Главная / Другое / ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ДОСТУПНОСТИ КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ МБОУ НОШ № 6

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ДОСТУПНОСТИ КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ МБОУ НОШ № 6

Т.А. Мищенко

МБОУ « Североуральская НОШ № 6» г. Североуральск, п. Черёмухово


ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ДОСТУПНОСТИ КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ МБОУ НОШ № 6


Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей. Внедрение инклюзии обеспечивает  дальнейшую  гуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.

В нашей школе с 1986 года организованы классы коррекционно-развивающего обучения (КРО), и до сегодняшнего дня они функционируют. Образовательное учреждение имеет лицензию, дающую право преподавания по образовательной программе для детей с задержкой психического развития. С 2009 года в параллели первых классов дети с задержкой психического развития начали обучаться в обычных классах, так как не было необходимого количества детей для открытия класса КРО. Появилась потребность в создании условий для образования для данной категории детей. С 2009 года образовательное учреждение являлось базовой площадкой ИРО. В 2009-2010 учебном году мы принимали участие в реализации проекта «Инклюзивное образование как условие социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». За этот период работы был начат сбор данных об обучающихся с ОВЗ, организовано интенсивное теоретическое изучение вопроса о различных организационных формах обучения детей с ОВЗ.

В 2010-2011 году мы продолжили работу в проекте «Обеспечение условий доступности образования для детей с ОВЗ в интегрированной образовательной среде в общеобразовательной школе». На этом этапе работы были разработаны листы достижений для детей с задержкой психического развития, усовершенствованы индивидуальные образовательные маршруты, сформированы карты развития для детей с ЗПР, педагоги повышали теоретический уровень по вопросам инклюзивного обучения через самообразование и образовательные семинары, проводимые специалистами ИРО. В 2011 году в рамках работы базовой площадки проходил эксперимент по интеграции детей с ОВЗ из 4 класса для детей с задержкой психического развития в 4 обычные классы во втором полугодии, так как количество детей в классе КРО сократилось до 5 человек. Назрела необходимость в короткие сроки создавать условия для интеграции этих детей через собеседования с учащимися с ЗПР по выбору класса, собрания и консультации для родителей, организацию работы педагогов обычных классов и классного руководителя коррекционного класса. Были составлены индивидуальные образовательные маршруты с учётом проблем каждого интегрированного ребёнка. В роли тьютора находился освобождённый классный руководитель коррекционного класса, который сопровождал детей на тех уроках, на которых они испытывали трудности, и оказывал различные виды помощи. Также был разработан режим проведения коррекционно-развивающих занятий, которые были вынесены за пределы максимальной нагрузки. Эти часы проводил классный - руководитель - тьютор, которому были известны проблемы каждого ребёнка. Все дети с ЗПР посещали логопедические занятия по преодолению нарушений письменной речи. На конец учебного года все обучающие с ОВЗ овладели программой начального образования и переведены в пятый класс, по результатам областной ПМПК одному ребёнку рекомендовано обучение по общеобразовательной программе.

Педагоги школы принимали участие в кустовых педагогических чтениях

« Специальное образование: проблемы, поиски, находки» в г. Серов в 2011 году, участвовали в выставке «Инновации в образовании» с темой «Модель коррекционно-развивающей среды для обучающихся с ОВЗ» и стали победителями муниципального и окружного этапов, представляли свои рабочие программы на выставке Окружного методического объединения коррекционных школ в г. Ивдель.

В 2011-2012 учебном году всё наше внимание было уделено совершенствованию, как формы, так и содержания индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ в интегрированных классах. Обучалось интегрировано 12 человек (в 1-х классах 4 человека, во 2-х классах 3 ребёнка, в 3 -х – 5 человек). В 1 классах началась реализация нового ФГОС, который именно и несёт идею инклюзивного образования. Работа классных руководителей началась с диагностики «Школьный старт», результаты которой позволили определить проблемное поле каждого ребёнка с ОВЗ, также в этом году наши социальные партнёры – психологи Центра психолого-педагогической помощи г. Североуральска провели дополнительное диагностирование обучающихся 1-х классов на предмет готовности к школьному обучению. Проанализировав результаты диагностик, увидели, что проблемы детей с ОВЗ по результатам психологической и педагогической диагностик совпали. Это было отражено в правильности выбранных направлений работы с каждым конкретным ребёнком и в содержании самого маршрута. С каждым родителем ребёнка с ОВЗ. была проведена консультация по выявленным проблемам и способам их устранения. В дополнении были проведены углублённые изучения детей с ОВЗ школьными педагогом - психологом и учителем - логопедом. Процесс разработки, корректировки анализа реализации индивидуальных образовательных маршрутов находился под контролем школьного психолого - медико - педагогического консилиума, осуществляющего координацию деятельности педагогов и специалистов. В рамках реализации модели внеурочной деятельности классные руководители интегрированных классов осуществляли коррекционную программу У. Князевой « Я учусь учиться», В конце года были подведены итоги всей коррекционной работы: в начале года все первоклассники имели негативное отношение к школе, к концу – у всех детей с ОВЗ хороший уровень мотивации к школьному обучению. В рамках работы школьного ПМПк проходило разностороннее изучение течения адаптации первоклассников: у всех обучающихся с ОВЗ отмечался частичный уровень физиологического компонента адаптации (каждый ребёнок перенёс заболевание в адаптационный период, также наблюдалась психосоматическая симптоматика; при изучении деятельностного компонента у каждого ребёнка был выявлен ряд проблем (недоразвитие речи, низкий уровень развития пространственного анализа, мелкой моторики, необходимость получения индивидуальной помощи, проблемы в эмоциональном компоненте.

