Главная / Русский язык и литература / Обобщение изученного по теме "Причастие".

Обобщение изученного по теме "Причастие".

Конахина О. А.

Урок русского языка в 7 классе по УМК В. В. Бабайцевой с использованием цифровых образовательных ресурсов.


Значимость данного урока заключается в том, что он направлен на развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса, умение работать с тестами. Готовит детей к ГИА, ЕГЭ.

Материал к уроку подобран таким образом, чтобы в игровой форме повторить материал по теме «Причастие». На уроке используются разнообразные методы, приёмы и средства обучения.

План урока – путешествия в страну «Причастие».

1.Организационный момент. (3 мин).

(Психологический настрой, готовность, знакомство с маршрутом, инструктаж учащихся по технике безопасности при работе в компьютерном классе).

2. Повторение изученного. Тренировочные упражнения.

Станция «Школа». (3мин)

(Повторение теоретических сведений о причастии).

Станция «Археологические раскопки». (3 мин)

(Тренажер «Правописание НЕ с причастиями).

Станция «Орфографические горы». (7 мин)

(Тест "Все случаи правописания гласных в суффиксах причастий"

Тест "Гласные перед нн в страдательных причастиях"

Тест "Все случаи правописания гласных в суффиксах причастий".

Физкультминутка. (1 мин)

(Гимнастика для глаз).

Станция «Игровые пирамиды». (4 мин)

(Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных, в кратких причастиях и прилагательных).

Музыкальная физминутка. (1,5 мин)

(Балет "Щелкунчик". Действие 2. Картина 3. Вальс цветов Па-де-де)

Станция «Дом Творчества». (3 мин)

(Работа с текстом).

Весёлая физминутка. (1 мин)

Станция «Эйфелева башня» (5,5 мин)

(Работа по разноуровневым упражнениям).

Возвращение на станцию «Школа». (10 мин).

(Тест).

3. Итог урока. Домашнее задание. Выставление оценок. (3 мин)

(Рефлексия).


Тема урока: «Обобщение изученного по теме «Причастие».

  1. Конахина Ольга Александровна.

  2. МОУ-СОШ с. Комаровка.

  3. Учитель русского языка и литературы.

  4. Русский язык.

  5. 7 класс.

  6. Обобщение изученного по теме «Причастие», № 36.

  7. Русский язык. Теория. 5-9 классы. / под редакцией В. В. Бабайцевой/ М: Дрофа, 2007 год.

Русский язык. Практика. 7 класс. / под редакцией С. Н. Пименовой/ М: Дрофа, 2007

год.

8. Цель урока.

Провести подготовку к уроку-зачёту и к контрольному диктанту.

9. Задачи урока:

образовательные:

обобщающее повторение изученного по теме «Причастие» материала, закрепление полученных теоретических знаний;

развивающие:

активизация исследовательского и логического мышления; развитие информационной культуры, коммуникативных навыков; повышение мотивации к изучению темы;

воспитательные:

формирование интеллектуально-познавательной компетентности, навыков командной работы; воспитание бережного отношения к русскому языку.

10. Тип урока: урок повторения в форме путешествия.

11. Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

12. Методы обучения: словесно-наглядный, проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.

13. Методические приемы:

- рассказ учителя,

- проблемные вопросы,

- творческие задания,

- практические упражнения.

14. Педагогические технологии:

- элементы технологии проблемного обучения,

- элементы игровой технологии,

- здоровьесберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому).

15. Оборудование.

Карта путешествия.

Перфокарты.

Презентация к уроку.

Тест.

17. Структура и ход урока.

№ п/п

Этап урока

Название использованных ЦОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

Организация урока.





2.

Повторение изученного. Тренировочные упражнения.

Станция «Археологические раскопки».

Станция «Орфографические горы».














Физкультминутка.

(Гимнастика для глаз).

Станция «Игровые пирамиды».

Весёлая физминутка.

