Т.А.
Мищенко
МБОУ «
Североуральская НОШ № 6» г. Североуральск, п. Черёмухово
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УСЛОВИЙ ДОСТУПНОСТИ КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ МБОУ НОШ № 6
Инклюзивное
образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим
осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей
независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка,
культуры, психических и физических возможностей. Внедрение инклюзии
обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования, признание прав
лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование,
формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.
В
нашей школе с 1986 года организованы классы коррекционно-развивающего обучения
(КРО),
и до сегодняшнего дня они функционируют. Образовательное учреждение имеет
лицензию, дающую право преподавания по образовательной программе для детей с
задержкой психического развития. С 2009 года в параллели первых классов дети
с задержкой психического развития начали обучаться в обычных классах, так как
не было необходимого количества детей для открытия класса КРО. Появилась
потребность в создании условий для образования для данной категории детей. С 2009
года образовательное учреждение являлось базовой площадкой ИРО. В 2009-2010
учебном году мы принимали участие в реализации проекта «Инклюзивное образование
как условие социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». За
этот период работы был начат сбор данных об обучающихся с ОВЗ, организовано
интенсивное теоретическое изучение вопроса о различных организационных формах
обучения детей с ОВЗ.
В 2010-2011 году мы продолжили работу в проекте «Обеспечение условий
доступности образования для детей с ОВЗ в интегрированной образовательной среде
в общеобразовательной школе». На этом этапе работы были
разработаны листы достижений для детей с задержкой психического развития,
усовершенствованы индивидуальные образовательные маршруты, сформированы карты
развития для детей с ЗПР, педагоги повышали теоретический уровень по вопросам
инклюзивного обучения через самообразование и образовательные семинары,
проводимые специалистами ИРО. В 2011 году в рамках работы базовой площадки
проходил эксперимент по интеграции детей с ОВЗ из 4 класса для детей с
задержкой психического развития в 4 обычные классы во втором полугодии, так как
количество детей в классе КРО сократилось до 5 человек. Назрела необходимость
в короткие сроки создавать условия для интеграции этих детей через
собеседования с учащимися с ЗПР по выбору класса, собрания и консультации для
родителей, организацию работы педагогов обычных классов и классного
руководителя коррекционного класса. Были составлены индивидуальные
образовательные маршруты с учётом проблем каждого интегрированного ребёнка. В
роли тьютора находился освобождённый классный руководитель коррекционного
класса, который сопровождал детей на тех уроках, на которых они испытывали
трудности, и оказывал различные виды помощи. Также был разработан режим
проведения коррекционно-развивающих занятий, которые были вынесены за пределы максимальной
нагрузки. Эти часы проводил классный - руководитель - тьютор, которому были
известны проблемы каждого ребёнка. Все дети с ЗПР посещали логопедические
занятия по преодолению нарушений письменной речи. На конец учебного года все
обучающие с ОВЗ овладели программой начального образования и переведены в
пятый класс, по результатам областной ПМПК одному ребёнку рекомендовано
обучение по общеобразовательной программе.
Педагоги школы принимали участие в кустовых педагогических чтениях
«
Специальное образование: проблемы, поиски, находки» в г. Серов в 2011 году,
участвовали в выставке «Инновации в образовании» с темой «Модель
коррекционно-развивающей среды для обучающихся с ОВЗ» и стали победителями
муниципального и окружного этапов, представляли свои рабочие программы на
выставке Окружного методического объединения коррекционных школ в г. Ивдель.
В 2011-2012 учебном году всё наше
внимание было уделено совершенствованию, как формы, так и содержания
индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ в интегрированных
классах. Обучалось интегрировано 12 человек (в 1-х классах 4 человека, во 2-х
классах 3 ребёнка, в 3 -х – 5 человек). В 1 классах началась реализация нового
ФГОС, который именно и несёт идею инклюзивного образования. Работа классных
руководителей началась с диагностики «Школьный старт», результаты которой
позволили определить проблемное поле каждого ребёнка с ОВЗ, также в этом году
наши социальные партнёры – психологи Центра психолого-педагогической помощи г.
Североуральска провели дополнительное диагностирование обучающихся 1-х классов
на предмет готовности к школьному обучению. Проанализировав результаты
диагностик, увидели, что проблемы детей с ОВЗ по результатам психологической
и педагогической диагностик совпали. Это было отражено в правильности выбранных
направлений работы с каждым конкретным ребёнком и в содержании самого маршрута.
С каждым родителем ребёнка с ОВЗ. была проведена консультация по выявленным
проблемам и способам их устранения. В дополнении были проведены углублённые
изучения детей с ОВЗ школьными педагогом - психологом и учителем - логопедом.
Процесс разработки, корректировки анализа реализации индивидуальных
образовательных маршрутов находился под контролем школьного психолого - медико
- педагогического консилиума, осуществляющего координацию деятельности
педагогов и специалистов. В рамках реализации модели внеурочной деятельности
классные руководители интегрированных классов осуществляли коррекционную
программу У. Князевой « Я учусь учиться», В конце года были подведены итоги
всей коррекционной работы: в начале года все первоклассники имели негативное отношение к
школе, к концу – у всех детей с ОВЗ хороший уровень мотивации к школьному
обучению. В рамках работы школьного ПМПк проходило разностороннее изучение
течения адаптации первоклассников: у всех обучающихся с ОВЗ отмечался частичный
уровень физиологического компонента адаптации (каждый ребёнок перенёс
заболевание в адаптационный период, также наблюдалась психосоматическая
симптоматика; при изучении деятельностного компонента у каждого ребёнка был
выявлен ряд проблем (недоразвитие речи, низкий уровень развития
пространственного анализа, мелкой моторики, необходимость получения
индивидуальной помощи, проблемы в эмоциональном компоненте.
В
конце года была проведена диагностика развития универсальных учебных действий,
использовался при работе учебно-методический комплект «Учимся учиться и
действовать», направленный на реализацию комплексного психолого-педагогического
подхода к отслеживанию и оценке процесса развития каждого ребёнка. Результаты
исследования показали, что в настоящий момент у детей в большей мере
развиваются регулятивные универсальные учебные действия, нежели познавательные УУД.
Все обучающиеся 1- х классов, в частности дети с ОВЗ, посещают кружки, способствующие
развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их
социализации и адаптации в обществе. Во 2-3 классах обучалось в
интегрированных классах 8 человек. Для всех этих детей были составлены и
утверждены индивидуальные образовательные маршруты, в коррекционную работу
активно подключены родители, учитель-логопед. Большинство детей задействованы
во внеурочной деятельности.
Учителя
школы обобщали опыт работы на городском семинаре, представляя «Модель
внеурочной деятельности», в том числе была представлена работа с детьми с ЗПР,
обучающихся интегрировано в обычных классах, учитель - логопед представляла
опыт работы с детьми с задержкой психического развития на заседании окружного
методического объединения учителей - логопедов.
Проведя
анкетирование родителей, сделаны следующие выводы: родители «за»
интегрированные классы, так как происходит общение с нормативно развивающимися
детьми, что в дальнейшем стимулирует к лучшей работе, существует возможность
адаптироваться в нормальном коллективе, преобладает количество положительных
примеров.
Сделаны
первые шаги в создании условий доступного образования для ребёнка - инвалида с
ограниченными физическими возможностями (ДЦП). Была приобретена соответствующая
мебель, учителем и педагогом - психологом была выстроена программа
сопровождения данного ребёнка, в работе были использованы информационные
технологии обучения. Наше образовательное учреждение включено в целевую
ведомственную программу на 2013 год «Создание безбарьерной среды в
общеобразовательных учреждениях Североуральского городского округа для обучения
детей - инвалидов и детей с ОВЗ».
Проанализировав
деятельность школы за последние три года, можно отметить, что есть понимание
того, как реализовывать заданное направление, разработаны отдельные
нормативные документы, есть реальные наработки и есть результаты, которые,
конечно, не носят глобального характера, ОУ имеет богатый содержательный ресурс
для развития инклюзивного подхода: опыт 50% педагогов школы по обучению и
сопровождению детей с ЗПР в классах коррекционно-развивающего обучения, 97 %
педагогов прошли обучение по образовательной программе ИРО
«Психолого-педагогические условия развития ребёнка с ОВЗ в образовательных
учреждениях различных типов и видов», в школе
есть специалисты (педагог - психолог, учитель - логопед), для организации
сопровождения детей в условиях образовательного учреждения функционирует
психолого-медико-педагогический консилиум, в ОУ существует
система безотметочного обучения, отражающая индивидуальные продвижения
ребёнка.
Актуальность
проблемы обусловлена тенденцией роста детей с ОВЗ, обучающихся в обычных
классах. Поэтому на сегодняшнее время назрела необходимость в продолжение
развития инклюзивной образовательной среды ОУ через организацию системной
психолого-педагогической переподготовки и повышения квалификации педагогов в
вопросах инклюзивного обучения, повышение качества образовательного процесса
путём использования технологий индивидуально - дифференцированного обучения,
организацию научно-методического сопровождения и разработку
программно-дидактических материалов для реализации инклюзивного подхода; также
недостаточен опыт в выстраивании продуктивного диалога с родителями детей ОВЗ,
привлечения их к активному участию и сотрудничеству, важно повышение
нравственного эффекта образования, так как наблюдается неготовность некоторых
участников образовательного процесса, среди которых и дети, и родители, и
педагоги принять в своё сообщество ребёнка с ОВЗ, немаловажным является
создание технических условий для беспрепятственного доступа детей - инвалидов
в школу.
Литература
1.
Возможность инклюзивного (включённого) образования в интегративном классе
общеобразовательной школы // режим доступа http://mamadirektor.
livejournal.com/2188.htm
(дата обращения: 03.07.2012)
2. Инклюзивное
образование: вчера, сегодня и завтра. Брошюра по материалам конференции. Самара
2007 г.
3. Инклюзивное
образование. Практическое пособие по поддержке разнообразия в
общеобразовательном классе. Тим Лореман, Джоан Деппелер, Давид Харви
4.
Малофеев Н.Н. Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и
перспективы// интернет ресурс технологическая школа № 1299/ режим доступа
http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_iovrzpip (дата обращения:
05.07.2012)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.