Главная / Биология / Обобщающий урок биологии в 8 классе по теме: "Путешествие по Птицеграду"

Обобщающий урок биологии в 8 классе по теме: "Путешествие по Птицеграду"



ФИО автора:
Гончарова Антонида Владимировна, учитель биологии и природоведения.

МКС (К) ОУ «Бачатская школа-интернат VIII вида”

Название работы:

Обобщающий урок биологии в 8 классе по теме:

Путешествие по Птицеграду.

Предметная область: биология.

Цель: Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: Птицы

Задачи:

  • углубить и систематизировать знания учащихся о характерных и отличительных признаках для каждой группы изученных птиц;

  • выявить уровень усвоения обучающимися материала по теме «Птицы»;

  • корректировать мыслительную деятельность, внимания, долговременную памяти на основе упражнений в узнавании и различении птиц;

  • воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботиться о них в трудное для них время года (зимой);



Тип урока: урок обобщения, повторения и систематизации знаний учащихся по данной теме.



Краткое описание работы:

При составлении рабочей программы по биологии в 8 классе, я вынесла тему «Птицы» на весеннее время, когда обучающиеся могут наблюдать прилет птиц, их повадки, возведение гнезд. На тему «Птицы» по биологии в 8 классе отведено – 10 учебных уроков. Обучающиеся знакомятся с общей характеристикой птиц: средой обитания, особенностью внешнего и внутреннего строения. А так же размножением и развитием птиц. В основном изучают более знакомых учащимся птиц: ласточка, стриж, пестрый дятел, синица, сова, орел, голубь и воробей. Данный урок-экскурсия проводится в конце изучения темы «Птицы». Образовательные задачи урока направлены на закрепление условий обитания и образа жизни.

На уроке используются методы по виду источника информации:

словесные (беседа);

наглядные (на протяжении урока в виде презентации и раздаточного материала);

практические (чтение стихов, составление рассказов о птицах, отгадывание, вывод причинно-следственных связей).

В течение урока я целенаправленно создавала атмосферу заинтересованности детей, эффективно использовала такие средства воздействия для включения в работу всех обучающихся: чтение стихов, составление рассказов о птицах, отгадывание, просмотр слайдов из презентации.



Обобщающий урок биологии в 8 классе

«Путешествие по Птицеграду»

Дидактическое сопровождение урока: плакаты и рисунки детей о птицах, загадки и пословицы, слова на бумаге с названием улиц города Птицеграда, чучело птицы, кадры из электронной презентации PowerPoint «Птицы», иллюстрация «Строение яйца птицы»-3шт.

  1. Сообщение темы: В апреле месяце отмечается День птиц, многие их них возвращаются к нам с юга. Сегодня мы отправимся на экскурсию по улицам славного города Птицеграда. (поработать над составом слова - ПтицЕград ). Какие птицы уже вернулись к нам с юга? Выслушать детей, каких птиц они уже видели.

  2. Повторение знаний о птицах:

(1ученик) Все птицы относятся к теплокровным животным с четырьмя конечностями. Отличительная особенность птиц – перьевой покров и превращение первой пары конечностей в крылья. Это одинаково относится как к диким птицам, так и к домашним.

  1. (2ученик.) Перья плохо проводят тепло, что позволяет птице поддерживать температуру тела на уровне 40 – 41 градус. На поверхности крыльев температура более низкая. Высиживать яйца, греть их через перо на брюшной полости невозможно, поэтому у наседки выпадают перья на брюхе, участок тела оголяется, которым и греет она яйца. Эта часть голого тела называется - наседное пятно.

  2. Подумайте и ответьте на вопросы (сосредоточение внимания) слайд 1.

5. Учитель: Сначала мы «пройдемся» по большому проспекту, на котором живут разные птицы. И называется этот проспект Дружный. Как вы понимаете следующие поговорки о птицах. Слайд..

Соловей поет месяц, а ворона каркает целый год. Дятлу без носа, что волку без ног.

Не для того птице хвост, чтобы мух отгонять. Лучше слушать одного соловья, чем сотню воробьев.

Учитель. Мы прошлись по проспекту «Дружный», так как здесь живут дружно разные птицы.

6. Игра на внимание: Что в рассказе перепутал автор?

Учащиеся в выходной день отправились в лес на лыжах. Тихо зимой в лесу, и только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Накануне выпал снег, и хорошо были видны следы некоторых животных леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы возле просеки? Это мышковала лиса.

Где-то сверху доносился равномерный стук – это дятел искал под корой личинок жуков-короедов. Неожиданно на ветке густой ели мы увидели гнездо и в нем птицу. Кто же это насиживает яйца зимой? Петя сказал: - Это сойка!

Ошибки.

  1. Скворцы – перелетные птицы, зимой их не бывает.

  2. Зимой на лиственнице нет иголок, они опадают осенью.

  3. Зимой насиживает яйца не сойка, а клест.



Следующую улицу должны угадать учащиеся.

7. Выразительное чтение басни «Сорока и дятел». Перед слушанием басни ставлю перед детьми проблемный вопрос. Чему учит нас басня?

-Тебе, наверно, делать нечего сосед?

Сорока дятлу затрещала.

Ты каждый день встаешь, стучишь чуть свет,

Хоть от твоей работы толку мало.

Не торопясь, достав из-под коры жука,

Ей дятел говорит в ответ:

-Пусть моя польза от труда не велика,…но есть.

От болтовни твоей лишь только вред.

(автор - Г Ладонщиков)

Ответить на проблемный вопрос после прослушивания басни. Что вы знаете о дятле? О Сороке? Выяснить знания учащихся о дятле и сороке. Значит, сейчас мы побывали на улице, где живут только дятлы и сороки и название этой улицы замысловатое «Сорокодятловская» (слайд 5)

8 .Физминутка

Смотрим «Танец птиц», под музыку «Калинка»,

выполняем движения, имитирующие движения птиц.

Улицу, на которой мы сейчас будем проходить трудно прочитать издалека. Но вы постараетесь определить, какие птицы живут на ней.

( в это время в дверь класса постучали и передали большой конверт)

9. «Жалоба» Раскрываю конверт, зачитываю вслух. ЖАЛОБА. Какая птица могла прислать жалобу в нашу школу? Ох, и не любят меня люди! Голос, говорят, мой не нравится (страшно кричу по ночам), глаза очень круглые, некрасивые и большие. Считают, что я беду приношу. А так ли это? По ночам я охочусь, потому, что ночью я лучше вижу, чем днем. Если бы не было меня, люди сидели бы без хлеба. Так вот подумайте хорошенько, обижать или любить меня надо?

После того, как дети угадывают птицу, сказать, что мы идем по улице «Совушкиной», потому что на ней живут одни совы. Выяснить, что еще дети знают о совах? Почему следует охранять сов, какую пользу они приносят?


10.Игра-соревнование «Кто лучше знает строение яйца птицы?»

Трем детям на доске вывешивается крупным планом иллюстрация «Яйцо птицы в разрезе»

Остальные учащиеся внимательно проверяют правильность. Каждый ребенок должен подписать строение яйца: (скорлупа, белок, желток, канатики, воздушная камера, зародышевый диск, подскорлуповая оболочка).


11. Улица, на которой мы сейчас пойдем, называется «Кукушечья»

В народе говорят «Как перестанет кукушка куковать, так и обернется она я в ястреба».

Такого превращения никто и никогда не видел. Замечали, что к концу августа кукушки исчезали из леса, зато появлялись в лесу молодые ястребки. Внешне они очень похожи. Оба пестрые, у обоих длинные хвосты. Но на самом деле кукушки раньше всех птиц улетают на юг. А молодые ястребки в это время подрастают в лесу. В полете ястребка и кукушку можно спутать. Знаете ли вы, что кукушка – единственная птица, которая поедает мохнатых, ядовитых и самых прожорливых гусениц. Ни одна другая птица не прикоснется к ним.

Вопросы задать детям. Строит ли кукушка себе гнездо? Высиживает ли она свои яйца? Выкармливает ли своих птенцов? Значит еще одна особенность кукушки, что она подкладывает свои яйца в гнезда других птиц. Кто знает, почему кукушка все лето летает и кукует?

(Ученик читает стихотворение – домашнее задание)

Солнцем залита опушка,

Разгорелся летний день.

А проказница кукушка

Куковать уселась в тень.

Где она, никто не знает

На каком сидит суку?

В прятки с птицами играет

Где птенцы, мои, ку – ку?

12. Следующая улица, по которой мы будем держать, путь называется «Красная книга»

А почему она так называется, вы сейчас узнаете. На ней построены дома тех птиц, которые являются редкими в Беловском районе. Показать учащимся МИНИ - КРАСНУЮ книгу Беловского района. Эту книгу писали многие авторы, в ней описаны птицы, которые находятся на грани исчезновения, и которых следует охранять. Это значит, что охрану этих видов птиц должны осуществлять не только природоохранительные органы, но и школьники, ребята из детских садов и все жители Кузбасса. На данной улице живет 23 вида птиц, и если их не охранять, им грозит полное исчезновение. Слайд 3,4

13. Вывод по теме делают учащиеся, а я обобщаю:
1.Птицы – санитары планеты, уничтожают больных и старых животных.
2.Птицы уничтожают вредных насекомых в полях, садах, огородах, лесах.
3.Человек получает от птиц диетическое мясо, яйца, пух.
4. Птицы украшают природу своим пением и внешним видом

14.Учитель. Сегодня мы вспомнили всех знакомых вам птиц, «увидели», как они живут, какую помощь необходимо им оказывать.

Запомните главное правило: даже если вы ничем не можете помочь, в ваших силах всегда - не мешать, а это уже не так мало! Очень важно, чтобы птицы, такие прекрасные создания, неустанные труженики, полные притягательных тайн, жили счастливо на нашей планете! Ведь там, где плохо нашим соседям по планете, плохо и нам самим.

15. Задание на дом: Составить рассказ по темам (на выбор школьников):

- “Птицы в моей жизни”
- “Значение птиц в природе”
- “Значение птиц в жизни человека”






Обобщающий урок биологии в 8 классе по теме: "Путешествие по Птицеграду"
  • Биология
Описание:

Цель: Обобщение  и систематизация  знаний учащихся  по теме: Птицы

Задачи:

üуглубить  и систематизировать знания учащихся о характерных и отличительных признаках для каждой группы изученных  птиц;

üвыявить уровень усвоения обучающимися  материала по теме «Птицы»;

üкорректировать мыслительную деятельность, внимания, долговременную памяти на основе упражнений в  узнавании и различении  птиц;

üвоспитывать  бережное отношение к птицам, желание заботиться о них в трудное для них время года (зимой);

 

Тип урока: урок обобщения, повторения и систематизации знаний учащихся по данной теме.

Автор Кожихова Анастасия Григорьевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 776
Номер материала 31710
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