Главная / Русский язык и литература / Обобщение опыта по теме:"Уроки риторики в системе преподавания русского языка"

Обобщение опыта по теме:"Уроки риторики в системе преподавания русского языка"

hello_html_3d1d077a.gifhello_html_67e7957e.gifhello_html_m4c399508.gifhello_html_m373249aa.gifhello_html_m3d6f8744.gifhello_html_4d44125d.gifhello_html_455f5cbf.gifhello_html_m3d6f8744.gifhello_html_41943208.gifhello_html_m28795de4.gifhello_html_m1dd256.gif`



Риторика как средство

формирования речевой

компетенции учащихся.

Титова Е.В., учитель русского языка

литературы, МОУ Курловская средняя школа № 2, высшая квалификационная категория









Условия возникновения и становления опыта.

Одна из серьёзнейших проблем современной школы – резкое падение интереса учащихся к предметам русский язык и литература и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно и логично выразить свою мысль.

Ни для кого не секрет, что в последнее время происходит ухудшение качества речевой культуры. Очень часто можно слышать нарушения норм орфоэпии, грубые слова в речи участников радио- и телепередач, наблюдаем некорректное речевое поведение. Риторика во многом воспитывает неприятие этих отрицательных явлений и тем самым способствует повышению речевой компетентности.

Во всех сферах функционирования русского языка наблюдается снижение культуры русской речи, засорение её ненормативной лексикой. Как в этих условиях воспитывать любовь к родному языку? Надо найти способы организовать собственную речевую деятельность учащихся, содержательное и разумное их общение. Фундаментом развития должен стать диалог, живое общение, опора на эстетическое.

Исходя из приоритета общечеловеческих ценностей важнейшей задачей является формирование индивидуальных особенностей личности, развитие в ней начатков творческих способностей, интуиции, воображения и мышления.

Базой формирования перечисленных качеств могут быть разного плана риторические тренинги, коммуникативные задачи, риторические упражнения, так как учащиеся легко впитывают образцы речи. И чем раньше это происходит, тем благотворнее сказывается это на детях, так как они эмоциональны, любят играть и легко входят в различные речевые роли.

Преподавание риторики должно основываться на принципе преемственности. Курс риторики начинается предметом «Детская риторика» в начальных классах и продолжается «Школьной риторикой» в среднем звене, а по возможности и в старших классах вводится «Деловая риторика».







Определение объекта и предмета исследования.

Целевой предмет – благоприятные условия для формирования риторических умений учащихся в процессе обучения эффективному общению.

Целевой объектречевая деятельность учащихся на уроках риторики.

Цель исследования разработать систему уроков риторики, способствующих организации и функционированию прозаической устной речи, формирующих индивидуальную речевую манеру.

Задачи :

-дать понятия разных видов общения;

- отрабатывать основные типы риторических умений, приёмы речевой деятельности;

- воспитывать грамотное поколение с адекватным речевым поведением, исключающим косноязычие.





















Актуальность и перспективность опыта.

Риторика – один из важных предметов, которые, безусловно, будут востребованы в третьем тысячелетии.

Почему же риторика так важна для нашего времени?

Нашим детям предстоит жить в сложном противоречивом мире. С одной стороны, это мир новейших достижений в области науки и техники, мир открытых границ и больших возможностей для развития человека. С другой стороны, это мир, в котором люди мало общаются, они одиноки, лишены привычной системы нравственных ценностей, живут бедной духовной жизнью.

Риторика помогает осознать общечеловеческие ценности. Так, риторика учит: будь внимателен к своему слову; помогай другим и словом и делом; общайся так, как бы ты хотел, чтобы с тобой общались.

Нас и наших детей, привыкших делить мир на чёрное и белое, риторика учит гуманитарному мышлению, направляет на поиск разных вариантов решения одной и той же задачи. (Например, как отказать, не обидев человека? Как отстоять свои убеждения, не поссорившись с оппонентом?) В этом значение риторики как предмета, помогающему будущему члену общества искать и находить выходы из различных неоднозначных ситуаций, развивающего способности адаптироваться к изменяющемся условиям жизни.

Риторика формирует позитивное отношение к миру.

Этот важный предмет направляет детей на то, чтобы они умели оценить свою и чужую речь, учитывали, с кем говорят, с какой целью, где, когда и как? Тем самым риторика помогает ребёнку вырасти в личность, совершающую меньше ошибок в общении, а значит, и меньше подверженную стрессам.









Ведущая педагогическая идея:

Система уроков риторики призвана повышать не только речевой уровень и коммуникативные навыки учащихся, но и уровень личностной самооценки школьников, вызывая намерение самоутвердиться через риторические воздействия, а также на формирование такой личности, которая могла бы, владея определённым запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить своё высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением. Курс риторики вызывает у учащихся размышления о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно владеть словом в современном мире, какое это бесценное богатство. Эти размышления, связанные с проблемами эффективности общения, составляют основу для формирования у школьников взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность.







Теоретическая база опыта.

В последнее время наблюдается растущее пренебрежение соблюдением культуры речи в практике общения людей, как на бытовом уровне, так и в письменной и устной речи официальных лиц, а также и в деятельности средств массовой информации. Увлечение некоторых авторов и ораторов неформальной лексикой, вольное обращение с литературными и грамматическими нормами языка, а также банальные орфоэпические орфографические ошибки в устной и письменной речи – всё это беспокоит общественность.

Помочь всякому, готовящемуся выступать публично, призвана риторика – наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Методика обучения речи как наука, имеющая свои закономерности, возникнув в трудах дореволюционных русских методистов 40-60 -х годов, оформилась лишь во второй половине 20 века.

Риторика (от греческого «ритор» - оратор) одна из самых древних наук на земле. Ей примерно 25000, если принять за точку отсчёта 5 – 4 в. до н.э. – период расцвета риторики в Древней Греции.

