Главная / Русский язык и литература / Обобщение опыта «Использование современных образовательных технологий на уроках литературы и во внеурочной работе как средство формирования коммуникативной и познавательной компетенции учащихся».

Обобщение опыта «Использование современных образовательных технологий на уроках литературы и во внеурочной работе как средство формирования коммуникативной и познавательной компетенции учащихся».

Тема опыта: «Использование современных образовательных технологий на

уроках литературы и во внеурочной работе как средство формирования

коммуникативной и познавательной компетенции учащихся».


Раздел I

Информация об опыте



Условия возникновения опыта.

Автор опыта работает учителем русского языка и литературы в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №11», м-н «Интернациональный», д. 23. Данное учебное заведение характеризуется устойчивым контингентом учащихся, так как в микрорайонах, прилегающих к нему, наблюдается малая миграция населения.

Материально-техническая база школы позволяет усовершенствовать и разнообразить

современный урок. В кабинете есть персональный компьютер, помогающий учителю в создании проектов, подготовке компьютерных презентаций уроков, внеучебных занятий, проектной деятельности. Внедряются в работу новые ИКТ-технологии благодаря сети Интернет и сотрудничеству с порталом «Сеть творческих учителей», учителями информатики.

В решении многих вопросов образования помогает сотрудничество с библиотекой ,

оснащенной необходимой художественной, публицистической, научной литературой и периодической печатью.

Система дополнительного образования школы открывает широкие возможности

для проведения внеурочных занятий по литературе, праздников, вечеров. Все вместе созданные условия являются тем базовым комплексом, который позволяет учителю и ученикам реализовать свои творческие идеи и проекты.

Актуальность опыта

Мониторинг уровня общеучебных умений и навыков, анализ результатов

контрольных работ результатов экзаменов по русскому языку и литературе в школе

показал, что уровень знаний учащихся невысокий, речевые умения развиты слабо,

единицами достигается оптимальная степень применения знаний.

Даже коммуникативная деятельность по результатам тестирования оказалась

невысокой.

Однако модернизация современного образования ставит задачу перед учителем:

содействовать расширению ключевых компетенций школьников и, как следствие этой

деятельности, создавать условия для формирования ключевых компетентностей.

Таким образом, возникли противоречия:

- между задачами современного образования, направленного на компетентностно-деятельностный подход в обучении, и снижением уровня качества знаний и умений школьников. Это противоречие усиливается еще и тем,

-между жесткими рамками выполнения учебных программ и возможностью использовать дополнительное время для реализации поставленных целей и задач.

- между получающими широкое распространение средствами информационных технологий и неумением пользоваться ими для собственного развития.




Из всех ключевых компетенций учитель выбрала формирование познавательной и коммуникативной компетенции, так как считает их сформированность у выпускника школы мерилом образованной, духовно развитой, нравственно зрелой личности.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в разработке комплекса

педагогических условий, обеспечивающего эффективное развитие познавательной

компетенции школьников и совокупности коммуникативных умений, овладение

которыми способствует развитию и формированию личности, способной к продуктивному

общению и успешной самореализации.

Диапазон опыта

Представленный опыт включает в себя уроки русского языка, литературы,

внеурочные учебные занятия, а также индивидуальную работу с учащимися по подготовке

к олимпиадам и конкурсам .

Теоретическая база опыта.

Переход к компетентностному обучению в общеобразовательной школе отражает

запросы современного общества в интеллектуальном и профессиональном воспроизводстве, учитывает уровень развития современных производственных и образовательных технологий.

По определению Д.Б. Эльконина, компетентность – это квалификационная

характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность.

Учитель считает познавательную и коммуникативную компетентности необходимыми для

современного человека: на сегодняшний день это насущная потребность в непрерывном

образовании и умение адаптироваться, успешно существовать в социуме.

Владение перечисленными умениями, способность устанавливать контакт с

другими людьми и поддерживать его была определена как коммуникативная

компетентность рядом исследователей (Ю.М. Жуков, Л.А. Петровский, П.В. Растянников и др.).

Одним из основных критериев сформированности коммуникативной

компетентности личности является рефлексия, когда человек способен оценить свою позицию в соответствии с позицией и интересами партнера. Необходимо, чтобы у человека были также сформированы умения устанавливать связь с собеседником, анализировать его сообщения, адекватно реагировать на них, умело пользуясь как вербальными, так и невербальными средствами общения. Исследователи определили коммуникативную компетентность как систему внутренних ресурсов, необходимых для построения коммуникативного воздействия в определенном круге ситуаций

межличностных контактов.

А.Б. Добрович рассматривает коммуникативную компетентность как постоянную готовность к контакту. Это объясняется ученым с позиций сознания, мышления. Человек

мыслит и это означает, что он живет в режиме диалога. В учебной деятельности, таким

образом, четко прослеживается направленность на парное или групповое взаимодействие

учащихся, чему способствует использование технологии группового обучения.

Преимущество использования коммуникативного подхода в учебном процессе в том, что

формирование коммуникативных умений способствует повышению мотивации учащихся,

содействует установлению межпредметных связей. Это способствует развитию

самодисциплины, навыков совместной деятельности и многому другому.

За основное определение учебно-познавательной компетенции я взяла определение А.В.

Хуторского: «Учебно-познавательная компетенция - это совокупность компетенций в сфере

самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесѐнной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности, а также овладение креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем» .

Исходя из данного определения, значение учебно-познавательной компетенции можно

представить в следующих аспектах:

- во-первых, как фактор мобильности, расширяющий познавательные ресурсы учащегося;

- во-вторых, как фактор, позволяющий решать возникающие познавательные проблемы во

всех видах деятельности;

- в-третьих, как фактор, способствующий успешности школьника в учебно-познавательной

деятельности.

Поскольку учебно-познавательная компетенция есть совокупность наперѐд заданных требований к образовательной подготовке ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности (как в школе, так и за еѐ пределами), то, говоря о личности и еѐ развитии, мы переходим от понятия «учебно-познавательная компетенция» к понятию «познавательная компетентность».

Познавательная компетенция - личностная характеристика старшеклассника, раскрывающая

накопленные знания, умения обучающегося в организации данного вида деятельности,

владение способами (навыками, приѐмами, алгоритмами и т.д.) решения учебно-

познавательных задач, опыт самостоятельной познавательной деятельности.

Определила комплекс педагогических условий, направленных на развитие познавательной

компетенции старшеклассников:

1) создание педагогических ситуаций, инициирующих самостоятельность школьников в

определении цели, планировании и осознании своих действий;

2) использование учителем проблемных, продуктивных методов и методов самоконтроля, позволяющих учащимся овладевать способами познавательной деятельности;

3) активизация учебного процесса в старших классах посредством применения

интерактивных форм обучения (ролевые и дидактические игры).

Данные педагогические условия успешно решаются в урочной и внеурочной

деятельности при использовании современных образовательных технологий

(проблемного, игрового, проектного обучения):

1. Проблемное обучение предполагает, что ученик становится на какое-то время автором

какой-либо точки зрения на определенную научную проблему. При реализации этой

технологии формируются умения высказывать свое мнение и понимать чужое, искать

позиции, объединяющие обе точки зрения.

2.Игровое обучение создает ситуацию самоутверждения перед обществом, ориентирует

на речевую деятельность.

3. Проектное обучение. Способствует формированию познавательной активности, учит коллективной деятельности.

Для успешности работы с указанными технологиями учитель использует групповую работу, работу в парах, коммуникативное взаимодействие в виде дискуссий, диспутов, ролевых

игр, нетрадиционные формы уроков, внеурочные занятия, ИКТ-методики. Эффективность результатов обучения зависит от активизации деятельности учащихся путем использования современных образовательных технологий; включенность каждого ученика в решение творческих задач «не в конце, а в начале процесса усвоения нового предметного содержания»; оптимизация познавательной деятельности и межличностных отношений, ведущая к «становлению механизмов саморегуляции поведения и личности учащегося»;

более продуктивное, чем ранее, «мотивированное овладение операционно-

техническими средствами выполнения новой деятельности» ; наличие рефлексивной составляющей как учебной, так и педагогической деятельности.




Новизна опыта состоит в синтезе указанных педагогических технологий и техник, призванных обеспечить формирование ключевых компетенций учащихся, а именно познавательной и коммуникативной.

Характеристика условий, в которых может быть реализован данный опыт. Опыт может быть использован учителями русского языка и литературы средних общеобразовательных школ на 2 ступени обучения.

Раздел II

Технология опыта

Учителю всегда был интересен процесс творчества учащихся, ведь уроки литературы и

русского языка не могут обойтись без работы со словом, театрализации, реализации

учащимися собственных оригинальных идей. Научить мыслить и чувствовать, воспитать

душу – вот задача для учителя-словесника

Цель опыта - формирование коммуникативной и познавательной компетенций на уроках литературы и во внеклассных мероприятиях.

