Главная / Русский язык и литература / Обобщающая таблица "Части речи в русском языке" (подготовка к ЕГЭ)

Обобщающая таблица "Части речи в русском языке" (подготовка к ЕГЭ)

Части речи в русском языке

Часть речи

Что обозначает? На какие ?? отвечает

Морфологические признаки

постоянные

изменяемые

1



Имя существительное

Кто? Что?

1.Обозначает предмет-лес,мама

2.Обозначает действие как предмет-бег,приезд ,прием

( бессуффиксный способ образования)

решение ,переделка ,задание

(суффиксальный способ образования)

3.Обозначает признак как предмет-синь

1.Род: мужской - стол, отец

женский - земля, мама

средний – поле , окно

общий – соня ,плакса



2.Склонение

1 склонение - женский и мужской род с окончанием – а, я

книга , азбука, папа

2 склонение-все остальные слова мужского рода и слова среднего рода с окончанием - о, е

пень, поле ,склон

3 склонение – слова женского рода, оканчивающиеся на Ь

мать, дочь, речь

Разносклоняемые-

Шло, бежало, мчалось время 
И мужало наше племя. 
И мальчишки - ноги в стремя!
Поднимали гордо
знамя: 
В их сердцах - победы пламя
... Выкликаю твоё
имя, 
А в руках - коровы вымя... 
О, как тяжко это
бремя!
Оно давит мне на
темя. 
Ты роняешь в почву
семя, 
Мирно дышит твоя грудь, 
Ждёт тебя далёкий
путь.

Несклоняемые –пальто, кашне



3.СобственныеАнна Александровна ,Челябинск

Нарицательныестудент ЮРГМУ



4.Одушевленные –

В.п.мн. ч = Р. п.мн.ч.

мертвец,покойник,кукла,туз

Неодушевленные-

В. п.мн.ч .= И. п. мн.ч.

бацилла,микроб

1.Падеж

Именительный

Кто? Что?

Родительный

Кого? Чего?

Дательный

Кому? Чему?

Винительный

Кого? Что?

Творительный

Кем? Чем?

Предложный

О ком? О чем?



2.Число

Единственное-

девочка ,юноша

Множественное-

девочки ,юноши

Только единственное-

детвора ,листва

Только множественное-

санки, прятки


2

Имя прилагательное

Какой? Чей?

Обозначает признак предмета




1.Качественные имена прилагательные обозначают признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени - хороший, счастливый.

2.Относительные имена прилагательные обозначают признак предмета, который не может проявляться в большей или меньшей степени -золотой,льняной

3.Притяжательные указывают на принадлежность предмета лицу или животному и отвечают на ? чей-мамин,лисий


1.Полная и краткая форма

( у качественных)-добр ,добрый



2.Степень сравнения

(у качественных)-

красивее,добрее

3. Род

4.Число

5.Падеж

3

Местоимение

Указывает на предмет, признак, количество, но не называет их

1.Личные

Я, ты, он, она, оно, мы ,вы ,они

2.Возвратное

Себя

3.Притяжательные

Мой, твой, свой, наш, ваш, его, её, их

4.Относительные

Кто, что, какой, каков, который,

сколько, чей

5.Вопросительные

Кто, что, какой, каков, который,

сколько, чей

6.Неопределенные

Некто ,нечто ,некий ,некоторый,

несколько, кто-то, что-то, какой-то, чей-то, сколько-то, кое-кто, кое-что, кое-какой, кто-нибудь, что- нибудь , какой-нибудь, чей-нибудь, сколько-нибудь, кто-либо, что-либо, чей-либо, какой-либо

7.Отрицательные

Никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего

8.Указательные

Тот, этот, такой, таков, столько, этакий, экий, сей, оный

9.Определительные

Сам, самый, весь, всякий, каждый,

иной, любой, другой, всяк, всяческий


1. Род

2.Число

3.Падеж

4

Категория состояния

Как? Каково?

Обозначает состояние живых существ, природы, окружающей среды

1.Качественные-тепло, холодно, жарко, весело, грустно, смешно, приятно, красиво, тоскливо, удобно, уютно

2.Модальные-можно, нельзя, необходимо, пора, время, грех, стыд, охота, неохота, лень, мука


Не изменяются

5

Глагол

Что делать ? Что сделать?

Действие, состояние предмета


1.Вид

Совершенный - что сделать?

Несовершенный - что делать?



2.Спряжение

2 спряжение-глаголы на ить,кроме брить,стелить,зиждиться,зыбиться+11 глаголов- исключений



Слышать, видеть, не обидеть,

Гнать, держать ,и ненавидеть,

И смотреть, дышать , вертеть,

И зависеть, и терпеть-

Вы запомните, друзья,

Их на – е- спрягать нельзя.

1 спряжение- все остальные глаголы



Особоспрягаемые- дать , есть

Разноспрягаемые- хотеть, бежать,чтить, брезжить



3.Переходность

Глагол + существительное, местоимение в Винительном падеже без предлога- переходный



4.Возвратность

Постфикс СЯ- возвратный глагол

1.Наклонение

Изъявительное

(читал, читаю,прочту, буду читать)

Условное (сослагательное)

Читал бы

Повелительное

Читай, читайте

2.Время (в изъявит. накл.)

Прошедшее- читал

Настоящее-читаю

Будущее-прочту,

буду читать

3.Род.

4.Лицо

5. Число



Причастие – форма глагола

Какой? Каков?

Обозначает признак предмета по действию

Действительные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени с помощью суффиксов -ущ-ющ для глаголов первого спряжения и -ащ-ящ — для глаголов второго спряжения.



Страдательные причастия настоящего времени образуются с помощью суффиксов -ом-, -ем- для глаголов первого спряжения и -им- — для глаголов второго спряжения.

Действительные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффикса -вш -ш-.



 Страдательные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов -нн- (от глаголов на -ать: ять), -енн-, -т- .


1.Число

2.Падеж

3.Род

4.Краткая или полная форма у страдательных прич. прош.вр.


Деепричастие-

форма глагола

Что делая? Что сделав ?

добавочное действие при основном глаголе

Деепричастие несовершенного вида образуются от основы глаголов настоящего времени несовершенного вида с помощью суффиксов –а,я,учи,ючи.



Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива совершенного вида с помощью суффиксов-в,ши,вши

Не изменяется

6

наречие

Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Зачем? Почему? Сколько?

Признак действия,признака,предмета

Степень сравнения

Не изменяется

















Е-И в окончаниях существительных

Падеж


Склонение


Существ. с основой на -и

Разносклоняемые


1

2

3

ия

Анастасия

ий

Василий

ие

здание


РОДИТЕЛЬНЫЙ

И

-

И

И

-

-

И

ДАТЕЛЬНЫЙ

Е

-

И

И

-

-

И

ПРЕДЛОЖНЫЙ

Е

Е

И

И

И

И

И



Способы образования степеней сравнения качественных прилагательных



Сравнительная степень

Простая форма

Сложная (аналитическая) форма

Образуется при помощи суффиксов

-ее(-ей)----красивый-красивЕЕ

-е----высокий-вышЕ

-ше—тонкий-тоньШЕ

Образуется путем прибавления к прилагательному слов более или менее

БОЛЕЕ сильный

МЕНЕЕ четкий





Превосходная степень

Простая форма

Сложная (аналитическая) форма

Образуется при помощи суффиксов

-ейш---красивЕЙШий

-айш---глубочАЙШий

-ш-высШий,низШий

при помощи приставки

наи-НАИкрасивейший

от других основ

хороший-лучший


Образуется прибавлением к прилагательному слов

самый-САМЫЙ красивый

наиболее-НАИБОЛЕЕ красивый

наименее-НАИМЕНЕЕ красивый

прибавлением к простой сравнительной степени прилагательных слов

всех-ВСЕХ милее

всего-ВСЕГО красивее

Запомни:

Исключением является лишь несколько конструкций, традиционно закрепивших сочетание слова «самый» с формой превосходной степени прилагательного

самое ближайшее (время)

самый кратчайший (путь)

самым теснейшим образом



Обобщающая таблица "Части речи в русском языке" (подготовка к ЕГЭ)
  • Русский язык и литература
Описание:

Обобщающая таблица "Части речи в русском языке".

Данная таблица может быть использована на уроках закрепления новых знаний по морфологии,при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Теоретический материал таблицы сформирован в соответствии с новыми требованиями к изучению русского языка,для лучшего усвоения материала в таблице используются схемы,стихотворения на определенные правила по русскому языку.

Категория одушевленности-неодушевленности  имени существительного представлена в связи с вузовскими требованиями.

После таблицы "Части речи в русском языке" добавлен теоретический материал написания "Е -И в падежных окончаниях существительных" и таблица "Степени сравнения качественных имен прилагательных"

Автор Шестакова Наталья Леонидовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2612
Номер материала 29958
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