Древние верили в силу слова. Кроме того, слово было социально значимо: не случайно «сама риторика… зарождается в недрах различных цивилизаций». Цицерон писал: «…сами правила явились как свод наблюдений за приёмами, которыми красноречивые люди ранее пользовались бессознательно. Но красноречие, стало быть, возникло из науки, а наука из красноречия». Из этого высказывания ясно не только как возникла риторика, но и то, что древние осознавали её дидактический, обучающий характер.

В античные времена ораторскому искусству обучали прежде всего как умению убеждать словом. Объяснять свою точку зрения, опровергать ложную. В разные времена в риторику вкладывали содержание. Она рассматривалась и как особый жанр литературы, и как мастерство любого вида речи, и как наука и искусство устной речи.

В современных науках риторика рассматривается как комплекс дисциплин, включающий в себя логический, лингвистический. Психологический, физиологический, художественный и другие аспекты языкового общения.

У этой науки есть и другие названия: «ораторское искусство», «красноречие», «мастерство устного публичного выступления», «элоквенция»

Главным понятием риторики является оратор – человек, произносящий публичную речь. Люди, к которым обращены его слова – аудитория. Оратор и аудитория взаимодействуют друг с другом в процессе устного публичного выступления, где ораторская речь возможна только при наличии обоих компонентов: говорящего и слушающих. Слагаемым мастерства оратора, по мнению М.А.Михайличенко, являются:

- логическая культура

- языковая культура

- психолого-педагогическая культура

- культура общения

- техника речи.

Формирование этих качеств и составляет предмет риторики как учебной дисциплины, поскольку по словам Демокрита, «ни искусство.ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться».

Риторика в настоящее время – это филологическая наука, изучающая способы построения художественно выразительной, направленной определённым образом воздействующей речи.

Современная риторика также опирается на критерии невербальной (несловесной) риторики характеристики взаимодействия и воздействия мимики, жестов и голосовых модуляций. Эта наука непредставима вне лингвистики текста, герменевтики (науки о восприятии), семиотики (науки о способах означивания и характерах знаков),психологии, физиологии, а также дидактики.



Новизна опыта.

Школьный курс родного языка, основной целью которого является развитие, усовершенствование речевых навыков учащихся, всегда в той или иной мере решал вопросы культурно-речевые. Культура речи занимает в нём не последнее место.

Культура речи – прикладной раздел языкознания, в котором рассматриваются два вопроса: как говорить правильно и как говорить хорошо.

Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются двумя ступенями овладения литературным языком.

Правильность речи предполагает соблюдение говорящим норм литературного языка. Но не всякая норма является проблемой культуры речи. Эта проблема возникает лишь при наличии сосуществующих в языковой системе однозначных элементов, когда говорящий оказывается в ситуации выбора. Риторика помогает сделать правильный выбор в любой речевой ситуации.

Риторика в отличии от уроков по культуре речи, формируя основные риторические умения, (1 тип – умение анализировать и оценивать речь и общение: взаимодействие с партнёром общения, понимание его мыслей и чувств, уместность своего речевого поведения; точность речи (наличие фактических ошибок), разнообразие языковых средств, выразительность речи (речевые находки); особенности речевых жанров. 2 тип – умение общаться, создавать тексты, речевые жанры в пределах, обозначенных в программе, а именно: умение использовать адекватные приёмы подготовки и средства общения, позволяющие автору успешно решать основную речевую задачу; умение создавать ориентированные на адресата и на решение речевой задачи речевые жанры: этикетные диалоги, газетно-информационные жанры и т.д.), формирует и личность, способную социализироваться в современном обществе. То количество часов, которое отводиться изучению культуры речи на уроках русского языка в полной мере не могут реализовать такие возможности.

В настоящее время наблюдается тенденция к возрождению риторики в общеобразовательных школах. Курс начинается детской риторикой в начальном звене, затем продолжается школьной риторикой в среднем и закачивается деловой риторикой в старших классах.

Современной школе предлагаются программы по этому предмету. Риторика включена в перечень экзаменов по выбору. Ныне действуют утверждённые Министерством образования три учебника по риторике: Н.А.Михайличенко, Н.Н.Кохтева и Т.А.Ладыженской.





























Технология опыта.

В курсе преподавания уроков риторики я ставлю и реализую следующие

задачи:

-воспитание любви к родному языку, сознательного отношения к нему как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;

- обогащение словарного запаса;

- формирование умений анализировать языковые факты, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, применять полученные знания и умения в собственной речевой практике.

На уроках использую УМК под редакцией Т.А.Ладыженской. Считаю, что этот комплекс самый оптимальный и эффективный на современном этапе преподавания риторики: учебник лёгок в усвоении. Учащиеся посредством обилия разноплановых заданий учатся размышлять, анализировать, делать выводы, и самое главное – они учатся говорить.

Уроки риторики призваны воспитывать в учащихся раскованность и лёгкость в общении, ребята учатся умению говорить не только убедительно (что тоже немаловажно), но и просто говорить красиво.

Каждый урок включает в себя: постановку проблемы, введение в теорию, разного плана задания к текстам, риторические игры, а также упражнения для дыхательной и артикуляционной гимнастики. В процессе занятий использую тексты песен, стихотворений, сказочные сюжеты.

Ребята с удовольствием выполняют творческие работы, разыгрывают сценки, участвуют в риторических играх и конкурсах ,учатся использовать определённые речевые и этикетные формулы, готовят диалоги и монологи, овладевают навыками оформления деловых бумаг, писем и поздравительных открыток.

Циклы уроков, объединённых общей темой, завершаются внеклассными занятиями в форме публичных выступлений с последующим их анализом, дискуссии, спектакля, праздника и т.д.





















Результативность.

Опросник креативности Джонсона

Под креативностью понимается способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации.

Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, необходимых для становления способности к творчеству, к самовыражению. По Джонсону(1973), креативность проявляется как неожиданный продуктивный акт, совершённый носителем действия спонтанно в определённой обстановке социального взаимодействия.

Опросник креативности фокусирует наше внимание на тех элементах, которые связаны с творческим самовыражением. Для оценки креативности нужно пронаблюдать за социальными взаимодействиями интересующих нас лиц в той или иной окружающей среде (в классе, во время какой-либо деятельности, на занятиях и т.д.). каждое утверждение опросника оценивается по шкале, содержащей пять градаций. Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка – 8, максимальная – 40 баллов).

В таблице представлено соответствие суммы баллов уровням креативности.

Уровень креативности

Сумма баллов

Очень высокий

40 - 34

Высокий

33 - 27

Нормальный, средний

26 - 20

Низкий

19 - 15

Очень низкий

14 - 8













Текст опросника

Творческая личность способна:

  1. Ощущать тонкие, неопределённые, сложные особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей).

  2. Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (беглость).

  3. Предлагать разные виды, типы, категории идей (гибкость).

  4. Предлагать дополнительные детали, идеи, версии или решения (находчивость, изобретательность).

  5. Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности (воображение, способность к структурированию).

  6. Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для решения проблемы (оригинальность,

изобретательность и продуктивность).

  1. Воздерживаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбирать лучшую (независимость, нестандартность).

  2. Проявлять уверенность в своём решении, несмотря на возникшие затруднения. Брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение).













Уровень выразительности речи учащихся 5-а класса.

п/п

Фамилия, имя учащегося

Начало уч. года

Конец уч. года

1

Афонин Андрей

2

3

2

Ботова Виктория

2

4

3

Ганькова Ольга

3

4

4

Гладилкина Марина

3

4

5

Гнеушев Максим

1

2

6

Иванова Марина

1

2

7

Иванова Татьяна

2

3

8

Королёв Антон

3

3

9

Котова Анастасия

3

4

10

Муравская Анастасия

2

4

11

Павлов Евгений

2

2

12

Перевёрткина Людмила

3

4

13

Пилипейко Виктория

4

4

14

Прошин Алексей

2

3

15

Родионов Николай

3

4

16

Родионова Анна

3

4

17

Романов Никита

2

3

18

Сухинин Дмитрий

3

4

19

Фокина Елена

2

3

1 - речь невнятна, невыразительна;

2 - речь разборчива, но монотонна;

3 - речь отчётлива, тональна;

4 - речь выразительна, эмоционально окрашена.











C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\сканирование0005.jpg









C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\сканирование0003.jpg





C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\сканирование0006.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\сканирование0001.jpg



.



















Адресная направленность





Данный опыт адресую преподавателям филологических дисциплин общеобразовательных школ, гимназий , колледжей.













































Приложения





















Тематическое планирование

по риторике для 5 класса

по УМК Т.А.Ладыженской











Система уроков №

Тема урока

Введение теоретических сведений, терминов

Вид деятельности учащихся

1.

Введение в риторику. Общение. Что такое общение? Что значит общаться?

Коммуникативная задача. Речевая ситуация. Компоненты ситуации общения.

Коллективная, групповая

2.

Виды общения .Один – немного – много. Словесное и несловесное общение.

Мимика, адресат, адресант, коммуникативное намерение – интенция.

Коллективная, групповая. Индивидуальная.

3, 4.

Главный секрет Демосфена. Твой голос. Подышим? Подышим! Скороговорки и докучные сказки. Кричалки.

Диапазон, тембр, высота и интонация голоса, артикуляция, дикция. Фрагмент дыхания, виды дыхания.


5,6.

Речь правильная и хорошая, речь без ошибок. Чья речь богаче? Говорите – пишите точно.

Нормы современного русского языка. Речь богатая – бедная., богатство языка – богатство речи. Фактические неточности. Сравнительный анализ речи.

Коллективная, групповая. Индивидуальная.

7,8.

Учимся писать – редактировать. Зачеркните ненужное(лишнее), замените – надпишите нужное, дополните.

Приёмы правки – редактирования, условные обозначения.

Групповая, индивидуальная.

9,10.

Учимся слушать. Слышать – слушать – внимать. Кто и как слушает. Правила для собеседников.

Слушать рефлексивно – нерефлексивно.

Групповая, в парах

11.

Учимся читать. Чтение – вот лучшее ученье. Умеем ли мы читать? … Что б вершки не хватать.

Интонация. Темп чтения.

Коллективная, индивидуальная.

12-14.

Речевые жанры. В мире текстов. Ключики-замочки. Тема-микротема. Визитная карточка. Текс о тексте.

Основная мысль текста. Заголовок текста. Сильные позиции текста. Общая тема, микротема. Смысловая, структурная законченность текста.

Коллективная, групповая, индивидуальная.

15,16.

Вторичные тексты. пересказ подробный и сжатый.

Переложение, пересказ, изложение. Подробное и сжатое изложение текста.

Групповая, индивидуальная.

17-19.

Объявление. Что? Где? Когда? О чём может рассказать объявление. Секреты устных объявлений.

Объявление – предложение, объявления – просьбы,объявления – приглашения, объявления – инструкции, объявления – запреты, фактуальная информация.

Коллективная, групповая, индивидуальная.

20-23.

« Что произошло хоть раз». Что такое рассказ? Как строить рассказ? Кому надо рассказывать? Запишите свой рассказ.

В основе рассказа – случай, история. Что приключилось – случилось.

Коллективная, индивидуальная.

24-26.

Спорить или ссориться? Сочините сказку. Сказочная страна.

Спор или ссора, предмет спора, аргументы, объяснения, доводы. Конкурс рассказов «По сказочной стране». Конкурс на лучшего сказочника.

Коллективная, индивидуальная.

27-31.

Начало моей биографии. Я родился. Мои первые воспоминания. Мать и отец. Родословная.

Родословное древо.

