Главная / Русский язык и литература / Обобщающий урок по русскому языку на тему

Обобщающий урок по русскому языку на тему

Устьинский филиал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Устьинская средняя общеобразовательная школа












hello_html_1ac0d7e7.gif



(Для обучающихся 7 класса)











Выполнила:

Учитель русского языка и литературы

Лукоянова В.П.






2012-2013 уч.


Обобщающий урок по теме «Предлог».


Цели урока: а) систематизировать и обобщить знания о предлоге;

б) совершенствовать умения различать предлоги и омонимичные слова;

в) формировать навык написания производных предлогов;

г) развивать умения обучающихся высказываться на лингвистическую тему, анализировать, логически мыслить;

развивать орфографическую зоркость;

д) активизировать познавательную деятельность, воспитывать интерес к языку и речевой культуре.

Оборудование: раздаточный материал, доска, компьютер, мультимедийный проектор.


Ход урока.

1.Оргмомент.

2.Объявление темы и цели урока.

Эпиграфы к уроку: «Что значит знать? Вот в чем затруднение!» (Гете «Фауст», Мефистофель) Знать – это не значит зазубрить. Это значит осмыслить и запомнить.

1.Предлог. Презентация обучающегося.

2.Грамматико-лингвистическая разминка.

На экран проецируются задания:

А) Назови неправильное утверждение.

1)Служебные части речи не бывают членами предложения.

2)Служебные части имеют свое лексическое значение, как и самостоятельные.

3)К служебной части речи задать вопрос невозможно.

Б) Восстанови фразеологические сочетания:

1)Зарубить, нос.

2)Слово, слово.

3)Язык, кости.

4)Водить, нос.

5)Брать, бык, рога.

В) Ребята, вы можете себе представить, что о предлогах существуют даже стихотворения. Вот одно из них. Послушайте его внимательно и скажите, о каких предлогах идет речь.

Нет предлога.

Чудесный выдался денек,

А я учу предлоги…

Я должен твердо знать урок:

У нас учитель строгий!

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

«Что значит – «по»?

«Что значит – «за»?

И «за» и «по» - предлоги…»

А хорошо бы – За порог

И – мчаться По дороге!...

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги?


3.На столах карточки с текстом.

Сказка года – зима.

Вся природа окутана мудростью снежной тишины. Глубокие сугробы приносят земле целительный покой и сон. Присмотришься … эту пору … лесу и заметишь, что повышается настроение птиц. Первым … этом заявляет большой пестрый дятел. А где-то … верхушке сосны неподвижно, настороженно сидит, подкарауливая добычу, лесной разбойник-сорокопут.

1.Какая часть речи опущена в этом тексте?

2.Восстановите текст.

3.Какие это предлоги?

4.С какими падежами вы их употребили?

5.Почему вы поняли смысл текста, несмотря на то, что предлоги в нем были опущены?

(Предлоги не имеют лексического значения).

Но опускать предлоги нужно очень осторожно. Иначе может получиться бессмыслица. Например, если опустить их в пословице «Кто в лес, кто по дрова», то получится «Кто лес, кто дрова».


На экране информация о предлоге под рубрикой «Любознательным».

В русском языке всего около 200 предлогов. Однако после имен существительных, глаголов и местоимений по частоте использования стоят именно предлоги. Девять из них (в, на, с, к, по, за, у, из, о) включаются в 30 самых частотных слов русского языка. Любопытно, что предлог в возглавляет этот список, на четвертом месте стоит предлог на.

Между пятью падежами, с которым употребляются слова этой части речи, предлоги распределяются неравномерно: с родительным используется почти 115 предлогов, с творительным-24, с винительным-20, с дательным-19, с предложным-7.


4.Производные и непроизводные предлоги.

Словарная работа.

Один ученик у доски пишет предлоги. Второй выходит и отмечает производные предлоги буквой «П», непроизводные буквой «Н».

Насчет, в, из-за, вместо, мимо, от, благодаря, для, над, с, несмотря на.


Замените производные предлоги непроизводными.

Вследствие положения, в течение дня, спустя несколько лет, ввиду приближения каникул, сидеть возле костра.

(из-за, за, через, из-за, у)


Любознательным.

По наблюдениям профессора А.Н.Гвоздева, предлоги появляются в речи детей позднее, чем все остальные части речи, в возрасте около 1,5 лет. До этого времени обычным является пропуск предлогов: «повесь стенку» (повесь на стенку), «пойду Симе» (пойду к Симе).

Раньше всего ребенок начинает включать в свою речь простые первообразные предлоги в пространственном значении: в, на, у, про, из, от, с, за.

Записав данные предложения, вставьте нужные предлоги о, об, обо и объясните их использование.

Работа в группах.

(Предложения распечатаны. Предлоги вписываются в ходе проверки работы).

1 группа.

Когда хотят сказать, что дело может кончиться и хорошо, и плохо, то говорят: палка…двух концах. А вода к крыльцу подходит, бьет волною… порог. Разговор шел… мне. В кузнице толковали… всем.

2 группа.

Конь… четырех ногах, да спотыкается. Мысли… Остапе не покидали старого Тараса. Каждому хотелось рассказать… своих впечатлениях.

3 группа.

Там был приют суждений ярых… недалекой старине, … прежних выдумщиках-барах,… ихней пище и вине,… загранице и России,… хлебных сказочных краях,… боге,… нечистой силе,… полководцах и царях.

Вспомнить все случаи употребления предлогов о, об, обо.


Очень часто мы допускаем речевые ошибки, порой не исправляем друг друга. Сейчас вы постараетесь найти такие ошибки, сначала на слух.

Отредактируйте предложения, найдите в них ошибки (устно).

Ты любишь пирожки с капусты?

Здесь каждый день интересуются о результатах лечения.

Собрание обсудило о работе группы.

Благодаря мужественного поступка мальчика люди были спасены.

Задержан согласно приказа командира.

А теперь в своих тетрадях выполните следующее задание, аналогичное, но только здесь ошибки в выборе предлога. Нужно найти ошибки и записать предложения в исправленном виде.

1.Честь рабочего не позволила уйти ему из завода.

2.Письма с Крыма приходили регулярно.

3.Старинная чашка с фарфора привлекла внимание гостей.

1. с завода.

2. из Крыма.

3. из фарфора.

5.Правописание предлогов.

Словарно-орфографический выборочный диктант «Проверь себя»

1)ряд словосочетания со слитным написанием производных предлогов;

2)ряд – с раздельным написанием;

3)ряд – с дефисным написанием сложных предлогов.

Крепнуть наперекор болезни. (1)

Охотиться в течение дня. (2)

Мелькнуть по-над рекой. (3)

Малоподвижный по причине лени. (2)

Едва ходить из-за травмы. (3)

Несмотря на раннее утро. (1)

Терять вследствие ранения. (1)

Аттестовать вопреки ожиданию. (1)

Родственники со стороны отца. (2)

Из-под куста. (3)

Интерес в целях исследования. (2)

Сравните свои записи с проекцией на экране. Исправьте допущенные ошибки. Какое слово или словосочетание вызвало наибольшее затруднение в написании? Назовите орфограммы по выделенным буквам.

Вывод: в словосочетаниях несколько орфограмм: «проверяемые безударные гласные в корне слова», «правописание –тся, -ться в глаголах», «правописание падежных окончаний имен существительных», «правописание удвоенных согласных», «правописание производных и непроизводных предлогов».


6.Указать, к каким частям речи относятся слова-омонимы.

Буквенный диктант.

П Н С Д

1. Горные речки разливаются в июле вследствие усиленного таяния снегов.

2. В следствии по делу военных преступников использованы многочисленные свидетельские показания.

3. Несмотря на молодость, уманцы избрали Остапа куренным атаманом.

4. Он шел, не смотря под ноги.

5. Мальчики сидели вокруг угасшего костра.

6. Все вокруг быстро чернело и затихало.

7. Я зайду к вам после.

8. В течении реки Волги за последние 20 лет произошли большие изменения.

9. Я расскажу тебе это после урока.

10. Ступай себе мимо.

12. На встречу с писателями пришел весь класс.

13. Дым багровый клубами всходит к небесам, навстречу утренним лучам.

14. Судно весело бежит мимо острова Буяна.

(П – предлог, Н – наречие, С – существительное, Д – деепричастие)


7.Подведение итогов урока.

8.Домашнее задание:

1)написать сочинение-миниатюру «Предлоги в нашей речи»;

2)подобрать пословицы, поговорки, загадки, в которых один и тот же предлог используется в разных значениях.

Обобщающий урок по русскому языку на тему
  • Русский язык и литература
Описание:

Это  обобщающий урок по теме "Предлог". Он позволяет смстематизировать и обобщить полученные на уроке и самостоятельно сведения о предлогах. Совершенствовать умения различать предлоги и омонимичные слова;развивать умения обучающихся высказываться на лингвистическую тему, анализировать, логически мыслить; развивать орфографическую зоркость; активизировать познавательную деятельность, воспитывать интерес к языку и речевой культуре. На уроке используется презентации учителя и учеников.

 

Автор Лукоянова Валентина Петровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 320
Номер материала 28855
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