Главная / Начальные классы / Обобщение опыта работы по теме "Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности учащихся"

Обобщение опыта работы по теме "Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности учащихся"

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1»















Формирование универсальных учебных действий в учебной и внеучебной деятельности учащихся














Вовк Светлана Ивановна,

учитель начальных классов















Бугуруслан – 2012

Содержание



Информация об опыте……………………………..2


Технология опыта………………………………….5


Результативность опыта…………………………..15


Библиографический список………………………18


Приложение к опыту………………………...……20











































Информация об опыте


  1. Условия возникновения, становления опыта

В ответ на изменения, происходящие в нашем быстроменяющемся мире, государством взят курс на обновление российского образования. Школа как важный социальный институт должна помочь становлению личности, обладающей такими важнейшими качествами как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, выбирать профессиональный путь, готовность к самообразованию в течение всей жизни. Не случайно первым пунктом президентской инициативы «Наша Новая школа» является переход на новые образовательные стандарты, содержащие требования к образовательным программам, к результатам образования, к условиям, которые должны быть созданы для достижения этих результатов.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1» занимает ведущие позиции среди общеобразовательных учреждений города, имеет достаточно высокий рейтинг у населения. В 2010 – 2011 учебном году мы приняли участие в эксперименте по внедрению ФГОС второго поколения в начальной школе, который ставит перед учительством задачу формирования «универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся»[1]. В связи с этим особую важность приобретает учебно-методическое обеспечение образовательного процесса. В нашем учебном заведении эксперимент реализовывается на базе УМК «Гармония» (Н.Б. Истомина, М.С. Соловейчик). Реализация требований ФГОС в УМК «Гармония» обеспечивается единством структуры учебников по всем классам и предметам; единством сквозных линий типовых заданий; единством подходов к организации учебной и внеурочной деятельности.

Одним из условий возникновения опыта является моя готовность как учителя к использованию УУД, включающая в себя:

  • владение содержанием каждого из УУД и связей между ними;

  • умение выбирать УУД в зависимости от цели обучения, специфики учебного предмета, возрастных особенностей учащихся;

  • способность организовывать деятельность учащихся по формированию УУД, включая:

  • выделение объективных условий правильного выполнения УУД,

  • планирование качества выполнения УУД (по форме, мере обобщения, меры развернутости, меры самостоятельности);

  • подбор учебных заданий и установление последовательности их предъявления.

Другими условиями возникновения и становления опыта явились:

  • целостность и системность организации образовательного процесса (взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности);

  • учет возрастных, психологических особенностей учащихся;

  • правильное определение объекта изучения, тщательный отбор содержания уроков;

  • продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы;

  • использование новых образовательных технологии.

  1. Актуальность опыта

Изменение парадигмы образования обусловило необходимость введения перспективных технологий, развивающих интеллектуальные, творческих способности; давно назрела необходимость получить новое качество образовательных результатов. Сложная ситуация в образовании сложилась вследствие противоречия между необходимостью повысить его качество и невозможностью решить эту задачу за счет дальнейшего увеличения объема информации, подлежащей усвоению. Современное, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»). В новой образовательной парадигме учащийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Это обуславливает необходимость организации образовательного процесса, направленного на поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом учащемся. В связи с этим, результатом своей работы как учителя вижу активную, творческую деятельность обучающегося, далекую от простой репродукции.
Результаты исследования PISA обозначили дефициты российских учащихся в сформированности ряда важных умений: осуществлять поиск информации по ключевым словам; анализировать процессы проведения исследований; составлять прогнозы на основе имеющихся данных; интерпретировать научные факты и данные исследований; выявлять научные факты и данные исследований, лежащих в основе доказательств и выводов; интерпретировать графическую информацию; проводить оценочные расчеты и прикидки.

