Инфоурок Биология Другие методич. материалыОбобщающий урок по теме: «Жизнедеятельность растений» (Биология 6 класс).

Обобщающий урок по теме: «Жизнедеятельность растений» (Биология 6 класс).

Скачать материал

Обобщающий урок по теме:

«Жизнедеятельность растений»

(Биология 6 класс).

 

 

МБОУ Екатериновская сош

Учитель химии и биологии

Ковалевская Нина Ивановна

 


Обобщающий урок по теме «Жизнедеятельность растений»

 


                                         Методические рекомендации:

 

Урок проводится после изучения строения и функций органов покрытосеменных (цветковые) растений.

 Тип урока – обобщающий. На урок используются различные формы и методы обучения: диалоговая форма, работа с интерактивной доской, демонстрация опытов, заполнение таблицы, сообщения учащихся с использованием ИКТ.

Подготовка к уроку предполагает заранее заложенные опыты учащимися, подготовлены сообщения учащихся в форме небольших презентаций. Опыты и сообщения должны быть проверены учителем до урока. Если не имеется экрана или интерактивной доски, урок может быть проведен с использованием таблиц и рисунков.

Цель урока: обобщить и закрепить полученные знания, подготовиться к текущей контрольной работе.

Задачи урока:

Обучающие: повторить знания, полученные учащимися в процессе изучения темы, выявить пробелы и устранить их.

Развивающие: продолжить обучение с ИКТ, подготовить презентации, продолжить формирование навыков опытнической работы.

Воспитательные: воспитать бережное отношение к природе, растениям.

 

ХОД   УРОКА:

 

Учитель: Ребята! Мы с вами познакомились со строением и функциями органов покрытосеменных растений. Какие же функции позволяют жить растениям?

Учащиеся: питание, дыхание, выделение, рост и развитие, движение, размножение, раздражимость. (Эти функции пишутся на интерактивной доске и сохраняются до конца урока).

Учитель: Вспомним эти функции:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1.     Какие 2 типа питания встречаются на Земле?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Учащиеся: Автотрофное и гетеротрофное (дают определение).

Учитель: У растений какой тип питания?

Учащиеся: автотрофный тип питания.

Учитель: Какой процесс обеспечивает растения органическими веществами?

Учащиеся: процесс фотосинтеза (дают определение).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


           Один учащийся пишет на доске схему фотосинтеза; второй – условия фотосинтеза. В это время третий учащийся демонстрирует результаты опыта «Значение света для фотосинтеза» (проба Сакса).

Учитель: Какова роль зеленых растений на Земле?

Учащиеся: Накопление органических веществ и выделение кислорода. (СЛАЙД «Фотосинтез»)

Учитель: Откуда растения получают минеральное питание?

Учащиеся: Из почвы с помощью корневой системы. (СЛАЙД «Корень с корневыми волосками»)

Учитель: Может ли быть у растений гетеротрофный тип питания?

Учащиеся: Да. Есть растения-хищники и растения-паразиты.

Далее следуют сообщения учащихся по темам «Растения-хищники» и «Растения-паразиты». Сообщения сопровождаются показом слайдов.

 

2.     На слайде демонстрируется схема:

питательные вещества + кислород + энергия + вода + углекислый газ.

Учитель: Какой процесс показывает эта схема? Дайте определение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Учащиеся: дыхание – распад веществ с участием кислорода и выделением энергии.

Учитель: Как поступает кислород в растение?

Учащиеся: Через устьица и чечевички (стебель). (Соответствующие СЛАЙДЫ)

Учащиеся демонстрируют результаты опыта «Дыхание».

Почему дыхание и фотосинтез называют противоположными процессами?

 

 

Заполнение таблицы

«Сравнительная характеристика процессов дыхания и фотосинтеза»

 

Фотосинтез

Дыхание

1. Поглощение углекислого газа.

2. Выделение ?

3. Образование органических веществ.

4. Энергия ?

5. Проходит на свету

6. Проходит в зеленых частях растений.

1. Поглощение ?

2. Выделение углекислого газа

3. Органические вещества ?

4. Энергия освобождается

5. Происходит ?

6. Происходит ?

 

3. Учитель: Как вы понимаете процесс выделения? (Привести примеры).

Учащиеся: выделение различных веществ растениями. Например, углекислый газ во время дыхания, испарение (гуттация).

Учитель: когда деревья и кустарники избавляются от наиболее вредных веществ?

Учащиеся: Во время листопада. (СЛАЙД «Соки деревьев»)

 

4. Учитель: благодаря питанию растения могут расти и развиваться. В чем отличие роста животных и растений. (Демонстрация слайдов с анимацией роста и развития растений. Электронные уроки. Биология в школе. «Просвещение-Медиа». 2005 год.)

 

Учащиеся: растения могут расти в течение всей жизни, животные прекращают рост, достигнув определенного размера.

