|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обобщающий урок по теме:
«Жизнедеятельность растений»
(Биология 6 класс).
|
|
|
|
|
МБОУ Екатериновская сош
Учитель химии и биологии
Ковалевская Нина Ивановна
|
|
|
|
|
|
Обобщающий урок по теме «Жизнедеятельность растений»
Методические рекомендации:
Урок проводится после изучения строения и функций органов
покрытосеменных (цветковые) растений.
Тип урока – обобщающий. На урок используются различные формы и методы
обучения: диалоговая форма, работа с интерактивной доской, демонстрация опытов,
заполнение таблицы, сообщения учащихся с использованием ИКТ.
Подготовка к уроку предполагает заранее заложенные опыты учащимися,
подготовлены сообщения учащихся в форме небольших презентаций. Опыты и
сообщения должны быть проверены учителем до урока. Если не имеется экрана или
интерактивной доски, урок может быть проведен с использованием таблиц и
рисунков.
Цель урока: обобщить и закрепить полученные знания, подготовиться к текущей
контрольной работе.
Задачи урока:
Обучающие: повторить знания, полученные учащимися в процессе изучения темы,
выявить пробелы и устранить их.
Развивающие: продолжить обучение с ИКТ, подготовить презентации, продолжить
формирование навыков опытнической работы.
Воспитательные: воспитать бережное отношение к природе, растениям.
ХОД УРОКА:
Учитель: Ребята! Мы с вами познакомились со строением и функциями
органов покрытосеменных растений. Какие же функции позволяют жить растениям?
Учащиеся: питание, дыхание, выделение, рост и развитие, движение,
размножение, раздражимость. (Эти функции пишутся на интерактивной доске и
сохраняются до конца урока).
Учитель: Вспомним эти функции:
1.
Какие 2 типа питания встречаются
на Земле?
Учащиеся: Автотрофное и гетеротрофное (дают определение).
Учитель: У растений какой тип питания?
Учащиеся: автотрофный тип питания.
Учитель: Какой процесс обеспечивает растения органическими веществами?
Учащиеся: процесс фотосинтеза (дают определение).
Один
учащийся пишет на доске схему фотосинтеза; второй – условия фотосинтеза. В это
время третий учащийся демонстрирует результаты опыта «Значение света для
фотосинтеза» (проба Сакса).
Учитель: Какова роль зеленых растений на Земле?
Учащиеся: Накопление органических веществ и выделение кислорода. (СЛАЙД
«Фотосинтез»)
Учитель: Откуда растения получают минеральное питание?
Учащиеся: Из почвы с помощью корневой системы. (СЛАЙД «Корень с
корневыми волосками»)
Учитель: Может ли быть у растений гетеротрофный тип питания?
Учащиеся: Да. Есть растения-хищники и растения-паразиты.
Далее следуют сообщения учащихся по темам «Растения-хищники» и
«Растения-паразиты». Сообщения сопровождаются показом слайдов.
2.
На слайде демонстрируется
схема:
питательные вещества + кислород + энергия + вода + углекислый газ.
Учитель: Какой процесс показывает эта схема? Дайте определение.
Учащиеся: дыхание – распад веществ с участием кислорода и выделением
энергии.
Учитель: Как поступает кислород в растение?
Учащиеся: Через устьица и чечевички (стебель). (Соответствующие СЛАЙДЫ)
Учащиеся
демонстрируют результаты опыта «Дыхание».
Почему дыхание и
фотосинтез называют противоположными процессами?
Заполнение таблицы
«Сравнительная характеристика процессов дыхания и
фотосинтеза»
Фотосинтез
|
Дыхание
|
1. Поглощение
углекислого газа.
2. Выделение ?
3. Образование
органических веществ.
4. Энергия ?
5. Проходит на
свету
6. Проходит в
зеленых частях растений.
|
1. Поглощение ?
2. Выделение
углекислого газа
3. Органические
вещества ?
4. Энергия
освобождается
5. Происходит ?
6. Происходит ?
|
3. Учитель: Как вы понимаете процесс выделения? (Привести примеры).
Учащиеся: выделение различных веществ растениями. Например, углекислый
газ во время дыхания, испарение (гуттация).
Учитель: когда деревья и кустарники избавляются от наиболее вредных
веществ?
Учащиеся: Во время листопада. (СЛАЙД «Соки деревьев»)
4. Учитель: благодаря питанию растения могут расти и развиваться. В чем
отличие роста животных и растений. (Демонстрация слайдов с анимацией роста и
развития растений. Электронные уроки. Биология в школе. «Просвещение-Медиа».
2005 год.)
Учащиеся: растения могут расти в течение всей жизни, животные прекращают
рост, достигнув определенного размера.
Учитель: Как растут растения?
Учащиеся: в длину, верхушечный рост и вставочный рост, в толщину – с
помощью камбия. (СЛАЙД «Злаки-великаны» и «Деревья-великаны»)
Учитель: Почему растения существуют тысячи лет?
Учащиеся: благодаря размножению.
Учитель: какие типы размножения у растений можно выделить?
Учащиеся: Бесполое и половое (определения)
Учитель: Какой орган полового размножения есть у покрытосеменных
растений?
Учащиеся: цветок.
Учитель: как называется способ бесполого размножения черенком?
Учащиеся: Вегетативное.
Учащиеся
демонстрируют результаты опытов «Вегетативное размножение растений».
СЛАЙД
«Вегетативное размножение растений».
5.
Учитель: Могут ли растения
двигаться? Приведите примеры.
Учащиеся: да, только на одном месте. Например, тропизмы – фототропизмы –
движение растений к свету, геотропизм – ростовое движение (у корня), цветок
может открываться и закрываться.
(Демонстрация слайдов с анимациями, показывающие движение растений).
Электронные уроки. Биология в школе. «Просвещение-Медиа». 2005 год.
6.
Учитель: Как вы понимаете
термин «раздражимость»?
Учащиеся: реакция на изменения окружающей среды.
Учитель: какую роль играет раздражимость?
Учащиеся: Реакция приспосабливаться к изменениям условий среды.
(Демонстрация слайда «Мимоза». Электронные уроки и тесты. Биология в
школе. Растительный мир. «Просвещение-Медиа», 2005.)
7. Тест по пройденной теме.
8. Игра «Что лишнее?»
9 Региональный компонент. Растения нашей области, района, села.
(Презентация).
10. Видео клип «Не рвите цветы»
11. Подведение итогов и оценки за урок.
Выводы:
Составляют учащиеся самостоятельно.
1.
Благодаря питанию растение
обеспечивает себя и все живое на Земле органическими веществами.
2.
Дыхание дает растениям
энергию.
3.
Растения могут выделять
различные вещества.
4.
Размножение не дает
растениям исчезнуть с лица Земли.
5.
Растения способны расти и
развиваться в течение всей своей жизни.
6.
Раздражимость помогает
растениям приспособиться к окружающей среде.
Используемая литература:
1.
Г.И.Лернер. Уроки
биологии. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. «Эксмо», М., 2005
г.
2.
И.Н. Пономарева и др.
Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для учащихся 6 класса
общеобразовательных учреждений. М. Вентана-Граф, 2006г.
3.
И.Н. Пономарева. Биология.
Методическое пособие. М., Вентана-Граф, 2004г.
Используемые ресурсы:
1.
Электронные уроки и тесты.
Биология в школе. Растительный мир. «Просвещение-Медиа», 2005г.
2.
Электронные уроки и тесты.
Биология. Организация жизни. «Просвещение-Медиа», 2005г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.