Главная / Русский язык и литература / Обобщающий урок по теме «Глагол» (6 класс)

Обобщающий урок по теме «Глагол» (6 класс)


Тема: Обобщающий урок по теме «Глагол» (6 класс)

Цели: Обучающие:

-способствовать формированию знаний о глаголе как части речи;

-способствовать формированию умений применять изученные правила по

теме «Глагол» при решении практических задач.

Развивающие:

- создать условия для развития 1) памяти, внимания, мышления; 2) для

развития познавательных интересов (планирования, самоконтроля, само-

оценки); 3) для речевого развития.

Воспитательные:

создать условия для пробуждения у учащихся способности к творчеству, воспитывать

любовь к поэтическому слову, интерес к изучению творчества поэта- земляка Н.М.

Рубцова.

. -создать условия для воспитания культуры общения в группах, толерантности,


Оборудование: стенд, посвященный жизни и творчеству Н.М. Рубцова, технологические карты, карточки для самопроверки, карточки-информаторы ( «Написание НЕ с глаголами», «Е-И в безударных личных окончаниях глаголов», «Спряжение глаголов», «Наклонение глаголов»), памятки для учащихся к модульным урокам русского языка, текст биографии Н. Рубцова.



Технологическая карта урока


Дата: Ученик:

Консультант:

При выполнении заданий модульного урока пользуйтесь прилагающейся Памяткой для учащихся.



Тема: Обобщающий урок по теме «Глагол»

Цель урока: (учащиеся определяют вместе с учителем)

Самостоятельная работа по технологическим картам. Учащиеся могут работать в парах, в группах, при необходимости выбирать себе консультанта.


УЭ, цель

Задания

Рекомен-дации

Вре-мя

Оцен-ка

УЭ №1.

Цель: повториь теорети-ческий материал по теме «Глагол»


Тестовая проверка по теме «Глагол»:


1)Глагол –это часть речи, которая

а) обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?

б) обозначает действие, отвечает на вопросы что делать? что сделать?

в) обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? чей?


2) Глаголы бывают ……………………и……………..

………………вида.


3)Глаголы бывают в форме…………………,………..

…………,……………………времени.


4)Разноспрягаемые глаголы -это глаголы, имеющие в формах настоящего или будущего времени :

а) окончания –у,-ю,-ешь, -ет, -ете,-ут,(-ют);

б) окончания –у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат,(-ят);

в) окончания, характерные для глаголов I спряжения и для глаголов II спряжения.


5) Глаголы, которые сочетаются с существительными , числительными или местоимениями в В.п. без предлога, называются

……………………………………………………………


6) Возвратными являются глаголы с ……………………………………………….


7) Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия:

а) которые происходили, происходят или будут происходить;

б) желаемые или возможные при определенных условиях;

в) которые кто-то заставляет или просит выполнить.


8) Глаголы в условном наклонении обозначают действия:

а) которые происходили, происходят или будут происходить;

б) желаемые или возможные при определенных условиях;

в) которые кто-то заставляет или просит выполнить.


9) Глаголы в повелительном наклонении обозначают действия:

а) которые происходили, происходят или будут происходить;

б) желаемые или возможные при определенных условиях;

в) которые кто-то заставляет или просит выполнить.



Проверь себя по карт. №1.

8 мин.


УЭ №2.

Уметь находить глаголы в тексте, определять вид, время, пере-ходность.


Прочитайте текст автобиографии Н.М. Рубцова «Коротко о себе».

Выпишите пять глаголов, определите у них вид, время, переходность.


………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Задание проверит учитель после урока

8 мин


УЭ №3.

Цель:

уметь определять спряжение глаголов, находить разноспря-гаемые глаголы


Укажите спряжение глаголов, подчеркните разноспрягаемые глаголы:


а) И эту грусть, и святость прежних лет

Я так любил во мгле р..дного края,

Что я хотел упасть и ум..реть.

И обнимать ромашки, ум..рая.

(Н. Рубцов «Над вечным покоем»)


б) Школа моя деревя( н, нн)ая….

Время придет уезжать-

Реч?ка за мною тума(н,нн)ая

Будет бежать и бежать.

(Н. Рубцов «Тихая моя родина»)


в) В медведя (вы)стрелил лесник.

Могучий зверь к сосне пр..ник.

Застряла дробь в лохматом теле.

Глаза медведя слез полны:

За что его убить хотели?

Медведь (не) чувствовал вины!

