Главная / Начальные классы / Обобщающий урок по теме: «Ориентирование в пространстве и во времени». Проверочная работа. Солнце и звезды. (4 класс)

Обобщающий урок по теме: «Ориентирование в пространстве и во времени». Проверочная работа. Солнце и звезды. (4 класс)

Окружающий мир 4 класс

Тема: Обобщающий урок по теме: «Ориентирование в пространстве и во времени». Проверочная работа. Солнце и звезды.

Цель: - закрепить знания уч-ся по теме: «Ориентирование в пространстве и во времени»; сформировать знания о звездах и их разнообразии; показать значение звёзд для человека и значение Солнца для всего живого на Земле;

- развивать воображение, логическое мышление;

- воспитывать эстетические чувства, интерес к науке астрономии.

Оборудование:

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей. Актуализация опорных знаний

  1. - Сегодня вы напишите небольшой тест по целому разделу, но сначала вспомним с помощью загадок, что учили на прошлом уроке, а также мы отправимся в захватывающее путешествие.

  2. Отгадывание загадок

1. У меня в ладонях страны,
Реки, горы, океаны.
Догадались, в чём тут фокус?
Я держу руками …
 (Глобус)

2. Глобус весь пересекают,
Сходятся на полюсах.
Постепенно подвигают
Стрелки на любых часах.
Через сушу, океаны
Пролегли ...
 (Меридианы)

3. Старший среди них – экватор.
И от севера до юга
Эти линии, ребята,
Параллельны все друг другу.
Догадаться вы сумели,
Что же это? ...
 (Параллели)

4. Глобус делит ровная
Линия условная.
Выше – север, ниже – юг.
Назови границу, друг.
 (Экватор)

5. Там снуют акулы, прыгают гориллы.
Страшные “большие злые крокодилы
Будут вас кусать, бить и обижать”.
Помните то место, где нельзя гулять?
 (Африка)

6. Ни начала, ни конца, 
Ни затылка, ни лица. 
Знают все: и млад, и стар, 
Что она – большущий шар. (Земля)

III. Закрепление и систематизация знаний

  1. Проверочная работа

  1. Чертёж предмета вида сверху – это…

А) рисунок;

Б) план предмета;

В) иллюстрация.

2. Какой вид масштаба применён, если он записан так: 1:10?

А) именованный;

Б) линейный;

В) численный.

3. Если масштаб записан так: 1 см – 1 м, то он называется…

А) именованный;

Б) линейный;

В) численный.

4. Какое направление указывает стрелка на плане?

А) на юг;

Б) на запад;

В) на север.

5. Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков и в определённом масштабе – это…

А) топографическая карта;

Б) географическая карта;

В) план предмета.

6. Модель земли – это…

А) глобус;

Б) круг;

В) мячик.

7. Линии, которые сходятся у полюсов, называются…

А) параллели;

Б) экватор;

В) меридианы.

8. Она соединяет два полюса.

А) параллель;

Б) земная ось;

В) экватор.

9. Что делит Землю на два равных полушария: Северное и Южное?

А) экватор;

Б) глобус;

В) нулевой меридиан.

10. Выберите ряд, в котором названы только материки Восточного полушария.

А) Африка, Северная Америка;

Б) Евразия, Австралия;

В) Южная Америка, Северная Америка.

2. Работа с картой

- ученики выходят по двое к карте полушарий и показывают материки и океаны, которые называет учитель.

IV. Изучение нового материала

  1. Понятия «звезда», «планета».

- А сейчас настало время отправиться в путешествие. Скажите, на чем можно отправиться в космос?

- Пока мы летели, заметили, что вокруг нас много звезд! А что вы знаете о звездах?

- Также звезда - это раскалённый (самосветящийся) газовый шар.

- Посмотрите, а сбоку какая-то планета! А что же такое планета?

- Планета – это небесное тело, не излучающее собственного света.

- Откройте тетради и запишите эти определения, чтобы не забыть.

2. Проблемные ситуации. Проведение опытов.

- О чём можно догадаться, зная, что Солнце освещает и нагревает Землю? (Солнце – звезда, температура солнечного вещества высокая)

- Какая звезда самая яркая? (днём – Солнце, ночью – Сириус)

- Что подсказывает нам, что температуры звёзд разные? (разный цвет звёзд)

- У каких звёзд температура вещества выше: у белых или красноватых? Какие наблюдения могут подсказать ответ?