Индивидуальная.

32 -34.

Резервные уроки.



























hello_html_m3c86a6f7.gif

-Это ваша риторика. Она еще

маленькая, но хочет обратиться к вам

с речью:

-Дорогие ребята, я риторика, я пока

еще маленькая, но чем больше вы

получите знаний, тем быстрее я

выросту. Давайте расти вместе.

Согласны?(Посадить девочку на -Согласны!

Почетное место)

  1. Риторические конкурсы и задания.

-Ребята, сегодня вы участвуете в Слушают условия состязания.

состязании, разделились на 2 команды

, чтобы побороться за звание «юный

ритор» и получить приз. За каждый

правильный ответ и правильно

выполненное задание команда

получает жетон.

1.Блиц-опрос: (вопросы по очереди

каждой команде)

ответы на вопросы начинаются с букв,

которые составляют слово «риторика»

1.р

2.и

3.т

4.о

5.р

6.и

7.к

8.а

1.Бывает устной, письменной, -Речь

внутренней.

2.у нас на уроке риторическая -Игра

3.Чем различается мужской и женский -Тембр

м различается мужской и женский -Тембр

голос?

4.Процесс, когда люди друг с другом -общение

разговаривают?

5.То же самое, что и оратор. –Ритор

6.Это содержится и в афише, и в -Информация

объявлении.

7.В процессе общения с собеседником -Контакт

Устанавливаем…

8.Что слышит в свой адрес оратор, -Аплодисменты

если его речь удалась?

-Давайте и мы поаплодируем друг

Другу. Вы молодцы!

2.«Таинственный незнакомец или

незнакомка».

-Ребята,сейчас вы тихо посоветуетесь Описывают выбранных ребят

между собой и решите, кого из

участников команды-соперницы вы

попросили бы перейти в свою, не

называя его( или ее) имени, опишите,

чтобы остальные догадались, о ком

идет речь.- 1 мин

3.«Вежливый отказ».

Ребята, которых вы узнали, прошу Звучит вежливый отказ

выйти сюда.

-Хотите покинуть свою команду?

Тогда вежливо откажите.(карточки с

опорными словами)- 1 мин

Спасибо. Но я прошу прощения, думаю, что …

Я очень рада, но прошу меня извинить,



4.Игра «Царь-горох» Проговаривают слова игры и жестами

Условия игры вам знакомы, но какой показывают трудовой процесс.

трудовой процесс вы изобразите

жестами – это загадка, которую нужно

царю и его свите разгадать.

Я - Царь –горох. Команда – свита.

-Молодцы, ребята!

5.Речевая разминка Чтение скороговорки

-Ребята, сегодня я предлагаю вам

новую скороговорку, которая

содержит мудрый совет:

-Кто хочет прочитать ее?

-Первые четыре строчки – 1ая

Команда

-Вторые четыре строчки – 2ая

Команда

-а теперь вместе, но в 2 раза быстрее.

Кто хочет разговаривать.

Тот должен выговаривать.

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

-А какой совет вы получили в Все слова нужно правильно и внятно

скороговорке. говорить.

6.Конкурс юный диктовор.

Ребята, сейчас вам предстоит Чтение новостей

выступить в роли диктора, вы

сообщите последние школьные

новости в течении этой недели.

(сообщение новостей – 1 мин каждой

команде)

7.Ошибка! Я тебя вижу.

-Ребята, речь диктора должна быть Выписывают слова, исправляя

образцовой, и мы должны стремиться, ошибки

чтобы наша речь была правильной и

точной. Теперь вы попробуйте

выполнить работу редактора, у вас на

столе текст, в котором нарушены

грамматические нормы. Выпишите

слова, исправив ошибки. 2 мин

-Проверяем.

  1. Итог урока.

Ребята, вот и подошел к концу наш

урок – праздник. Вам было

интересно? Понравилось? Сегодня

мы подарили друг другу радость

общения, взаимопонимания. Мы

поняли, что уже многое узнали на

уроках риторики. Но помните, что

пообещали маленькой девочке. Нам

еще многому предстоит научиться.

Ребята, все вы были молодцы! Все вы

сегодня получили звание юного

ритора и я вручаю вам приз.

-Спасибо.













Тема урока: " Вежливый отказ ". 5 класс.

Цель урока: познакомить учащихся с отказом как речевым действием, с помощью которого выражается отрицательная реакция на просьбу.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся ( предполагаемые ответы )

1. Организационное начало урока:

- Здравствуйте, ребята!

- Садитесь.



2. Вступительное слово учителя:

- Ребята, сегодня на уроке будем учиться тому, что понадобится нам в дальнейшей жизни, т. к. очень часто нас о чем-то просят, но мы не всегда можем выполнить ту или иную просьбу, а иногда и не хотим. Каким, по-вашему, может быть отказ?

- Совершенно верно, ребята, поэтому сегодня мы научимся отказывать, но мягко и вежливо.


3. Работа над сказкой " Жадная жаба " .


Задания:


  • Прочитайте сказку.


  • Что выделено в сказке?


  • Выполнила Жаба просьбы Ужа и Жука?


  • Отказ был в грубой или вежливой форме?

  • А как бы вы поступили на месте Жабы?


  • А если краски осталось совсем чуть-чуть и вам она тоже нужна?


4. Конструирование фраз-отказов по опорной схеме.

- Ребята, перед вами карточки с ключевыми словами, которые необходимы для вежливого отказа. Представьте себя в ситуации, когда товарищ просит вас прийти завтра к нему на день рождения, но вы заняты и выполнить эту просьбу не сможете.

Вежливо откажитесь, используя опорные слова.

Спасибо

Извини(те)

Прости(те)


Я бы с удовольствием…

Я бы охотно…

Мне бы очень хотелось…

! Но

Причина отказа


Практическая работа.


