Муниципальное
казённое общеобразовательное учреждение
«Козловская
основная общеобразовательная школа»
Руднянского муниципального района Волгоградской области.
Обобщение опыта по теме:
«Активные методы обучения на
уроках географии»
Учитель
географии Родгамель Т.Н.
Под активными методами обучения понимают такие способы и приемы
педагогического воздействия, которые побуждают обучаемых к мыслительной
активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода и поиску новых
идей для решения разнообразных задач .
Активные методы обучения (АМО) должны вызывать у обучаемых стремление
самостоятельно разобраться в сложных вопросах и на основе глубокого системного
анализа имеющихся факторов и событий выработать оптимальное решение по исследуемой
проблеме для реализации его в практической деятельности.
Активные формы занятий – это такие формы организации учебно-воспитательного
процесса, которые способствуют разнообразному (индивидуальному, групповому,
коллективному) изучению (усвоению) учебных вопросов (проблем), активному
взаимодействию обучаемых и преподавателя, живому обмену мнениями между ними,
нацеленному на выработку правильного понимания содержания изучаемой темы и
способов ее практического использования.
Активные формы и методы неразрывно связаны друг с другом. Их совокупность
образует определенный вид занятий, на которых осуществляется активное обучение.
Методы наполняют формы конкретным содержанием, а формы влияет на качество
методов. Если на занятиях определенной формы используются активные методы,
можно добиться значительной активизации учебно-воспитательного процесса, роста
его эффективности. В этом случае сама форма занятий приобретает активный
характер.
В настоящее время широко используются в учебно-воспитательном
процессе следующие методы активного обучения:
– проблемный;
– диалоговый;
– игровой;
– исследовательский;
– модульный;
– опорных сигналов;
– критических ситуаций;
Активные методы обучения базируются на экспериментально
установленных фактах о том, что в памяти человека запечатлевается (при прочих
равных условиях) до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и
только 10% того, что он слышит. Следовательно, наиболее эффективная форма
обучения должна основываться на активном включении в соответствующее действие.
Эти данные показывают целесообразность использования активных методов обучения.
Они формируют у обучаемых не просто знания-репродукции, а умения и потребности
применять эти знания для анализа, оценки и правильного принятия решений.
Использование АМО, их выбор определяются целями и содержанием обучения,
индивидуальными особенностями обучаемых и рядом других условий.
Я считаю, что целесообразнее всего сочетать различные методы и
формы.
Наиболее результативным, как подтверждает практика, является
сочетание трех основных компонентов:
1. Проблемность (выделение проблемы, ее постановка, поиск путей
решения, решение через выявление и разрешение диалектических противоречий).
2. Избранный метод (методы) проведения занятий.
3. Соответствующая ему форма (формы).
Детям нужно больше давать самостоятельности в приобретении
знаний. Ведь мы не просто обучаем детей своему предмету, а готовим всесторонне
развитую личность, способную адаптироваться к меняющимся социальным условиям
жизни общества. Педагог должен стимулировать учащегося к саморазвитию,
создавать условия творческой деятельности и тем самым формировать
познавательные интересы учащихся..
Поэтому главная задача учителя – развивать познавательную
деятельность учащихся на уроках географии.
Использование активных методов обучения приводит к изменению
привычных форм общения на уроке, когда учитель излагает материал, опрашивает и
оценивает учеников, которые отвечают на вопросы, проявляя тем самым свою
активность и самостоятельность. Нашедшие в настоящее время широкое
распространение нестандартные уроки (урок-тестирование, урок-исследование,
урок-семинар, урок-игра, урок-КВН, урок - викторина и т. д.) позволяют каждому
ученику поучаствовать в подготовке и проведении урока, выступить на каком-то
этапе в роли учителя.
Такие уроки – один из наиболее эффективных путей формирования
умения учиться, поскольку при такой организации деятельности учащихся
происходит не просто овладение знаниями, умениями и навыками, но и накопление
опыта творчества, передачи этого опыта другим ученикам, осознание при этом
потребности в приобретении знаний, обсуждение своих учебных действий с
учителем, сверстниками, сотрудничество с ними.
К активным методам обучения относятся
цифровые, числовые диктанты, головоломки, ребусы, синквейны, задания на
поиск «лишнего» в предложенном списке понятий, на определение и восстановление
связи между терминами или действиями, поиск географических ошибок в тексте,
восстановление текста с пропущенными понятиями и т.д. В каждом школьном курсе
географии есть темы, позволяющие включить в урок элементы занимательности,
«разбавить» сложный материал, снизить эмоциональную нагрузку, помочь в усвоении
новых терминов и понятий. Вот некоторые приемы, которые использую на уроках.
«Цифровой
диктант»
Набор утверждений,
правильных и неправильных, составленный на материале изучаемой темы. Проводится
в устной форме, ученики сигнализируют учителю о своем согласии или несогласии с
помощью компьютерной связи или специальных сигнальных карточек «+» и «-».
Можно проводить в письменной форме, когда учащиеся выписывают номера
правильных утверждений или неправильных. В ответе получается цепочка из цифр.
1) Африка омывается
тремя океанами
2) Самый маленький
материк находится в северном полушарии
3) Северный
Ледовитый океан пересекают все меридианы Земли
4) Самое
глубокое озеро расположено на материке Евразия
5) Самая длинная
река мира протекает в восточном полушарии и т.д.
Такие задания
позволяют выявить за несколько минут проблемы, связанные с усвоением того или
иного материала, темы. Для устранения ошибок и ликвидации пробелов в знаниях
достаточно быстрого разъяснения учителя. Прием обучает концентрации внимания,
может быть использован в начале урока, темы, для проверки домашнего задания.
«Числовой
диктант»
1) К числу всех
океанов прибавь число всех материков Земли (4+6)
2) Число материков,
пересекающихся экватором, раздели на число материков, омываемых сразу всеми
океанами(2:1)
3) От количества
букв в слове, обозначающем гигантскую глыбу льда в океане, вычесть количество
материков, названия которых начинаются на букву «А» (7-3) и т.д.
Задания для
числового диктанта состоят из 6-7 этапов. Каждый этап-пример на арифметическое
действие, который может отражать фактологию или понятийный аппарат изучаемого
материала. Ученики записывают только числа и действия с ними. Этот прием--самая
сложная форма развивающих диктантов. Может использоваться в сильных классах,
тренирует навыки счета, умение быстро переключаться. Лучше всего использовать
на этапе обобщения изученного материала.
Для подготовленных
детей можно предложить игру «да-нет», задавая вопросы по теме, например:
Учитель загадывает объект на карте. Учащиеся задают вопросы, ответом на которые
могут быть слова «да» или «нет».
- Этот объект
расположен в океане? -Нет
-Он находится на
материке?
-Да
-На этом материке
две части света? -Нет
-Этот материк
расположен в Северном полушарии? -Нет
-Этот материк
пересекает экватор? -Нет
-Данный материк
пересекается всеми меридианами? -Нет
-Этот объект-часть
гидросферы?
-Да
-Имеет связь с
океаном?
-Да
-Является
рекордсменом на материке? -Да
-Это река
Муррей?
-Да!
Географию
невозможно хорошо выучить без карты, атласа, контурных карт. Дети приучены с
ними работать, легко в них ориентируются, поэтому каждый урок проходит с их
обязательным применением.
И, конечно же,
незаменимым помощником на уроке является компьютер, потому что в памяти человека
запечатлевается, до 50% того, что он видит. Почти на каждом уроке стараюсь
использовать презентации по темам: целиком или частично, тестирование,
географические диктанты. Задания в тетрадях с печатной основой предполагают
работу с интернетом, поэтому часто на дом задаю сообщения, рефераты, учу детей
правильному их оформлению.
Технология
активных методов и форм обучения универсальна, легко воспринимается и её может
применять любой учитель.
Уроки с
использованием таких приемов и форм обучения обеспечивают активное участие
каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность
школьников за результаты учебного труда.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.