Итоги стартовой диагностики готовности обучения в школе будущих первоклассников (уровни сформированности УУД) показали:

  • отсутствие учебных действий как целостных «единиц» деятельности наблюдалось у 24 % учащихся;

  • выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем -20 %

  • неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач –14 %

  • адекватный перенос учебных действий –18%

  • самостоятельное построение учебных целей – 16%

  • обобщение учебных действий на основе выявления общих принципов построения новых способов действий и выведение нового способа для каждой конкретной задачи -8 %

Результаты диагностики вывели на понимание необходимости формирования УУД.

Нынешним школьникам предстоит начать самостоятельную жизнь и трудовую деятельность в условиях, которые ещё не созданы, осваивать ещё неизвестные технологии, пользоваться ещё не открытыми знаниями.

Следуя потребностям современного общества, будущим выпускникам необходимо осваивать универсальные учебные действия:

  • уметь выявлять возникающие проблемы, выдвигать гипотезы, находить альтернативные варианты решения проблем, уметь адаптироваться в реальных условиях;

  • проявлять активность в познании окружающего мира, научиться добывать знания из различных источников информации, её анализировать, делать обобщения, формулировать и аргументировать выводы, уметь применять полученные знания на практике в различных ситуациях;

  • обладать навыками общения, быть контактными в различных социальных группах, уметь отстаивать собственное мнение и быть терпимыми к мнению других, работать в коллективе, предотвращать конфликтные ситуации.

На такой результат направлена модернизация российского образования, стандарты второго поколения, реализующие системно-деятельностный подход. В Стандарте существенно расширяют представление об образовательных результатах и ориентируют не только на нормирование предметных результатов, но и на достижение метапредметных и личностных результатов; закреплены новые методологические основы построения системы оценки достижения результатов образования – от оценки достижений обучающихся и учителей к оценке эффективности деятельности всех участников образовательного процесса.

Однако, очевидно противоречие между необходимостью формирования универсальных учебных действий и неразработанностью механизмов приёмов их формирования в образовательной практике школы.

На основе противоречия можно сформулировать проблему: каким должен быть механизм формирования и развития УУД в процессе обучения?

Идея, которую я реализую в своей деятельности, заключается в применении новых образовательных технологий в учебной и внеучебной деятельности учащихся, что, с моей точки зрения, будет способствовать формированию и развитию у них универсальных учебных действий.

Начало работы над опытом: сентябрь 2010 года.

Диапазон опыта: система урочной и внеурочной деятельности учащихся.

3. Теоретическая база

Универсальные учебные действия разработаны группой ученых-психологов под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ А.Г. Асмолова. Методологической и теоретической основой УУД является системно-деятельностный подход Л.В. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова; общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Что же такое УУД? «В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса». Как же органично встроить универсальные учебные действия в образовательный процесс? В процессе работы мне стало понятно, что необходимо осуществлять связь УУД с содержанием учебных предметов:

Смысловые

акценты УУД

Русский язык

Литературное чтение

Математика

Окружающий мир

личностные

жизненное само-

определение

нравственно-

этическая

ориентация

смысло-

образование

нравственно-

этическая

ориентация

регулятивные

целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка,

алгоритмизация действий (Математика, Русский язык, Окружающий мир,

Технология)

познавательные

общеучебные

моделирование

(перевод устной

речи в

письменную)

смысловое чтение,

произвольные и

осознанные устные

и письменные

высказывания

моделирование,

выбор наиболее

эффективных

способов

решения задач

широкий спектр

источников

информации

познавательные

логические

формулирование личных, языковых,

нравственных проблем.

Самостоятельное создание способов

решения проблем поискового и

творческого характера

анализ, синтез, сравнение,

группировка, причинно-следственные

связи, логические рассуждения,

доказательства, практические

действия

коммуникативные

использование средств языка и речи для получения и передачи информации,

участие в продуктивном диалоге;

самовыражение: монологические высказывания разного типа.


  1. Новизна опыта.

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя».

Элберт Хаббарт.

На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

В чём новизна подхода к обучению по новым стандартам? В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, при котором:

- знания даются не в готовом виде, а как проблемная ситуация, которая трансформируется в учебную ситуацию – через осознание ребенком ограниченности своего знания и формулировку учебной задачи – «Чему я должен научиться, чтобы решить проблему?»;

- ориентировочная основа действий формируется на теоретическом уровне, как обобщенный способ, или принцип действия;

- освоение обобщенного способа действия дает ключ к проектированию деятельности в типовых и новых жизненных ситуациях;

- теоретические научные знания включаются в контекст решения учебных задач, значимых для получения предметных, метапредметных и личностных результатов;

- необходимо целенаправленно организовывать освоение учащимися универсальных учебных действий в соответствии с психическими новообразованиями ведущей деятельности каждого возраста;

- реализуется коллективно-распределенная учебная деятельность с постепенным выходом на самостоятельную учебную деятельность с элементами самообразования и самовоспитания, ее организацию и со-организацию;

- метапредметные, личностные и предметные результаты обучения подлежат критериальному оцениванию.


Технология опыта


  1. Определение цели педагогической деятельности, задач, способствующих достижению данной цели

Ориентируясь на глобальные цели системы образования и учитывая специфику преподаваемых мною предметов, определяю цель, согласно идее великого педагога К.Д. Ушинского,

  • развитие у обучающихся «желания и способности самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания. Обладая такой умственной силой, человек будет учиться всю жизнь, что составляет одну из главнейших задач всякого школьного учения».

Исходя из этой цели,  ставлю перед собой задачи:

  • формировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия;

  • помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный способ обработки;

  • способствовать развитию творческого потенциала учащихся;

  • создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки;

  • формировать систему комплексного мониторинга уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся;

  • способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.

Поставленные задачи реализую на всех этапах образовательного процесса (и в урочной и во внеурочной деятельности), выстраивая свою деятельность в рамках образовательных программ, в которых определены цели, задачи, содержание обучения, программное, методическое и техническое обеспечение, принципы использования программ и критерии оценки их эффективности.

2. Содержание моей деятельности включает:

  • тщательное прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока;

  • построение уроков на основе личностной ориентации педагогического процесса, поиска и развития задатков, способностей, заложенных природой в каждом ребенке, используя дидактические принципы и правила;

  • использование педагогики отношений как главной мотивационной базы обучения;

  • проведение мониторинга и конструирование индивидуальных программ развития личности;

  • обеспечение условий для формирования УУД учащихся в урочной и внеурочной деятельности;

Мой урок СЕГОДНЯ выстроен иначе. Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Их можно достигнуть, благодаря современным УМК, включающим учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям стандарта: оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности, в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. У нас это УМК «Гармония», который включает систему заданий разного уровня трудностей, сочетание индивидуальной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в кружковой работе, позволяющую обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития.

Сегодня на каждом уроке стараюсь вооружить учащихся универсальными способами действий, которые помогут им развиваться и совершенствоваться в современном меняющемся обществе. Для этого необходимо было внести прежде всего изменения в организацию учебного процесса. Конечно, проще дать детям знания в готовом виде, а потом отрабатывать навык на разных упражнениях. Но была ли такая работа эффективной? Чему научатся наши дети при таком обучении? Поэтому организовываю учебный процесс так, чтобы он обеспечивал развитие умения учиться, самостоятельно искать, находить и усваивать знания. Очень нравится ребятам быть в роли исследователя на уроках и во внеурочной деятельности.

Значительно интереснее слышать разные гипотезы от детей, чем рассказывать одно и тоже, не зная, как к этому относятся дети (то ли понимают материал - то ли нет, слушают твое объяснение или делают вид, что слушают). В роли исследователя ребенок легко может быть уже с первого класса. Детям очень нравится «открывать» тему урока и ставить учебную задачу к уроку в целом или к отдельному заданию (для этого они заранее просматривают следующую страницу учебника, понимают, о чём пойдёт речь на уроке завтра и готовят доступный дополнительный материал – загадки, стишки, пословицы или краткое сообщение). Ученик сам понимает (без объяснения учителя), зачем нужны точки и стрелочки, как они помогут написать букву. Он сам открывает, как писать букву, и объясняет учителю способ. А учитель вовлекает учащихся в сотрудничество: "Помогите мне написать новую букву. Я буду внимательно слушать вашу инструкцию и действовать согласно ей!". Надо видеть, как внимательно следят за инструкцией и выполнением действий учителя ученики. Такая работа более эффективна на уроке (хоть и занимает больше времени на уроке). Создаю условия, в которых ученик мог бы научиться рассуждать, формировать собственное мнение, работать в паре, группе. Стараюсь ставить проблему перед первоклассником так, чтобы он сделал для себя открытие, пусть маленькое, но своё. Стремлюсь к тому, чтобы дети увидели во мне партнёра, старшего друга.

Системно-деятельностный подход в обучении предполагает применение новых образовательных технологий. Одной из самых эффективных является технология развития критического мышления учащихся, на основе которой я строю свой урок.

Теория развития критического мышления стала известна в России с 1997 г., она развивается при поддержке Консорциума Демократической педагогики и Международной читательской ассоциации в рамках проекта Института «Открытое общество» под названием «Чтение и Письмо для Развития Критического мышления».

С 2000 г. проект в России развивается самостоятельно.

Основные положения технологии развития критического мышления.

Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.

Признаки критического мышления:

- формирование позитивного опыта из всего, что происходит с человеком;

- формирование самостоятельного, ответственного мышления;

- фргументированное мышление (убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения);

- многогранное мышление (проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон);

- индивидуальное мышление (формирует личностную культуру работы с информацией;

- социальное мышление (работа осуществляется в парах, группах; основной приём взаимодействия дискуссия).

Основная идея – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.

Технология развития критического мышления (ТРКМ) – это проект сотрудничества учёных, учителей всего мира. Её предложили в 90-е годы 20 века американские учёные Чарльз Темпл, Курт Мередит, Джинни Стилл, а в России – красноярские ученые и практики А. Бутенко, Е. Ходос как особую методику обучения, отвечающую на вопрос: как учить мыслить? Различные приёмы, касающиеся работы с информацией, организация работы в классе, группе, предложенные авторами проекта, – это «ключевые слова», работа с различными типами вопросов, активное чтение, графические способы организации материала.

Важным условием является применение данных приёмов в контексте трёхфазового построения урока, полное воспроизведение трёхфазового технологического цикла: вызов, осмысление, рефлексия.

Первая стадия (фаза) - вызов. Задача этой фазы и деятельность учителя не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.

Деятельность учащихся на данной стадии: ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

Возможные приёмы и методы:

- составление списка «известной информации», рассказ-предположение по ключевым словам;

- систематизация материала (графическая):

кластеры, таблицы;

- верные и неверные утверждения;

- перепутанные логические цепочки и т.д.

Вывод: информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией. Приёмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.

Деятельность учителя на этой стадии: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Деятельность учащихся: ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.

Возможные приёмы и методы: методы активного чтения:

- маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа);

- ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; - поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.

Вывод: происходит непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.

Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Деятельность учащихся: учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

Возможные приёмы и методы:

- заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;

- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

- ответы на поставленные вопросы;

- организация устных и письменных круглых столов;

- организация различных видов дискуссий;

- написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе).

Вывод: творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации; работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

Технология располагает огромным арсеналом приёмов и стратегий. Прием «Написание синквейна». В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Они таковы:

  1. В первой строке записывается одно слово – имя существительное. Это и есть тема синквейна.

  2. Во второй строке надо написать два имени прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

  3. В третьей строке записываются три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме синквейна.

  4. В четвертой строке размещается фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темой.

  5. Пятая строка – это резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение к ней.

Тема синквейна должна быть, по возможности, эмоциональной. Этот приём ТРКМ является одним из самых любимых у моих учеников. Кроме использования приёма в урочной деятельности, я задаю домашнее задание в форме синквейна, во внеурочной деятельности в рамках кружка «Юные исследователи» мы также прибегаем к этому приёму: после знакомства с текстом, по итогам просмотра видеоролика, во время работы в парах, в малых группах.

Приём «Чтение со стопами». Особенностью его использования в технологии критического мышления является то, что чтение проводится дозировано (формируются познавательные учебные действия: смысловое чтение). После каждой смысловой части делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

Приём «Чтение с остановками». По названию текста определяют, о чем будет текст (формируются регулятивные учебные действия: прогнозирование). Текст читается по частям. После каждой остановки задается проблемный вопрос, вопрос на продолжение сюжетной линии. Затем читают следующую часть. Этот приём, на первый взгляд, очень похож на комментированное чтение. Однако следует отметить, что эти два приёма преследуют разные цели. С помощью комментированного чтения проясняются непонятные моменты текста. Чтение с остановками способствует развитию навыков вдумчивого чтения, даёт возможность предположить развитие дальнейших событий, проявить фантазию. Используя этот приём, мы подходим с ребятами к пониманию основной мысли текста.

Чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется. Отвечая на вопросы, дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположенного, а что — нет, и объясняют свои ответы.

Использование этого приёма открывает возможности для целостного видения произведения, позволяет понять характер главного героя, посочувствовать ему, погружает во внутренний мир человека (формирование личностных УУД)

Например, после чтения первой части рассказа В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным», которая заканчивается предложением «Видеть не могу манную кашу!», задаю вопрос: «Как вы думаете, Дениска всё-таки съест кашу или нет?»

Слышу различные мнения.

Кто-то рассуждает, что он подождал, пока мама уйдёт, и выкинет в ведро кашу; другие — что он съест кашу, потому что мама обещала сводить его в Кремль. Кто-то предположил, что мальчик съест кашу, потому что не хочет огорчать маму, а ещё было мнение, что Денис не будет её есть ни под каким предлогом. Ребята воображают, представляют себя на месте Дениса. Наблюдая за своими учениками в процессе обсуждения, вижу, как горят их глаза желанием дочитать рассказ до конца, понять, почему главный герой поступил именно так.

Я выслушиваю мнения ребят и соглашаюсь с ними. Интересно, что во время обсуждения начинают говорить даже те дети, которые обычно предпочитают отмалчиваться. Ребята учатся слушать друг друга, отстаивать свою точку зрения. На мой взгляд, такой приём работы и является основным признаком осмысленного и вдумчивого чтения, стимулирующим к работе на уроке учащихся разного уровня мышления, имеющих различный словарный запас.

Выразить своё эмоциональное отношение к героям произведений на заключительном этапе (рефлексия) своё понимание художественного образа позволяет приём написания синквейна. Мы же на данном уроке завершили кластер, который начали в начале урока.

Приём «Мозговой штурм». Создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. К третьему году обучения, помимо развития мыслительной деятельности, учащиеся научились толерантности во многом благодаря именно этому приёму, когда происходит коллективное обсуждение, находится рациональное в любом из предложений, дети пытаются совместить их в целое. Выбирают наиболее перспективные решения.

Одним из ведущих приёмов в этом учебном году (третий год обучения) для нас с ребятами стали грозди (кластеры). Грозди – графический приём в систематизации материала. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре – звезда: это наша тема; вокруг неё – планеты, то есть крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у планеты – свои спутники, у спутников – свои. Кластеры помогают учащимся, если во время письменной работы запас мыслей исчерпывается. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе.

