Образовательная
среда как условие формирования Уклада жизни образовательного учреждения
дополнительного образования.
Аннотация.
Понятие «уклад» не ново
для отечественного образования, но в нынешней ситуации оно приобретает особый
смысл. Именно уклад, как интегрирующий фактор, позволяет гармонизовать усилия
всех участников образовательного процесса, сформировать особое пространство
развития обучающихся, актуализировать то «скрытое содержание», от которого и
зависит воспитательная сила образовательного учреждения.
Подсистема «Уклад» в теории
саморазвития А.А. Ухтомский - Г.К. Селевко, используемая как основа построения
Уклада в МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе, опирается на оценку и формирование
межличностных отношений «учитель – ученик», определяющихся гуманно-личностным
подходом. Опора на положительное стимулирование (педагогика успеха), отрицание
внешнего принуждения, партнерские отношения сотрудничества создают условия для
удовлетворения потребностей самосовершенствования, ориентируют ученика на
воспитание в себе положительных творческих доминант поведения.
Пояснительная
записка.
В последние годы в обществе все
более активно обсуждаются вопросы духовных ценностей и формирования гражданской
идентичности российского народа. Концепция модернизации образования, Федеральные
государственные образовательные стандарты включают и обоснование
общенационального педагогического идеала, и систему требований к задачам,
условиям и результатам воспитания школьников, и к структуре и содержанию
программ воспитания и социализации, реализуемым в Укладе образовательного
учреждения.
Актуальность обращения к проблеме уклада определяется и тем, что
образование перестает быть закрытой системой, делом сугубо и исключительно
педагогического сообщества. Не случайно новые образовательные стандарты – это
результат общественного договора, они учитывают интересы различных
заинтересованных сторон. Соответственно, успех их реализации также зависит не
только от усилий образовательных учреждений, но и от взаимодействия педагогов,
обучающихся, их родителей, профессиональных, общественных и религиозных
организаций, др.
Понятие «уклад» по А.А. Ухтомскому, группа
условий для эффективного формирования доминанты самосовершенствования, – это стиль
и методы внешних воздействий, уклад окружающей среды жизнедеятельности
ребенка, адекватные поставленным целям. Свобода выражения взглядов,
взаимоуважение, проявление здорового честолюбия, творческое горение, стремление
окружающих к самосовершенствованию - вот климат, способствующий формированию
доминанты самосовершенствования.
Уклад
жизни ОУ:
4 Формируется
на основе базовых национальных ценностей и воспитательных идеалов;
4 Включает
урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных
мероприятий, культурных и социальных практик;
4 Учитывает
историко-культурную, этническую и региональную специфику;
4 Обеспечивает
усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение опыта нравственной,
общественно значимой деятельности;
4 Организуется
педагогическим коллективом образовательного учреждения при поддержке семей
обучающихся, общественных организаций, включая детско-юношеские движения и
организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ,
традиционные религиозные объединения
4 Оформляется
программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Аспекты уклада жизни МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе.
1.
Ценностно-мотивационный.
Ведущая идея жизнедеятельности МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе: Формирование
образовательной среды как специально организованного образовательного
пространства, в котором ученик учится взаимодействовать с миром, раскрывать
себя миру, овладевать важными социальными ролями, способствующих развитию
гармоничной творческой личности.
2.
Содержательно- технологический
аспект включает программу формирования Уклада ОУ, передовые педагогические
технологии, используемые педагогами в построении образовательной среды и
воспитательного процесса.
Программа
формирования уклада жизни ОУ включает:
Ø Цель и задачи
оптимизации внутриучрежденческого устройства: гармонизовать
внешнее и внутреннее пространство ребенка, обеспечить целостность его развития
в многообразии видов деятельности, в единстве интеллектуального,
эмоционального, социального опыта.
Ø Перечень
средообразующих действий, обеспечивающих формирование уклада жизни
ОУ:
*
Принятие
основных нормативных правовых документов, регулирующих все направления
деятельности ОУ: Устав, образовательная программа, воспитательная программа,
*
Локальные
акты, регулирующие взаимоотношения всех участников образовательного процесса,
так называемый школьный этикет;
*
Локальные
акты, регулирующие отношения участников образовательного процесса и других
официальных и неофициальных лиц, заинтересованных и участвующих в деятельности
МБОУ ДО «ДДТ п. Пурпе (представителей региональных, муниципальных органов
власти, органов управления образованием, попечителей, спонсоров и др.), так
называемый протокол официальных встреч;
*
Разработка
символов и атрибутов (гимн, герб вымпел, наградные грамоты и благодарности и
др.), используемых в воспитательном процессе ОУ, так называемый фирменный
стиль;
*
Традиционные
мероприятия и коллективно-творческие дела МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе, включая
государственные праздники, общепринятые праздники, отражающие
национально-культурные и этноспецифические особенности региона;
*
Организационные
меры и технологии деятельности руководящих и педагогических работников;
*
Требований
к материально-технической базе образовательного учреждения, эстетике
оформления;
*
Комфортные
и безопасные условия для организации учебно-воспитательного процесса.
Ø Совокупность
ценностных приоритетов развития образовательного процесса, направленных
на формирование «ключевых образовательных компетентностей», «самоактуализации»,
«индивидуальности», «субъектности», «выбора», «творчества», «успеха», «доверия»
и др.
Ø В основу
разработки модели уклада жизни МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе принята концептуальная
модель уклада школьной жизни, которая включает следующие блоки:
·
Ценностно-целевой,
который отражает миссию образовательного учреждения, целевые и ценностные
ориентиры его деятельности;
·
Структурно-функциональный,
который, в свою очередь, включает основные компоненты: субъектный: объединяет
всех субъектов образовательного процесса — учащихся, педагогов, родителей,
социальных партнеров, процессный (обеспечивает координацию и интеграцию
разнообразных процессов образовательного учреждения);
пространственно-предметный – внешний (ресурсы социокультурного окружения) и
внутренний (методические, информационные, материально-технические ресурсы ОУ);
технологический (обеспечивает формирование уклада образовательными
технологиями);
·
Личностно-смысловой,
который возникает как интегрированный результат взаимодействия всех компонентов
модели, обеспечивающий каждому участнику образовательного процесса условия для
личностного развития, реализации творческого потенциала, сознательного выбора
нравственных ценностей, активной ценностно-творческой, смысл порождающей
деятельности.
3.
Ресурсно-средовой
аспект
отражает особенности организации образовательной среды МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе.
В идеале образовательные учреждения дополнительного
образования представляют для детей среду, в которой протекает естественная
творческая жизнь, что становится предпосылкой для решения двух важных
взаимосвязанных задач образования. С одной стороны, максимально приближает
образовательный процесс к творческой мастерской, что помогает личностному
развитию ребенка; с другой — учит ребенка действовать и общаться в ситуациях,
максимально приближенных к социальному бытию человека.
4.
Результативный
аспект
уклада жизни МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе отражает эффективность реализации Программы
формирования уклада.
Критериями
эффективности развития уклада жизни МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе являются:
ü - критерий
осознания образовательной среды (показатели: уровень знаний об образовательном
учреждении символика; связь с выпускниками; активность сотрудников, учащихся,
родителей);
ü - критерий
обобщенности образовательной среды ОУ (показатели: командное взаимодействие;
создание концепции развития образовательного учреждения; разнообразие форм
работы с педагогами; включенность учащихся и их родителей; реализация авторских
образовательных моделей);
ü - критерий
когерентности образовательной среды (показатели: преемственность с другими
образовательными учреждениями; широкая социальная интеграция);
ü - критерий
доминантности образовательной среды (показатель значимости ОУ ДО для педагогов,
учащихся, родителей);
ü - критерий
сплоченности субъектов образовательного процесса (показатель: индекс групповой
сплоченности);
ü - критерий
ресурсного потенциала ДДТ (показатели: возможности ОУ по достижению идеального
результата образовательного процесса: возможностей учащихся, педагогического
коллектива; правовые; финансовые; технические);
ü - критерий
реализации в МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе образовательных технологий, обеспечивающих
формирование уклада жизни ОУ (показатель степени освоения педагогами
современных образовательных технологий).