Домой отправился медведь,

Чтоб горько дома пореветь…

(Н. Рубцов «Медведь»)


При выполнении задания вы можете пользовать-ся карточками-информато-рами «Спря-

жение глаголов»


Проверь себя по карт. №2.

10 мин.


УЭ №4

Цель:

уметь определять безударное личное окончание глаголов,

наклонение глаголов.


Определите безударное личное окончание глаголов, указать наклонение.


а) Чуть живой. (Не) чирика..т даже.

Замерза..т совсем воробей.

Как замет..т подводу с поклажей,

Из-под крыши броса..тся к ней!

И дрожит он над зернышком бедным,

И летит к чердаку своему,

А гляди, (не) станов..тся вредным

Оттого, что так трудно ему…

(Н. Рубцов «Воробей»)


б) Вернувшись с моря, чувство горькой грусти

Мы испытали б все до остроты,

Когда б в нелегком воинском искусстве

(Не) взяли с боем новой высоты!

(Н. Рубцов «Возвращение»)


в) Мама, подставь мне

Руки сильные, удержи!

Я к шершавым ладоням горячим

Побледневшей щекой прижмусь,

И от каждой своей неудачи

Я теплом твоим исцелюсь.

(Н. Рубцов «Неудачница- невезуха»)


При выполнении задания можно пользоваться карточками-информаторами «Определе-ние безударных личных окончаний глаголов», «Наклонение глаголов»


Проверь себя по карт. №3.

10 мин.


УЭ №5

Цель: форми-

ровать

орфогра-

фическую зор-

кость


Вставь подходящие по смыслу глаголы в стихотворение Н. Рубцова «Видения на холме»


Россия, Русь! Храни себя, храни !

………… , опять в леса твои и долы

Со всех сторон …………………. они,

Иных времен татары и монголы.

Они ……………. на флагах черный крест,

Они крестами небо закрестили,

и не леса мне видятся окрест,

А лес крестов

в окрестностях

России.

Сравни получившийся текст стихотворения с подлинником. (Карт.№4)

Найди ошибки в определении морфологических признаков глаголов.


Храни –изъявит. наклон., наст. время, ед.число,

2 спряж.

Закрестили- изъяв. накл., прош. время, мн. число, 2 спр.

Видятся- повел. наклон., наст. время, мн. число, 1 спр.

Задание проверит учитель

8 мин


УЭ №6.

Цель: подвести

итоги урока



1) Обсудите ответ на вопрос : «Что вы узнали о жизни Н. Рубцова?»

2) Каковы темы стихотворений Н. Рубцова?

………………………………………………………..

………………………………………………………..

………………………………………………………….

1) Прочитайте цели , поставленные в начале урока. Достигли ли вы их?

2) Какое задание вам понравилось больше всего?

3) Почему?

4) При выполнении какого задания вы испытывали трудности?

5) Удовлетворены ли вы своей работой?

6) Продумайте, какое домашнее задание вам надо выполнить?

Оценка:1- , 2- , 3- Итог:





5 мин
















Памятка для учащихся


1.Помни, что работу на уроке необходимо начинать с осознанного

восприятия цели.

2.Внимательно читай каждое задание. Выполняя задание, покажи

все свои знания. Не спеши задавать вопросы учителю, думай…

3.У тебя есть право получить консультацию учителя, товарища

или в учебнике. Используй это право!

4.Каждое задание подлежит проверке сразу после выполнения.

5.Прочитай внимательно, кто должен осуществить проверку:

-Проверь себя по карточке, которая

находится у учителя.

- Проверку выполнит учитель после урока.

- Проверку осуществляет помощник-кон-

консультант.

6.Если проверку осуществляешь ты, то помни о критериях

выставления оценки:

все верно - «5»

ответ верный, но неполный

или 1-2 ошибки- «4»

ответ верный наполовину

или 3 ошибки- «3»

ответ неверный

или 4-5 ошибок «2»





Карточка №1.


Тестовая проверка по теме «Глагол».

  1. б

  2. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.

  3. Глаголы бывают в форме прошедшего, настоящего и будущего времени.

  4. в.

  5. Глаголы, которые сочетаются с существительными , числительными или

местоимениями в В.п. без предлога, называются переходными.

  1. Возвратными являются глаголы с суффиксами -СЯ (СЬ).

  2. а.

  3. б

  4. в.


Карточка №2.




Укажите спряжение глаголов, подчеркните разноспрягаемые глаголы:


а) И эту грусть, и святость прежних лет

Я так любил (2 спр.) во мгле родного края,

Что я хотел упасть (1 спр.) и умереть,(1 спр.)

И обнимать (1 спр.) ромашки, умирая.

(Н. Рубцов «Над вечным покоем»)


б) Школа моя деревянная….

Время придет (1 спр.) уезжать (1 спр.)-

Речка за мною туманная

Будет (1 спр) бежать и бежать.

(Н. Рубцов «Тихая моя родина»)


в) В медведя выстрелил (2спр.) лесник.

Могучий зверь к сосне приник (1спр).

Застряла (1 спр.) дробь в лохматом теле.

Глаза медведя слез полны:

За что его убить (1 спр) хотели?

Медведь не чувствовал (1 спр) вины!

Домой отправился (2 спр) медведь,

Чтоб горько дома пореветь (1 спр.)…

(Н. Рубцов «Медведь»)





Карточка №4.


Россия, Русь! Храни себя, храни !

Смотри, опять в леса твои и долы

Со всех сторон нагрянули они,

Иных времен татары и монголы.

Они несут на флагах черный крест,

Они крестами небо закрестили,

и не леса мне видятся окрест,

А лес крестов

в окрестностях

России. (Н. Рубцов «Видения на холме»)


Карточка №3.


Определите безударное личное окончание глаголов, указать наклонение.

изяв. накл.

а) Чуть живой. Не чирикает даже.

изъяв. накл.

Замерзает совсем воробей.

изъяв. накл.

Как заметит подводу с поклажей,

изъяв. накл.

Из-под крыши бросается к ней!

изъяв. накл

И дрожит он над зернышком бедным,

изъяв. накл.

И летит к чердаку своему,

повел накл. изъяв. накл.

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему…

(Н. Рубцов «Воробей»)



б)Вернувшись с моря, чувство горькой грусти

условн. накл.

Мы испытали б все до остроты,

Когда б в нелегком воинском искусстве

услов.. накл.

Не взяли с боем новой высоты!

(Н. Рубцов «Возвращение»)


повел. накл.

в) Мама, подставь мне

повел накл

Руки сильные, удержи!

Я к шершавым ладоням горячим

изъяв. накл.

Побледневшей щекой прижмусь,

И от каждой своей неудачи

изъяв. накл.

Я теплом твоим исцелюсь.

(Н. Рубцов «Неудачница-невезуха»)



КОРОТКО О СЕБЕ

 

        Родился в 1936 г. в Архангельской области. Но трех лет меня увезли оттуда. Детство прошло в сельском детском доме над рекой Толшмой — глубоко в Вологодской области. Давно уже в сельской жизни происходят крупные изменения, но для меня все же докатились последние волны старинной русской самобытности, в которой было много прекрасного, поэтического. Все, что было в детстве, я лучше помню, чем то, что было день назад.

        Родителей лишился в начале войны. После детского дома, так сказать, дом всегда был там, где я работал или учился. До сих пор так.

        Учился в нескольких техникумах, ни одного не закончил. Работал на нескольких заводах и в Архангельском траловом флоте. Служил четыре года на Северном флоте. Все это в равной мере отозвалось в стихах.

        Стихи пытался писать еще в детстве.

        Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали. Думаю, что стихи сильны и долговечны тогда, когда они идут через личное, через частное, но при этом нужна масштабность и жизненная характерность настроений, переживаний, размышлений...


( Комментарий. Вероятно, этот фрагмент творческой биографии написан весной 1962 г. перед поступлением Н.М.Рубцова в Литературный институт им. А.М.Горького.)












Обобщающий урок по теме «Глагол» (6 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

         По результатам исследований выявлены следующие причины, отрицательно влияющие на обучение и воспитание подростков: низкий уровень учебной мотивации, интеллектуальная пассивность, неправильные навыки и способы учебной работы, неправильное отношение к учебному труду, неразвитые учебные и познавательные интересы, несоответствие развития учебно-познавательных процессов возрастной норме, неумение самостоятельно и рационально организовать свой учебный труд, низкий уровень самоконтроля в учебной деятельности, низкие общеучебные навыки, снижение волевой активности подростков, отсутствие установки на результат, неумение ставить цель и планировать ее достижение, проблемы в общении с одноклассниками.

          При таком положении вещей трудно говорить о полноценном качестве обучения, следует сначала «научить  ребенка учиться», создать на уроках условия для формирования ключевых компетенций учащихся.        

  Для решения поставленных задач  большой интерес представляет технология модульного обучения.

  Обобщающий урок по теме «Глагол» (6 класс) разработан с использованием технологии модульного обучения

Автор Довгань Галина Викторовна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1969
Номер материала 10357
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