Учитель: Как растут растения?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Учащиеся: в длину, верхушечный рост и вставочный рост, в толщину – с помощью камбия. (СЛАЙД «Злаки-великаны» и «Деревья-великаны»)

Учитель: Почему растения существуют тысячи лет?

Учащиеся: благодаря размножению.

Учитель: какие типы размножения у растений можно выделить?

 

Учащиеся: Бесполое и половое (определения)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Учитель: Какой орган полового размножения есть у покрытосеменных растений?

Учащиеся: цветок.

Учитель: как называется способ бесполого размножения черенком?

Учащиеся: Вегетативное.

Учащиеся демонстрируют результаты опытов «Вегетативное размножение растений».

            СЛАЙД «Вегетативное размножение растений».

 

5.     Учитель: Могут ли растения двигаться? Приведите примеры.

Учащиеся: да, только на одном месте. Например, тропизмы – фототропизмы – движение растений к свету, геотропизм – ростовое движение (у корня), цветок может открываться и закрываться.

(Демонстрация слайдов с анимациями, показывающие движение растений).

Электронные уроки. Биология в школе. «Просвещение-Медиа». 2005 год.

 

6.     Учитель: Как вы понимаете термин «раздражимость»?

Учащиеся: реакция на изменения окружающей среды.

Учитель: какую роль играет раздражимость?

Учащиеся: Реакция приспосабливаться к изменениям условий среды.

(Демонстрация слайда «Мимоза». Электронные уроки и тесты. Биология в школе. Растительный мир. «Просвещение-Медиа», 2005.)

 

 

 

7. Тест по пройденной теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


8. Игра «Что лишнее?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


9 Региональный компонент. Растения нашей области, района, села.

(Презентация).

 

10. Видео клип «Не рвите цветы»

 

11. Подведение итогов и оценки за урок.

 

 

Выводы:

Составляют учащиеся самостоятельно.

1.     Благодаря питанию растение обеспечивает себя и все живое на Земле органическими веществами.

2.     Дыхание дает растениям энергию.

3.     Растения могут выделять различные вещества.

4.     Размножение не дает растениям исчезнуть с лица Земли.

5.     Растения способны расти и развиваться в течение всей своей жизни.

6.     Раздражимость помогает растениям приспособиться к окружающей среде.

 

Используемая литература:

 

1.     Г.И.Лернер. Уроки биологии. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. «Эксмо», М., 2005 г.

 

2.     И.Н. Пономарева и др. Биология: Растения. Бактерии.  Грибы. Лишайники: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений. М. Вентана-Граф, 2006г.

3.     И.Н. Пономарева. Биология. Методическое пособие. М., Вентана-Граф, 2004г.

 

Используемые ресурсы:

 

1.     Электронные уроки и тесты. Биология в школе. Растительный мир. «Просвещение-Медиа», 2005г.

2.     Электронные уроки и тесты. Биология. Организация жизни. «Просвещение-Медиа», 2005г.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Обобщающий урок по теме: «Жизнедеятельность растений» (Биология 6 класс)."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Садовод

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок проводится после изучения строения и функций органов покрытосеменных (цветковые) растений.

 Тип урока – обобщающий. На урок используются различные формы и методы обучения: диалоговая форма, работа с интерактивной доской, демонстрация опытов, заполнение таблицы, сообщения учащихся с использованием ИКТ.

Подготовка к уроку предполагает заранее заложенные опыты учащимися, подготовлены сообщения учащихся в форме небольших презентаций. Опыты и сообщения должны быть проверены учителем до урока. Если не имеется экрана или интерактивной доски, урок может быть проведен с использованием таблиц и рисунков.

Цель урока: обобщить и закрепить полученные знания, подготовиться к текущей контрольной работе.

Задачи урока:

Обучающие: повторить знания, полученные учащимися в процессе изучения темы, выявить пробелы и устранить их.

Развивающие: продолжить обучение с ИКТ, подготовить презентации, продолжить формирование навыков опытнической работы.

Воспитательные: воспитать бережное отношение к природе, растениям.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 185 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку биологии в 11 классе (по учебнику «Биология. 11 класс : углубленный уровень / под ред. В.К. Шумного и Г.М. Дымшица. – М. : Просвещение, 2019)
  • Учебник: «Биология (углублённый уровень)», Бородин П.М., Саблина О.В. и др./Под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М.
  • Тема: § 10. Сравнительно-анатомические и эмбриологические свидетельства эволюции
  • 04.10.2020
  • 1161
  • 37
«Биология (углублённый уровень)», Бородин П.М., Саблина О.В. и др./Под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 1571
    • DOCX 2.4 мбайт
    • 70 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ковалевская Нина Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ковалевская Нина Ивановна
    Ковалевская Нина Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 5331
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Биология» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 159 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по биологии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 63 человека из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 490 человек

Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 459 человек из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 164 человека

Мини-курс

Музыкальная журналистика: история, этика и авторское право

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Продуктовый успех: стратегии и инструменты для создания, улучшения и продвижения продуктов на рынке

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие детей: сенсорика, самостоятельность и моторика

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек