Инфоурок Литература КонспектыОбобщающий урок по литературе по повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" (6 класс)

Обобщающий урок по литературе по повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" (6 класс)

Скачать материал

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Сказка и реальность» (по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»).

 

1.       

ФИО (полностью)

Зинкина Татьяна Михайловна

2.       

Место работы

Муниципальоное Общеобразовательное учреждение Майская средняя общеобразовательная школа Пестравского района  Самарской области

3.       

Должность

Учитель русского языка и литературы

4.       

Предмет

литература

5.       

Класс

6

6.       

Тема и номер урока в теме

Обобщающий урок «Сказка и реальность»по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

7.       

Базовый учебник

Литература. Начальный курс, Снежневская М. А., Хренова О. М.: Учебник-хрестоматия для 6 класса общеобразовательных учреждений.

 

8.      Цель  урока:

 обобщение знаний по творчеству Н.В. Гоголя

9. Задачи:

- обучающие

1) продолжить формирование умения анализировать эпизоды, наблюдать за языком произведения;

2) проследить утверждение писателем общечеловеческих ценностей;

3) обобщить знание сюжета произведения, знание таких терминов как юмор, повесть, фантастика; умение определять портретную характеристику героев;

4)  познакомить учащихся с традициями и обрядами, с бытом и верованиями славянских народов через эпоху, отраженную в повести "Ночь перед Рождеством"; способствовать формированию понятий: "образ-символ", "этический идеал", "народность произведения".

 

-развивающие

1) создать условия для развития у учащихся умений сопоставительного анализа, работы в творческих группах, нахождения информации в разных источниках и ее обработки

2) развивать связную речь учащихся;

 

 

 

-воспитательные

1) воспитывать интерес к слову;

2)  воспитывать вдумчивого, проницательного читателя;

3) воспитывать у школьников интерес к народным традициям, национальной культуре;

4) формировать гражданско-патриотические чувства и нравственно-эстетические идеалы.

 

10.  Тип урока комбинированный.

11.  Формы работы учащихся коллективная, групповая, индивидуальная.

12.  Необходимое техническое оборудование:  мультимедиапроектор, ученические ноутбуки, интерактивная доска.

13.  Структура и ход  урока

 

 

 

 

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

 

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

 

1

2

3

5

6

7

1

 

Организационный момент

 

Приветствие учителя

Приветствие учащихся

30 сек.

2

Вступительное слово учителя

 

Мы сейчас живём в преддверии новогодних праздников, когда случаются сказочные и фантастические чудеса. И сейчас у нас есть  возможность  отправиться  в такое волшебное путешествие, вспоминая страницы повести «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя.

 

настрой.

30    сек

3

Рассматривание портрета Гоголя

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Посмотрите на портрет Н. В. Гоголя.

Каким представляется вам писатель по этому портрету? http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e290963b-5aaa-4be9-9428-a873186acf68/%5BLI6RK_8-01%5D_%5BIL_01%5D.htm

А каким  представляется повествователь повести по отрывку из произведения?  (Читается отрывок из повести»)

Пасечник Рудый Панько рассказывает    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b484d161-38b3-4473-b063-274b123c42fe/%5BLI6RK_8-01%5D_%5BAU_06%5D.htm

Рассматривание портрета.

Человек умный, но немного грустный

 

 

Слушание

 

 

 

 

Ответ: повествователь — человек с юмором

 

5 мин

4

Проверка знаний по теме

 

 

 

 

3

А знаете ли вы Автора и героев повести?

Проверить это нам помогут тесты

Пройдите по ссылке и выполните тесты

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5192fb0a-a84b-4842-aceb-87ce23755c40/index_listing.html

 

Выполнение тестов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

5

 Мотивация учащихся к работе. Деление на группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Во многих книгах, описывающих события, которые когда-то происходили в нашей стране, рассказывают о жизни наших предков. Зачем нам необходимы знания о народном быте? Почему интерес к национальным традициям усиливается в век глобализации и научно-технического процесса?

- Совершенно верно! Поэтому и обращаются современные режиссеры к сюжетам, связанным с народным бытом и историческими традициями.

 

 

- Кто из вас смотрел фильм Александра Роу "Вечера на хуторе близ Диканьки"? Чем он поразил вас?

 

А видели ли вы мультипликационный фильм? Давайте посмотрим отрывок из него

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8632ca7a-0eb6-4523-8bf4-fef4f9058d76/%5BLI6RK_8-03%5D_%5BVI_13%5D.htm Известный современный режиссер решил создать свой мультипликационный фильм "Ночь перед Рождеством" и усилить в нем национальный колорит. Поэтому он обратился к нам с просьбой: найти в повести детали, необходимые для сценария. Чтобы работа шла более эффективно, создадим две творческие группы:

  • Мудрецы;
  • Фольклористы;

 

Отвечают на вопросы

- Мы должны знать свои корни, особенности национальной культуры, не быть "Иванами, не помнящими своего родства".

Удивительным юмором, яркой фантастикой и игрой известных актеров: Георгия Миллера (черт), Людмилы Хитяевой (Солоха), Александра Демьяненко (парубок), Людмилы Мызниковой (Оксана).

просмотр

7 мин

 

Формулировка проблемных вопросов для групп.

 

Карточка №1 с заданиями группе "Мудрецы":

Кто из героев олицетворяет в повести добро? Доминирующие положительные качества героев?

Кто в повести герои, воплощающие зло? А кто является посредниками между добром и злом?

История Рождества: победа. (Домыслить и обосновать)

Как черт и ведьма пытаются навредить "добрым людям"? Почему им это не удается?

Кто из героев изгоняет нечистую силу за пределы хутора и из душ героев?

Какие пословицы и поговорки иллюстрируют бессилие зла перед добром?

Карточка №2 с заданиями группе "Фольклористы":

Найти в тексте повести языческие обряды празднования святок на Руси.

Какие христианские традиции празднования Рождества описаны Н.В.Гоголем?

Создать Рождественский календарь и проиллюстрировать его.

Подготовить маски и элементы костюмов для святочного гуляния.

Выбрать из сборника "Русский фольклор" колядки для исполнения.

Подобрать классическую музыку, иллюстрирующую тему Рождества.

 

Подготовка ответов учащихся

10 минут

 

Ответы учащихся по группам

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Выразительное чтение отрывка из повести на фоне музыки П.И.Чайковского "Времена года" ("Святки")

"Последний день перед Рождеством прошел. Иллюстрации:http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5dba4108-1d0d-4de8-837f-ed53cf468d5d/%5BLI6RK_8-03%5D_%5BIL_11%5D.htm

Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа:Тут через трубу одной хаты клубами повалил дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле". Ил-ции:http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cb906b95-0d84-4371-83cb-822622e950af/%5BLI6RK_8-03%5D_%5BIL_06%5D.htm

Итак, вместе с появлением нечистой силы в повести начинаются необыкновенные, фантастические события. Почему именно в канун Рождества? Ответить на этот вопрос нам поможет группа "мудрецов".

 

1-я группа. "Добро и зло в повести "Ночь перед Рождеством" (возможные ответы)

- Ночь перед рождеством особенная: ночь накануне величайшего христианского праздника - рождения Иисуса Христа. Но вместе с тем в эту ночь злые силы - черт, ведьма - ведут себя наиболее активно, стараются выместить свое зло на добрых людях. Черт и ведьма стараются разрушить красоту предрождественской морозной ночи, украсть с неба звезды и месяц. Преследуют они и личные, корыстные цели: черт пытается отомстить Вакуле, а Солоха хочет опередить своего сына и прибрать к рукам богатства Чуба. Вот и появляются в эту ночь ведьма верхом на метле и "немец", а попросту черт, чтобы в последнюю ночь своего господства досадить людям, соблазнить христианские души властью, жаждой наживы, легкой победой.

 Посредником между человеком и дьяволом служит в повести запорожец Пацюк. Он искушает Вакулу и указывает путь к черту, надеясь заполучить его душу. Но все попытки нечистой силы разрушить мир красоты и любви завершились полным крахом, а зло, которое они направляли против людей, обернулось против них. Черт изгнан за пределы хутора, ведьма наказана, а звезды, символ чистоты и света, по-прежнему сияют на небе:

 

 

13 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Сейчас прочел "Вечера близ Диканьки". Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!.. Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился". Пушкина поразила в повести атмосфера праздника, народного юмора, святочных гуляний. Фольклорная группа не только расскажет, но и покажет, как праздновали Рождество наши предки

.Иллюстрации:http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/13eea569-cbd3-42a5-b44e-3d7f1198964a/%5BLI6RK_8-03%5D_%5BIL_02%5D.htm

 

Ответы 2 группы (возможные

В народном сознании славян христианство и язычество не столько боролись, сколько взаимодополнялись. Наиболее ярко двоеверие (дуализм) проявилось в крестьянском земледельческом календаре, где почитание христианских святых тесно переплелось с языческими поверьями и обрядами. Со временем многие языческие ритуалы утратили свое основное значение и постепенно превратились в забавы и развлечения.

