Главная / Классному руководителю / Обобщение опыта краеведческой работы в Джабыкской школе

Обобщение опыта краеведческой работы в Джабыкской школе

hello_html_63725e4c.gifДжабыкская ООШ – филиал МОУ Новокаолиновая СОШ

Будаева Елена Евгеньевна,

учитель, педагог допобразования,

руководитель краеведческого

объединения «Искатели»







Обобщение опыта работы















2014 год

___________________________________________________

Материал подготовлен в рамках районного семинара по краеведению

Содержание:

  1. Введение.

  2. Место и роль краеведческой работы в нашей школе.

  3. Уровни краеведческой работы.

  4. Формы краеведческой работы.

  5. Результаты внеклассной краеведческой работы.

  6. Заключение.









































  1. Наше время ставит перед учителем всё новые и новые задачи, хотя цель обучения и воспитания остаётся прежней, как и много лет назад. Тридцать лет назад после окончания педучилища я пришла в школу, как говорится, по зову души и сердца. И тогда, и вчера, и сегодня в основе моей педагогической концепции лежит нравственно -патриотическое воспитание школьников на материале истории родного края. Сразу хочу сказать, что, работая в условиях сельской школы, мне пришлось познать тайны преподавания не только тех предметов, которые изучаются в начальных классах, но и, наверное, всех общеобразовательных дисциплин. И я считаю, что в основе любого предмета лежит национально-региональный компонент. Да и воспитательная работа в школе тоже, прежде всего, строится на краеведческом фундаменте.



  1. Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно внимательно присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, изучить подшивки старых газет, совершить туристический поход по родному краю. И тогда малая родина откроет массу своих тайн, массу таких факторов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за ее историю и культуру. И станет ясно, что без малой родины история России была бы не полной, что вся великая держава состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков.

Такие огромные возможности дает краеведение для нравственно - патриотического воспитания, любви к своей земле, своему народу, своему дому, своей семье.


  1. Говоря о краеведении в нашей школе, следует различать уровни познавательной краеведческой работы учащихся. Условно можно говорить о трех уровнях.

Во-первых, получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации.

Во-вторых, это самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе учебного исследования делают открытия для себя, то есть фактически «переоткрывают» уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни). Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий, научно-популярная и научная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, ресурсы Интернета.

Третий уровень — изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска представляет научный интерес. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных исследователей. И это члены краеведческого кружка и ученического научного общества. Наша школа основная – она является филиалом Новокаолиновой средней школы, в которой краеведению уделяется очень большое внимание, да и результаты этой работы известны не только в нашем районе, области, но и в России.

Для нашей основной школы характерны первый и второй уровни. Но в 8-9 классах нашей школы (особенно во внеурочное время)возрастает удельный вес краеведческой работы, характерной для третьего уровня. В ней, как правило, участвуют школьники, особо увлеченные, глубоко интересующиеся родным краем

  1. С чего началось моё увлечение краеведением? До 20 лет я жила и работала в Челябинске. В 1987 году я вышла замуж и приехала жить в Джабык, где мой муж родился и вырос. Мне было очень любопытно узнать, почему посёлок имеет такое название –Джабык, почему именно Джабык, а не Джакорова, например? Я довольно долго, почти полгода, искала ответ на этот вопрос(ведь Интернета в то время не было!). И вот после многочисленных расспросов старожилов появилось три версии происхождения такого названия. Сегодня, конечно, есть единственное толкование происхождения названия нашего посёлка: Название от казахского «джабык» -- закрытый, «карагай» -- сосна, т.е. «местность, закрытая сосной». В нашем посёлке начинается легендарный Джабык-Карагайский бор. Это ботанический памятник природы областного значения. Но ведь есть ещё версия о том, что Джабык – это название по имени одного казахского кочевникаДжандык, который вёл заготовку древесины в этих глухих местах ещё в 17 веке. По словам местной жительницы Мокрачёвой, об этом ей рассказывал её прадед. Что ж, может и это правда. Третья версия: Жабык — одна из существовавших в прошлом казахских родовых групп, возможно, ее именование имеет прямое отношение к названию посёлка и бора.

Позднее, со своими подопечными стали собирать факты, чтобы узнать историю нашего посёлка. В 2005 году к юбилею школы учениками и учителями были собраны материалы об истории нашей Джабыкской школы, о её выпускниках, учителях, достижениях школы. Это было большое коллективное творческое дело.

Позже в школе стали появляться кружки и клубы краеведческой направленности.

  1. Сначала –пресс- клуб «Истоки». Он и сегодня работает в полную силу – ребята собираются для общения, для работы на компьютерах, а также для выпуска школьной газеты, которая тоже имеет название «Истоки», в газете в обязательном порядке рассматриваются краеведческие материалы. Ежегодно мы участвуем в районных конкурсах «Олимп юнкора», «Журналина», находимся в пятёрке лучших пресс-клубов района. В 2009 году заняли 3 место, в 2010 – 2 место, 2012 – снова 3 место. В прошлом году мы решили принять участие в областном слёте юнкоров Юга Челябинской области, и нашаработа на тему «Раскаты над южным городом» об одном из воинов-интернационалистов нашего посёлка, исполнявшим свой воинский долг в Афганистане, и заняли 1 место среди юнкоровских работ, представленных на слёте, а наш пресс-клуб занял 2 место за статью «Напевы души» и был признан лучшим пресс-клубом области.

