Главная / Начальные классы / Обмен опытом по теме: «Педагогические технологии как составная часть образовательной среды».

Обмен опытом по теме: «Педагогические технологии как составная часть образовательной среды».


Обмен опытом по теме: «Педагогические технологии как составная часть образовательной среды».


(Слайд 1) Поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е. превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление - педагогические технологии.

(Слайд 2) Педагогическая технологияэто совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

... сам термин «педагогическая технология» сравнительно новый для педагогики, поэтому в его понимании и определении пока нет единогласия.

…технология в максимальной степени связана с учебным процессом - деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии входят:

  1. научный: педагогические технологии – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

  2. процессуально - описательный: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов учебного материала;

  3. процессуально - действенный: осуществление технологического (педагогического) процесса, методы и формы учебной деятельности школьников; методы и формы работы учителя; деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала; диагностика учебного процесса .

Кроме понятия «педагогическая технология» в педагогической теории и практике часто оперируют терминами «образовательная технология», «воспитательная технология», «информационная технология».

При таком подходе понятие «педагогическая технология» явля­ется обобщенным названием всех видов технологий, применяемых в образовании.

Требования к современному образованию побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс. Одной из основных задач в учебном процессе для меня является развитие у учащихся интереса к учению. Данную задачу решаю, применяя на уроке современные обучающие технологии в учебном процессе, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся. Эти технологии и даже постоянно используемые их элементы, выстроенные системно, помогают рационально организовать учебный процесс, применить личностно-ориентированный подход, активно использовать ТСО и ИКТ, Интернет – технологии, создают условия для активной собственной познавательной деятельности учащихся, поощряют стремления ученика к поиску своих траекторий и способов решения, создают “ситуации успеха ”, развивают самоконтроль и взаимоконтроль. Каждая конкретная технология обучения имеет свои признаки, определение, функцию, структуру, характерные только для нее.

Опыт моей работы (стаж – 24 года) показывает, что моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но сегодня это требование времени. Учитель уже в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию.

Для достижения этой цели существует множество программ, развитие личности может происходить при любой программе. Всё зависит от того, какими методами пользуется учитель для того, чтобы воспитать и развить в ребёнке активную, смелую, решительную личность.

(Слайд 3) Достичь этой цели мне помогают современные педагогические (обучающие) технологии:

  • технологии личностно-ориентированного обучения,

  • технология развивающего обучения,

  • технология проблемного обучения,

  • технология критического мышления,

  • технология индивидуализации обучения (воспитания).

  • игровая технология,

  • технология  информационно-коммуникативная,

  • групповая технология,

  • технология учебного взаимодействия,

  • технология педагогика сотрудничества,

  • технология уровневой дифференциации,

  • технология проектно-исследовательской деятельности,

  • технологии здоровьесберегающие

  • Тестовые технологии

  • технология модульного обучения.

       Из выше сказанного, можно сделать вывод: каждый педагог выбирает для себя те технологии, которые ему ближе по духу, больше соответствуют его творческим устремлениям в достижении поставленных целей образования и воспитания учащихся.

     Используя в своей работе разные педагогические технологии, подробнее остановлюсь на тех которые я чаще всего использую в своей работе - ИКТ, игровые, здоровьесберегающие, тестовые.

(Слайды 4-6) Часто нашим урокам не хватает той яркости повествования, чтобы не охладить, а наоборот, разжечь это стремление. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться всё его дальнейшее образование. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационно-коммуникационных технологий.

По наблюдениям психологов:

У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше и презентации и Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока они применяются, являются  инструментом визуального представления данных (нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление). Большую часть информации воспринимают зрительно и на слух.

Учебник, доска, мел, карточки с заданиями и бумажные плакаты – это составляющие части педагогических технологий, которые были хороши в прошлом. Новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции, требуют от учителя другого подхода).

Я использую компьютер на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН и на всех уроках.

Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, в результате, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.

Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.

(Слайды 7-19) Для получения новой информации и расширения кругозора учащихся на уроках использую презентации, которые составляю сама с привлечением материала, взятого из Интернет ресурсов. Дети с удовольствием смотрят слайды, принимают активное участие в обсуждении увиденного слушают аудиозаписи mp3. Применение компьютера на уроках труда, литературы и познания мира очень эффективно помогает в развитии познавательного процесса младших школьников. 

Почему я выбрала именно презентацию? Использование презентации сопровождает и иллюстрирует объяснения учителя, обогащает рассказ учителя, делает его более доступным и запоминающимся. Это сопровождение позволяет воспринимать информацию не только на слух, но и визуально. Такое использование одновременно нескольких каналов восприятия информации усиливает обучающий эффект. Кроме обеспечения наглядности, презентация помогает упорядочить знания. К тому же учитель сам может скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей своего класса, предмета, темы урока.

(Слайды 20-33) Для уроков окружающего мира презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся.

(Слайды 34-42) Мной широко используется Тестовая технология

Формы тестовых заданий, получившие наибольшее распространение:

  1. Закрытые тестовые задания (с выбором правильного варианта ответа).

  2. Открытые тестовые задания.

  3. Задания на установление соответствия.

  4. Задания на установление правильной последовательности.

Единственная форма заданий, в которых вероятность отгадывания равна нулю - открытые тестовые задания.

При активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения, повышается интерес к изучаемым предметам.

Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникационных технологий позволяет:

• обеспечить положительную мотивацию обучения;

• проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
• обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

• повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;

• усовершенствовать контроль знаний;

• рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

• формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

• обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе,
(Слайды 43-62) В своей работе постоянно использую игровую технологию. Ведущим методом на таких уроках является игра: ролевая, сюжетная, игра-путешествие, дидактическая игра. Игра необходима для снижения психических и физических перегрузок. С помощью презентаций открываются большие возможности для привлечения элементов игры и занимательности на уроках.
Игровую деятельность можно использовать на разных этапах урока: 
Для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-путешествие «Путешествие по стране Знаний», урок-игра «Цирк», урок-КВН, урок-соревнование).  В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) (игры, игровые элементы)- игры «в слова», игры «со словами», «Дополни слово», «Перевёрнутые слова», «Соедини половинки слов». В любой урок можно внести элементы игры. Например, на уроке решения задач учащихся класса надо разделить на несколько команд и провести соревнование. Команда, решившая большее количество задач поощряется хорошими отметками.

Считаю, что наша задача сегодня – научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья.

(Слайды 63-73) Свои уроки стараюсь строить, ставя перед собой цель: как сохранить и укрепить здоровье? Для этого использую приемы здоровьесберегающих технологий.

Создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на уроках играет важную роль.
Здоровьесберегающие технологии могут применяться как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. Здоровье сберегающий подход необходим на всех этапах урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности. 
В уроки, внеклассные мероприятия по предмету включаю гимнастику, гимнастику для глаз, танцевально-ритмические паузы (под музыку), физкультминутки.

Физкультминутку можно выбирать в зависимости от преобладающей деятельности на уроке: Если преобладающий вид деятельности письмо, то использую упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук; если чтение - гимнастику для глаз. 

Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья.

(Слайд 18) Использование современных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. Учить ребенка радостно, без принуждения – возможно, если в своей работе педагог использует инновационные педагогические технологии. 

4


Обмен опытом по теме: «Педагогические технологии как составная часть образовательной среды».
  • Начальные классы
Описание:

Цель: рассказать об использавании современных педагогических технологий на своих уроках, их положительном и эффективном применении может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

     У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше и презентации и Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока они применяются, являются  инструментом визуального представления данных. 


Автор Гольдберг Ирина Владимировна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 572
Номер материала 31102
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