Главная / Информатика / Обобщение опыта по теме "Применение информационных технологий в работе с одаренными детьми"

Обобщение опыта по теме "Применение информационных технологий в работе с одаренными детьми"

Бочкарева Л.А. МБОУ СОШ №8 г.Бирск

Использование информационных технологий

в работе с одаренными детьми


Современное общество предъявляет сегодня к школе высокие требования. Одной из актуальных проблем является работа с одаренными детьми. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного быстро адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.

Одаренность - это качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающие успешное выполнение той или иной деятельности.

Одарённым считается ребёнок, значительно опережающий своих сверстников в умственном развитии, либо выделяющийся среди других специальными способностями (музыкальными, художественными, спортивными и т.д.).

По мнению ряда исследователей (Е.В. Данильчук, А.М. Коротков, А.В.Петров и др.), современное компьютерное образование является составной частью становления личности – ее развития, образования, воспитания, оно призвано формировать у подрастающего поколения собственное социальное основание, внутренний импульс развития – высокий уровень совести, духовности, культуры. Следовательно, компьютерное образование становится личностно ориентированным, его цель – поиск и отыскание смыслов, создание новой системы ценностей, саморазвитие и самореализация в компьютерной среде.

  1. Применение в обучении информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), то есть аппаратных и программных средств, предназначенных для реализации информационных процессов на основе использования вычислительной техники и сетевых технологий в процессе обучения информатике направлены на формирование компетенций в области информационной деятельности школьников, воспитание их информационной культуры. К программным средствам ИКТ относят прикладное программное обеспечение (в настоящее время это пакет программ Microsoft Office) и электронные средства, специально предназначенные для использования в системе общего образования: системы поддержки процесса обучения (электронные учебники и энциклопедии (в том числе сетевые), тренажеры, электронные лаборатории и пр.) На занятиях не ограничиваю ребят рамками школьного курса. Ученикам, увлекающимся информатикой, помогаю работать с векторными графическими редакторами CorelDRAW, Corel PhotoPaint, с системой автоматизированного проектирования КОМПАС, с программами для создания и редактирования видеофильмов Windows Movie Maker, Sony Vegas Movie Studio. Некоторые особо одаренные дети осваивают самостоятельно дополнительное программное обеспечение, выходящее за рамки базового курса информатики. Мои ученики Яныбин Игорь смонтировал в программе Adobe Flash Player несколько мультфильмов, Жукова Жанар создала баннеры в графическом редакторе Adobe Photoshop. Силами наших учеников функционирует web-сайт нашей школы, созданный в программе Macromedia Dreamweaver .


ИКТ обучения, при определенных условиях, возможно, использовать как эффективное средство для развития функции самореализации личности учащегося: компьютер позволяет создать условия, при которых каждый ученик может реализовать себя в планировании, регулировании, целенаправленности своей деятельности; диалог в компьютерной среде позволяет ученику осознать свои возможности, умения, навыки, оценить их, добиться рефлексии себя и других; автономность поведения в работе с машиной актуализирует личность к свободе выбора, действия, решения, саморегуляции, воле и межсубъектному взаимодействию; и, наконец, современные ИКТ позволяют создавать ситуации, направляющие ученика к концентрации творческих усилий и креативности в различных видах деятельности.

Рассматривая информатику в ряду с другими общеобразовательными дисциплинами, можно назвать общедидактические методы: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, исследовательские, коррекции знаний учащихся, стимулирования и мотивации обучения и др. Применение средств ИКТ вносит определенную специфику в известные общедидактические методы обучения. Так, объяснительно-иллюстративные методы при использовании мультимедийного проектора могут заметно повышать познавательную активность учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности (анимация, звук, видео и другие мультимедийные эффекты). Репродуктивные методы обучения при использовании компьютерных обучающих систем приобретают свойства личностно-ориентированного обучения, при котором учащиеся получают возможность выстраивать индивидуальные образовательные траектории в зависимости от успешности обучения и личностных психологических качеств (восприятия, памяти, мышления и пр.).

Активное использование ИКТ в учебном процессе позволит во многом снять проблему «образовательного неравенства» за счет широкого распространения качественных учебных материалов на цифровых носителях, развития системы дистанционного обучения школьников, подготовке и организации интернет-тестирования.

