Главная / Директору-завучу / Обобщение педагогического опыта по теме: "Инновации в дополнительном образовании"

Обобщение педагогического опыта по теме: "Инновации в дополнительном образовании"

Образовательная среда как условие формирования Уклада жизни образовательного учреждения дополнительного образования.


Аннотация.

Понятие «уклад» не ново для отечественного образования, но в нынешней ситуации оно приобретает особый смысл. Именно уклад, как интегрирующий фактор, позволяет гармонизовать усилия всех участников образовательного процесса, сформировать особое пространство развития обучающихся, актуализировать то «скрытое содержание», от которого и зависит воспитательная сила образовательного учреждения.

Подсистема «Уклад» в теории саморазвития А.А. Ухтомский - Г.К. Селевко, используемая как основа построения Уклада в МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе, опирается на оценку и формирование межличностных отношений «учитель – ученик», определяющихся гуманно-лично­стным подходом. Опора на положительное стимулирование (педагогика успеха), отрицание внешнего при­нуждения, партнерские отношения сотрудничества создают условия для удовлет­ворения потребностей самосовершенствования, ориентируют ученика на воспита­ние в себе положительных творческих доминант поведения.


Пояснительная записка.

В последние годы в обществе все более активно обсуждаются вопросы духовных ценностей и формирования гражданской идентичности российского народа. Концепция модернизации образования, Федеральные государственные образовательные стандарты включают и обоснование общенационального педагогического идеала, и систему требований к задачам, условиям и результатам воспитания школьников, и к структуре и содержанию программ воспитания и социализации, реализуемым в Укладе образовательного учреждения.

Актуальность обращения к проблеме уклада определяется и тем, что образование перестает быть закрытой системой, делом сугубо и исключительно педагогического сообщества. Не случайно новые образовательные стандарты – это результат общественного договора, они учитывают интересы различных заинтересованных сторон. Соответственно, успех их реализации также зависит не только от усилий образовательных учреждений, но и от взаимодействия педагогов, обучающихся, их родителей, профессиональных, общественных и религиозных организаций, др.

Понятие «уклад» по А.А. Ухтомскому, группа условий для эффективного формирования доминанты самосовершенствования, – это стиль и методы внешних воздействий, уклад окружающей среды жизнедеятельности ребенка, адекватные поставленным целям. Свобода выражения взглядов, взаимоуважение, проявление здорового честолюбия, творческое горение, стремление окружающих к самосовершенствованию - вот климат, способствующий формированию доминанты самосовершенствования.

Уклад жизни ОУ:

  • Формируется на основе базовых национальных ценностей и воспитательных идеалов;

  • Включает урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик;

  • Учитывает историко-культурную, этническую и региональную специфику;

  • Обеспечивает усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение опыта нравственной, общественно значимой деятельности;

  • Организуется педагогическим коллективом образовательного учреждения при поддержке семей обучающихся, общественных организаций, включая детско-юношеские движения и организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционные религиозные объединения

  • Оформляется программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Аспекты уклада жизни МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе.

  1. Ценностно-мотивационный. Ведущая идея жизнедеятельности МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе: Формирование образовательной среды как специально организованного образовательного пространства, в котором ученик учится взаимодействовать с миром, раскрывать себя миру, овладевать важными социальными ролями, способствующих развитию гармоничной творческой личности.

  2. Содержательно- технологический аспект включает программу формирования Уклада ОУ, передовые педагогические технологии, используемые педагогами в построении образовательной среды и воспитательного процесса.

Программа формирования уклада жизни ОУ включает:

  • Цель и задачи оптимизации внутриучрежденческого устройства: гармонизовать внешнее и внутреннее пространство ребенка, обеспечить целостность его развития в многообразии видов деятельности, в единстве интеллектуального, эмоционального, социального опыта.

