Главная / Русский язык и литература / «Обобщающие слова при однородных членах» (5 класс)

«Обобщающие слова при однородных членах» (5 класс)




Республиканский конкурс,

посвященный 170-летию со дня рождения И.Е.Репина

Методическая разработка урока в 5 классе

«Обобщающие слова при однородных членах»

(на материале биографии и творчества И.Репина)



Панфилова Анна Васильевна, учитель русского языка и литературы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа» с.Летка




















Конспект урока

Урок составлен на основе учебника Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. в 2ч.Ч /Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.- 2 изд.-М.: Просвещение,2013.

Тип урока: открытие новых знаний

Вид урока: использование межпредметных связей (изобразительное искусство, русский язык, культура речи)

Методы и приемы работы: наблюдение, творческая работа, работа со справочной литературой, исследовательская работа, самостоятельная работа.

Оборудование: ИКТ, презентация.

Наглядные пособия: портрет И.Репина, картины «Бурлаки на Волге», «Стрекоза»

Цель: формирование пунктуационных умений и навыков при однородных членах с обобщающим словом;

Образовательные:

- создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, развитие навыков самоконтроля, развитие навыков адекватной самооценки;

- формировать навык нахождения в предложении обобщающего слова и постановки знака препинания при нём, уметь графически обозначать обобщающее слово, составлять алгоритм действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.

  1. Развивающие:

- развивать речь учащихся и творческие способности;

- способствовать выработке навыка правильного использования однородных членов предложения с обобщающим словом;

- работать над развитием творческого мышления учащихся;

- совершенствовать умение учащихся описывать картину;

3. Воспитательные:

- познакомить с биографией и творчеством художника И.Е.Репина;

- способствовать развитию интереса учащихся к живописи;

- воспитывать эстетическое чувство.




Ход урока:

1.Мотивация к деятельности (психологический настрой обучающихся на работу на учебном занятии)

Включение в деловой ритм.

Работа по карточкам. Задание: При гениальном таланте только великие труженики могут достигнуть в искусстве абсолютного совершенства форм.

- Найдите ключевые слова в этом предложении и запишите в тетрадь (гениальные, талант, труженики, искусство)

- Скажите, все ли слова вам понятны? (словарь С.И.Ожегова при необходимости)

- от какого слова образовано слово «труженики»?

- Как понимаете смысл этого предложения?

2. Организует повторение знаний, закрепление умений.

- С каким важным понятием мы познакомились на предыдущих уроках?

 А для чего мы должны изучать однородные члены предложения?

- Пригодится ли нам это в жизни: должны мы быть грамотными людьми?

На листочках записаны предложения. Работаем по заданию №1. Подчеркните однородные члены. Поставьте, где необходимо, запятую. Выделите грамматическую основу предложения, составьте схему.

Надо любить хранить образцы национального искусства.

И.Репин создал живописные и графические произведения.

2. Актуализация и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Предлагаю вам выполнить следующие задания под №2

I.выберите из перечня нужное:

- отвечают на один и тот же вопрос,

- являются одним и тем же членом предложения,

- являются словами одной и той же части речи,

- являются разными членами предложения,

- относятся одновременно к подлежащему и сказуемому,

- относятся к одному и тому же члену предложения,

- отвечают на падежные вопросы

II. Найдите «четвёртое лишнее слово» в каждой группе: (проблемная ситуация)

1.картина, живопись, графика, произведение

2.И.Репин, Саврасов, Шишкин, художники

3.«Бурлаки на Волге», «Стрекоза», «Не ждали», полотно.

(определяя лишнее слово, анализируют остальные слова с целью использования их для составления предложения с однородными членами)

Обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем?).

Создается проблемная ситуация

- Как вы думаете, могут ли все слова являться однородными членами? Или здесь какое-либо слово лишнее?

(Слова «произведение», «художник», «полотно» являются общим для всех остальных слов, их значения шире).

Задание №3 Прочитайте предложения, понаблюдайте за интонацией. Как на письме показать эту разницу?

Мы знаем удивительных художников Репина Саврасова Шишкина.

Илья Репин создал известные полотна «Бурлаки на Волге» «Стрекоза» «Не ждали».

- Что вызвало затруднение?

-Какие знаки препинания вы поставите?

-Как же называются слова, значение которых является общим для других слов? (Обобщающими словами) Рефлексия пробного учебного действия)

3.Выявление места и причины затруднения

Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации

- Все ли справились с заданием? Всё ли вам было понятно в задании? Какие затруднения? Почему они возникли? Может, мы чего-то не знаем? 

4.Построение проекта выхода из затруднения (ставят цель, выбирают способ, строят план достижения цели)

- Скажите, на какой вопрос мы должны ответить на уроке? (дети высказываются, формулируют цель урока и тему)

- Как правильно оформлять предложения с обобщающими словами и однородными членами? (Проговаривают план проекта: понаблюдать на материале учебника; установить закономерность; сверить с правилом в учебнике) Стр.96 учебника

- Составляют план достижения цели, делают вывод о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом перед однородными членами предложения и составляют алгоритм:

  1. Найду в предложении однородные члены.

  2. Определю, есть ли обобщающее слово.

  3. Выберу нужный знак препинания.

- Какой знак необходимо ставить после обобщающего слова? После однородных членов?

Мы знаем удивительных художников Репина Саврасова Шишкина.

Илья Репин создал известные полотна «Бурлаки на Волге» «Стрекоза» «Не ждали».

Выразительность лица, поза, темперамент, одежда все привлекало художника в картинах.

Наблюдение за предложениями, данными в начале урока.

Каждое предложение проговариваем, находим главные члены предложения, обобщающее слово.

Перед вами правильно написанные предложения. Прочитайте их, на листочке подчеркните основу предложения, найдите обобщающие слова при однородных членах и определите, какими членами предложения они являются.

 Все ли справились с заданием? Итак, выполнив это задание, сможете вы правильно расставить знаки препинания?

Дайте правило правильной постановки знаков препинания с обобщающим словом.

(Дети формулируют новое знание: «Обобщающие слова при однородных членах»

6. Первичное закрепление

-Ребята, вы, наверно, заметили в кабинете репродукции картин различных мастеров русской живописи. Cегодня у нас необычный урок – урок творчества: творчества мысли, творчества художника и творчества речи. На этом уроке поговорим об интересном художнике Илье Репине, о его произведениях, а будут нам помогать в этом однородные члены предложения и обобщающие слова.

- Когда-либо вы бывали в музеях?

- Как называется такой вид искусства? (живопись)

- А что такое живопись? Словарь Ожегова

Слово учителю (краткая биография И.Репина) с показом слайдов.

- Скажите, а где хранятся картины известного художника? (музеях, галереях)

Работа со словарями Ожегова (по группам)

Галерея, музей (толковый словарь) вывести на слайды

Работа в парах. Предлагаю выполнить ряд заданий №4

(проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию)

Задание: Расставьте знаки препинания, подчеркните главные члены предложения, графически обозначьте однородные члены предложения и обобщающее слово.


1.За какие-нибудь десять - двенадцать лет Репин создает большинство своих наиболее известных произведений: «Крестный ход в Курской губернии», «Отказ от исповеди», «Не ждали», «Арест пропагандиста»,

2.Картины И.Е.Репина хранятся во многих музеях нашей страны: в Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, также в Национальной галерее в Праге, в Национальном художественном музее в Стокгольме.

Физминутка

Работа по картине «Бурлаки на Волге». (СЛАЙД)

История создания картины «Бурлаки на Волге» (подготовленный ученик)

Над ней Репин вплотную работал три года, настойчиво отыскивал выразительную композицию. Однажды приятель утащил его кататься на пароходе. День был погожий. Погода солнечная – пароход весело шел по Неве. Неожиданно по радостному светлому полю этой чудной картины поползло какое-то неприятное и зловещее пятно. Пятно приближалось, росло и оказалось ватагой грязных бурлаков, уныло бредущих по песчаному берегу. Резкий контраст между праздничным сиянием дня и внезапным появлением грязных фигур произвел на Репина сильное впечатление.

Задание 5: запишите предложения в тетради. Подчеркните грамматическую основу предложения. Составьте схемы предложений.

Над картиной Репин вплотную работал три года настойчиво отыскивал выразительную композицию.

Пятно приближалось, росло и оказалось ватагой грязных бурлаков.

- Эти предложения чем отличаются от предыдущих? (они осложнены однородными сказуемыми)

Работа по картине.

-Кого мы видим на картине? (бурлаков, которые движутся по горячему песку прямо на нас, их одиннадцать человек, тяжело ступают по мокрому берегу и отпечатывают следы своих лаптей на сыром песке, идут медленно, тела наклонили вперед.

- А что они тащат с таким усердием? (высказывания детей)

- Можем мы предположить, что тянут пароход настоящие богатыри? (ответы)

- Как они одеты? (ни одной цельной рубахи на этих пожжёных солнцем плечах, ни одной цельной шапки и картуза - всюду дыры и лохмотья, всюду онучи и тряпьё; лишь единственный из бурлаков – в сапогах)

- А Волга...она какая? (широкая, бесконечно раскинувшаяся Волга, она как будто заснула под палящим июльским солнцем. Вдали мелькает пароход, ближе - парус бедного судёнышка)

Учитель. Лица бурлаков, их фигуры, детали одежды написаны Репиным с потрясающей жизненной правдивостью. Предварительные многочисленные этюды с натуры помогли художнику глубоко запечатлеть душевную сущность бурлаков. Огромным движущим началом здесь была любовь Репина к бурлакам.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Задание 6 Найдите грамматическую основу предложения, однородные члены, обобщающее слово. Составьте схему предложений.

В этой ватаге бурлаков сошлись самые разные люди три богатыря коренастый старик рыжий солдат бродячий грек босой мальчик.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Слово учителя. Репин был великим мастером портрета. Кроме портретных этюдов, связанных с большими полотнами, он написал целый ряд портретов выдающихся людей своего времени. Все привлекало художника в портретах: выразительность лица, позы, темперамент, одежда... Каждый портрет отличается жизненной полнотой и многогранностью характеристики.

Рассмотрим картину И. Репина «Стрекоза» (слайд)

- Как и когда (в какое время года и дня) Репин пишет дочь? (Сидит на толстой жерди, достаточно высоко над землей, ясным, солнечным летним днем. Судя по золотистым колосьям, это конец лета).

- Как вы думаете, почему художник, написавший портрет дочери, дает ему еще одно название "Стрекоза"? Кого обычно так называют? Каких по характеру детей?

- Что же имел в виду Илья Репин, назвав портрет дочери "Стрекоза"? Может быть, какое-то сходство одежды девочки (фасона и цвета платья) и крыльев стрекозы?

(пестрое, в расцветке соседствуют желтоватые, коричневые и голубые оттенки; обилие оборочек делают платье многослойным, состоящим как бы из множества чешуек-крылышек.

- А сходство платья и обобщенного внешнего образа стрекозы - это главная причина названия портрета?

- Как она будет спускаться: попросит помощи или сама спрыгнет? (ответы детей)

- Можем ли судить о характере Верочки по выражению ее лица? (умное лицо девочки "с характером". Значит, ребенок смышленый, своенравный, бесстрашный, любознательный)

Задание. Составьте предложения, в котором бы были однородные члены предложения с обобщающим словом (устно)

Задание 7 В приведённых предложениях пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифру, обозначающую обобщающее слово. Постройте схемы предложений.

1. И.Е.Репин воспитал множество талантливых учеников. Но самыми главными его учениками были его дети (1) дочери Вера и Надя (2) сын Юра. Его жена В.А.Репина тоже была художницей.

2. В детстве Репин наблюдал и чужих людей на семейном постоялом дворе, и тяжёлую работу отца, и вольных лошадей, жизнь природы. Он впитывал все чёрточки окружающего мира (1) цветение садов (2) пение соловьёв (3) радостное кваканье лягушек.

Задание «Сам себе редактор». Создайте небольшой текст. При этом особое внимание обратите на строение фраз, порядок слов в них. Найдите в получившемся тексте однородные члены предложения с обобщающими словами (на выполнение задания в парах отводится 3 минуты);

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Домашнее задание Желающим предлагается написать отзыв о творчестве или одной картине художника.

Отвечают на вопросы:

  • Какую цель ставили?

  • Удалось достичь поставленной цели?

  • Каким способом?

  • Какие получили результаты?

  • Что вызвало особые затруднения?

  • Где можно применить новые знания?

-Сегодня на уроке я

-узнал (-а)? Что?

-научился (-лась)? Чему?

-лучше делать/ Что?

-самым неожиданным для меня сегодня стало? Что?

-сегодня на уроке мог (-ла) бы сделать лучше/ Что?

-осталось непонятным/ Что?

(заполняет каждый ребёнок)








Приложение

Задание №1. Подчеркните однородные члены. Поставьте, где необходимо, запятую. Выделите грамматическую основу предложения, составьте схему.

Надо любить хранить образцы национального искусства.

И.Репин создал живописные и графические произведения.

Задание №2

I.выберите из перечня нужное:

- отвечают на один и тот же вопрос,

- являются одним и тем же членом предложения,

- являются словами одной и той же части речи,

- являются разными членами предложения,

- относятся одновременно к подлежащему и сказуемому,

- относятся к одному и тому же члену предложения,

- отвечают на падежные вопросы

II. Найдите «четвёртое лишнее слово» в каждой группе: (проблемная ситуация)

1.картина, живопись, графика, произведение

2.И.Репин, Саврасов, Шишкин, художники

3.«Бурлаки на Волге», «Стрекоза», «Не ждали», полотно.

Задание №3 Прочитайте предложения, понаблюдайте за интонацией. Как на письме показать эту разницу?

Мы знаем удивительных художников Репина Саврасова Шишкина.

Илья Репин создал известные полотна «Бурлаки на Волге» «Стрекоза» «Не ждали».

Выразительность лица, поза, темперамент, одежда - все привлекало художника в картинах.

Задание 4: Расставьте знаки препинания, подчеркните главные члены предложения, графически обозначьте однородные члены предложения и обобщающее слово.

1.За какие-нибудь десять - двенадцать лет Репин создает большинство своих наиболее известных произведений «Крестный ход в Курской губернии» «Отказ от исповеди» «Не ждали» «Арест пропагандиста»,

2.Картины И.Е.Репина хранятся во многих музеях нашей страны: в Третьяковской галерее Государственном Русском музее, также в Национальной галерее в Праге в Национальном художественном музее в Стокгольме.

Задание 5 Подчеркните грамматическую основу предложения. Составьте схемы предложений.

Над картиной Репин вплотную работал три года настойчиво отыскивал выразительную композицию.

Пятно приближалось, росло и оказалось ватагой грязных бурлаков.

Задание 6 Найдите грамматическую основу предложения, однородные члены, обобщающее слово. Составьте схему предложения. В этой ватаге бурлаков сошлись самые разные люди три богатыря, коренастый старик, рыжий солдат бродячий грек босой мальчик.

Задание 7 В приведённых предложениях пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифру, обозначающую обобщающее слово. Постройте схемы предложений.

1. И.Е.Репин воспитал множество талантливых учеников. Но самыми главными его учениками были его дети (1) дочери Вера и Надя (2) сын Юра. Его жена В.А.Репина тоже была художницей.

2. В детстве Репин наблюдал и чужих людей на семейном постоялом дворе, и тяжёлую работу отца, и вольных лошадей, жизнь природы. Он впитывал все чёрточки окружающего мира (1) цветение садов (2) пение соловьёв (3) радостное кваканье лягушек



алгоритм:

1.Найду в предложении однородные члены.

2.Определю, есть ли обобщающее слово.

3.Выберу нужный знак препинания.




























Использованная литература:

1.И.Репин Издательство Художник РСФСР. Ленинград. 1964

2. Илья-Репин.Ру - сайт об Илье Репине. Биография, галерея произведений, статьи, письма, воспоминания. ... Серия электронных альбомов. «Жизнь и творчество великих художников».

3.art-portrets.ruЖизнь и творчество художникаИльи Репина, описание. ... Краткая Биография Репина.

4. ll-biography.ru › Искусство › Художники


5. Краткая биография Репина Ильи Ефимовича. hudozhnikam.ru/biografiya/b2.html

www.bibliotekar.ru/kRepin/

6. Русский язык. 5 класс Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. в 2ч.Ч /Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.- 2 изд.-М.: Просвещение,2013.


7. Поурочные разработки по русскому языку.5 класс.- 2-е изд., перераб,- М.: ВАКО,2013



















































«Обобщающие слова при однородных членах» (5 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Цель: формирование пунктуационных умений и навыков при однородных членах с обобщающим словом;

Образовательные:

- создание  условий  для  усвоения  темы, развитие  готовности  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развитие  мыслительных  операций  школьников, развитие  навыков  самоконтроля, развитие  навыков  адекватной  самооценки;

- формировать навык нахождения в предложении обобщающего слова и постановки знака препинания при нём,  уметь  графически  обозначать  обобщающее слово,  составлять  алгоритм  действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.

2.     Развивающие:

- развивать речь учащихся и творческие способности;

- способствовать выработке навыка правильного использования однородных членов предложения с обобщающим словом;

 - работать над развитием творческого мышления учащихся;

- совершенствовать умение учащихся описывать картину;

3. Воспитательные:

- познакомить с биографией и творчеством художника И.Е.Репина;

- способствовать развитию интереса учащихся к живописи;

- воспитывать эстетическое чувство.

 

 

Автор Панфилова Анна Васильевн
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2835
Номер материала 41749
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