Главная / Классному руководителю / обобщение опыта на тему "Вовлечение родителей в проектную и исследовательскую деятельность школьников".

обобщение опыта на тему "Вовлечение родителей в проектную и исследовательскую деятельность школьников".

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 г. Тайшета


Научно-практическая конференция «Первый опыт введения

ФГОС НОО в ОУ Тайшетского района»







Вовлечение родителей

в проектную и исследовательскую

деятельность школьников.

( УМК «Школа России»)











Автор: Мышкина Ирина Дмитриевна,

учитель начальных классов

1 квалификационной категории

МБОУ СОШ №5 г. Тайшета











г. Тайшет

2012

Оглавление:


  1. Введение……………………………………………………………….……3

1.1 Актуальность проблемы……………………………………….….……3

  1. Научная обоснованность……………………………………….........…….4

    1. Проектная и исследовательская деятельность в школе……………..4

  2. Вовлечение родителей в деятельность школы…………………….……..5

    1. Цели вовлечения родителей в учебный процесс…………………….5

    2. Роль родителей и формы их участия в исследовательской деятельности

    3. План работы с родителями…………………………………………….5

    4. План работы с обучающимися ………………………………………..5

  3. Алгоритм организации проектной и исследовательской деятельности……………………..………………………………………….6

4.1 Этапы включения……..……………… ………………………………6

4.2 Этапы создания проектной и исследовательской деятельности……...…………………………………………………………6

4.3 Памятка для родителей ………………………………………………...7

4.4 Этап рефлексии…………………………………………..……………..8

  1. Примеры из практики…………………………………….…………..…. 9

    1. Родительское собрание……………………………………………….. 9

    2. Внеклассная работа……………………...……………………………. 9

    3. Примеры с урока ……………………………………………………..10

    4. Участие в районном конкурсе «Исследователь природы»……… 11

  2. Заключение…………………………………………………………..……12

  3. Список используемой литературы……………………………..………..13

Введение.


Вовлечение родителей в проектную и исследовательскую деятельность школьников.


-Будьте любезны, в каком направлении мне идти?

спросила Алиса.

-В известном тебе, - ответил Кот.

- Оно мне неизвестно.

- Значит, в неизвестном. Во всяком

случае известно, что в известное

время ты окажешься там или тут…


Льюис Кэрролл


Современное общество переживает быстрые изменения, в которых люди не всегда успевают сориентироваться. В процессе этих изменений терпит кризис семья, которую можно сравнить с огромной рекой, меняющей цвет воды в зависимости от «погоды в доме». В пасмурную погоду вода становится серой и мутной, в такой воде не хочется купаться. Лучше посидеть на берегу и посмотреть на реку со стороны, при этом в душе тревожно и беспокойно. А если началась гроза, то хочется вообще уйти и больше не возвращаться сюда. Зато как притягивает река в жаркую солнечную погоду: придает силы, успокаивает душу, вселяет радость и уверенность в себе и в завтрашнем дне.

Думаю, что каждый из нас за такую семью!


Актуальность.


Как помочь семье в сегодняшних условиях? Тема эта чрезвычайно актуальна. Во ФГОС второго поколения сказано, что «духовно – нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых дней, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте».

По моему мнению, проектная и исследовательская работа помогает повысить самоценность семьи, реализовать семейные возможности, сблизится всем участникам творческого, поискового, исследовательского проекта.

В обоих случаях я, как учитель, выигрываю, так как нет большего счастья, видеть радостные лица детей и родителей, когда после выступления их хвалят. Повышается их самооценка и оценка их труда одноклассниками. Появляется интерес на уроках, повышается познавательная активность.






Научная обоснованность.


Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повышения качества знаний обучающихся, развития их познавательных и творческих способностей, среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно – исследовательская деятельность.

  1. Проектно – исследовательская деятельность прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности.

  2. Проектно – исследовательская деятельность – совместная с родителями учебно – познавательная, творческая (игровая) деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

  3. Проектно – исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, способствующая формированию ключевых компетентностей обучающихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности.


Проектно – исследовательская деятельность выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в семью, в окружающий мир.























Вовлечение родителей в деятельность школы.