Задачи педагогической деятельности:

1. Обеспечить качество усвоения знаний по предмету.

2.Содействовать формированию коммуникативной и познавательной компетенций.

3. Развивать общеучебные умения и навыки.

4. Организовать деятельность учащихся, направленную на самореализацию их личности,

развитие познавательного интереса.

Технология работы отражает решение этих задач в учебном процессе, однако имеющийся в теории и практике опыт создания педагогических технологий, ориентированных на формирование личности школьников, не всегда может быть использован, так как образование на личностном уровне - это смысловое, субъективное восприятие реальности, и никакая предметная деятельность не гарантирует образование "требуемого" смысла. Как указывает В.В. Сериков, говорить о технологии воздействия на личность можно лишь с высокой долей условности, подразумевая, что личность всегда выступает действующим лицом, соучастником, инициатором любого процесса своего образования.

Таким образом, в урочной и внеурочной деятельности автор использует современные образовательные технологии и их элементы:

группового способа обучения;

игровая;

проблемного обучения, формирования научно-исследовательских процедур,

развития нового проблемного видения;

проектная.

Объединение технологий и техник в интегрированной образовательной модели дает

целостность, неразрывность глубоких знаний за все время обучения предмету, формируя

базовые компетентности, коммуникативную и познавательную.

Так, к примеру, игровая технология незаменима на уроках русского языка в 5-7

классах. Работа в группах, загадки, шарады, решение кроссвордов, эстафеты по рядам

способствуют более прочному усвоению знаний, развитию коммуникативных навыков,

воспитывают интерес к предмету. Рефлексия мгновенная «это – весело, а это – скучно» (о

традиционных формах урока). Мир вокруг современных детей настолько подвижен,

мобилен, интерактивен, что иногда традиционные формы урока становятся настоящим

психологическим барьером между учителем и учеником. Поэтому в целях создания

ситуации соревновательности, переключения внимания на уроке, развития интереса к

предмету учитель предлагает учащимся 5-7 классов самим создавать лингвистические игры, загадки, сказки, иллюстрировать свои работы. Продуктивными видами работы в обучении русскому языку автор считает уроки и внеклассные мероприятия нетрадиционной формы: экскурсии, концерты, КВНы, викторины, устные журналы. В старших классах игровая деятельность предлагает учащимся на уроках попробовать на себе роль учителя: старшеклассники готовят тесты для проверки знаний, проводят и проверяют орфографические диктанты, осуществляют взаимопроверку домашней работы, готовят мультимедийные презентации по теме урока. Технология проведения деловой игры помогает в данном случае привлечь внимание к новинкам литературы, вспомнить классику, поделиться личными впечатлениями.

Технологию проблемного обучения учитель старается использовать на уроках русского

языка и литературы во всех параллелях. Постановка проблемы важна в материале любого урока. Например, тема в 5 классе: «Лирика М.Ю.Лермонтова».

Проблемный вопрос: «Парус» как программное произведение поэта, отражение его чувств

и переживаний. Ученики анализируют стихотворение, находят средства выразительности,

доказывают, что парус – живое существо, он борется, ищет, стремится и т.д. А в 9 классе

при изучении лирики Лермонтова говорит о развернутом сравнении в стихотворениях

«Поэт», «Нищий», просит привести пример, и учителю называют «Парус» как сопоставление

образа поэта и «мятежного» паруса. Проблемные вопросы усложняются, становятся темой

обсуждений, дискуссий, заданием для групповой работы, дают возможность высказать

свою точку зрения каждому. Особой формой проблемной ситуации на уроке автор считает создание опорных схем, таблиц, графиков. Например, цитатная таблица: Чацкий и Молчалин о жизни, карьере, отношении к женщинам, любви и т.д. Или построение и сопоставление графиков жизни Пьера Безухова и Андрея Болконского в 10 классе. Три портрета в романе «Отцы и дети»: братья Кирсановы и Базаров – предлагает по выбранной цитате доказать, что перед нами именно этот герой, на определенном этапе урока подключает групповую работу, выносит на обсуждение задания-карточки, текстовый материал (см. приложение). Также использует как вид работы по русскому языку и литературе ответы на проблемные вопросы, как устные, так и письменные. Продуктивное письмо может совершенствоваться только при постоянных упражнениях. При этом необходимо обращать внимание учащихся на то, что данная работа должна представлять собой рассуждение с непременной аргументацией («Я так считаю, потому что…»). На уроках в 9 классе в качестве аргументации учитель просит приводить литературные соответствия: Онегин, Печорин и Николенька Иртеньев, Башмачкин и Макар Девушкин и т.д.

Технологию проектного обучения использует в работе относительно недавно. В

процессе проектной деятельности у учащихся формируются умения самостоятельно

конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве,

развивается критическое мышление. Проект предполагает самостоятельную деятельность,

выполненную индивидуально, парно, группой за определенный период времени.

Проектная деятельность всегда направлена на решение конкретной проблемы, использование для этого различных методов и средств, интегрирование знаний и умений учащихся из разных предметных областей .

Для современной школы наиболее характерны исследовательские, творческие,

игровые, практико-ориентированные, информационные проекты:

- исследовательские, основанные на исследовательском методе проекты успешно

реализуются в научно-исследовательской работе учащихся. В работе учителю помогает метод

формирования научно-исследовательских процедур. Он необходим для развития

познавательной активности учащихся, способности аналитического мышления,

воспитания культуры научного труда. Исследования и эксперименты по русскому языку

предлагает программно-методический комплекс М.М. Разумовской, начиная с программы 5 класса. В старших классах предлагает ученикам написание самостоятельных научно- исследовательских работ для участия в конференциях разного уровня. В 2010 году

работа ученицы 9 класса Сапрыкиной Юлии была отправлена на фестиваль исследовательских работ «Портфолио». Тема работы по лингвистике «Проблема неоправданных заимствований в современной газетной публицистике», по литературоведению – «Языческие и христианские элементы в «Слове о полку Игореве». Однако исследовательские проекты используются и в учебной деятельности с целью закрепления знаний.

- творческие основываются на методах, способствующих реализации творческих

способностей учащихся. В отличие от исследовательского проекта здесь не обязательна

строгая структура. Проект выстраивается в логике представлений и интересов участников

(экспедиция, журнал, газета, передача по радио, видеофильм и т. п.). Подобные проекты

используются на уроках развития речи в 7- 8 классе при изучении темы «Жанры

публицистического стиля. Интервью, репортаж». Учащиеся готовят и защищают

различные виды проектов: фоторепортаж, видео, мультимедиа, газета, устный журнал.

- в игровых проектах структура может изменяться до окончания проекта, участники

берут на себя конкретные роли в соответствии с идеей и планом проекта. Результаты

проекта могут либо планироваться в начале, либо проявляться к его завершению,

поскольку представление о роли, взаимоотношениях персонажей могут меняться у

участников. Данный вид проекта предполагает высокий уровень развития творчества,

артистизма и воображения. Подобные проекты используются учителем во внеклассной работе.

- информационный проект основывается на методе сбора информации о каком-либо

объекте, анализ и обобщение фактов, явлений и процессов с целью донесения ее до

аудитории. Это устные сообщения учащихся, рефераты, доклады, презентации.

Безусловно, в данном случае важна четкость структуры. Проекты в любом виде

используются и как способ закрепления нового материала, и как обобщение по теме,

разделу, и в качестве вспомогательного элемента при объяснении нового материала. С

особым энтузиазмом учащиеся работают над творческими проектами, дающими

определенную свободу в выборе формы подачи материала. Так в 9 классе на уроке

русского языка в качестве закрепления знаний по теме «Сложносочиненное предложение»

были созданы проектные работы – лингвистическая сказка, стихотворение, презентация

(см. приложение).

Чтобы знания не давались в готовом виде, для развития познавательного интереса

учитель использует:

1. Самостоятельную работу: учащиеся самостоятельно ищут ответ на поставленный

вопрос, используя прошлые задания и вспомогательную литературу. В итоге учащиеся

самостоятельно разрабатывают дидактический материал для контроля усвоения знаний:

тесты, диктанты разных видов.

2. Приемы сравнения: а) сравнения межвидовые, межродовые, например, глагол и

прилагательное, буква и звук, приставка и корень; б) придумать аналогичные задания; в)

самостоятельный поиск объекта (предмета) для сравнения задания, создание

лингвистических сказок; г) найти в группе понятий, слов лишнее.

3. Самоконтроль: а) найти то место в задании, которое было для тебя самым трудным; б)

проверь себя и товарища; в) оцени свой ответ.

