(В рамках реализации ФГОС)
Кузнецова Людмила Николаевна
Учитель начальных классов
Системно - деятельностный подход реализуется с помощью
технологии деятельностного метода-метод обучения, при котором ребенок не
получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе
учебно-познавательной деятельности. Для меня пожалуй, это самое трудный момент
в обучении. Не всегда ученики сделают правильные выводы, медленно будут
думать. А у учителя времени в обрез. Но жизнь требует перестройки в учительской
работе. Нужно уйти от традиционных взглядов, шаблонов. В китайской мудрости
есть слова: «…я делаю - я усваиваю». Именно мы должны включить ученика через
действия в учебную деятельность, чтобы они самостоятельно вникли в новую тему,
а потом и применили на практике полученные знания. Учитель как дирижёр: он
направляет деятельность учеников, корректирует, привлекает к самостоятельности.
Деятельностный подход
лежит в основе развивающего образования в любом его варианте - будь это система
Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, система Л.В. Занкова, или любой современный
учебно-методический комплект традиционной системы: «Школа 2100», «Начальная
школа ХХI века», «Гармония», «Школа России»
и другие. Во всех системах и учебно-методических комплектах на первом месте
стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной
области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности
ребенка в предметном мире, причем не только в индивидуальной, а в совместной,
коллективной деятельности.
Системно-деятельностный подход перспективен в
качестве средства реализации новой концепции Федеральных государственных
образовательных стандартов, доступен для освоения в массовой практике всеми
звеньями системы образования.
Учитель должен понимать, что включение ребенка в деятельность коренным
образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Задача учителя
при введении нового материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно
все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать
исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения
ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых
условиях.
Еще Л.С.Выготский в
замечательной книге «Педагогическая психология», опередившей свое время как
минимум лет на 60 (она была опубликована в 1926 году), говорил о том, что в новой
педагогике жизнь «раскрывается как система творчества... Каждая наша мысль,
каждое наше движение и переживание являются стремлением к созданию новой
действительности, прорывом вперед к чему-то новому». Для этого и сам процесс
учения должен быть творческим. Он должен звать ребенка из «ограниченной и
уравновешенной, устоявшейся абстракции к новому, еще не оцененному».
Мэтры, развивавшие этот взгляд на человека, творили в
такое время, когда практика рассматривалась как что-то второстепенное, само
собой вытекающее из хорошей теории. Педагогическая психология — первая и чуть
ли не единственная из академических ветвей психологии поставила перед собой
вопрос о возможности реального практического воплощения деятельностных
представлений.
Так родились и теория поэтапного формирования
умственных действий Гальперина, и учение об учебной деятельности Талызиной, и
программа развивающего обучения Эльконина — Давыдова. Если очень кратко
сформулировать основную идею всех этих практических приложений теории
деятельности, то получится приблизительно следующее: успешность ребенка в
учебе зависит от того, насколько он, ребенок, стал субъектом собственной
учебной деятельности, научился эту деятельность самостоятельно планировать и
реализовывать.
Но почему только ребенок? Разве задача «научиться делать дело» не
актуальна для многих взрослых, в том числе тех, кто должен научить этому
школьников? Актуальна, и очень. Умение задавать себе вопрос «Чего я хочу
добиться?», а затем выстраивать практические и интеллектуальные шаги для достижения
этой цели не является самым распространенным среди взрослого населения нашей
страны. Поэтому многие перспективные психолого-педагогические приемы обучения,
например такие, как модульная и проектная технологии, с большим трудом
находят применение в школьной практике.
Нынешние педагоги с большим трудом осуществляют целенаправленное
руководство этой деятельностью. И дело не в недостатке времени или желания.
Дело в том, что научное руководство проектом предполагает управление
деятельностью ребенка. Причем именно педагог должен задать ученику, автору
проекта, параметры этой деятельности, а затем отслеживать ее реализацию. А как
это сделать, если сам до конца не осознаешь, не понимаешь того, что делаешь
вместе с ребенком?
Не на уровне идеи, нет! Здесь чаще всего все в
порядке.
Трудности возникают на уровне реализации проекта.
Значит, нужно думать руководителям о том, как создавать в школе условия для
разработки и подготовки грамотных, продуманных, структурированных проектов.
Процесс обучения
есть всегда обучение деятельности - либо предметно-практическим действиям (например,
простейшим трудовым действиям, практическому общению на иностранном языке),
либо умственным действиям. Обучать деятельности - значит делать учение
мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и
находить пути и средства ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою
деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и
самоконтроля, оценки и самооценки. Учитель не должен просто «натренировать»
ребенка в выполнении каких-то операций, приемов. Эти операции должны быть
учеником осмыслены и приняты, он должен уметь самостоятельно выбирать наиболее
подходящие приемы решения учебных задач, а в идеале - находить свои
собственные, не встречавшиеся в его практике способы действий.