По оценкам специалистов современные дети – это дети 21 века, имеющие новый тип сознания – системно – смысловой. Первый вопрос, волнующий малыша, - ЗАЧЕМ? пришёл на смену вопросу ПОЧЕМУ? Иными словами, если ребенок принимает и понимает смысл поступка или действия, которое он должен совершить, то он будет его выполнять. Вот здесь и важно вовлечение родителей с целью:

Цели вовлечения родителей в учебный процесс:

  1. Психолого – педагогическое просвещение родителей;

  2. Включение родителей в образовательный процесс;

  3. Создание духовной общности родителей, учителя и детей;

  4. Установление в семье гуманных отношений.


Роль родителей, форма их участия в проектной деятельности младших школьников:

  •  мотивационная поддержка

  • информационная поддержка

  • организационная поддержка

  • техническая поддержка

  • поддержка в самооценке проекта

План работы:

  1. Работа с родителями.

  • Проведение просветительской работы через лектории и практикумы.

  • Привлечение к организации и проведению внеклассных мероприятий.

  • Анкетирование с целью выявления творческого потенциала семьи.

  • Анкетирование с целью рефлексии.

  • Организация и проведение проектной и исследовательской работы.

  1. Работа с обучающимися.

  • Диагностирование совместно с психологом и логопедом.

  • Индивидуальный подход, дифференцированное обучение.

  • Наблюдение.

  • Эксперимент.

  • Работа с научной литературой (сбор необходимой информации).

  • Проектирование – «обучение через делание».

  • Формирование учебной проблемы (задачи).

  • Планирование возможных вариантов решения проблем.

  • Анализ своей деятельности – результативность (портфолио).

  • Проведение классных и школьных олимпиад.

  • Участие в турнирах, конкурсах, конференциях, выставках.

  • Использование ИКТ – технологий на всех этапах процесса обучения.

Совместная работа ребенка – учителя – родителей позволяет выстроить особые отношения, отношения сотрудничества и равноправия, наладить диалог с ребенком и его семьей. Главное для учителя – увлечь детей, а также их родителей в исследовательскую деятельность, вселить уверенность в своих силах.


Алгоритм организации проектной и исследовательской деятельности:


  1. Этапы включения:

1-й этап – УЧИТЕЛЬ – ученик – родитель (погружение в проект учителя)

2-й этап – учитель – УЧЕНИК – родитель (принятие темы проекта учеником)

3-й этап – учитель – ученик – РОДИТЕЛЬ (вовлечение в исследование родителей)

4-й этап – УЧИТЕЛЬ – ученик – родитель (обобщение с учителем исследовательской деятельности, цель - прийти к умозаключениям)

5-й этап – учитель – УЧЕНИК – РОДИТЕЛЬ (обогащение житейским опытом, научным кругозором, повышение самооценки семьи)

2. Этапы создания проектной и исследовательской работы.

1) предварительный этап для учителя:

  • Постановка проблемы

  • Составление плана работы

  • Выбор методов

  • Изучение литературы

  1. предварительный этап для обучающихся:


Проблема

Зачем?

Актуальность

Мотивация

Цель

Что?

Для этого мы делаем

Целеполагание

Задачи

Как?

Мы это можем делать

Постановка задач

Методы и способы

Что получится?

Какое решение проблемы

Выбор способов и методов,

Планирование

Результат

Почему?

Это важно для меня лично

Ожидаемый результат


  1. предварительный этап для родителей:

Памятка для родителей: в ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:

  • консультируют;

  • отслеживают выполнение плана;

  • решают оперативные вопросы;

  • помогают в предварительной оценке проекта;

  • участвуют в подготовке презентации;

  • обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

Ученик
Определяет цель деятельности
Открывает новые знания
Экспериментирует
Выбирает пути решения
Активен
Субъект обучения
Несёт ответственность за свою деятельность

Учитель – родитель
Помогает определять …
Рекомендует источники информации
Раскрывает возможные формы работы
Содействует прогнозированию результатов
Создаёт условия для активности школьника
Партнёр - сотрудник
Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

Группы умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

  • Исследовательские;

  • Коммуникативные

  • Оценочные;

  • Информационные;

  • Презентационные;

  • Рефлексивные;

  • Менеджерские

  • Исследовательские умения - генерировать идеи;

  • выбирать лучшее решение.