4. Чередование приемов работы: а) трудного с легким; б) теорию с практикой; в)

эмоционально насыщенного материала (большой объем) с материалом, который требует

размышлений; г) письменной и устной работы; д) рассказа учителя и самостоятельной

работы учащегося; е) беседы с рассказом; ж) материала для заучивания наизусть с

материалом, который не требует точного воспроизведения.

Кроме этого учителю очень близка идея интенсификации обучения на основе схемных и

знаковых моделей учебного материала В.Ф. Шаталова. Действительно, возможность

передать материал с помощью опорных схем и таблиц намного расширяет границы урока.

При изучении стилистики на уроках развития речи учащиеся сталкиваются с

разнообразными понятиями и терминами, которые путают, трудно усваивают. Учителю показалось интересным представить основной теоретический материал по стилистике в 5 классе в виде цветных схем, где работает не только содержание, но и форма, цвет. Так появились опорные схемы-подсказки, оформленные на стендах в кабинете русского языка.

Вот, например, схема «Стили речи» представляет разницу между разговорным и

книжными стилями, с помощью речевой ситуации, предложенной для каждого стиля

М.М. Разумовской, показывает назначение каждого стиля в зависимости от цели речевой

ситуации. Кстати, эта схема прекрасно работала в старших классах в 2009 году при

подготовке ГИА(см. приложение).

Таким образом, пятиклассники сначала замечают цветовое различие стилей речи, а

затем расшифровывают речевую ситуацию, учатся определять стиль по цели общения.

По принципу узнавания через цвет учащиеся работают со схемами «Типы

речи. Повествование. Описание. Рассуждение». Эти понятия пятиклассники часто

путают между собой, со стилями речи. Схема поясняет, что тип речи – это способ

передачи определенной темы. Например, Повествование. Тема – последовательные

действия. Учащимся поясняется, что последовательные действия передаются с помощью

глаголов, как движущиеся вагончики в поезде:

В отличие от повествования описание представляет собой неподвижную

картинку. Основная тема описания - одновременные признаки. Учащимся объясняется, что описать можно предмет, место, состояние. При этом объект описания перестает быть безликим и серым, а приобретает краски и форму с помощью прилагательных, наречий, глаголов,

средств выразительности – эпитетов, метафор, сравнений.

И, наконец, Рассуждение можно представить как трехчастную схему, где тезис и

вывод – похожи по содержанию (цвету), но разные по форме, а соединяет их обоснование

из доказательств и примеров.

Подобные схемы помогают разнообразить урок, способствуют прочному усвоению

знаний и развивают у школьников интерес к творчеству, готовят их к проектной

деятельности в старших классах на уроках русского языка и, самое главное, помогают в

подготовке к итоговой аттестации по русскому языку. Для формирования базовых компетенций урочной деятельности недостаточно. Как бы ни был насыщен и интересен урок, личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке. Такую возможность раскрепощения и развития личности дает разработанная система внеклассных мероприятий. Кроме того, внеурочная деятельность расширяет рамки школьной программы, формирует любознательность, повышает эрудицию школьников, создает ситуацию успешности для всех учеников, и сильных, и слабых. Виды разработанных мной внеклассных мероприятий различны: викторины, конкурсы, литературные вечера, литературный салон, праздники, классные часы. Автор считает, что в каждой параллели необходимо проводить внеклассное мероприятие по литературе, позволяющее развивать творческие способности учащихся. Таким образом, с целью формирования коммуникативной компетентности и познавательного интереса учащихся была разработана система мероприятий по литературе:


5 класс – викторина «Сказки Андерсена»

6 класс – литературный вечер «Ночь перед Рождеством» по произведениям

Н.В.Гоголя

7 класс – литературная игра «Сказки Пушкина»

9 класс – опыт театральной постановки «Играем Грибоедова»

При подготовке таких мероприятий учитель использует метод творческих проектов: в средней школе группы составляет сама, в старших классах учащиеся распределяются самостоятельно, учитель только направляет. Творческие группы формируются в зависимости от вида деятельности: артистическая, танцевальная, вокальная, художники-оформители, звукорежиссеры, реквизиторы и т.д. Для учеников это всегда волнующе, увлекательно,интересно. Смысл подобных мероприятий в привлечении всех учеников, в создаваемой ситуации успеха, в возможности реализоваться каждому ученику. Кроме того, в процессе подготовки подобного мероприятия ученики получают дополнительные знания по предмету, выходят за рамки школьного курса литературы, учатся вдумчивому чтению.

К викторине по сказкам Андерсена учителем ставится задача эрудитам прочитать как

можно больше сказок писателя, художникам подготовить иллюстрации, артистам

инсценировать отрывок из сказки.


«Ночь перед Рождеством» знакомит с богатыми фольклорными традициями

украинского народа, в сценарий включаются колядки, украинские песни, танцы; сказки

Пушкина рождают тему источника поэтического вдохновения, таинства возникновения

бессмертных строк, учащиеся не просто погружаются в знакомый мир пушкинских

сказок, а видят разные интерпретации каждой темы: балетный номер, кукольный театр,

эстрадный танец, пантомима.


Конечно, подобные мероприятия являются, в первую очередь, развивающими и воспитывающими. Однако подобные формы работы иногда более нацелены на формирование коммуникативной и познавательной компетентности, чем традиционный урок.

Кроме того, психо-эмоциональные особенности современных школьников наиболее успешно реализуются именно в подобных внеурочных мероприятиях. Мир вокруг современных детей настолько подвижен, мобилен, интерактивен, что иногда традиционные формы урока становятся настоящим психологическим барьером между учителем и учеником, учеником и предметным материалом. Внеклассные мероприятия по литературе помогают успешно решать задачи современного образования, способствуют формированию духовно богатой, всесторонне развитой личности.


Формирование познавательной и коммуникативной компетенций – непрерывный

педагогический процесс, требующий усилий совместной деятельности ученика и учителя

с 5 по 11 класс. Быть компетентным означает умение мобилизовать в данной ситуации

полученные знания и опыт. Есть смысл говорить о компетенциях только тогда, когда они

проявляются в какой-нибудь ситуации: не проявленная компетенция, остающаяся в ряду

потенциальностей, не является компетенцией, а самое большее, выступает в качестве

скрытой возможности. Таким образом, необходимо говорить о конкретных условиях ее

реализации – результативности.


Раздел III

Результативность опыта

Обобщая изложенное с уверенностью можно сказать, что эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.

Над темой самообразования учитель работает четвёртый год. Сразу не добилась результатов. На третьем году появилась динамика развития, которая подтвердила, что активные формы обучения:

-дополняют традиционные уроки, расширяют представление учащихся о морфологических категориях;

-выступают средством повышения интереса и активности школьников;

- отличаются разнообразием, чёткостью, системностью, творческим подходом;

-развивают творческую самостоятельность учащихся;

-обучают работе с различными источниками знаний;

- оживляют мысль.

Автор согласна с мнением И.С. Якиманской, которая писала: «Без специальной организации учебной деятельности не может быть эффективного усвоения знаний».

Вся разнообразная работа на уроках русского языка и литературы  дает возможность привить учащимся любовь к своему родному языку и постичь его тайны, что так необходимо каждому в жизни.

Надеятся, что опыт поможет начинающему учителю понять основные пути и условия повышения эффективности уроков русского языка и литературы. Думает, что опыт будет интересен и учителям, уже имеющим опыт работы в данном направлении.

Для оценки результативности внедрения опыта я применяла программно- технологический комплекс ―Результат образовательного процесса (Канаев Б.И., Канаев Д.Б.), стандартизированные психологические методики - тест Филлипса, тест Коммуникативная компетентность и др.

Были выделены критерии результативности моей педагогической деятельности, исходя из ее задач:

1) уровень обученности (успеваемость и качество знаний учащихся);

2) сформированность показателей учебной деятельности: продуктивность,

компетентность, успешность;

3) уровень коммуникативной компетенции школьников;

4) уровень самореализации школьников.


Изучение сформированности показателей учебной деятельности, уровня

коммуникативной компетенции и уровня самореализации в учебной деятельности

проводилось на этапе обучения школьников в среднем и старшем звене с 2008-2009

учебного года.

По первому критерию автор анализировала уровень обученности за три года в одной параллели классов с 7 по 9 класс (см. таблицу 1). Уровень успеваемости стабильный и составляет 100 %.

Таблица 1. Динамика уровня обученности учащихся с 7 г по 9 г класс за три года по русскому языку



2008-2009 г.г.

2009-2010 г.г.

2010-2011 г.г.

Уровень успеваемости учащихся

100 %

100 %

100 %

Уровень качества знаний учащихся

59 %

61 %

64 %


Анализ результатов уровня качества знаний в одних и тех же классах за три года

позволяет сделать вывод, что с применением современных образовательных технологий

качество знаний ежегодно возрастает вследствие повышения мотивации обучающихся и

расширения познавательной и коммуникативной компетенции.


