Тема урока: «Обобщение
изученного по теме «Причастие».
- Конахина Ольга Александровна.
- МОУ-СОШ с. Комаровка.
- Учитель русского языка и литературы.
- Русский язык.
- 7 класс.
- Обобщение изученного по теме «Причастие», №
36.
- Русский язык. Теория. 5-9 классы. / под
редакцией В. В. Бабайцевой/ М: Дрофа, 2007 год.
Русский язык.
Практика. 7 класс. / под редакцией С. Н. Пименовой/ М: Дрофа, 2007
год.
8. Цель урока.
Провести подготовку к уроку-зачёту и
к контрольному диктанту.
9. Задачи урока:
образовательные:
обобщающее повторение изученного по теме
«Причастие» материала, закрепление полученных теоретических знаний;
развивающие:
активизация исследовательского и логического
мышления; развитие информационной культуры, коммуникативных навыков; повышение
мотивации к изучению темы;
воспитательные:
формирование интеллектуально-познавательной
компетентности, навыков командной работы; воспитание бережного отношения к
русскому языку.
10. Тип урока: урок повторения в форме
путешествия.
11. Формы
работы: фронтальная, индивидуальная.
12. Методы обучения: словесно-наглядный,
проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.
13. Методические
приемы:
- рассказ учителя,
- проблемные вопросы,
- творческие задания,
- практические упражнения.
14. Педагогические технологии:
- элементы технологии проблемного обучения,
- элементы игровой технологии,
- здоровьесберегающая технология (переход
от одного вида деятельности к другому).
15. Оборудование.
Карта путешествия.
Перфокарты.
Презентация к уроку.
Тест.
17. Структура и ход урока.
Перечень используемых на уроке ЭОР.
Отмечу положительные моменты использования
ЦОР:
1 Повышение уровня мотивации обучения.
2. Отработка и совершенствование
орфографических и пунктуационных навыков на новом технологическом уровне.
3. Экономия использования времени на этапах
закрепления изучаемой темы и проверки самостоятельной работы при привлечении
большого количества учащихся.
4. Создание условий для реализации творческого
потенциала учащихся при подготовке ответов.
Ход урока.
- Организация урока. (Слайды № 1-2).
Эпиграф: «Часть
речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного».
В. И. Даль «Толковый
словарь живого великорусского языка».
Здравствуйте, ребята!
Наш урок – урок повторения темы
«Причастие». Сегодня на уроке мы должны повторить и обобщить весь изученный
материал по теме «Причастие». Повторение темы пройдет в необычной форме – это
игра-путешествие.
Загадка.
Вот свойство мое обязательное:
склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю. (П.Чесноков.)
Перед вами строки стихотворения А.Блока.
Найдите в нем слова, о которых говорится в загадке.
Запевающий сон, зацветающий цвет,
Исчезающий день, погасающий свет.
Открывая окно, увидал я сирень.
Это было весной – в улетающий день.
- Как вы думаете, какова роль причастий в
этом стихотворении? Согласны ли вы с мнением ученых о том, что «совмещение в
одном слове признаков разных частей речи делало эти слова богатыми
содержательно, а потому и более экономными»?
Мы отправляемся в путешествие в страну «Причастие»,
которая находится на планете «Морфология», а поможет нам в этом всем известный
Паровозик из Ромашково. У этого паровозика только один недостаток - он любит
отвлекаться, рассматривая разные цветы, любуясь природой, поэтому мы будем
следить за тем, чтобы паровозик не опоздал. А не заблудиться в этом путешествии
нам поможет карта, где указан маршрут нашего путешествия. Давайте посмотрим,
что ждет нас впереди?
Карта путешествия.
Станция «Археологические раскопки».
Станция «Орфографические горы».
Станция «Игровые пирамиды».
Станция «Эйфелева башня».
Станция «Дом творчества».
Итогом нашего путешествия будет билет на
планету «Морфология», мы сможем стать полноправными гражданами этой страны.
Цели работы учащихся:
знать:
- отличительные признаки причастия как особой
формы глагола;
- правописание причастий;
- условия обособления причастных оборотов;
уметь:
- находить причастия в тексте;
- расставлять знаки препинания при
обособленных определениях, выраженных причастным оборотом;
- проводить самоконтроль и взаимоконтроль;
- включать причастия и причастные обороты в
состав предложений, использовать в речи конструкции с причастными оборотами.
Как видите, немало трудностей ждет нас
впереди, но у меня нет сомнений в том, что нас ждет веселое, незабываемое
путешествие.
В тетрадях запишите, пожалуйста, тему урока
«Обобщение изученного по теме «Причастие».
Итак, мы находимся на станции «Школа». Прежде, чем
отправиться в путешествие мы должны вооружиться знаниями. (Слайды №
3-5).
II. Повторение изученного. Тренировочные
упражнения.
Повторение теоретических сведений по теме
«Причастие».
Цель работы:
закрепить теоретические сведения по теме «Причастие».