Первая ступень деятельностного обучения - 1 класс. Дети учатся
самостоятельно формулировать тему урока, находить ответы на вопросы, учатся
работать в группе (в парах).
В 3 классе - групповая работа.
Групповая работа – одна из форм деятельностного метода обучения. Данная форма
работы требует определённой подготовки учителя к уроку, но результат работы
оправдывает себя. При правильном педагогическом руководстве и управлении
реализовываются основные условия коллективности: ученики привлекаются к
коллективной творческой деятельности, осмысленному общению и взаимодействию,
распределению труда между членами группы; осуществляется взаимообучение и
взаимоконтроль. Таким образом, дети приобщаются к важным навыкам жизни:
действенному общению, умению слушать, умению соглашаться с точкой зрения
другого, умению разрешать конфликты, умению работать сообща для достижения
общей цели. Умение управлять как собственной,
так и совместной деятельностью в группе дает возможность учащимся быть
активными участниками учебной деятельности.
Приоритет
деятельностных целей требует:
новых подходов к
организации процесса обучения,
новых типов урока,
новой системы взаимодействия между
учителем и учеником.
Исходя из общей структуры учебной деятельности, образовательный процесс
необходимо строить таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно
выполнять
весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, сохраняя и укрепляя и при этом свое здоровье
и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты, достаточные для успешного
продолжения образования в основной школе.
С этой целью методы
объяснения заменяются деятельностным методом обучения, основанным на методе рефлексивной
самоорганизации, а традиционная технология объяснительно-иллюстративного метода обучения −
технологией деятельностного метода (ТДМ).
Сегодня трудами многих поколений
российских педагогов и психологов создана целостная система организации учебной
деятельности.
Исходя из этого, уроки
деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре
группы:
1.
уроки открытия нового знания(ОНЗ)
2.
уроки рефлексии(УР)
3.
уроки общеметодологической направленности;
4.
уроки развивающего контроля.
Урок ОНЗ («Открытие» нового знания)
Основные цели данного
урока:
Развивающая цель: формирование способности учащихся к
новому способу действия,
Обучающая цель: расширение понятийной базы за счет включения
в нее новых элементов.
Хорошо изучив и
отработав структуру урока «Открытие» нового знания, мы, с коллегами, делимся
опытом работы в школе.
Отличительной особенностью УР от уроков закрепления в традиционной модели
является фиксирование и анализ затруднений в собственной учебной деятельности.
Основные цели УР:
1.
коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д. (на сколько я овладел
новым понятием, свойством, алгоритмом)
2. формирование
способности учащихся к коррекции способа действий
(формирование
способности к фиксированию затруднений в
деятельности,
выявлению их причин, построению и реализации проекта
выхода
из затруднений)
УР, несмотря на
достаточно большую подготовку со стороны учителя, являются наиболее интересными
и для меня и для детей. Дети на этих уроках не просто тренируются в
решении задач – они самостоятельно находят свои ошибки, выявляют причину этих
ошибок, им предоставляется возможность самостоятельно исправить ошибки и
убедиться в правильности их исправления, учатся рефлексировать свою
деятельность. А это так сейчас актуально, т.к. от самооценки и
самоконтроля зависит взаимоотношения ребенка с окружающими, требовательность к
себе, отношение к успехам и неудачам.
Следующий тип урока –
это урок общеметодологической направленности
Основные цели этого
типа урока:
1. формирование
способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением
структуры изученных понятий и алгоритмов.
2. выявление
теоретических основ построения содержательно – методических линий.
Данные уроки
организуются в соответствии с технологией деятельностного метода. Отличительной
особенностью уроков методологической направленности от традиционных уроков
обобщения и систематизации знаний является то, что наряду с фактической
констатацией и перечислением свойств изученного понятия в некоторой системе
выявляется принцип освоения изученных способов действий в данной
последовательности.
Новый тип урока – это урок
развивающего контроля.
Его цели:
1. формирование
способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
2. контроль
и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Отличительной
особенностью этого урока является проведение контрольной работы в соответствии
с установленной структурой «управленческого», критериального контроля. Также на
уроке этого типа происходит фиксация и рефлексивный анализ допущенных в работе
ошибок.
Уроки развивающего
контроля проводятся в соответствии с технологией деятельностного метода и
предполагают два этапа: 1) проведение контрольной работы; 2) анализ контрольной
работы. Эти этапы проводятся на двух уроках. Уроки развивающего контроля предполагают
написание контрольной или самостоятельной работы и ее рефлексивный анализ.
Поэтому по своей структуре, по методике подготовки и проведению данные уроки
напоминают уроки рефлексии.
Таким образом,
реализация деятельностного метода обучения позволяет учителю не только повысить
мотивацию учащихся на предмет получения новых знаний, но и учить детей
творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую
инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные
способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять
поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссии.