Коммуникативные умения

Сотрудничать в процессе деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло, умение выходить из конфликтных ситуаций

Оценочные умения

Оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других.

Информационные умения

  • Самостоятельно осуществлять поиск нужной информации;

  • Структурировать информацию;

  • Сохранять информацию

Презентационные умения

  • Выступать перед аудиторией;

  • Отвечать на незапланированные вопросы;

  • Использовать различные средства наглядности;

  • Демонстрировать артистические возможности.

Рефлексивные умения

Отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»;

Адекватно выбирать свою роль в коллективном деле.

Менеджерские умения

  • Проектировать процесс;

  • Планировать деятельность – время, ресурсы;

  • Принимать решения;

  • Распределять обязанности при выполнении коллективного дела

Тема проекта Выбирается из содержания учебных предметов;

Близка и понятна детям,

Находится в зоне их ближайшего развития

Длительность выполнения проекта 1–3 урока;

1–2 недели (бывает больше) в режиме урочно-внеурочных занятий при участии родителей.

Виды проектов

  • Творческие

  • Информационные

  • Фантастические

  • Исследовательские

Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников

  • Реферат

  • Альбом, газета, гербарий;

  • Журнал, книжка-раскладушка;

  • Костюм, макет, модель, сувенир;

  • Сценарий праздника;

  • Учебное пособие

Критерии успеха работы над проектом

  • Достигнут конечный результат.

  • Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.

  • Результат проекта может быть использован другим коллективом.

  • Получено удовольствие от самой деятельности.

Этапы работы Подготовительный

Исполнительский Итоговый


  1. Сама проектная и исследовательская работа совместно с родителями:

  • умение видеть проблему

  • умение выбрать тему исследования

  • умение определять цель и задачи исследования

  • определяем гипотезу исследования

  • составляем план исследования

  • проводим эксперимент

  • проводим наблюдения

  • накапливаем материал по теме, используя всевозможные источники

  • проводим исследование различными методами: анкетирование, собеседование, интервьюирование, тестирование, фотографирование, сочинение…

  1. Этап рефлексии – заключительная часть (анализ результатов, формулировка выводов, поиск дальнейшего развития работы):

  • Реферат

  • Альбом, газета, гербарий;

  • Журнал, книжка-раскладушка;

  • Костюм, макет, модель, сувенир;

  • Сценарий праздника;

  • Учебное пособие

  • Творческая игра.

  • Спектакль.

  • Стенгазета.

  • Защита исследовательских проектов в классе, в школе.

  • Участие в научно – практических конференциях.

  • Участие в районном конкурсе «Исследователь природы».

  • Участие в региональном конкурсе реферативных, опытнических и исследовательских работ учащихся 1- 6 классов по эколого – биологическим темам.














Примеры из практики.

  1. Начнем с первого родительского собрания, когда неизвестны потенциальные возможности семьи, а изучить их необходимо как можно быстрее. Я объявляю родителям, что мы потерпели кораблекрушение и попали на необитаемый остров. Теперь 1-я группа будет ответственной за пропитание, 2-я – за комфортное пребывание, за досуг на острове, пока мы ждем помощи, а вот третья думает, как нам выбраться с острова. Вот тут наблюдаю, кто и с какой степенью активности включается в проблему и ее решение. Результат не заставит себя ждать: те, кто будут подводить итог, выступать от лица группы – это верные лидеры (члены РК), помощники – активисты. К ним первым я могу обращаться за помощью, их активная жизненная позиция проходит красной нитью через всю семью.

