Обобщение опыта на
педагогическом совете МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга» (20.06.2014г.) по теме
«Создание системы
работы с одаренными детьми
в отделе
научно-технического творчества».
Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от
того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою
одаренность, которая повлияет на качество его жизни. Работа
с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в
образовании.
Педагогический коллектив «Радуги» включен c 2012-2013 уч. года в областной мегапроект
«Поддержка талантливых детей» ИПКРО с программой педагогического эксперимента
«Создание системы работы с одаренными детьми». Эксперимент проводится в
соответствии с годовыми планами его реализации.
Планом работы в 2013-2014 уч.году было предусмотрено и фактически проведено:
-
повышение педагогической компетентности в
области работы с одаренными детьми.
1) Педагогами нашего отдела был составлен банк сведений об одаренных детях: из
7 педагогов (в том числе два совместителя) 3 педагога имеют вариативные часы,
а 2 педагога - индивидуальные часы на проектную деятельность. Всего 10 часов,
что составляет 21 мин на 1 обучающегося в неделю. По списочному составу – это 19
одаренных детей, что составляет 14% от общего количества обучающихся нашего
отдела.
2) Развитие педагогической компетентности по работе с одаренными детьми
проявляется в выборе темы самообразования педагогов. Их можно классифицировать
следующим образом:
«Теорию
детской одаренности» изучает молодой специалист Жмулёв А.П.
«Использование
ИКТ» - педагоги Крыжова Н.В. и Буевич Е.В.
Процесс
развития мотивации обучающихся интересует Мышкину И.Д. и Кочергина С.А.
Развитием
творческих способностей занимаются Лукшайтис К.П. и Пенин Е.А
Все
педагоги отдела накапливают педагогический материал по теме самообразования.
На экспертизу в экспертный совет МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга» направлены
разработки трёх адаптационных образовательных программ
– Мышкина И.Д. «Зелёный свет», Жмулёв А.П. «Мотор», Пенин Е.А.
«Радиоэлектроника», повышающих качество обучения и воспитания учащихся, в том
числе и одарённых детей. Например, в программе «Зелёный свет» есть раздел
«Исследования Светофора Светофоровича», который учит азам исследования и
проектирования.
Повышение профессионального мастерства, внедрение современных средств обучения
педагогами велось в таких направлениях:
- работа с
молодым специалистом Жмулёвым А.П.
-
обобщение передового опыта педагогической работы в виде доклада – 2 чел.(29%)
-
открытые учебные занятия в рамках конкурса открытых занятий педагогов ДО –
2
чел. (29%)
-
курсовая подготовка - 4 педагога (57%)
Все эти знания помогают в работе с одарёнными детьми.
3) При планировании работы вариативной части программ возникли трудности.
-
Это связано с новшествами, перестройкой СЮТ. В этом учебном году научно –
технический отдел – новое структурное подразделение МБОУ ДОД ЦТР и ГО
«Радуги».
-
В научно-техническом отделе большинство детей первого года обучения (91%
обучающихся).
-
Не наладили сотрудничество с областным Центром технического творчества
учащихся, который тоже реорганизовался.
Тем не менее, мы принимали участие во всех учрежденческих мероприятиях, в
конкурсах муниципального уровня хочется отметить активность ДТО «Калейдоскоп»
(руководитель Крыжова Н.В.), ДТО «Радиоэлектроник» (руководитель Пенин Е.А.),
ДТО «Конструктор» (руководитель Лукшайтис К.П.). В конкурсах Всероссийского
уровня принимали участие ДТО «Карт» и «Перекрёсток» руководитель Кочергин С.А.
Таким образом, в мероприятиях городского и внутреннего уровня участвовало 114
чел. нашего отдела (35%), муниципального уровня – 106 чел. (32%), Всероссийского
уровня – 11чел. (3%). Всё это работа над расширением творческого пространства.
Наши вариативные часы использовались не только для участия в конкурсах,
но и для проведения Акций, для написания рефератов, выполнения творческих
заданий обучающимися, например, проект «Автодорога» под руководством Жмулёва
А.П..
Подводя итоги работы научно-технического отдела по вариативным часам, отмечаю
проблемы: 1) Отсутствие ясного понимания для чего педагогу вариативные часы.
2) Для планирования участия в творческих мероприятиях одаренных
детей необходима более тщательная информационная поддержка: например, составить
перечень надёжных педагогически направленных сайтов в интернет – пространстве.
3) Проблемой остается психолого-педагогическое сопровождение
способных и одаренных детей, так как в нашем отделе 4 человека (57%) не имеют
педагогического образования. Требуется более тщательный подбор материалов и
проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности, в
единстве с другими видами деятельности. Например, психолого-педагогические,
ролевые тренинги. Тематические и проблемные мини-курсы, «мозговые штурмы» во
всех вариантах, способствующие развитию исследовательских умений в процессе
научно-практической работы или творческих зачетов. Различные формы вовлечения
учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги.
5) Нуждаются в оказании методической и практической помощи родители способных и
одарённых детей, их информирование о российских и региональных конкурсах,
конференциях, олимпиадах (это связано и с материальными затратами участия в
конкурсах). В помощь родителям вводим в практику оформление портфолио каждого
одарённого ребёнка. Этот опыт начат при подготовке к конкурсу – фестивалю «По
«Радуге» к звездам». По инициативе детей планируем вести «Дневник кружковца»,
где каждый будет прописывать тему занятия, необходимые материалы и инструменты,
разрабатывать технологическую карту и проводить рефлексию.
Подводя итоги учебного года, фактически каждый педагог нашего отдела
повысил педагогическую компетентность в области работы с одаренными детьми.
Но
говорить о совершенстве работы с одаренными детьми еще рано, мы в пути по
дороге с «Радугой».
Заведующая
научно – техническим отделом Мышкина И.Д.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.