связи между ними.

Чтобы узнать, как развита у ребенка способность к обобщению и формулированию понятий, используются разные методы. Один из самых эффективных и простых – метод определения понятий. Ребенку предлагается предмет или слово, и просят дать определение этому предмету: «Что это?» Например: «Что такое трамвай?» Кто-то скажет, что это транспортное средство для перевозки людей, а кто-то ответит, что трамвай – это то, на чем ездят по рельсам. В первом случае видим ситуацию фиксации родового и видового отличия, то есть правильно воспроизводятся логические отношения между классом объектов и его представителем. Во втором случае мы сталкиваемся с указанием не на объект, а на его функцию.

Чтобы дети поняли значимость определений, можно воспользоваться таким заданием:

- На Землю прилетели инопланетяне. Они ничего не знают о нашем мире и ничего не видели. Расскажите им как можно понятнее и короче, что такое:

а) лодка, яблоко, карандаш, стол, книга, игрушка, газета, герой, ловить, колючий;

б) вертолет, слива, ластик, стул, тетрадь, кукла, журнал, враг, бросать, легкий.

Для того чтобы учиться определять понятия, можно воспользоваться простыми приемами: описание, характеристика, разъяснения посредством примера, наблюдения, сравнения, различия, обобщения, загадки как определения понятий и другие.

5. Развитие умений классифицировать (Формирование познавательных (логических) УУД)

Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы. Один из главных признаков классификации – указание на принцип (основание) деления. Классификация устанавливает определенный порядок. Она разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы упорядочить рассматриваемую область, сделать ее обозримой. Классификация придает нашему мышлению строгость и точность.

Правила классификации

- члены деления должны быть непересекающимися (должны исключать друг друга);

- деление на каждом этапе должно осуществляться только по одному основанию;

- деление должно быть соразмерным. Объем делимого понятия должен быть равен объединению объемов членов деления.

Задания для развития умения классифицировать

Задание «Четвертый лишний», «Продолжи ряд», «Найди предметы и явления, которые можно поделить надвое», «Найди ошибки и их прокомментируй».

6. Развитие умений и навыков экспериментирования (Формирование познавательных (общеучебных) УУД)

Эксперимент – важнейший из методов исследования. Эксперимент – проба, опыт. Это самый главный метод познания в большинстве наук. С его помощью в строго контролируемых и управляемых условиях исследуются сааме разные явления.

Эксперимент предполагает, что мы активно воздействуем на то, что исследуем.

Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения. Но эксперименты бывают и мысленные, то есть такие, которые можно проводить только в уме.

Мысленный эксперимент

В ходе мысленных экспериментов исследователь мысленно представляет себе каждый шаг своего воображаемого действия с объектом и яснее может увидеть результаты этих действий. Попробуем в ходе мыслительного эксперимента решить задачу: Правильно ли нарисованы тени?

Рассмотрите рисунок. На нем изображено солнце и геометрические тела. Правильно ли художник нарисовал их тени? Почему тени должны быть другими? Какая тень соответствует каждому из изображаемых геометрических тел?

А вот еще ряд задач для мыслительных экспериментов:

- Что можно сделать из куска бумаги?

- Что будет, если все станут выше ростом?

- Что нужно для того, чтобы накормить все человечество?

- Если бы озеро было столом, чем бы была лодка?

- Что будет, если люди научатся читать мысли других?

Эксперименты с реальными объектами

Эксперимент «Измерение объема капли»

Самый простой способ – капля падает в емкость известного объема (например, в аптечную пробирку). Другой способ – на аптечных весах определяем, сколько капель в одном грамме. Затем грамм поделим на количество капель и получим вес одной капли, а следовательно, можно вычислить ее объем.

Эксперимент «Определяем плавучесть предметов»

Предложим детям собрать десять самых разных предметов. Например, деревянный брусок, чайная ложка, маленькая металлическая тарелочка, камешек, яблоко, пластмассовая игрушка, картонная коробочка, металлический болт и т. д.

Теперь, когда предметы собраны, можно выстроить гипотезы по поводу того, какие предметы будут плавать, а какие утонут. Затем эти гипотезы надо проверить.

Дети не всегда могут гипотетически предсказать поведение в воде таких предметов, как яблоко или пластилин, кроме того, металлическая тарелка будет плавать, если ее аккуратно опустить в воду, не наливая воды внутрь, если вода попадает, то она тонет.

После того как первый опыт закончен, продолжим эксперимент. Изучим сами плавающие предметы. Все ли они легкие? Все ли они одинаково хорошо держатся на воде? Зависит ли плавучесть от размеров и формы предмета? Будет ли плавать пластилиновый шарик, а если мы придадим пластилину, например, форму тарелки? А что произойдет, если мы соединим плавающий и неплавающий предмет? Они будут плавать или оба утонут? И при каких условиях возможно и то и другое?

Таким образом, описанные в данных методических рекомендациях организационно-педагогические условия, реализуясь в учебном процессе, позволяют решить задачу формирования универсальных учебных действий на основе развития исследовательских умений младших школьников.












Обобщение опыта работы на тему "Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях организации исследовательской деятельности
  • Начальные классы
Описание:

  Давно выяснено, что каждый ребенок от природы любознателен и полон желания учиться и именно на начальной ступени обучения он стремиться к творчеству, познанию и активной деятельности. В данном аспекте, исследовательская деятельность является одним из важнейших способов получения ребенком представления об окружающем мире.

  Не так давно все российские школы осуществили переход на новый Федеральный государственный стандарт начального общего образования, в котором одно из центральных мест, несомненно, занимает проблема развития исследовательских навыков у учащихся. В данных условиях возрастает интерес к личности, имеющей основы и навыки исследовательского характера, способной самореализоваться, создать что-то новое или преобразовать.

Автор Лазарева Татьяна Александровна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 2538
Номер материала 1959
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