На своих уроках я
придерживаюсь следующей структуры урока.
Структура уроков
введения нового знания обычно имеет следующий вид:
I. Мотивирование к учебной деятельности
(организационный момент) -
1-2 минуты
Цель: включение
обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Данный этап
процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство
учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его
мотивирование к учебной деятельности, а именно:
· актуализируются
требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
· создаются
условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную
деятельность (“хочу”);
· устанавливаются
тематические рамки (“могу”).
Приёмы
работы:
· учитель
в начале урока высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать
друг другу удачи (хлопки в ладони);
· учитель
предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети
высказываются;
· девиз,
эпиграф («С малой удачи начинается большой успех» и др.)
II.Актуализация и фиксирование индивидуального
затруднения в пробном учебном действии -
4-5
минут
Цель: повторение
изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление
затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
· Возникновение
проблемной ситуации
· Методы
постановки учебной проблемы:
1.
побуждающий, подводящий диалоги;
2.
мотивирующий приём «яркое пятно» -
сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из
истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.)
III. Постановка учебной задачи - 4-5 минут
Цель: обсуждение
затруднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»)
На данном этапе учитель
организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся
должны:
1.
восстановить выполненные операции и зафиксировать
(вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;
2.
соотнести свои действия с используемым способом
действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать
во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или
способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого
класса или типа вообще.
IV. Открытие нового знания (построение проекта
выхода из затруднения) -
7-8
минут
На данном этапе учащиеся
в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель
(целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему
урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства -
алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с
помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью
исследовательских методов.
V. Первичное закрепление - 4-5 минут
Цель: проговаривание
нового знания, (запись в виде опорного сигнала)
· фронтальная
работа, работа в парах;
· комментирование,
обозначение знаковыми символами;
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по
образцу (эталону) -
4-5
минут.
Каждый должен для себя
сделать вывод о том, что он уже имеет.
· Письменно
выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3 типовые задания).
· Самоконтроль,
самопроверка.
VII. Включение нового знания в систему
знаний и повторение -
7-8
минут.
· Сначала
детям предлагаются задания, которые содержат
новый алгоритм, новое понятие.
· Затем
предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с
изученными ранее.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
- 2-3 минуты.
Цель: осознании
обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей
деятельности и всего класса.
Вопросы:
Какую задачу ставили на уроке?
Удалось решить поставленную задачу?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что нужно сделать ещё?
Где можно применить новые знания?
Что на уроке у вас хорошо получилось?
Над чем ещё надо поработать?
и другие.
Учителя нашего методобъединения тоже внедряют в своей
работе принцип деятельностного подхода. В октябре у нас в школе прошла декада
начальных классов. Мы посетили уроки друг у друга, поделились своими
проблемами. Вот некоторые моменты из нашей работы.
Из уроков математики.
- 1. 1 класс. Учительница раздала детям
монеты.
Задание: как разными способами набрать 8 рублей? Ученики через
учебную деятельность повторяют состав числа 8 и сложение.
1+1+1+1+1+1+1+1=8
2+2+2+2=8
5+2+1=8
5+1+1+1=8 и т.д.
2. 3
класс. Открытие нового знания.
-Будем работать в группах. Какие правила работы в группах надо помнить?
Задание №1.
1
гр.
2 гр.
3 гр.
0:2=
0:4=
0:6=
0:3=
0:5=
0:9=
0:23=
0:17=
0:32=
Вывод:
0:а=… Вывод:
0:а=
Вывод: 0:а=
Представители групп записывают выводы на доске, озвучивают;
Записывают выводы в тетрадь открытий.
- 3. 3 класс. Даётся задание: внимательно
посмотрите на эти числа.
36, 16, 28, 8, 40, 20, 4.
- Что можете сказать? Каких ответов не хватает? К каждому ответу
назовите соответствующий пример.
4.
3 класс. Что можно сделать с этими числами?
3
9
10
12
5
20
100
239
-Да, их можно прочитать, сравнить, выполнить действия с числами 1-го
столбика и 2-го столбика. Найдите сумму каждой пары.
- Умножим каждое число 1-го столбика на 5. Где затруднились? Это новая
тема. Как быть?
- Чем будем заниматься сегодня? Что поможет решению нашей проблемы?
5.
4 класс. Даны выражения. Что скажете?
6357:39
4891:73
4183:47
179375:625
- Разделим примеры на группы. Что нужно знать, чтобы решить выражения
1-ой группы? (Алгоритм). А как разделить на 3-хзначное число?
-Я предлагаю разделиться на группы и попробовать решить это выражение.
Какое открытие сделали?
В данной ситуации состыковались «знание» и «незнание». Дальше идёт
поиск выхода из сложившейся ситуации.
6.. Урок русского языка.
Даётся отрывок из стихотворения:
Осень наступила. Высохли цветы.
