Главная / Русский язык и литература / Обобщающий урок по русскому языку "Второстепенные члены предложения"

Обобщающий урок по русскому языку "Второстепенные члены предложения"

Название документа к кон уроку2.ppt

Обобщение по теме «Второстепенные члены предложения» Урок составлен учителем ...
Ночевала тучка. Она умчалась; Но остался след. Он стоит, задумался И плачет он.
Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана. Утром в путь она умчалась ран...
Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана. Утром в путь она умчалась ран...
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Наступила .....зима. Улетели птицы в…..страны. Лишь немногие птицы перезимую...
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИЗНАК предмета Какой? Какая? К...
УЛЫБКА
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОПОЛНЕНИЕ ПРИЗНАК предмета Како...
. Птицы поют (где?) …. Птицы поют(когда?) Птицы поют ( как?)….. в лесу, в сад...
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОПОЛНЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО ПРИЗНА...
Дополните каждое предложение из правого столбика. Запишите, что получилось. В...
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОПОЛНЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО ПРИЗНА...
1 из 19

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Обобщение по теме «Второстепенные члены предложения» Урок составлен учителем рус
Описание слайда:

Обобщение по теме «Второстепенные члены предложения» Урок составлен учителем русского языка и литературы МОУ «СОШ с. Елшанка Новобурасского района Саратовской области» Сосновцевой О.Н.

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3 Ночевала тучка. Она умчалась; Но остался след. Он стоит, задумался И плачет он.
Описание слайда:

Ночевала тучка. Она умчалась; Но остался след. Он стоит, задумался И плачет он.

№ слайда 4 Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана. Утром в путь она умчалась рано,
Описание слайда:

Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана. Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, М.Ю.Лермонтов И тихонько плачет он в пустыне.

№ слайда 5 Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана. Утром в путь она умчалась рано,
Описание слайда:

Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана. Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7 ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Описание слайда:

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

№ слайда 8 Наступила .....зима. Улетели птицы в…..страны. Лишь немногие птицы перезимуют в
Описание слайда:

Наступила .....зима. Улетели птицы в…..страны. Лишь немногие птицы перезимуют в……краях. Вот..…синичка стучит в мое окно. Она требует …крошек и кусочек сала в кормушку.

№ слайда 9 ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИЗНАК предмета Какой? Какая? Каки
Описание слайда:

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИЗНАК предмета Какой? Какая? Какие? прилагательное местоимение подлежащее эмоциональная окраски

№ слайда 10 УЛЫБКА
Описание слайда:

УЛЫБКА

№ слайда 11
Описание слайда:

№ слайда 12 ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОПОЛНЕНИЕ ПРИЗНАК предмета Какой?
Описание слайда:

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОПОЛНЕНИЕ ПРИЗНАК предмета Какой? Какая? Какие? прилагательное местоимение подлежащее эмоциональная окраски предмет вопросы косвенных падежей Существительное местоимение сказуемое переход действия на предмет

№ слайда 13
Описание слайда:

№ слайда 14 . Птицы поют (где?) …. Птицы поют(когда?) Птицы поют ( как?)….. в лесу, в саду в
Описание слайда:

. Птицы поют (где?) …. Птицы поют(когда?) Птицы поют ( как?)….. в лесу, в саду весной, утром звонко, весело

№ слайда 15 ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОПОЛНЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО ПРИЗНАК п
Описание слайда:

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОПОЛНЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО ПРИЗНАК предмета Какой? Какая? Какие? прилагательное местоимение подлежащее эмоциональная окраски предмет вопросы косвенных падежей Существительное местоимение сказуемое переход действия на предмет Признак действия где? как? когда? каким образом? куда ? существительное наречие сказуемое Точное определение действия

№ слайда 16
Описание слайда:

№ слайда 17 Дополните каждое предложение из правого столбика. Запишите, что получилось. Выпа
Описание слайда:

Дополните каждое предложение из правого столбика. Запишите, что получилось. Выпал снег грустные, у, дома Берёзы стоят весело, молодая, пушистый Шелестит листва вчера Вчера выпал пушистый снег. У дома стоят грустные берёзы. Шелестит молодая листва.