В конце года была проведена диагностика развития универсальных учебных действий, использовался при работе учебно-методический комплект «Учимся учиться и действовать», направленный на реализацию комплексного психолого-педагогического подхода к отслеживанию и оценке процесса развития каждого ребёнка. Результаты исследования показали, что в настоящий момент у детей в большей мере развиваются регулятивные универсальные учебные действия, нежели познавательные УУД. Все обучающиеся 1- х классов, в частности дети с ОВЗ, посещают кружки, способствующие развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе. Во 2-3 классах обучалось в интегрированных классах 8 человек. Для всех этих детей были составлены и утверждены индивидуальные образовательные маршруты, в коррекционную работу активно подключены родители, учитель-логопед. Большинство детей задействованы во внеурочной деятельности.

Учителя школы обобщали опыт работы на городском семинаре, представляя «Модель внеурочной деятельности», в том числе была представлена работа с детьми с ЗПР, обучающихся интегрировано в обычных классах, учитель - логопед представляла опыт работы с детьми с задержкой психического развития на заседании окружного методического объединения учителей - логопедов.

Проведя анкетирование родителей, сделаны следующие выводы: родители «за» интегрированные классы, так как происходит общение с нормативно развивающимися детьми, что в дальнейшем стимулирует к лучшей работе, существует возможность адаптироваться в нормальном коллективе, преобладает количество положительных примеров.

Сделаны первые шаги в создании условий доступного образования для ребёнка - инвалида с ограниченными физическими возможностями (ДЦП). Была приобретена соответствующая мебель, учителем и педагогом - психологом была выстроена программа сопровождения данного ребёнка, в работе были использованы информационные технологии обучения. Наше образовательное учреждение включено в целевую ведомственную программу на 2013 год «Создание безбарьерной среды в общеобразовательных учреждениях Североуральского городского округа для обучения детей - инвалидов и детей с ОВЗ».

Проанализировав деятельность школы за последние три года, можно отметить, что есть понимание того, как реализовывать заданное направление, разработаны отдельные нормативные документы, есть реальные наработки и есть результаты, которые, конечно, не носят глобального характера, ОУ имеет богатый содержательный ресурс для развития инклюзивного подхода: опыт 50% педагогов школы по обучению и сопровождению детей с ЗПР в классах коррекционно-развивающего обучения, 97 % педагогов прошли обучение по образовательной программе ИРО «Психолого-педагогические условия развития ребёнка с ОВЗ в образовательных учреждениях различных типов и видов», в школе есть специалисты (педагог - психолог, учитель - логопед), для организации сопровождения детей в условиях образовательного учреждения функционирует психолого-медико-педагогический консилиум, в ОУ существует система безотметочного обучения, отражающая индивидуальные продвижения ребёнка.

Актуальность проблемы обусловлена тенденцией роста детей с ОВЗ, обучающихся в обычных классах. Поэтому на сегодняшнее время назрела необходимость в продолжение развития инклюзивной образовательной среды ОУ через организацию системной психолого-педагогической переподготовки и повышения квалификации педагогов в вопросах инклюзивного обучения, повышение качества образовательного процесса путём использования технологий индивидуально - дифференцированного обучения, организацию научно-методического сопровождения и разработку программно-дидактических материалов для реализации инклюзивного подхода; также недостаточен опыт в выстраивании продуктивного диалога с родителями детей ОВЗ, привлечения их к активному участию и сотрудничеству, важно повышение нравственного эффекта образования, так как наблюдается неготовность некоторых участников образовательного процесса, среди которых и дети, и родители, и педагоги принять в своё сообщество ребёнка с ОВЗ, немаловажным является создание технических условий для беспрепятственного доступа детей - инвалидов в школу.


Литература


1. Возможность инклюзивного (включённого) образования в интегративном классе общеобразовательной школы // режим доступа http://mamadirektor.

livejournal.com/2188.htm (дата обращения: 03.07.2012)

2. Инклюзивное образование: вчера, сегодня и завтра. Брошюра по материалам конференции. Самара   2007 г.

3. Инклюзивное образование. Практическое пособие по поддержке разнообразия в общеобразовательном классе. Тим Лореман, Джоан Деппелер, Давид Харви

4. Малофеев Н.Н. Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы// интернет ресурс технологическая школа № 1299/ режим доступа http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_iovrzpip (дата обращения: 05.07.2012)

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ДОСТУПНОСТИ КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ МБОУ НОШ № 6
  • Другое
Описание:

Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей. Внедрение инклюзии обеспечивает  дальнейшую  гуманизацию  образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.  

 

         В нашей школе с 1986 года организованы классы коррекционно-развивающего обучения (КРО), и до сегодняшнего дня они функционируют. Образовательное учреждение имеет лицензию, дающую право преподавания по образовательной программе для детей с задержкой психического развития. С 2009 года  в параллели первых классов  дети с задержкой психического развития начали обучаться в обычных классах, так как не было необходимого количества детей для открытия класса КРО.  Появилась потребность в создании условий для образования  для данной категории детей. С 2009 года образовательное учреждение являлось базовой площадкой ИРО.  В 2009-2010 учебном году мы принимали участие в реализации проекта «Инклюзивное образование как условие социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». За этот период работы был начат сбор данных об обучающихся с ОВЗ, организовано интенсивное теоретическое изучение вопроса о различных организационных формах обучения детей с ОВЗ.

Автор Мищенко Татьяна Анатольевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1265
Номер материала 33812
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