Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыОбобщающий урок по литературе во 2 классе "Я и мои друзья"

Обобщающий урок по литературе во 2 классе "Я и мои друзья"

Скачать материал

Технологическая  карта  урока

Учебный  предмет: литературное  чтение.

Учитель: Осьминина Л.А.

Класс: 2 класс

Автор  УМК (программы  учебного  курса): Литературное чтение 2 класс («Школа России»).Л.Ф.Климанова,  В.Г.Горецкий-М.:Просвещение (Учебник, 2014г.)

Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья».

Тип урока: урок - обобщение.

Цель:  формирование    образовательных    компетенций              (информационных,    коммуникативных,      креативных,          рефлексивных  обучающихся 2 класса в предметной области  литературное чтение  по   теме   «Я и мои друзья».

 

Учебные задачи :                                      

1.Учебные задачи, направленные на достижение  личностных  результатов:

1)формирование позитивной самооценки, самоуважения;

2) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

3)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально –нравственной отзывчиости.

 

 

 

2.Учебные задачи, направленные  на достижение  метапредметных  результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

1)формирование умения принимать и сохранять учебную задачу,   планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с  поставленной задачей и условиями её реализации, формирование  начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

2) формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации,  слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения  и аргументировать её, умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога,  умения работать в статичных  группах в режиме интерактивного обучения.

3)развитие способности активно использовать   речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций.

3.Учебные задачи,  направленные на достижение предметных результатов обучения:

1)формирование навыка чтения: чтения целыми словами, безошибочное чтение, выразительное чтение;

2) Формирование  умения осознанно воспринимать и оценивать содержание  текстов, уча­ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

3) фор­мирование первоначальных этических представлений, по­нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб­ности в систематическом чтении;

4) Развитие творческих способностей.

Средства (оборудование):

1)учебник по литературному чтению (УМК «Школа России»);

2)карточки с текстами;

3)проектор-компьютер,

4)листы А-3,  фломастеры.

 5) Инструкционные карты, таблички с названиями групп,  листы  самооценки, заготовки для оценивания эмоциональной оценки учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты: формируемые УУД

1.

Эмоциональное начало урока.

(ИКТ - приложение1)

Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку.

 

Слайд 1

- Встанем в круг и поприветствуем друг друга.

 

 

- Пусть доброе и солнечное настроение сопровождает нас в течение всего урока и помогает справляться с учебными задачами, которые мы с вами определим в ходе взаимодействия.

 

Учащиеся  встают в круг и произносят слова  приветствия :

- Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).

- Доброе утро, небо! (аналогичное движение).

- Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).

Настраиваются на работу.

 

 

 

Личностные:

формирование положительного  отношения  к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

 

 

 

2.

Выход на тему урока, цель, учебные задачи в сотворчестве с учащимися 

а) прослушивание песни о дружбе «Мир похож на цветной луг»

 

б) диалог, основанный на предположениях детей

 

 

 

 

 

 

 

в) игра «Найди друга»(установи соответствие) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель предлагает прослушать куплет песни

 

 

Учитель, организуя диалог с учащимися, предлагает  ответить на вопросы:

-Как вы думаете, почему прозвучала эта песня?

- Попробуйте предположить. о чём будем говорить на уроке?

- Что мы знаем о дружбе и друзьях7

 

Учитель в качестве фасилитатора проводит игру в парах сменного состава «Найди друга» .

- Возьмите на столе карточку и найдите друга – установите соответствие.

-Какие карточки остались? Почему?

       В.Осеева      «Хорошее»

  Ю. Ермолаев     «Я и Вовка»

    В. Лунин          «Почему»

   Н. Булгаков»     «За игрой»

В. Берестов     «Анна, не грусти!»

                        «Два пирожных»

                 «Волшебное слово»

К.И.Чуковский «Мой секрет»

А.Л.Барто «Затейники»

 

Какая же тема нашего урока?

(слайд 2)

-Какие учебные задачи предстоит решить?

 

 

 

 

 

Учащиеся прослушивают первый куплет песни

 

 

Учащиеся высказывают свои предположения,  строят ассоциации на основе прослушивания  музыкального произведения. Вспоминают, систематизируют, осмысливают понятия по теме «Дружба».

 

 

 

 

Учащиеся взаимодействуют в парах сменного состава  - устанавливают соответствие автора и название произведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся формулируют тему, учебные задачи урока.

 

Познавательные:

Формирование умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними, выявлять соподчинённость. Формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. умения взаимодействовать в статичных парах.

Регулятивные:

  формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу получен­ного задания.

 

 

3.

Организация взаимодействия с учащимися по теме урока «Обобщение раздела по теме    « Я и мои друзья»

а)работа в парах (использование ИКТ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б) «Узнай произведение» -работа с иллюстрациями (ИКТ), подбор пословиц к текстам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в) Игра  «Дешифровщик»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г) Игра «Суета».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д) Работа в статичных группах.

 

 

 

 

 

 

 

-Постановка проблемы

 

 

-Планирование деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Осуществление деятельности по решению проблемы. Самостоятельная работа учащихся. Оформление результатов.

 

 

 

 

 

 

-Презентация модели пирамиды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель предлагает  учащимся упражнение «Да, нет»

- Отметьте верные утверждения.
1. В рассказе «Хорошее» повествуется о хороших поступках, которые совершал главный герой.
2. В рассказе «Анна, не грусти» Аня грустит из-за того, что попала в больницу.
3. Волшебное слово, которое шепнул старичок на ухо мальчику, было «Спасибо».
4. Два пирожных в одноименном рассказе съела младшая сестра, которая помогла маме вымыть посуду.
5. «Я и Вовка» - рассказ В.Лунина о лучших друзьях.
 6. Мальчик из рассказа «Почему» свалил вину на собаку из-за вредности.
-Проверьте по образцу. (Слайд 3)

 

 

 

Учитель предлагает учащимся  ответить на вопросы:

- Посмотрите  на экран.

 

 

 

Слайд 4

 -К какому произведению иллюстрация?

-Прочитайте наизусть

-А почему дружба не кончается?

Что помогло героям быть вместе?

-Найдите на доске пословицу, которая выражает основную мысль этого     стихотворения и докажите.

Слайд 5

- Надо уметь мириться, прощать и не обижаться, а то получится как у героя ….. ( иллюстрация к стихотворению)

- Причитайте наизусть.

- Найдите пословицу к этому стихотворению.

Слайд 6

Какой ещё произведение помогает найти  способ избавления от обиды?

Прочитаем стих В. Берестова:

« Гляжу с высоты на обиду,

Теряю обиду из виду»

Есть выражение: «Быть выше обиды». Объясните смысл.

Слайд 7

Герой какого произведения старался не помнить обиды?

Стр. 74, прочитаем стихотворение.

 Какая пословица выражает главную мысль?

Слайд 8

Героиня какого произведения поступает иначе?

-Подберите пословицу

Слайд 9

«Делу время, а потехе – час» - к какому рассказу подойдёт?

Слайд 10.

 

Учитель предлагает  с помощью игры узнать автора произведений, с которыми предстоит работать.

- Расшифруйте запись.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель предлагает взять  на столе карточки, на которых записаны отдельные отрывки из рассказов и отдельно названия рассказов. Даёт сигнал  начала игры.

- Продолжим  работу и поиграем в игру «Суета». Возьмите карточку. Прочитайте. Передвигаясь по классу, ищем участников своей команды.

 

 

 

 

 

-Сегодня у нас будут работать 3 группы:

1 группа – рассказ В.А.Осеевой «Хорошее»

2 группа - рассказ В.А.Осеевой «Волшебное слово»

3 группа – рассказ В.А.Осеевой «Почему»

-Каждая группа смоделирует  свою пирамиду критики, используя текст произведения.

-Приступая к работе, давайте вспомним правила работы в группе.

-Обсудим и примем единые критерии оценивания предполагаемого результата и процесса.

( приложение 2)

-Для выполнения  исследовательской работы пользуйтесь  инструкционной картой. ( приложение 3)

 

Учитель  в  качестве   эксперта  наблюдает, советует, следит за соблюдением временных рамок. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Мотивирует учащихся, создаёт чувство успеха

 

 

 

 

Учитель организует презентацию результатов каждой группы. В качестве эксперта принимает отчёт: обобщает и резюмирует полученные результаты, подводит итоги обучения. Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать своё мнение, умение работать в группе на общий результат.

 

 

 

 

 

Учащиеся взаимодействуют в парах на нетбуках, отмечают верные утверждения, осуществляют самопроверку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся рассматривают  иллюстрации, называют автора и название произведения,   участвуют в беседе, воспроизводят в памяти ранее читаемые произведения , подбирают подходящую пословицу.

- Берестов «За игрой»

Читают наизусть.

- Детей связывает игра.

- Дружба

 

 

«Дружбу помни, а зло забывай»

 

 

 

 

Э. Мошковской «Я ушёл в свою обиду…».

Читают наизусть.

 -«За шутку не сердись и в обиду не вдавайся»

 

 

-стих В. Берестова:

« Гляжу с высоты на обиду,

Теряю обиду из виду»

Читают наизусть

 

 

Учащиеся высказывают свои предположения.

 

В.Лунин «Я и Вовка»

Читают стих.

- «Плохо без друга, который потерян, но плохо и с другом, который не верен».

 

- Н.Булгаков «Анна, не грусти!»

«Дружба заботой да подмогой крепка»

 

Ю.Ермолаев «Два пирожных»,

 

 

Взаимодействуя в парах. учащиеся на карточке определяют автора.

3,1,13,6,15,20,10,15,1

1,13,6,12,19,1,15,5,20,16,3,15,1

16,19,6,3,1

Валентина

Александровна

Осеева

 

 

 

 

Учащиеся взаимодействуют в парах сменного состава.

Каждый ученик по сигналу берёт одну карточку, вспоминает название произведения и начинает искать другие части. Дети передвигаются по классу, заглядывают в другие карточки. Объединяются в группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся вспоминают правила работы в группе

Обсуждают и принимают критерии оценивания пирамиды критика.

 

Учащиеся распределяют роли в группе; планируют свою деятельность.

 

Учащиеся самостоятельно выполняют запланированные действия, консультируясь по мере необходимости с учителем-экспертом.  осуществляют  исследовательскую работу: анализируя тексты, моделируют пирамиды критика.

 

 

 

Учащиеся предоставляют пирамиду критика,  осуществляют защиту своей исследовательской работы. (приложение 4)

Демонстрируют: понимание проблемы, цели и задач; умения планировать и осуществлять работу; найденный способ решения проблемы; рефлексию деятельности результата.

Учащиеся осуществляют оценивание деятельности и её результативности в ходе:

-коллективного обсуждения;

-самоанализа.

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

Выделять информацию, осуществлять действия по этой информации.  Умение  работать с нетбуком.

Коммуникативные:

 Умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности в статичных парах.

Регулятивные:

 Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности,   осуществлять взаимоконтроль , самоконтроль, обнаруживать отклонения от эталона.

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные :

Умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

Познавательные:

Развитие навыка  чтения, умения соотносить, сравнивать авторский текст с иллюстрацией. воспроизводить по памяти информацию.

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

.Регулятивные:

 Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. Принимать, дополнять,  уточнять высказанные мнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

развитие операций мышления .

Регулятивные:

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

 

Познавательные:

Осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением последовательности развития сюжета.

Коммуникативные:

Умение взаимодействовать в  парах сменного состава на основе сочетательного диалога. Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Осуществлять взаимоконтроль.

