Главная / Классному руководителю / Обобщение опыта по теме "Формирование УУД и их мониторинг"

Обобщение опыта по теме "Формирование УУД и их мониторинг"

Название документа Документ Microsoft Office Word.docx

Начальная школа призвана решать целый ряд важнейших задач, среди которых интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться.

Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой  цели становится возможным благодаря  формированию системы универсальных учебных действий (УУД). УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Сегодня УУД придается огромное значение. Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области  и внеурочную деятельность. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными  целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться  в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной  и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

На современном уроке идёт формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.

С первой минуты урока учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД). К ним относятся:
целеполагание, как постановка учебной задачи:
- Каким бы вы хотели видеть наш урок? Какие качества нужно проявить, чтобы получился такой урок? Это своеобразное осмысление ребёнком того, что он уже знает к тому, что еще можно было бы узнать для решения учебной задачи или поиска выхода из проблемной ситуации. Далее, учащиеся самостоятельно формулируют тему урока.

Основной этап урока – работа с информацией с целью осмысления, понимания для нахождения ответов на поставленные вопросы в начале урока. Проектируя любой урок, направленный на формирование УУД, стараюсь максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. На этапе планирования урока внимательно узучаю, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, стараюсь разобраться, на формирование каких УУД они направлены. Большим подспорьем при отборе заданий к уроку стала таблица с типовыми заданиями с указанием планируемых результатов к каждому виду УУД. Такую таблицу составила при разработке рабочей программы, проанализировав авторские материалы. На слайде часть таблицы, в которой определены типовые задания, направленные на формирование регулятивных УУД.

Еще одним эффективным средством является систематически организуемая на уроке работа со справочными материалами. Частое обращение к словарям и справочникам формирует у учащихся познавательные УУД. Организация работы в рамках проекта «Такие разные словари» помогла учащимся понять назначение словарей и справочников различного типа. В процессе совместной деятельности была создана памятка «Как работать со словарем». Систематическое применение на любом этапе урока заданий, требующих обращения к словарю, вырабатывает у детей привычку постоянно обращаться к ним и вне урока. Помимо словарей дети работают с энциклопедическими изданиями, а также ищут нужную информацию в сети Интернет.

Часто предлагаю ученикам парные и групповые задания, где универсальным учебным действием служат коммуникатвные действия, которые обеспечивают возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться. Еще в первом классе было проведено несколько классных часов по теме «Учимся работать дружно», в ходе которых были сформулированы основные правила работы в паре и в группе.

Обучение самоконтролю и самооценке своей деятельности на уроках происходит с первого класса. Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».

Дети учатся оценивать не только свою работу, но и работу одноклассников по заданным ранее для всех критериям. Так, предлагаю ребятам высказать своё мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по критериям (громко-тихо, с запинками- без запинок, выразительно или нет). При этом дети знают, что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь, отмечать положительное, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать его ответ. Нередко великолепное чтение наизусть стихотворения ребята сопровождают аплодисментами, что создаёт доброжелательную дружескую атмосферу в коллективе.

К концу учебного года практически все ребята научились давать объективную оценку своим письменным работам и устным ответам. Благодаря этому во втором классе, даже родители отметили, что переход к отметочной системе у ребят прошел без каких-либо стрессов.

Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности. В конце урока дети отвечают на вопросы, после чего отмечают в дневнике цветным кружком мнение о своей работе на уроке. Такая работа позволяет сразу выявить тех ребят, которым необходима помощь, и уже на следующем уроке оказать её.

Одним из приемов, позволяющих учащимся оценить уровень активности на уроке, называется «ладошка» (чем выше активность на уроке, тем выше положение карандаша). Уровни активности высокий, средний, низкий.

При оценивании детьми своей деятельности и деятельности одноклассников формируется объективное отношение ребенка к себе и другим, что важно, когда речь идет о формировании личностных результатов.

Но УУД мы должны не только формировать, развивать, но и правильно оценивать. Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является мониторинг.

На начальном этапе была использована педагогическая диагностика к успешному обучению в начальной школе «Школьный старт» под редакцией Битяновой М.Р. Диагностика проводилась на четвертой неделе обучения детей в школе. Ее цель - определить уровень готовности каждого ребенка к освоению учебной программы и достижению образовательных результатов в соответствии с ФГОС.

