Курепина Д.С.,
учитель математики
МБОУ Павловская основная
общеобразовательная школа
Опыт использования здоровьесберегающих технологий
на уроке математики
От
жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрения, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Для
создания здоровьесберегающей среды на уроках математики используются следующие
приёмы.
Учитель
ещё на перемене проверяет подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски,
освещённость, проветривает помещение. Каждый ученик приводит в порядок своё
рабочее место.
С
первых минут урока создаётся обстановка доброжелательности, положительный
эмоциональный настрой.
Смена
поз во время урока, когда можно работать стоя (за конторкой) и сидя (за
партой), усиливает работоспособность учащихся с недостатками в развитии.
Известно, что массажные коврики восстанавливают правильный свод стопы, улучшают
циркуляцию крови, активизируют биологические точки, снимают усталость. Во время
физкультминуток учащиеся стоят на массажных ковриках. Предлагаемые
физкультминутки органично вплетаются в канву урока. Так при изучении чётных и
нечётных чисел учащиеся выполняют следующие упражнения: ученики встают, руки на
талии, если учитель называет чётное число, ученики делают наклоны (или
повороты) вправо, если нечётное – влево.
На
уроках математики важно включать в физкультминутки упражнения для глаз, так как
они служат профилактикой нарушения зрения. Это следующие упражнения:
· вертикальные
движения глаз вверх-вниз;
· горизонтальные
вправо-влево;
· вращение
глазами по часовой стрелке и против;
· массаж
век и другие.
Гимнастика
для глаз проводится при помощи лучевой указки. Учащиеся должны не только
правильно сделать гимнастику, но и запомнить количество упражнений, выполненных
ими, ответить на вопросы:
· это
число чётное или нечётное;
· однозначное
или двузначное;
· как
представить его в виде суммы.
Карточки
для устного счёта располагаются по периметру кабинета.
Таблицы
и схемы лучше оформлять в разных цветах, так как красный цвет действует на
организм возбуждающе, жёлтый цвет – цвет хорошего настроения, зелёный –
помогает сконцентрироваться, сохраняет зрение, синий восстанавливает нервную
систему. Можно предложить интересный устный счёт «Радуга».
В
небе радуга – дуга замыкает берега.
Расцветая
всё ясней, чудо – краски светят в ней.
Пусть
ответит тот, кто знает или сможет сосчитать,
Сколько
красок в ней играет, озаряя моря гладь.
На
красной, оранжевой, жёлтой, зелёной, голубой, синей, фиолетовой таблицах
помещаются любые примеры для устного счёта или для закрепления материала.
Учащиеся решают примеры в порядке расположения цветов в радуге.
Для
улучшения работы мозга на разных этапах урока предлагается использовать
следующие упражнения:
· перекрёстные
движения – активизирует оба полушария головного мозга;
· качание
головой – улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращения;
· упражнение
«кнопка мозга» - способствует быстрому включению головного мозга в
работу.
Не
всем учащимся легко даётся математика, поэтому необходимо проводить работу по
профилактике стрессов. Хорошие результаты даёт работа в парах, в группах, где
ведомый, более слабый ученик чувствует поддержку товарища.
С
целью концентрации внимания устный счет в 5-6 классах можно проводить с
закрытыми глазами. Особенно это хорошо удается при решении цепочки примеров.
Учитель читает последовательно каждый пример, ребята решают его и готовность
выполнять следующий показывают поднятием руки. В конце задания ребята открывают
глаза, сверяют ответы.
Для
того чтобы научить учащихся заботиться о своём здоровье, полезно на уроках
математики решать задачи, связанные с понятиями «экология», «правильное
питание», «гигиена тела», «здоровый образ жизни». Например, при изучении темы
«Обыкновенные дроби» можно решить следующие задачи:
«Заботящийся
о своём здоровье ученик должен правильно питаться. В день можно съедать не
более 1/10 кг сладостей и сахара, дневная норма потребления хлеба составляет
1/5кг, масла (сливочного, растительного) – 1/8 кг. Сколько граммов сладостей,
хлеба, масла может съедать в день ученик?»;
«Решив
начать новую жизнь, Коля Перестукин из Страны Невыученных уроков составил себе
такое расписание на день: 1/6 часть суток – чтение книг, 1/8 часть суток –
выполнение домашнего задания; 1/12 часть суток – приём пищи; ¼ часть
суток – занятие спортом; 8 часов на сон. Выполним ли его план?»
Вред
курения можно показать, решая следующие задачи:
«Средняя
продолжительность жизни мужчин в Японии 78 лет. А у мужчин в России на 16 лет
меньше. Сколько лет в среднем живут мужчины в России?»;
«Увеличив
5 в 4 раза, найди число, которое показывает сколько лет полноценной жизни
забирает табак у курильщиков».
О
том, что «хороший смех дарит здоровье» сказано немало. Не случайно чувство
юмора – один из приоритетов, который всегда указывают в перечне качеств
желательного собеседника. Улыбка, искренний смех ученика на уроке
стоит, с позиций здоровьесбережения, не меньше физкультминутки. Задача учителя
- попытаться помочь подростку правильно использовать колоссальные ресурсы юмора
для обретения радости и здоровья.
Использование
здорвьесберегающих технологий на уроках математики обеспечивает сохранение
психического и физического здоровья учащихся школы, способствует лучшему
овладению ими системой математических знаний, умений и навыков.
Основные
современные требования к уроку
с
комплексом здоровьесберегающих технологий:
- рациональная
плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна
составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;
- в содержательной
части урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся,
способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и
потребностей в нем;
- количество видов
учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание
наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и т.д.) должно быть 4-7,
а их смена осуществляться через 7-10 мин.;
- в урок
необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти,
логического и критического мышления;
- в течение урока
должно быть использовано не менее 2-х технологий преподавания (при выборе
технологий необходимо учитывать и то: способствуют ли они активизации инициативы
и творческого самовыражения учащихся);
- обучение должно
производиться с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися
(аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);
- должен
осуществляться контроль научности изучаемого материала;
- необходимо формировать
внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся;
- необходимо
осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
- на уроке нужно
создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и
эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного,
зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной
обстановке утомление наступает быстрее;
- нужно включать в
урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке
учащихся;
- необходимо для
увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок
физкультминутки, определять их место, содержание и длительность (лучше на 20-ой
и 35-ой минутах урока, длительностью - 1 мин., состоящие из 3-х легких
упражнений с 3-4 повторениями каждого).
- необходимо
производить целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его
части.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.