Таблица 2. Динамика уровня обученности учащихся с 7 г по 9 г класс за три года по литературе



2008-2009 г.г.

2009-2010 г.г.

2010-2011 г.г.

Уровень успеваемости учащихся

100 %

100 %

100 %

Уровень качества знаний учащихся

80 %

86 %

89 %



Качество знаний по предмету можно проследить в диаграмме. Особенно интересны

результаты выпускных экзаменов в 9 классе в сравнении с качеством знаний за предыдущие годы. Можно увидеть рост уровня обученности, подтвержденный итоговыми

экзаменами в 9 классе.


Диаграмма 1. Динамика качества знаний за год и на итоговом экзамене в 9 классе.


hello_html_m50e7d1a5.png

В диаграмме можно видеть, что результаты итогового экзамена по русскому языку в 9

классе (9 В – 2007 г., 9 Г – 2008 г.) превышают годовые показатели предыдущего года

и остаются стабильно высокими на следующий год.


Формирование познавательной компетенции, интереса к предмету позволило

выделить группу учащихся, увлеченно занимающихся русским языком и литературой во

внеурочное время.

. Кроме того, в целях развития познавательного интереса и формирования

мотивации в изучении предмета ученики принимают активное участие в олимпиадах

и конкурсах разного уровня. Они постоянные участники и призеры конкурсов «Мультитест», «Молодежный чемпионат».

По второму критерию – сформированности показателей учебной деятельности – автор

обнаружила, что в 7 Г классе, где применялась система работы, описанная в опыте,

наблюдаются большие сдвиги в сторону развития всех показателей учебной деятельности

по сравнению с учащимися 9 Г класса. Наибольшие сдвиги произошли в отношении

показателя успешность (8,1), наименьшие - компетентность(2,6). (см. Таблицу 4)


Таблица 4. Сформированность показателей учебной деятельности



Показатели сформированности

учебной деятельности

7 г

до занятий

9 г

после занятий

1 срез

2 срез

Продуктивность

41,5%

48,4%

41,3%

42, 6 %

Компетентность

35,3%

37,9%

35,8%

36,2 %

Успешность

44,7%

52,8%

44,9%

45 %


В соответствии с третьим критерием - определением уровня коммуникативной

компетенции - у учащихся 7 г класса были выявлены следующие типы коммуникативных

реакций: зависимая, пассивная; компетентная, ―на равных, уверенная; агрессивная, оказывающая давление. Для изучения динамики коммуникативной компетенции было проведено 2 среза - 1 срез – в начале обучения, в 5 классе, 2008- 2009 учебный год; 2 срез – в 2010-2011 учебном году.


Таблица 5. Динамика коммуникативной компетентности школьников

Типы коммуникаций

2008-2009 у.г

2009-2010 у.г.

2010-2011 у.г.


5 г класс

6 г класс

7 г класс

Зависимая

15%

14%

9%

Компетентная

57%

57%

79%

Агрессивная

28%

20%

12 %




Сравнительный анализ полученных данных показывает, что произошли изменения в

уровне коммуникативной компетенции школьников. Если до проведения занятий только

57% школьников показали коммуникативную компетенцию, то в процессе обучения таких

школьников стало 79% от всей выборки.

По четвертому критерию – выявлению уровня самореализации школьников – учитель

определил, что с 2008-2009 учебного года по 2009-2010 учебный год произошли

изменения в уровне самореализации школьников. Так, если на начальном этапе учащиеся

с высоким уровнем самореализации составляли 7,2% школьников, вошедших в

экспериментальную группу, то после проведения занятий таких учащихся оказалось

19,5%. При этом уменьшилось количество учащихся с низким уровнем самореализации: с

14,5% до 7,1%. Таким образом, рефлексия, предполагающая успешное формирование

коммуникативной и познавательной компетенций, показывает результативность моей

работы.


Таблица 6. Распределение учащихся по группам в зависимости от уровня

самореализации в учебной деятельности (в %)

Уровень самореализации

2008-2009 уч.г

2009-2010 уч.г.

2010-2011 уч.г.


7 г класс

8 г класс

9 г класс

Высокий

7,2%

8,1%

19,5%

Средний

28,3%

26%

21%

Положительное отношение

50%

50%

52,4%

Низкий

14,5%

8%

7,1%



Использование совокупности современных образовательных технологий и техник в

урочной и внеурочной деятельности по литературе дает возможность сказать, что задачи

формирования познавательной и коммуникативной компетенций школьников учителем решаются. Результаты свидетельствуют о достаточной эффективности работы. Учащиеся показывают стабильно высокие знания, подтвержденные итоговой аттестацией.

Ученики – творческие, увлеченные, активные и целеустремленные личности, они

коммуникабельны, общительны, умеют вести диалог, участвовать в дискуссии, отстаивать

свою точку зрения, не ущемляя интересов оппонента. Они готовы к непрерывному

познанию и творчеству, ведь, по словам великого А. Эйнштейна: «Образование – это то,

что остаѐтся у человека, когда он забудет всѐ, чему его учили».












Библиографический список:

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М., 1987.

2. Баев П.М. Играем на уроках русского языка. – М., 1989.

3. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М.: Знание,

1983.

4. Булгаков В.И. Проблемное обучение – понятие и содержание // Воспитание

школьников. – 1985. - № 8.

5. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и

воспитание школьников. – М.: Просвещение, 1977.

6. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс,

1999.– 88 с.

7. А. Б. Добрович. Систематика общения. – М,: Просвещение, 1996.

8. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М,: Просвещение, 1991.

9. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. - М.: Знание,

1985.– 80 с.

10. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучеие – истоки, сущность, перспективы. – М.: Знание,

1991.

11. Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. – М.: Просвещение, 1975.

12. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1972.

13. Махмутов М.И. Проблемное обучение. – М.: Педагогика, 1975.

14. Минкин Е.М. От игры к знаниям. – М., 1983.

15. Миртов А.В. Сочинение в школе. Уроки коллективного творчества // Литература в

школе. 1996. - № 6.

16. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование. // Педагогика. - 1994. - №5.

17. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех

по-разному?: Пособие для учителя. – М.: Владос, 2005. – 383 с. (Серия

«Педагогическая мастерская»).

18. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. Томск, 1993., Зачем детям учиться

вместе. – М., «Педагогика», 1985. - 79 с.

19. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1979.






Приложение

1.Схемы-подсказки по стилистике

2.Урок литературы. 10 класс «О вещая душа моя...». Творчество Ф. И. Тютчева.

3.Урок литературы.10 класс «Три портрета, три предыстории» (Павел Петрович, НиколайПетрович, Базаров).

4.Викторина «Сказки Г.-Х. Андерсена» 5 класс

5.Литературный вечер по произведениям Н.В. Гоголя 6 класс















Схемы-подсказки по стилистике

Стили речи

hello_html_27585dd2.gif




































Тип речи повествование




hello_html_m68e3900e.gif

















Тип речи описание




hello_html_6f97ee91.gif









































Тип речи рассуждение








hello_html_5138c633.gif



















Урок литературы. 10 класс


Тема: «О вещая душа моя...». Творчество Ф. И. Тютчева.


Тип урока: закрепление знаний по теме «Творчество Ф. И. Тютчева», построенное на

основе технологии проблемного обучения.


Цель : учить основам комплексного анализа текста, повторять сведения по теме и

из теории литературы, развивать любовь к поэтическому слову, родному языку,

воспитывать умение работать в группах, добиваться общего результата.


Оборудование: портрет Тютчева, стенная газета, посвященная поэту, выставка

книг, карточки-задания, магнитофонная запись романсов на стихи Тютчева,

стенды-подсказки.


Работа на уроке проводится по группам, три группы, созданные произвольно (по рядам),

получают задание, готовятся и отвечают через своих представителей, итоговую оценку

получают все члены группы одинаковую. Все члены группы принимают участие в работе, отвечают за определенный этап. Задания строятся на уроке поэтапно:


1 этап - хронологический,

2 этап — афористический,

3 этап — теоретический,

4 этап - поэтический,

5 этап — практический.


Завершением работы на каждом этапе является ответ на проблемный вопрос.


Ход урока.


Слово учителя:

Сегодня на уроке мы повторим все, что узнали о прекрасном русском поэте Ф. И.

Тютчеве. Итогом нашей работы станет исследование поэтического текста, работа со

словом. Мне хотелось бы, чтобы вы по достоинству оценили чудесный мир тютчевской

поэзии, мир глубокий, загадочный и многогранный. Вспомните слова его раннего стихотворения : «Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли

он, чем ты живешь?»…

Опасения Тютчева были не напрасны. Всегда сложно проникнуть в мир души

другого человека, попытаться оценить его восторги, страхи и переживания. Мы попытаемся открыть, прочитать лишь три стихотворных шедевра поэта, и, может быть, поймем «вещую душу» гения.