  • Перечень средообразующих действий, обеспечивающих формирование уклада жизни ОУ:

  • Принятие основных нормативных правовых документов, регулирующих все направления деятельности ОУ: Устав, образовательная программа, воспитательная программа,

  • Локальные акты, регулирующие взаимоотношения всех участников образовательного процесса, так называемый школьный этикет;

  • Локальные акты, регулирующие отношения участников образовательного процесса и других официальных и неофициальных лиц, заинтересованных и участвующих в деятельности МБОУ ДО «ДДТ п. Пурпе (представителей региональных, муниципальных органов власти, органов управления образованием, попечителей, спонсоров и др.), так называемый протокол официальных встреч;

  • Разработка символов и атрибутов (гимн, герб вымпел, наградные грамоты и благодарности и др.), используемых в воспитательном процессе ОУ, так называемый фирменный стиль;

  • Традиционные мероприятия и коллективно-творческие дела МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе, включая государственные праздники, общепринятые праздники, отражающие национально-культурные и этноспецифические особенности региона;

  • Организационные меры и технологии деятельности руководящих и педагогических работников;

  • Требований к материально-технической базе образовательного учреждения, эстетике оформления;

  • Комфортные и безопасные условия для организации учебно-воспитательного процесса.

  • Совокупность ценностных приоритетов развития образовательного процесса, направленных на формирование «ключевых образовательных компетентностей», «самоактуализации», «индивидуальности», «субъектности», «выбора», «творчества», «успеха», «доверия» и др.

  • В основу разработки модели уклада жизни МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе принята концептуальная модель уклада школьной жизни, которая включает следующие блоки:

  • Ценностно-целевой, который отражает миссию образовательного учреждения, целевые и ценностные ориентиры его деятельности;

  • Структурно-функциональный, который, в свою очередь, включает основные компоненты: субъектный: объединяет всех субъектов образовательного процесса — учащихся, педагогов, родителей, социальных партнеров, процессный (обеспечивает координацию и интеграцию разнообразных процессов образовательного учреждения); пространственно-предметный – внешний (ресурсы социокультурного окружения) и внутренний (методические, информационные, материально-технические ресурсы ОУ); технологический (обеспечивает формирование уклада образовательными технологиями);

  • Личностно-смысловой, который возникает как интегрированный результат взаимодействия всех компонентов модели, обеспечивающий каждому участнику образовательного процесса условия для личностного развития, реализации творческого потенциала, сознательного выбора нравственных ценностей, активной ценностно-творческой, смысл порождающей деятельности.

  1. Ресурсно-средовой аспект отражает особенности организации образовательной среды МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе.

В идеале образовательные учреждения дополнительного образования представляют для детей среду, в которой протекает естественная творческая жизнь, что становится предпосылкой для решения двух важных взаимосвязанных задач образования. С одной стороны, максимально приближает образовательный процесс к творческой мастерской, что помогает личностному развитию ребенка; с другой — учит ребенка действовать и общаться в ситуациях, максимально приближенных к социальному бытию человека.

  1. Результативный аспект уклада жизни МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе отражает эффективность реализации Программы формирования уклада.

Критериями эффективности развития уклада жизни МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе являются:

  • - критерий осознания образовательной среды (показатели: уровень знаний об образовательном учреждении символика; связь с выпускниками; активность сотрудников, учащихся, родителей);

  • - критерий обобщенности образовательной среды ОУ (показатели: командное взаимодействие; создание концепции развития образовательного учреждения; разнообразие форм работы с педагогами; включенность учащихся и их родителей; реализация авторских образовательных моделей);

  • - критерий когерентности образовательной среды (показатели: преемственность с другими образовательными учреждениями; широкая социальная интеграция);

  • - критерий доминантности образовательной среды (показатель значимости ОУ ДО для педагогов, учащихся, родителей);

  • - критерий сплоченности субъектов образовательного процесса (показатель: индекс групповой сплоченности);

  • - критерий ресурсного потенциала ДДТ (показатели: возможности ОУ по достижению идеального результата образовательного процесса: возможностей учащихся, педагогического коллектива; правовые; финансовые; технические);

  • - критерий реализации в МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе образовательных технологий, обеспечивающих формирование уклада жизни ОУ (показатель степени освоения педагогами современных образовательных технологий).


Основные ожидаемые результаты:

  • Организация педагогического взаимодействия в формате «Человек созидает Человека», обеспечение сотрудничества и сотворчества учащихся, педагогов и родителей;

  • Формирование и развитие личностных особенностей субъектов образования, включающий: наличие базовых ценностей, отражающих национальный воспитательный идеал, ценностей культурно-территориального сообщества, ценностей образовательного учреждения;

  • Воплощение и развитие этих ценностей в деятельности образовательного учреждения и поведении участников образовательного процесса;

  • Наличие традиций, которые создают неповторимый облик ОУ;

  • Включенность учащихся в социально-культурные практики, дающие опыт ценностного выбора, самоопределения;

  • Разработка системы критериев и показателей сформированности уклада жизни ОУ.


hello_html_254c7827.png


hello_html_m2097133e.jpg


Направления образовательной деятельности:

1. Формирование образовательного пространства через деятельность творческой мастерской.