Станция «Эйфелева башня».

Музыкальная физминутка.




Станция «Дом творчества».









Тест "Все случаи правописания гласных в суффиксах причастий"(2)

Тест "Гласные перед нн в страдательных причастиях"(2)

Тест "Все случаи правописания гласных в суффиксах причастий"(1)









Балет "Щелкунчик". Действие 2. Картина 3. Вальс цветов Па-де-де










Консультация и контроль























Прослушивание









Обсуждение в парах, выполнение теста





















Прослушивание









7 мин
























1мин. 30 сек

3.

Итог урока. Домашнее задание. Выставление оценок.






Перечень используемых на уроке ЭОР.

№ п/п

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЦОР

1

«Русский язык. Теория», 5-9 классы, Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. № 109941


Интернет-ресурсы, электронный учебник

тесты

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01730-0a01-00ee-00b5-5129c5112329/?interface=pupil&class=49&subject=8

2

«Русский язык. Практика», 7 класс, под редакцией Пименовой С.Н. № 109939

Интернет-ресурсы, электронный учебник

тесты

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/5fd29eac-bff8-4a43-8085-ccd0694dae63/?interface=pupil&class=49&subject=8


Отмечу положительные моменты использования ЦОР:

1 Повышение уровня мотивации обучения.

2. Отработка и совершенствование орфографических и пунктуационных навыков на новом технологическом уровне.

3. Экономия использования времени на этапах закрепления изучаемой темы и проверки самостоятельной работы при привлечении большого количества учащихся.

4. Создание условий для реализации творческого потенциала учащихся при подготовке ответов.

Ход урока.

  1. Организация урока. (Слайды № 1-2).

Эпиграф: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного».

В. И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка».

Здравствуйте, ребята!

Наш урок – урок повторения темы «Причастие». Сегодня на уроке мы должны повторить и обобщить весь изученный материал по теме «Причастие». Повторение темы пройдет в необычной форме – это игра-путешествие.

Загадка.

Вот свойство мое обязательное:
склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю. (П.Чесноков.)

Перед вами строки стихотворения А.Блока. Найдите в нем слова, о которых говорится в загадке.

Запевающий сон, зацветающий цвет,

Исчезающий день, погасающий свет.

Открывая окно, увидал я сирень.

Это было весной – в улетающий день.

- Как вы думаете, какова роль причастий в этом стихотворении? Согласны ли вы с мнением ученых о том, что «совмещение в одном слове признаков разных частей речи делало эти слова богатыми содержательно, а потому и более экономными»?

Мы отправляемся в путешествие в страну «Причастие», которая находится на планете «Морфология», а поможет нам в этом всем известный Паровозик из Ромашково. У этого паровозика только один недостаток - он любит отвлекаться, рассматривая разные цветы, любуясь природой, поэтому мы будем следить за тем, чтобы паровозик не опоздал. А не заблудиться в этом путешествии нам поможет карта, где указан маршрут нашего путешествия. Давайте посмотрим, что ждет нас впереди?

Карта путешествия.

Станция «Археологические раскопки».

Станция «Орфографические горы».

Станция «Игровые пирамиды».

Станция «Эйфелева башня».

Станция «Дом творчества».

Итогом нашего путешествия будет билет на планету «Морфология», мы сможем стать полноправными гражданами этой страны.

Цели работы учащихся:

знать:

- отличительные признаки причастия как особой формы глагола;

- правописание причастий;

- условия обособления причастных оборотов;

уметь:

- находить причастия в тексте;

- расставлять знаки препинания при обособленных определениях, выраженных причастным оборотом;

- проводить самоконтроль и взаимоконтроль;

- включать причастия и причастные обороты в состав предложений, использовать в речи конструкции с причастными оборотами.

Как видите, немало трудностей ждет нас впереди, но у меня нет сомнений в том, что нас ждет веселое, незабываемое путешествие.

