Инфоурок Другое Другие методич. материалыОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ДОСТУПНОСТИ КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ МБОУ НОШ № 6

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ДОСТУПНОСТИ КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ МБОУ НОШ № 6

Скачать материал

          

     Т.А. Мищенко

МБОУ « Североуральская НОШ № 6» г. Североуральск, п. Черёмухово

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ДОСТУПНОСТИ  КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ    ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ  В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  СРЕДЕ  МБОУ НОШ № 6

 

          Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей. Внедрение инклюзии обеспечивает  дальнейшую  гуманизацию  образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.  

          В нашей школе с 1986 года организованы классы коррекционно-развивающего обучения (КРО), и до сегодняшнего дня они функционируют. Образовательное учреждение имеет лицензию, дающую право преподавания по образовательной программе для детей с задержкой психического развития. С 2009 года  в параллели первых классов  дети с задержкой психического развития начали обучаться в обычных классах, так как не было необходимого количества детей для открытия класса КРО.  Появилась потребность в создании условий для образования  для данной категории детей. С 2009 года образовательное учреждение являлось базовой площадкой ИРО.  В 2009-2010 учебном году мы принимали участие в реализации проекта «Инклюзивное образование как условие социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». За этот период работы был начат сбор данных об обучающихся с ОВЗ, организовано интенсивное теоретическое изучение вопроса о различных организационных формах обучения детей с ОВЗ.

          В 2010-2011 году мы продолжили работу в проекте «Обеспечение условий доступности образования для детей с ОВЗ в интегрированной образовательной среде в общеобразовательной школе».  На этом этапе работы были разработаны листы достижений для детей с задержкой психического развития, усовершенствованы индивидуальные образовательные маршруты, сформированы карты развития для детей с ЗПР, педагоги повышали теоретический уровень по вопросам инклюзивного обучения через самообразование  и образовательные семинары, проводимые специалистами ИРО. В 2011 году в рамках работы базовой площадки проходил эксперимент по интеграции детей с ОВЗ  из 4 класса для детей с задержкой психического развития в 4 обычные классы во втором полугодии, так как количество детей  в классе КРО сократилось до 5 человек. Назрела  необходимость в короткие сроки создавать условия для интеграции этих детей через собеседования с учащимися с ЗПР  по  выбору класса, собрания и консультации для родителей, организацию работы педагогов обычных классов и классного руководителя коррекционного класса. Были составлены индивидуальные образовательные маршруты с учётом проблем каждого интегрированного ребёнка. В роли тьютора  находился освобождённый классный руководитель  коррекционного  класса, который сопровождал детей на тех уроках, на которых они испытывали трудности, и оказывал различные виды помощи. Также был разработан режим проведения коррекционно-развивающих занятий, которые были вынесены за пределы максимальной нагрузки. Эти часы проводил классный - руководитель - тьютор,    которому были известны проблемы каждого ребёнка. Все дети с ЗПР посещали логопедические занятия по преодолению нарушений письменной речи. На конец учебного года все обучающие с ОВЗ овладели программой   начального образования и переведены в пятый класс, по результатам областной ПМПК одному ребёнку рекомендовано обучение по общеобразовательной программе.

           Педагоги школы принимали участие  в  кустовых педагогических чтениях

« Специальное образование: проблемы, поиски, находки»  в г. Серов в 2011 году, участвовали в выставке «Инновации в образовании» с темой «Модель коррекционно-развивающей среды для обучающихся с ОВЗ» и стали победителями муниципального и окружного этапов,  представляли свои рабочие программы на выставке Окружного методического объединения коррекционных школ в г. Ивдель.