№ слайда 18 ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОПОЛНЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО ПРИЗНАК п
Описание слайда:

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОПОЛНЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО ПРИЗНАК предмета Какой? Какая? Какие? прилагательное местоимение подлежащее эмоциональная окраски предмет вопросы косвенных падежей Существительное местоимение сказуемое переход действия на предмет Признак действия где? как? когда? каким образом? куда ? существительное наречие сказуемое Точное определение действия

№ слайда 19
Описание слайда:

Название документа конспект конкурсного урока.doc

















Обобщение знаний по теме:


«Второстепенные члены предложения»







Провела в 5 классе

учитель

русского языка и литературы

МОУ «СОШ с. Елшанка

Новобурасского района

Саратовской области»

Сосновцева Ольга Николаевна
















МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Елшанка Новобурасского района Саратовской области»





Тема урока: Обобщение знаний по теме: «Второстепенные члены предложения»


Цель урока:

1. Обобщить и систематизировать знания о строении простого предложения.

2.Отработать навыки нахождения второстепенных членов предложения и определение их роли в предложении.

Задачи урока:

Образовательные:

  • уточнить понятия «главные» члены предложения, «второстепенные» члены предложения;

  • составить совместно с учащимися кластер по второстепенны членам предложения;

Развивающие:

  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

  • развивать умение работать с текстом;

  • развивать сообразительность, мышление, память.

Воспитательные:

  • создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;

  • воспитывать потребность оценивать свою деятельность.

  • воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;

  • воспитывать внимание, доброе отношение к ближним, ко всему живому.

Оборудование:

Мультимедиапроектор, компьютер, экран.

Тетрадь-помощница с рабочими материалами для учащихся.



Ход урока.


1.Орг.момент.(стих.


- Здравствуйте!

Что особого мы друг другу сказали?

От чего же на капельку солнца прибавилось в мире?

От чего же на капельку счастья прибавилось в мире?

От чего же на капельку радостней сделалась жизнь?








- Здравствуйте! Дорогие ребята и гости. Я вам всем желаю здоровья. Сегодня урок русского языка проведу у вас я, Сосновцева Ольга Николаевна.

Какова тема сегодняшнего урока я вам пока не скажу, чуть позднее вы сами мне ее назовете.

I.Вызов (актуализация)

  • Перед нами вариант стихотворения (Слайд ):

Ночевала тучка.
Она умчалась;
Но остался след.
Он стоит, задумался
И плачет он.

Беседа по вопросам:

  • Что напоминает вам этот текст? Кто автор стихотворения? (Стихотворение «Ночевала тучка золотая…» М.Ю.Лермонтова)

  • - Какое впечатление производит этот текст? Почему? А чего не хватает в нем?

Прочитаем текст, который создал М.Ю.Лермонтов (Слайд )

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана.
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

  1. Чем схожи эти тексты?( основным содержанием)

  2. Чем различаются? ( второй текст позволяет более четко и определенно представить описываемые события

  3. Почему второй текст более точный, чем первый? ( в нем есть второстепенные члены предложения

  4. Как вы думаете, а почему их так назвали?

  5. Они играют в предложении вторые роли. Значит, можно обходиться без них?

  6. Можно, но речь будет не так выразительна и красива. В этом мы убедились на примере стихотворения М.Ю.Лермонтова.











1)Работа с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова

1. Давайте найдем в тексте стихотворения второстепенные члены предложения и обозначим их графически. (Листочки с текстами у каждого учащегося находятся на парте). (Самостоятельная работа учащихся).

2. Проверьте, правильно ли все ли нашли требуемые второстепенные члены предложения. (Самопроверка по тексту на слайде ). (Слайд )

- Какого члена предложения нет в этом тексте? (Дополнения) В этом мастерство поэта: нет дополнения, а значит, действия героев не переходит на предмет, ещё больше подчёркивая их одиночество.

III. Осмысление.

-Ребята, можете ли вы мне сказать тему нашего урока?

Слайд 4 ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Как вы думаете, почему тема урока записана в центре доски и почему вокруг так много свободного места? Вы мне поможете и мы запишем все, что вы знаете о второстепенных членах предложения и оформим это графически, с помощью КЛАСТЕРА



2)Работа с текстом .(Вместо точек вставьте подходящие по смыслу слова) СЛАЙД6

Наступила .....зима. Улетели птицы в…..страны. Лишь немногие птицы перезимуют в….краях. Вот…синичка стучит в мое окно. Она требует …крошек и кусочек сала в кормушку.

(слова для справок: жаркие, хлебные, желтогрудая, холодная, родных)

3)Проверка - читают дети СИНИЧКА у кормушки

-Ребята, а вы повесили кормушки? Почему необходимо подкармливать птиц зимой?

ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ:

1.Определите, какими членами предложения являются вставленные слова / ОПРЕДЕЛЕНИЕМ (заполняем кластер) Слайд

  1. .А что обозначает определение? ПРИЗНАК предмета (заполняем кластер)

  2. .На какие вопросы отвечает определение? (КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ?).





  1. Какой частью речи является определение? (ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ и местоимениями)

  2. К какому члену предложения относятся определения? (к подлежащему)

  3. Для чего служат определения? (для эмоциональной окраски)

  4. . Как графически обозначим (волнистой линией)

ФИЗМИНУТКА (дети встают из-за парт)

  • Ты улыбкой, как солнышком брызни,

  • Выходя по утру из ворот.

  • Понимаешь, у каждого в жизни

  • Предостаточно будет забот,

  • Разве любы нам хмурые лица

  • Или чья-то сердитая речь?

  • Ты улыбкой сумей поделиться

  • И ответную искру зажечь.

А теперь я вас попрошу повернуться друг к другу и улыбнуться, а теперь повернитесь к нашим гостям и подарите им свои улыбки

слайд Фонетический разбор слова УЛЫБКА(сколько букв(6), сколько звуков(6),согласных звуков(4), гласных(2)

3.Звуковое письмо (письмо от сороки, которая все знает)

Хочу вам ребята рассказать удивительную историю, которая произошла в одном королевстве. Правили в этом королевстве подлежащее со сказуемым. А определение. дополнение , и обстоятельство службу у них несли. Каждый выполнял свою тяжелую работу . Но однажды дополнение, не смирившись с тем, что оно выполняет вторую роль, сбежало из королевства. И такая неразбериха тут началась. Ведь никто не мог заменить дополнение, справиться с его работой (ДАЛЕЕ ШУМ, письмо обрывается)

Что же особого в этом дополнении, что с его работой справиться никто не может?

Заполнение кластера по аналогии

  1. А что обозначает дополнения? Предмет

  2. На какие вопросы отвечает дополнения? (на вопросы косвенных падежей

  3. Какой частью речи является дополнения?(существительными и местоимениями)

  4. К какому члену предложения относятся дополнения? (к сказуемому)

  5. Для чего служат дополнения? (для перехода действия на предмет)

  6. Как графически обозначим (прерывистая линия )









4. Пение птиц (фонограмма) минута релаксации

Закройте глаза, откиньтесь назад, ноги чуть вытяните вперед. Послушайте, пожалуйста, пение птиц. На душе у вас от этого пения становится радостно и все ваше тело наполняется тепло ,жизненной энергией.

А теперь давайте подумаем и ответим на вопросы: СЛАЙД

-Птицы поют (где?) …. в лесу, в саду

-Птицы поют (когда?) …. весной, утром

-Птицы поют ( как?)….. звонко, весело

Ребята, как будут называться второстепенные члены предложения, которые показывают, где, когда и каким образом происходит действие (ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ) заполн.кластер СЛАЙД

5.Самостоятельная работа

Теперь я вас попрошу самостоятельно дополнить кластер , запишите, что вы знаете об обстоятельстве, так как мы это делали с вами с другими второстепенными членами предложения.

2.А что обозначает обстоятельства? ПРИЗНАК действия

3.На какие вопросы отвечае (где?когда?как?каким образом?куда

4 Какой частью речи является определение? (существительными и наречиями) (запол. кластер) Слайд

5К какому члену предложения относятся определения? (к сказуемому)

6Для чего служат определения? (для более точного определения действия)

7. Как графически обозначим (пунктир точка)

III.Рефлексия

1.Имитация телефонного звонка

Ребята, нас с вами пригласили в гости в одно очень дружное семейство, но так как мы с вами на данный момент заняты , я вам предлагаю совершить виртуальное путешествие к ним в гости.

Представьте дружную семейку, которая радушно встречает вас в уютной комнате:

- глава семьи – папа, его зовут Подлежащее. Он отвечает на вопросы – кто? что? Выражается существительным, местоимением чаще, чем другими частями речи. Прямолинеен.