В тетрадях запишите, пожалуйста, тему урока «Обобщение изученного по теме «Причастие».

Итак, мы находимся на станции «Школа». Прежде, чем отправиться в путешествие мы должны вооружиться знаниями. (Слайды № 3-5).

II. Повторение изученного. Тренировочные упражнения.

Повторение теоретических сведений по теме «Причастие».

Цель работы: закрепить теоретические сведения по теме «Причастие».

Вид контроля: самоконтроль, экспертный контроль учителя.

Вид работы: работа в паре.

Задание: устно составьте рассказ о причастии (с примерами).

План сообщения.

а) Что обозначает причастие?

б) На какие вопросы отвечает причастие?

в) Какие суффиксы имеет причастие?

г) Морфологические признаки причастия.

д) Синтаксическая роль причастия.

Теперь вы готовы. Отправляемся в путешествие!!!

Внимание, перед нами первая станция «Археологические раскопки». (Слайды № 6).

Повторение темы «Правописание НЕ с причастиями».

Цель работы: закрепить слитное и раздельное правописание НЕ с причастиями; уметь обосновывать свой ответ.

Вид контроля: самоконтроль по ключу.

Задание: вам представлены словосочетания (орфографический тренажер), напишите правильно не с причастиями.

Станция «Орфографические горы». (Слайды № 7).

Работа в парах.

Тест "Все случаи правописания гласных в суффиксах причастий"

Тест "Гласные перед нн в страдательных причастиях"

Тест "Все случаи правописания гласных в суффиксах причастий"(1)

Физкультминутка. Гимнастика для глаз. (Слайд № 8).

Станция «Игровые пирамиды». (Слайд № 9).

Повторение по теме «Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных».

Цель работы: закрепить умение отличать причастия от отглагольных прилагательных; отработать орфографические умения написания Н и НН в причастиях.

Вид контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертный контроль учителя.

Работа с перфокартами.

1. нарисованные                забрызганный                       пересыпанное 

2. запачканные                  печёный (пирог)                   топлёное (молоко)

3. испечённый                   крашенный (ими пол)         маринованный 

4. измучены                       плетёный (частокол)            купленный (билет)

  (долгой дорогой)

5.  арестованный               раненный (пулей боец)       решённый (вопрос)

Раскройте скобки, исправьте ошибки в распределении слов по группам.

Краткие причастия краткие прилагательные

Бойцы мужестве(н, нн)ы утро тума(н, нн)о

вещь спрята(н, нн)а статья написа(н, нн)а

речи торжестве(н, нн)ы задание провере(н, нн)о

картины нарисова(н, нн)ы документы подли(н, нн)ы

герои ю(н, нн)ы ошибки исправле(н, нн)ы

Станция «Эйфелева башня». (Слайд № 10).

Работа по разноуровневым упражнениям.

Уровень - запоминания.

Вставь нужную букву в суффикс, проговори про себя.

Упражнение 194 (с. 72).

Уровень – понимания.

Спиши, встань нужную букву в суффикс. Объясни!

Упражнение 202 (с. 74).

Уровень – умений и навыков.

Исправь ошибки.

Упражнение 210 (с. 77).

Музыкальная физминутка. (Слайд № 11).

Балет "Щелкунчик". Действие 2. Картина 3. Вальс цветов Па-де-де

Станция «Дом творчества». (Слайды № 12-13).

1) Работа с текстом.

Цель работы: закрепить умения и навыки работы с текстом.

Вид контроля: самоконтроль, экспертный контроль учителя.

Вид работы: самостоятельная работа.

Дополните текст причастными оборотами.

Был утренний час. В огромном лесу стоял тонкий пар (?). Охотник (?) двигался вдоль реки.

Веткой (?) охотник отметил след и пробрался к воде. Туман ещё не рассеялся. В нем гасли очертания огромного корабля (?). Его свернутые паруса(?) ожили. Ветер (?) лениво теребил их. Всё было белым, кроме парусов.

Охотник удивленно протирал глаза (?). Паруса были алые. (По А. Грину).

Весёлая физминутка. (Слайд № 14).

Станция «Школа». (Слайды № 15-17).

Настало время проверить, готовы ли вы к зачёту. Тест (на отдельных листах).

Обязательная часть

1.Найдите словосочетание причастие + существительное (главное слово):

А. Колеблющийся свет

Б. Небесный свод

В. Мерцающие звезды

Г. Сверкающий снег

2. Укажите словосочетание причастие (главное слово) + существительное:

А. Грохочущие волны

Б. Желтеющие нивы

В. Затихшие дети

Г. Возмущенные обманом

3. Укажите суффиксы действительных причастий прошедшего времени:

А. –нн-,-енн-

Б. –ш-,-вш-

В. -ом-,-им-

Г. -ащ-,-ущ-

4. В каком случае следует писать суффикс –ящ-?

А. Ненавид…щий взгляд

Б. Сверка…щий снег

В. Сгуща…щиеся облака

Г. Колыш…щийся камыш

5. В каком случае следует писать Е?

А. Брош…нный дом

Б. Уход…щий год

В. Рассказ…нный эпизод

Г. Сража…щийся воин

6. В суффиксе какого слова не следует писать –НН-?

А. Пече…ный в золе картофель

Б. Стекла выставле…ны

В. Непогаше…ная известь

Г. Прочита…ная книга

7. В каком сочетании НЕ пишется слитно?

А. (Не)греющее солнце

Б. (Не)смолкающие до ночи сверчки

В. (Не)замерзшая, а по-прежнему бегущая девочка

Г. Рабочие (не)сокращены

8. Для какого из подчеркнутых слов в словосочетаниях А-Г верно указаны грамматические признаки?

А. Потерявший книгу – страдательное причастие настоящего времени

Б. Тающий снег – имя прилагательное

В. Вязаный платок – действительное причастие настоящего времени

Г. Забытая книга – действительное причастие прошедшего времени

9. Найдите слово, в суффиксе которого пишется О:

А. Лавч…нка

Б. Ландыш…вый

В. Освещ…нный

Г. Луч…вой

10.В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания?

А. Траву скошенную, но еще не высушенную, сгребли в копны.

Б. Каждый звук, шорох птицы, шелест упавшего листа кажется громким.

В. Окруженное легкой мутью, показалось багровое солнце.

Г. Огни, мерцавшие в окнах, слабо освещали дорогу.

Дополнительная часть.

11. (2 балла) От какого глагола нельзя образовать страдательное причастие настоящего времени?

А. Сказать

Б. Решить

В. Читать

Г. Видеть

12. (2 балла) В каких предложениях нарушены литературные нормы? Запишите переделанные предложения.

А. Ветер свирепствовавший срывал всю ночь с деревьев сухие листья.

Б. Между колесами телег, полузавешенных коврами, горит огонь.

В. По независящим причинам от центрального телевидения мы не можем продолжить передачу.

13. (3 балла) Спишите, расставляя знаки препинания.

А. В домике стоящем на окраине Клина находится музей Петра Ильича Чайковского.

Б. Материалы собранные в музее говорят об огромной напряженной работе Чайковского.

В. Созданные великим композитором оперы знают и любят во всем мире.

14. (2 балла) Перестройте предложение: распространенное определение поставьте после определяемого слова. Запишите полученное предложение.

Борющийся с бурей пловец приближался к берегу.

Основная часть

Дополнительная часть

№ п/п

Ответ

№ п/п

Ответ

Пояснение

1.

А.

11.

А.


2.

Г.

12.

А, В

А. Ветер, свирепствовавший всю ночь, срывал с деревьев сухие листья.

В. По независящим от центрального телевидения причинам мы не можем продолжить передачу.

