Главная / Математика / обмен опытом на тему "Опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроках математики"

обмен опытом на тему "Опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроках математики"

Курепина Д.С.,

учитель математики

МБОУ Павловская основная

общеобразовательная школа

Опыт использования здоровьесберегающих технологий

на уроке математики

 

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрения, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Для создания здоровьесберегающей среды на уроках математики используются следующие приёмы.

Учитель ещё на перемене проверяет подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, проветривает помещение. Каждый ученик приводит в порядок своё рабочее место.

С первых минут урока создаётся обстановка доброжелательности, положительный эмоциональный настрой.

Смена поз во время урока, когда можно работать стоя (за конторкой) и сидя (за партой), усиливает работоспособность учащихся с недостатками в развитии. Известно, что массажные коврики восстанавливают правильный свод стопы, улучшают циркуляцию крови, активизируют биологические точки, снимают усталость. Во время физкультминуток учащиеся стоят на массажных ковриках. Предлагаемые физкультминутки органично вплетаются в канву урока. Так при изучении чётных и нечётных чисел учащиеся выполняют следующие упражнения: ученики встают, руки на талии, если учитель называет чётное число, ученики делают наклоны (или повороты) вправо, если нечётное – влево. 

На уроках математики важно включать в физкультминутки упражнения для глаз, так как они служат профилактикой нарушения зрения. Это следующие упражнения:

·        вертикальные движения глаз вверх-вниз;

·        горизонтальные вправо-влево;

·        вращение глазами по часовой стрелке и против;

·        массаж век и другие.

Гимнастика для глаз проводится при помощи лучевой указки. Учащиеся должны не только правильно сделать гимнастику, но и запомнить количество упражнений, выполненных ими, ответить на вопросы:

·        это число чётное или нечётное;

·        однозначное или двузначное;

·        как представить его в виде суммы.

Карточки для устного счёта располагаются  по периметру кабинета.

Таблицы и схемы лучше оформлять в разных цветах, так как красный цвет действует на организм возбуждающе, жёлтый цвет – цвет хорошего настроения, зелёный – помогает сконцентрироваться, сохраняет зрение, синий восстанавливает нервную систему. Можно предложить интересный устный счёт «Радуга».

В небе радуга – дуга замыкает берега.

Расцветая всё ясней, чудо – краски светят в ней.

Пусть ответит тот, кто знает или сможет сосчитать,

Сколько красок в ней играет, озаряя моря гладь.

На красной, оранжевой, жёлтой, зелёной, голубой, синей, фиолетовой таблицах помещаются любые примеры для устного счёта или для закрепления материала. Учащиеся решают примеры в порядке расположения цветов в радуге.

Для улучшения работы мозга на разных этапах урока предлагается использовать следующие упражнения:

·        перекрёстные движения – активизирует оба полушария головного мозга;

·        качание головой – улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращения;

·        упражнение «кнопка мозга» - способствует быстрому включению  головного мозга в работу.

Не всем учащимся легко даётся математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты даёт работа в парах, в группах, где ведомый, более слабый ученик чувствует поддержку товарища.

С целью концентрации внимания устный счет в 5-6 классах можно проводить с закрытыми глазами. Особенно это хорошо удается при решении цепочки примеров. Учитель читает последовательно каждый пример, ребята решают его и готовность выполнять следующий показывают поднятием руки. В конце задания ребята открывают глаза, сверяют ответы.

Для того чтобы научить учащихся заботиться о своём здоровье, полезно на уроках математики решать задачи, связанные с понятиями «экология», «правильное питание», «гигиена тела», «здоровый образ жизни». Например, при изучении темы «Обыкновенные дроби» можно решить следующие задачи:

«Заботящийся о своём здоровье ученик должен правильно питаться. В день можно съедать не более 1/10 кг сладостей и сахара, дневная норма потребления хлеба составляет 1/5кг, масла (сливочного, растительного) – 1/8 кг. Сколько граммов сладостей, хлеба, масла может съедать в день ученик?»;

«Решив начать новую жизнь, Коля Перестукин из Страны Невыученных уроков составил себе такое расписание на день: 1/6 часть суток – чтение книг, 1/8 часть суток – выполнение домашнего задания; 1/12 часть суток – приём  пищи; ¼ часть суток – занятие спортом; 8 часов на сон. Выполним ли его план?»

Вред курения можно показать, решая следующие задачи:

«Средняя продолжительность жизни мужчин в Японии 78 лет. А у мужчин в России на 16 лет меньше. Сколько лет в среднем живут мужчины в России?»;

«Увеличив 5 в 4 раза, найди число, которое показывает сколько лет полноценной жизни забирает табак у курильщиков».

О том, что «хороший смех дарит здоровье» сказано немало. Не случайно чувство юмора – один из приоритетов, который всегда указывают в перечне качеств желательного собеседника. Улыбка, искренний  смех ученика на уроке стоит, с позиций здоровьесбережения, не меньше физкультминутки. Задача учителя - попытаться помочь подростку правильно использовать колоссальные ресурсы юмора для обретения радости и здоровья.

Использование здорвьесберегающих технологий на уроках математики обеспечивает сохранение психического и физического здоровья учащихся школы, способствует лучшему овладению ими системой математических знаний, умений и навыков.

Основные современные требования к уроку

с комплексом здоровьесберегающих технологий:

- рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;

- в содержательной части урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;

- количество видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и т.д.) должно быть 4-7, а их смена осуществляться через 7-10 мин.;

- в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;

- в течение урока должно быть использовано не менее 2-х технологий преподавания (при выборе технологий необходимо учитывать и то: способствуют ли они активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся);

- обучение должно производиться с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);

- должен осуществляться контроль научности изучаемого материала;

- необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся;

- необходимо осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

- на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее;

- нужно включать в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся;

- необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физкультминутки, определять их место, содержание и длительность (лучше на 20-ой и 35-ой минутах урока, длительностью - 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого).

- необходимо производить целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части.



обмен опытом на тему "Опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроках математики"
  • Математика
Описание:

Краткое описание

"На уроках математики важно включать в физкультминутки упражнения для глаз, так как они служат профилактикой нарушения зрения. Это следующие упражнения:

вертикальные движения глаз вверх-вниз;

горизонтальные вправо-влево;

вращение глазами по часовой стрелке и против;

массаж век и другие.

Гимнастика для глаз проводится при помощи лучевой указки. Учащиеся должны не только правильно сделать гимнастику, но и запомнить количество упражнений, выполненных ими, ответить на вопросы:

это число чётное или нечётное;

однозначное или двузначное;

как представить его в виде суммы.

Карточки для устного счёта располагаются по периметру кабинета.

Таблицы и схемы лучше оформлять в разных цветах, так как красный цвет действует на организм возбуждающе, жёлтый цвет – цвет хорошего настроения, зелёный – помогает сконцентрироваться, сохраняет зрение, синий восстанавливает нервную систему. Можно предложить интересный устный счёт «Радуга».

В небе радуга – дуга замыкает берега.

Расцветая всё ясней, чудо – краски светят в ней.

Пусть ответит тот, кто знает или сможет сосчитать,

Сколько красок в ней играет, озаряя моря гладь.

На красной, оранжевой, жёлтой, зелёной, голубой, синей, фиолетовой таблицах помещаются любые примеры для устного счёта или для закрепления материала. Учащиеся решают примеры в порядке расположения цветов в радуге.

Для улучшения работы мозга на разных этапах урока предлагается использовать следующие упражнения:

перекрёстные движения – активизирует оба полушария головного мозга;

качание головой – улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращения;

упражнение «кнопка мозга» - способствует быстрому включению головного мозга в работу.

Не всем учащимся легко даётся математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты даёт работа в парах, в группах, где ведомый, более слабый ученик чувствует поддержку товарища.

С целью концентрации внимания устный счет в 5-6 классах можно проводить с закрытыми глазами. Особенно это хорошо удается при решении цепочки примеров. Учитель читает последовательно каждый пример, ребята решают его и готовность выполнять следующий показывают поднятием руки. В конце задания ребята открывают глаза, сверяют ответы.

Для того чтобы научить учащихся заботиться о своём здоровье, полезно на уроках математики решать задачи, связанные с понятиями «экология», «правильное питание», «гигиена тела», «здоровый образ жизни».
Автор Курепина Дарья Сергеевна
Дата добавления 06.09.2015
Раздел Математика
Подраздел Другое
Просмотров 315
Номер материала MA-060594
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