- Проведём опыт: возьмём лучину и зажжём её. (цвет горящей лучины – белый, а гаснущей красный)

- Почему Солнце кажется нам ярче и больше других звёзд? (оно ближе к нам)

- Слышали ли вы когда-нибудь слово «Созвездие»? Что оно обозначает?

- В переводе с латыни «созвездие» означает «группа звезд». Созвездия — это участки, на которые разделена небесная сфера для удобства ориентирования на звёздном небе. В древности созвездиями назывались характерные фигуры, образуемые яркими звёздами.

- Давайте рассмотрим созвездия на стр. 65, может мы какие-то из них знаем!

3. Работа по учебнику (с.62-63)

- Продолжим наше путешествие в учебнике. Прочитаем текст на с. 62-63.

- Что нового узнали?

- Как называется неяркая звездная полоса на небе, видимая ночью?

- Что такое Галактика? (Скопление звезд)

- Как называется наша Галактика? (Млечный путь)

4. Рассказ учителя.

- Наблюдения за звёздами человек использует в своей практической деятельности – ориентируются по звёздам моряки, лётчики, космонавты, в древности по ним определяли начало сезона, сверяют по звёздам точные часы.

V. Закрепление изученного материала

1. Игра «Восстанови текст»

Солнце – это раскалённый (самосветящийся) газовый шар. Такие небесные тела называют (звёздами). Небесные тела, не излучающие собственного света, называют (планетами).

VI. Итог урока

  1. Беседа

- Мы возвращаемся из путешествия и вспомним, что же мы запомнили.

- Назовите три отличия Земли от Солнца. (не звезда, холодная, не светится, меньше)

- Что общего у Земли и Луны? (холодные космические тела, обе шарообразной формы, это планета и её спутник)

- Какое космическое тело называют звездой?

- Какая звезда самая близкая к Земле? (Солнце)

- Что называют созвездием?

- Какие созвездия вам известны?

- Какие созвездия вы наблюдали?

- Чем планета отличается от звезды?

- Какое значение для человека имеет Солнце?

2. Домашнее задание

- с. 62-64 читать


Обобщающий урок по теме: «Ориентирование в пространстве и во времени». Проверочная работа. Солнце и звезды. (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Тема: Обобщающий урок по теме: «Ориентирование в пространстве и во времени». Проверочная работа. Солнце и звезды.

Цель: - закрепить знания уч-ся по теме: «Ориентирование в пространстве и во времени»; сформировать знания о звездах и их разнообразии; показать значение звёзд для человека и значение Солнца для всего живого на Земле;

- развивать воображение, логическое мышление;

- воспитывать эстетические чувства, интерес к науке астрономии.

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей. Актуализация опорных знаний

1.      - Сегодня вы напишите небольшой тест по целому разделу, но сначала вспомним с помощью загадок, что учили на прошлом уроке, а также мы отправимся в захватывающее путешествие.

2.      Отгадывание загадок

1. У меня в ладонях страны,
Реки, горы, океаны.
Догадались, в чём тут фокус?
Я держу руками … (Глобус)

2. Глобус весь пересекают,
Сходятся на полюсах.
Постепенно подвигают
Стрелки на любых часах.
Через сушу, океаны
Пролегли ... (Меридианы)

3. Старший среди них – экватор.
И от севера до юга
Эти линии, ребята,
Параллельны все друг другу.
Догадаться вы сумели,
Что же это? ... (Параллели)

4. Глобус делит ровная
Линия условная.
Выше – север, ниже – юг.
Назови границу, друг. (Экватор)

5. Там снуют акулы, прыгают гориллы.
Страшные “большие злые крокодилы
Будут вас кусать, бить и обижать”.
Помните то место, где нельзя гулять? (Африка)

6. Ни начала, ни конца, 
Ни затылка, ни лица. 
Знают все: и млад, и стар, 
Что она – большущий шар. (Земля)

III. Закрепление и систематизация знаний

1.      Проверочная работа

1.      Чертёж предмета вида сверху – это…

А) рисунок;

Б) план предмета;

В) иллюстрация.

2. Какой вид масштаба применён, если он записан так: 1:10?