Этот приём может быть применён на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. Мы располагаем эти заголовки смысловых блоков вокруг основной темы, это выглядит так:



hello_html_23079f6c.gifhello_html_23079f6c.gifhello_html_23079f6c.gifhello_html_23079f6c.gifhello_html_23079f6c.gifhello_html_23079f6c.gifhello_html_23079f6c.gifhello_html_m6f747116.gifhello_html_79a76cbf.gifhello_html_438e1b6b.gifhello_html_22e18a90.gifhello_html_m262ea49d.gifhello_html_1252464.gifhello_html_7e0a5019.gifhello_html_7d65a54e.gifhello_html_m3483e7d0.gifhello_html_m8dab612.gifhello_html_m2724433d.gifhello_html_m90dc476.gifhello_html_m682cdf42.gifhello_html_7e0a5019.gifhello_html_7d65a54e.gifhello_html_30a30cc7.gifhello_html_30a30cc7.gifhello_html_m73a19f0.gif















Данный приём эффективно используется на всех стадиях технологии.

- Другой приём, «верные или неверные утверждения». Например, началом урока могут быть предложены высказывания.

Затем прошу учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, художественного произведения, правила) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Ещё один приём данной технологии, который часто мной используется, это маркировка текста по мере его чтения «Инсерт».

ИНСЕРТ

Iinteractive

Nnoting самоактивизирующая «V» - уже знал

Ssystem системная разметка «+» - новое

Eeffectivt для эффективного «-» - думал иначе

Rreading and чтения и размышления «?» - не понял, есть вопросы

T - thinking

Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.

В технологии развития критического мышления большое значение отводится визуальным формам организации материала. Эти формы применяются как творческая рефлексия, но не только. Учащиеся с помощью предложенных приёмов делают попытки предварительной систематизации материала, высказывают свои идеи, визуализируя их. Многие приёмы «работают» на смысловой стадии, а некоторые могут стать ведущей стратегией урока.

Приём «Зигзаг»: 1 этап - учащиеся делятся на группы, в группах рассчитываются на такое количество, сколько групп

2 этап – рассаживаются в группы экспертов /по номерам/, каждая группа получает определенное задание, в группе изучают, составляют опорные схемы

3 этап – возвращаются в домашние группы, по очереди рассказывают новый материал – взаимообучение.

Преимущества технологии:

- повышается ответственность за качество собственного образования;

- развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации; овладевают умением интегрировать информацию;

- формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыт, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивается системное логическое мышление);

- развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

- технология наиболее эффективна при изучении материала, по которому может быть составлен интересный, познавательный текст.

3. Алгоритм осуществления педагогических действий.

Покажу на примере учебного предмета «Литературное чтение» как требования к результатам изучения данного учебного предмета включают формирование всех видов универсальных учебных действий.

Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей, поэтому овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей.

Важнейшей функцией художественной литературы является трансляция духовно-нравственного опыта общества. В связи с этим на ступени начального общего образования наиболее важным является формирование у учащихся понимания авторской позиции, отношения автора к героям произведения и отображаемой действительности. Исходя из сказанного концептуальной особенностью программы данного курса «Литературного чтения» является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем, откуда вытекают базовые позиции курса «Литературное чтение»:

· обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения);

· внимание к личности писателя;

· бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной формы;

· наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).

Ценностно-смысловые личностные универсальные учебные действия формируются с 1 класса, начиная с первого раздела учебника («Звенит звонок – начинается урок»), при изучении которого вырабатывается положительная мотивация к обучению и к чтению. Целенаправленной работе над смыслообразованием, самоопределением и самопознанием посвящены многие разделы учебника для 3 класса (прежде всего - «Жизнь дана на добрые дела» и «Каждый свое получил»), а также чтение библейских сказаний и философской повести А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» в 4 классе. Основы гражданской идентичности формируются при чтении и обсуждении произведений о героическом историческом прошлом России.

Выработке нравственно-этической ориентации способствует чтение, фактически, любых художественных произведений эпической формы. Этому вопросу, к примеру, посвящены целые разделы учебников по чтению, о чем говорят сами их названия. (1 класс – «Что такое хорошо и что такое плохо», 2 класс – «Автор и его герои», 3 класс – «Жизнь дана на добрые дела», «Каждый свое получил», «За доброе дело стой смело», «Много хватать – свое потерять», в 4 классе – «Самого главного словами не увидишь» и др.)