          В 2011-2012 учебном году всё наше внимание было уделено совершенствованию, как формы, так и содержания индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ  в интегрированных классах. Обучалось интегрировано 12 человек (в 1-х классах 4 человека, во 2-х классах 3 ребёнка, в 3 -х – 5 человек).  В 1 классах началась реализация нового ФГОС, который именно и несёт идею инклюзивного образования. Работа классных руководителей началась с диагностики  «Школьный старт», результаты которой позволили определить  проблемное поле каждого ребёнка с ОВЗ, также в этом году наши социальные партнёры – психологи Центра психолого-педагогической помощи г. Североуральска провели дополнительное диагностирование обучающихся 1-х классов на предмет готовности к школьному обучению. Проанализировав результаты диагностик, увидели, что проблемы детей  с ОВЗ  по результатам психологической и педагогической диагностик совпали. Это было отражено в правильности выбранных направлений работы с каждым конкретным ребёнком и в содержании самого маршрута. С каждым родителем ребёнка с ОВЗ. была проведена консультация по выявленным проблемам и способам их устранения. В дополнении были проведены углублённые изучения детей с ОВЗ школьными педагогом - психологом и учителем - логопедом. Процесс разработки, корректировки анализа реализации индивидуальных образовательных маршрутов находился под контролем школьного психолого - медико - педагогического консилиума, осуществляющего координацию деятельности педагогов и специалистов.  В рамках реализации модели внеурочной деятельности классные руководители интегрированных классов  осуществляли коррекционную программу У. Князевой « Я учусь учиться», В   конце года были подведены итоги  всей коррекционной работы:  в начале года все первоклассники имели негативное отношение к школе,  к концу – у всех детей с ОВЗ хороший уровень мотивации к школьному обучению. В рамках работы школьного ПМПк проходило разностороннее изучение течения адаптации первоклассников: у всех обучающихся с ОВЗ отмечался частичный уровень физиологического компонента адаптации  (каждый ребёнок перенёс заболевание в адаптационный период, также наблюдалась психосоматическая симптоматика; при изучении деятельностного компонента у каждого ребёнка был выявлен ряд проблем (недоразвитие  речи, низкий уровень развития пространственного анализа, мелкой моторики, необходимость получения индивидуальной помощи, проблемы в эмоциональном компоненте.

В конце года была проведена диагностика развития универсальных учебных действий, использовался при работе учебно-методический комплект «Учимся учиться и действовать», направленный на реализацию комплексного психолого-педагогического подхода к отслеживанию и оценке процесса развития каждого ребёнка. Результаты исследования показали, что в настоящий момент у детей в большей мере развиваются регулятивные универсальные учебные действия, нежели познавательные УУД. Все обучающиеся 1- х классов, в частности дети с ОВЗ, посещают кружки, способствующие развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе. Во 2-3 классах  обучалось в интегрированных классах 8 человек. Для всех этих детей были составлены и утверждены индивидуальные образовательные маршруты, в коррекционную работу активно подключены родители, учитель-логопед. Большинство детей задействованы во внеурочной деятельности.

          Учителя школы обобщали опыт работы на городском семинаре, представляя «Модель внеурочной деятельности», в том числе была представлена работа с детьми с ЗПР, обучающихся интегрировано в обычных классах, учитель - логопед представляла опыт работы с детьми с задержкой психического развития  на заседании окружного методического объединения учителей - логопедов. 

         Проведя анкетирование родителей, сделаны следующие выводы: родители «за» интегрированные классы, так как происходит общение с нормативно развивающимися детьми, что в дальнейшем стимулирует к лучшей работе, существует возможность адаптироваться в нормальном коллективе, преобладает количество положительных примеров.

          Сделаны первые шаги в создании условий  доступного образования для ребёнка - инвалида с ограниченными физическими возможностями (ДЦП). Была приобретена соответствующая мебель, учителем и педагогом - психологом была выстроена программа сопровождения данного ребёнка, в работе были использованы информационные технологии обучения. Наше образовательное учреждение включено в целевую ведомственную программу на 2013 год «Создание безбарьерной среды в общеобразовательных учреждениях Североуральского городского округа для обучения детей - инвалидов и детей с ОВЗ».