5. Молодцы! Вы замечательно справляетесь с заданием. А теперь, ребята, прослушайте отрывок из замечательной сказки А. Линдгрен " Малыш и Карлсон ".

Чтение отрывка учителем.


Задания:


  • О чем просит малыш?


  • Как можно было ему отказать, чтобы он меньше огорчился?

Запишите свой ответ.


6. Инсценирование отрывка.

- А теперь, ребята, давайте разыграем эту сцену, заменив фразу малыша на вариант ваших вежливых отказов.


7. Итог урока.

Ребята, сегодня вы замечательно работали на уроке. Какое важное умение вы приобрели?


8. Д/з.

Дополните опорные слова для вежливого отказа в своих карточках.








- Отказ должен быть решительным, твердым, но в тоже время вежливым.











-Чтение сказки учащимися.


- В сказке выделены самые важные слова, просьбы сказочных героев.


- Нет, она им отказала.


- Отказ был грубым.


- Надо было поделиться краской.



- Тогда пришлось бы отказать в просьбе.







Конструирование фраз-отказов и проговаривание их вслух.























- Он хочет иметь щенка.

Запись ответов в тетради.





Учащиеся разыгрывают сценку.



- Умение вежливо отказать, когда это необходимо.

















Детское речевое творчество

на уроках риторики





















Вот моя кроватка,

Спать в ней очень сладко,

Положу под ушки

Мягкие подушки.

На полу резвятся лошадки,

Они играют в пятнашки и прятки,

Хотят они книжки читать

И могут в тетрадях писать.





Жил у лужи крокодил,

Он кого-то сторожил.

А тот, который в луже,

Ему совсем не нужен.

У пруда собачки

Навострили ушки,

А у них под носом

Прыгали лягушки.

Говорят, что кошки

Не едят из ложки.

Эти милые подружки

Молочко едят из кружки.

На полянке возле речки

Прятались в кустах овечки.

Пастушок их не нашёл

И один домой пошёл.

Кто ничего не изучает,

Тот вечно хнычет и скучает,

А нам некогда скучать –

Надо тему изучать.

В этой речке утром рано

Утонули два барана.

Нет, они не утонули,

Их лягушки утянули.

Лень любила всей душой

Нежиться в кровати.

Вот пришла она домой

И пристала к Кате.

Залетела к нам оса

И жужжала два часа.

Надоела нам она,

Вылетела из окна.







hello_html_m7cb513ba.gifОглавление.

Введение…………………………………………………………………………………………………… 1

Глава 1. Общеупотребительная лексика. Лексика социально ограниченного употребления……………………………………………………………………………………………. 3

Глава 2.Из истории вопроса о сленговой речи в России…………………………. 7

Глава 3. Что такое сленг? …………………………………………………………………………. 10

Заключение………………………………………………………………………………………………. 12

Список использованной литературы………………………………………………………. 13

Приложение.

































Введение.

Молодежный сленг является средством общения большого количества людей, объединённых возрастом, да и то весьма условно. Носителями сленга являются, как правило, люди 12-30 лет.

Сленг охватывает практически все области жизни, описывает практически все ситуации, кроме скучных, поскольку сленговое слово рождается как результат эмоционального отношения говорящего к предмету разговора.

Сленг – это постоянное словотворчество, в основе которого лежит принцип языковой игры. Нередко именно комический, игровой эффект является главным в сленговом тексте.

Молодому человеку важно не только «что сказать», но и «как сказать», чтобы быть интересным рассказчиком.

Актуальность исследования данной работы определяется тем. Что на современном этапе молодёжному сленгу отводится значительная роль в речевом потоке учащихся старших классов, в том числе и ребят нашей школы.

Объектом исследования являлись учащиеся 8,10,11 классов.

Предмет исследования – молодёжный сленг в речевом контексте старшеклассников.

Цель исследования – изучение вопросов бытования молодёжного сленга в речевом потоке учеников старших классов школы№2 г.Курлово как явления молодёжной субкультуры.

Задачи :

-рассмотреть терминологическое поле сленга;

-изучить происхождение и историю сленга;

-проанализировать частотность употребления сленга старшеклассниками нашей школы.

В процессе исследовательской работы нами были использованы следующие методы:

  1. Метод анализа и систематизации научной литературы по исследуемой проблеме.

  2. Метод тестирования и анкетирования.

3) Метод наблюдения. Результаты тестирования и анкетирования представлены нами в виде диаграммы.

Данная исследовательская работа включает в себя:

- Оглавление

- Введение.

- Глава 1. Общеупотребительная лексика. Лексика социально - ограниченного употребления.

- Глава 2.Из истории вопроса о сленговой речи в России.

- Глава 3. Что такое сленг?

- Заключение.

- Список использованной литературы.

- Приложение.





















Глава 1.

Общеупотребительная лексика.



Наиболее важной частью словаря русского языка во всём его многообразии является общеупотребительная лексика. Она представляет собой то лексическое ядро, без которого немыслим язык, невозможно общение, ее составляют слова, являющиеся выражениями наиболее необходимых жизненно важных понятий.



Общенародная лексика – костяк общенационального литературного словаря, необходимейший лексический материал для выражения мысли на русском языке, тот фонд, на базе которого в первую очередь происходит дальнейшее совершенствование и обогащение лексики. Подавляющее большинство входящих в неё слов устойчиво в своём употреблении и употребительно во всех стилях речи.



В составе лексики русского языка есть слова, которые известны и понятны всем и могут быть употреблены как в устной, так и в письменной речи. Например: вода, земля, лес, хлеб, идти, есть, кушать, зима, яркий, работать, читать, журнал, девушка, слово, голова и др. Среди этих слов выделяются слова стилистически нейтральные, т.е. такие слова, которые одинаково можно услышать и в научном докладе, и в повседневном разговоре, которые можно прочесть и в деловом документе, и в дружеском письме. Таких слов в русском языке подавляющее большинство. Их можно назвать также общеупотребительными в полном смысле слова.