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах.
Только зеленеет озимь на лугах.
-Какое чувство вызывает это стихотворение? Почему у меня на душе
грусть, печаль?
-Найдите орфограммы.
-Прочитайте нераспространенные предложения. Распространите их.
Разберите каждое предложение по членам. Почему оно распространенное?
7. 3
класс. Детям раздаются карточки со словами: парта, яблоко,
стол, туман, иней, мороз, снежинка, поле, солнце, туча. Ученикам
нужно построиться в 3 ряда:
1 ряд – со словами мужского рода;
2 ряд - со словами женского рода;
3 ряд - со словами среднего рода.
8. 4
класс. Игра «Рыбки».
Ученикам раздаются слова на листочках в форме рыбок. Нужно прочитать
слово, узнать склонение и падеж, а затем положить «рыбку» в соответствующее
«ведро»:
1 « ведро»- слова 1 склонения;
2 «ведро» - слова 2 склонения;
3 «ведро»- слова 3 склонения.
9. 4
класс. Нестандартное задание: соединить вопросы, вспомогательные слова с
падежами:
Кому?
Р.п.
Вижу
Д.п.
Нет
В.п.
Без предлога
Не употребляется П.п.
Кого?
И.п. и В.п.
Что?
И.п.
Подлежащее Р.п.
10.
На уроке литературы проводится групповая работа. Даются отрывки из произведений
и их названия. Нужно их соотнести.
«Дед стал очень стар.
«Котенок».
Ноги у него не ходили, глаза не видели,
уши не слышали, зубов не
было».
«Филиппок».
«Были брат и сестра - Вася и Катя;
У них была кошка. Весной кошка пропала».
«Старый дед и внучек».
«Был мальчик, Звали его Филипп».
Деятельностный метод обучения - это обязательное и необходимое условие
овладения знаниями. Я думаю, что в будущем ученики научатся
самостоятельно добывать знания, применять их на практике, смогут
найти правильное решение любой жизненной задачи.
В конце урока можно подвести итог по схеме:
Сегодня на уроке
|
узнал, открыл для
себя…
|
|
научился, смог…
|
|
Могу похвалить себя
и своих одноклассников за …
|
Возьмите листочки с «лесенкой знаний».
-Поднялся ли кто-нибудь на ступеньку выше?
-А кто ещё остался на том же месте?
-Что нужно, чтобы подняться выше?
-А как я могу вам помочь?
-Что для вас было трудным?
- Где можно применить новое знание?
-Нарисуйте, с каким настроением вы заканчиваете урок?
Анализируя уроки можно с уверенностью сказать
Деятельностный метод обучения - это организация учебного
процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в
максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника
Еще Сократ говорил о
том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также
деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не
пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную
учебно-познавательную деятельность.
Основная идея его состоит в том, что новые
знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе
самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими
учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении
нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить,
показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу
детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили,
как надо действовать в новых условиях.
По мнению А. Дистервега,
деятельностный метод обучения является универсальным. “Сообразно ему следовало
бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших
учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще
приобретено, то есть для всякого учащегося”.
Деятельностный метод
является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий
подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.
Заключение
Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего
образования второго поколения – новый шаг в образовании.
Современная школа развивается в условиях колоссального роста объема
разнообразной информации во всех областях знаний. В содержании образования
меняются приоритеты. Навыки устного и письменного счёта, каллиграфического и
грамотного письма, чтения, составляющего основу начального обучения на
протяжении многих столетий, сейчас всё в меньшей мере признаются единственно
важными и достаточными для школы настоящего и будущего. Приоритетом начального
общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень
освоения которых в значительной мере определяет успешность всего последующего
обучения.
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является
не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого
ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения.
Соблюдение требований к условиям реализации основной образовательной
программы общего образования должно обеспечивать создание комфортной по
отношению к обучающимся и педагогическим работникам образовательной среды,
гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального
здоровья школьников; высокое качество образования, его доступность, открытость
и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества,
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.
Литература:
- Карбакова И.Н.,Терешина Л.В.
Деятельностный метод обучения. Волгоград. 2008
- Кульневич С. В. Лакоценина Т. П.
Современный урок, “Учитель”, 2005.
- Л.Г. Петерсон. Теория и практика
построения непрерывного образования. М.: УМЦ "Школа 2000...",
2001.
- Математика для каждого: концепция,
программы, опыт работы. - Вып. 4. - М.: УМЦ «Школа 2000 ... 2100».
- Мельникова, Е. Л. Анализ уроков изучения
нового материала // Школа 2100. - Вып. 4. - М.: Баласс, 2000. - С.
121-126.Меренков А.В. Педагогика саморазвития личности. – Екатеринбург;
2001
- Мельникова Е.И. Проблемный урок, или Как
открывать знания с учениками: Пос. для учителя. – М., 2002.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.