- папина половинка – мама. Она тоже глава семьи и зовут ее Сказуемое. Она отвечает на вопросы – что делает предмет? Что с ним происходит? Кто он такой? Что он такое? Каков он? Она прямолинейна в двойне.


У этих главных членов семьи есть три чада (ребенка, малыша…). Они радостно бегут вам навстречу. Познакомимся с ними поближе.

Вот первое малыш. У него вьющиеся волосы, и само оно кругленькое, миленькое, хорошенькое. Мама Сказуемое часто задает ему вопросы: какой? Какая? Какие? Какое? Чьи? Чей? Чье? Чья? А малыш на них отвечает, выражается прилагательными, местоимениями, порядковыми числительными чаще всего. И зовут это чадо Определение.

Вот второе чадо. Оно очень любопытно. Волосики у него коротенькие, как пунктирчики. Оно отвечает на вопросы папы Подлежащего и мамы Сказуемого и на вопросы своих братьев: кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? И зовут его Дополнение.


А вот и третий ребенок. Он разумненький и серьезный. Волосы у него необычные, похожи на точку-тире, точку-тире… И отвечает он на вопросы: как? Каким образом? В какой степени? Когда? Где? Куда? Откуда? почему? зачем? при каком условии? Имя его Обстоятельство.


Сегодня у них семейное торжество. Мама Сказуемое испекла торт. Почувствуйте запах этого торта.

Малыш Определение рассказывает, какой вкусный, изумительный.

Чадо Дополнение дополняет рассказ малыша Определение. Торт испечен мамой для папы, для детей, для гостей. Тортик сделан из бисквита и крема.

Малыш Обстоятельство обстоятельно разъясняет, что мама старательно готовилась к торжеству, а папа ответственно ей помогал. Торт красиво и аппетитно смотрится на столе.

Вот такая дружная семейка встречает нас сегодня.


2.Выявление восприятия.(беседа по вопросам)

У кого в гостях мы побывали?

Кто хозяин дома? Как он выглядит?(папа-подлежащее, прямолинеен,кто?что?

Кто хозяйка дома? Расскажите о ней.(мама-сказуемое, прямолинейна вдвойне, что делает?

Сколько детей было в этом семействе? Назовите их

Определение.( вьющиеся волосы, кругленькое, миленькое, хорошенькое. Мама задает ему вопросы

Дополнение.( любопытно. Волосики у него коротенькие, как пунктирчики, отвечает на вопросы папы Подлежащего

Обстоятельство (разумненький и серьезный, волосы у него необычные, похожи на точку-тире, точку-тире








3.Творческое задание:

А теперь я вас попрошу нарисовать деток этого семейства: определение, дополнение, обстоятельство( по желанию)

Выставка рисунков, беседа по ним.


IV. ИТОГ урока. : О чем мы сегодня говорили на уроке?

Что вам больше всего понравилось?

Какое задание было трудным для вас?


V.Оценка урока: Сегодня все очень хорошо работали на уроке, поэтому дружная семейка шлет вам этот вкусный торт.


VI. Домашнее задание (дифференцированное)

1.Придумать продолжение истории с дополнением, которое сбежало из королевства.

2.Нарисовать всю дружную семейку.



















Обобщающий урок по русскому языку "Второстепенные члены предложения"
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема урока: Обобщение знаний  по теме: «Второстепенные члены предложения»

 

Цель урока:

1. Обобщить и систематизировать знания о строении простого предложения.

 2.Отработать навыки нахождения второстепенных членов предложения и определение их роли в         предложении.

Задачи урока:

Образовательные:

·         уточнить понятия «главные» члены предложения, «второстепенные» члены предложения;

·         составить совместно с учащимися кластер по второстепенны членам предложения;

Развивающие:

·         развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

·         развивать умение работать с текстом;

·         развивать сообразительность, мышление, память.

Воспитательные:

·         создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;

·         воспитывать потребность оценивать свою деятельность.

·         воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;

·         воспитывать внимание, доброе отношение к ближним, ко всему живому.

 Оборудование:

Мультимедиапроектор, компьютер, экран.

Тетрадь-помощница с рабочими материалами для учащихся.

 

 

Автор Сосновцева Ольга Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 887
Номер материала 35802
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