Кроме стилистически нейтральных слов в общеупотребительной лексике выделяются также слова, которые могут употребляться всеми, но уже не в любом случае. Так, слова водица, простак, журнальчик, усатый, дворик, словечко и др., в отличие от слов стилистически нейтральных, либо обладают экспрессией, либо эмоционально окрашены. Оттенки эмоциональной окрашенности создаются различными уменьшительно-ласкательными и увеличительно-уничижительными суффиксами (вод-иц-а, журналь-чик, двор-ик, слов-ечк-о), а экспрессивность передаётся особой изобразительностью слов речи (простак, усатый, лихач, ловкач). Употребляя такие слова, говорящий выражает своё положительное или отрицательное отношение к предмету, явлению. Поэтому эти слова почти не встречаются в научном докладе, в деловом документе. Употребление экспрессивно-эмоциональных слов ограничено определёнными стилями речи: чаще они используются в разговорном стиле, нередко – в публицистическом.



Однако, вышесказанное не означает, что общеупотребительная лексика составляет замкнутую группу слов, не подверженную никаким влияниям.



Напротив, она может пополняться словами, которые ранее имели ограниченную (диалектную или профессиональную) сферу употребления. Так, слова животрепещущий, разношерстный, неудачник, самодур, завсегдатай, нудный и нек. др. ещё в первой половине 19 в. не были известны всем говорящим по-русски: сфера их употребления была ограничена профессиональной (животрепещущий, разношерстный) или диалектной (неудачник, самодур, завсегдатай, нудный) средой. В современном же русском языке эти слова входят в состав общеупотребительной лексики.



С другой стороны, некоторые общеупотребительные слова с течением времени могут выходить из общего оборота, сужать сферу своего употребления: например, слова зобать, т.е. есть, брезг, т.е. рассвет, сейчас встречаются только в некоторых русских говорах. Бывают случаи, когда слово из общенародного словаря уходит в профессиональные жаргоны.



Общеупотребительной лексике можно противопоставить лексику ограниченного употребления – слова, которые используются людьми, связанными по роду занятий, профессий, либо территориальными границами.

Лексика социально ограниченного употребления.

От лексики диалектной и профессиональной отличаются особые слова, которыми отдельные социальные группы людей по условиям своего общественного положения, специфике окружающей обстановки обозначают предметы или явления, уже имевшие в общелитературном языке названия. Такая лексика называется жаргонной. Для обозначения лексики социально ограниченного употребления, кроме термина жаргон (фр. jargon), используются термины арго (фр. argot) в значении «диалект определенной социальной группы, создаваемый с целью языкового обособления» (первоначально обозначал воровской язык) и сленг (англ. slang), употребляемый чаще в сочетании «молодежный сленг».



Особенно много жаргонизмов возникало до революции в речи господствующих классов, что объясняется попыткой искусственно создать особую разновидность языка путем привнесения специфических элементов и тем самым несколько отделить людей своего круга от остальных носителей национального русского языка.



Так возникли, например, русско-французский салонный жаргон дворян, торгашеско-купеческий жаргон и др. Например: плезир - в значении «удовольствие, забава», променад - в значении «прогулка»; сантименты - в значении «излишняя чувствительность», магарыч - в значении «угощение по поводу заключения выгодной сделки» и др.



Иногда жаргонная лексика появлялась в учебных заведениях дореволюционной России, например: в бурсацком жаргоне слямзил, стибрил, свистнул в значении «украл», объегорил в значении «обманул», засыпался в значении «не выдержал экзамена» и пр. (см. у Н.Г. Помяловского в «Очерках бурсы»).



В современном русском языке имеются слова «жаргонно окрашенной» лексики, которые или связаны с фактами профессиональной речи, или являются характерным признаком возрастной общности поколения, преимущественно молодого. Например: марашка - у полиграфистов «посторонний отпечаток на оттиске», козёл (козлы) - у полиграфистов «пропуск текста в оттисках»; козёл - у летчиков «непроизвольный скачок самолета при посадке»; «Аннушка», «Плюша», «Уточка» (биплан У-2) - названия самолетов; шпоры, шпаргалка, контролка, петух (пятерка) - у школьников; колесо, колеса (средство передвижения), туфта (ерунда, малостоящее доказательство), филонить (бездельничать), блеск, сила, железно, потрясно (превосходно), как штык (обязательно) - у молодежи. Использование подобной лексики засоряет язык и должно всячески пресекаться. В языке художественной литературы элементы жаргонно (арготически) окрашенной лексики в ограниченном количестве используются для речевой характеристики некоторых персонажей (см. произведения Г. Медынского, Д. Гранина, В. Шукшина, Ю. Нагибина и др.).



В 90-е годы XX в. наметилось очевидное сочетание просторечия и жаргонов в газетно-публицистических текстах, что свидетельствует о нежелательной вульгаризации литературного языка. Особенно активизировались в этом процессе взаимодействия низовая городская культура (люмпенизированные слои общества), молодежная контркультура и уголовная субкультура. В результате профессиональные языки, молодежный сленг и уголовное арго стали распространителями жаргонных слов в литературном языке (например: совок, совки, тусовка, крутой, беспредел ).



















Глава 2.



Из истории вопроса о сленговой речи в России.