Потом появился поэтический клуб «Подсолнухи», где юные поэты и писатели нашей школы пробуют своё перо и в нашей школьной газете, и в районном конкурсе «Олимп юнкора», и в конкурсе «Серебряное пёрышко». Ежегодно в районе выходит сборник произведений талантливых учащихся района, и в каждом из них есть работы джабыкских учеников. Стихи и прозу наших учащихся вы можете найти в сборниках «Шоколадный мишка» 2010 года, «Кошке нужен сарафан» 2011 года, «Весенняя симфония» 2012 года, «Без сказок жить неинтересно» 2013 года, «Летать во сне» 2014 года. Участвуют не 1-2 человека, а 5-8 юных поэтов и писателей. А стихи и проза, чаще всего, на краеведческую или патриотическую тему.

В 2012 году в школе появился ещё один клуб «Искатель». По своей сути – это геологический кружок. В рамках этого клуба мы изучаем основные вопросы геологии, а также геологическое строение и полезные ископаемые Челябинской области, нашего Карталинского района, нашей местности. Очень тесно этот клуб связан и с клубом юных исследователей.

Некоторые участники клуба занимаются исследованиями в таких областях науки, как геология, социология, биология, экология, химия и историческое краеведение. По каждому из этих разделов наук ребята нашей школы провели исследования и написали научные работы, которые защищали в районе на конференции НОУ «Мыслители 21 века». Одна из этих работ на тему «Анализ исторического и социально – экономического развития посёлка Джабык» заняла 1 место. С исследовательскими работами мы участвовали и в областных конкурсах, но призёрами не были. В областном конкурсе «Креодонт» в 2012 году работа Олега Полянина о П.П. Бажове стала дипломантом этого конкурса. А в очередной областной геологической олимпиаде 2014 года в конкурсных заданиях был вопрос: «О ком Олег Полянин написал «Великий сказочник уральский, он уважал людей труда, писал о них сказанья, сказы, уральцев восхвалял всегда»?» Мы, конечно, не только знали ответ на этот вопрос, но и испытали такую гордость, что многим ребятам захотелось участвовать в таких конкурсах. А не это ли наше учительское счастье? В областном конкурсе геологических работ «Креодонт» 2013 года мы тоже стали дипломантами: Мостовова Света, Обухов Егор и Алексеева Настя получили дипломы этого конкурса.

Ещё одна сторона краеведческой работы в нашей школе – это туристические путешествия. За последние три года под руководством заведующей Коровченко Т.Г. и завуча Плесовских Ж.В. наши ребята совершили туристические поездки в Санкт- Петербург, путешествие по Золотому Кольцу России, побывали в Кунгурских карстовых пещерах, в Магнитогорске, в Наровчатскомлимонарии, в Аркаиме, в Ильменском заповеднике, в пещерах около села Горное, а сколько турпоходов совершили по ближним местам Джабык-Карагайского бора – не считали.

Мы вот уже четвёртый год принимаем участие и в геологических олимпиадах, геологических чтениях и слётах. В 2014 году в феврале заняли 1 место в номинации туристический проект «Моя малая родина». (РОЛИК «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА) Были у нас и яркие командные победы, были и победы личные в различных номинациях, но то, что дети принимают активное участие, что заниматься краеведением им нравится – этобесспорный факт, а, следовательно, работа это нужная, даже необходимая для современных школьников.

6. Как современный учитель, я сама тоже занимаюсь творчеством, стараюсь быть примером для своих питомцев. Пишу стихи, пою русские народные, лирические и патриотические песни, сочиняю сценарии, провожу праздники и конкурсы. Я являюсь представителем Карталинского районного литературно-поэтического объединения «Провинциалы». В 2010 году я приняла участие в районном конкурсе «Педагог-внешкольник», а в 2012 году – в конкурсе «Учитель года». В 2012 году вышла в свет моя книга «День Джабыка», мои стихи были опубликованы в районных и областных сборниках. И мои ребята стараются не отставать от меня. У нас много задумок. Сейчас готовимся к юбилею школы, который будем отмечать в апреле 2015 года. Создаём коллекцию полезных ископаемых Карталинского района, а для этого проекта я написала стихотворение, чтобы ребятам легче было составить коллекцию и запомнитьназвания и даже немного историю этих полезных ископаемых. В заключении я хочу прочитать вам это стихотворение, послушайте, думаю, вам тоже будет интересно.

Елена Будаева, п.Джабык, учитель,

руководитель геологического кружка



Полезные ископаемые родной земли



Мы живём в Карталинском районе.

В нашей области он самый южный,

Но отдыхать к нам не едут –

Другим он области нужный.



Много залежей в нашем районе

Минералов и горных пород,

Добывают их люди издревле,

Чтоб не было в жизни хлопот.



В девятнадцатом веке золото

На приисках мыли старинных

В Великопетровке, Варшавке,

В Полтавке – местах самых дивных.



В начале двадцатого века,

Изучая угля нахождение,

Академик Карпинский изведал

Полтавское месторождение.



В нём графиты и антрациты.

Антрацит – уголь высшего качества.

И тогда рудокопы-рабочие

Соединились с казачеством.



А во время войны с фашизмом

Каолин добывали у нас,

И сейчас на крупнейшем в России

Комбинате сырьё – высший класс.



Есть в районе памятник природы –

Анненская копь, где добывали

Каменный плитняк, чтоб для народа

Города, заводы вырастали.



А в Джабыкском и Запасненском карьерах…

Там гранит дробили и мельчили –

Получали так песок и щебень –

Для строительства дорог их вывозили.



А в Еленинке на Каменной поляне

В этом веке мрамор добывают

И не только по родной стране развозят,

И Европу с Азией снабжают.



У самых Карталов Верблюжьи горы

Сложены серпентинитом и хромитом,

Добывали их и в шахтах, и в карьерах,

А теперь они заброшены, разбиты.



Но зато крупнейшее в мире

Медно-порфировых руд

Месторожденье открыто –

И комбинат тут как тут.



«Михеевский» ГОК – это радость,

И «Феникс», и «РИФ» нам нужны,

Звучат они громко по праву –

Они для района важны.



После потопа в районе

Дороги пришлось латать:

Серпентинитом и мрамором

Стали их вновь отсыпать.



Видно, действительно, много

Богатств в недрах нашей земли,

Чтоб Карталинским районом

Гордиться все мы могли! Ноябрь 2014 года

Когда настанет покаяние?


В России сегодня модно быть патриотом.

Но быть патриотом – большая работа.

Это не просто любить Россию –

Это значит делать страну красивей!

Это значит – историю знать досконально,

Беречь её ценности нужно реально!

Гражданская война – война нескольких сил,

В которую каждый правитель вносил

Своё понимание правды войны –

И это история нашей страны!

Эпоха гражданской войны далека,

Но память о ней сохранится века,

Если не будут герои забыты,

И памятники не будут разбиты.

Коль ко всему относиться с вниманьем –

Настанет в народной душе покаяние!

Будаева Е.Е., январь 2013 года

  • Презентация «Родной Джабык – России малая частица»

(включается видео-клип)


Нет милее и краше, нет прекрасней земли,

Где родились и взрослели все мы,

Где зимой до костей пробирает мороз,

Ну, а летом у дома расцветает куст роз.


Где берёза растёт у родного порога,

Где людей трудовых замечательных много.

Где гудки проходящих составов поют,

Где в домах и на улицах чистота и уют.


Это станция наша – наш Джабык дорогой,

Самый дальний в районе, но прекрасный такой!

Есть у нас, чем гордиться, но и есть, за что стыдно:

Ведь в домах газа нет, а ведь это обидно!


Гордимся, конечно, мы нашей станцией –

Был подвержен старый вокзал реставрации.

После евроремонта теперь он красивый:

Светлый, весёлый, совсем не массивный.


Гордимся карьером – это наши Канары,

На нём отдыхают и старый, и малый,

Съезжаются гости с разных концов,

Купаются, удят в воде окунцов.


Есть школа у нас красивая, светлая,

Со всех сторон посёлка приметная.

Учатся в ней свыше ста ребятишек,

Но жалко порой девчонок, мальчишек,


Ведь нет в школе нашейпростого спортзала,

Спортплощадка и та травой зарастает.

В эпоху всемирного Интернета –

Всё это, бесспорно, плохие моменты.



Но детки у нас даже очень способные:

Неплохо сдают экзамены пробные,

В спорте и в конкурсах – на первом месте,

Всегда очень дружно, всегда только вместе.


Ещё в Джабыке хорошего много:

Семь магазинов и бар у дороги,

Есть медпункт, детский сад, ХПП и лесхоз,

И погрузка кальцита, чтоб состав его вёз.


Но главное – это дорога железная,

Жителям нашим всемерно полезная:

По рельсам она нас и грузы везёт,

В посёлке рабочим места создаёт.

**********



И пока будет сердце биться,

Я буду тем местом гордиться,

Где суждено мне родиться и жить,

Там детей воспитать и внуков

И родной Отчизне служить!



Обобщение опыта краеведческой работы в Джабыкской школе
  • Классному руководителю
Описание:

     Это обобщение раскрывает работу по краеведению в нашей школе. Я как руководитель различных объединений дополнительного образования строю свою работу по нескольким направлениям: литературное краеведение, историческое краеведение, геологическое направление, биологическое и экологическое, социальное.

     За годы своей работы создано много различных проектов и научных работ, получено много грамот и поощрений. В дальнейшем работа будет продолжена, так как мне она интересна, ребята тоже увлекаются краеведением. Даже в начальных классах на своих уроках я тоже использую результаты краеведческой работы, что активизирует учащихся, развивает их.

Автор Будаева Елена Евгеньевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 770
Номер материала 42831
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