Главная / Биология / Обобщающий урок по теме: «Жизнедеятельность растений» (Биология 6 класс).

Обобщающий урок по теме: «Жизнедеятельность растений» (Биология 6 класс).

hello_html_m408d3b9d.jpghello_html_m54c5a43e.png

hello_html_m54c5a43e.png

Обобщающий урок по теме:

«Жизнедеятельность растений»

(Биология 6 класс).


МБОУ Екатериновская сош

Учитель химии и биологии

Ковалевская Нина Ивановна


Обобщающий урок по теме «Жизнедеятельность растений»


Методические рекомендации:


Урок проводится после изучения строения и функций органов покрытосеменных (цветковые) растений.

Тип урока – обобщающий. На урок используются различные формы и методы обучения: диалоговая форма, работа с интерактивной доской, демонстрация опытов, заполнение таблицы, сообщения учащихся с использованием ИКТ.

Подготовка к уроку предполагает заранее заложенные опыты учащимися, подготовлены сообщения учащихся в форме небольших презентаций. Опыты и сообщения должны быть проверены учителем до урока. Если не имеется экрана или интерактивной доски, урок может быть проведен с использованием таблиц и рисунков.

Цель урока: обобщить и закрепить полученные знания, подготовиться к текущей контрольной работе.

Задачи урока:

Обучающие: повторить знания, полученные учащимися в процессе изучения темы, выявить пробелы и устранить их.

Развивающие: продолжить обучение с ИКТ, подготовить презентации, продолжить формирование навыков опытнической работы.

Воспитательные: воспитать бережное отношение к природе, растениям.


ХОД УРОКА:


Учитель: Ребята! Мы с вами познакомились со строением и функциями органов покрытосеменных растений. Какие же функции позволяют жить растениям?

Учащиеся: питание, дыхание, выделение, рост и развитие, движение, размножение, раздражимость. (Эти функции пишутся на интерактивной доске и сохраняются до конца урока).

Учитель: Вспомним эти функции:

hello_html_m4999ae44.png











  1. Какие 2 типа питания встречаются на Земле?

hello_html_m21509f18.png
















Учащиеся: Автотрофное и гетеротрофное (дают определение).

Учитель: У растений какой тип питания?

Учащиеся: автотрофный тип питания.

Учитель: Какой процесс обеспечивает растения органическими веществами?

Учащиеся: процесс фотосинтеза (дают определение).

hello_html_47b051ca.png
















Один учащийся пишет на доске схему фотосинтеза; второй – условия фотосинтеза. В это время третий учащийся демонстрирует результаты опыта «Значение света для фотосинтеза» (проба Сакса).

Учитель: Какова роль зеленых растений на Земле?

Учащиеся: Накопление органических веществ и выделение кислорода. (СЛАЙД «Фотосинтез»)

Учитель: Откуда растения получают минеральное питание?

Учащиеся: Из почвы с помощью корневой системы. (СЛАЙД «Корень с корневыми волосками»)

Учитель: Может ли быть у растений гетеротрофный тип питания?

Учащиеся: Да. Есть растения-хищники и растения-паразиты.

Далее следуют сообщения учащихся по темам «Растения-хищники» и «Растения-паразиты». Сообщения сопровождаются показом слайдов.


  1. На слайде демонстрируется схема:

питательные вещества + кислород + энергия + вода + углекислый газ.

Учитель: Какой процесс показывает эта схема? Дайте определение.

hello_html_25adfb1b.png


















Учащиеся: дыхание – распад веществ с участием кислорода и выделением энергии.

Учитель: Как поступает кислород в растение?

Учащиеся: Через устьица и чечевички (стебель). (Соответствующие СЛАЙДЫ)

Учащиеся демонстрируют результаты опыта «Дыхание».

Почему дыхание и фотосинтез называют противоположными процессами?



Заполнение таблицы

«Сравнительная характеристика процессов дыхания и фотосинтеза»


Фотосинтез

Дыхание

1. Поглощение углекислого газа.

2. Выделение ?

3. Образование органических веществ.

4. Энергия ?

5. Проходит на свету

6. Проходит в зеленых частях растений.

1. Поглощение ?

2. Выделение углекислого газа

3. Органические вещества ?

4. Энергия освобождается

5. Происходит ?

6. Происходит ?


3. Учитель: Как вы понимаете процесс выделения? (Привести примеры).

Учащиеся: выделение различных веществ растениями. Например, углекислый газ во время дыхания, испарение (гуттация).

Учитель: когда деревья и кустарники избавляются от наиболее вредных веществ?

