Главная / Начальные классы / Обобщающий урок по литературе во 2 классе "Я и мои друзья"

Обобщающий урок по литературе во 2 классе "Я и мои друзья"

Технологическая карта урока

Учебный предмет: литературное чтение.

Учитель: Осьминина Л.А.

Класс: 2 класс

Автор УМК (программы учебного курса): Литературное чтение 2 класс («Школа России»).Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий-М.:Просвещение (Учебник, 2014г.)

Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья».

Тип урока: урок - обобщение.

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных обучающихся 2 класса в предметной области литературное чтение по теме «Я и мои друзья».



Учебные задачи :

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

1)формирование позитивной самооценки, самоуважения;

2) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

3)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально –нравственной отзывчиости.







2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

1)формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

2) формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её, умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога, умения работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения.

3)развитие способности активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

1)формирование навыка чтения: чтения целыми словами, безошибочное чтение, выразительное чтение;

2) Формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

3) формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

4) Развитие творческих способностей.

Средства (оборудование):

1)учебник по литературному чтению (УМК «Школа России»);

2)карточки с текстами;

3)проектор-компьютер,

4)листы А-3, фломастеры.

5) Инструкционные карты, таблички с названиями групп, листы самооценки, заготовки для оценивания эмоциональной оценки учащихся.





















Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты: формируемые УУД

1.

Эмоциональное начало урока.

(ИКТ - приложение1)

Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку.


Слайд 1

- Встанем в круг и поприветствуем друг друга.





- Пусть доброе и солнечное настроение сопровождает нас в течение всего урока и помогает справляться с учебными задачами, которые мы с вами определим в ходе взаимодействия.


Учащиеся встают в круг и произносят слова приветствия :

- Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).

- Доброе утро, небо! (аналогичное движение).

- Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).

Настраиваются на работу.






Личностные:

формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.






2.

Выход на тему урока, цель, учебные задачи в сотворчестве с учащимися

а) прослушивание песни о дружбе «Мир похож на цветной луг»



б) диалог, основанный на предположениях детей















в) игра «Найди друга»(установи соответствие)




















Учитель предлагает прослушать куплет песни





Учитель, организуя диалог с учащимися, предлагает ответить на вопросы:

-Как вы думаете, почему прозвучала эта песня?

- Попробуйте предположить. о чём будем говорить на уроке?

- Что мы знаем о дружбе и друзьях7



Учитель в качестве фасилитатора проводит игру в парах сменного состава «Найди друга» .

- Возьмите на столе карточку и найдите друга – установите соответствие.

-Какие карточки остались? Почему?

В.Осеева «Хорошее»

Ю. Ермолаев «Я и Вовка»

В. Лунин «Почему»

Н. Булгаков» «За игрой»

В. Берестов «Анна, не грусти!»

«Два пирожных»

«Волшебное слово»

К.И.Чуковский «Мой секрет»

А.Л.Барто «Затейники»



Какая же тема нашего урока?

(слайд 2)

-Какие учебные задачи предстоит решить?










Учащиеся прослушивают первый куплет песни





Учащиеся высказывают свои предположения, строят ассоциации на основе прослушивания музыкального произведения. Вспоминают, систематизируют, осмысливают понятия по теме «Дружба».









Учащиеся взаимодействуют в парах сменного состава - устанавливают соответствие автора и название произведения























Учащиеся формулируют тему, учебные задачи урока.


Познавательные:

Формирование умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними, выявлять соподчинённость. Формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. умения взаимодействовать в статичных парах.

Регулятивные:

формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.




3.

Организация взаимодействия с учащимися по теме урока «Обобщение раздела по теме « Я и мои друзья»

а)работа в парах (использование ИКТ)











































б) «Узнай произведение» -работа с иллюстрациями (ИКТ), подбор пословиц к текстам.



















































































в) Игра «Дешифровщик»

























г) Игра «Суета».





























д) Работа в статичных группах.















-Постановка проблемы





-Планирование деятельности.





















-Осуществление деятельности по решению проблемы. Самостоятельная работа учащихся. Оформление результатов.













-Презентация модели пирамиды






























Учитель предлагает учащимся упражнение «Да, нет»

- Отметьте верные утверждения.
1. В рассказе «Хорошее» повествуется о хороших поступках, которые совершал главный герой.
2. В рассказе «Анна, не грусти» Аня грустит из-за того, что попала в больницу.
3. Волшебное слово, которое шепнул старичок на ухо мальчику, было «Спасибо».
4. Два пирожных в одноименном рассказе съела младшая сестра, которая помогла маме вымыть посуду.
5. «Я и Вовка» - рассказ В.Лунина о лучших друзьях.
6. Мальчик из рассказа «Почему» свалил вину на собаку из-за вредности.
-Проверьте по образцу. (Слайд 3)







Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:

- Посмотрите на экран.