Цель - развитие творческих способностей и талантов детей и молодёжи.

Направления работы: хореография, декоративно - прикладное творчество, изодеятельность, театр, КВН, техническое творчество.

  • Количество объединений – 11

  • Направленности: художественная, техническая

  • Количество учащихся объединений – 258 уч-ся, 285 уч-ся

  • Количество педагогов дополнительного образования – 7

  • Количество образовательных проектов – 2 («Фестиваль талантов», «Уклад жизни ДДТ»)

  • Количество педагогических работников – кураторов проектов – 3,

  • Количество учащихся, участников образовательных проектов - 543


2. Развитие информационно-коммуникативных компетенций учащихся.

Цель: формирование у учащихся свободы и эффективности применения ИКТ-технологий в проектной деятельности

Направления работы: проектная и исследовательская деятельность, созидательный труд, техническое творчество, компьютерная грамотность

  • Количество объединений – 5;

  • Направленности: техническая, социально-педагогическая

  • Количество педагогов дополнительного образования– 6;

  • Количество учащихся объединений – 285 уч-ся, 45 уч-ся;

  • Количество образовательных проектов – 2 («Уклад жизни ДДТ», «Фестиваль талантов»)

  • Количество педагогических работников – кураторов проектов – 3,

  • Количество учащихся, участников образовательных проектов – 350


3. Сохранение, укрепление и обеспечение безопасности здоровья учащихся.

Цель: формирование здорового образа жизни детей и молодёжи, развитие спортивно-массовой работы.

Направления работы: организация спортивных секций, проведение спортивно-массовых мероприятий.

  • Количество объединений – 2;

  • Направленности: физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая

  • Количество педагогов дополнительного образования – 2;

  • Количество учащихся объединений – 65 уч-ся, 30 уч-ся;

  • Количество образовательных проектов – 2 («Уклад жизни ДДТ», «Я –здоров»)

  • Количество педагогических работников – кураторов проектов – 3,

  • Количество учащихся, участников образовательных проектов - 743


4. Социализация учащегося, подготовка его к самостоятельной жизни.

Цель - ориентация сельского школьника на профессию, социализация личности, развитие лидерских и организаторских способностей.

Направления работы: организация предпрофильного обучения по программам дополнительного образования, организация детского самоуправления, волонтерское движение.

  • Количество объединений – 2;

  • Направленности: социально-педагогическая, естественнонаучная

  • Количество педагогов дополнительного образования – 2.

  • Количество учащихся объединений– 45 уч-ся, 60 уч-ся;

  • Количество образовательных проектов – 2 («Уклад жизни ДДТ», «Ученическое самоуправление»)

  • Количество педагогических работников – кураторов проектов – 2,

  • Количество учащихся, участников образовательных проектов – 743


5. Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое развитие учащихся.

Цель: воспитание гражданина, формирование нравственных ценностей у учащихся.

Направления работы: духовно-нравственное и гражданское воспитание, изучение регионального компонента.

  • Количество объединений – 2;

  • Направленности: социально-педагогическая, художественная

  • Количество педагогов дополнительного образования – 2.

  • Количество учащихся объединений– 45 уч-ся, 258 уч-ся;

  • Количество образовательных проектов – 2 («Уклад жизни ДДТ», «Патриот»)

  • Количество педагогических работников – кураторов проектов – 4,

  • Количество учащихся, участников образовательных проектов - 743


5



Обобщение педагогического опыта по теме: "Инновации в дополнительном образовании"
  • Директору-завучу
Описание:

Понятие «уклад» не ново для отечественного образования, но в нынешней ситуации оно приобретает особый смысл. Именно уклад, как интегрирующий фактор, позволяет гармонизовать усилия всех участников образовательного процесса, сформировать особое пространство развития обучающихся, актуализировать то «скрытое содержание», от которого и зависит воспитательная сила образовательного учреждения.

Подсистема «Уклад» в теории саморазвития А.А. Ухтомский - Г.К. Селевко, используемая как основа построения Уклада в МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе, опирается на оценку и формирование межличностных отношений «учитель – ученик», определяющихся гуманно-лично­стным подходом.
Автор Москаль Ирина Владимировна
Дата добавления 16.10.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел Тесты
Просмотров 679
Номер материала MA-061366
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