  2. Вот и начались первые шаги в школьную жизнь. Насколько они будут успешны, зависит от положительного контакта учителя и родителей, взаимодействия семьи и школы. Нас тесно связывают общие дела – подготовка первого новогоднего утренника досталась нашему классу. И закипела работа: погружение в проблему с родителями на родительском собрании (ура! приняли идею), решение проблемы сначала в виде планирования, выбора способов действия. И результат кропотливой работы не заставил себя ждать – это был год тигра – когда наши дети вышли в заключительном зажигательном танце в костюмах тигрят на любой вкус и фантазию, сшитых при помощи родителей и детей. Мы были и ведущими праздника, и Дед Мороз был папа Семена Родина, и Снегурочка – наша Даша Синская. Надолго запомнился этот праздник детям и родителям, который мы повторили еще и для дошкольников. Это было настоящее сближение семьи и школы, где нет плохих и хороших, а все работали на равных по мере своих сил и возможностей, но были увлечены единым процессом.

  3. Надо сказать, что с такими большими проектами, где приходилось нам участвовать с выходом – спектаклем, нам повезло. Самый последний проект, который получил название «Добрый жук», видели те, кто был в нашей школе на семинаре. Вот пример танца (фрагмент видеофильма).

  4. Приведу еще пример исследования – игры, погружения в проблему под названием «Тайный друг». Договариваемся с ребятами и родителями об условиях игры: это будет имя ребенка, написанное на бумажке и хранимое в тайне до конца игры. Это будет маленький подарочек (договариваемся о стоимости или поделке своими руками, съедобном – несъедобном и т.д.). Время проекта – игры может быть ограничено сначала одним днем, затем неделей и даже месяцем, четвертью. И вот игра началась: каждый в течение дня прячет в сумку или кладет на парту, но так, чтобы никто не видел и тебя не выдал, своему тайному другу подарочек. Тот его находит и должен догадаться, от кого получил сюрприз. Подводим результат, в котором проигравших нет: каждый рассказывает, что узнал о «тайном друге» и все довольны обоюдным вниманием и маленькой исследовательской деятельностью.

  5. На уроках мы часто используем групповую работу, которая по праву считается двигателем исследовательской деятельности. Приведу пример последнего урока литературного чтения – обобщения и сравнения сказок. Входной билет на этот урок – карточка с именем героя сказки, которые надо соединить по парам «герои из одной сказки», а затем быстро сообразить и собраться командой в одной сказке «Конёк – горбунок» П.Ершова, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина, «Ашик – Кериб» М.Лермонтова. Прелесть и сложность такого деления в том, что в команде всегда разные партнеры, а значит, надо уметь наладить отношения с любым участником (развиваются коммуникативные способности) и знать материал любой сказки, чтобы не подвести свою команду. Конечно, это и «мозговой штурм», и познавательный интерес (ух, сколько мы про эти сказки и их писателей узнали, докапываясь до авторской точки зрения). Далее включаем творческий процесс – изготовление проекта сказки на листе ватмана: из абзацев восстанавливаем последовательность, иллюстрируем и защищаем в виде инсценирования – спектакля, стенгазеты и сказочных героев, которых каждый хотел бы взять себе в друзья. Кого вы думаете? (конька Горбунка).

  6. Самое серьезное наше исследование было в 3 классе, когда мы замахнулись на участие в районном конкурсе «Исследователь природы». Я посоветовалась с детьми, с родителями. Было проведено родительское собрание на тему «Расширение кругозора школьников посредством чтения научно- познавательной литературы». Не один классный час мы с ребятами разбирали по этапам исследовательскую деятельность, проводили тренировочные занятия - исследования. В этом мне помогла книга И.А.Савенкова «Методика исследовательского обучения младших школьников» и дневник исследователя, взятый из интернета. Это был долговременный проект и надо сказать, что до финиша дошли самые стойкие. Мы выслушали все проекты в классе и выбрали самые интересные два – это «Дневник здоровья» Наташи Дронгаль и «Во рту наведем чистоту» Артема Фишера. На этом этапе начался процесс работы учителя по доработке, упорядочиванию, выводам, умозаключениям. И, наконец, работа готова, уже есть результат, который можно прочитать, посмотреть, многое узнать о своем здоровье, о том, как животные чистят свои зубы. Сами ребята стали внимательнее к своему здоровью, к чистке зубов, подбору зубной пасты. Да и как тут не задумаешься, если прочитаешь вредные советы, сочиненные Артемом:


Никогда не чисти зубки,

Никаких два раза в сутки!

Ты не чисти их, не три,

Ни снаружи, ни внутри.