1 этап — составьте даты и события из жизни поэта воедино. Работа

проводится на магнитной доске, от группы выходит один человек. В датах

присутствуют годы создания стихотворений, приготовленных для

анализа. Проблемный вопрос: «Почему от года к году даты становятся все

определенней и точнее?».


Материал для хронологической таблицы

5 декабря Родился Фѐдор Иванович Тютчев

1803


1819 Первое выступление в печати – вольное переложение

«Послания Горация к Меценату»


1836 В журнале Пушкина «Современник» напечатано 24

стихотворения Тютчева

1843-1850 Выступает с политическими статьями «Россия и Германия»,

«Россия и революция», «Папство и римский вопрос» и др.


1854 В качестве приложения к «Современнику» в Петербурге

выходит первый сборник Тютчева (по инициативе и под

наблюдением И.С. Тургенева)


27 июля Ф.И. Тютчев скончался в Царском Селе.

1873


Между 1851 и Создано стихотворение «Последняя любовь».

началом 1854


22 августа 1857 Написано стихотворение «Есть в осени первоначальной…»


3 августа 1865 «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.»


2 этап - пока идет работа на доске, группы получают следующее задание: закончить

афоризм Тютчева.


Афоризм - обобщенная мысль, выраженная в лаконичной, художественной форме.

«Умом Россию не понять…»

«Не то, что мните вы, природа…»

«Нам не дано предугадать…»

Проблемный вопрос: «Почему многие строки стихотворений Тютчева

стали афоризмами?».


3 этап - объяснить особенности лирики Тютчева.

Теоретическим понятиям необходимо подобрать индивидуальное, присущее только тютчевской поэзии, значение. Материал изучаетс заранее. На доске записаны понятия, нужно дописать, какое значение они приобретают в поэзии Тютчева.


Форма стиха — фрагмент, эпизод из жизни поэта. Эпитет — «раздвоенный, разящий,

движущийся», совмещает далекие по смыслу слова, различные понятия.

Сравнение — не проясняет, а углубляет образ.

Метафора— отражает трагическую сущность бытия,

Композиция — отражает быстрое движение мысли. Две

части: образ и его осмысление.

Тематика - любовная, пейзажная, философская, политическая.


Проблемный вопрос: «Можно ли четко разграничить темы тютчевской лирики?».


4 этап — каждой группе достается то стихотворение, с


которым она работала на 1 и 2 этапах. Выразительное

чтение готовится заранее. Оценивается мастерство

исполнения, эмоциональность, ответ на проблемный

вопрос: «Какие чувства рождает в вас это стихотворение?».


5 этап - исследование текста. Каждая группа работает с текстом стихотворения по плану.

Пока группы работают, звучат романсы на стихи Тютчева. выраженную в самых будничных понятиях.

План анализа стихотворения.


1. История создания, дата, событие.

2. Назовите тему, идею стихотворения.

3. Докажите, что форма стихотворения — фрагмент.

4. Укажите особенности композиции.

5. Какие языковые, синтаксические, художественные средства использует автор?

6. Обобщите сделайте вывод: в чем состоит основная

проблема стихотворения, какое место оно занимает в творчестве Тютчева?


«Последняя любовь» - стихотворение о любви, о роковом предопределении этого

чувства. Оно входит в «денисьевский цикл» тютчевской лирики, показывает противоречивость настроений и переживаний поэта. В стихотворении слышится и

нежность, и тревога. Любовь сравнивается с вечерней зарѐй — метафора. Много

эпитетов, олицетворений, есть антитеза — «блаженство и безнадежность», анафора.

Побудительные предложения помогают оценить состояние поэта, его мольбу о вечной

любви. Усиливает впечатление аллитерация — повторение звука «р»: «Продлись, продлись, очарованье...». «Есть в осени первоначальной...» - стихотворение, внешне не относящееся к любовной лирике. Это пейзажная зарисовка создана Тютчевым в дороге. Композиция стихотворения помогает представить картину осенней природы. Поэт использует «двойные эпитеты» «первоначальной», «лучезарны» и т.д. Но метафора «паутины тонкий волос» заставляет задуматься о человеческой седине, увидеть осень жизни самого поэта. Настрой стихотворения умиротворенный, спокойный. Тютчев счастлив в

любви, поэтому «далеко еще до первых зимних бурь», жизнь продолжается. Совсем иное настроение в стихотворении «Накануне годовщины 4 августа 1864 года». Поэт - глубоко несчастный человек. Он не просто пережил Денисьеву, а считает себя виновным в ее смерти. Композиция стихотворения помогает представить душевное состояние человека, навсегда потерявшего свою любовь: «тяжело мне, замирают ноги». Вечерняя заря сменяется образом «гаснущего дня», «последний отблеск дня улетел», поэт ищет смерти. Блаженство его покинуло, осталась лишь безнадежность. Риторические вопросы, повторяющиеся обращения помогают понять тоску и глубину переживаний Тютчева.


Заключение учителя.


На примере анализа трех стихотворений великого русского поэта Ф. И. Тютчева мы

можем наблюдать, как меняются настроение, образы, темы лирики. Неизменным

остается лишь стиль автора — неповторимые, глубочайшие, выстраданные строки.

Тютчевское сердце умело «высказать себя», подарить читателю не сравнимые ни с чем

переживания, показать и свою «вещую душу», и «сердце, полное тревоги». Надеюсь, что

стихи Ф. И. Тютчева подарят вам еще много мудрости, искренности, чистоты как

образец подлинного искусства.

В конце урока подводятся итоги работы, выставляются оценки, задается


домашнее задание: «Напишите сочинение-миниатюру по любому из афоризмов,

предложенных вашей группе. Выбор зависит от степени подготовленности учащихся».


Урок литературы.10 класс


Тема: «Три портрета, три предыстории» (Павел Петрович, Николай Петрович,

Базаров).

Цели:

Образовательные: организовать деятельность учащихся в работе над портретной

характеристикой героев через анализ художественных деталей и анализ текста,

способствовать пониманию обозначенной в романе проблемы;

Развивающие: способствовать развитию коммуникативных и познавательных

способностей учащихся, навыков работы с текстовым материалом;

Воспитательные: формировать самостоятельность и креативность мышления в

условиях групповой работы.

Оборудование урока: портрет И.С. Тургенева, иллюстрации к роману, мультимедийная

презентация.

Учебник:Ю.И. Лыссый «Литература. 10 класс».

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления материала.

Методические приемы: индивидуальные сообщения, домашнее сочинение-впечатление,

работа в группах, аналитическая работа с текстом, приемы сравнения,

самостоятельная работа, речевая характеристика.

Формы организации учебной деятельности на уроке: групповая работа,

индивидуальная работа.

Оборудование: портрет И.С. Тургенева, иллюстрации к роману, мультимедийная

презентация.

Ход урока

1. Запись темы, работа с эпиграфами, постановка проблемного вопроса урока:

Как характеристики героев помогают понять суть конфликта между отцами

и детьми?

Эпиграфы:

- Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не

знаю, люблю ли я его или ненавижу! Вот тебе и тенденция!

- Они лучшие из дворян – и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их

несостоятельность.


Словарь: нигилизм, пореформенная эпоха, метафизика, гегелизм.


2. Проверка д/з. Индивидуальное сообщение – выразительное чтение и

комментирование 3 главы «Социальный и исторический фон романа».


3. Работа в группах. Три портрета в социальном и историческом контексте.

Аркадий – вне полемики. Почему? – по крови и по убеждениям он и с Кирсановыми, и с

Базаровым.

3.1. Группы выбирают героя, угадывают его через речевую характеристику.

«Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги; а

нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков,

которыми сызмальства набивают людские головы…»


«Пилюля горька - а проглотить ее нужно. Вот теперь настала наша очередь,

и наши наследники могут сказать нам: вы, мол, не нашего поколения, глотайте

пилюлю.»


«Личность, милостивый государь, - вот главное; человеческая личность

должна быть крепка, как скала, ибо на ней все строится».

Какие особенности речи помогают узнать героя? - Аристократизм, принципы

Павла Петровича; мягкость, образность речи Николая Петровича;

материалистический подход, презрение к душевным переживаниям Базарова.

Сообщения о предысториях героев - братьев Кирсановых. Отвечает представитель

группы. - Как и зачем в предысториях обозначен ход времени?

Почему нет предыстории Базарова? – Базаров – человек нового времени, он не

дворянин и не оглядывается в прошлое, более того, отрицает его. (сочинения-

впечатления о Базарове).

Тургенев – мастер художественной детали. Создание портретной характеристики

через работу по карточкам. На карточках – детали портрета, группам необходимо

обозначить черты характера. - Раскрывает ли портрет характер? Есть ли в портрете

социальные черты героя?


Карточка № 1.

