Главная / ИЗО, МХК / обобщающий урок-мастерская "Старый мотив на новый лад" по изобразительному искусству в 5 классе

обобщающий урок-мастерская "Старый мотив на новый лад" по изобразительному искусству в 5 классе

МОУ СОШ пгт Свеча

Свечинского района Кировской области








Разработка

обобщающего урока

по изобразительному искусству

в 5 классе





Мастерская

«Старый мотив на новый лад»










Разработала и провела

Поникаровских Т.А.,

учитель изобразительного искусства








пгт Свеча

27.01.2012г

Класс: 5.

Учебник по программе Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и декоративно-прикладное искусство в жизни человека»

Тип урока: урок комплексного применения ЗУН учащимися, обобщение и систематизация знаний.

Задачи:

Обучающие:

  • приобщение к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей;

  • активизация творческого потенциала учеников.

Развивающие:

  • творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус;

  • навыки работы с художественными материалами;

  • навыки публичного выступления;

  • умение работать в малом коллективе-группе.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.

Методы: объяснительно-иллюстративный, практический.

Формы проведения: беседа, самостоятельная работа, коллективная и практическая работа.

Средства обучения:

  • наглядно-плоскостные: иллюстрации и работы детей гжельской, дымковской и городецкой росписей для оформления стендов; магнитная доска, работы учителя по росписям; бейджики для детей экскурсоводов-экспертов;

  • демонстрационные: демонстрационные модели игрушек – дымковские игрушки, гжельские сувениры;

  • аудиовизуальные: музыкальное оформление для практической работы – русские народные песни;

  • электронные образовательные ресурсы: сетевые ресурсы;


  • шаблоны форм ногтей, фоторамок, салфеток по выбору уч-ся;

  • художественные материалы.




Ход урока-мастерской

1 этап: (Учитель)

Добрый день, уважаемые гости!

Мы прибыли в музей Народных промыслов.

Сегодня в программе:

Выставка узоров гжельской керамики

Выставка мотивов городецкой росписи

Выставка вятской игрушки

По окончанию выставки мастерская «Старый мотив на новый лад», где вы примите участие в разработке каталогов по применению узоров декоративно-прикладных росписей.

Подведение итогов.

Я вам желаю хорошего настроения и плодотворной работы. В добрый путь!

2 этап: (Дети в виде экскурсоводов- экспертов рассказывают о росписях с показом на стенды, оформленные к уроку)

Борцова Анна Евгеньевна - экскурсовод-эксперт по гжельской росписи.

Добрый день!

Каждую неделю, по субботам, в Городец, съезжались крестьяне, приезжали купцы с разных городов. Редко кто уезжал с городецкого базара без игрушки или прялки – традиционного подарка. Каждый предмет настоящее произведение искусства.

На городецких изделиях можно увидеть коней, птиц, сценки чаепития, охоты, которые украшены диковинными цветами: розанами, купавками, ромашками, зелеными веточками.

Посмотрите как изящна роспись – городецкие травы, листья, как органично сочетаются крупные формы с мелкими. В чем же волшебство городецких узоров?

Всё дело в том, что какие краски рядом положить, чтобы получилась гармония цвета.

Лебедева Анастасия Павловна - экскурсовод-эксперт по городецкой росписи.

Добрый день!

Перед вами представлена выставка гжельских узоров. С 19 века в Подмосковье в Гжельской волости трудились мастера-художники. Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычайные – веселые, красивые.

Обратите внимание на неповторимую цветовую гамму – белоснежный фон и синее, как небо, узоры.

Элементы росписи разные: цветы, листья, птицы, звери, усики, бусинки, но самым излюбленным и известным узором остается гжельская роза. С помощь мазка с тенями получается неповторимое чудо.

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь:

Известно всем в народе её названье – Гжель.

Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

Не встретите на свете вы красоты такой!

Четверикова Ксения Дмитриевна - экскурсовод-эксперт по дымковской игрушке.

Добрый день!

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

Ласково и нежно называют эту игрушку – «дымка». С высокого берега реки Вятки видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топят печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся – будто в дыму, в дымке.

Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка.

Вначале были свистульки, позже появились самые разнообразные: птицы, кони, индюки, барышни, водоноски, баранчики и другие.

Что же отличает дымку от других глиняных игрушек?

Если вглядеться в узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые линии, полосы, клеточки, пятна, точки.