 

 

Личностные :

Знание основных моральных норм (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности), развитие доброжелательности, доверия и  внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия

Познавательные:

Формирование умения работать с информацией, текстами (отбирать, анализировать),  моделировать.

Коммуникативные:

Развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

Регулятивные:

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности и деятельности своих товарищей, оценивать их адекватно в соответствии с критериями, разработанными коллективно, готовность к преодолению трудностей , формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

 

 

4.

Подведение итогов в личностном, эмоциональном, академическом плане

беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

синквейн

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист самооценки

( приложение 5)

 

 

 

Круг «Дружбы»

 

 

 

 

 

 

 

 

Спрогнозированный результат:

моделированные  пирамиды критика, освоение темы: «Я и мои друзья»

 

 

 

Учитель, организуя диалог с учащимися, предлагает  ответить на вопросы:

 

Над чем заставляют задуматься произведения этого раздела?

- Какими качествами должен обладать настоящий друг?

- Какие качества вы хотели бы воспитать в себе?

 

 

Учитель предлагает заполнить лист самооценки.

 

 

 

Предлагает учащимся встать в круг «Дружбы»

-Встаньте, пожалуйста, в круг»дружбы», передавая  друг другу игрушку – солнышко, подарите улыбку и доброе слово своему соседу.

 

-Давайте помогать друг другу в трудную минуту, давайте будем бережно относиться к своим друзьям!

 

 

 

 

 

Взаимодействуют с учителем во время опроса, систематизируют знания по теме, рефлексируют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся составляют синквейн:

1.Дружба.

2.Верная, крепкая.

3.Доверять, помогать, не  предавать.

4.Не оставлять друга в беде.

5.Верность..

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся заполняют лист самооценки.

 

Дети  встают в круг и передают друг другу игрушку - сердечко, при этом они  “дарят” улыбку и доброе слово своему соседу.

 

 

Личностные:

формирование нравственных ценностей учащихся: честности, отзывчивости, доброжелательности,  готовности к дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается .

познавательные:

Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные:

Соблюдать правила общения, строить монологическое высказывание.

 

Познавательные:

- Сочинять небольшие тексты на заданную тему.

Коммуникативные:

Согласовывать усилия по решению учебной задачи. договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Учитывать другие мнения

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

 

 

Личностные:

Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия

 

Личностные:

формирование положительного  отношения  к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Обобщающий урок по литературе во 2 классе "Я и мои друзья""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Старший рекрутер

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных обучающихся 2 класса в предметной области литературное чтение по теме «Я и мои друзья».Учебные задачи : 1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:1)формирование позитивной самооценки, самоуважения;2) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;3)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально –нравственной отзывчиости.2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):1)формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;2) формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её, умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога, умения работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения.3)развитие способности активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций. 3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: 1)формирование навыка чтения: чтения целыми словами, безошибочное чтение, выразительное чтение;2) Формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, уча ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;3) фор мирование первоначальных этических представлений, по нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб ности в систематическом чтении;4) Развитие творческих способностей.Средства (оборудование):1)учебник по литературному чтению (УМК «Школа России»);2)карточки с текстами;3)проектор-компьютер, 4)листы А-3, фломастеры. 5) Инструкционные карты, таблички с названиями групп, листы самооценки, заготовки для оценивания эмоциональной оценки учащихся.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 868 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 22.01.2020 143
    • DOCX 29.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Созинова Тамара Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Созинова Тамара Леонидовна
    Созинова Тамара Леонидовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 66713
    • Всего материалов: 188

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Инструменты в преподавании кубановедения в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Курс повышения квалификации

Особенности развития критического мышления обучающихся в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 254 человека

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 195 человек

Мини-курс

Мастерство PowerPoint: систематизация, интерактивность и эффективность

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1720 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 123 человека

Мини-курс

Рациональность и творчество в педагогике

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Литература и культура

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе