Главная / Начальные классы / Обобщающий урок по теме:

Обобщающий урок по теме:

Тема урока: Знаки препинания в сложном предложении с союзами и, а, но.

Цель урока:

1) создать условия для закрепления умений различать простые и сложны предложения;

-формировать представление о способах соединения простых предложений в составе сложного; умение расставлять знаки препинания в сложных предложениях;

2) способствовать развитию логического мышления, устной и письменной речи учащихся;

3) воспитывать у учащихся желание самостоятельно думать, анализировать и рассуждать


Оборудование: тетради, карточки для индивидуальной работы, схемы предложений.


Ход урока.


  1. Организационный момент.


На уроке не зевай –

Сразу всё запоминай.

Чтоб минутка не пропала,

Мысль чтоб точно в цель попала!

Чтобы в русском языке

Равных не было тебе!



2. Орфографическая пятиминутка (3 мин.)

- Сейчас повторим орфограммы корней и поучимся различать виды орфограмм. Для работы вам потребуются цветные ручки зелёного цвета. Возьмите листок с напечатанным стихотворением, прочитайте его про себя.

- Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением, будем обозначать зелёным цветом.

Меж редеющих верхушек

Показалась синева,

Зашумела у опушек

Ярко-жёлтая листва.


(проверка работы по эталону – слайд№ 1, оцените свою работу по шкале достижений)

- А сейчас немного отдохнём. Я прочитаю вам это стихотворение ещё раз, а вы, закрыв глаза, попробуете представить картину природы, нарисованную автором этих строк – А. Твардовским.

(Учитель под негромкое пение птиц выразительно читает стихотворение)

- Что вы представили, слушая это красивое стихотворение?

(выслушиваются ответы 2-3 детей)


- Очень приятно в один из таких тёплых осенних денёчков совершить семейную пешую или велосипедную прогулку в лес, полюбоваться красотой природы, понаблюдать за животными, а можно и поиграть в подвижные игры. Это «наполнит» вас положительной энергией. Тем более, что такая прогулка, а также занятия спортом очень полезны для здоровья.


3.Определение темы и цели урока (2мин)

- Определите по ключевым словам тему урока:слайд№2

Сложное предложение, несколько грамматических основ, запятая, союзы а, и, но.

Какая цель будет нашей работы на уроке?

(Сегодня на уроке мы будем тренироваться в постановке знаков препинания в сложных предложениях с союзами а, и, но)

4.Повторение теоретического материала.(3мин)

С помощью сигналов оцените мои высказывания.

Сложные предложения состоят из двух или более предложений, которые связаны между собой по смыслу и интонационно. Верно.

Простые предложения в составе сложных при письме не разделяются запятой. Неверно.

Исправьте меня.

Сложные предложения бывают союзные и бессоюзные. Верно.

Запятая не ставится, если два сложных предложения связаны союзом и.

Неверно.

Исправьте меня.

Если в предложении одна грамматическая основа и есть однородные члены предложения, такое предложение называются сложными. Неверно.

Исправьте меня. Это простое предложение с однородными членами.

-Что вы ещё знаете о предложении?

 - Какое предложение называется сложным? Чем оно отличается от простого?

- Какие бывают предложения по цели высказывания? По интонации?


5. Тренировочные упражнения.(10 мин)

Запись предложений под диктовку на доске и в тетрадях, определение грамматических основ, построение схем, устно дать характеристику предложению.

Свежий ветерок гонит листья, но они плавно  кружатся в воздухе. [  -   =   ], но [  -   =]   Облетели листья с клена, он от холода дрожит. [  =  -   ], [  -   =   ].  В лесу осиновом дрожат осинки, а ветер срывает с осинок косынки. [  =  -   ], а [  -   =   ].

6. Физминутка для глаз.(2 мин)

7. Работа со схемами.(2 мин)

На доске записаны схемы предложений, найдите ошибки и исправьте.( 1 уч-ся у доски)- самооценка по лестнице достижений.

8. Игра на внимание.(сложное предложение –делаем один хлопок)(2 мин)

1. Пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодится.

+

2. В октябре, в октябре частый дождик на дворе.

-

3. Соломинку и муха сломит, а сноп и конь не раздавит.

+

4. На ветру шумят осинки, и березки шелестят.

+

5. Закружились в воздухе разноцветные листья, они покрыли землю пестрым ковром.

+



9. Работа в парах.(7 мин)

Найдите и исправьте пунктуационные ошибки, выделите грамматическую основу, составьте схему предложения. Не забывайте о культуре общения на уроке, о правилах взаимопомощи и взаимоподдержки.

1пара.

1. Ночью месяц сверкает и всё освещает.

2. Осенью звёзды светят ярко но холодно.

3. За ночь чай в котелке замерзает и утром лежит жёлтая льдинка.

4. Птицы возились в чаще и щебетали.

5. Птичка ныряет на дно а потом выскакивает на берег. ( опрос учащихся, самооценка по шкале достижений)


10.Графический диктант. ( поэтапно зачерчивают схему и комментируют какое это предложение)(3 мин)(1учащийся выполняет эту работу на развороте классной доски)

На прощание дарит осень деревьям яркие краски.

На осинке висят золотые монетки, в медь оделся дуб.

Скупое солнышко скользит по серой глади реки, а молодая травка тянется к нему в надежде согреть свою зелёную щетинку.

Скоро наступит холодная зима.

(проверка- слайд №____, самооценка по шкале достижений)


11.Тест-контроль(3 мин)

1.Сложными называются предложения, в которых:

А) одна грамматическая основа;

Б) две и более грамматических основ;

В) две грамматические основы;

2.Отметь схему сложного предложения:

А)

Б)

В)

3. Выбери схему для данного предложения.

Роняет лес багряный свой убор, серебрит мороз увянувшее поле.

А)

Б)

В)

4. Перед союзом и ставится запятая:

А) В предложении с однородными членами.

Б) В сложном предложении.

В) Никогда.

5. Перед союзами а, но запятая ставится:

А) Никогда.

Б) В предложении с однородными членами.

В) Всегда.

Проверка по эталону, слайд №____. Самооценка.


12. Обобщение. (2 мин.)

Какую цель ставили мы с вами в начале урока?

Как мы её решали? Наша цель выполнена?


Оценивание

(по шкале) Как оценивали себя на протяжении урока после каждого задания, подведите итог и оцените себя за весь урок.

Кто оценил себя за весь урок «на высоте», можете поставить себе на полях карандашом «5»

Кто оценил себя « чуть ниже» — «4»

«Посередине» — «3»

Я оценю ваши работы и поставлю отметки после проверки.


Дополнительное задание:

Продолжи предложение так, чтобы оно стало сложным.

В лес пришла осень, и деревья….

В октябре по утрам часты заморозки, но …

Осенью идут дожди, а зимой ….





Обобщающий урок по теме:
  • Начальные классы
Описание:

Урок обобщения знаний по русскому языку по образовательной системе " Школа 2100" -4 класс.Тема урока " Знаки препинания в сложном предложении с союзами и, а, но" Урок построен в соответствии с требованиям ФГОС НОО.В ходе урока использовались интерактивные формы обучения.

Цель урока:

1) создать условия для закрепления умений различать простые и сложны предложения;

-формировать представление о способах соединения простых предложений в составе сложного; умение расставлять знаки препинания в сложных предложениях;

2) способствовать развитию логического мышления, устной и письменной речи учащихся;

3) воспитывать у учащихся желание самостоятельно думать, анализировать и рассуждать

Автор Борзик Ольга Анатольевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 398
Номер материала 40575
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