Все эти средства образовательного назначения так же могут являться средством стимулирования и повышения мотивации обучения, средством повышения познавательного интереса учащихся и средствами для работы с одаренными учениками.


Стратегия работы с одаренными детьми


Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся. Важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.



Основные принципы работы с одаренными детьми:


1) дифференциация процесса обучения;

2) внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс;

3) развитие самостоятельности учащихся;

4) возрастание роли внеклассной деятельности.


В ходе своей работы с одаренными детьми я придерживаюсь таких целей как развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности.


Задачи:

  • создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся;

  • развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности;

  • организация системы исследовательской работы учащихся.



Ожидаемые результаты:


1) формирование системы работы с одаренными учащимися;

2) повышение качества знаний учащихся по информатике;

3) развитие творческих способностей учащихся.


На протяжении нескольких лет я провожу работу по развитию творческих способностей учащихся в сфере информационных технологий и привитию интереса к предмету информатика.



Формы работы с одаренными детьми


  1. Факультативы и кружки

Факультативные занятия развивают интерес и склонности учащихся к предмету, повышают информационную культуру ученика в рамках школьного курса информатики, помогают им систематизировать свои знания при подготовке к поступлению в высшие учебные заведения. Кружок как одна из форм внеклассной работы имеет большое образовательное, воспитательное и развивающее значение. Занятия в кружке способствуют совершенствованию умений и навыков, которые формируются у учащихся на уроке.




Задачи:

  • учет индивидуальных возможностей учащихся;

  • повышение степени самостоятельности учащихся;

  • расширение познавательных возможностей учащихся.


На факультативных занятиях использую дополнительный материал, не входящий в рамки школьной программы. Веду индивидуальную работу с сильными учениками, помогаю ученикам подготовиться к ЕГЭ по предмету информатика и ИКТ. Ученики нашей школы успешно сдают ЕГЭ по информатике - это Зинов Александр, Алфёров Алексей, Набиева Регина которые набрали более 70 баллов и поступили в различные высшие учебные заведения. На кружке занимаюсь с младшими школьниками (начальные классы) и средним звеном (7,8 класс), где мы готовимся к конкурсам по информационным технологиям.


hello_html_487a3b7d.jpg

hello_html_3c6b4b11.jpg




2. Подготовка к олимпиадам

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности.


Задачи:

  • обобщение и систематизация знаний по предмету;

  • ориентирование учащихся в выборе дальнейшего образования и будущей профессии;

  • формирование практических навыков и информационной культуры учащихся.


В 2007-2008 учебном году ученик нашей школы Бочкарев Степан занял III место в районной олимпиаде по информатике. В 2008-2009 учебном году Бочкарев Семен 7 класс и Зинов Александр были призерам, а в 2010-2011 учебном году Михеев Антон 8 класс стал победителем муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по информатике. Участие в олимпиадах способствует становлению личности и помогает в дальнейшем выбору профессиональной деятельности. Так ученики нашей школы Бочкарев Степан и Зинов Александр учатся в Бирской социально-педагогической академии на факультете физики и математики отделения информатика.


hello_html_78ce3bf5.jpghello_html_m10b6781c.jpg


3. Участие в конкурсах по информационным технологиям


Участвуя в конкурсах по информационным технологиям, дети учатся искать ответы на разные вопросы, приобретают навыки работы с дополнительной литературой, учатся пользоваться поисковыми системами Интернета. Подготовка к конкурсам позволяет в полной мере осуществить индивидуальный подход в обучении учащихся. Участие в различных конкурсах способствует развитию творческих способностей, наглядно – образного мышления, созданию благоприятного эмоционального фона, ситуации успеха.


Задачи:

  • активизация творческой, познавательной инициативы учащихся;

  • выявление талантливых, одаренных учеников;

  • повышение качества образования;

  • внедрение в процесс обучения новых информационных технологий.


Мои ученики принимают активное участие в различных всероссийских и республиканских конкурсах по информационно-коммуникационным технологиям.

В 2008-2009 учебном году ученики нашей школы Бочкарев Степан, Алферов Алексей, Гайсин Руслан, Бочкарев Семен заняли I место в районном этапе Всероссийского конкурса по информатике «Инфознайка».

В 2009-2010 учебном году Фадеев Виктор и Михеев Антон заняли I место в I этапе Всероссийского игрового конкурса «КИТ – компьютеры, информатика, технологии».

В 2007 учебном году ученица 11 класса Павлова Анастасия была награждена дипломом III степени республиканского конкурса по информационным технологиям «МОЛОДЕЖЬ И МИР» в номинации «Тематические баннеры и заставки».

В 2007-2008 учебном году Павлова Татьяна 7 класс заняла I место в районном этапе республиканского конкурса по информационным технологиям «КРИТ - 2008», Жукова Жанар 11 класс заняла I место в районном этапе молодежного республиканского конкурса по информационным технологиям «МОЛОДЕЖЬ И МИР».

В 2008-2009 учебном году ученик 8 класса Яныбин Игорь был награжден дипломом III степени республиканского конкурса по информационным технологиям «КРИТ - 2009» в номинации «Юный аниматор - мультфильмы».

В 2009-2010 учебном году ученица 8 класса Павлова Татьяна была награждена дипломом III степени республиканского конкурса по информационным технологиям «КРИТ - 2010» в номинации «2D-графика».


hello_html_5caf8d5e.jpg

hello_html_17775dfd.jpg





  1. Исследовательская работа


Под учебно-исследовательской деятельностью понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом (в различных областях науки, техники, искусства). Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановка проблемы, ознакомление с литературой по данной проблематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы. Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Тем более что современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности школьника и доведения её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы.


Задачи

  • создание условий для развития интеллектуально-творческих способностей учащихся

  • развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой;

  • предоставление возможности одаренным детям самореализоваться;

  • участие в системе «научных чтений» и конференций, общение со сверстниками-исследователями в школьном научном обществе

Исследовательская деятельность позволяет вооружить ребёнка необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нём и систематизации материала.

Мои ученики активно участвуют в исследовательской деятельности. Так ученик 10 класса Крестьянов Владислав принял участие во Всероссийском интернет-фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио». В декабре 2010 года ученики 10 класса Зарипов Марат и Крестьянов Владислав участвовали в муниципальном этапе конкурса исследовательских работ Малой академии наук школьников и заняли I место.

hello_html_f71eaac.jpg

hello_html_mc7b6273.jpg



5. Предметная неделя.


Развитие способностей неразрывно связано с формированием интереса к предмету информатика. Привить интерес помогает предметная неделя.


Задачи:

  • представление широкого спектра форм внеурочной деятельности;

  • повышение мотивации учеников к изучению информатики;

  • развитие творческих способностей учащихся.



Предметные недели по естественно-научным дисциплинам в нашей школе проводятся ежегодно в феврале-марте месяце. Примерно за две – три недели в каждой параллели создаются группы из учеников, проявляющих повышенный интерес к информатике. Задача каждой группы – оказание помощи в подготовке и проведении внеклассного мероприятия, выпуск стенгазеты, выступление с докладом по информатике.

В рамках декады проводятся КВН по информатике и программированию, конкурсы кроссвордов, стенгазет и т.д.

Внеклассная работа по информатике дополняет обязательную учебную работу по предмету и способствует более глубокому усвоению материала, позволяет повысить успеваемость у учащихся, развивает интерес к самостоятельной мыслительной и творческой деятельности. Учащиеся, занятые во внеклассной работе, имеют оценки «4» и «5».


hello_html_e0e7afb.jpg



hello_html_199e7552.jpg


Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей детей необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.


















Обобщение опыта по теме "Применение информационных технологий в работе с одаренными детьми"
  • Информатика
Описание:

Одной из приоритетных задач  развития образования является обеспечение  поддержки развития одаренных детей.

Концептуальная задача, стоящая перед педагогом - создание педагогической технологии работы с одаренными детьми, то есть комплекса способов, средств, методик и форм организации образовательного процесса, используемых для достижения качественного результата на основе общепедагогических и специальных знаний, умений и навыков обучающихся.

Требования современного общества таковы, что одним из факторов успешной социальной адаптации в нём является владение информационной культурой. 

Автор Бочкарева Людмила Андреевна
Дата добавления 27.12.2014
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 651
Номер материала 12807
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