Базаров.

1.Длинный балахон с кистями

2.Обнаженная красная рука

3.Длинное и худое, с широким лбом лицо

4.Крупные выпуклости просторного черепа

5.Книга Бюхнера «Материя и жизнь»

6.Медик, отец – лекарь

7. «У него все дети тихо сидят»

Карточка № 2.

Николай Петрович.

1.Барин лет сорока с небольшим

2.Запыленное пальто

3.Совсем седой, пухленький и немного сгорбленный

4. «Не отличался храбростью»

5.Виолончель

6.Стихи Пушкина

7. «Ферма»


Карточка № 3.

Павел Петрович.

1.Облик изящный и породистый

2.Красивая рука с длинными розовыми ногтями

3.Гибкий стан

4.Тугие, «будто каменные», крахмальные воротнички

5.Кольцо со сфинксом

6.Серебряная пепельница в виде лаптя

7.Стремление вверх, прочь от земли


Углубление и конкретизация характеристики на основе анализа 6 главы. Каждая

группа выбирает ремарки по своему герою, анализирует их, делает вывод о поведении,

взаимоотношениях персонажей. Как характеризует героев их поведение во время беседы,

кто ищет «схватки» и почему?

Резкость суждений Базарова во многом спровоцирована Павлом

Петровичем: «руки не подал и даже положил ее обратно в карман», «кто

сей?», «этот волосатый».

Базаров тоже настроен критически: «ногти хоть на выставку посылай»,

каменные воротнички, «архаическое явление».

Эпизод с лягушками: «вы их едите или разводите». Базаров отвечает

равнодушно : «для опытов».

Град вопросов Павла Петровича – небрежно отвечает Базаров.

Павел Петрович иронизирует, манерничает, ведет себя неестественно.

Базаров подавляет зевок, желая прекратить словопрение.

Когда дело коснулось пренебрежительного отношения к людям науки «все

какие-то химики да матерьялисты», Базаров перебивает, отвечает с

презрительной усмешкой. «Я уже доложил вам», «что это, допрос?».

Спор Базарову был навязан. Он не сумел уклониться от разговора с

Кирсановым. Различные общественные воззрения оппонентов делают спор

острым.


4. Подведение итогов работы с текстом романа. Речевая характеристика,

художественные детали, весь ход повествования, авторские ремарки в 6 главе

показывают неизбежность, неотвратимость конфликта отцов и детей, причем

инициатором конфликта является не нигилист Базаров, а аристократ Павел

Петрович. Суть конфликта понятна: дворянство как класс уходит в прошлое, им

нечего дать обществу, они бездеятельны, ленивы, барственны, но «глотать

пилюлю» не хочется, и «будет схватка», о которой речь еще впереди.

5. Домашнее задание. Читать 10 главу, задания учебника 8,9,10 стр.218-221.

6. Рефлексия. Ваши симпатии на стороне Базарова, Павла Петровича, Николая

Петровича? ( прикрепить стикер под портретом героя)

7. Подведение итогов урока, выставление оценок.


Викторина «Сказки Г.-Х. Андерсена»

5 класс


Задачи: познакомить учащихся 5 класса со сказками

Андерсена, научить внимательному чтению, прививать

познавательный интерес, развивать способности детей в

различных видах искусства.

Оборудование: портрет Андерсена, иллюстрации к сказкам, карточки-задания, реквизит

для инсценировок, музыкальные отрывки из произведений П. И. Чайковского, выставка

книг.

Класс делится на три команды со своим названием и эмблемой.

Жюри: ученики старших классов, баллы начисляются за каждое задание, учитывая

полноту ответа (но задание – один балл).


Удивительная…человеческая доброта исходила

от страниц этой книги.

К.Г.Паустовский

Слово учителя:

-Сегодня мы с вами проводим викторину по сказкам великого датского писателя Г.-Х.

Андерсена. Андерсен родился в маленьком городке Одензе, в Дании, в семье бедного

сапожника. В детстве Андерсен любил сочинять разные истории и рассказывать их своему

коту Карлу. Первые сказки Ганс услышал от отца и старух из соседней богадельни. Отец

привил мальчику и любовь к театру. Привязанность к этому виду искусства Андерсен

сохранил на всю жизнь. Когда ему было 14 лет, умирает отец, и мальчик уезжает на

заработки в Копенгаген. Долгий жизненный путь пришлось пройти этому человеку,

прежде чем Дания признала в нем своего лучшего сказочника и поэта.

-А теперь давайте проверим, насколько хорошо вы знаете сказки Андерсена.


1 задание «Зачин».

Как называется начало сказки? - Зачин.

В сказках Андерсена даже начало оригинально, неповторимо. Попробуйте определить

название сказки по зачину:

-Давно – давно жил на свете король. Он так любил наряжаться, что тратил на наряды все

свои деньги. («Новый наряд короля»)

-Жил-был принц. Королевство у него было маленькое-премаленькое. Но все же это было

королевство, и можно было подумать о королеве – жениться. («Свинопас»)

- Жил однажды принц. И пришло ему время жениться. Он хотел взять себе в жены

непременно принцессу, да не какую-нибудь, а самую настоящую. («Принцесса на

горошине»)

-Жила-была одна женщина, и не было у нее детей. А ей очень хотелось маленького

ребеночка. («Дюймовочка»)

- Жил-был купец. Он был так богат, что мог бы вымостить серебряными деньгами целую

улицу и переулок в придачу. Конечно, он этого не делал - он знал, куда девать деньги, и

если тратил копейку, то наживал целый рубль. Вот каков был этот купец…(«Сундук-

самолет»)

- Жил в усадьбе старик хозяин, и было у него два сына, такие умники, что и вполовину

хватило бы. И решили они посвататься к королеве - отчего же нет? Она сама объявила, что

возьмет в мужья того, кто за словом в карман не полезет…(«Ганс Чурбан»)

2 задание «Предмет»

- Очень часто в сказках Андерсена появляются одни и те же предметы. Попробуйте

назвать как можно больше сказок, где бы появлялись… Командам показывают рисунки:

Лебедь – «Гадкий утенок», «Дикие лебеди», «Оле-Лукойе», «Стойкий оловянный

солдатик», Роза – «Дикие лебеди», «Садовник и господа», «Свинопас», Солдат –

«Огниво», «Оле-Лукойе», «Стойкий оловянный солдатик»…

3 задание «Иллюстрация».

Пока команды выполняют задание, представители команд защищают иллюстрации к

сказкам, объясняют их значение, выбор темы.

4 задание «Инсценировка».

Каждая команда готовит инсценированный отрывок из сказки Андерсена. Другие

команды должны узнать сказку, продолжить ее.

1. «Соловей» - Девочка и Соловей.

И вот все отправились в лес, где обыкновенно обитал соловей; отправилась туда

чуть не половина всех придворных. Шли, шли, вдруг замычала корова.

- О! – сказали придворные. – Вот он! Какая, однако, сила! И это у такого маленького

созданьица! Но мы положительно слышали его раньше!

- Это мычит корова! – сказала девочка. – Нам еще далеко до места.

В пруду заквакали лягушки.

- Чудесно! – сказал придворный бонза. – Теперь я слышу! Точь-в-точь наши

колокольчики в молельне!

- Нет, это лягушки! – сказала опять девочка. – Но теперь, я думаю, скоро услышим и

его!

И вот запел соловей.

- Вот запел соловей! – сказала девочка. – Слушайте, слушайте! А вот и он сам! – И она

указала пальцем на маленькую серую птичку, сидевшую в ветвях.

- Неужели! – сказал первый приближенный императора. – Никак не воображал его

себе таким! Самая простая наружность! Верно, он потерял все краски при виде столь

знатных особ!

- Соловушка! – громко закричала девочка. – Наш милостивый император желает

послушать тебя!

- Очень рад! – ответил соловей и запел так, что просто чудо.

- Словно стеклянные колокольчики звенят! – сказал первый приближенный. – Глядите, как трепещет это маленькое горлышко! Удивительно, что мы не слыхали его раньше!

Он будет иметь огромный успех при дворе!


2. «Ганс-чурбан» - Ганс и Принцесса.

Тут явился Ганс Чурбан. Он въехал на козле прямо в залу.

- Вот так жарища! – сказал он.

- Да, я жарю петушков! – ответила королевна.

- Вот удача! – сказал Ганс Чурбан. – Так и мне можно будет зажарить мою ворону?

- Можно! – сказала королевна. А у тебя есть, в чем жарить? У меня нет ни кастрюли,

ни сковородки!

- У меня найдется! – сказал Ганс Чурбан. – Вот посудина, да еще с ручкой!

И он вытащил из кармана старый деревянный башмак и положил в него ворону.

- Да это целый обед! – сказала королевна. – Но где же нам взять подливку?