Учащиеся: Во время листопада. (СЛАЙД «Соки деревьев»)


4. Учитель: благодаря питанию растения могут расти и развиваться. В чем отличие роста животных и растений. (Демонстрация слайдов с анимацией роста и развития растений. Электронные уроки. Биология в школе. «Просвещение-Медиа». 2005 год.)


Учащиеся: растения могут расти в течение всей жизни, животные прекращают рост, достигнув определенного размера.

Учитель: Как растут растения?

hello_html_m4a4e9265.png



















Учащиеся: в длину, верхушечный рост и вставочный рост, в толщину – с помощью камбия. (СЛАЙД «Злаки-великаны» и «Деревья-великаны»)

Учитель: Почему растения существуют тысячи лет?

Учащиеся: благодаря размножению.

Учитель: какие типы размножения у растений можно выделить?


Учащиеся: Бесполое и половое (определения)



hello_html_m2bbee2f5.png














Учитель: Какой орган полового размножения есть у покрытосеменных растений?

Учащиеся: цветок.

Учитель: как называется способ бесполого размножения черенком?

Учащиеся: Вегетативное.

Учащиеся демонстрируют результаты опытов «Вегетативное размножение растений».

СЛАЙД «Вегетативное размножение растений».


  1. Учитель: Могут ли растения двигаться? Приведите примеры.

Учащиеся: да, только на одном месте. Например, тропизмы – фототропизмы – движение растений к свету, геотропизм – ростовое движение (у корня), цветок может открываться и закрываться.

(Демонстрация слайдов с анимациями, показывающие движение растений).

Электронные уроки. Биология в школе. «Просвещение-Медиа». 2005 год.


  1. Учитель: Как вы понимаете термин «раздражимость»?

Учащиеся: реакция на изменения окружающей среды.

Учитель: какую роль играет раздражимость?

Учащиеся: Реакция приспосабливаться к изменениям условий среды.

(Демонстрация слайда «Мимоза». Электронные уроки и тесты. Биология в школе. Растительный мир. «Просвещение-Медиа», 2005.)




7. Тест по пройденной теме.







hello_html_m4c08a565.png














8. Игра «Что лишнее?»

hello_html_13baf6df.pnghello_html_m264e5f34.pnghello_html_m25434dbf.png










9 Региональный компонент. Растения нашей области, района, села.

(Презентация).


10. Видео клип «Не рвите цветы»


11. Подведение итогов и оценки за урок.



Выводы:

Составляют учащиеся самостоятельно.

  1. Благодаря питанию растение обеспечивает себя и все живое на Земле органическими веществами.

  2. Дыхание дает растениям энергию.

  3. Растения могут выделять различные вещества.

  4. Размножение не дает растениям исчезнуть с лица Земли.

  5. Растения способны расти и развиваться в течение всей своей жизни.

  6. Раздражимость помогает растениям приспособиться к окружающей среде.


Используемая литература:


    1. Г.И.Лернер. Уроки биологии. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. «Эксмо», М., 2005 г.


    1. И.Н. Пономарева и др. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений. М. Вентана-Граф, 2006г.

    2. И.Н. Пономарева. Биология. Методическое пособие. М., Вентана-Граф, 2004г.


Используемые ресурсы:


  1. Электронные уроки и тесты. Биология в школе. Растительный мир. «Просвещение-Медиа», 2005г.

  2. Электронные уроки и тесты. Биология. Организация жизни. «Просвещение-Медиа», 2005г.

Обобщающий урок по теме: «Жизнедеятельность растений» (Биология 6 класс).
  • Биология
Описание:

Урок проводится после изучения строения и функций органов покрытосеменных (цветковые) растений.

 Тип урока – обобщающий. На урок используются различные формы и методы обучения: диалоговая форма, работа с интерактивной доской, демонстрация опытов, заполнение таблицы, сообщения учащихся с использованием ИКТ.

Подготовка к уроку предполагает заранее заложенные опыты учащимися, подготовлены сообщения учащихся в форме небольших презентаций. Опыты и сообщения должны быть проверены учителем до урока. Если не имеется экрана или интерактивной доски, урок может быть проведен с использованием таблиц и рисунков.

Цель урока: обобщить и закрепить полученные знания, подготовиться к текущей контрольной работе.

Задачи урока:

Обучающие: повторить знания, полученные учащимися в процессе изучения темы, выявить пробелы и устранить их.

Развивающие: продолжить обучение с ИКТ, подготовить презентации, продолжить формирование навыков опытнической работы.

Воспитательные: воспитать бережное отношение к природе, растениям.

 

 

Автор Ковалевская Нина Ивановна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1387
Номер материала 35153
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