(Восстановлен порядок слов)

3.

Б.

4.

А.

5.

А.

13.

А. В домике, стоящем на окраине Клина, находится музей Петра Ильича Чайковского.

Б. Материалы, собранные в музее, говорят об огромной напряженной работе Чайковского.

В. Созданные великим композитором оперы знают и любят во всем мире.


6.

Б.

7.

А.

8.

Г.

9.

А.

14.

Пловец, борющийся с бурей, приближался к берегу.


10.

А.



Рефлексия. (Слайды № 18-19).

Вы правильно выполнили тест, и вам улыбнулось солнышко.

- Солнце!

Всем нам улыбнулось!

Солнце – доброта.

Добрый человек - это тот, кто любит, понимает людей и помогает им. А любовь и поддержка согревают людей как солнце. Вы поддержали меня сегодня на уроке и каждый из вас стал для меня солнышком. Спасибо вам.

Всё в этом мире согревается солнцем: и человек, и зверь, и каждая травинка, и быстрые реки, и глубокие озера, и чистые родники.

Вы хорошо потрудились, поэтому получаете билет на планету «Морфология» (билет-оценка за урок) и становитесь полноправными гражданами этой страны.

Посмотрите на картинки и выберите себе ту, которая соответствует вашему настроению, а я покажу вам своё (слайд моё настроение).

III. Итог урока. Домашнее задание. Выставление оценок.

§ 132-140.

Упражнение 204 (I вариант).

Упражнение 212 (II вариант).

Завершая урок,

Желаю вам цвести, расти,

копить, крепить здоровье,

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условье.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.


Список используемой литературы.


  1. «Русский язык. Практика», 7 класс / под редакцией С. Н. Пименовой/ М: Дрофа, 2007 год.

  2. Рекомендации по использованию набора ЦОР к учебнику «Русский язык. Теория» 5-9 классы, Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.

  3. Единые цифровые общеобразовательные ресурсы.

  4. Тренажер «Правописание НЕ с причастиями» (С) Хайманова Т. Я. 2005 год.


1


Обобщение изученного по теме "Причастие".
  • Русский язык и литература
Описание:

 

      На уроках был изучен  большой раздел, который называется "Причастие". Главная задача на этом уроке - закрепить те знания, которые ученики получили на предыдущих уроках. Урок- путешествие - это ступенька в мир Знаний, ведь мы знаем, что всю жизнь человек преодолевает преграды и трудности, а преодолеть их помогут знания и умения.

   На уроке были выполнены следующие задания: повторение теоретических сведений по теме «Причастие»;  тренажер «Правописание НЕ с причастиями;  электронные задания: тест "Все случаи правописания гласных в суффиксах причастий"; тест "Гласные перед нн в страдательных причастиях"; тест "Все случаи правописания гласных в суффиксах причастий"; правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных, в кратких причастиях и прилагательных; творческая работа с текстом; работа по разноуровневым упражнениям; итоговый тест. На уроке проводились гимнастика для глаз. музыкальная физминутка, весёлая физминутка. Задания были интересны, доступны для учащихся данного класса.

   Такая форма урока позволяет в игровой форме проверить знания, умения и навыки учащихся. Дети на таких уроках активны, стремятся ответить, показать свои знания. Ребята работают в группе, и сильный ученик всегда придёт на помощь тому, кто слабее.

 

   Данный урок занимает ведущее место в разделе «Морфология». Он связан со всей темой «Причастие». Этот урок «работает» и на последующие уроки, так как знания, полученные при изучении данной темы, пригодятся обучающимся в дальнейшем, например: в 9 классе, при повторении «Морфологии», подготовке к  ГИА. Умение находить в тексте причастия, использовать их в устной и письменной речи, способствует обогащению словарного запаса обучающихся, развивает культуру речи, что так необходимо в современных условиях.

Автор Конахина Ольга Александровна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1079
Номер материала 49171
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