Развитые естественные языки проявляют себя в различных стилях; нельзя сводить представление о языке к его кодифицированному варианту - с этим утверждением соглашаются большинство филологов и приводят в качестве доказательства результаты стилистического анализа литературных произведений. Оказывается, письменные тексты, хотя они отображают лишь малую долю всевозможных говоров и в них слышны только отдельные звуки живой уличной разноголосицы, доказывают существование всевозможных арго в разные культурно-исторические эпохи. При этом именно те тексты, в которых использован потенциал так называемых сниженных стилей, являются наиболее богатыми, экспрессивными, волнующими даже современного читателя. Из памятников древнерусской литературы здесь уместно упомянуть "Моление Даниила Заточника", о тональности которого не утихают споры и по сей день; письма Ивана Грозного к Андрею Курбскому, демонстрирующие контраст официального языка и мастерски использованного разговорного стиля; и "Исповедь" протопопа Аввакума, неистовая брань которого звучит совершенно не книжно, но живо и естественно. Но все же по этим источникам, невозможно представить в полной мере устную речь Древней Руси, поэтому нам остается только сожалеть, что целенаправленное изучение и описание русских разговорных стилей началось лишь в 19 веке.
Впервые жаргонная лексика широкого употребления была представлена в лексиконе Микуцкого (Микуцкий С. Материалы для сравнительного и объяснительного словаря русского языка и других славянских наречий. - СПб., 1832) и, конечно, в словаре Даля. Большинство других исследований ненормированной речи велось, в основном, в форме лексикографических описаний языка отдельных социальных и профессиональных групп: воров, нищих, бродячих торговцев и ремесленников. Параллельно шла активная фиксация разнообразных наречий в литературных произведениях. Далеко не самым известным, но очень интересным примером является очерк "Петербургский дворник" В.Луганского (Даля), герой которого хорошо умеет говорить по-воровскому, сам не будучи вором, и использует эту свою способность, чтобы пугать мазуриков. В произведениях писателей натуральной школы с большим или меньшим успехом отображались говоры крестьян, канцелярских служащих, ремесленников и т.п.
На рубеже веков большой интерес был направлен как на профессиональные и групповые жаргоны, так и на язык уголовного мира. Наиболее интересным исследованием в этой области является "Блатная музыка" В.Трахтенберга (С.-П., 1908), включающая около четырехсот словарных единиц.
Бурный всплеск в изучении различных пластов русской речи произошел после революции 1917 года. В 1918 году был создан Институт живого слова, который занимался проблемами социальной диалектологии. В 20-е - 30-е годы появляются работы Е.Д.Поливанова, Л.П.Якубинского, Б.А.Ларина и других исследователей, которые рассматривали проблемы жаргонов, арго, условных детских языков и т.п. При этом подчас "язык революции" воспринимается как "революция языка". Язык бедняков, люмпен-пролетариата подчас возводится в ранг "языка будущего". Или же, напротив, вызывает отторжение, рассматривается как опасное бескультурие, угрожающее чистоте и целостности русского языка. "В противоборстве устоявшихся элементов и нарождающихся, спорных явлений происходило утверждение новых литературных норм. Завершающим этапом формирования нормы стало издание "Толкового словаря русского языка" под редакцией Д.Н.Ушакова".
Влияние "блатной музыки" на разговорную и литературную русскую речь в нашей стране, пережившей множество катаклизмов, прошедшей через лагеря и тюрьмы, - это факт, не подлежащий сомнению, но вызывающий противоречивое эмоциональное отношение. В Советском Союзе жаргон уголовного мира стал исследоваться, преимущественно с криминалистической, а не лингвистической точки зрения. Так появились многочисленные словники для служебного пользования с грифом "Не подлежит разглашению". Составленные работниками уголовного розыска, они превосходили аналогичные работы филологов по количеству словарных единиц, но уступали по качеству анализа и подачи материала. Многие чисто филологические труды по "русской фене" публиковались за рубежом. Все это затрудняло обмен материалами и мнениями среди исследователей и отрицательно сказывалось на качестве их трудов.
В третьем - четвертом десятилетии двадцатого века многочисленные публикации были посвящены проникновению воровского арго в речь молодежи. При этом, отношение филологов к этому явлению было преимущественно негативным. На таких пуританских позициях было непросто выстроить серьезные исследования. Поэтому активное изучение молодежной речи как явления (проводившееся в 60-70-е годы сформировало более научное и менее эмоциональное отношение к естественным языковым процессам. Тем не менее, либерально настроенным лингвистам все еще приходилось отстаивать свои права на изучение "низких" материй.
В перестроечное время произошел настоящий "бум" в изучении сниженных стилей русского языка. Это было обусловлено взрывом гражданских и языковых свобод. Стремительные социальные процессы повлекли за собой значительные изменения в стилистике устной и письменной речи. А филологи получили богатый источник материала для исследований и возможность изучать и обсуждать в печати любую область языкознания. Стало допустимым выйти за рамки наблюдения за разговорной речью и просторечием и приняться за "блатную музыку", табуированную лексику, жаргоны хиппи, наркоманов и криминальных структур, не мотивируя свое исследование желанием помочь правоохранительным органам, повысить культуру речи и т.п. К сожалению, наряду с серьезными материалами, на некоторые из которых мы ссылаемся в нашей работе, появилось множество публикаций, эксплуатирующих интерес рядового читателя к низменным предметам. Однако они довольно быстро пресытили публику и перестали приносить серьезную финансовую прибыль, вследствие чего в наши дни практически исчезли с книжного рынка.
В 80е - 90е годы наметились новые тенденции в исследовании неформальной молодежной речи. Ее стали изучать в контексте языка города. Вопросы культуры речи в исследованиях этого периода практически не обсуждаются; термин "сленг" полностью теряет пренебрежительный смысловой оттенок.





















Глава 3





Что такое сленг?

Молодежный сленг является средством общения большого количества людей, объединенных возрастом, да и то весьма условно. Носителями сленга являются, как правило, люди 12 - 30 лет Сленг охватывает практически все области жизни, описывает практически все ситуации, кроме скучных, поскольку сленговое слово рождается как результат эмоционального отношения говорящего к предмету разговора. Сленг - это постоянное словотворчество, в основе которого лежит принцип языковой игры. Нередко именно комический, игровой эффект является главным в сленговом тексте. Молодому человеку важно не только "что сказать", но и "как сказать", чтобы быть интересным рассказчиком.