В курсе литературного чтения с помощью специальных заданий формируются такие психические качества, как способность и привычка к рефлексии (см. вопросы и задания типа: «Представь себя в такой ситуации. Как бы ты повел себя на месте …?»), эмпатия (на основе сопереживания героям литературных произведений), эмоционально-личностная децентрация (на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их взглядов и позиций).

Учебники по чтению содержат задания, которые вырабатывают способность к самооценке (например: «Оцени свой пересказ. Что тебе удалось, а что не получилось?»; «Оцени своё исполнение. Узнай мнение одноклассников о нём»; «Обсуди с одноклассниками достоинства и недостатки своего сочинения» (английская сказка «Хромая Молли»).

Учебный курс «Литературное чтение» закладывает основы всех регулятивных учебных действий. Наибольшее внимание при этом уделяется развитию способности к прогнозированию (см., например, типичные задания: «Прочитай заголовок следующего произведения. Подумай, о ком оно, страшное или нет, сказка или рассказ»; «Как, по-твоему, развернутся события дальше и чем они закончатся?»).

Способность к контролю, самоконтролю и к коррекции вырабатываются, в частности, при выполнении упражнений, расположенных перед текстами («Читай внимательно», «Найди, исправь ошибки и прочитай правильно» (редактирование). Кроме того многие задания учебников сопровождаются вопросами типа «Как ты думаешь, всё ли у тебя получилось?»

Значительная часть познавательных УУД формируется и совершенствуется при изучении раздела «План и пересказ» во 2 классе. Особое внимание в курсе «Литературное чтение» уделено заданиям, формирующим такие общеучебные универсальные действия, как: выделение ключевых (опорных) слов; выделение главного; сжатие информации; составление различных видов плана (назывного, цитатного и вопросного, простого и сложного); умение распределять информацию по заданным параметрам; ориентировка в мире книг и в других базах данных. Кроме того учебники по чтению содержат задания, направленные на формирование логических операций: анализ содержания (с 1 класса) и языкового оформления изучаемых произведений (со 2 класса); установление причинно-следственных связей (с 1 класса); сравнение персонажей одного произведения и персонажей из разных произведений (с 1 класса); сопоставление произведений по жанру (с 1 класса) и по виду (познавательного и художественного) (со 2 класса); обобщение (с 1 класса); классификация (с 1 класса). Умение обосновывать свои суждения вырабатывается благодаря типичным подвопросам, сопровождающим задания учебника: «Почему ты так думаешь (считаешь, полагаешь)?», «Обоснуй свое мнение», «Подтверди словами из текста» и т.п.

Методический аппарат учебников по чтению содержит разнообразные задания, выполнение которых способствует формированию коммуникативных УУД, в том числе обучает планированию учебного сотрудничества, согласованию действий с партнером. Например, умения учебного сотрудничества совершенствуются при организации регулярно встречающихся на страницах учебника и рабочей тетради игр «Радиотеатр» и «Театр», а также при проведении бесед по прочитанному, викторин, конкурсов чтецов, работы с книжной выставкой, в процессе обсуждения творческих работ учащихся.

Формированию способности к управлению поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действий партнера) способствует совместная деятельность учащихся, а также специальные задания учебника, направленные на взаимный анализ учащимися результатов учебных действий (например: «Оцени свое сочинение. Как ты считаешь, что тебе особенно удалось? Согласны ли с тобой одноклассники?» и т. п.)

Творческие задания на словесное иллюстрирование, составление словесного диафильма и воображаемую экранизацию имеют прямое отношение к освоению монологической и диалогической форм речи. Кроме того, обучению адекватному использованию речевых средств в целях эффективного решения разнообразных коммуникативных задач способствует качественная организация языкового анализа литературных произведений.