Утром встал – пожуй конфеты

И запей всё молоком.

Выброси зубные пасты,

Щётки выбросишь потом!

Жизнь чудесна и прекрасна

Даже с очень грязным ртом!

Накопив зубной налёт,

Запах изо рта пойдёт!

И тогда дождёшься гостя –

Кариес к тебе придёт!

С кариесом ты дружи –

Он хороший парень.

Зубки заберёт твои –

Дырочки оставит.

Не беги тогда к врачу,

Не кричи «Спасите!»

А скажи ты сам себе:

«Огромное спасибо!

Ах, какой я молодец.

Я не чищу зубки!

И теперь в моих зубах – только промежутки!»

Ну, а если быть серьёзным,

Делай всё наоборот.

И тогда в порядочке останется твой рот!

Но самая большая радость была, когда наши работы заняли первое и второе место в районной конференции «Исследователь природы».

Мы приняли участие и в региональном конкурсе реферативных, опытнических и исследовательских работ учащихся 1- 6 классов по эколого – биологическим темам. Комиссия обратила внимание на работы, похвалив и отметив положительное, сказала и о недочете – малом количестве фотоснимков. Теперь мы знаем, что каждый этап работы надо еще и запечатлевать на фотоснимках. Ну что ж будем стараться работать лучше в дальнейшей исследовательской деятельности.


































Заключение.


Таким образом, совместная работа ребенка – учителя – родителей позволяет выстроить особые отношения. Отношения сотрудничества и равноправия, наладить диалог с родителями, с ребенком. По–моему мнению, главное для учителя – увлечь детей и их родителей в исследовательскую деятельность, вселить уверенность в своих силах.

Дети взрослеют быстро. Но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если сегодня мы вместе с родителями поможем развиться их исследовательским способностям и талантам. Это залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.

Список используемой литературы.


  1. Голицина Н.С., Сенновская И.Б. Проектный метод. Пособие для учителя. М., 2006.

  2. Ковалёва Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального

общего образования. Стандарты второго образования. – М.: Просвещение, 2010.

  1. Колесникова И.А., М.П. Горчакова-Сибирская. Педагогическое проектирование. М., 2005.

  2. Орлова И.Е. Формирование навыков исследовательской работы// «Начальная школа», 2003, №10. С.73.

  3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. – М.: Просвещение. – 2008.

  4. Проектные задачи в начальной школе. /под ред. А.Б. Воронцовой. –

М.: Просвещение – 2010.

7. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Учебная литература, 2007.

8. Савенков А.И. Я – исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2008.

9. В.Ф. Феоктистова Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации. Волгоград, 2011.

hello_html_m4d466bb7.png

обобщение опыта на тему "Вовлечение родителей в проектную и исследовательскую деятельность школьников".
  • Классному руководителю
Описание:

Оглавление:

 

1.    Введение……………………………………………………………….……3

    1.1 Актуальность проблемы……………………………………….….……3

2.    Научная обоснованность……………………………………….........…….4

2.1  Проектная и исследовательская деятельность в школе……………..4

3.    Вовлечение родителей в деятельность школы…………………….……..5

3.1  Цели вовлечения родителей в учебный процесс…………………….5

3.2  Роль родителей и формы их участия в исследовательской деятельности

3.3  План работы с родителями…………………………………………….5

3.4  План работы с обучающимися ………………………………………..5

4.    Алгоритм организации проектной и исследовательской деятельности……………………..………………………………………….6

4.1 Этапы включения……..………………   ………………………………6

4.2 Этапы создания проектной и исследовательской деятельности……...…………………………………………………………6

4.3 Памятка для родителей ………………………………………………...7

4.4 Этап рефлексии…………………………………………..……………..8

5.    Примеры из практики…………………………………….…………..….   9

5.1  Родительское собрание……………………………………………….. 9

5.2  Внеклассная работа……………………...……………………………. 9

5.3  Примеры с урока ……………………………………………………..10

5.4  Участие в районном конкурсе «Исследователь природы»………  11

6.    Заключение…………………………………………………………..……12

7.    Список используемой литературы……………………………..………..13

 

Автор Мышкина Ирина Дмитриевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1121
Номер материала 36191
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