Вид контроля:
самоконтроль, экспертный контроль учителя.
Вид работы: работа
в паре.
Задание: устно
составьте рассказ о причастии (с примерами).
План сообщения.
а) Что обозначает причастие?
б) На какие вопросы отвечает причастие?
в) Какие суффиксы имеет причастие?
г) Морфологические признаки причастия.
д) Синтаксическая роль причастия.
Теперь вы готовы. Отправляемся в
путешествие!!!
Внимание, перед нами первая станция «Археологические
раскопки». (Слайды № 6).
Повторение темы «Правописание НЕ с
причастиями».
Цель работы:
закрепить слитное и раздельное правописание НЕ с причастиями; уметь обосновывать
свой ответ.
Вид контроля:
самоконтроль по ключу.
Задание: вам
представлены словосочетания (орфографический тренажер), напишите правильно не с
причастиями.
Станция «Орфографические горы». (Слайды
№ 7).
Работа в парах.
Тест "Все случаи правописания гласных в суффиксах
причастий"
Тест "Гласные перед нн в страдательных причастиях"
Тест "Все случаи правописания гласных в суффиксах
причастий"(1)
Физкультминутка. Гимнастика для глаз. (Слайд № 8).
Станция «Игровые пирамиды». (Слайд
№ 9).
Повторение по теме «Правописание Н и НН в
причастиях и отглагольных прилагательных».
Цель работы:
закрепить умение отличать причастия от отглагольных прилагательных; отработать
орфографические умения написания Н и НН в причастиях.
Вид контроля:
самоконтроль, взаимоконтроль, экспертный контроль учителя.
Работа с перфокартами.
1. нарисованные
забрызганный
пересыпанное
2. запачканные
печёный
(пирог)
топлёное (молоко)
3. испечённый
крашенный (ими
пол) маринованный
4. измучены
плетёный
(частокол)
купленный (билет)
(долгой дорогой)
5. арестованный
раненный (пулей
боец) решённый (вопрос)
Раскройте скобки, исправьте ошибки в
распределении слов по группам.
Краткие
причастия краткие прилагательные
Бойцы мужестве(н, нн)ы утро
тума(н, нн)о
вещь спрята(н,
нн)а статья написа(н, нн)а
речи торжестве(н,
нн)ы задание провере(н, нн)о
картины нарисова(н,
нн)ы документы подли(н, нн)ы
герои ю(н,
нн)ы ошибки исправле(н, нн)ы
Станция «Эйфелева башня». (Слайд № 10).
Работа по разноуровневым упражнениям.
Уровень - запоминания.
Вставь нужную букву в суффикс, проговори про
себя.
Упражнение 194 (с. 72).
Уровень – понимания.
Спиши, встань нужную букву в суффикс. Объясни!
Упражнение 202 (с. 74).
Уровень – умений и навыков.
Исправь ошибки.
Упражнение 210 (с. 77).
Музыкальная физминутка. (Слайд № 11).
Балет "Щелкунчик". Действие 2. Картина 3. Вальс
цветов Па-де-де
Станция «Дом творчества». (Слайды № 12-13).
1) Работа с текстом.
Цель работы: закрепить умения и навыки работы
с текстом.
Вид контроля:
самоконтроль, экспертный контроль учителя.
Вид работы:
самостоятельная работа.
Дополните текст причастными оборотами.
Был утренний час. В огромном лесу стоял
тонкий пар (?). Охотник (?) двигался вдоль реки.
Веткой (?) охотник отметил след и пробрался
к воде. Туман ещё не рассеялся. В нем гасли очертания огромного корабля (?).
Его свернутые паруса(?) ожили. Ветер (?) лениво теребил их. Всё было белым,
кроме парусов.
Охотник удивленно протирал глаза (?).
Паруса были алые. (По А. Грину).
Весёлая физминутка. (Слайд № 14).
Станция «Школа». (Слайды № 15-17).
Настало время проверить, готовы ли вы к
зачёту. Тест (на отдельных листах).
Обязательная часть
1.Найдите словосочетание причастие +
существительное (главное слово):
А. Колеблющийся свет
Б. Небесный свод
В. Мерцающие звезды
Г. Сверкающий снег
2. Укажите словосочетание причастие (главное
слово) + существительное:
А. Грохочущие волны
Б. Желтеющие нивы
В. Затихшие дети
Г. Возмущенные обманом
3. Укажите суффиксы действительных причастий
прошедшего времени:
А. –нн-,-енн-
Б. –ш-,-вш-
В. -ом-,-им-
Г. -ащ-,-ущ-
4. В каком случае следует писать суффикс –ящ-?
А. Ненавид…щий взгляд
Б. Сверка…щий снег
В. Сгуща…щиеся облака
Г. Колыш…щийся камыш
5. В каком случае следует писать Е?
А. Брош…нный дом
Б. Уход…щий год
В. Рассказ…нный эпизод
Г. Сража…щийся воин
6. В суффиксе какого слова не следует писать
–НН-?