Любимым развлечением молодежи в сочельник накануне Рождества (6 января) было колядование. Парни и девушки ходили по деревне и пели под окнами колядки - короткие обрядовые песни с пожеланием хозяевам дома добра и благополучия. Те в уплату за пожелания одаривали колядующих вкусной и сытной едой. Чем обильнее угощение, тем сытнее должен быть будущий год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоги урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итак, мы познакомились с работой творческих групп, которые собирали материал для сценария мультфильма "Ночь перед Рождеством". Можно ли по тексту повести составить представление о национальных традициях малороссиян и назвать "Ночь перед Рождеством" энциклопедией народной жизни?

 

"Кучи девушек с мешками вломились в хату Чуба, окружили Оксану. Крик, хохот, рассказы оглушили кузнеца. Все наперерыв спешили рассказать красавице что-нибудь новое, выгружали мешки, хвастались паляницами, колбасами, варениками, которых успели уже набрать довольно за свои колядки. Оксана, казалось, была в совершенном удовольствии и радости, болтала то с той, то с другой и хохотала без умолку. С какой-то досадою и завистью глядел кузнец на такую веселость и на этот раз проклинал колядки, хотя сам бывал от них без ума". (Представление колядок)

Колядки пели в честь бога Коляды, который создал первый календарь и основал вечный круговорот жизни, смену дня и ночи, вечное движение от тьмы к свету. Наблюдая за характером Оксаны и ее непомерной гордыней, читатель угадывает и ее преображение в калейдоскопе рождественских обрядов, просветление ее души.

Да, потому что в произведении Гоголя мы находим сведения о традициях обычаях празднования Рождества, получаем представление о народных нравственно-эстетических идеалах, о вере и суевериях, приметах и предрассудках, знакомимся с бытом казачества: с одеждой, предметами утвари, блюдами рождественского стола и святочными гуляниями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

2 мин

 

 

 

Народность произведения высоко оценил В. Г. Белинский. Именно его словами мы завершаем урок: "Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, все, что народ может иметь оригинального:- все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грезах Гоголя".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ ссылки

Адрес ссылки

1

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e290963b-5aaa-4be9-9428-a873186acf68/%5BLI6RK_8-01%5D_%5BIL_01%5D.htm

2

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b484d161-38b3-4473-b063-274b123c42fe/%5BLI6RK_8-01%5D_%5BAU_06%5D.htm

3

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5192fb0a-a84b-4842-aceb-87ce23755c40/index_listing.html

4

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8632ca7a-0eb6-4523-8bf4-fef4f9058d76/%5BLI6RK_8-03%5D_%5BVI_13%5D.htm

5

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5dba4108-1d0d-4de8-837f-ed53cf468d5d/%5BLI6RK_8-03%5D_%5BIL_11%5D.htm

6

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cb906b95-0d84-4371-83cb-822622e950af/%5BLI6RK_8-03%5D_%5BIL_06%5D.htm

7

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/13eea569-cbd3-42a5-b44e-3d7f1198964a/%5BLI6RK_8-03%5D_%5BIL_02%5D.htm

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Обобщающий урок по литературе по повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" (6 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Помощник руководителя отдела библиотеки

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок обобщения по теме повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" предмет -литература класс 6, тип урока- комбинированный с использованием ЭОР Базовый учебник: Литература Начальный курс Снежневская М.А. Хренова О.М. Учебник-хрестоматия для 6 класса общеобразовательной школы ФГОС Цель урока: обобщение знаний по творчеству Н.В. Гоголя Задачи урока: продолжить формирование умения ананлизировать эпизоды, наблюдать за языком произведения; познакомить детей с традициями и обрядами славянских народов; развивать связную речь учащихся; воспитывать у школьников интерес к народным традициям, народной культуре. Урок составлен с использованием ИКТ и ЭОР

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 963 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Технологическая карта урока по теме "Русская крестьянка-праведница (по рассказу И.С.Тургенева "Живые мощи")
  • Учебник: «Литература (в 2 частях)», Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Ипполитова Н.А. и др. / Под ред. Чертова В.Ф.
  • Тема: Живые мощи
  • 01.01.2021
  • 453
  • 17
«Литература (в 2 частях)», Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Ипполитова Н.А. и др. / Под ред. Чертова В.Ф.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.03.2020 461
    • DOCX 36.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Аджимуратова Зарина Тагировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Аджимуратова Зарина Тагировна
    Аджимуратова Зарина Тагировна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 71092
    • Всего материалов: 218

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 340 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 708 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 148 человек

Мини-курс

История педагогических идей: основатели и теоретики

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

От Зейгарника до Личко: путь к пониманию человеческой психологии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 15 регионов

Мини-курс

Психология взаимоотношений, прощения и самопонимания

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 131 человек из 53 регионов
  • Этот курс уже прошли 48 человек