- А у меня в кармане! – ответил Ганс Чурбан. – у меня ее столько, что девать некуда,

хоть бросай!

И он зачерпнул из кармана горсть грязи.

- Вот это я люблю! - сказала королевна. – ты скор на ответы, за словом в карман не

лезешь, тебя я возьму в мужья!...

3. «Огниво» - Солдат и Ведьма.

Шел солдат по дороге: раз-два! Раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку; он шел

домой с войны. На дороге встретилась ему старая ведьма.

- Здорово, служивый! – сказала она. – Какая у тебя славная сабля! А ранец-то какой

большой! Вот бравый солдат! Ну, сейчас ты получишь денег, сколько твоей душе

угодно.

- С- Видишь вон то старое дерево? – сказала ведьма, показывая на дерево, которое стояло

неподалеку. – Оно внутри пустое. Влезь наверх, там будет дупло, ты и спустись в него,

в самый низ! А перед тем я обвяжу тебя веревкой вокруг пояса, ты мне крикни, и я

тебя вытащу.

- Зачем мне туда лезть? – спросил солдат.

- За деньгами! – сказала ведьма. – Знай, что когда ты доберешься до самого низа,

увидишь большой подземный ход; в нем горит больше сотни ламп, и там совсем

светло. Ты увидишь три двери; можешь отворить их, ключи торчат снаружи. Во всех

комнатах сидят на сундуках огромные собаки с глазами, как чайные блюдца. Но ты не

пугайся: сажай их на мой клетчатый передник и бери из сундуков золото и серебро,

сколько душе угодно, собаки тебя не тронут.

- Оно бы недурно! – сказал солдат. – Но что ты с меня за это возьмешь, старая ведьма?

Ведь что-нибудь тебе от меня нужно?

- Я не возьму с тебя ни полушки! – сказала ведьма. – Только принеси мне старое

огниво, его позабыла там моя бабушка, когда спускалась в последний раз.

5 задание «Эрудит».

1. В какой сказке Андерсена действует настоящий сказочник, опишите его.

2. Как зовут двух фей из сказки «Калоши счастья» и о чем они поспорили?

3. Какие вы знаете сказки Андерсена, посвященные обычным предметам?

6 задание – игра «А если бы…»

Участник игры выходит из класса, команде называют героя сказки Андерсена. Игрок

заходит в класс и задает вопрос: «А если бы этот герой был стулом, вазой, карандашом и

т.д. …» Команда пытается помочь игроку, называет разные характеристики предмета,

которые присущи заданному герою. Например, Дюймовочка. Если бы этот герой был

стулом, это был бы маленький, крошечный стульчик, не больше дюйма. Герои - Голый

король, Гадкий утенок, Снежная королева.

Викторина завершается подведением итогов, слово предоставляется жюри. Учитель

благодарит ребят за выступление, называет самых активных игроков:

-Надеюсь, что сказки Г.-Х.Андерсена всегда будут радовать вас своим чудесным,

незабываемым миром, в котором царят Добро и Красота.


Литературный вечер по произведениям Н.В. Гоголя 6 класс


Задачи: знакомить школьников с традициями украинской народной культуры,

православными праздниками, развивать актерские способности, умение юмористического

изображения героев произведений Н.В. Гоголя, формировать интерес к фольклору

родственных народов.

Действующие лица:

Девушки и парубки – трое ведущих.

Оксана и Вакула.

Солоха и Чѐрт.

Чуб, Дьяк, Голова.

Кум, его жена, ткач.

Иван Иванович и Иван Никифорович.


1 Ведущий. Выходит на сцену. Кланяется в пояс. Здравствуйте, люди добрые!

2 Ведущий. Помогай Бог, вам!

3 Ведущий. Вот, где увиделись!

1-й А что, Галю, видала, как Тарас сынов своих встречал?

2-й. Не приведи господь, как тузил, совсем с ума съехал!

3-й. А слыхали вы про нашего Миколу, сына Василя?

1-й. Постой, постой, это какого Василя? Гоголя-Яновского?

3-й. Его самого. Он, говорят, на всю столицу прославился, книжки про наш хутор написал,

все, кто читал, говорят, со смеху помирали.

2-й. Чего ж это он нас осмеять вздумал?

3-й. Да не осмеять, а так, были-небылицы настрочил, Солоху нашу ведьмачкой выставил.

1-й. Ой, бабоньки, вот и она! Легка на помине!

2-й. Идет, земли под собой не чует.

Солоха. Вечер добрый, соседки! За чью судьбу переживаете?

Все. Здравствуй, Солоха! А что сынок твой, Вакула, на гулянку ушел?

Солоха. Может, и на гулянку. Он у меня советов не спрашивает, идет, куда вздумает.

2-й. Он все к Оксане шастает, а отец-то Оксанин его не больно жалует!

Солоха. Жалует - не жалует, вам-то какое дело? Без вас разберутся! (Уходит).

3-й. А давайте побежим к Оксане да глянем: что у ней делается. Она и колядовать с нами

собиралась.

Сценка «Оксана и кузнец».

Оксана: Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? Лгут люди, я совсем не

хороша. Разве черные брови и очи мои так хороши, что уже равных им нет и на свете? Что

тут хорошего в этом вздернутом кверху носе? и в щеках? и в губах? Будто хороши мои

черные косы? Ух! их можно испугаться вечером: они, как длинные змеи, перевились и

обвились вокруг моей головы. Я вижу теперь, что я совсем не хороша! Нет, хороша я! Ах,

как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет

любоваться мной мой муж!

Кузнец: Чудная девка! И хвастовства у нее мало! С час стоит, глядясь в зеркало, и не наглядится, и еще хвалит себя вслух!

Оксана: Зачем ты пришел сюда? Разве хочется, чтобы выгнала за дверь лопатою? Вы все

мастера подъезжать к нам. Вмиг пронюхаете, когда отцов нет дома. О! Я знаю вас! Что,

сундук мой готов?

Кузнец: Будет готов, мое серденько, после праздника будет готов. Гореть будет, как жар.

Не сердись же на меня! Позволь хоть поговорить, хоть поглядеть на тебя!

Оксана: Кто же тебе запрещает? Говори и гляди!

Кузнец: Позволь и мне сесть возле тебя!

Оксана: Садись. Правда ли, что твоя мать ведьма?

Кузнец: Что мне до матери? Ты у меня мать и отец и все, что ни есть дорогого на свете.

Оксана: Видишь, какой ты! Однако ж дивчата не приходят. Что б это значило? Давно уже

пора колядовать. Мне становится скучно.

Кузнец: Бог с ними, моя красавица.

Оксана: Как бы не так! С ними, верно, придут парубки. Тут-то пойдут балы. Воображаю,

каких наговорят смешных историй!

Кузнец: Тебе так весело с ними?

Оксана: Да уж веселее, чем с тобою. А! Кто-то стукнул; верно, дивчата с парубками.

Голоса: Отвори!

Кузнец: Постой, я сам отворю.

Девушки вошли в хату Оксаны с криками, хохотом, рассказами.

Оксана: Э, Одарка! У тебя новые черевички? Ах, какие хорошие! И с золотом! Хорошо

тебе, Одарка, у тебя есть такой человек, который все тебе покупает, а мне некому достать

такие славные черевички.

Кузнец: Не тужи, моя ненаглядная Оксана! Я тебе достану такие черевички, какие редкая

панночка носит.

Оксана: Ты? Посмотрю я, где ты достанешь черевички, которые могла бы я надеть на

свою ногу. Разве принесешь те самые, которые носит царица.

Девчата: Видишь, каких захотела!

Оксана: Да! Будьте все вы свидетельницы: если кузнец Вакула принесет те самые

черевички, которые носит царица, то вот мое слово, что выйду тот же час за него замуж.

Девушки хохочут и уводят Оксану

Кузнец: Смейся, смейся! А черевички я добуду!

После отрывка игра: девушки и парубки идут по залу с колядами.

«Коляда, коляда, накануне Рождества,

Тетенька, добренька, пирожка-то

Сдобненька не режь, не ломай,

Поскорее подавай!»

(получают пироги, идут дальше)

«Колядин – колядин, я у батьки не один,

по колени кожушок, вынось, деда, пирожок!

Двоим, троим, давно стоим!

(получают пироги)

«Колядин – колядин, создай тебе Бог

полный двор животов!

И в конюшне конев, во хлевушку телят

И избушку ребят, и в подпечку котят!»

1Ведущий. Хватит колядовать, уже сыты пирогами по горло.

2 Ведущий. Айда плясать, пироги растрясать

Народный танец

После танца все уходят.

На сцене Солоха. Сценка «Солоха и женихи».

Солоха: Зима за морозы, мужик – за праздники. Успеть в хате прибраться, а то с колядами

кто ввалится!