Разумеется, такая речь, имеющая множество подтекстов, часто непристойного свойства, отправляющая в "телесный низ" все угнетающее, вызывающее агрессию, может использоваться только в неформальном общении равного с равным. Сленг имеет довольно строгие границы уместности и адекватности. Именно поэтому его появление в средствах массовой информации вызывает неоднозначную реакцию: люди, привыкшие быть с газетой "на Вы", категорически не приемлют эту тенденцию. А молодежи, которая видит в прессе и на телеэкране "свою тусовку", напротив, приятно чувствовать себя причастной к освещаемым событиям.

Сленг - это живой организм, находящийся в процессе постоянного изменения и обновления. Он непрестанно заимствует единицы из жаргонов и прочих подсистем русского языка, а также сам становится поставщиком слов просторечного, разговорного обихода - такая судьба ожидает популярный сленгизм, который из-за многократного повторения теряет свою экспрессивную окраску. Подвижность сленга делает невозможной его фиксацию на бумажном носителе, а также подсчет количественного состава. Возможно лишь проследить некоторые общие особенности свойственные молодежному сленгу, законы его развития. К молодежному сленгу относится все, сказанное В.Елистратовым о "раблезианском комплексе арго", так что повторяться не имеет смысла. Укажем лишь основные пути пополнения словаря сленга.

Значительная часть сленгизмов образуется путем заимствования. Источником могут служить иностранные языки, как их литературная составляющая, так и просторечная ("баксы", "бабл" - амер. сленг "деньги"; "дэнс" - англ. "танцы"; "фантастиш"/ "я-я, дас ист фантастиш" - нем. "потрясающий" / "да-да, это потрясающе"), при этом возможно использование дословного перевода ("перец" - парень / англ. сленг "pepper" - половой член, лицо мужского пола). Сленг заимствует единицы и из других подсистем русского языка ("дембель" - воен. "демобилизация", "дурь" - нарк. наркотики, "зависать" - комп. "прекратить выполнение работы и не реагировать на запросы пользователя (об ЭВМ)" и т.д.). Молодежный сленг часто прибегает к переосмыслению заимствованных единиц ("даун" - глупый, несообразительный человек, "грузить" - много говорить, "прайс" - деньги (англ. - "цена") и т п.). Многие сленгизмы образуются путем традиционной и особой сленговой аффиксации ("бэбик", "бэбис" - ребенок (англ. бэйби). Ведущим приемом сленгового словообразования является каламбур, в основе которого лежат принципы фонетической мимикрии ("степа" - стипендия; "бухкурсы", "бухарест" - пьянка /"бухать" - пить алкоголь/) или метатезы ("фаршик" - шарфик; "литрбол" - пьянка). Встречается вульгаризация произношения ("мю-тю-вю", "ме-те-ве" - MТV). Распространены в молодежном сленге и другие словообразовательные схемы, которые позволяют достичь языковой экспрессии.

В заключение повторим, что под молодежным сленгом мы понимаем совокупность постоянно трансформирующихся языковых средств высокой экспрессивной силы, которые используются в общении молодыми людьми, состоящими в фамильярных, дружеских отношениях.























Заключение.

Исследовательская работа показала, что «слой» социально ограниченной лексики, называемый молодёжным сленгом, очень распространён в речи старшеклассников нашей школы.

У каждого времени, каждого поколения есть свой сленг. Однако, сейчас речь подростков и юношества столь засорена сленгизмами, что состояние современного русского языка иначе как катастрофой не принято называть.

В ходе данной работы, используя тестирование и анкетирование, мы выяснили, что из 54 опрошенных учащихся 100% употребляют сленгизмы и жаргонизмы в своей речи;

- 9,7% - произносят их в любой ситуации;

-19,5% - в определённой ситуации;

-100% - используют сленг более 10 раз в день;

-11,4% - ввели сленгизмы в речь уже с 5 класса;

-100% - понимают значение употребляемых сленгизмов;

-17% - считают, что без сленга нельзя обойтись

-14% - решили, что можно в своей речи избежать сленговые и жаргонные выражения, остальные затруднились ответить.

Однако, следует отметить, что 86% опрошенных заботит то, как они говорят;

-14% - всё равно, какие слова они употребляют в речи.

Обработав результаты анкет и тестов, мы представляем следующие диаграммы, которые показывают, насколько речь старшеклассников нашей школы засорена сленгизмами.

Считаем, что необходимо проводить профилактическую работу с целью предупреждения и искоренения сленговых и жаргонных слов в речевом контексте учащихся нашей школы.





Используемая литература:

  1. Копытенко М.О. О семантической природе молодёжного жаргона. М.1976.

  2. Жаргон // Русский язык. Энциклопедия.

  3. Грачёв М.А. Механизм перехода жаргонизмов в общенародный язык // Русский язык в школе №5, 1996

  4. Словарь лингвистических терминов под редакцией О.С.Ахмановой, М. 1964.





















hello_html_m3c43a8ca.gif

















hello_html_mbe4207d.gif







Обобщение опыта по теме:"Уроки риторики в системе преподавания русского языка"
  • Русский язык и литература
Описание:

Данная публикация содержит материал по наработанному опыту преподавния уроков риторики. В ней уделяеся внимание актуальноти и новизне становления опыта, а также имеется диагностика результатов работы и приложения.

Одна из серьёзнейших проблем современной школы – резкое падение интереса учащихся к предметам русский язык и литература и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно и логично выразить свою мысль.

Ни для кого не секрет, что в последнее время происходит ухудшение качества речевой культуры. Очень часто можно слышать нарушения норм орфоэпии, грубые слова в речи участников радио- и телепередач, наблюдаем некорректное речевое поведение. Риторика во многом воспитывает неприятие этих отрицательных явлений и тем самым способствует повышению речевой компетентности.

 

Автор Титова Елена Владимировна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 714
Номер материала 13503
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