Основные
ожидаемые результаты:
·
Организация
педагогического взаимодействия в формате «Человек созидает Человека»,
обеспечение сотрудничества и сотворчества учащихся, педагогов и родителей;
·
Формирование
и развитие личностных особенностей субъектов образования, включающий: наличие
базовых ценностей, отражающих национальный воспитательный идеал, ценностей
культурно-территориального сообщества, ценностей образовательного учреждения;
·
Воплощение
и развитие этих ценностей в деятельности образовательного учреждения и
поведении участников образовательного процесса;
·
Наличие
традиций, которые создают неповторимый облик ОУ;
·
Включенность
учащихся в социально-культурные практики, дающие опыт ценностного выбора,
самоопределения;
·
Разработка
системы критериев и показателей сформированности уклада жизни ОУ.
Направления
образовательной деятельности:
1. Формирование
образовательного пространства через деятельность творческой мастерской.
Цель
- развитие творческих способностей и талантов детей и молодёжи.
Направления работы: хореография, декоративно - прикладное творчество,
изодеятельность, театр, КВН, техническое творчество.
* Количество
объединений – 11
* Направленности:
художественная, техническая
* Количество
учащихся объединений – 258 уч-ся, 285 уч-ся
* Количество
педагогов дополнительного образования – 7
* Количество
образовательных проектов – 2 («Фестиваль талантов», «Уклад жизни ДДТ»)
* Количество
педагогических работников – кураторов проектов – 3,
* Количество
учащихся, участников образовательных проектов - 543
2.
Развитие информационно-коммуникативных компетенций учащихся.
Цель:
формирование у учащихся свободы и эффективности применения ИКТ-технологий в
проектной деятельности
Направления работы:
проектная и исследовательская деятельность, созидательный труд, техническое
творчество, компьютерная грамотность
* Количество
объединений – 5;
* Направленности:
техническая, социально-педагогическая
* Количество
педагогов дополнительного образования– 6;
* Количество
учащихся объединений – 285 уч-ся, 45 уч-ся;
* Количество
образовательных проектов – 2 («Уклад жизни ДДТ», «Фестиваль талантов»)
* Количество
педагогических работников – кураторов проектов – 3,
* Количество
учащихся, участников образовательных проектов – 350
3. Сохранение, укрепление и обеспечение безопасности здоровья
учащихся.
Цель:
формирование здорового образа жизни детей и молодёжи, развитие
спортивно-массовой работы.
Направления работы: организация спортивных секций, проведение
спортивно-массовых мероприятий.
* Количество
объединений – 2;
* Направленности:
физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая
* Количество
педагогов дополнительного образования – 2;
* Количество
учащихся объединений – 65 уч-ся, 30 уч-ся;
* Количество
образовательных проектов – 2 («Уклад жизни ДДТ», «Я –здоров»)
* Количество
педагогических работников – кураторов проектов – 3,
* Количество
учащихся, участников образовательных проектов - 743
4.
Социализация учащегося, подготовка его к самостоятельной жизни.
Цель - ориентация сельского школьника на профессию, социализация личности,
развитие лидерских и организаторских способностей.
Направления работы: организация предпрофильного
обучения по программам дополнительного образования, организация детского самоуправления, волонтерское
движение.
* Количество
объединений – 2;
* Направленности:
социально-педагогическая, естественнонаучная
* Количество
педагогов дополнительного образования – 2.
* Количество
учащихся объединений– 45 уч-ся, 60 уч-ся;
* Количество
образовательных проектов – 2 («Уклад жизни ДДТ», «Ученическое самоуправление»)
* Количество
педагогических работников – кураторов проектов – 2,
* Количество
учащихся, участников образовательных проектов – 743
5.
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое развитие учащихся.
Цель:
воспитание гражданина, формирование нравственных ценностей у учащихся.
Направления
работы:
духовно-нравственное и гражданское воспитание, изучение регионального
компонента.
* Количество
объединений – 2;
* Направленности:
социально-педагогическая, художественная
* Количество
педагогов дополнительного образования – 2.
* Количество
учащихся объединений– 45 уч-ся, 258 уч-ся;
* Количество
образовательных проектов – 2 («Уклад жизни ДДТ», «Патриот»)
* Количество
педагогических работников – кураторов проектов – 4,
* Количество
учащихся, участников образовательных проектов - 743
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.