Слайд 4

-К какому произведению иллюстрация?

-Прочитайте наизусть

-А почему дружба не кончается?

Что помогло героям быть вместе?

-Найдите на доске пословицу, которая выражает основную мысль этого стихотворения и докажите.

Слайд 5

- Надо уметь мириться, прощать и не обижаться, а то получится как у героя ….. ( иллюстрация к стихотворению)

- Причитайте наизусть.

- Найдите пословицу к этому стихотворению.

Слайд 6

Какой ещё произведение помогает найти способ избавления от обиды?

Прочитаем стих В. Берестова:

« Гляжу с высоты на обиду,

Теряю обиду из виду»

Есть выражение: «Быть выше обиды». Объясните смысл.

Слайд 7

Герой какого произведения старался не помнить обиды?

Стр. 74, прочитаем стихотворение.

Какая пословица выражает главную мысль?

Слайд 8

Героиня какого произведения поступает иначе?

-Подберите пословицу

Слайд 9

«Делу время, а потехе – час» - к какому рассказу подойдёт?

Слайд 10.



Учитель предлагает с помощью игры узнать автора произведений, с которыми предстоит работать.

- Расшифруйте запись.



















Учитель предлагает взять на столе карточки, на которых записаны отдельные отрывки из рассказов и отдельно названия рассказов. Даёт сигнал начала игры.

- Продолжим работу и поиграем в игру «Суета». Возьмите карточку. Прочитайте. Передвигаясь по классу, ищем участников своей команды.











-Сегодня у нас будут работать 3 группы:

1 группа – рассказ В.А.Осеевой «Хорошее»

2 группа - рассказ В.А.Осеевой «Волшебное слово»

3 группа – рассказ В.А.Осеевой «Почему»

-Каждая группа смоделирует свою пирамиду критики, используя текст произведения.

-Приступая к работе, давайте вспомним правила работы в группе.

-Обсудим и примем единые критерии оценивания предполагаемого результата и процесса.

( приложение 2)

-Для выполнения исследовательской работы пользуйтесь инструкционной картой. ( приложение 3)



Учитель в качестве эксперта наблюдает, советует, следит за соблюдением временных рамок. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Мотивирует учащихся, создаёт чувство успеха









Учитель организует презентацию результатов каждой группы. В качестве эксперта принимает отчёт: обобщает и резюмирует полученные результаты, подводит итоги обучения. Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать своё мнение, умение работать в группе на общий результат.










Учащиеся взаимодействуют в парах на нетбуках, отмечают верные утверждения, осуществляют самопроверку.











































Учащиеся рассматривают иллюстрации, называют автора и название произведения, участвуют в беседе, воспроизводят в памяти ранее читаемые произведения , подбирают подходящую пословицу.

- Берестов «За игрой»

Читают наизусть.

- Детей связывает игра.

- Дружба





«Дружбу помни, а зло забывай»









Э. Мошковской «Я ушёл в свою обиду…».

Читают наизусть.

-«За шутку не сердись и в обиду не вдавайся»





-стих В. Берестова:

« Гляжу с высоты на обиду,

Теряю обиду из виду»

Читают наизусть





Учащиеся высказывают свои предположения.



В.Лунин «Я и Вовка»

Читают стих.

- «Плохо без друга, который потерян, но плохо и с другом, который не верен».



- Н.Булгаков «Анна, не грусти!»

«Дружба заботой да подмогой крепка»



Ю.Ермолаев «Два пирожных»,





Взаимодействуя в парах. учащиеся на карточке определяют автора.

3,1,13,6,15,20,10,15,1

1,13,6,12,19,1,15,5,20,16,3,15,1

16,19,6,3,1

Валентина

Александровна

Осеева









Учащиеся взаимодействуют в парах сменного состава.

Каждый ученик по сигналу берёт одну карточку, вспоминает название произведения и начинает искать другие части. Дети передвигаются по классу, заглядывают в другие карточки. Объединяются в группы.







































Учащиеся вспоминают правила работы в группе

Обсуждают и принимают критерии оценивания пирамиды критика.



Учащиеся распределяют роли в группе; планируют свою деятельность.



Учащиеся самостоятельно выполняют запланированные действия, консультируясь по мере необходимости с учителем-экспертом. осуществляют исследовательскую работу: анализируя тексты, моделируют пирамиды критика.







