Инфоурок Директору, завучу ТестыОбобщение педагогического опыта по теме: "Инновации в дополнительном образовании"

Обобщение педагогического опыта по теме: "Инновации в дополнительном образовании"

Скачать материал

Образовательная среда как условие формирования Уклада жизни образовательного учреждения дополнительного образования.

 

Аннотация.

Понятие «уклад» не ново для отечественного образования, но в нынешней ситуации оно приобретает особый смысл. Именно уклад, как интегрирующий фактор, позволяет гармонизовать усилия всех участников образовательного процесса, сформировать особое пространство развития обучающихся, актуализировать то «скрытое содержание», от которого и зависит воспитательная сила образовательного учреждения.

Подсистема «Уклад» в теории саморазвития А.А. Ухтомский - Г.К. Селевко, используемая как основа построения Уклада в МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе, опирается на оценку и формирование межличностных отношений «учитель – ученик», определяющихся гуманно-лично­стным подходом. Опора на положительное стимулирование (педагогика успеха), отрицание внешнего при­нуждения, партнерские отношения сотрудничества создают условия для удовлет­ворения потребностей самосовершенствования, ориентируют ученика на воспита­ние в себе положительных творческих доминант поведения.

 

Пояснительная записка.

В последние годы в обществе все более активно обсуждаются вопросы духовных ценностей и формирования гражданской идентичности российского народа. Концепция модернизации образования, Федеральные государственные образовательные стандарты включают и обоснование общенационального педагогического идеала, и систему требований к задачам, условиям и результатам воспитания школьников, и к структуре и содержанию программ воспитания и социализации, реализуемым в Укладе образовательного учреждения.

Актуальность обращения к проблеме уклада определяется и тем, что образование перестает быть закрытой системой, делом сугубо и исключительно педагогического сообщества. Не случайно новые образовательные стандарты – это результат общественного договора, они учитывают интересы различных заинтересованных сторон. Соответственно, успех их реализации также зависит не только от усилий образовательных учреждений, но и от взаимодействия педагогов, обучающихся, их родителей, профессиональных, общественных и религиозных организаций, др.

Понятие «уклад» по А.А. Ухтомскому, группа условий для эффективного формирования доминанты самосовершенствования, – это стиль и методы внешних воздействий, уклад окружающей среды жизнедеятельности ребенка, адекватные поставленным целям. Свобода выражения взглядов, взаимоуважение, проявление здорового честолюбия, творческое горение, стремление окружающих к самосовершенствованию - вот климат, способствующий формированию доминанты самосовершенствования.

Уклад жизни ОУ:

4       Формируется на основе базовых национальных ценностей и воспитательных идеалов;

4       Включает урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик;

4       Учитывает историко-культурную, этническую и региональную специфику;

4       Обеспечивает усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение опыта нравственной, общественно значимой деятельности;

4       Организуется педагогическим коллективом образовательного учреждения при поддержке семей обучающихся, общественных организаций, включая детско-юношеские движения и организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционные религиозные объединения

4       Оформляется программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Аспекты уклада жизни МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе.

1.      Ценностно-мотивационный. Ведущая идея жизнедеятельности МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе: Формирование образовательной среды как специально организованного образовательного пространства, в котором ученик учится взаимодействовать с миром, раскрывать себя миру, овладевать важными социальными ролями, способствующих развитию гармоничной творческой личности.

2.      Содержательно- технологический аспект включает программу формирования Уклада ОУ, передовые педагогические технологии, используемые педагогами в построении образовательной среды и воспитательного процесса.

 Программа формирования уклада жизни ОУ включает:

Ø  Цель и задачи оптимизации внутриучрежденческого устройства: гармонизовать внешнее и внутреннее пространство ребенка, обеспечить целостность его развития в многообразии видов деятельности, в единстве интеллектуального, эмоционального, социального опыта.

Ø  Перечень средообразующих действий, обеспечивающих формирование уклада жизни ОУ:

*        Принятие основных нормативных правовых документов, регулирующих все направления деятельности ОУ: Устав, образовательная программа, воспитательная программа,

*        Локальные акты, регулирующие взаимоотношения всех участников образовательного процесса, так называемый школьный этикет;

*        Локальные акты, регулирующие отношения участников образовательного процесса и других официальных и неофициальных лиц, заинтересованных и участвующих в деятельности МБОУ ДО «ДДТ п. Пурпе (представителей региональных, муниципальных органов власти, органов управления образованием, попечителей, спонсоров и др.), так называемый протокол официальных встреч;

*        Разработка символов и атрибутов (гимн, герб вымпел, наградные грамоты и благодарности и др.), используемых в воспитательном процессе ОУ, так называемый фирменный стиль;

*        Традиционные мероприятия и коллективно-творческие дела МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе, включая государственные праздники, общепринятые праздники, отражающие национально-культурные и этноспецифические особенности региона;

*        Организационные меры и технологии деятельности руководящих и педагогических работников;

*        Требований к материально-технической базе образовательного учреждения, эстетике оформления;

*        Комфортные и безопасные условия для организации учебно-воспитательного процесса.

Ø   Совокупность ценностных приоритетов развития образовательного процесса, направленных на формирование «ключевых образовательных компетентностей», «самоактуализации», «индивидуальности», «субъектности», «выбора», «творчества», «успеха», «доверия» и др.

Ø  В основу разработки модели уклада жизни МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе принята концептуальная модель уклада школьной жизни, которая включает следующие блоки:

·         Ценностно-целевой, который отражает миссию образовательного учреждения, целевые и ценностные ориентиры его деятельности;

·         Структурно-функциональный, который, в свою очередь, включает основные компоненты: субъектный: объединяет всех субъектов образовательного процесса — учащихся, педагогов, родителей, социальных партнеров, процессный (обеспечивает координацию и интеграцию разнообразных процессов образовательного учреждения); пространственно-предметный – внешний (ресурсы социокультурного окружения) и внутренний (методические, информационные, материально-технические ресурсы ОУ); технологический (обеспечивает формирование уклада образовательными технологиями);

·         Личностно-смысловой, который возникает как интегрированный результат взаимодействия всех компонентов модели, обеспечивающий каждому участнику образовательного процесса условия для личностного развития, реализации творческого потенциала, сознательного выбора нравственных ценностей, активной ценностно-творческой, смысл порождающей деятельности.

3.      Ресурсно-средовой аспект отражает особенности организации образовательной среды МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе.

В идеале образовательные учреждения дополнительного образования представляют для детей среду, в которой протекает естественная творческая жизнь, что становится предпосылкой для решения двух важных взаимосвязанных задач образования. С одной стороны, максимально приближает образовательный процесс к творческой мастерской, что помогает личностному развитию ребенка; с другой — учит ребенка действовать и общаться в ситуациях, максимально приближенных к социальному бытию человека.

4.      Результативный аспект уклада жизни МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе отражает эффективность реализации Программы формирования уклада.

Критериями эффективности развития уклада жизни МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе являются:

ü  - критерий осознания образовательной среды (показатели: уровень знаний об образовательном учреждении символика; связь с выпускниками; активность сотрудников, учащихся, родителей);

ü  - критерий обобщенности образовательной среды ОУ (показатели: командное взаимодействие; создание концепции развития образовательного учреждения; разнообразие форм работы с педагогами; включенность учащихся и их родителей; реализация авторских образовательных моделей);

ü  - критерий когерентности образовательной среды (показатели: преемственность с другими образовательными учреждениями; широкая социальная интеграция);

ü  - критерий доминантности образовательной среды (показатель значимости ОУ ДО для педагогов, учащихся, родителей);

ü  - критерий сплоченности субъектов образовательного процесса (показатель: индекс групповой сплоченности);

ü  - критерий ресурсного потенциала ДДТ (показатели: возможности ОУ по достижению идеального результата образовательного процесса: возможностей учащихся, педагогического коллектива; правовые; финансовые; технические);

ü  - критерий реализации в МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе образовательных технологий, обеспечивающих формирование уклада жизни ОУ (показатель степени освоения педагогами современных образовательных технологий).

 

Основные ожидаемые результаты:

·        Организация педагогического взаимодействия в формате «Человек созидает Человека», обеспечение сотрудничества и сотворчества учащихся, педагогов и родителей;

·        Формирование и развитие личностных особенностей субъектов образования, включающий: наличие базовых ценностей, отражающих национальный воспитательный идеал, ценностей культурно-территориального сообщества, ценностей образовательного учреждения;

·        Воплощение и развитие этих ценностей в деятельности образовательного учреждения и поведении участников образовательного процесса;

·        Наличие традиций, которые создают неповторимый облик ОУ;

·        Включенность учащихся в социально-культурные практики, дающие опыт ценностного выбора, самоопределения;

·        Разработка системы критериев и показателей сформированности уклада жизни ОУ.

 

 

 

Направления образовательной деятельности:

1. Формирование образовательного пространства через деятельность творческой мастерской.

 Цель -  развитие творческих способностей и талантов детей и молодёжи.

   Направления работы: хореография, декоративно - прикладное творчество, изодеятельность, театр, КВН, техническое творчество.  