Результаты диагностики позволили не только оказать адресную педагогическую помощь и поддержку каждому ученику, учитывая его индивидуальные особенности, но и "настроить" процесс обучения класса в целом. Результаты мониторинга играют важную роль и в анализе данных метапредметных УУД, проводимого в конце 1 класса (в апреле), задают определенную точку отсчета в понимании полученных результатов.

Для повышения мотивации учащихся 1 класса в работе с диагностическими заданиями подобраны такие, чтобы им было интересно выполнять. Задания составлены на материале четырех предметов: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир.

Важные выводы можно сделать, сравнивая результаты мониторинга, проведённого в сентябре, и результаты мониторинга, проведенного в апреле.

Необходимо вести мониторинг сформированности у каждого ребенка и класса в целом. Необходимость мониторинга велика, возможности мониторинга велики, но и требования по его проведению и анализу результатов тоже значительны. Но все эти усилия окупаются. Ведь мы отслеживаем не только продвижение ребёнка по пути развития УУД, но и отслеживаем эффективность собственной работы.

Реализация образовательных стандартов второго поколения предполагает новую роль учителя. Теперь он – тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок и внеурочную деятельность для развития личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для его всестороннего развития.





Название документа Презентация Microsoft Office PowerPoint.pptx

Формирование универсальных учебных действий и их мониторинг
Виды универсальных учебных действий личностные познавательные регулятивные ко...
Личностные УУД Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданс...
Регулятивные УУД Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекци...
Познавательные УУД Общеучебные Логические Действия постановки и решения проблем
Комуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества Построение речевых вы...
Организационный этап Создание мотивации, активизация знаний и представлений п...
Основной этап - работа с информацией
Показатели (характеристики) планируемых результатов Типовые задачи (задания) ...
Такие разные словари
Обучение в сотрудничестве
Правила сотрудничества
1 класс: учимся оценивать свой ответ
Самоконтроль и самооценка
1 класс: учимся оценивать свое состояние
Мониторинг УУД
3-4 неделя сентября «Стартовая диагностика первоклассников – основа планиров...
«Стартовая диагностика первоклассников – основа планирования индивидуальных о...
Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования
 Метапредметные УУД
 Спасибо за внимание!
1 из 23

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Формирование универсальных учебных действий и их мониторинг
Описание слайда:

Формирование универсальных учебных действий и их мониторинг

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3 Виды универсальных учебных действий личностные познавательные регулятивные комму
Описание слайда:

Виды универсальных учебных действий личностные познавательные регулятивные коммуникативные

№ слайда 4 Личностные УУД Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской
Описание слайда:

Личностные УУД Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности). Смыслообразование («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него). Нравственно-этического оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

№ слайда 5 Регулятивные УУД Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция О
Описание слайда:

Регулятивные УУД Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Саморегуляция

№ слайда 6 Познавательные УУД Общеучебные Логические Действия постановки и решения проблем
Описание слайда:

Познавательные УУД Общеучебные Логические Действия постановки и решения проблем

№ слайда 7 Комуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества Построение речевых выска
Описание слайда:

Комуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества Построение речевых высказываний Постановка и решение проблем

№ слайда 8 Организационный этап Создание мотивации, активизация знаний и представлений по т
Описание слайда:

Организационный этап Создание мотивации, активизация знаний и представлений по теме (Что я уже об этом знаю?) . Совместное целеполагание.

№ слайда 9 Основной этап - работа с информацией
Описание слайда:

Основной этап - работа с информацией

№ слайда 10 Показатели (характеристики) планируемых результатов Типовые задачи (задания) Цел
Описание слайда:

Показатели (характеристики) планируемых результатов Типовые задачи (задания) Целеполагание: умеет формулировать и удерживать учебную задачу. Регулятивныецелеполагания предполагают установление связи между содержанием учебного материала и целью его предоставления, выполнением заданий (ответ на вопрос «Для чего необходимо знать (уметь)?») Планирование: умеет выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам; самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи. Регулятивные планирования. Эта группа типовых задач предполагает установление взаимосвязи между элементами (объектами) и определение последовательности при осуществлении практической задачи. Например, определить «Что сначала делал герой, что потом?», «Как это делать?», «Что и как нужно было сделать герою, чтобы получился правильный результат?» Осуществление учебных действий: выполняет учебные действия в различных формах; с помощью речи регулирует свои действия Регулятивные осуществления учебных действий. предусматривают установление обучающимися связи между заданным условием и применением определённой формы для выполнения задания. Эта группа задач предполагают выполнение заданий «Напиши по памяти…», «Прочитай вслух…», «Прочитай про себя…»

№ слайда 11 Такие разные словари
Описание слайда:

Такие разные словари

№ слайда 12 Обучение в сотрудничестве
Описание слайда:

Обучение в сотрудничестве

№ слайда 13 Правила сотрудничества
Описание слайда:

Правила сотрудничества

№ слайда 14 1 класс: учимся оценивать свой ответ
Описание слайда:

1 класс: учимся оценивать свой ответ

№ слайда 15 Самоконтроль и самооценка
Описание слайда:

Самоконтроль и самооценка

№ слайда 16 1 класс: учимся оценивать свое состояние
Описание слайда:

1 класс: учимся оценивать свое состояние

№ слайда 17
Описание слайда:

№ слайда 18 Мониторинг УУД
Описание слайда:

Мониторинг УУД

№ слайда 19 3-4 неделя сентября «Стартовая диагностика первоклассников – основа планировани
Описание слайда:

3-4 неделя сентября «Стартовая диагностика первоклассников – основа планирования индивидуальных образовательных траекторий»

№ слайда 20 «Стартовая диагностика первоклассников – основа планирования индивидуальных обра
Описание слайда:

«Стартовая диагностика первоклассников – основа планирования индивидуальных образовательных траекторий» Инструментальнаяготовность Личностная готовность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Борис 2 2 2 2 1 1 2 2 1 1 1 1 0 0 1 25 2 1 3 Анна 2 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 1 2 28 2 2 4 Виктория 2 2 1 1 2 1 1 1 1 1 0 1 1 1 1 17 2 0 2 Даниил 2 2 2 2 1 1 1 1 2 2 2 1 2 1 2 24 2 2 4 Александр 2 2 2 2 2 0 1 1 2 2 1 1 2 1 2 23 1 1 2 АнастасияИн. 2 2 2 2 1 2 1 1 2 2 2 1 2 1 1 24 1 1 2 Виктория 1 1 2 2 2 2 1 1 2 1 1 1 2 0 0 18 2 0 2 Алена 2 2 2 2 1 2 1 2 2 2 2 2 2 1 2 27 2 2 4 Полина 1 1 2 2 1 1 1 1 2 1 0 0 0 0 2 19 2 1 3 Арсений 2 1 1 2 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 1 28 0 2 2 Кристина 2 2 2 2 2 2 1 1 2 1 1 1 2 1 0 22 2 0 2 Анастасия 2 2 2 0 0 2 2 2 1 2 1 2 2 1 2 28 2 1 3 Иван 2 2 2 2 2 1 0 1 2 1 1 1 2 0 2 21 2 2 4 Егор 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 25 2 0 2 Тимур 0 1 0 0 2 1 0 1 1 1 0 0 1 0 0 20 1 0 1 Любовь 2 1 2 2 2 2 1 2 2 2 1 1 2 0 0 30 2 2 4 Вадим 2 2 2 2 2 2 1 1 2 2 2 2 2 2 2 25 2 0 2 А Высокий уровень % 71 % 57% Б Средний уровень % 24 % 38% В Низкий уровень % 5 % 5 %

№ слайда 21 Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования
Описание слайда:

Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования

№ слайда 22  Метапредметные УУД
Описание слайда:

Метапредметные УУД

№ слайда 23  Спасибо за внимание!
Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Обобщение опыта по теме "Формирование УУД и их мониторинг"
  • Классному руководителю
Описание:

Реализация образовательных стандартов второго поколения предполагает новую роль учителя. Теперь он – тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок и внеурочную деятельность для развития личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для его всестороннего развития.

Автор Стрельбицкая Вера Валерьевна
Дата добавления 26.09.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел Другое
Просмотров 781
Номер материала MA-060899
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