Черт: Ты меня знаешь, дорогая Солоха, я готов на все – кинусь в воду, душу отправлю

прямо в пекло, если ты не наградишь меня хоть одним поцелуем.

Солоха: Ах ты, маленький проказник, ах искуситель, как ты умеешь влезть в душу.

Черт: Не будь жестокой, не откажи своему искусителю Ну… (стук в дверь, оба

вздрагивают и оглядываются, черт прячется в мешок, Солоха идет открывать)

Голова: Это я, открой, Солоха! Пришел поколядовать вам на забаву.

Щедрик, щедрик,

Дайте вареник,

Грудочку кашки,

Кильце ковбаски!

Солоха: Держи чарку да кильце ковбаски. Проходи в хату, гостем будешь.

Голова: Ох, Солоха, на дворе такая метель разыгралась, я и к дъяку не пошел, как завидел

свет в твоей хате. Так захотелось с тобой вечерок провести.

(стук в дверь)

Голос дьяка: Открой, несравненная Солоха.

Голова: Спрячь меня куда-нибудь. Мне не хочется теперь встретиться с дъяком.

(Солоха мечется по хате, хватает мешок и прячет в него Голову)

Дьяк: Открой, несравненная Солоха! Сегодня у меня не было ни души, и я сердечно рад

погулять немного у тебя.

Солоха: Проходите, Осип Никифорович, садитесь.

(Дьяк подошел к Солохе, кашлянул, дотронулся до ее руки)

Дьяк: А что это у вас, великолепная Солоха?

Солоха: Как что? Рука, Осbп Никифорович.

Дьяк: Гм! Рука! Хе-хе-хе! А это что у вас, дражайшая Солоха?

(дотронулся до шеи и отскочил)

Солоха: Будто не видите, Осип Никифорович! Шея, а на шее монисто.

Дьяк: Гм! На шее монисто! Хе-хе-хе. А это что у вас, несравненная Солоха?

(берет за талию)

Солоха: Ну, хватит вам! Не балуйте!

(стук в дверь)

Чуб: Солоха, ты дома?

Дьяк: Ах, боже мой, стороннее лицо! Что теперь, если застанут особу моего звания?

Дойдет до отца Кондрата!

Солоха: Ох, где ж на вас мешков набраться?

Дьяк: Ради бога, добродетельная Солоха, ваша доброта, как говорит писание Луки, глава

трина… Стучаться, ей богу, стучатся! Ох! Спрячьте меня куда-нибудь.

(лезет к ней под юбку)

Солоха: Да что еще вы удумали, лезьте скорее в мешок.

(Дьяк прячется в мешок, Солоха открывает дверь)

Чуб: Здравствуй, Солоха! Ты, может быть, не ожидала меня, а? Правда не ожидала?

Может быть, я помешал…

Солоха: Чему ж тут мешать? Сижу одна, скучаю…

Чуб: А может быть, вы тут забавлялись с кем-нибудь? Может быть, ты кого-нибудь

спрятала уже, а?

(захохотал и пнул мешок с дьяком)

Солоха: Будет вам выдумывать всякие глупости.

Чуб: Ну, Солоха, дай теперь выпить водки. Я думаю, у меня горло замерзло от проклятого

мороза. Послал же Бог такую ночь перед Рождеством. Как схватилась, слышишь, Солоха,

как схватилась… Эк окостенели руки: не расстегну кожуха! Как схватилась вьюга…

Солоха: Выпей чарку, согреешься.

(стук в дверь)

Кузнец: Отвори!

Чуб: Стучит кто-то?

Кузнец: Отвори!

Чуб: Это кузнец! Слышишь, Солоха, куда хочешь девай меня. Я ни за что на свете не захочу показаться этому выродку проклятому, чтоб ему набежало дьявольскому сыну, под

обоими глазами по пузырю в копну величиною.

Солоха: Сюда скорее, в мешок!

(открыла кузнецу и ушла)

Кузнец: Неужели не выбьется из ума моего эта негодная Оксана? Не хочу думать о ней, а

все думается. Зачем тут лежат эти мешки? Их давно бы пора убрать отсюда. Через эту

глупую любовь я одурел совсем. Завтра праздник, а в хате до сих пор лежит всякая дрянь.

Отнести их в кузницу. Кой черт, мешки стали как будто тяжелее прежнего. Дурень я! Я и

позабыл, что теперь мне все кажется тяжелее. Нет, что я за баба! Не дам никому смеяться

над собой. Хоть десять таких мешков, все подыму!

(Уносит мешки).

Навстречу Вакуле – колядующие. Звучит песня «Ты казала…».

Коляда:

Коляда, коляда, подавай сюда.

Открывай сундучок, доставай пятачок.

А кто не даст пятачок

И в добавку пирожок,

Тому двор чертей,

И полный сад червей!

Появляются ткач и кум. Они увидели мешок и пытаются утащить. К ним присоединяется

жена кума. Сценка «Мешок».


Кума: Вот это хорошо! Это хорошо, что наколядовали столько! Вот так всегда делают

добрые люди: только нет, наверное, где-то подцепили. Покажите мне сей же час, что у вас

в мешке!

Кум: Лысый черт тебе покажет, а не мы!

Ткач: Тебе какое дело! Мы наколядовали, а не ты!

Кума (замахиваясь на мужа): Нет, ты мне покажешь, негодный пьяница!

В драке кума отстояла мешок, огрев друзей кочергой.

Ткач: Что мы допустили ее?

Кум: Э, что мы допустили! А отчего ты допустил?

Ткач: У вас кочерга, видно, железная! Моя жинка купила прошлый год на ярмарке

кочергу, та ничего, не больно!

В это время кума заглядывает в мешок: Э, да тут лежит целый кабан!

Ткач: Кабан! Целый кабан! А все ты виноват!

Кум: Что же делать!

Ткач: Как что?Чего мы стоим? Отнимем мешок!

Вместе: Пошла прочь! Пошла! Это не твое добро! Пошла прочь, чертова баба! Это наш

кабан!

Из мешка тем временем вылезает Чуб.

Кум: Что ж она, дура, говорит: кабан! Это не кабан!

Ткач: Вишь, какого человека кинуло в мешок! Хоть что хочешь говори, хоть тресни, а не

обошлось без нечистой силы!

Кум: Это ж кум!

Чуб: А ты что думал? Что, славную я над вами выкинул шутку? А вы, небось, хотели

съесть меня вместо свинины? Постойте же, я вас обрадую: в мешке лежит еще что-то, -

если не кабан, то, наверное, поросенок или иная живность. Подо мной беспрестанно что-

то шевелилось.

Из мешка появляется дьяк.

Ткач: Вот и другой еще! Черт знает как стало на свете… голова идет кругом… не колбас и

не паляниц, а людей кидают в мешки!

Чуб: Это дьяк! Вот тебе на! Ай да Солоха! Посадить в мешок… то-то я гляжу, у нее

полная хата мешков… теперь я все знаю: у нее в каждом мешке сидело по два человека. А

я думал, что она только мне одному… вот тебе и Солоха!

1 Ведущий.Ой, кумушки мои, что творится! Слыхали?

.2 и 3 Ведущий. Что? Что слыхали?

1 Ведущий. Иван Иванович и Иван Никифорович поссорились между собой!

2 и 3 Ведущий. За что?

1 Ведущий. За вздор, за гусака. Тяжбу затеяли.

2 и 3 Ведущий. Ох, нелегкое это дело, тяжба.

3 Ведущий. Да пусть себе судятся, пойдем на парубков да дивчат полюбуемся.

1 Ведущий. Уж больно они плясать горазды!

Народная пляска.

2 Ведущий. Хороши наши дивчины да молодцы? Так приезжайте к нам в Малороссию.

3 Ведущий. Мы вам столько небылиц понасказываем, столько песен напоем.

Заслушаетесь!

1 Ведущий. Богата песнями да бывальщинами украинская земля.

2 Ведущий. Богата людьми да степями вольными.

Все: Пусть живет и здравствует наша Украина!

Звучит финальная песня.

Обобщение опыта «Использование современных образовательных технологий на уроках литературы и во внеурочной работе как средство формирования коммуникативной и познавательной компетенции учащихся».
  • Русский язык и литература
Описание:

       Ведущая  педагогическая  идея  опыта      заключается  в  разработке     комплекса 

педагогических     условий,    обеспечивающего      эффективное     развитие    познавательной 

компетенции     школьников      и   совокупности     коммуникативных       умений,   овладение 

которыми способствует развитию и формированию личности, способной к продуктивному 

общению и успешной самореализации.

Диапазон опыта

Представленный    опыт  включает  в  себя  уроки  русского  языка,  литературы, 

внеурочные учебные занятия, а также индивидуальную работу с учащимися по подготовке 

к  олимпиадам и конкурсам .

Автор Никищенко Лариса Михайловна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 763
Номер материала 29436
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