 Проанализировав деятельность школы за последние три года,  можно отметить, что есть понимание того, как  реализовывать заданное направление, разработаны отдельные нормативные документы, есть реальные наработки и есть результаты, которые, конечно, не носят глобального характера, ОУ имеет богатый содержательный ресурс для развития инклюзивного подхода:   опыт 50% педагогов школы по обучению и сопровождению детей с ЗПР в классах коррекционно-развивающего обучения, 97 % педагогов прошли обучение по образовательной программе ИРО «Психолого-педагогические условия развития ребёнка с ОВЗ в образовательных учреждениях различных типов и видов», в школе есть специалисты (педагог - психолог, учитель - логопед), для организации сопровождения детей  в условиях образовательного учреждения  функционирует психолого-медико-педагогический консилиум, в ОУ существует система безотметочного обучения, отражающая индивидуальные продвижения ребёнка.

Актуальность проблемы обусловлена тенденцией роста детей с ОВЗ, обучающихся  в обычных классах.  Поэтому  на сегодняшнее время назрела  необходимость в продолжение развития инклюзивной образовательной среды ОУ через  организацию системной психолого-педагогической переподготовки и повышения квалификации педагогов в вопросах инклюзивного обучения, повышение качества образовательного процесса путём использования технологий индивидуально - дифференцированного обучения, организацию научно-методического сопровождения и разработку программно-дидактических материалов для реализации инклюзивного подхода; также недостаточен опыт в выстраивании продуктивного диалога с родителями детей ОВЗ, привлечения их к активному участию и сотрудничеству,  важно повышение нравственного эффекта образования, так как наблюдается   неготовность некоторых участников образовательного процесса, среди которых и дети, и родители, и педагоги принять в своё сообщество ребёнка с ОВЗ, немаловажным является создание технических условий для беспрепятственного доступа детей  - инвалидов в школу.

 

                                   Литература

 

1. Возможность инклюзивного (включённого) образования в интегративном классе общеобразовательной школы // режим доступа http://mamadirektor.

livejournal.com/2188.htm (дата обращения: 03.07.2012)

2.  Инклюзивное образование: вчера, сегодня и завтра. Брошюра по материалам конференции. Самара   2007 г.

3.  Инклюзивное образование. Практическое пособие по поддержке разнообразия в общеобразовательном классе. Тим Лореман, Джоан Деппелер, Давид Харви

4. Малофеев Н.Н. Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы// интернет ресурс технологическая школа № 1299/ режим доступа http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_iovrzpip (дата обращения: 05.07.2012)

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ДОСТУПНОСТИ КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ МБОУ НОШ № 6"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

SMM-менеджер

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей. Внедрение инклюзии обеспечивает  дальнейшую  гуманизацию  образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.  

 

         В нашей школе с 1986 года организованы классы коррекционно-развивающего обучения (КРО), и до сегодняшнего дня они функционируют. Образовательное учреждение имеет лицензию, дающую право преподавания по образовательной программе для детей с задержкой психического развития. С 2009 года  в параллели первых классов  дети с задержкой психического развития начали обучаться в обычных классах, так как не было необходимого количества детей для открытия класса КРО.  Появилась потребность в создании условий для образования  для данной категории детей. С 2009 года образовательное учреждение являлось базовой площадкой ИРО.  В 2009-2010 учебном году мы принимали участие в реализации проекта «Инклюзивное образование как условие социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». За этот период работы был начат сбор данных об обучающихся с ОВЗ, организовано интенсивное теоретическое изучение вопроса о различных организационных формах обучения детей с ОВЗ.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 935 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 302
    • DOCX 25.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мищенко Татьяна Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Мищенко Татьяна Анатольевна
    Мищенко Татьяна Анатольевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 9839
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 326 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 153 человека

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Мини-курс

Основы психологических трансформационных игр

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 32 человека

Мини-курс

Фитнес: особенности занятий и специфика питания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 117 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Мини-курс

Расстройства пищевого поведения: обзор и основы психологической работы

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 21 человек