*       Количество объединений – 11 

*       Направленности: художественная, техническая

*       Количество учащихся объединений – 258 уч-ся, 285 уч-ся

*       Количество педагогов дополнительного образования – 7

*       Количество образовательных проектов – 2 («Фестиваль талантов», «Уклад жизни ДДТ»)

*       Количество педагогических работников – кураторов проектов – 3,

*       Количество учащихся, участников образовательных проектов - 543

 

2. Развитие информационно-коммуникативных компетенций учащихся. 

   Цель: формирование у учащихся свободы и эффективности применения ИКТ-технологий в проектной деятельности

   Направления работы: проектная и исследовательская деятельность, созидательный труд, техническое творчество, компьютерная грамотность

*       Количество объединений – 5;

*       Направленности: техническая, социально-педагогическая

*       Количество педагогов дополнительного образования– 6;

*       Количество учащихся объединений – 285 уч-ся, 45 уч-ся;

*       Количество образовательных проектов – 2 («Уклад жизни ДДТ», «Фестиваль талантов»)

*       Количество педагогических работников – кураторов проектов – 3,

*       Количество учащихся, участников образовательных проектов – 350

 

3. Сохранение, укрепление и обеспечение безопасности здоровья учащихся.

   Цель: формирование здорового образа жизни детей и молодёжи, развитие спортивно-массовой работы.

   Направления работы: организация спортивных секций, проведение спортивно-массовых мероприятий.

*       Количество объединений – 2;

*       Направленности: физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая

*       Количество педагогов дополнительного образования – 2;

*       Количество учащихся объединений – 65 уч-ся, 30 уч-ся;

*       Количество образовательных проектов – 2 («Уклад жизни ДДТ», «Я –здоров»)

*       Количество педагогических работников – кураторов проектов – 3,

*       Количество учащихся, участников образовательных проектов - 743

 

4. Социализация учащегося, подготовка его к самостоятельной жизни.

    Цель - ориентация сельского школьника на профессию, социализация личности, развитие лидерских и организаторских способностей.

   Направления работы: организация предпрофильного обучения по программам дополнительного образования, организация детского самоуправления, волонтерское движение.

*       Количество объединений – 2;

*       Направленности: социально-педагогическая, естественнонаучная

*       Количество педагогов дополнительного образования – 2.

*       Количество учащихся объединений– 45 уч-ся, 60 уч-ся;

*       Количество образовательных проектов – 2 («Уклад жизни ДДТ», «Ученическое самоуправление»)

*       Количество педагогических работников – кураторов проектов – 2,

*       Количество учащихся, участников образовательных проектов – 743

 

5. Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое развитие учащихся.

       Цель: воспитание гражданина, формирование нравственных ценностей у учащихся. 

Направления работы: духовно-нравственное и гражданское воспитание, изучение регионального компонента.

*       Количество объединений – 2;

*       Направленности: социально-педагогическая, художественная

*       Количество педагогов дополнительного образования – 2.

*       Количество учащихся объединений– 45 уч-ся, 258 уч-ся;

*       Количество образовательных проектов – 2 («Уклад жизни ДДТ», «Патриот»)

*       Количество педагогических работников – кураторов проектов – 4,

*       Количество учащихся, участников образовательных проектов - 743

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Обобщение педагогического опыта по теме: "Инновации в дополнительном образовании""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Политолог

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Понятие «уклад» не ново для отечественного образования, но в нынешней ситуации оно приобретает особый смысл. Именно уклад, как интегрирующий фактор, позволяет гармонизовать усилия всех участников образовательного процесса, сформировать особое пространство развития обучающихся, актуализировать то «скрытое содержание», от которого и зависит воспитательная сила образовательного учреждения.Подсистема «Уклад» в теории саморазвития А.А. Ухтомский - Г.К. Селевко, используемая как основа построения Уклада в МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе, опирается на оценку и формирование межличностных отношений «учитель – ученик», определяющихся гуманно-лично стным подходом.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 199 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 21.06.2020 72
    • DOCX 165.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Пицель Татьяна Федоровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Пицель Татьяна Федоровна
    Пицель Татьяна Федоровна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 75247
    • Всего материалов: 237

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Профессиональные компетенции педагога в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 50 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 93 человека

Курс повышения квалификации

Психологические методы развития навыков эффективного общения и чтения на английском языке у младших школьников

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 178 человек из 45 регионов
  • Этот курс уже прошли 809 человек

Курс профессиональной переподготовки

Дошкольное воспитание в условиях реализации ФГОС

Помощник воспитателя

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 31 человек

Мини-курс

Культурное наследие России: язык и фольклор

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 16 человек

Мини-курс

Стратегия продаж и продуктовая линейка: успех в современном бизнесе

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Налогообложение реализации и доходов физических лиц

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 10 человек