А) именованный;

Б) линейный;

В) численный.

3. Если масштаб записан так: 1 см – 1 м, то он называется…

А) именованный;

Б) линейный;

В) численный.

4. Какое направление указывает стрелка на плане?

А) на юг;

Б)  на запад;

В) на север.

5. Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков и в определённом масштабе – это…

А) топографическая карта;

Б) географическая карта;

В) план предмета.

6. Модель земли – это…

А) глобус;

Б) круг;

В) мячик.

7. Линии, которые сходятся у полюсов, называются…

А) параллели;

Б) экватор;

В) меридианы.

8. Она соединяет два полюса.

А) параллель;

Б) земная ось;

В) экватор.

9. Что делит Землю на два равных полушария: Северное и Южное?

А) экватор;

Б) глобус;

В) нулевой меридиан.

10. Выберите ряд, в котором названы только материки Восточного полушария.

А) Африка, Северная Америка;

Б) Евразия, Австралия;

В) Южная Америка, Северная Америка.

2. Работа с картой

- ученики выходят по двое к карте полушарий и показывают материки и океаны, которые называет учитель.

IV. Изучение нового материала

1.      Понятия «звезда», «планета».

- А сейчас настало время отправиться в путешествие. Скажите, на чем можно отправиться в космос?

- Пока мы летели, заметили, что вокруг нас много звезд! А что вы знаете о звездах?

- Также звезда - это раскалённый (самосветящийся) газовый шар.

- Посмотрите, а сбоку какая-то планета! А что же такое планета?

- Планета – это небесное тело, не излучающее собственного света.

- Откройте тетради и запишите эти определения, чтобы не забыть.

2. Проблемные ситуации. Проведение опытов.

- О чём можно догадаться, зная, что Солнце освещает и нагревает Землю? (Солнце – звезда, температура солнечного вещества высокая)

- Какая звезда самая яркая? (днём – Солнце, ночью – Сириус)

- Что подсказывает нам, что температуры звёзд разные? (разный цвет звёзд)

- У каких звёзд температура вещества выше: у белых или красноватых? Какие наблюдения могут подсказать ответ?

- Проведём опыт: возьмём лучину и зажжём её. (цвет горящей лучины – белый, а гаснущей красный)

- Почему Солнце кажется нам ярче и больше других звёзд? (оно ближе к нам)

- Слышали ли вы когда-нибудь слово «Созвездие»? Что оно обозначает?

- В переводе с латыни «созвездие» означает «группа звезд».Созвездия — это участки, на которые разделена небесная сфера для удобства ориентирования на звёздном небе. В древности созвездиями назывались характерные фигуры, образуемые яркими звёздами.

- Давайте рассмотрим созвездия на стр. 65, может мы какие-то из них знаем!

3. Работа по учебнику (с.62-63)

- Продолжим наше путешествие в учебнике. Прочитаем текст на с. 62-63.

- Что нового узнали?

- Как называется неяркая звездная полоса на небе, видимая ночью?

- Что такое Галактика? (Скопление звезд)

- Как называется наша Галактика? (Млечный путь)

4. Рассказ учителя.

- Наблюдения за звёздами человек использует в своей практической деятельности – ориентируются по звёздам моряки, лётчики, космонавты, в древности по ним определяли начало сезона, сверяют по звёздам точные часы.

V. Закрепление изученного материала

1. Игра «Восстанови текст»

   Солнце – это раскалённый (самосветящийся) газовый шар. Такие небесные тела называют (звёздами). Небесные тела, не излучающие собственного света, называют (планетами).

VI. Итог урока

1.      Беседа

- Мы возвращаемся из путешествия и вспомним, что же мы запомнили.

- Назовите три отличия Земли от Солнца. (не звезда, холодная, не светится, меньше)

- Что общего у Земли и Луны? (холодные космические тела, обе шарообразной формы, это планета и её спутник)

- Какое космическое тело называют звездой?

- Какая звезда самая близкая к Земле? (Солнце)

- Что называют созвездием?

- Какие созвездия вам известны?

            - Какие созвездия вы наблюдали?

- Чем планета отличается от звезды?

- Какое значение для человека имеет Солнце?

2. Домашнее задание

 

 - с. 62-64 читать

Автор Меланина Елена Сергеевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 930
Номер материала 29655
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