- 03.10.2020
- 269
- 3
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Тема: Обобщающий урок по теме: «Ориентирование в пространстве и во времени». Проверочная работа. Солнце и звезды.
Цель: - закрепить знания уч-ся по теме: «Ориентирование в пространстве и во времени»; сформировать знания о звездах и их разнообразии; показать значение звёзд для человека и значение Солнца для всего живого на Земле;
- развивать воображение, логическое мышление;
- воспитывать эстетические чувства, интерес к науке астрономии.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей. Актуализация опорных знаний
1. - Сегодня вы напишите небольшой тест по целому разделу, но сначала вспомним с помощью загадок, что учили на прошлом уроке, а также мы отправимся в захватывающее путешествие.
2. Отгадывание загадок
1. У меня в ладонях страны,
Реки, горы, океаны.
Догадались, в чём тут фокус?
Я держу руками … (Глобус)
2. Глобус весь пересекают,
Сходятся на полюсах.
Постепенно подвигают
Стрелки на любых часах.
Через сушу, океаны
Пролегли ... (Меридианы)
3. Старший среди них – экватор.
И от севера до юга
Эти линии, ребята,
Параллельны все друг другу.
Догадаться вы сумели,
Что же это? ... (Параллели)
4. Глобус делит ровная
Линия условная.
Выше – север, ниже – юг.
Назови границу, друг. (Экватор)
5. Там снуют акулы, прыгают гориллы.
Страшные “большие злые крокодилы
Будут вас кусать, бить и обижать”.
Помните то место, где нельзя гулять? (Африка)
6. Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все: и млад, и стар,
Что она – большущий шар. (Земля)
III. Закрепление и систематизация знаний
1. Проверочная работа
1. Чертёж предмета вида сверху – это…
А) рисунок;
Б) план предмета;
В) иллюстрация.
2. Какой вид масштаба применён, если он записан так: 1:10?
А) именованный;
Б) линейный;
В) численный.
3. Если масштаб записан так: 1 см – 1 м, то он называется…
А) именованный;
Б) линейный;
В) численный.
4. Какое направление указывает стрелка на плане?
А) на юг;
Б) на запад;
В) на север.
5. Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков и в определённом масштабе – это…
А) топографическая карта;
Б) географическая карта;
В) план предмета.
6. Модель земли – это…
А) глобус;
Б) круг;
В) мячик.
7. Линии, которые сходятся у полюсов, называются…
А) параллели;
Б) экватор;
В) меридианы.
8. Она соединяет два полюса.
А) параллель;
Б) земная ось;
В) экватор.
9. Что делит Землю на два равных полушария: Северное и Южное?
А) экватор;
Б) глобус;
В) нулевой меридиан.
10. Выберите ряд, в котором названы только материки Восточного полушария.
А) Африка, Северная Америка;
Б) Евразия, Австралия;
В) Южная Америка, Северная Америка.
2. Работа с картой
- ученики выходят по двое к карте полушарий и показывают материки и океаны, которые называет учитель.
IV. Изучение нового материала
1. Понятия «звезда», «планета».
- А сейчас настало время отправиться в путешествие. Скажите, на чем можно отправиться в космос?
- Пока мы летели, заметили, что вокруг нас много звезд! А что вы знаете о звездах?
- Также звезда - это раскалённый (самосветящийся) газовый шар.
- Посмотрите, а сбоку какая-то планета! А что же такое планета?
- Планета – это небесное тело, не излучающее собственного света.
- Откройте тетради и запишите эти определения, чтобы не забыть.
2. Проблемные ситуации. Проведение опытов.
- О чём можно догадаться, зная, что Солнце освещает и нагревает Землю? (Солнце – звезда, температура солнечного вещества высокая)
- Какая звезда самая яркая? (днём – Солнце, ночью – Сириус)
- Что подсказывает нам, что температуры звёзд разные? (разный цвет звёзд)
- У каких звёзд температура вещества выше: у белых или красноватых? Какие наблюдения могут подсказать ответ?
- Проведём опыт: возьмём лучину и зажжём её. (цвет горящей лучины – белый, а гаснущей красный)
- Почему Солнце кажется нам ярче и больше других звёзд? (оно ближе к нам)
- Слышали ли вы когда-нибудь слово «Созвездие»? Что оно обозначает?
- В переводе с латыни «созвездие» означает «группа звезд».Созвездия — это участки, на которые разделена небесная сфера для удобства ориентирования на звёздном небе. В древности созвездиями назывались характерные фигуры, образуемые яркими звёздами.
- Давайте рассмотрим созвездия на стр. 65, может мы какие-то из них знаем!
3. Работа по учебнику (с.62-63)
- Продолжим наше путешествие в учебнике. Прочитаем текст на с. 62-63.
- Что нового узнали?
- Как называется неяркая звездная полоса на небе, видимая ночью?
- Что такое Галактика? (Скопление звезд)
- Как называется наша Галактика? (Млечный путь)
4. Рассказ учителя.
- Наблюдения за звёздами человек использует в своей практической деятельности – ориентируются по звёздам моряки, лётчики, космонавты, в древности по ним определяли начало сезона, сверяют по звёздам точные часы.
V. Закрепление изученного материала
1. Игра «Восстанови текст»
Солнце – это раскалённый (самосветящийся) газовый шар. Такие небесные тела называют (звёздами). Небесные тела, не излучающие собственного света, называют (планетами).
VI. Итог урока
1. Беседа
- Мы возвращаемся из путешествия и вспомним, что же мы запомнили.
- Назовите три отличия Земли от Солнца. (не звезда, холодная, не светится, меньше)
- Что общего у Земли и Луны? (холодные космические тела, обе шарообразной формы, это планета и её спутник)
- Какое космическое тело называют звездой?
- Какая звезда самая близкая к Земле? (Солнце)
- Что называют созвездием?
- Какие созвездия вам известны?
- Какие созвездия вы наблюдали?
- Чем планета отличается от звезды?
- Какое значение для человека имеет Солнце?
2. Домашнее задание
- с. 62-64 читать
6 677 911 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Меланина Елена Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36/72/108 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
2 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.