Главная / Директору-завучу / ОБНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО и ООО

ОБНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО и ООО

hello_html_1d8080a6.gifhello_html_1d8080a6.gifМБОУ «Водянинская ООШ»







ОБНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО и ООО





Из опыта работы

Морозовой Л.А.

заместителя директора по УВР

МБОУ «Водянинская OОШ»



Исилькуль 2014г







Разработка новых стандартов общего образования второго поколения на основе методологии системно-деятельностного подхода принципиально меняет парадигму образования – от приоритетной цели обучения «знаниям, умениям, навыкам» и формированию компетенций к развитию гармоничной творческой личности на основе освоения универсальных способов познания и освоения мира. Таким образом стандарт общего образования в качестве ключевой задачи определяет личностное развитие обучающихся. Системообразующим компонентом стандарта является ориентация на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Одной из актуальных проблем внедрения новых ФГОС общего образования является проблема процедур и инструментария такой оценки.

1.Как выглядит система оценивания достижения планируемых результатов?

В законе РФ «Об образовании» прямо указывается, ч то создание системы оценивания входит в компетенцию образовательной организации. Изучение и анализ содержания ФГОС позволяет сформулировать характерные особенности системы оценивания:

-комплексный подход к оценке результатов образования (предметных, метапредметных, личностных);

-критериальная база оценки;

-оценка на основе системно-деятельностного подхода, проявляющаяся в способности выполнять учебно-практические и учебно-познавательные задачи;

Оценка динамики образовательных достижений учащихся;

- сочетание внешней и внутренней оценки

- использование персонифицированных и неперсонифицированных процедур;

-уровневый подход к разработке планируемых результатов, разработка инструментария и представление данных;

-использование накопительной системы оценивания (портфолио)4

-использование на ряду со стандартизованными письменными и устными работами, таких методов оценки как проекты, самоанализ и самооценка, наблюдение и т.д.

2. Из каких компонентов состоит система оценивания?

-цели-

-объекты- это три группы результатов(Л, М, П.)

-процедуры-ряд последовательных действий, необходимых для оценивания.(текущее, промежуточное, итоговое)

-инструментарий –это КИМЫ, измерительные шкалы, листы оценки, дневники, критерии и т.д.

3.Как организовать разработку системы оценивания в ОО?

Алгоритм

1.Создание проектной команды

2. «Инвентаризация» действующей в ОО системы оценивания. Заполнение матрицы(прил.№ 1).

3.Провести анализ и выделить отсутствующие компоненты (Прил.№2)

4.Провести серию проектировочных семинаров с педагогами ОО;

5.Составить план действий по обновлению по обновлению системы оценивания (прил№3).

3.Должна ли создаваться нормативная база для функционирования системы оценивания?

Да, должна. Локальные акты:

«Положение о системе оценки достижения планируемых результатов обучающихся в ОО»

«Положение о ведении Листа индивидуальных достижений для обучающихся начальной(основной) школы»,

«Положение о портфолио» и т.д.

4.Чем системы оценивания различных образовательных организаций могут отличаться друг от друга?

В связи с тем , что школе дано право самостоятельно определять систему оценивания достижения планируемых результатов, педколлектив может:

-изучить инновационную практику систем оценивания в ОО региона и внедрить в свое ОУ, как систему в целом, так и элементы системы. Например «Безотметочная система», «Критериальная система», «Накопительная рейтинговая» и др.

5.Чем определяется жизнеспособность созданной системы оценивания?

Жизнеспособность новой системы оценивания -в ее технологичности:

-она должна быть психолого-педагогически обоснована, описана,методически оснащена.

-ей можно обучаться и ее можно реализовать на практике

-она должна быть понятна всем участникам образовательного процесса и отвечать их запросам

-она не должна зависеть от личности конкретного учителя.

Система оценивания достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы должна учитывать текущее, промежуточное, итоговое оценивание личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов.

Эффективность созданной системы оценивания будет определяться тем, насколько точно, конкретно, операционно будут поставлены и приняты всеми субъектами образовательного процесса цели оценивания, определена совокупность объектов оценивания, адекватно и обоснованно определены процедуры и инструментарий.









Приложение







Маршрутный лист ученика(цы)_____________________________________________



Содержание работы

Самооценка



Тема урока ___________________________________________________________________



Цель:__________________________________________________________________________





Задачи:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Критерии для оценивания:

определил цель и задачи урока – 3

у меня были правильные идеи, но я не смог убедительно их высказать – 2

У меня не было своей идеи, но я активно участвовал в обсуждении – 1

Я не участвовал в обсуждении – 0

Оценка _____

1. Местообитание водорослей: в воде и вне воды



Водоросли – низшие растения, т.к. __________________________________________________



Таллом (слоевище) –______________________________________________________________



Хроматофор - ___________________________________________________________________



Автотрофы - ____________________________________________________________________



2. Строение водорослей

Задание № 1. Рассмотрите строение хламидомонады.

Докажите, что клетка водорослей не отличается по своему строению от растительной клетки (т.е. выпишите названия компонентов хламидомонады, присущих растительной клетке), выпишите название органелл, характерных для водоросли.http://fs1.ucheba-legko.ru/images/a36e1af795303b064b8aac825bc6f811.jpg









Сходство с растительной клеткой: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Отличительные признаки ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Оцени свою работу.



Критерии для оценивания:



верно определены сходства и различия – 3 балла;



допустил 1 неточность – 2 балла;



более 2 ошибок – 1 балл



















Оценка ____

3-1. Питание – _______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



3-2. Размножение водорослей

Задание № 2. Дополните схему «Размножение водорослей».

Какие способы размножения представлены на схемах А и Б?







http://kk.convdocs.org/pars_docs/refs/334/333121/333121_html_2c67846.jpg

http://kk.convdocs.org/pars_docs/refs/334/333121/333121_html_2c67846.jpg



















А – ______________ размножение с помощью зооспор (при__________ условиях)

Б – _____________ размножение с участием гамет (_______________________условия)







4. Многообразие водорослей.

Задание № 3. Используя материал учебника на с.111, заполните таблицу «Многообразие водорослей»: (время на выполнение - 5 минут)



отделы

признаки

Отдел Зеленые водоросли

Отдел Бурые водоросли

Отдел Красные водоросли


Окраска слоевища






Глубина обитания






Представители






Вывод:

Оцени свою работу.



Критерии:



верно определены признаки – 3 балла;



1 неточность – 2 балла



более 2-х ошибок – 1 балл















Оценка ____

5. Значение водорослей

Задание № 4. При просмотре видеофрагмента «Роль водорослей», заполни схему:

Значение водорослей



В природе

В жизни человека













Оцени свою работу.



Критерии:

все верно и полно – 3 балла;

допустил неточность – 2 балла

более 2-х ошибок – 1 балл







Оценка ____

Вывод: Водоросли – ____________________________________________________________





Д.з. § 20.

Подготовить сообщение по одной из тем (по желанию):

  • Многообразие и значение водорослей.

  • Что такое саргассово море, где оно находится?

  • Почему хлорелла была удостоена чести отправится в космос?





Оцени свою работу

Из 12 баллов: менее 5 баллов – «2»;

8-6 баллов - «3»;

10-9 баллов - «4»;

12-11 баллов –«5»







Итоговая оценка____


Ученик(ца)_______________________________



Вставьте пропущенные слова.

Общая характеристика водорослей.

Водоросли – древнейшие представители царства ___________________________.

Наиболее важный признак водорослей ____________________ настоящих тканей и органов: корней, стеблей, листьев. Поэтому их относят к _____________ растениям.

Тело водорослей называется ________________( __________________).

В клетках водорослей имеется зелёный пигмент _________________, поэтому по способу питания водоросли _______________. Хлорофилл содержится в ________________________.

Благодаря образованию в их клетках неодинаковых пигментов водоросли делят на отделы: ____________________, ___________________, _____________________.

1.10. Имеют огромное значение в природе, так как обогащают атмосферу _______________.

Имеют промысловое значение в жизни человека, являясь __________________ для медицинской, пищевой и химической промышленности.


Оценка________________


Проверил(а) _______________________________


Критерии оценки: более 5 ошибок – требует доработки;

3-4 ошибки - «3»;

1-2 ошибки - «4»;

0 ошибок –«5»;

















Таблица планируемых метапредметных результатов (на начало и конец уч.года)

Можно внести уровни базовый и повышенный

ФИО ученика

Находить информацию

Владеть смысловым чтением

Анализировать

Классифицировать

Сравнивать

Устанавливать причинно-следственные связи

Представлять информацию в разных формах

1



+ (-)





2








% по классу
























Таблица планируемых результатов по биологии 5 класс

Часть 1. Наука о жизни (7 ч.)

п/п

Фамилия, имя учащегося

Выделять существенные св-ва живого организма


Характеризовать причины многообразия живых организмов. объяснять их взаимосвязь и значение.

Объяснять причины приспособленности живых организмов


Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности основных царств живой природы.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей.


Характеризовать и применять на практике научные методы для решения биологических задач.

Сравнивать живые организмы и обнаруживать их сходство и отличия.

Применять полученные знания и умения на уроках и в жизни.

1










2












ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ


I

II

III

IV

Период

Первые две недели 1 класса

Первое полугодие 1 класса

Второе полугодие 1 класса -

3 класс

4 класс

Цель

Переход от игрового сотрудничества к учебному.

Введение в школьную жизнь.

Освоение способов и средств контроля и оценки на уроке.

Выработка критериев оценивания.

Совершенствование оценочных действий с целью перехода к нормативному оцениванию в средней школе.

Содержание этапа

Выработка основных принципов оценивания.

  • Овладение средствами самоконтроля и самооценки.

  • Организация взаимоконтроля.

  • Овладение пооперационным контролем по заданному эталону.

  • Выделение критериев для оценки выполненной работы

1-2 класс: из предложенных критериев выбрать нужный;

3 класс: установить критерий.

  • Пооперационный контроль по заданному эталону.

  • Освоение диагностико-коррекционного способа работы.
















  • Установление критериев.

  • Разработка диагностических заданий.

  • Самостоятельное определение причин возможных ошибок.

  • Самостоятельное планирование путей ликвидации трудностей в учебе.

Предмет контроля и оценки со стороны учителя

Стартовые возможности первоклассников.

Действия самоконтроля и самооценки учащихся.

Знаково-символическая деятельность младших школьников.

Собственно знания учащихся, которые проявляются в разных учебных ситуациях.


Возможности детей по применению сформированных коллективных механизмов учебной деятельности для решения задач в индивидуальном режиме.

Учебно-познавательная мотивация и активность учащихся в учебной деятельности.

Учебно-познавательная мотивация, активность и самостоятельность учащихся в поисках новых способов учебной деятельности.

Способность к рефлексии как важнейшей составляющей умения учиться.

Предмет контроля и оценки со стороны учащихся

Собственное его «самочувствие» на уроке (интерес, утомляемость, активность).

Соблюдение договоренности внутри класса о «правилах игры» во время урока.

Действия одноклассников и учителя.

Собственные действия на основе заданного эталона.


Отдельные операции, входящие в состав способа действия.

Действия одноклассников и учителя.



Кроме пооперационного контроля, используется планирующий контроль и прогностическая оценка.

Собственное продвижение в учебном материале с фиксацией своих трудностей и способов их преодоления.









Рефлексивный контроль за применением известных общих способов в новых нестандартных ситуациях.


Соотнесение результатов, полученных в ходе решения задачи, с ее условиями.

Постоянный возврат к исходным задачам, поставленным в начале учебного года.

Проблемы и трудности, возникающие в ходе выполнения заданий.

Критерии оценки выполнения заданий, выдвигаемые одноклассниками.

Действия одноклассников и учителя.



Таблицы метапредметных и личностных результатов

Познавательные универсальные учебные действия (УУД) класс



Извлекать информацию

Перерабатывать информацию

Представлять информацию

Средний % каждого ученика


Ф.И.

(Н*) Отличать новое от уже известного с помощью учителя

(П**) Понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи

Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Понимать, в каких источниках можно найти необходимую информацию для решения учебной задачи

Находить ответы на вопросы, используя: жизненный опыт и учебник (текст, рисунки, схематические рисунки

Элементарные схемы, таблицы. предложенные учителем словари и энциклопедии

Делать выводы о главных признаках предметов и явлений: (Н) в результате совместной работы всего класса

(П) наблюдать и делать самостоятельно выводы

Группировать предметы: (Н) по одному основанию;


(П)- по двум основаниям

Сравнивать предметы (Н) – по одному основанию;


(П) по двум основаниям

Находить закономерности в ряду объектов: (Н) по одному определённому признаку ( форма, цвет. Размер и т.д.)

(П) по значению двух и более признаков

Называть последовательность (Н) шагов при выполнении элементарных действий, находить пропущенный шаг;

(П) приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках.

(Н) Подробно пересказывать небольшие тексты, называть тему текста. Составлять ответы- высказывания.

(П) Представлять информацию в виде: - небольшого текста

- простого плана




Н

П

Н

П

Н

П

Н

П

Н

П

Н

П

Н

П

Н

П

Н

П


1





















2





















3





















4





















5





















6





















7





















8





















9





















10





















11











































Средний % по классу





















Н*- необходимый

П** - повышенный уровень
























Таблицы метапредметных и личностных результатов

Познавательные универсальные учебные действия (УУД) класс



Извлекать информацию

Перерабатывать информацию

Представлять информацию



Ф.И.

Осознавать необходимость новой информации для решения задачи в один шаг:

(Н) понимать. Что дополнительно информация нужна;


(П) предполагать, какая именно информация нужна

Отбирать источники информации для решения учебной задачи:

(Н) из предложенной учителем

(П) самостоятельно

Находить необходимую информацию в учебнике и предложенных словарях, энциклопедиях, представленную в виде:

(Н) текста, иллюстраций, элементарных схем и таблиц;

(П) более сложных таблиц, схем, иллюстраций; а также пользоваться по указанию учителя разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое.

Наблюдать, обобщать и делать самостоятельно выводы:

(Н) о главных, существенных признаках предметов и явлений;

(П) выделять составные части объектов и понятий

Группировать:

(Н) предметы по нескольким основаниям;

(П) факты и явления, в т.ч. относить объекты к известным понятиям

Сравнивать:

(Н) предметы по нескольким основаниям;

(П) факты и явления

(Н) находить закономерности в ряду объектов по значению двух и более признаков.

- Приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках

(П) Определять причины явлений, событий

Определять истинные и ложные высказывания

(Н) с помощью, подсказкой;

(П)самостоятельно

В норме (Н):

Небольшого текста, ответа на вопросы, результата выполнения заданий (устно и письменно);

- простого плана повествовательного текста;

(П): - текста; - простого плана любого текста; -таблицы; - схемы.

Средний % каждого ученика



Н

П

Н

П

Н

П

Н

П

Н

П

Н

П

Н

П

Н

П

Н

П


1





















2





















3





















4





















5





















6





















7





















8





















9





















10






















Средний % по классу





















Н*- необходимый

П** - повышенный уровень























Таблицы метапредметных и личностных результатов

Познавательные универсальные учебные действия (УУД) классы



Извлекать информацию

Перерабатывать информацию




Представлять информацию


Ф.И.

Предполагать, какая информация нужна для решения задачи:

(Н) в один шаг;

(П) в несколько шагов

Отбирать необходимые источники информации: (Н) материалы учебника, словари, энциклопедии;

(П) справочники, электронные диски

Извлекать информацию из текста, таблиц, схем. Иллюстраций, пользоваться разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое):

(Н) по указанию учителя;

(П) самостоятельно, а также овладевать гибким чтением ; сопоставлять и отбирать информацию, из различных источников (в т.ч. Интернета)

Анализировать (выделять существенные признаки, составные части) и обобщать:

(Н) факты, явления. Простые понятия;

(П) абстрактные понятия.

Группировать (классифицировать):

(Н) факты и явления;

(П) в т.ч. системы фактов, абстрактные понятия.

Сравнивать:

(Н) факты и явления

(П) в т.ч. системы фактов , абстрактные понятия

Устанавливать причинно-следственные связи явлений:

(Н) определять причины;


(П) выявлять и следствия, формулировать цепочки правил «если…, то..»

Выделять аналогии:

(Н) выявлять аналогии и решать задачи на их основе

(П) строить аналогичные закономерности

Создавать информационные модели:

(Н) с выделение существенных характеристик объекта;

(П): обобщать и преобразовывать модели с целью выявления общих закономерностей.

В развёрнутом и сжатом виде – в форме: (Н) текста; таблицы, схемы

(П) опорного конспекта; сложного плана

Средний % каждого ученика



Н


Н

П

Н

П

Н

П

Н

П

Н

П

Н

П

Н

П

Н

П




1























2























3























4























5























6























7























8























9























10
























Средний % по классу























Н*- необходимый

П** - повышенный уровень





























ОБНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО и ООО
  • Директору-завучу
Описание:

Разработка  новых стандартов общего образования второго поколения на основе методологии системно-деятельностного подхода принципиально меняет парадигму образования – от приоритетной цели обучения «знаниям, умениям, навыкам» и формированию компетенций к развитию гармоничной творческой личности  на основе освоения универсальных способов познания и освоения мира. Таким образом стандарт общего образования в качестве ключевой задачи определяет личностное развитие обучающихся. Системообразующим компонентом стандарта  является ориентация на результаты образования,  где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий,  познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

 

Одной из актуальных проблем внедрения новых ФГОС общего образования является проблема процедур и инструментария такой оценки.

Автор Морозова Людмила Александровна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Директору-завучу
Подраздел Другое
Просмотров 1493
Номер материала 2208
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