Урок разработан учителем математики МАНОУ «Лицей
№ 4» г,Ленинска – Кузнецкого Кемеровской области М.Е.Квитковой.
Обобщающий
урок по математике для 5 класса по теме: «Обыкновенные дроби».
Цель урока:
·
выработка навыков
самостоятельной работы учащихся ;
·
создание условий для
контроля (самоконтроля), усвоения знаний;
·
закрепление умений и
навыков в решении задач по данной теме.
Оборудование: доска;
мультимедийное устройство; задания для выполнения на уроке; карточки
самооценивания; задания для домашней работы.
Ход урока:
I
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ ( 2 мин.)
II УСТНАЯ
РАБОТА ( 6 мин.)
1.
Прочитайте дроби, назовите
их числитель и знаменатель:
2.
Археологи далекого будущего когда-нибудь раскопают
2 окаменевших дневника с большим количеством окаменевших двоек. В Колином
дневнике они найдут 225 окаменевших двоек, а в Толином – 2/5 числа этих
двоек. Сколько всего окаменевших двоек найдут археологи в двух дневниках?
3.
Коля и Толя разделили яблоко пополам и увидели, что
вместе с ними это яблоко собираются есть еще два червяка. Толя отделил от своей
части яблока половину и уступил ее червяку. То же самое сделал Коля. Какую
часть яблока получил каждый червяк?
III
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ ( 5 мин. ).
К доске вызываются два ученика.
Проверяется выполнение № 858 (б), 857 ( б ).
№ 858 ( б )
3 : 3 7 = 7 (ч) маляры выполнят
всю работу.
Ответ: за 7 часов.
№ 857 (б)
1) 30 : 5 2 = 12 (дн) идёт
дождь
2) 30 – 12 = 18 (дн) светит
солнце
Ответ: 18 дней.
III.
РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ С ОБРАЗЦОМ ВЫПОЛНЕНИЯ.
Карточки получают «слабые» учащиеся ( 2
ученика).
К –1
В коллекции 20 марок. Н а 3/5 всех марок
изображён Кремль. На скольких марках
изображён Кремль?
|
ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ
У машинистки 25 листов бумаги. Она
использовала 4/5 всех листов.
Сколько листов использовала машинистка.
РЕШЕНИЕ:
1)
25 : 5 * 4 = 20 ( л. ) использовала машинистка.
Ответ: 20 листов.
|
IV
«ДУЭЛЬ» НА ВОПРОСАХ( 3 мин.).
К доске вызывается один ученик ( по желанию),
остальные учащиеся задают ему пять теоретических вопросов по данной теме. За
каждый правильный ответ отвечающий получает один балл.
V ФИЗКУЛЬТМИНУТКА( 1 мин)
Упражнения для глаз нужно обязательно
включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой
нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном
внутричерепном давлении. Это следующие упражнения:
1) вертикальные движения глаз
вверх-вниз;
2) горизонтальное вправо-влево;
3) вращение глазами по часовой стрелке и против;
4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
5) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность,
ломаную); предлагается глазами “нарисовать” эти фигуры несколько раз в одном, а
затем в другом направлении.
VI
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ( 10 мин.).
№ 858 ( а ) – на доске .
№ 859 ( а ) – устно .
№ 859 ( б ) – решается на доске.
№ 859 ( в ) – самостоятельно. Один ученик
решает задачу «за доской», остальные – самостоятельно; первые пять человек,
решившие задачу правильно, получают оценку. Два ученика, успешно справившиеся с
заданием, проверяют работы остальных.
VII ТЕСТ
( 12 мин.).
Критерии оценивания :
«3» – правильно выполнено 8 – 10 заданий ;
«4» – правильно выполнено 11 – 12 заданий ;
«5» – правильно выполнено 13– 14 заданий .
Проверка теста с использованием
документ-камеры.
ВАРИАНТ 1
1. Что показывает знаменатель дроби?
А Знаменатель показывает, на сколько
равных частей разделили целое.
Б Знаменатель показывает, сколько равных
частей взято.
2. Дана дробь: . Какое высказывание
верно?
А 3 – знаменатель дроби.
Б 3 – числитель дроби.
В 5 – числитель дроби.
3. Какая часть квадрата заштрихована?
А Б В
4. На каком рисунке изображено число ?
А
Б
В
5. Даны дроби:
Какие из них являются правильными?
А Б В
6. Даны
дроби: Какие из них являются
неправильными?
А Б
В
7. Какое число отмечено точкой на координатной
прямой?
0
1
А Б В
8. На каком рисунке отмечено точкой число ?
А
0 1
Б
0 1
В
0
1
9. В коробке лежит 12 карандашей, 5 из них
красные. Какую часть всех карандашей составляют красные?
А Б В
10. На полке 40 книг, всех книг –
учебники. Сколько учебников на полке?
А 5 Б 15 В 12
11.
Дополните равенство: кг = …. г.
А 400
г Б 2500 г В 200 г
12. Чему равна длина отрезка, если его
длины составляет 20 см?
А 4
см Б см В 100
см
13. Коля решил 7 задач, и ему осталось
решить еще 10 задач. Какую часть всех задач решил Коля?
А Б
В
14. В саду растут яблони и груши. Груши
составляют всех деревьев. Какую часть всех деревьев
составляют яблони?
А Б
В
ВАРИАНТ
2
1. Что показывает числитель дроби?
А Числитель показывает, на сколько
равных частей разделили целое.
Б Числитель показывает, сколько равных
частей взято.
2. Дана дробь: Какое
высказывание верно?
А 6 – знаменатель дроби.
Б 7 – числитель дроби.
В 6 – числитель дроби.
3. Какая часть квадрата заштрихована?
А Б
В
4. На каком рисунке изображено число
?
А
Б
В
5. Даны дроби: .
Какие из них являются правильными?
А Б В
6.Даны дроби: Какие из них являются
неправильными?
А Б В
7. Какое число отмечено точкой на
координатной прямой?
0 1
А Б B
8. На каком рисунке отмечено число ?
А
0 1
Б
0 1
В
0 1
9. На столе 10 тарелок, 6 из них маленькие.
Какую часть всех тарелок составляют маленькие?
А Б В
10. Для компота взяли 42
кг фруктов, всех фруктов – яблоки. Сколько килограммов яблок в компоте?
А 10 Б 15 В
35
11. Дополните равенство: м = …. см.
А 400
см Б 60 см В 200
см
12. Чему равна длина отрезка, если его
длины составляет 10 см?
А 14
см Б см В 60
см
13. Петя прочитал 8 книг, и ему осталось
прочитать еще 12 книг. Какую часть всех книг прочитал Петя?
А Б В
14. Спортсмен пробежал всей дистанции.
Какую часть дистанции ему осталось пробежать?
А Б В
ВАРИАНТ 1
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
а
|
б
|
в
|
б
|
б
|
а
|
в
|
б
|
в
|
б
|
а
|
в
|
а
|
в
|
ВАРИАНТ 2
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
б
|
в
|
б
|
в
|
а
|
б
|
в
|
а
|
в
|
в
|
б
|
в
|
а
|
в
|
VIII. РЕФЛЕКСИЯ.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИА. ИТОГ УРОКА.
Повторить п.п. 8.1, 8.2..; стр. 240, № 5,6, №
860 ( б ).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ОБОБЩАЮЩЕМУ УРОКУ
ПО ТЕМЕ «ЧТО ТАКОЕ ДРОБЬ».
Данный урок завершает прохождение тем «Доли», «Что такое дробь». Он был
проведён на школьном семинаре «Формирование навыков самообразования
обучающихся».
Поэтому достаточно много внимания уделяется отработке навыков
самостоятельной работы учащихся.
При разработке урока была использована следующая литература:
- Г.В.Дорофеев, Л.В.Кузнецова и др. Дидактические
материалы для 5 классов общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение,2014
- Г.В.Дорофеев, И.Ф.Шарыгин, С.Б.Суворова и др.
Математика: учебник для 5 классов общеобразовательных учреждений. – М.,
Просвещение,2015
- В.Г.Коваленко
Дидактические игры на уроках математики. - М., Просвещение, 1990
- Г.Б.Остер Задачник.
– М., Росмэн, 1996
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.