А. Пече…ный в золе картофель
Б. Стекла выставле…ны
В. Непогаше…ная известь
Г. Прочита…ная книга
7. В каком сочетании НЕ пишется слитно?
А. (Не)греющее солнце
Б. (Не)смолкающие до ночи сверчки
В. (Не)замерзшая, а по-прежнему бегущая
девочка
Г. Рабочие (не)сокращены
8. Для какого из подчеркнутых слов в
словосочетаниях А-Г верно указаны грамматические признаки?
А. Потерявший книгу – страдательное
причастие настоящего времени
Б. Тающий снег – имя прилагательное
В. Вязаный платок – действительное
причастие настоящего времени
Г. Забытая книга – действительное
причастие прошедшего времени
9. Найдите слово, в суффиксе которого пишется
О:
А. Лавч…нка
Б. Ландыш…вый
В. Освещ…нный
Г. Луч…вой
10.В каком предложении неправильно расставлены
знаки препинания?
А. Траву скошенную, но еще не высушенную,
сгребли в копны.
Б. Каждый звук, шорох птицы, шелест упавшего
листа кажется громким.
В. Окруженное легкой мутью, показалось
багровое солнце.
Г. Огни, мерцавшие в окнах, слабо освещали
дорогу.
Дополнительная часть.
11. (2 балла) От какого глагола нельзя
образовать страдательное причастие настоящего времени?
А. Сказать
Б. Решить
В. Читать
Г. Видеть
12. (2 балла) В каких предложениях нарушены
литературные нормы? Запишите переделанные предложения.
А. Ветер свирепствовавший срывал всю ночь с
деревьев сухие листья.
Б. Между колесами телег, полузавешенных
коврами, горит огонь.
В. По независящим причинам от центрального
телевидения мы не можем продолжить передачу.
13. (3 балла) Спишите, расставляя знаки
препинания.
А. В домике стоящем на окраине Клина находится
музей Петра Ильича Чайковского.
Б. Материалы собранные в музее говорят об
огромной напряженной работе Чайковского.
В. Созданные великим композитором оперы знают
и любят во всем мире.
14. (2 балла) Перестройте предложение:
распространенное определение поставьте после определяемого слова. Запишите
полученное предложение.
Борющийся с бурей пловец приближался к берегу.
Основная часть
|
Дополнительная часть
|
№ п/п
|
Ответ
|
№ п/п
|
Ответ
|
Пояснение
|
1.
|
А.
|
11.
|
А.
|
|
2.
|
Г.
|
12.
|
А, В
|
А. Ветер, свирепствовавший всю ночь, срывал
с деревьев сухие листья.
В. По независящим от центрального
телевидения причинам мы не можем продолжить передачу.
(Восстановлен порядок слов)
|
3.
|
Б.
|
4.
|
А.
|
5.
|
А.
|
13.
|
А. В домике, стоящем на окраине Клина,
находится музей Петра Ильича Чайковского.
Б. Материалы, собранные в музее, говорят об
огромной напряженной работе Чайковского.
В. Созданные великим композитором оперы
знают и любят во всем мире.
|
6.
|
Б.
|
7.
|
А.
|
8.
|
Г.
|
9.
|
А.
|
14.
|
Пловец, борющийся с бурей, приближался к
берегу.
|
10.
|
А.
|
|
Рефлексия. (Слайды № 18-19).
Вы правильно выполнили
тест, и вам улыбнулось солнышко.
- Солнце!
Всем нам улыбнулось!
Солнце – доброта.
Добрый человек - это тот, кто любит,
понимает людей и помогает им. А любовь и поддержка согревают людей как солнце.
Вы поддержали меня сегодня на уроке и каждый из вас стал для меня солнышком.
Спасибо вам.
Всё в этом мире согревается солнцем: и
человек, и зверь, и каждая травинка, и быстрые реки, и глубокие озера, и чистые
родники.
Вы хорошо потрудились, поэтому получаете
билет на планету «Морфология» (билет-оценка за урок) и становитесь
полноправными гражданами этой страны.
Посмотрите на картинки и выберите себе ту,
которая соответствует вашему настроению, а я покажу вам своё (слайд моё
настроение).
III. Итог урока. Домашнее задание.
Выставление оценок.
§ 132-140.
Упражнение 204 (I
вариант).
Упражнение 212 (II
вариант).
Завершая урок,
Желаю вам цвести, расти,
копить, крепить здоровье,
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Список
используемой литературы.
1.
«Русский язык. Практика», 7 класс / под редакцией
С. Н. Пименовой/ М: Дрофа, 2007 год.
2.
Рекомендации по использованию набора ЦОР к учебнику
«Русский язык. Теория» 5-9 классы, Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.
3.
Единые цифровые общеобразовательные ресурсы.
4.
Тренажер «Правописание НЕ с причастиями» (С)
Хайманова Т. Я. 2005 год.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.