Учащиеся предоставляют пирамиду критика, осуществляют защиту своей исследовательской работы. (приложение 4)

Демонстрируют: понимание проблемы, цели и задач; умения планировать и осуществлять работу; найденный способ решения проблемы; рефлексию деятельности результата.

Учащиеся осуществляют оценивание деятельности и её результативности в ходе:

-коллективного обсуждения;

-самоанализа.












Познавательные:

Выделять информацию, осуществлять действия по этой информации. Умение работать с нетбуком.

Коммуникативные:

Умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности в статичных парах.

Регулятивные:

Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности,   осуществлять взаимоконтроль , самоконтроль, обнаруживать отклонения от эталона.

















Личностные :

Умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

Познавательные:

Развитие навыка чтения, умения соотносить, сравнивать авторский текст с иллюстрацией. воспроизводить по памяти информацию.

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

.Регулятивные:

Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. Принимать, дополнять, уточнять высказанные мнения









































Познавательные:

развитие операций мышления .

Регулятивные:

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.



Познавательные:

Осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением последовательности развития сюжета.

Коммуникативные:

Умение взаимодействовать в парах сменного состава на основе сочетательного диалога. Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Осуществлять взаимоконтроль.





Личностные :

Знание основных моральных норм (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности), развитие доброжелательности, доверия и  внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия

Познавательные:

Формирование умения работать с информацией, текстами (отбирать, анализировать), моделировать.

Коммуникативные:

Развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

Регулятивные:

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности и деятельности своих товарищей, оценивать их адекватно в соответствии с критериями, разработанными коллективно, готовность к преодолению трудностей , формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.




4.

Подведение итогов в личностном, эмоциональном, академическом плане

беседа



















синквейн































Лист самооценки

( приложение 5)







Круг «Дружбы»

















Спрогнозированный результат:

моделированные пирамиды критика, освоение темы: «Я и мои друзья»






Учитель, организуя диалог с учащимися, предлагает ответить на вопросы:



Над чем заставляют задуматься произведения этого раздела?

- Какими качествами должен обладать настоящий друг?

- Какие качества вы хотели бы воспитать в себе?





Учитель предлагает заполнить лист самооценки.







Предлагает учащимся встать в круг «Дружбы»

-Встаньте, пожалуйста, в круг»дружбы», передавая друг другу игрушку – солнышко, подарите улыбку и доброе слово своему соседу.



-Давайте помогать друг другу в трудную минуту, давайте будем бережно относиться к своим друзьям!










Взаимодействуют с учителем во время опроса, систематизируют знания по теме, рефлексируют.





















Учащиеся составляют синквейн:

1.Дружба.

2.Верная, крепкая.

3.Доверять, помогать, не предавать.

4.Не оставлять друга в беде.

5.Верность..















Учащиеся заполняют лист самооценки.



Дети встают в круг и передают друг другу игрушку - сердечко, при этом они “дарят” улыбку и доброе слово своему соседу.




Личностные:

формирование нравственных ценностей учащихся: честности, отзывчивости, доброжелательности, готовности к дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается .

познавательные:

Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные:

Соблюдать правила общения, строить монологическое высказывание.



Познавательные:

- Сочинять небольшие тексты на заданную тему.

Коммуникативные:

Согласовывать усилия по решению учебной задачи. договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Учитывать другие мнения

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.





Личностные:

Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия



Личностные:

формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты.






Обобщающий урок по литературе во 2 классе "Я и мои друзья"
  • Начальные классы
Описание:

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных обучающихся 2 класса в предметной области литературное чтение по теме «Я и мои друзья».

Учебные задачи :

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

1)формирование позитивной самооценки, самоуважения;

2) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

3)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально –нравственной отзывчиости.

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

1)формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

2) формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её, умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога, умения работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения.

3)развитие способности активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

1)формирование навыка чтения: чтения целыми словами, безошибочное чтение, выразительное чтение;

2) Формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, уча­ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

3) фор­мирование первоначальных этических представлений, по­нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб­ности в систематическом чтении;

4) Развитие творческих способностей.

Средства (оборудование):

1)учебник по литературному чтению (УМК «Школа России»);

2)карточки с текстами;

3)проектор-компьютер,

4)листы А-3, фломастеры.

5) Инструкционные карты, таблички с названиями групп, листы самооценки, заготовки для оценивания эмоциональной оценки учащихся.

Автор Осьминина Любовь Александровна
Дата добавления 19.02.2016
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 959
Номер материала MA-064979
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