А цвет? Один цвет словно соперничает с другим. И поэтому пестро, весело от такого хоровода красок! Эта игрушка самая нарядная!

Привезли мы глину с дальнего бугра,

Ну-ка, за работу, чудо мастера!

Я слеплю лошадку, я её приглажу

И сидельце с бахромой на спине прилажу.

Слепим, высушим – и в печь!

А потом распишем,

Будем мы игрушки «печь»,

Печка жаром пышет.

А в печи – не калачи, а в печи – не куличи,

Не пышки, не ватрушки,

А в печи – игрушки!


3 этап: (Учитель)

Сейчас вам предстоит работа в мастерской «Старый мотив на новый лад», где вы будете мастерами – дизайнерами в разных направлениях. Вам нужно в течение 15 минут создать узор по определенной росписи. В итоге у каждого из вас будет узор на предложенном шаблоне, из них мы создадим каталог продукции.

1 группа работает над дизайном ногтей в гжельской росписи.

2 группа дизайнеры фоторамок в дымковских мотивах.

3 группа дизайнеры бумажных салфеток.

Если вопросы по заданию?

Если нет, то можно приступить к выполнению. (Музыкальный фон)

4 этап: (Дети)

Обсуждение результатов, с приглашением всей группы к доске.

Оценка экскурсоводов – экспертов по каждой группе в отдельности.


Заключительное слово учителя:

Итак, сегодня мы посетили музей Народных промыслов, выяснили, что предметы ДПИ в настоящее время это сувенирная продукция.

Побывав в мастерской «старый мотив на новый лад», узнали, что различные росписи могут применяться дизайнерами на практике. Экспериментируя с цветом и формой, получаются новые варианты изделий, которые можно пустить в машинное производство.

Поэтому и вам, юные друзья, желаю не бояться и экспериментировать!



Список источников:

1. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. [Текст]: 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред. Б.М.Неменского. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 192 с.: ил.

2. Изобразительное искусство. [Текст]: 5 класс: поурочные планы по программе Б.М.Неменского/ авт.-сост. О.В.Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2007.- 170с.

3. Ильина, Н. Дымковское чудо. [Текст]: – Киров: ОАО «Кировская областная типография», 2009. – 20с.

4. Гламурные ноготки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vk.com/topic-12124761_28463987

5. Гжельская роспись [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://podelkihandmade.ru/ggelskaya-rospis.html

6. Городецкая роспись [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sourceschm.appspot.com/shemy-gorodeckaya-rospis.html



Детские работы учащихся 5 классаC:\Users\Дом\Pictures\img085.jpg















Четверикова Ксения, 5-б класс

C:\Users\Дом\Pictures\img088.jpg

C:\Users\Дом\Pictures\img087.jpgC:\Users\Дом\Pictures\img086.jpg

Безденежных Варвара, 5-б класс Краева Диана, 5-б класс



C:\Users\Дом\Pictures\img089.jpgC:\Users\Дом\Pictures\img090.jpg

Юдинцева Виктория, 5- б класс Сысолятин Егор, 5-б класс

Приложения к уроку



Шаблоны ногтей для гжельской росписи


hello_html_m271d9d71.jpg








































Для оформления доски:




Дизайн

бумажной салфетки в Городце

hello_html_m50f99fca.png










Фоторамка

в дымковском орнаменте


hello_html_5c986a02.jpg









































Дизайн ногтей hello_html_7e485909.jpghello_html_m3b214fcf.jpg

по гжельским мотивам hello_html_51c1ab04.jpg
















hello_html_2d3189d8.jpg

обобщающий урок-мастерская "Старый мотив на новый лад" по изобразительному искусству в 5 классе
  • ИЗО, МХК
Описание:

Обобщающий урок-мастерская  по ИЗО  в 5 классе "Старый мотив на новый лад" представляет собой конспект-разработку. 

Обобщение материала идет по трем росписям: гордецкой, гжельской и дымковской. Дети работают в группах, соответствующие данным росписям. В каждой группе есть экскурсовод, который кратко обощает ранее изученный материал. 

В практической части урока учащиеся в группах выполняют творческие задания: 1 группа - дизайн ногтей в гжельской росписи, 2 группа - дизайн салфеток бумажных в городце, а третья - оформление фоторамок в дымке.

По окончанию работы - презентация детских работ.

Автор Поникаровских Татьяна Анатольевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 487
Номер материала 29972
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