Технологическая карта моего урока по технологии развития критического мышления:

Этап

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Стадия вызова

Мозговой штурм, определение «главного» вопроса урока, составление кластера

Проведение инструктажа, побуждение к активному поиску

Активный поиск решения проблемы, знакомство с познавательной задачей, оформление кластера, консультации друг с другом и с учителем

Стадия осмысления

Чтение информационного текста с использованием метода инсерта

Индивидуальные консультации

Чтение текста, заполнение таблицы графами

«-», «+», «?», «v»

Стадия рефлексии

Возвращение к кластеру, беседа с классом по вопросам темы урока, ответ на «главный» вопрос

Инструктаж, раздача практического задания в группах

Чтение вслух заполненной таблицы, выполнение практического задания в группах



Другие виды технологической карты урока:

Номер урока

Урок № 1

Урок № 2

Урок № 3

Тип урока

Работа с информационным текстом

Работа с художественным текстом

Взаимообучение

Стадия I

Вызов

Мозговой штурм, составление кластера

Мозговой штурм

Верные/неверные утверждения

Стадия II

Осмысление

Инсерт

Чтение с остановками

Зигзаг

Стадия III

Осмысление

Возвращение к кластеру

Составление синквейна

Сводная таблица



Результативность


В результате проделанной работы предполагается определить:

  • место универсальных учебных действий в образовательной программе начальной школы;

  • оптимальные возможности использования УУД в образовательном процессе в целях повышения мотивации учащихся, учителей школы, качества образования;

  • способы проектирования и освоения УУД, обеспечивающие трансляцию с минимальными искажениями в условиях внедрения стандартов второго поколения;

  • осуществить переход от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных ситуаций реальной жизни. Соответственно специфические для каждого учебного предмета действия и операции дополнить универсальными (метапредметными) учебными действиями

Результаты работы заметны уже на первых занятиях. Учащиеся охотно идут на общение со сверстниками, активнее включаются в коллективную работу, меньше становится конфликтных ситуаций, связанных с коммуникативными компетенциями, адаптивный период проходит безболезненно, снимается тревожность у учащихся, количество детей «изолированных» от коллектива снижается. Уроки становятся живыми, эмоциональными, увлекательными. Читательская грамотность, мыслительная деятельность младших школьников повышаются.















Приложение


  1. Приложение №1 – Авторские программы.

  2. Приложение №2 – Тематическое планирование

  3. Приложение №3 - Поурочные планы

  4. Приложение №4 – Разработки уроков

  5. Приложение №6 – Сценарии внеклассных мероприятий







































Библиографический список


  1. Бондалетов В.Д. Русская ономастика/ В.Д. Бондалетов. – М.: Просвещение, 1983. – 800с.

  2. Введенская Л.А. От собственных имен к нарицательным/ Л.А. Введенская. И.П. Колесников. – М.: Просвещение. 1981.- 20с.

  3. Границкая А.С. Научить думать и действовать: адаптивная система обучения в школе/ А.С. Границкая. – М.: Просвещение, 1991. – 300с.

  4. Кирилова И.Ю. Использование инновационных технологий обучения для формирования положительной учебной мотивации/ И.Ю. Кирилова. – Эффективные пути совершенствования образовательного процесса: Сб./ под редакцией Н.С. Сердюковой. – Белгород: ООО ИПЦ «Политерра», 2007. -361с.

  5. Лихачев Д.С. О культуре общения//Преподавание истории в школе. -2005.- №5. – с.4-7.

  6. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Альянс «Дельта», 2003.

  7. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПб.: Альянс «Дельта», 2003. 

  8. Заир-Бек С.И. Критическое мышление. 2003 / http://altai.fio.ru/projects/group3/potok67/site/thechnology.htm 

  9. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы//Директор школы. 2005. № 4. C.66-72.

  10. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. Пособ. для учителя. М.: Просвещение, 2004.



Обобщение опыта работы по теме "Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности учащихся"
  • Начальные классы
Описание:

Материал о том, что вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться.

Автор Вовк Светлана Ивановна
Дата добавления 08.11.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 1452
Номер материала MA-062073
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